Внеплановая выездная проверка проводится органом федерального государственного пожарного надзора


Особенности плановой и внеплановой пожарной проверки на предприятии

Ужесточение проверок пожарной безопасности стало последствием введения в силу в сентябре 2012 года нового регламента МЧС. Особенно это касается предприятий, расположенных в зоне повышенного риска по пожароопасности. Поэтому адаптационный период перехода к новым правилам запланирован на протяжении 2 лет. В чем отличия новых и старых правил, что должен знать глава предприятия при проведении проверки пожарной безопасности?

Сотрудники госпожнадзора должны проверять состояние пожарной защиты на объектах, куда входят здания, помещения, технологическое оборудование и т. д. Проверки бывают плановые и внеплановые, детальные и контрольные. Общее для всех типов проверок в том, что они проводятся непосредственно с выездом на объект.

Если раньше предлогом для плановой проверки был 3-летний срок со дня предыдущей, то сейчас при изменении класса предприятия по пожарной безопасности проверка назначается заново. Согласно Федеральному Закону № 69-Ф3, при сдаче помещения или объекта в аренду, ответственность за соблюдение норм лежит на владельцах, кроме случаев, если в договоре аренды этот факт не зафиксирован.

При проведении проверки предприниматель (должностное лицо) должен знать права, уметь их отстаивать, ссылаясь на статьи нормативно-правовой базы. Но регламент защищает права и предприятий. При несогласии с пожарным инспектором есть 14-дневный срок, на протяжении которого можно обжаловать предписание в вышестоящей инстанции или руководству проверяющего без обращения в суд.

Закон № 294-ФЗ определяет права предпринимателей и юридических лиц при проведении проверки. Правила проведения проверки регламентированы ст. 1. в Законе «О пожарной безопасности». Пожарный надзор включает перечень административных функций, изложенных в приказе МЧС № 517 от 1.10.07 г. Регулярность плановых проверок не может быть чаще раза в три года. Для предприятий и предпринимателей, сферы здравоохранения, образования и оказания соцуслуг, согласно постановлению № 944 от 23.11.2009, проверки осуществляются ежегодно (соцуслуги и образование) или раз в 24 мес. (медицина). Информацию о плановых проверках обязательно размещают на сайтах ГПН и Генпрокуратуры. Перед проверкой направляют официальное письмо в срок минимум три рабочих дня перед её началом.

Правила проведения проверок

Максимальная длительность проверки не должна быть больше 20 рабочих дней. Если субъект хозяйственной деятельности относится к малым или микропредприятиям, срок сокращается соответственно до 50 и 15 часов в год. Только в исключительных случаях проверку удлиняют на 20 дней по отношению к большим и средним субъектам, 15 часов – к малым и микропредприятиям. В перечень предприятий малого бизнеса входят объекты с численностью людей до 100 человек, на микропредприятиях работает не более 15 сотрудников.

Внеплановая проверка проводится при истечении срока предписания об исправлении нарушений пожарной безопасности (обязателен звонок инспектора за сутки до этого); при изменении условий противопожарного режима согласно решению управляющих организаций или компетентных органов, наличии приказа Президента РФ или правительственных структур; техническом изменении, ремонте или реконструкции объекта, о чём сообщил собственник (с изменением класса пожарной безопасности). Основанием для ее проведения является поступление информации от третьих лиц о фактах нарушения пожарной безопасности (создание угрозы жизни либо здоровью людей, животных, растительных массивов, ценного имущества, при условии идентификации лица, написавшего его). О внеплановой проверке (кроме проверки по информации третьих лиц) сообщают минимум за сутки.

Целевые (внеплановые) проверки могут быть на предприятиях, работающих сезонно и круглосуточно, при необходимости проверки исправности систем и оборудования. Строительство нового объекта сопровождается проведением его экспертизы, включая пожарную безопасность. Плановую проверку при этом проводят через 3 года после ввода в эксплуатацию.

При перепрофилировании объекта и обнаружении нарушений выдается предписание, с указанием замечаний. В определенные сроки должно быть выполнено их устранение. Если собственник не согласен с ними, копия предписания отправляется в прокуратуру и вопрос решается в судовом порядке.

Внеплановую проверку по обращению третьих лиц проводят при согласовании с прокуратурой. Если стоит прямая угроза жизни людей, проверка проводится незамедлительно, с уведомлением органа прокуратуры об обязательном принятии мер контроля, на которое должно в течение суток быть принято решение.

На что стоит обратить внимание при проверке?

Перед проверкой проводят ознакомление руководства с распоряжением о проверке, полномочиями органа ГПН, задачами и целями проверки, объемом и длительностью мероприятий, количеством экспертов. Распоряжение заверяет руководитель органа ГПН (его заместитель), с точным указанием фамилии и данных проверяющего лица, которое предъявляет служебное удостоверение. При проведении плановой проверки привлекают в случае необходимости экспертов из соответствующих учреждений и организаций, аккредитованных в различных сферах (они не находятся в трудовых и правовых отношениях с объектом проверки или проверяющим органом).

По окончании проверки составляют акт (два экземпляра), к которому присоединяются приложения – экспертные заключения, протоколы образцов продукции, объяснения сотрудников, предписания об ликвидации нарушений. Если руководителя или полномочного представителя нет на рабочем месте, или они отказываются принять документы, акт отправляют заказным письмом.

При проверке инспектор может проверять выполнения только тех требований, которые находятся в сфере его компетенции (нельзя требовать документов и их копий, образцов продукции, не относящихся к объекту проверки или увеличивать их количество вопреки нормам отбора). Проверка при отсутствии руководителя или его представителя запрещена, кроме случаев, когда она обусловлена законодательными решениями РФ. Запрещено увеличивать сроки проверки и оглашать служебную, коммерческую и прочую секретную информацию, выполнять оплачиваемые предприятием мероприятия по проверке безопасности.

В перечень документации входят сведения о правоустановлении статуса объекта, распорядительные документы, техническая и технологическая документация, декларация пожарной безопасности, арендные договоры, сертификаты выпускаемой продукции, предписания органов ГПН о нарушениях. Оценивают направление деятельности руководителей хозяйственного субъекта, проводят визуальный осмотр объекта и экспертизу (расследование) при нарушении пожарной безопасности. Эти действия проводятся в присутствии руководителя (уполномоченного лица) проверяемого предприятия.

Распоряжение прокурора также является юридическим основанием проведения целевой проверки (в случае поступления обращений и жалоб в орган прокуратуры, информации в СМИ). Следует заметить, что плановая проверка не проводится в случаях заключения собственником договора страхования о возмещении ущерба в отношении третьих лиц.

Проверка выполняется только инспекторами ГПН (ст. 6 Закона № 69 – Ф3), которые относятся к федеральным органам власти (к примеру, начальники пожарных отрядов это делать не имеют права). Инспектор ГПН проверяет приказы о соблюдении требований пожарной безопасности, планы эвакуации, средства оповещения, наличие противопожарной сигнализации, средств пожаротушения, пожарных кранов и их комплектов, технические показатели электросетей, эвакуационные выходы (которые обозначают светящимися табло), состояние путей эвакуации.

Зная «подводные камни» проверки, легко пройти через них. При выполнении пожарного аудита проверка не проводится, поэтому об этом стоит задуматься руководителям часто проверяемых организаций и фирм.

Page 2

Ужесточение проверок пожарной безопасности стало последствием введения в силу в сентябре 2012 года нового регламента МЧС. Особенно это касается предприятий, расположенных в зоне повышенного риска по пожароопасности. Поэтому адаптационный период перехода к новым правилам запланирован на протяжении 2 лет. В чем отличия новых и старых правил, что должен знать глава предприятия при проведении проверки пожарной безопасности?

Сотрудники госпожнадзора должны проверять состояние пожарной защиты на объектах, куда входят здания, помещения, технологическое оборудование и т. д. Проверки бывают плановые и внеплановые, детальные и контрольные. Общее для всех типов проверок в том, что они проводятся непосредственно с выездом на объект.

Если раньше предлогом для плановой проверки был 3-летний срок со дня предыдущей, то сейчас при изменении класса предприятия по пожарной безопасности проверка назначается заново. Согласно Федеральному Закону № 69-Ф3, при сдаче помещения или объекта в аренду, ответственность за соблюдение норм лежит на владельцах, кроме случаев, если в договоре аренды этот факт не зафиксирован.

При проведении проверки предприниматель (должностное лицо) должен знать права, уметь их отстаивать, ссылаясь на статьи нормативно-правовой базы. Но регламент защищает права и предприятий. При несогласии с пожарным инспектором есть 14-дневный срок, на протяжении которого можно обжаловать предписание в вышестоящей инстанции или руководству проверяющего без обращения в суд.

Закон № 294-ФЗ определяет права предпринимателей и юридических лиц при проведении проверки. Правила проведения проверки регламентированы ст. 1. в Законе «О пожарной безопасности». Пожарный надзор включает перечень административных функций, изложенных в приказе МЧС № 517 от 1.10.07 г. Регулярность плановых проверок не может быть чаще раза в три года. Для предприятий и предпринимателей, сферы здравоохранения, образования и оказания соцуслуг, согласно постановлению № 944 от 23.11.2009, проверки осуществляются ежегодно (соцуслуги и образование) или раз в 24 мес. (медицина). Информацию о плановых проверках обязательно размещают на сайтах ГПН и Генпрокуратуры. Перед проверкой направляют официальное письмо в срок минимум три рабочих дня перед её началом.

Правила проведения проверок

Максимальная длительность проверки не должна быть больше 20 рабочих дней. Если субъект хозяйственной деятельности относится к малым или микропредприятиям, срок сокращается соответственно до 50 и 15 часов в год. Только в исключительных случаях проверку удлиняют на 20 дней по отношению к большим и средним субъектам, 15 часов – к малым и микропредприятиям. В перечень предприятий малого бизнеса входят объекты с численностью людей до 100 человек, на микропредприятиях работает не более 15 сотрудников.

Внеплановая проверка проводится при истечении срока предписания об исправлении нарушений пожарной безопасности (обязателен звонок инспектора за сутки до этого); при изменении условий противопожарного режима согласно решению управляющих организаций или компетентных органов, наличии приказа Президента РФ или правительственных структур; техническом изменении, ремонте или реконструкции объекта, о чём сообщил собственник (с изменением класса пожарной безопасности). Основанием для ее проведения является поступление информации от третьих лиц о фактах нарушения пожарной безопасности (создание угрозы жизни либо здоровью людей, животных, растительных массивов, ценного имущества, при условии идентификации лица, написавшего его). О внеплановой проверке (кроме проверки по информации третьих лиц) сообщают минимум за сутки.

Целевые (внеплановые) проверки могут быть на предприятиях, работающих сезонно и круглосуточно, при необходимости проверки исправности систем и оборудования. Строительство нового объекта сопровождается проведением его экспертизы, включая пожарную безопасность. Плановую проверку при этом проводят через 3 года после ввода в эксплуатацию.

При перепрофилировании объекта и обнаружении нарушений выдается предписание, с указанием замечаний. В определенные сроки должно быть выполнено их устранение. Если собственник не согласен с ними, копия предписания отправляется в прокуратуру и вопрос решается в судовом порядке.

Внеплановую проверку по обращению третьих лиц проводят при согласовании с прокуратурой. Если стоит прямая угроза жизни людей, проверка проводится незамедлительно, с уведомлением органа прокуратуры об обязательном принятии мер контроля, на которое должно в течение суток быть принято решение.

На что стоит обратить внимание при проверке?

Перед проверкой проводят ознакомление руководства с распоряжением о проверке, полномочиями органа ГПН, задачами и целями проверки, объемом и длительностью мероприятий, количеством экспертов. Распоряжение заверяет руководитель органа ГПН (его заместитель), с точным указанием фамилии и данных проверяющего лица, которое предъявляет служебное удостоверение. При проведении плановой проверки привлекают в случае необходимости экспертов из соответствующих учреждений и организаций, аккредитованных в различных сферах (они не находятся в трудовых и правовых отношениях с объектом проверки или проверяющим органом).

По окончании проверки составляют акт (два экземпляра), к которому присоединяются приложения – экспертные заключения, протоколы образцов продукции, объяснения сотрудников, предписания об ликвидации нарушений. Если руководителя или полномочного представителя нет на рабочем месте, или они отказываются принять документы, акт отправляют заказным письмом.

При проверке инспектор может проверять выполнения только тех требований, которые находятся в сфере его компетенции (нельзя требовать документов и их копий, образцов продукции, не относящихся к объекту проверки или увеличивать их количество вопреки нормам отбора). Проверка при отсутствии руководителя или его представителя запрещена, кроме случаев, когда она обусловлена законодательными решениями РФ. Запрещено увеличивать сроки проверки и оглашать служебную, коммерческую и прочую секретную информацию, выполнять оплачиваемые предприятием мероприятия по проверке безопасности.

В перечень документации входят сведения о правоустановлении статуса объекта, распорядительные документы, техническая и технологическая документация, декларация пожарной безопасности, арендные договоры, сертификаты выпускаемой продукции, предписания органов ГПН о нарушениях. Оценивают направление деятельности руководителей хозяйственного субъекта, проводят визуальный осмотр объекта и экспертизу (расследование) при нарушении пожарной безопасности. Эти действия проводятся в присутствии руководителя (уполномоченного лица) проверяемого предприятия.

Распоряжение прокурора также является юридическим основанием проведения целевой проверки (в случае поступления обращений и жалоб в орган прокуратуры, информации в СМИ). Следует заметить, что плановая проверка не проводится в случаях заключения собственником договора страхования о возмещении ущерба в отношении третьих лиц.

Проверка выполняется только инспекторами ГПН (ст. 6 Закона № 69 – Ф3), которые относятся к федеральным органам власти (к примеру, начальники пожарных отрядов это делать не имеют права). Инспектор ГПН проверяет приказы о соблюдении требований пожарной безопасности, планы эвакуации, средства оповещения, наличие противопожарной сигнализации, средств пожаротушения, пожарных кранов и их комплектов, технические показатели электросетей, эвакуационные выходы (которые обозначают светящимися табло), состояние путей эвакуации.

Зная «подводные камни» проверки, легко пройти через них. При выполнении пожарного аудита проверка не проводится, поэтому об этом стоит задуматься руководителям часто проверяемых организаций и фирм.

pojarunet.ru

Проведение внеплановых проверок / КонсультантПлюс

58. Предметом внеплановой проверки является выполнение объектом надзора тех требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, информация о нарушении которых явилась поводом для издания распоряжения о проведении внеплановой проверки либо срок устранения которых согласно ранее выданному предписанию истек.

58.1. Внеплановые проверки деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации проводятся надзорными органами по согласованию с прокуратурой субъекта Российской Федерации на основании решения руководителя соответствующего надзорного органа, принимаемого на основании обращений граждан, организаций и полученной от государственных органов, органов местного самоуправления информации о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих или могущих повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан.

Внеплановые проверки деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации могут также проводиться в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, на основании требования Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора субъекта Российской Федерации о проведении внеплановой проверки в рамках осуществления государственной функции по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, а также в целях контроля за исполнением ранее выданного предписания об устранении нарушения обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Указанные проверки проводятся без согласования с органами прокуратуры.

(п. 58.1 введен Приказом МЧС России от 05.02.2018 N 36)

59. О проведении внеплановой выездной проверки объект надзора уведомляется не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты объекта надзора, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен объектом надзора в надзорный орган, с приложением копий распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки и документов, которые содержат сведения, послужившие основанием для ее проведения.

(в ред. Приказа МЧС России от 07.12.2016 N 665)

(см. текст в предыдущей редакции)

60. Уполномоченное должностное лицо надзорного органа не позднее дня направления уведомления вносит в единый реестр проверок информацию об уведомлении проверяемого объекта надзора о проведении проверки с указанием даты и способа уведомления в случаях, предусмотренных законодательством.

61. Внеплановые проверки в отношении федеральных органов исполнительной власти, создающих функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, их территориальных органов, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся по следующим основаниям:

истечение срока исполнения федеральными органами исполнительной власти, создающими функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, их территориальными органами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

распоряжение руководителя надзорного органа, изданное в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

мотивированное представление (рапорт) должностного лица надзорного органа о необходимости проведения внеплановой проверки по результатам анализа рассмотрения или предварительной проверки поступивших в надзорный орган обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

(п. 61 в ред. Приказа МЧС России от 05.02.2018 N 36)

(см. текст в предыдущей редакции)

62. Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в надзорный орган, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в пункте 61 настоящего Административного регламента, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

В случае, если изложенная в обращении или заявлении информация может в соответствии с абзацами третьим - шестым пункта 61 настоящего Административного регламента являться основанием для проведения внеплановой проверки, должностное лицо надзорного органа при наличии у него обоснованных сомнений в авторстве обращения или заявления обязано принять разумные меры к установлению обратившегося лица. Обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.

(абзац введен Приказом МЧС России от 07.12.2016 N 665)

62.1. При рассмотрении обращений и заявлений, информации о фактах, указанных в пункте 61 настоящего Административного регламента, должны учитываться результаты рассмотрения ранее поступивших подобных обращений и заявлений, информации, а также результаты ранее проведенных мероприятий по контролю в отношении объектов надзора.

(п. 62.1 введен Приказом МЧС России от 07.12.2016 N 665)

62.2. При отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, достаточных данных о нарушении обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо о фактах, указанных в пункте 61 настоящего Административного регламента, уполномоченными должностными лицами надзорного органа может быть проведена предварительная проверка поступившей информации. В ходе проведения предварительной проверки принимаются меры по запросу дополнительных сведений и материалов (в том числе в устном порядке) у лиц, направивших заявления и обращения, представивших информацию, и проводится рассмотрение документов объекта надзора, имеющихся в распоряжении надзорного органа. В рамках предварительной проверки у объекта надзора могут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации, но представление таких пояснений и иных документов не является обязательным.

(п. 62.2 введен Приказом МЧС России от 07.12.2016 N 665)

62.3. При выявлении по результатам предварительной проверки лиц, допустивших нарушение обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, получении достаточных данных о нарушении обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо о фактах, указанных в пункте 61 настоящего Административного регламента, уполномоченное должностное лицо надзорного органа подготавливает мотивированное представление (рапорт) о назначении внеплановой проверки по основаниям, указанным в абзацах третьем - шестом пункта 61 настоящего Административного регламента. По результатам предварительной проверки меры по привлечению объекта надзора к ответственности не принимаются.

(п. 62.3 введен Приказом МЧС России от 07.12.2016 N 665; в ред. Приказа МЧС России от 05.02.2018 N 36)

(см. текст в предыдущей редакции)

62.4. По решению руководителя надзорного органа или его заместителя предварительная проверка, внеплановая проверка прекращаются, если после начала соответствующей проверки выявлена анонимность обращения или заявления, явившихся поводом для ее организации, либо установлены заведомо недостоверные сведения, содержащиеся в обращении или заявлении.

(п. 62.4 введен Приказом МЧС России от 07.12.2016 N 665)

62.5. Надзорный орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании с гражданина, в том числе с юридического лица, индивидуального предпринимателя, расходов, понесенных надзорным органом в связи с рассмотрением поступивших заявлений, обращений указанных лиц, если в заявлениях, обращениях были указаны заведомо ложные сведения.

(п. 62.5 введен Приказом МЧС России от 07.12.2016 N 665)

63. Если в результате деятельности федеральных органов исполнительной власти, создающих функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, их территориальных органов, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.

(в ред. Приказа МЧС России от 05.02.2018 N 36)

(см. текст в предыдущей редакции)

64. Согласование проведения внеплановой проверки надзорным органом с органами прокуратуры осуществляется в порядке, предусмотренном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

65. Заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки и прилагаемые к нему документы представляются либо направляются надзорным органом в органы прокуратуры по месту осуществления деятельности объектом надзора заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в целях оценки законности проведения внеплановой выездной проверки.

66. В случае, если основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения федеральными органами исполнительной власти, создающими функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, их территориальными органами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, предметом такой проверки может являться только исполнение выданного надзорным органом предписания.

(в ред. Приказа МЧС России от 05.02.2018 N 36)

(см. текст в предыдущей редакции)

67. Утратил силу. - Приказ МЧС России от 05.02.2018 N 36.

(см. текст в предыдущей редакции)

www.consultant.ru

Пожарная проверка. Памятка для юриста

Не прочитано

Чиновники

Споры с чиновниками

Кира Кучеренко, Юрисконсульт Sawatzky Property Management, к. ю. н.

Чем поможет: избежать штрафов после проверки органом пожарного надзора.

За последние два месяца МЧС вместе с прокуратурой провели уже 50 процентов от запланированных плановых проверок. Если пришел инспектор — проверьте распоряжение и акт по результатам проверки. В этих документах проверяющие обычно допускают ошибки, которые помогут не платить лишнего. Читайте, к чему придраться в документах.

Когда придут с проверкой

Момент, когда ждать проверяющих, зависит от того, плановая или внеплановая проверка грозит организации.

Плановая проверка.

Как часто будут проверять компанию, зависит от того, к какой категории риска ее отнесли.294ФЗ Узнать, какую категорию присвоили, можно по запросу в районный отдел надзорной деятельности МЧС. Если будут возражения по поводу присвоенной категории риска, подайте заявление об ее изменении.

О плановой проверке орган Госпожнадзора уведомляет не позднее чем за три рабочих дня до ее начала. Госорган направляет копию распоряжения о проведении плановой проверки заказным письмом с уведомлением о вручении или электронным письмом.644

При плановых проверках Госпожнадзор обязан применять проверочные листы с контрольными вопросами.376 Сейчас чек-листы используют при проверках многоквартирных жилых домов, зданий организаций торговли и общественного питания. С 1 июля 2018 года списки контрольных вопросов начнут применять при проверках всех прочих объектов.290 Вопросы, которых нет в проверочном листе, в ходе плановой проверки задавать нельзя. Главное в статье Скрыть

Внеплановая проверка.

Надзорный орган уведомляет о внеплановой выездной проверке организацию не позднее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом.294ФЗ-1 Госпожнадзор проводит внеплановые проверки, если он:69ФЗ, 644–1

  • выносил предписание об устранении нарушения, и срок его исполнения истек;
  • решил установить особый противопожарный режим на территории компании;
  • получил сведения о вводе объекта в эксплуатацию после окончания строительства, технического перевооружения, реконструкции, капремонта или об изменении класса пожарной опасности;
  • получил обращения граждан или компаний, информацию из СМИ о нарушениях требований пожарной безопасности при эксплуатации объекта, если это создает угрозу жизни или здоровью людей. В таком случае проверку проведут незамедлительно с извещением прокуратуры. Если после начала проверки выявили анонимность обращения либо в обращении или заявлении установили заведомо недостоверные сведения, внеплановую проверку прекратят;294ФЗ-2
  • выполняет поручения Президента, Правительства либо требование прокурора о внеплановой проверке в рамках надзора по поступившим в прокуратуру материалам и обращениям.

Какие документы проверить

Неверно оформленный или неполный документ, который выносит Госпожнадзор, — это основание обжаловать результаты проверки. Поэтому проверьте три документа, которые составит инспектор.

Распоряжение о проведении проверки.

Проверки проводятся на основании этого документа. В нем должны быть:644–2

  • наименование компании, в отношении которой вынесли распоряжение о проверке;
  • основание проверки, в том числе реквизиты проверочного листа, если он используется для проверки;
  • должность и Ф. И. О. пожарного инспектора, который будет проводить проверку;
  • дата начала и окончания, сроки проверки;
  • подпись начальника органа Госпожнадзора либо его заместителя и печать ведомства.

Если каких-либо данных нет, запросите у инспектора недостающие или исправленные документы, но не препятствуйте доступу инспектора в помещения. Недостатки документов Госпожнадзора — это основание для обжалования результатов проверки.

Пример: инспектор провел проверку без распоряжения или приказа руководителя, превысил сроки ее проведения. Суд отменил предписание Управления МЧС.ВС-А82

Успешно оспорить результаты помогут ошибки самих проверяющих: проверку проводил не тот инспектор, который был указан в распоряжении, отсутствовала подпись уполномоченного лица на распоряжении, инспектор отказался предъявить удостоверение. Если проверку провели без лица, в отношении которого проводится выездная проверка, его уполномоченного представителя или иного должностного лица компании, то это может быть основанием для отмены документов, которые составит инспектор.

Акт проверки и предписание об устранении нарушения.

По результатам проверки пожарный инспектор оформляет акт, один экземпляр которого вручает руководителю или иному представителю компании под расписку об ознакомлении или об отказе в ознакомлении. В случае отказа от подписания документов акт направляют по почте с уведомлением о вручении.644–3 Если для составления акта необходимо получить заключения по результатам исследований, испытаний, измерений, расследований или экспертиз, акт проверки составляют в срок, который не превышает трех рабочих дней после завершения этих исследований.644–4

Если возникли возражения по фактам или выводам в акте, представьте в Госпожнадзор в течение 15 дней с даты получения акта письменные возражения по документу в целом или по его отдельным положениям. Приложите документы, которые подтверждают обоснованность таких возражений.644–5 В арбитражный суд можно обжаловать результаты проверки, отсутствие акта проверки, выданное предписание либо действия органа Госпожнадзора по проведению проверки. Главное в статье Скрыть

Акт проверки, предписание или протоколы можно оспорить, даже если в них инспектор допустил только технические ошибки. Пример: проверяющий неправильно написал в протоколе номер здания. Суд отменил документ, которым организация была оштрафована на 150 тыс. руб.20.4 Апелляционная инстанция отметила, что пожарный инспектор неверно отразил место совершения административных правонарушений.А33

Встречается и противоположная практика, когда суды отклоняют доводы компаний,А50 которые просят отменить документ Госпожнадзора из-за технической ошибки или нарушения сроков направления предписаний. Главное в статье Скрыть

e.law.ru

Статья 12. Выездная проверка / КонсультантПлюс

1. Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

2. Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.

3. Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:

1) удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и иных имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля документах юридического лица, индивидуального предпринимателя;

2) оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя обязательным требованиям или требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, без проведения соответствующего мероприятия по контролю.

3.1. Правительством Российской Федерации в отношении отдельных видов государственного контроля (надзора), определяемых в соответствии с частями 1 и 2 статьи 8.1 настоящего Федерального закона, может быть установлено, что в случае, если деятельность юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемые ими производственные объекты отнесены к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности, выездная плановая проверка таких юридического лица, индивидуального предпринимателя не проводится.

(часть 3.1 введена Федеральным законом от 13.07.2015 N 246-ФЗ)

4. Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с распоряжением или приказом руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.

5. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель обязаны предоставить должностным лицам органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым ими грузам.

6. Органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля привлекают к проведению выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя экспертов, экспертные организации, не состоящие в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в отношении которых проводится проверка, и не являющиеся аффилированными лицами проверяемых лиц.

(часть шестая введена Федеральным законом от 27.12.2009 N 365-ФЗ)

7. В случае, если проведение плановой или внеплановой выездной проверки оказалось невозможным в связи с отсутствием индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица, либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, либо в связи с иными действиями (бездействием) индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица, повлекшими невозможность проведения проверки, должностное лицо органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля составляет акт о невозможности проведения соответствующей проверки с указанием причин невозможности ее проведения. В этом случае орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в течение трех месяцев со дня составления акта о невозможности проведения соответствующей проверки вправе принять решение о проведении в отношении таких юридического лица, индивидуального предпринимателя плановой или внеплановой выездной проверки без внесения плановой проверки в ежегодный план плановых проверок и без предварительного уведомления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

(часть 7 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 277-ФЗ)

Открыть полный текст документа

www.consultant.ru


Смотрите также

Содержание, карта сайта.