Водопенные коммуникации пожарного автомобиля правила получения и подачи вмп


Водопенные коммуникации пожарных

Автоцистерн

Водопенные коммуникации - это трубопроводы, краны, вен­тили, задвижки, клапаны, соединяющие лафетный ствол, цис­терну и пенобак с пожарным насосом.

На рис. 9.21 показана принципиальная схема пожарной автоцис­терны АЦ-40(131)137, находящейся на вооружении подразделе­ний МЧС. Этот пожарный автомобиль имеет комбинированное управление водопенными коммуникациями: ручное идистанци­онное с помощью пневмопривода (рис. 9.22).

Рис. 9.21. Принципиальная схема водопенных коммуникаций АЦ-40(131)137: 1 - трубопровод; 2 - пеносмеситель; 3 - заглушка; 4 - крестовина; 5 - вентиль; 6, 13 - клапаны; 7 - пенобак; 8 - вакуумный затвор; 9 - коллектор; 10 - цис­терна; 11 - распределительный клапан; 12 - лафетный ствол; 14, 15 - задвиж­ки; 16 - напорный патрубок; 17 - заглушка; 18 - всасывающий патрубок; 19 -пожарный насос; 20 - пресс-масленка смазки сальников; 21 - пробковый кран; 22 - струйный насос; 23 - дозатор

Рис. 9.22. Водопенные коммуникации АЦ-40(131)137А: 1 - пожарные головки с заглушками 070; 2 - напорные патрубки; 3 - трубопровод для всасывания пенообразователя; 4 - тахометр; 5 - заглушка; 6 - вентиль; 7 - пневмовентиль 032; 9 - гидрозамедлитель; 10, 12 - мановакуумметры; 11 - пневмовентиль; 13 - всасывающий трубопровод из цистерны; 14 - всасывающий патрубок; 15 -заглушка 0125; 16-пеносмеситель; 17 - пневмовентиль на лафетный ствол и цистерну

Дистанционное управление клапанами водопенных комму­никаций на АЦ-40(131)137 осуществляется с помощью пневмо­привода (рис. 9.23).

Согласно схеме пневматический дистанционный привод ра­ботает следующим образом. Сжатый воздух из ресивера пнев­мопривода тормозной системы поступает по трубопроводам че­рез клапан-ограничитель, разобщительный кран к золотнико­вым кранам I, II, IIIколонки управления. Если в тормозной системе давление воздуха будет ниже 550 кПа (5,5 кгс/см2), то клапан-ограничитель перекрывает поступление сжатого воздуха к золотниковым кранам I, II, III колонки управления. С помощью разобщительного крана пневматический привод дистанционного управления при его неисправности отключается от тормозной системы автомобиля, и управление водопенными коммуника­циями будет выполняться вручную.

Рис. 9.23. Схема пневматического дистанционного привода: 1 - пенобак; 2, 8 -клапаны; 3,11- поршни; 4 - пружина; 5 - клапан ДУ-32; 6 - цистерна; 7 - кла­пан ДУ-80; 9 - клапан-распределитель; 10 - шток; 12 - баллон со сжатым воз­духом; 13 - клапан-ограничитель; 14 - разобщительный кран; 15 - золотник; 16-колонка управления; 17 - трубопровод включения «лафетный ствол»; 18 - трубопровод включения «цистерна»

Золотниковые краны обеспечивают: I - работу клапана ДУ-32 подачи пенообразователя от пенобака, II— работу клапана ДУ-80 подачи воды из цистерны в пожарный насос, III - работу крана-распределителя подачи воды из насоса в цистерну или ла­фетный ствол. На рисунке показана колонка управления, где краны I и II находятся в положении «отключено», а кран III -в положении Ц, когда вода поступает из пожарного насоса на заполнение цистерны.

Корпуса кранов I, II, IIIимеют четыре штуцера: А - для под­вода воздуха из пневмопривода тормозной системы; В - для подвода воздуха к клапанам 5, 7 и включения клапана-распределителя для подачи воды из насоса к лафетному стволу.

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Глава 7 насосные установки

Насосные установки состоят из пожарного насоса, привода к нему и органов управления, а также системы трубопроводов и специальной арматуры. Трубопроводы и арматура образуют водопенные коммуникации. Они составляют систему, обеспечивающую регулирование величин подачи насосов и развиваемого ими напора. Насосная установка является главной частью пожарной надстройки, во многом определяющей компоновку автоцистерн.

7.1. Требования к насосным установкам

К насосным установкам пожарных автомобилей предъявляется ряд специфических требований, обусловленных НПБ 163-97, способствующих обеспечению эффективной подачи воды при эксплуатации насоса в различных условиях работы и в различных режимах.

Изложенные требования являются основными, а по желанию заказчика они могут быть изменены или устранены.

Установленные на автоцистернах насосы и системы к ним должны обеспечивать подачу воды и раствора пенообразователя с водородным показателем (рН от 7 до 10, плотностью 1000 кг/м3и массовой концентрацией твердых частиц до 0,5 % при максимальном размере 3 мм).

Привод насоса передает мощность от двигателя к насосу через дополнительную трансмиссию. Во избежание перегрева двигателя потребляемая мощность насосной установки не должна превышать 70 % номинальной мощности двигателя.

Привод должен обеспечивать работу насоса во время стоянки и в движении. Он должен обеспечить включение насоса при холостых оборотах двигателя и выключение при частичной нагрузке на насос.

Насосная установка может размещаться в специальном кормовом отсеке (заднее размещение) или в средней части автомобиля (в салоне). При заднем расположении насосной установки должен предусматриваться обогрев насосного отсека для предотвращения замерзания воды в насосе или трубопроводах в зимних условиях. В различных условиях эксплуатации насосная установка должна эффективно работать без перегрева привода насоса в течение не менее 6 ч.

Специальные требования предъявляются к органам управления насосной установкой. Рукоятки (рычаги) на пульте управления вне кабины боевого расчета должны располагаться слева направо:

рычаг включения вакуумного насоса;

рычаг выключения сцепления;

рычаг регулирования частоты вращения вала насоса.

При расположении насоса в задней части автомобиля органы управления должны быть размещены с левой стороны по ходу движения ПА.

7.2. Арматура водопенных коммуникаций пожарных автоцистерн

Управление потоками огнетушащих веществ в водопенных коммуникациях пожарных автоцистерн производят с помощью вентилей. Оно может осуществляться вручную или устройствами с гидравлическим или пневматическим приводом.

На автоцистернах применяются различные типы конструкций вентилей: краны, вентили трубопроводные, задвижки. При обозначении вентилей указываются его тип, максимальное значение диаметра проходного отверстия. Например, кран Ду-20 означает, что этот вентиль – кран с условным диаметром, равным 200 мм.

Устройство крана Ду-20показано на рис. 7.1. В таком положении трубопровод не перекрыт. При повороте рукоятки8будет вращаться шток5и соединенный с ним шар2с отверстием. При этом будет перекрываться проходное отверстие между отверстием в шаре и отверстиями в коропусе1и штуцере12. Это приведет к уменьшению количества перетекающей жидкости в единицу времени. При повороте рукоятки на 90о отверстие в шаре будет расположено перпендикулярно отверстию в корпусе1и штуцере12. Трубопровод будет перекрыт. Краны используют, главным образом, для перекрытия трубопроводов.

Вентили трубопроводныеприменяют для регулирования количества перетекающей жидкости по трубопроводам и их перекрытия. Устройство наиболее простого вентиля показано на рис. 7.2. При вращении маховика5клапан7будет открывать проходное отверстие в корпусе1. По мере его открытия будет увеличиваться количество перетекающей жидкости.

В вентилях перекрытие проходного отверстия осуществляется с помощью клапана. В технической документации на пожарную технику вентили называют клапанами, если они кроме ручного управления имеют устройства для пневмо- или гидропривода, и задвижками, если привод ручной.

На автоцистернах устанавливают винтовые задвижки(вентили) с условным проходом 70, 40 и 15 мм (Ду-70, Ду-40 и Ду-15). Их устройство показано на рис. 7.3. При вращении маховика5шпиндель7перемещается в латунной гайке4. Она зафиксирована в крышке6двумя винтами. На нижнем конце шпинделя7имеется выточка вокруг его тела. В нее вставлены два полукольца, которые фланцем8двумя винтами закреплены сверху клапана. Поэтому при вращении шпинделя клапан не вращается. Этим обеспечивается надежная посадка клапана на седло и предотвращаются разрушения резиновой прокладки9.

Клапаныприменяются на автоцистернах, где предусмотрено гидравлическое или пневматическое управление водопенными коммуникациями. Клапан Ду-80 (рис. 7.4) служит для открывания и закрывания трубопровода, обеспечивающего поступление воды из цистерны в насос. В цилиндре 6 перемещается поршень 5 с уплотнительными кольцами 4. На штоке поршня устанавливается клапан 11. Его устройство аналогично винтовой задвижке. Поршень 5 отжимается пружиной 9 в нижнюю часть цилиндра. Управление клапаном может осуществляться вручную или сжатым воздухом.

Ручное управление осуществляется при вращении маховика 7по часовой стрелке. Он соединен со шпинделем10, имеющим резьбу. При вращении он будет перемещаться по резьбе втулки, закрепленной в верхней части крышки8. Шпиндель10, упираясь утолщенной частью в торец втулки, зафиксированной во внутренней полости хвостовика поршня, будет перемещать поршень и клапан11. Вода при этом будет поступать из цистерны к насосу. При вращении маховика7против часовой стрелки клапан перекроет доступ воды из цистерны в насос.

Управление сжатым воздухом осуществляется при поступлении воздуха через штуцер 2в цилиндр6. Под давлением сжатого воздуха поршень5будет перемещаться вверх, сжимая пружину9, и поднимет клапан11. При стравливании воздуха из цилиндра под действием разжимающейся пружины поршень будет перемещаться вниз и закроет отверстие. Аналогично описанному устроен клапан Ду-32, применяемый для включения баков с пенообразователем. Они различаются только диаметрами проходных сечений, закрываемых клапанами.

Клапаны Ду-80 и Ду-32 открываются с помощью сжатого воздуха. Поэтому, если они были открыты вручную, управление ими с помощью сжатого воздуха невозможно.

Водопенные коммуникации. Пожарные насосы, цистерны и баки для огнетушащих веществ на пожарных автоцистернах соединены системой трубопроводов с перекрывной арматурой. Образовавшуюся систему называют водопенными коммуникациями (ВПК).

ВПК обеспечивают выполнение следующих функций:

заполнение цистерны водой из водоема, от гидранта, а также из других цистерн;

подачу воды в рукавные линии или лафетный ствол при ее заборе из цистерны, гидранта, водоема;

подачу пенообразователя из пенобака к смесителю;

подачу раствора пенообразователя в рукавные линии, лафетный ствол;

забор пенообразователя из другой цистерны;

забор пенообразователя из цистерны, если она заполнена им вместо воды;

промывку водой системы подачи пенообразователя.

К насосу и ВПК предъявляются ряд общих требований. Они должны выдерживать статическое пробное давление не менее 1,5 Рном в течение трех минут без разрушений и остаточных деформаций. В системе и цистернах должен полностью обеспечиваться слив воды и удаление пенообразователя.

Принципиальные схемы ВПК на всех автоцистернах практически одинаковы. На различных автоцистернах они могут иметь разное конструктивное исполнение. Управление водопенными коммуникациями может осуществляться заслонками или вентилями. В последнем случае их привод может быть смешанным, т.е. он может осуществляться вручную или с помощью пневмо- или гидропривода. В зависимости от типа установленного пожарного насоса могут использоваться различные вакуумные насосы. На АЦ могут отсутствовать отдельные элементы, например лафетные стволы и т.д.

Принципиальная схема ВПК автоцистерн представлена на рис. 7.5. Насос 1соединен серией трубопроводов с цистерной6, пенобаком4, лафетным стволом5. Они при включении находящихся на них задвижек, клапанов и вентилей обеспечивают выполнение всех функций ВПК.

Подача воды из цистерны.При открытом вакуумном кранеди вентиле на трубопроводеавода заполняет насос1. Перекрыв вакуумный кран и открыв задвижку7, если к патрубку присоединены напорные рукава, возможно включать насос1и подавать воду к стволу.

Путь воды: 6,а,б,1,7, рукавная линия.

Подача воды из открытого водоемаили водопроводной сети. Путь воды: всасывающие рукава,б,1,7илиб,1,7,е,5илиб,1,ж,6.

Подача пенообразователя из бенобака 4.При включенных вентиле на трубопроводеги кране на пеносмесителе2включится в работу струйный насос пеносмесителя водой, поступающей из коллектора насоса1. Пенообразователь по трубопроводугпоступит к пеносмесителю2и далее во всасывающий трубопроводб. Раствор пеносмесителя из насоса1может поступать в лафетный ствол5или через задвижки7к рукавным линиям.

При закрытом вентиле на трубопроводе гпенообразователь может поступать в насос от другой цистерны, подсоединенный к штуцеру тройника3.

Промывка системы подачи пены.Промывка системы может осуществляться при включенном вентиле на трубопроводезводой из цистерны6. Путь воды:6,з,г,б,1,7, рукавная линия (или лафетный ствол). При этом из насосной установки будут удалены остатки пенообразователя.

Промывка насосной установки может быть осуществлена и водой, подаваемой из другой емкости в штуцер тройника 3на трубопроводег.

Управление работой насосной установкии контроль ее функционирования осуществляются рядом приборов. К ним относятся: вакуумметр М, тахометр для измерения частоты вращения вала насоса, термометр и часы. На различных автоцистернах устанавливается разное число контрольно-измерительных приборов.

Водопенные коммуникации разных пожарных автомобилей и насосов имеют конструктивные и монтажные особенности, принципиальные же их схемы одинаковы. Управление водопенными коммуникациями в большинстве случаев ручное. Их устройство и управление ими рассмотрим на принципиальных схемах некоторых ПА.

studfiles.net

Арматура водопенных коммуникаций пожарных автоцистерн

Управление потоками огнетушащих веществ в водопенных коммуникациях пожарных автоцистерн производят с помощью вентилей. Оно может осуществляться вручную или устройствами с гидравлическим или пневматическим приводом.

На автоцистернах применяются различные типы конструкций вентилей: краны, вентили трубопроводные, задвижки. При обозначении вентилей указываются его тип, максимальное значение диаметра проходного отверстия. Например, кран Ду-20 означает, что этот вентиль – кран с условным диаметром, равным 200 мм.

Устройство крана Ду-20 показано на рис. 7.1. В таком положении трубопровод не перекрыт. При повороте рукоятки 8 будет вращаться шток 5 и соединенный с ним шар 2 с отверстием. При этом будет перекрываться проходное отверстие между отверстием в шаре и отверстиями в коропусе 1 и штуцере 12. Это приведет к уменьшению количества перетекающей жидкости в единицу времени. При повороте рукоятки на 90о отверстие в шаре будет расположено перпендикулярно отверстию в корпусе 1 и штуцере 12. Трубопровод будет перекрыт. Краны используют, главным образом, для перекрытия трубопроводов.

Вентили трубопроводные применяют для регулирования количества перетекающей жидкости по трубопроводам и их перекрытия. Устройство наиболее простого вентиля показано на рис. 7.2. При вращении маховика 5 клапан 7 будет открывать проходное отверстие в корпусе 1. По мере его открытия будет увеличиваться количество перетекающей жидкости.

В вентилях перекрытие проходного отверстия осуществляется с помощью клапана. В технической документации на пожарную технику вентили называют клапанами, если они кроме ручного управления имеют устройства для пневмо- или гидропривода, и задвижками, если привод ручной.

На автоцистернах устанавливают винтовые задвижки (вентили) с условным проходом 70, 40 и 15 мм (Ду-70, Ду-40 и Ду-15). Их устройство показано на рис. 7.3. При вращении маховика 5 шпиндель 7 перемещается в латунной гайке 4. Она зафиксирована в крышке 6 двумя винтами. На нижнем конце шпинделя 7 имеется выточка вокруг его тела. В нее вставлены два полукольца, которые фланцем 8 двумя винтами закреплены сверху клапана. Поэтому при вращении шпинделя клапан не вращается. Этим обеспечивается надежная посадка клапана на седло и предотвращаются разрушения резиновой прокладки 9.

Клапаны применяются на автоцистернах, где предусмотрено гидравлическое или пневматическое управление водопенными коммуникациями. Клапан Ду-80 (рис. 7.4) служит для открывания и закрывания трубопровода, обеспечивающего поступление воды из цистерны в насос. В цилиндре 6 перемещается поршень 5 с уплотнительными кольцами 4. На штоке поршня устанавливается клапан 11. Его устройство аналогично винтовой задвижке. Поршень 5 отжимается пружиной 9 в нижнюю часть цилиндра. Управление клапаном может осуществляться вручную или сжатым воздухом.

Ручное управление осуществляется при вращении маховика 7 по часовой стрелке. Он соединен со шпинделем 10, имеющим резьбу. При вращении он будет перемещаться по резьбе втулки, закрепленной в верхней части крышки 8. Шпиндель 10, упираясь утолщенной частью в торец втулки, зафиксированной во внутренней полости хвостовика поршня, будет перемещать поршень и клапан 11. Вода при этом будет поступать из цистерны к насосу. При вращении маховика 7 против часовой стрелки клапан перекроет доступ воды из цистерны в насос.

Управление сжатым воздухом осуществляется при поступлении воздуха через штуцер 2 в цилиндр 6. Под давлением сжатого воздуха поршень 5 будет перемещаться вверх, сжимая пружину 9, и поднимет клапан 11. При стравливании воздуха из цилиндра под действием разжимающейся пружины поршень будет перемещаться вниз и закроет отверстие. Аналогично описанному устроен клапан Ду-32, применяемый для включения баков с пенообразователем. Они различаются только диаметрами проходных сечений, закрываемых клапанами.

Клапаны Ду-80 и Ду-32 открываются с помощью сжатого воздуха. Поэтому, если они были открыты вручную, управление ими с помощью сжатого воздуха невозможно.

Водопенные коммуникации. Пожарные насосы, цистерны и баки для огнетушащих веществ на пожарных автоцистернах соединены системой трубопроводов с перекрывной арматурой. Образовавшуюся систему называют водопенными коммуникациями (ВПК).

ВПК обеспечивают выполнение следующих функций:

заполнение цистерны водой из водоема, от гидранта, а также из других цистерн;

подачу воды в рукавные линии или лафетный ствол при ее заборе из цистерны, гидранта, водоема;

подачу пенообразователя из пенобака к смесителю;

подачу раствора пенообразователя в рукавные линии, лафетный ствол;

забор пенообразователя из другой цистерны;

забор пенообразователя из цистерны, если она заполнена им вместо воды;

промывку водой системы подачи пенообразователя.

К насосу и ВПК предъявляются ряд общих требований. Они должны выдерживать статическое пробное давление не менее 1,5 Рном в течение трех минут без разрушений и остаточных деформаций. В системе и цистернах должен полностью обеспечиваться слив воды и удаление пенообразователя.

Принципиальные схемы ВПК на всех автоцистернах практически одинаковы. На различных автоцистернах они могут иметь разное конструктивное исполнение. Управление водопенными коммуникациями может осуществляться заслонками или вентилями. В последнем случае их привод может быть смешанным, т.е. он может осуществляться вручную или с помощью пневмо- или гидропривода. В зависимости от типа установленного пожарного насоса могут использоваться различные вакуумные насосы. На АЦ могут отсутствовать отдельные элементы, например лафетные стволы и т.д.

Принципиальная схема ВПК автоцистерн представлена на рис. 7.5. Насос 1 соединен серией трубопроводов с цистерной 6, пенобаком 4, лафетным стволом 5. Они при включении находящихся на них задвижек, клапанов и вентилей обеспечивают выполнение всех функций ВПК.

Подача воды из цистерны. При открытом вакуумном кране д и вентиле на трубопроводе а вода заполняет насос 1. Перекрыв вакуумный кран и открыв задвижку 7, если к патрубку присоединены напорные рукава, возможно включать насос 1 и подавать воду к стволу.

Путь воды: 6, а, б, 1, 7, рукавная линия.

Подача воды из открытого водоема или водопроводной сети. Путь воды: всасывающие рукава, б, 1, 7 или б, 1, 7, е, 5 или б, 1, ж, 6.

Подача пенообразователя из бенобака 4. При включенных вентиле на трубопроводе г и кране на пеносмесителе 2 включится в работу струйный насос пеносмесителя водой, поступающей из коллектора насоса 1. Пенообразователь по трубопроводу г поступит к пеносмесителю 2 и далее во всасывающий трубопровод б. Раствор пеносмесителя из насоса 1 может поступать в лафетный ствол 5 или через задвижки 7 к рукавным линиям.

При закрытом вентиле на трубопроводе г пенообразователь может поступать в насос от другой цистерны, подсоединенный к штуцеру тройника 3.

Промывка системы подачи пены. Промывка системы может осуществляться при включенном вентиле на трубопроводе з водой из цистерны 6. Путь воды: 6, з, г, б, 1, 7, рукавная линия (или лафетный ствол). При этом из насосной установки будут удалены остатки пенообразователя.

Промывка насосной установки может быть осуществлена и водой, подаваемой из другой емкости в штуцер тройника 3 на трубопроводе г.

Управление работой насосной установки и контроль ее функционирования осуществляются рядом приборов. К ним относятся: вакуумметр М, тахометр для измерения частоты вращения вала насоса, термометр и часы. На различных автоцистернах устанавливается разное число контрольно-измерительных приборов.

Водопенные коммуникации разных пожарных автомобилей и насосов имеют конструктивные и монтажные особенности, принципиальные же их схемы одинаковы. Управление водопенными коммуникациями в большинстве случаев ручное. Их устройство и управление ими рассмотрим на принципиальных схемах некоторых ПА.

Дата добавления: 2016-07-22; просмотров: 1672; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Похожие статьи:

poznayka.org

Подача пены от автомобиля без и с установкой на водоисточник

Главная / Статьи / Пожарная тактика / Пожаротушение

  1. Присоединить выкидной рукав и генератор ГВП (воздушно-пенный ствол).
  2. Проверить закрытие заглушки всасывающего штуцера, сливного краника и других вентилей.
  3. Открыть вентиль из цистерны.
  4. Выпустить воздух через вакуум-клапан до заполнения насоса водой (как при подаче воды) и закрыть его.
  5. Открыть пробковый кран пеносмесителя (10).
  6. Установить дозу краном (8).
  7. Открыть вентиль из пенобака (6).
  8. Включить сцепление.
  9. Прибавить газ до 3-4 атм. по манометру и поработать насосом 5-10 сек.
  10. Открыть выкидной штуцер.
  11. Прибавить давление до 6-7 атм.

Основные ошибки

Те же, что и при подаче воды из цистерны, а именно:

  1. Подача воды в линию без предварительного заполнения насоса водой.
  2. Выпуск воздуха через вакуум-клапан при включенном насосе.
  3. Резкое включение сцепления.
  4. Включение и выключение насоса при больших оборотах двигателя.

Дополнения и пояснения

  1. Выдержка работающего насоса с пеносмесителем перед подачей воды в линию делается для накопления нужной концентрации пенообразователя. В этом случае из ствола (генератора) обеспечивается сразу выход качественной пены без потери воды.
  2. Для подсоса пенообразователя достаточно держать на насосе 3-4 атм. Поскольку большее давление затрудняет открывание выкидного штуцера, рабочий режим 6-7 атм. Лучше устанавливать после его открытия.
Установка АЦ на водоисточник

С установкой на водоем

  • Взять воду из водоема любым из способов, описанным в 1-м разделе и дать ее в линию к пенному стволу (например, пеногенератору ГПС-600).
  • Установить рабочее давление 6-7 атм.
  • Открыть пробковый кран пеносмесителя (10).
  • Установить дозу краном (8).
  • Открыть вентиль из пенобака (6).

Основные ошибки

Те же, что и при подаче воды из цистерны, а также включение пеносмесителя раньше, чем будет открыт выкидной штуцер насоса.

Дополнения и пояснения

  1. Для быстрого накопления дозы пенообразователя дозирующий кран сначала открывается полностью, а когда из ствола (генератора) пойдет качественная пена, дозу убавляют до нормы.
  2. Работать насосом при закрытых выкидных штуцерах для накопления дозы нельзя, так как при этом происходит обрыв водяного столба.

С установкой на гидрант

Установка АЦ на пожарный гидрант
  • Установить автомобиль на пожарный гидрант.
  • Присоединить выкидную линию со стволом ВПС (генератором ГВП) и открыть полностью гидрант и колонку.
  • Включить насос и дать в линию давление 6-7 атм.
  • Если после этого давление на всасывающем штуцере насоса (подпор) будет выше 2-х атм, его надо убавить прикрытием шиберов колонки и снова отрегулировать давление на выходе насоса.
  • Открыть пробковый кран пеносмесителя (10).
  • Открыть вентиль из пенобака (6).
  • Установить дозу краном (8).

Основные ошибки

  1. Попытка регулировать подпор воды при закрытом выкидном штуцере или регулировка его при выключенном насосе.
  2. Открывание вентиля из пенобака раньше, чем на насосе будет создано необходимое давление.

Дополнения и пояснения

  1. Для быстрого накопления концентрации пенообразователя дозирующий кран сначала открывается полностью.
  2. При подпоре воды более 2-х атм. пеносмеситель работать не будет, но и меньше 1 атм. Подпор оставлять нежелательно, т. к. во время работы давление в водопроводе может понизиться.
  3. В тех случаях, когда ограничить подпор нечем (например при неисправности шиберных заслонок), для работы пеносмесителя необходимо повысить напор на выходе насоса, при этом он должен быть на 1 атм. больше 2-кратного подпора. Например. При подпоре от гидранта 4 атм. для нормальной работы пеносмесителя необходимо создать давление не менее 9 атм. из расчета: 4 атм. х 2 + 1 атм. = 9 атм.

Забор пенообразователя из внешней емкости

Подача пены с забором пенообразователя от внешней емкости
  • Снять пробку со штуцера (7) и на ее место присоединить шланг.
  • Второй конец шланга опустить в емкость с пенообразователем.
  • Проверить, закрыт ли дозирующий кран (8) пеносмесителя.
  • Взять воду из водоисточника и подать в линию под напором 6-7 атм.

При подаче воды от гидранта необходимо отрегулировать подпор, как это описано в предыдущем разделе «Подача пены с установкой автомобиля на гидрант».

  • Открыть пробковый кран пеносмесителя (10).
  • Установить дозу краном (8).

Основные ошибки те же, что и при подаче воды.

Дополнения и пояснения

Извлечение из пенала АЦ всасывающего рукава диаметром 125 мм
  1. Данный способ применяется в тех случаях, когда в баке автомобиля пенообразователя нет или недостаточно. Наиболее вероятно применение его с установкой автомобиля на гидрант или водоем, т.к. при работе от цистерны емкости пенобака достаточно.
  2. При работе от посторонней емкости требуется плотное закрывание дозирующего крана, особенно при заборе воды из водоема. Если дозирующий кран не перекрывается, то в насос вместо воды будет подсасываться один пенообразователь. Такое положение существует на насосах ПН-З-КФ и ПН-40-У, где конструкцией не предусмотрено полное перекрытие дозирующего крана.

Дополнительный материал по теме:

fireman.club

Водопенные коммуникации пожарных автоцистерн других типов

На пожарных автоцистернах АЦ-30 (130)-63А, АЦ-30 (53А)-106Б, а также автонасосах АН-30 (130)-64А и АНР-40 (130)-127А принципиальные схемы водопенных коммуникаций и их устройство незначительно отличаются от представленной на рис. 5.5. На этих пожарных автомобилях отсутствуют линии на лафетный пожарный ствол. Кроме того, управление водопен-ными коммуникациями на них предусмотрено только ручное. Поэтому клапаны Ду-80 и Ду-32 заменены на вентили.

У пожарной автоцистерны АЦ-40 (131)-42Б пневматический — привод используется только для приведения в действие распределительного клапана.

На автонасосах не имеется автоцистерн и лафетных стволов. Поэтому их водопенные коммуникации включают коллектор, напорные и всасывающий трубопроводы и коммуникации для подачи пены. Последние имеют такое же устройство как и у автоцистерн.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

На напорных линиях у коллекторов установлены шаровые краны или задвижки Ду-70 на АНР-40 (130J-127A.

Водопенные коммуникации пожарного автомобиля АЦ-40 (103Г1) 181 (рис. 5.8). Насосная установка этого пожарного автомобиля размещена в средней части машины. Поэтому в водопенных коммуникациях имеются два всасывающих патрубка. Особенностью является также наличие двух баков с пенообразователем вместимостью по 280 л каждый. Соединение пено-баков с пеносмесителем типа ПС-5 производится с помощью клапанов типа Ду-32. Эти клапаны имеют ручной и пневматический приводы. Пробковые краны имеют только ручной привод. Пенообразователь можно подавать в систему из посторонней емкости через штуцер «а», открывая пробковый кран. Через этот кран возможно подавать воду для промывки пеносмесителя. Цистерна вместимостью 5000 л воды подключается к насосу типа ПН-40У с помощью клапана Ду-80. Клапан может приводиться в действие вручную или с помощью сжатого воздуха. Цистерна может заправляться водой от насоса. Вода при этом подается в коллектор и через вентиль Ду-40 поступает в цистерну. От коллектора вода через задвижки типа Ду-70 подается в лафетный ствол и к напорным трубопроводам. Мановакуумметры, а также тахометр обеспечивают контроль работы насосной установки.

Лафетный ствол установлен на крыше кабины, управление стволом только ручное и осуществляется через люк. Поворот в горизонтальной и вертикальной плоскостях производится с помощью рукоятки. Лафетный ствол комплектуется насадками для подачи воздушно-механической пены или воды. Вода (или раствор пенообразователя) подается насосом по трубопроводу при открытой задвижке.

Рис. 5.9. Дистанционное управление водопенными коммуникациями: 1 — баллон воздушный; 2 — клапан-ограничитель; 3 — колонка управления; 4 — клапан Ду-32; 5 — клапан Ду-80

Дистанционное пневматическое управление водопенными коммуникациями осуществляется в соответствии со схемой рис. 5.9. На колонке управления имеются только два крана. Один из них включает клапан 5 типа Ду-80, а второй — два клапана типа Ду-32.

Водопенные коммуникации АЦ-40 (131)-153. Пожарный автомобиль АЦ-40 (131)-153 предназначен для работы в условиях низких температур. В цистерне имеется теплообменник для нагрева воды, подаваемой в рукавные линии. Это и обусловило особенности водопенных коммуникаций. В водопенных коммуникациях (рис. 5.10) используются арматура и приборы, описанные раньше. Насосная установка размещена в средней части автомобиля. Насос типа ПН-40У имеет два всасывающие патрубка, выходящие на левую и правую стороны автомобиля в средней части. По трубопроводу вода из насоса поступает в теплообменник системы охлаждения автомобиля и по трубопроводу возвращается во всасывающую полость насоса.

Водопенные коммуникации обеспечивают забор воды из цистерны 16 (ее вместимость 2340 л), а посредством всасывающих патрубков — из открытого водоема или водопроводной сети.

Клапан Ду-80 может открываться вручную или с помощью сжатого воздуха. Вода под давлением подается в коллектор и через задвижки или типа Ду-70 в напорные трубы или в лафетный ствол. Пенообразователь поступает в пеносмеситель из пенобака (его вместимость 150 л) или из посторонней емкости, подключаемой к патрубку пробкового крана типа Ду-32. Промывка пеносмесителя возможна при подаче воды через штуцер или к крану.

Рис. 5.10. Схема коммуникаций АЦ-40 (131)-153: 1 — насос; 2,9 — мановакуумметры; 3 — всасывающий па« трубок; 4, 5 — трубопроводы с кранами к теплообменнику; 6 — напорный трубопровод; 7, 12 — задвижки Ду-70; 8 — коллектор; 10 — тахометр; 11 — лафетный ствол; 13 — вентиль Ду-25; 14 — линия дозировки; 15 — клапан поплавковый дозирующий; 16 — цистерна; 17 — пенобак; 18 — кран; 19 — штуцер; 20 — кран пробковый; 21 — клапан Ду-80; 22 — трубопровод цистерна—насос; 23 — линия пенная; 24 — трубопровод наполнения цистерны; 25 — вентиль Ду-15; 26 — кран пробковый Ду-32; 27 — вентиль Ду-40; 23 — пеносмеситель

Подача нагретой воды в рукавные линии при работе от открытого источника производится следующим образом. Вентиль Ду-40 должен быть закрыт, а вентиль типа Ду-15 следует открыть. Для притока воды в насос необходимо открыть кран пеносмесителя и установить стрелку пеносмесителя на отметку, что означает дозировку (40—50 л/мин). Пеносмеситель будет подсасывать подогретую воду из цистерны и подавать ее в насос.

Во время работы насоса с подогревом вода расходуется из цистерны, и для компенсации расхода предусмотрено ее пополнение, которое осуществляется следующим образом. При открытом вентиле типа Ду-25 вода из насоса поступает по трубопроводу к поплавковому дозирующему клапану, установленному в цистерне. При снижении уровня воды в цистерне поплавок опускается и включает специальный клапан, через который вода проходит в цистерну.

Лафетный ствол установлен на крыше кабины. Он комплектуется насадками для подачи воды или воздушно-механической пены. Управление стволом дистанционное с ручным механическим приводом из кабины. Поворот в горизонтальной плоскости осуществляется рукояткой, перемещение ствола в вертикальной плоскости производится вращением маховика привода. Вода в ствол подается от коллектора насоса.

Рекламные предложения:
Читать далее: Водопенные коммуникации пожарной автоцистерны АЦ-40 (375) ЦА-102А

Категория: - Пожарные автомобили

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru

Водопенные коммуникации пожарной автоцистерны АЦ-40 (131)-137

Принципиальная схема водопенных коммуникаций представлена на рис. 5.5.

При рассмотрении работы будем использовать только ручной привод. В исходном положении все вентили, краны и задвижки должны быть закрыты.

Забор воды

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Забор воды из цистерны производится по трубопроводу при открытом клапане типа Ду-80, а из открытого водоема с помощью всасывающих рукавов, подсоединяемых к всасывающему патрубку насоса. Забор воды из водопроводной сети производится колонкой, установленной на гидрант. Разрежение во всасывающей полости создается газоструйным вакуум-аппаратом, который соединяется со всасывающей полостью вакуумным клапаном. От коллектора по трубопроводу при открытой винтовой задвижке вода подается в распределительный клапан, а от него в цистерну или к лафетному стволу. Задвижку необходимо открывать перед выездом, если предполагается работа лафетным стволом на ходу автомобиля. По трубопроводу при открытой задвижке цистерну можно заполнить водой от водоисточника или из водоема. При этом распределительный клапан должен быть поставлен в положение «цистерна».

К задвижкам присоединены напорные трубы с соединительными головками для подсоединения напорных рукавов. Эти трубы закрыты заглушками.

Подача воды

Подача ручного ствола первой помощи. Вода из цистерны при открытом клапане по трубопроводу поступает в насос. Из насоса вода поступает в коллектор, и при открытии задвижки она подается в напорные трубы и в присоединенные к ним рукавные линии

Рис. 5.5. Принципиальная схема водопенных коммуникаций: 1 — масленка; 2 — пеносмеситель; 3 — ниппель; 4, 20 — заглушки; 5 — вентиль; 6, 15 — клапаны; 7 — пенобак; 8 — тахометр; 9 — вакуумный кран; 10 — коллектор; 11, 22 —-мановакуумметры; 12 — цистерна; 13 — распределительный клапан; 14 — лафетный ствол; 16, 21 — трубопроводы; 17, 18 — задвижки; 15 — напорная труба; 23 — пожарный насос

Подача воды лафетным стволом из цистерны. Для подачи воды лафетным стволом необходимо открыть клапан, напорную задвижку. Кроме того, распределительный клапан следует предварительно поставить в положение «лафетный ствол».

Подача воды ручными стволами или лафетным стволом при ее заборе из открытого водоема. Сняв заглушку, подсоединяют к всасывающему патрубку насоса всасывающие пожарные рукава. С помощью вакуумной системы производится забор воды. При открытых задвижках вода подается в лафетный или ручные стволы через рукавные линии, подсоединенные к напорным трубам.

Подача воды стволами при ее заборе из водопроводной сети. Сняв заглушку с всасывающего патрубка насоса, с помощью колонки осуществляют забор воды из гидранта. Подача воды насосом производится, как указано выше.

Подача водного раствора пенообразователя

Поступление пенообразователя в насос возможно из пенобака, посторонней емкости, подключенной к ниппелю при снятой заглушке, и цистерны (если она вместо воды заполнена пенообразователем). При всех способах забора и подачи воды к стволам можно подавать водный раствор пенообразователя. Для этого необходимо включить пеносмеситель 2, открыв его кран и вентиль. При этом, пенообразователь из бака по трубопроводу поступит к пеносмесителю и от него по трубопроводу будет поступать во всасывающую полость насоса. Подача насосом водного раствора пенообразователя будет осуществляться, как описано при подаче воды.

Подачу пенообразователя в пеносмеситель можно осуществить из посторонней емкости. Для этого необходимо снять заглушку с ниппеля и подсоединить к ней шланг от внешней емкости с пенообразователем. При этом пенообразователь (клапан должен быть закрыт), как описано выше, будет поступать в насос. Если цистерна заполнена пенообразователем, то его поступление в пеносмеситель будет происходить при открытом вентиле и закрытом клапане.

Промывка системы пеносмесителя

Пенообразователь вызывает коррозию металлов. Поэтому после работы системы ее необходимо промывать водой. Промывка может осуществляться водой из цистерны или из посторонней емкости. При открытом вентиле и работающем насосе необходимо включить кран пеносмесителя. Вода из цистерны пойдет по трубопроводам через вентиль, ниппель, пеносмеситель во всасывающую полость насоса. Остатки пенообразователя будут удалены из трубопроводов и пеносмесителя. Промывка системы от посторонней емкости производится как и подача пенообразователя.

Рекламные предложения:
Читать далее: Пневматическое дистанционное управление клапанами водопенных коммуникаций на АЦ-40 (131)-137

Категория: - Пожарные автомобили

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru


Смотрите также

Содержание, карта сайта.