infopedia.su

Конспект урока «Подъем по автолестнице АЛ-30(131»

Построение личного состава в одну шеренгу, на спорт площадке, в бое­вой одежде. Проверка внешнего вида и готов­ности к занятиям. Объявление темы и целей занятия.

Техника безопасности при проведении занятия:

Перед подъемом пожарных по лестнице командир отделения и руководитель занятия должен убедиться, что привод лестниц включен, рукоятки находятся в центральном положении, колена закреплены замыкателями, а короткая выдвижная вспомогательная лесенка, находящаяся у основания нижнего колена, спущена.

Подъем по не прислоненной лестнице разрешается только в том случае, если она выдвинута на длину, не более указанной на секторе измерителя углов наклона.

При углах наклона до 650 разрешается подъем только 1-го пожарного, при углах от 65 до 750 допускается подъем 2-х пожарных с интервалом не менее 10 м. По прислоненной лестнице пожарные могут подниматься (или спускаться) с интервалами не менее 3 м. При подъеме или спуске по лестнице необходимо следить за тем, чтобы пожарные ступали не в такт качанию лестницы и чтобы лестница при этом не получала сильных колебаний.

При работе с автолестницей категорически запрещается производить, какие-либо движения лестницы (раздвигать, сдвигать, поднимать, поворачивать и т.п.), если на ней находятся люди.

При начальном обучении подъему по лестнице пожарных необходимо закреплять спасательной веревкой, пропуская ее через верхние колена лестницы. При переходе пожарных на крышу, балкон, в окна нужно ставить страховщиков для удержания лестницы.

Установка автолестницы должна производится у здания на расстоянии, обеспечивающем движение колен в пределах допустимого угла наклона.

Выдвижение автолестницы  производится на 1,0-1,5 метра выше карниза кровли (площадки, ограждения). После выдвижения на заданную длину автолестница должна быть посажана на замыкатели, а двигатель выключен.

Водители автолестниц при работе на пожарах (учениях, занятиях) должны работать в касках.

При использовании АЛ для предупреждения несчастных случаев запреща­ется:

-допускать к работе с автомобилем посторонних лиц;

-работать, не включив стояночную тормозную систему;

-устанавливать АЛ на закрытые ямы, колодцы и мягкую почву, а также ближе 2,5 м от края обрывов и котлованов и в непосредственной близости от линий электропередач;

-выдвигание лестницы без установки автомобиля на выносные опоры;

-работать на автолестнице при скорости ветра больше 10м.сек., а также при нахождении людей под коленами;

-оставлять без надзора автолестницу с поднятыми коленами.

Литература, используемая при проведении занятия:

- «Программа подготовки личного состава подразделений ГПС МЧС Рос­сии»;

- https://www.engineer-oht.ru

- Приказ МЧС РФ от 31.12.02 г. N 630 «Об утверждении и введении в дейст­вие Правил по охране труда в подразделениях Государственной противопо­жарной службы МЧС России (ПОТ РО-2002)».

xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai

Упражнения c пожарными рукавами, стволами и разветвлениями.

 Пожарный рукав – гибкий трубопровод, оборудованный рукавными соединительными головками и предназначенный для подачи воды и водных растворов пенообразователей на расстояние. По типу рукава подразделяются на всасывающие (напорно-всасывающие) и напорные.

Всасывающий пожарный рукав (напорно-всасывающий) – рукав жесткой конструкции, который предназначен для отбора воды из водоисточника с помощью пожарного насоса.

Напорный пожарный рукав – рукав, предназначенный для подачи огнетушащих веществ под давлением к месту пожара.

Промышленностью выпускаются напорные рукава следующих типов:

  • прорезиненные;
  • латексные;
  • с двухсторонним полимерным покрытием;
  • льняные;
  • рукава на рабочее давление 3 МПа (30 кг/см2).

Пожарными частями эксплуатируются рукава диаметром 25, 38, 51, 66, 77, 89, 150 мм, длиной 20 м.

Соединение пожарных рукавов между собой, с пожарными стволами и другим оборудованием

 Для соединения пожарных рукавов между собой, с пожарными стволами и другим оборудованием используются пожарные соединительные головки.

Пожарная соединительная головка – быстросмыкаемая арматура для соединения пожарных рукавов и присоединения их к пожарному оборудованию и пожарным насосам.

  • Соединение пожарных рукавов производится по команде: “Рукава – соединить!”. По этой команде пожарный берет в руки соединительные головки рукавов и устанавливает их друг против друга.

Выступ одной головки пожарный вставляет в паз другой и поворотом полугаек по часовой стрелке соединяет головки между собой.

Винтовые головки соединяются следующим образом: пожарный берет конец рукава с головкой и зажимает ее коленями, затем обеими руками берет накидную гайку второго рукава и, наворачивая ее на головку первого рукава, соединяет их между собой.

Если головки соединяются двумя пожарными, то каждый из них берет головку в руки. Затем они становятся друг против друга, составляют головки и, сжимая прокладки, поворачивают головки по часовой стрелке до полного соединения.

Винтовые головки смыкаются в том же порядке, с той лишь разницей, что пожарный, у которого находится в руках накидная гайка, навертывает ее по ходу часовой стрелки до отказа.

Рукава разъединяются по команде: “Рукава – разъединить!”. По этой команде пожарные выполняют те же действия, что и при соединении рукавов, но поворот головок производится в обратном направлении, а винтовых головок – против часовой стрелки, путем свертывания накидной гайки.

Присоединение ствола к рукаву. По команде: “Ствол – присоединить!” пожарный берет в одну руку головку рукава, в другую – пожарный ствол и присоединяет ствол к рукаву усилием рук или с упором головки рукава в бедро. Если усилием рук или с упором в бедро ствол присоединить не удается, то следует правым коленом опуститься на землю, взять ствол в левую руку и, используя левое колено для упора, присоединить ствол к рукаву. Отсоединяется ствол в обратном порядке.

Присоединение рукава к разветвлению производится по команде: “Рукав к разветвлению – присоединить!”. По этой команде пожарный подходит к разветвлению, правой рукой берет соединительную головку рукава и, с наклоном туловища или с опусканием на колено, правой рукой присоединяет ее к разветвлению, которое придерживает левой рукой.

Соединение головки рукава с пожарной колонкой, напорным патрубком насоса и другим оборудованием производится так же, как описано выше.

Для соединения головок разного условного диаметра применяются переходные головки.

Соединение всасывающих рукавов между собой, с патрубком насоса и всасывающей сеткой осуществляется водителем и пожарным. Водитель берет всасывающий рукав у соединительной головки, подносит его к всасывающему патрубку насоса, совмещает выступы рукавной головки с пазами на патрубке и наворачивает головку до отказа с помощью ключа.

Пожарный помогает водителю, взяв рукав за середину и удерживая его в горизонтальном положении. Чтобы соединить всасывающие рукава между собой, водитель с пожарным зажимают рукава между ногами у соединительных головок так, чтобы они были параллельны земле. Затем совмещают головки и соединяют их, затягивая ключами. Для присоединения всасывающей сетки водитель приподнимает ближний к водоему конец рукава; пожарный, опустившись на колено, присоединяет к нему сетку и затягивает соединение ключами.

Замена поврежденных рукавов в действующей рукавной линии

 Поврежденные рукава в рукавной линии заменяются двумя пожарными. По команде: “Поврежденный рукав – заменить!” один пожарный бежит к автомобилю, берет рукав в скатке и раскатывает его параллельно действующей рукавной линии, водитель останавливает подачу воды. Второй пожарный подбегает к поврежденному рукаву, отсоединяет его от рукавной линии, а затем вместе с первым присоединяет к ней принесенный рукав. Водитель возобновляет подачу воды. С целью уменьшения пролива воды на руки пожарных вначале следует отсоединить ближнюю от насоса головку  поврежденного рукава, а затем – дальнюю. Присоединение принесенного рукава производится в обратном порядке.

При замене поврежденного рукава на морозе подачу воды в рукавную линию не прекращать, а только уменьшить давление на насосе.

При работе с пожарными рукавами рукавным оборудованием должны выполняться следующие правила охраны труда

  • при прокладке рукавных линий более прочные рукава рекомендуется использовать на начальных участках магистральных и рабочих линий. При этом необходимо выбирать наиболее удобные и кратчайшие пути к позициям ствольщиков, по возможности прокладывать рукавные линии по сторонам улиц и дорог, но не по проезжей части, избегать прокладки их по острым или горящим предметам, а также в местах, где пролита кислота или другие едкие вещества;
  • рукава, проложенные через дороги, необходимо защищать рукавными мостиками;
  • нельзя допускать перекручивания и заломов рукавов, ударов соединительных головок о твердое покрытие дороги;
  • прокладку рукавных линий через железнодорожные или трамвайные пути нужно производить между шпалами (под рельсами), при этом следует выставлять посты безопасности с двух сторон вдоль железнодорожного полотна для наблюдения за движением составов и своевременного оповещения личного состава об их приближении;
  • в лестничных клетках рукавные линии следует прокладывать преимущественно между маршами. При прокладке рукавной линии снаружи здания на чердак или крышу необходимо располагать ее между оконными проемами;

РАБОТА С ПОЖАРНЫМИ СТВОЛАМИ

Пожарные стволы

Пожарные стволы предназначены для формирования и направления компактных или распыленных струй огнетушащих средств, а также для перекрытия потока при прекращении их подачи в очаг пожара.

Пожарные стволы в зависимости от назначения подразделяются на водяные и воздушно-пенные, а в зависимости от пропускной способности и размеров – ручные и лафетные.

Работа с ручными стволами.

 При работе со стволом из положения стоя пожарный встает вполоборота направо, выставляет левую ногу вперед, тяжесть тела распределяет на обе ноги. Ствол держит правой рукой (ладонью снизу, большим пальцем сверху – на рукаве) у головки, левой – у насадка или за рукоятку.

Чтобы принять положение для работы с колена, пожарный отставляет правую ногу назад и опускается на правое колено, левую ногу, согнутую в колене, выставляет вперед и ставит на полную ступню. Ствол держит правой рукой у головки, прижимая его к правому боку, левой рукой – у насадка или за рукоятку.

Для работы лежа пожарный ложится на живот, ноги слегка разводит в стороны, опирается на локти или предплечья, ствол держит так же, как и при работе со стволом из положения стоя.

Для того чтобы направить струю вверх, нужно поднять ствол у насадка кистью левой руки, вниз – опустить ствол у насадка кистью левой руки; вправо или влево – отвести кисть левой руки вправо или влево с одновременным поворотом туловища. Подствольщик поддерживает рукавную линию, облегчая работу ствольщика.

Перекрытие подачи воды из ствола или изменение формы струи (компактная, распыленная и т. д.) осуществляется поворотом крана или ручки кистью левой руки в соответствующее положение.

Для смены насадка ствольщик кистью левой руки навертывает или свертывает насадок.

При работе с пеногенераторами ствольщики используют те же приемы, что и при работе с ручными водяными стволами.

Работа с ручными стволами с переносных, стационарных и автолестниц

При работе с ручными стволами с переносных, стационарных и автолестниц необходимо сначала закрепиться карабином за ступеньку лестницы. Для этого нужно подняться на одну ступеньку выше, закрепиться карабином и опуститься обратно на одну ступеньку. Рукавная линия закрепляется задержкой за конструкцию здания (при отсутствии такой возможности линия закрепляется за ступеньку лестницы).

Ствол удерживается так же, как и при работе в положении стоя. Во время работы со стволом с переносной лестницы она должна удерживаться с земли одним пожарным.

В случае работы с ручным стволом с коленчатого автоподъемника пожарный закрепляется карабином за ограждение кабины подъемника, ствол держит так же, как при работе в положении стоя или с колена.

Работа с переносным лафетным стволом

Для работы с переносным лафетным стволом назначается расчет из двух пожарных. Пожарный № 2 поднимается на крышу пожарного автомобиля, открепляет лафетный ствол, подставку и передает их пожарному № 1, который находится внизу. Пожарный № 1 со стволом бежит к месту работы. Пожарный № 2 спускается с крыши, берет подставку и бежит за первым пожарным. Добежав до места работы, пожарные устанавливают ствол на подставку, подсоединяют к нему рукава, направляют его в сторону пожара и докладывают о готовности к работе.

Пожарный № 1 управляет работой ствола с помощью рукоятки, пожарный № 2 помогает пожарному № 1 при смене позиции ствола. В случае необходимости подачи воздушно-механической пены подача воды в ствол прекращается, насадок для подачи воды на корпусе ствола заменяется воздушно-пенным насадком.

Работа со стационарным стволом

Для работы со стационарным стволом назначается один пожарный. Он управляет стволом из кабины (вручную или с помощью гидропривода), из люка кабины или с крыши пожарного автомобиля. Водитель управляет пожарным насосом и регулирует давление на насадке ствола.

При необходимости увеличения расхода воды из стационарного лафетного ствола во время тушения следует производить замену насадка меньшего диаметра насадком большего диаметра. Для этого необходимо перекрыть подачу воды в ствол, после чего ствольщик свертывает насадок и заменяет его насадком большего диаметра. Водитель возобновляет подачу воды. При необходимости подавать воздушно-механическую пену ствольщику следует повернуть рукоятку золотника, расположенную на лафетном стволе, на 90o.

 Правила охраны труда при работе с пожарными стволами:

  • Работа со стволами с ручных, стационарных и автолестниц допускается только после закрепления пожарного карабином за ступеньку лестницы;
  • для работы со стволом на высоте выделяется не менее двух пожарных;
  • запрещается надевать на себя лямку присоединенного к рукавной линии ствола при работе на высоте;
  • запрещается подавать воду в незакрепленные рукава до выхода ствольщиков на исходные позиции;
  • запрещается оставлять пожарный ствол без надзора даже после прекращения подачи воды.

fireman.club

mykonspekts.ru

Пожарка.ру

Все записи в категории 'Пожарно-строевая подготовка'

1. Упражнения с ручными пожарными лестницами, автолестницами и коленчатыми подъемниками Занятие № 5. Подъем по пожарным штурмовым лестницам, подвешенным цепью Подъем по пожарным штурмовым лестницам, подвешенным «цепью» выполняется по команде “По трем штурмовым лестницам — цепью в окно 4-го этажа — марш!”

1. Упражнения с ручными пожарными лестницами, автолестницами и коленчатыми подъемниками Занятие № 4. Комбинированный подъем по пожарной выдвижной и штурмовой лестницам. По команде: “Со штурмовой по выдвижной лестнице на 4-й этаж — марш!” пожарные №1 и №2 снимают с пожарного автомобиля, переносят, и устанавливают ВПЛ в указанном месте, пожарный №3 снимает с пожар­ного автомобиля, переносит […]

1. Упражнения с ручными пожарными лестницами, автолестницами и коленчатыми подъемниками Занятие № 3. Снятие пожарной выдвижной лестницы с пожарного автомобиля, переноска ее к учебной башне, установка и подъем по ней на этажи учебной башни или на крышу. Снятие пожарной выдвижной лестницы с пожарного автомобиля, переноска ее к учебной башне, установка и подъем по ней на […]

1. Упражнения с ручными пожарными лестницами, автолестницами и коленчатыми подъемниками Занятие № 2. Переноска, подвеска и подъем по пожарной штурмовой лестнице на этажи учебной башни Руководитель занятий подает команду: По штурмовой лестнице (указывается этаж) марш” Подъем по ЛШ на четвертый этаж учебной башни следует рассматривать как единый вид упражнения, разделенный на следующие этапы:

1. Упражнения с ручными пожарными лестницами, автолестницами и коленчатыми подъемниками Занятие № 1. Подъем и спуск по стационарной лестнице с пожарно-техническим (аварийно-спасательным) вооружением и рукавными линиями По команде “Ствол РСК 50, рукавную линию между маршами (указывается этаж) — марш!” Пожарный № 1 приносит напорный рукав в скатке к маршу лестницы (на первом этаже), раскатывает его к […]

Тема 1 Введение в курс «Пожарно – строевая подготовка» Пожарно-строевая подготовка обеспечивает сознательное и умелое выполнение наиболее рациональных и эффективных приемов действий с пожарной техникой, оборудованием, и является одним из важнейших видов боевой подготовки личного состава пожарной охраны, направленных на повышение боеготовности пожарных подразделений.

Тема 4 Пожарно-прикладной спорт Сразу после создания Государственной противопожарной службы в советский период истории России в систему подготовки пожарных включались различные упражнения, такие как преодоление препятствий, подъем на этажи здания по наружной стене с помощью штурмовой лестницы, легкая атлетика и другие

pozarka.ru

www.st-int.ru

Требования правил по охране труда при работе с автолестницей (коленчатым подъемником). Занятие

Главная / Конспекты / Охрана труда

ВНИМАНИЕ: Вы смотрите текстовую часть содержания конспекта, материал доступен по кнопке Скачать

Требования правил по охране труда при работе с автолестницей

К управлению автолестницами и автоподъемниками допускаются водители, прошедшие курс обучения по соответствующей программе и получившие удостоверение на право работы на автолестнице (автоподъемнике). Подготовка автолестницы (авто-подъёмника) к работе и порядок работы осуществляются в соответствии с инструкцией завода изготовителя и правил охраны труда.

Установка автолестниц должна производиться у зданий на расстоянии, обеспечивающем выдвижение колен в пределах допустимого угла наклона.

Выдвижение автолестницы производится на 1,0 – 1,5 метра выше карниза кровли (площадки, ограждения и т.п.). После выдвижения на заданную длину автолестница должна быть посажена на замыкатели (где они имеются).

При работе с автолестницей, опёртой на строительные конструкции, двигатель  необходимо выключить. При работе автолестницы, снабжённой люлькой, двигатель не выключается.

Водители автолестниц и автоподъёмников при работе на пожарах (учениях,  занятиях) должны работать в касках.

При работе на автолестнице (автоподъёмнике) водитель обязан:

  • соблюдать и требовать от работающих на них соблюдения требований инструкции по эксплуатации автолестницы (автоподъёмника);
  • не допускать, особенно в зимнее время, пролив воды (пены) на колена лестницы (стрелу подъёмника);
  • производить пуск гидронасоса при температуре воздуха ниже – 10 0С плавными кратковременными освобождениями педали муфты сцепления, а при устойчивых оборотах двигателя педаль отпустить;
  • оставлять включенными, при кратковременных перерывах в работе, гидронасос и двигатель.

При перемене места работы, колена лестницы (стрелы автоподъёмника) укладываются в транспортное положение, опоры поднимаются, рессоры разблокируются, коробка отбора мощности отключается.

При использовании автолестницы (автоподъёмника) в качестве крана колена (стрелы) должны быть сложены. Максимальная величина груза вместе с массой тали не должна превышать величины, допускаемой заводом-изготовителем. Применяемые при работе стропы должны быть испытаны и иметь маркировку.

Подъём (спуск) людей по маршу автолестницы, при не прислонённой вершине и угле наклона до 50 град., разрешается только одному человеку, а при угле свыше 50 град. – одновременно не более двух человек. По прислонённой лестнице личный состав подразделений ГПС может перемещаться цепочкой с интервалом не менее 3 метров, а при переносе тяжестей массой 100 – 120 кг – с интервалом не менее 8 метров. При  этом необходимо передвигаться не в такт, чтобы не возникло резонансных колебаний лестницы.

Площадка, где устанавливается автолестница (автоподъёмник), должна иметь уклон не более 6 град., твёрдое покрытие или твёрдый грунт. При установке на мягком грунте под опорные диски подкладываются специальные подкладки, входящие в комплект автолестницы (автоподъёмника).

При работе пожарного ствола, закреплённого на вершине лестницы, должны выполняться требования:

  • лестница выдвигается на длину не более 2/3 её полной длины при угле подъёма не более 75 град.;
  • рукавная линия прокладывается по середине лестницы и надежно крепится к ступеням рукавными задержками;
  • подача и прекращение подачи воды в рукавную линию осуществляются плавно, без резких колебаний, давление у ствола должно быть не менее 0,4 МПа.

Необходимо помнить, что пожарный ствол, установленный на конце лестницы, выходит за сферу действия предохранительного устройства, защищающего автолестницу от столкновения с препятствием, и таким образом исключает срабатывание предохранительного устройства.

При выполнении специальных работ по спасанию и защите людей, имущества, сосредоточении необходимых сил и средств, подаче огнетушащих веществ и иных работах с помощью автолестницы (автоподъёмника) запрещается:

  • устанавливать автолестницы (автоподъёмники) на крышке люков, колодцев и т.п., а также ближе 2,0 – 2,5 метра от середины опорных дисков выдвинутых выносных опор до обрывов, котлованов, каналов и т.п.;
  • устанавливать и работать на автолестнице (автоподъёмнике) на расстоянии ближе 30 метров от крайнего провода высоковольтной линии электропередачи;
  • прокладывать по коленам автолестницы (стрелам автоподъёмника) электрические кабели и телефонные провода;
  • выключать автомат бокового выравнивания при выдвигании лестницы;
  • выходить за пределы поля движения при работе с ручным приводом;
  • производить регулировку предохранительного клапана повышения рабочего давления в гидросистеме во время работы автолестницы (автоподъёмника);
  • работать на автолестнице (автоподъёмнике) при скорости ветра более 10 м/с, а также при нахождении людей под поднятой люлькой или коленами;
  • работать ручными и лафетными пожарными стволами из люльки автоподъёмника при нахождении в ней более 2 человек;
  • касаться коленами (стрелой) воздушных электрических и радиотрансляционных сетей при работе и уборке автолестницы (автоподъёмника);
  • производить какие-либо движения автолестницы (автоподъёмника) механическим или ручным способом, если на ней находятся люди;
  • оставлять без надзора автолестницу (автоподъёмник) с поднятыми коленами.

При эксплуатации спасательного рукава учитывать возможность  накопления  зарядов статического электричества  при спусках, особенно в нижней части спасательного рукава, влияющих на жизнь и здоровье спасаемых и страхующих.

При  спуске эвакуируемых личный состав подразделений ГПС не должен допускать наличия у них острых предметов, которые могут вызвать повреждение спасательного  рукава, а  также ранение спасаемых при спуске.

С  целью  снижения  воздействия  статического напряжения электричества на людей необходимо обеспечивать следующие меры:

  • обработать спасательный рукав антистатическими средствами;
  • периодически производить увлажнение нижней части спасательного рукава (при температуре окружающего воздуха не ниже 0 град. С) при проведении спусков людей;
  • осуществлять страховку спускающихся в перчатках, не отрывая рук от спасательного рукава.

Запрещается эксплуатация спасательного рукава:

  • выработавшего свой ресурс;
  • не прошедшего очередного технического освидетельствования;
  • имеющего сквозные повреждения, не подлежащие ремонту;
  • не по назначению.

При использовании ППСУ запрещается:

  • применение ППСУ не по прямому назначению;
  • производить на ППСУ тренировочные прыжки личного состава;
  • эксплуатировать ППСУ с выработанным ресурсом или истекшим сроком службы;
  • эксплуатировать ППСУ, имеющее видимые повреждения;
  • сбрасывать ППСУ на грунт;
  • оставлять соединительный шланг присоединенным к штуцеру ППСУ после его наполнения.

Выписка из Инструкции по эксплуатации и хранению ППСУ-20

  1. Эксплуатация ППСУ должна проводиться персоналом, изучившим его устройство, и правила работы, прошедшим практическую подготовку.
  2. Наполнение ППСУ производится от воздушного баллона, входящего в комплект ППСУ.
  3. Для приведения ППСУ в рабочее состояние необходимо:
  • доставить ППСУ на место;
  • очистить рабочую площадку;
  • расстегнуть чехол и развернуть ППСУ на площадке;
  • отвернуть крышку штуцера ППСУ и подсоединить баллон со сжатым воздухом к штуцеру с помощью соединительного шланга, входящего в комплект ППСУ;
  • отвернуть крышку предохранительного клапана, если она закрыта;
  • открыть вентиль баллона и наполнить ППСУ (момент достижения избыточного давления в каркасе ППСУ необходимой величины фиксируется по звуку открытия предохранительного клапана, сопровождающегося резким выдвижением штока в его центральной части);
  • завернуть крышку предохранительного клапана сразу после его открытия;
  • отсоединить шланг и завернуть крышку штуцера.

ВНИМАНИЕ! Соединительный шланг оснащен эжектором. Запрещается оставлять шланг, подсоединенным к штуцеру ППСУ после его наполнения, для исключения утечки воздуха из каркаса через отверстия эжектора!

  • для подкачки ППСУ отвернуть крышку вентиля и подсоединить к нему мех-насос.
  1. При эксплуатации ППСУ в зимнее время необходимо через 5 – 10 минут после приведения ППСУ в рабочее состояние произвести повторное подполнение его каркаса сжатым воздухом до момента открытия предохранительного клапана.

При отсутствии баллона или недостатке в нем воздуха, для наполнения ППСУ до рабочего давления могут использоваться другие источники сжатого воздуха, например ресивер автомобиля.

  1. ППСУ должно устанавливаться к стене здания боковой поверхностью, не имеющей отверстия. ППСУ может устанавливаться наклонно одним краем  на бордюрный камень тротуара высотой до 200 мм.
  2. Перенос ППСУ в наполненном состоянии производится за ручки, расположенные вверху боковой поверхности ППСУ.
  3. Дополнительное удержание ППСУ вручную при падении спасаемого на край за границу рабочей поверхности производится за ручки, расположенные вверху боковой поверхности ППСУ.

Ручки, расположенные вверху, служат также для соединения, при необходимости, двух или более ППСУ между собой с помощью соединительных ремней, входящих в комплект ППСУ.

  1. ППСУ восстанавливается в рабочее положение через 15 секунд после приема с рабочей поверхности очередного спасаемого.

fireman.club

ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ПОДГОТОВКА ТЕМА №1 (6 часов)

Упражнения с ручными пожарными лестницами автолестницами


Главная » Разное » Упражнения с ручными пожарными лестницами автолестницами

ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ!

   

Сборник конспектов по пожарно – строевой подготовке согласно “Программы подготовки  личного состава подразделений ГПС МЧС России”.

Тема 1. Введение в курс «Пожарно-строевая подготовка».

Цель, принципы и задачи пожарно-строевой подготовки, ее место в системе профессиональной подготовки.

Характеристика состояния пожарно-строевой подготовки в подразделении ГПС и анализ профессионально-прикладной и физической подготовленности личного состава в отчетном году. Нормативные требования на предстоящий учебный период. Организационные основы и условия деятельности подразделения ГПС (в объеме настоящей дисциплины) в новом учебном году.

Страница документа…

________________________________________________________________________________________

Тема 2. Требования безопасности при организации и проведении занятий.

Требования безопасности при проведении занятий на учебных объектах.

Пути и средства предупреждения травматизма и несчастных случаев на занятиях и соревнованиях.

Страница документа…

________________________________________________________________________________________

Тема 3. Подготовка личного состава работе в средствах индивидуальной защиты органов дыхания.

Структура, функции и задачи ГДЗС. Должностные лица ГДЗС.

Требования Устава тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ пожарной охраны к организации работы личного состава ГДЗС в непригодной для дыхания среде. Средства и условия, обеспечивающие безопасность работы звеньев ГДЗС.

Состояние и содержание обучения личного состава ГДЗС в новом учебном году. Требования к физической подготовленности личного состава ГДЗС.

Правила и приемы работы в СИЗОД в различных условиях. Расчет потребления кислорода (воздуха).

Обязанности личного состава ГДЗС.

Обязанности постового на посту безопасности.

Содержание и методика контроля за уровнем адаптации к физическим нагрузкам в условиях теплового воздействия.

Зависимость частоты сердечных сокращений и потребления кислорода от степени тяжести работы.

Практическая работа обучаемых в средствах индивидуальной защиты органов дыхания.

Страница документа…

________________________________________________________________________________________

Тема 4.Пожарно-прикладной спорт

Современное развитие пожарно-прикладного спорта. Спортивные достижения в Российской Федерации, республике, крае, области, подразделении.

Нормы и требования спортивной классификации.

Правила соревнований. Характер соревнований, оценка результатов, обязанности и права участников соревнований, одежда, снаряжение и обувь участников, права и обязанности главной судейской коллегии и судейских бригад.

Правила проведения соревнований по видам пожарно-прикладного спорта (общие положения, старт, бег по дистанции, финиш).

Требования к спортивным снарядам.

Страница документа…

________________________________________________________________________________________

Рекомендуемый перечень упражнений по пожарно-строевой подготовке.
1. Упражнения с ручными пожарными лестницами, автолестницами и коленчатыми подъемниками:

Занятие № 1. Подъем и спуск по стационарной лестнице с пожарно-техническим (аварийно-спасательным) вооружением и рукавными линиями

Страница документа…

Занятие № 2 Переноска, подвеска и подъем по пожарной штурмовой лестнице на этажи учебной башни

Страница документа…

Занятие № 3.Снятие пожарной выдвижной лестницы с пожарного автомобиля, переноска ее к учебной башне, установка и подъем по ней на этажи учебной башни или на крышу 2-этажного здания, укладка лестницы на пожарный автомобиль. Подъем по пожарной лестнице с пожарно-техническим вооружением и рукавными линиями

Страница документа…

Занятие № 4. Комбинированный подъем по пожарным выдвижной и штурмовой лестницам

Страница документа…

Занятие № 5. Подъем по пожарным штурмовым лестницам, подвешенным «цепью»

Страница документа…

________________________________________________________________________________________

2. Упражнения с пожарными рукавами, стволами и разветвлениями:

Занятие 1. Прокладка рукавных линий из скаток и пачек, в лестничных клетках различными способами, уборка рукавов в одинарную и двойную скатку, восьмерку, укладка в пачки. Замена прокладок соединительных головок; прокладка рукавных линий с рукавной катушки, наматывание рукавов на рукавную катушку; подъем рукавных линий на высоту по пожарным лестницам и с помощью спасательной веревки; прокладка рукавных линий под препятствиями и через них (забор, канаву, железнодорожный путь и т.п.)

Страница документа…

Занятие 2. Прокладка рукавной линии с верхних этажей (отметок) способом наращивания; установка разветвления, присоединение рукавов и регулирование подачи воды в рукава. Замена поврежденных рукавов в действующей рукавной линии и их временный ремонт рукавными зажимами. Наращивание действующей рукавной линии; работа, с действующими стволами стоя, с колена, лежа, перекрывание ствола, маневрирование с рукавными линиями (вперед, назад, вправо, влево). Работа с подоконника, на крыше, с лестниц.

Страница документа…

________________________________________________________________________________________

3. Упражнения по работе в СИЗОД:

надевание, снятие и укладка СИЗОД. Проведение проверок;

отработка правил работы в СИЗОД на чистом воздухе и в непригодной для дыхания среде. Расчет потребления кислорода (воздуха);

отработка обязанностей постового на посту безопасности;

отработка практических действий с сигнально-переговорным устройством и другими средствами связи;

отработка практических действий в сложных условиях;

отработка практических действий при неисправностях в СИЗОД. Оказание первой доврачебной помощи газодымозащитнику при несчастных случаях в задымленной зоне и на чистом воздухе. Замена кислородного баллончика (воздушного баллона) при работе в кислородном изолирующем противогазе (воздушном аппарате);

отработка приемов отыскания людей в задымленных помещениях. Обнаружение очага пожара, вынос «пострадавших» одним и двумя пожарными;

выполнение работ легкой, средней тяжести, тяжелых и очень тяжелых в СИЗОД на чистом воздухе и в теплодымокамере (комплекс упражнений определяется руководителем занятия);

отработка упражнений по специальной физической подготовке для развития внимания, оперативного мышления, равновесия и устойчивости вестибулярной системы;

отработка методики контроля за частотой сердечных сокращений при выполнении упражнений в СИЗОД.

Страница документа…

________________________________________________________________________________________

4. Упражнения по спасению и эвакуации пострадавших:

приподнимание раненых и приведение их в стоячее положение;

переноска пострадавших: на плечах, на спине, на руках (одним, двумя, тремя пожарными;

оттаскивание пострадавших «обезьяньей хваткой», двигаясь на спине, с соединенными вместе запястьями, с помощью двух треугольных кусков материи;

подъем и опускание пострадавшего в спасательном поясе и петле для сидения при помощи роликового спускоподъемного механизма;

подъем и опускание пострадавшего при помощи носилок (горизонтально, вертикально) с использованием ручных пожарных лестниц;

спускание или подымание пострадавшего с помощью роликового блока на стреле (грузовой стреле);

вязка спасательной петли, закрепление веревки за конструкцию;

спасание и самоспасание с помощью спасательной веревки.

Страница документа…

________________________________________________________________________________________

5. Упражнения по  развертыванию расчетов и дежурных смен:

установка пожарной колонки на гидрант, пуск и перекрывание воды;

подготовка к развертыванию, предварительное и полное развертывание;

развертывание с подачей одного, двух и более стволов без установки и с установкой пожарных автомобилей на водоисточник;

развертывание от места пожара к водоисточнику;

развертывание с забором воды при помощи одного, двух, трех гидроэлеваторов;

развертывание с установкой лафетного ствола;

развертывание с подачей воздушно-механической пены низкой и средней кратности;

развертывание с подачей воды вперекачку;

развертывание с подачей стволов по ручным пожарным лестницам;

развертывание с подачей стволов с использованием пожарной автолестницы (коленчатого подъемника);

развертывание с преодолением различных препятствий;

развертывание с использованием сухотрубов;

развертывание с подачей стволов в тоннели различного назначения и глубины заложения;

развертывание специальных отделений в зоне, пораженной ОВ, АХОВ, РВ;

развертывание специальных служб и отделений.

Страница документа…

________________________________________________________________________________________

6. Упражнения по пожарно-прикладному спорту:

преодоление 100-метровой полосы с препятствиями;

подъем по пожарной штурмовой лестнице в окно 4-го этажа учебной башни;

подъем по установленной пожарной выдвижной трехколенной лестнице в окно 3-го этажа учебной башни;

снятие, переноска, установка и подъем по пожарной выдвижной трехколенной лестнице в окно 3-го этажа учебной башни;

пожарная эстафета 4х100 м.

________________________________________________________________________________________

Конспекты по пожарно – строевой подготовке
 

ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ!

   

pozarka.ru

ПОЖАРНО-СТРОЕВАЯ И ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА.

⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 15Следующая ⇒

Методические указания:

Занятия по пожарно-строевой и тактико-специальной подготовке планируются непосредственно перед выполнением нормативов, при этом нормативы по пожарно-строевой и тактико-специальной подготовке должны соответствовать отработанным упражнениям.

Занятия по пожарно-строевой подготовке проводит начальник дежурного караула (смены) или командир отделения.

К практической отработке упражнений личный состав может приступить только после усвоения требований правил по охране труда, предварительного изучения (повторения) устройства аппаратов, механизмов, приборов и приспособлений, используемых при проведении занятий. Особое внимание следует обратить на обеспечение безопасных условий работы на высотах, со спасательной веревкой, механизированным инструментом, средствами спасения и самоспасения с высот.

Содержание курса «Пожарно-строевая и тактико-специальная подготовка» составляет 66часов.

Тематический план:

№ п/п Наименование тем Всего часов Количество часов по видам занятий
теоретические практические
1. Введение в курс пожарно-строевая и тактико-специальная подготовка.  
2. Пожарно-прикладной и спасательный спорт.  
3. Упражнения с ручными пожарными лестницами, автолестницами.  
4. Упражнения с пожарными рукавами, стволами и разветвлениями.  
5. Упражнения по работе в СИЗОД.  
6. Упражнения по спасению и эвакуации пострадавших.  
7. Упражнения по развертыванию расчетов.  
8. Упражнения по пожарно-прикладному спорту.  
9. Упражнения с аварийно-спасательным оборудованием и инструментом.   i
ИТОГО:

Содержание:

Тема № 1 «Введение в курс пожарно-строевая и тактико-специальная подготовка»

Теоретическое занятие – 1 час.

Принципы пожарно-строевой и тактико-специальной подготовки, ее место в системе профессиональной подготовки личного состава.

Тема № 2 «Пожарно-прикладной и спасательный спорт»

Теоретическое занятие – 1 час.

Современное развитие пожарно-прикладного и спасательного спорта. Правила проведения соревнований по видам пожарно-прикладного спорта и спасательного спорта: общие положения, старт, бег по дистанции, финиш.

Тема № 3 «Упражнения с ручными пожарными лестницами, автолестницами»

Практические занятия – 4 часа.

Подъем и спуск по стационарной лестнице с пожарно-техническим (аварийно-спасательным) вооружением и рукавными линиями.

Переноска, подвеска и подъем по пожарной штурмовой лестнице на этажи учебной башни.

Снятие пожарной выдвижной лестницы с пожарного автомобиля, переноска к учебной башне, установка и подъем на этажи учебной башни или на крышу 2-х этажного здания, укладка лестницы на пожарный автомобиль. Подъем по пожарной лестнице с пожарно-техническим вооружением и рукавными линиями.

Комбинированный подъем по пожарным выдвижной и штурмовой лестницам.

Подъем по пожарным штурмовым лестницам, подвешенным «цепью».

Подъем по пожарной автолестнице.

Тема № 4 «Упражнения с пожарными рукавами, стволами и разветвлениями»

Практические занятия – 4 часа.

Прокладка рукавных линий из скаток и пачек, в лестничных клетках различными способами, уборка рукавов в одинарную и двойную скатку, восьмерку, укладка в пачки.

Прокладка рукавных линий и наматывание рукавов на рукавную катушку.

Подъем рукавных линий на высоту по пожарным лестницам и с помощью спасательной веревки.

Прокладка рукавных линий под препятствиями и через них (забор, канава, железнодорожный путь и т.п.).

Прокладка рукавной линии с верхних этажей способом наращивания.

Установка разветвления, присоединение рукавов и регулированйе подачи воды в рукава. Замена поврежденных рукавов в действующей рукавной линии и их временный ремонт рукавными зажимами. Наращивание действующей рукавной линии.

Работа с действующими стволами стоя, с колена, лежа, перекрывание ствола, маневрирование с рукавной линией, работа с подоконника, на крыше, с лестниц.

Работа с напорно-всасывающими рукавами, установка пожарного автомобиля на водоисточник.

Тема № 5 «Упражнения по работе в СИЗОД»

Практические занятия – 36 часов, из них: 8 часов (ежеквартально по 2 часа) в теплодымокамере, 24 часа (ежемесячно по 2 часа) на свежем воздухе, 4 часа (по 2 часа в летний и зимний периоды) на огневой полосе психолбгической подготовки и иных учебно-тренировочных объектах с применением открытого огня:

надевание, снятие и укладка СИЗОД. Проведение проверок;

отработка правил работы в СИЗОД на свежем воздухе и в непригодной для дыхания среде.

расчет потребления кислорода (воздуха);

отработка обязанностей постового на посту безопасности;

отработка практических действий при неисправностях. СИЗОД;

отработка приемов отыскания людей в задымленных помещениях;

выполнение работ в СИЗОД в теплодымокамерах, учебно-тренировочных комплексах, на огневой полосе психологической подготовки и учебно­тренировочных объектах с использованием открытого огня.

Тема № 6 «Упражнения по спасению и эвакуации пострадавших»

Практические занятия – 6 часов.

Приподнимание раненых и приведение их в стоячее положение.

Переноска пострадавших: на плечах, на спине, на руках (одним, двумя, тремя пожарными).

Оттаскивание пострадавших, двигаясь на спине, с соединенными вместе запястьями, с помощью двух треугольных кусков материи.

Подъем и опускание пострадавшего в спасательном поясе и петле для сидения при помощи роликового спускоподъемного механизма.

Подъем и опускание пострадавшего при помощи комплекта спасательного снаряжения.

Подъем и опускание пострадавшего при помощи носилок (горизонтально, вертикально) с использованием ручных пожарных лестниц.

Спускание или подъем пострадавшего с помощью роликового блока на стреле (грузовой стреле).

Вязка спасательной петли, закрепление веревки за конструкцию.

Спасание и самоспасание с помощью спасательной веревки.

Тема № 7 «Упражнения по развертыванию расчетов»

Практические занятия – 8 часов.

Развертывание с подачей одного, двух и более стволов без установки и с установкой пожарных автомобилей на водоисточник (пожарный гидрант).

Развертывание от места пожара к водоисточнику.

Развертывание с забором воды при помощи 1,2,3 гидроэлеваторов.

Развертывание с установкой лафетного ствола.

Развертывание с подачей воздушно-механической пены низкой и средней кратности.

Развертывание с подачей воды в перекачку.

Развертывание с подачей стволов по ручным пожарным лестницам.

Развертывание с подачей стволов с использованием пожарных автолестниц и коленчатых подъемников.

Развертывание с преодолением различных препятствий.

Развертывание с использованием сухотрубов.

Развертывание с подачей стволов в тоннели различного назначения.

Развертывание средств освещения и дымоудаления.

Развертывание специальных отделений в зоне, пораженной аварийно­химическими опасными веществами, радиоактивными веществами.

Тема № 8 «Упражнения по пожарно-прикладному спорту»

Практические занятия – 2 часа.

Преодоление 100-метровой полосы с препятствиями.

Подъем по штурмовой лестнице в окно 4-го этажа учебной башни.

Пожарная эстафета 4x100 м.

Тема № 9 «Упражнения с аварийно-спасательным оборудованием и инструментом»

Практические занятия – 4 часа.

Работа с ручным аварийно-спасательным оборудованием и инструментом.

Работа с гидравлическим аварийно-спасательным оборудованием и инструментом, бензорезами и бензопилами.

Работа с пневматическим и электрическим аварийно-спасательным оборудованием и инструментом, компрессорным оборудованием и отбойными молотками.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Номер занятия, количество часов и

учебные вопросы

Цель занятия

Место

проведения

и вид

занятия. Классность обучаемых

1

2

3

ЗАНЯТИЕ №1 (2 часа)

Прокладка рукавных линий из скаток.  

1. Уборка рукавов в одинарную и двойную скатки, восьмерку, укладка в пачки прокладка рукавных линий с рукавной катушки, наматывание рукавов на рукавную катушку.

2. Подъем рукавной линии на 3-й, 4-й этажи учебной башни с помощью спасательной веревки и по пожарным лестницам.

Скачать: противопожарная подготовка тема №1 занятие 1

Закрепление практических навыков в прокладке рукавных линий.

Полигон, практическое.

3 и 2 класс

ЗАНЯТИЕ №2 (2 часа)

Прокладка рукавных линий в особых условиях.

1. Прокладка рукавных линий под препятствиями и через них, прокладка рукавной линии в лестничных клетках различными способами.

2. Наращивание действующей рукавной линии, работа с подоконника, на крыше, особенности работы с рукавами и стволами при подаче воды в зимнее время.

Скачать: противопожарная подготовка тема №1 занятие 2

Закрепление практических навыков по прокладке рукавных линий в особых условиях.

Полигон, практическое.

3 и 2 класс

ЗАНЯТИЕ №3 (2 часа)

Упражнения с ручными пожарными лестницами.

1. Снятие, переноска, установка и укладка на автомобиль, использование ручных пожарных лестниц как вспомогательного оборудования при спасении людей и выполнении других работ при тушении пожара.

2. Меры безопасности, команды, сигналы управления.

Скачать: противопожарная подготовка тема №1 занятие 3

Привитие практических навыков по работе с пожарными лестницами.

Полигон, практическое.

3 и 2 класс

sajt-spasatel.ru

РАБОТА С ПОЖАРНЫМИ ЛЕСТНИЦАМИ И КОЛЕНЧАТЫМ АВТОПОДЪЕМНИКОМ

79. Упражнения с ручными пожарными лестницами и колен­чатым подъемником проводятся с целью обучения пожарных правилам работы с лестницами и выработки у них навыков ра­боты на высотах.

80. На занятиях решаются следующие задачи:

— обучение приемам переноски, установки ручных лестниц и подъема по ним;

— преодоление у личного состава боязни высоты, развитие смелости и ловкости при подъеме на высоты;

— тренировка в выполнении упражнений на скорость (по нормативам пожарно-строевой подготовки);

— обучение водителя работе с коленчатым подъемником.

81. Работа с лестницей-палкой. Снятие лестницы-палки с по­жарного автомобиля и переноска ее на исходное положение производится по команде «Лестницу-палку (указывается место установки) — ставь». Пожарный, находясь на исходном положе­нии в метре от заднего колеса автомобиля (в зависимости от места расположения лестницы-палки на автомобиле), поднима­ется по задним ступенькам на крышу кузова автомобиля, открепляет лестницу, вынимает ее с места укладки и ставит на землю, прислоняя к задней части кузова (рис. 54). Спускается с автомобиля, становится спиной к нему (лестница находится справа), берет лестницу обеими руками, приподнимает на 30— 40 см от земли и, сделав 3—4 шага вперед, «ладет ее на правое плечо, удерживая правой рукой сверху, и переносит лестницу к месту установки (рис. 55).

Рис. 54. Снятие лестницы-палки с автомобиля

82. Лестница-палка переносится так, чтобы ее передний конец был несколько приподнят вверх. В помещениях и узких проходах лестница-палка переносится в наклонном или верти­кальном положении. Устанавливают лестницу-палку следующим образом: за 3—4 шага до места установки пожарный придает ле­стнице вертикальное положение, подходит к месту установки и в таком положении опускает ее на землю и усилием рук разво­дит тетивы. Если тетивы разводятся туго, то лестницу поднима­ют на 40—50 см от земли и ударом башмаков о землю произво­дят их разъединение.

Рис. 55. Переноска лестницы-палки

Лестницу-палку устанавливают так, чтобы ее нижние концы находились на расстоянии около метра от зда­ния, а верхние — прислонялись к зданию.

Подъем по лестнице начинается с левой ноги на первую ступеньку и хватом правой рукой сверху за пятую ступеньку. Правая нога ставится на вто­рую ступеньку, а левая рука — на седьмую и т. д. (рис. 56).

83. По команде «Лестницу-палку на машину — уложить» по­жарный становится лицом « лестнице в 50—80 см от нее, делает шаг вперед, берется за тетивы, отводит верхние концы лестни­цы от стены, соединяет тетивы вместе, приподнимает ее на 30— 40 см от земли и поворачивается в сторону автомобиля. Отой­дя 3—4 шага от места установки, кладет лестницу на правое пле­чо, подносит ее к автомобилю и ставит на землю в метре от ав­томобиля. Прислонив лестницу к кузову, поднимается на крышу автомобиля, укладывает, закрепляет лестницу и спускается на землю.

Переносить лестницу-палку разрешается также за тетиву в раскрытом положении или на предплечье правой руки.

84. Прежде чем производить подъем по лестнице-палке, по­жарный обязан убедиться в правильности ее установки. Если лестница установлена на скользкой твердой поверхности (мок­рый пол, асфальт), то подъем и работа на ней осуществляются с соблюдением мер предосторожности.

85. Работа со штурмовой лестницей. По команде «Штурмо­вую лестницу с автомобиля — снять» пожарный поднимается на первую ступеньку автомобиля и, удерживаясь правой рукой за поручень, открепляет левой рукой лестницу поворотом рукоят­ки защелки вниз. Взявшись этой же рукой за крюк лестницы, тя­нет ее назад, опускается на землю, подхватывает правой рукой за левую тетиву у восьмой ступеньки, разворачивает ее башма­ками вперед, переносит в указанное место и кладет на землю.

86. Переноска, подвеска штурмовой лестницы и подъем по ней в этажи производится по команде «По штурмовой лестнице (указывается этаж)—марш». Пожар­ный, удерживая лестницу за верх­нюю тетиву правой рукой около восьмой ступеньки, начинает движе­ние бегом или шагом (рис. 57). За 9—12 м до здания рывком правой руки вверх-вперед поднимает лест­ницу над головой, берется левой ру­кой за левую тетиву на уровне вось­мой ступеньки, а правой рукой пе­рехватывается за правую тетиву на том же уровне (рис. 58). Приближа­ясь к зданию, держит лестницу так, чтобы ее башмаки находились в 25— 30 см от земли. Опускает башмаки лестницы к основанию здания, де­лает руками перехват по тетивам до четвертой-пятой ступеньки, под­нимает лестницу и с одновремен­ной постановкой левой ноги на пер­вую ступеньку производит подвеску лестницы в окно второго этажа.

Рис. 56. Подъем по лестнице - палке

87. Подъем по штурмовой лест­нице на второй этаж производится следующим образом. После подвески лестницы пожарный переводит правую руку с правой тетивы на седьмую ступеньку, а левой рукой захватывает девятую ступеньку. Ноги ставит на каждую ступень­ку до тех пор, пока левая нога не дойдет до седьмой ступеньки. В этот момент одновременно с постановкой правой ноги на де­вятую ступеньку правой рукой захватывает снизу за одиннадца­тую ступеньку, ближе к левой тетиве (рис. 59), а левой — тринад­цатую сверху. Отталкиваясь правой ногой от девятой ступеньки и подтягиваясь руками, он осуществляет посадку на подоконник. После посадки левая нога прижимается к подоконнику с внутрен­ней стороны, а правая нога, несколько согнутая в колене, плотно прижимается к наружной поверхности стены. Правая рука оста­ется на одиннадцатой ступеньке, а левая — упирается о подо­конник.

88. При подъеме в следующие этажи пожарный, удержи­вая лестницу правой рукой за одиннадцатую ступеньку, выбра­сывает ее вверх и разворачивает крюк лестницы над головой. Левой рукой берется за тетиву лестницы на уровне подоконни­ка и поднимает ее на вытянутую руку вверх (рис. 60), перехва­тывает лестницу правой рукой, поднимает вверх, разворачива­ет ее крюком в окно и подвешивает в правую часть подокон­ника. Далее пожарный ставит правую ногу на первую ступеньку, подтягивается на руках и, опираясь левой ногой на подоконник, захватывает правой рукой седьмую ступеньку, отталкивается правой ногой от ступеньки, а левой — от подоконника, выпры­гивает правой ногой на четвертую ступеньку, а левой рукой бе­рется за девятую ступеньку (рис- 61). Дальнейший подъем по штурмовой лестнице аналогичен ранее описанному подъему во второй этаж.

Рис. 57. Переноска штурмовой лестницы

89. В момент окончания подъема на заданный этаж (перед финишем) положение рук и ног такое, как перед посадкой на подоконник. При постановке правой ноги на девятую ступеньку необходимо левую ногу поднять на уровень подоконника и опе­реться внутренним краем стопы о подоконник, развернуть кор­пус на 180°, пронести правую ногу вовнутрь окна и поставить обе ноги на пол этажа (рис. 62).

90. Спуск по штурмовой лестнице производится по коман­де «По штурмовой лестнице вниз —марш». По этой команде пожарный берется за тринадцатую ступеньку, садится на под­оконник лицом к штурмовой лестнице, ставит правую ногу на девятую ступеньку, переносит левую ногу на восьмую ступеньку и спускается по лестнице до постановки правой ноги на первую ступеньку. Удерживаясь руками за ступеньки или тетивы лестни­цы, поворачивает корпус на 90° к лестнице, заносит левую ногу за подоконник и садится на него. Удерживает лестницу за тети­вы, приподнимает ее и выводит из вышележащего оконного проема, поворачивает крюк на себя и, перебирая руками, опу­скает лестницу вниз до тех пор, пока крюк не достигнет верх­ней части окна. Затем разворачивает лестницу на 900 крюком влево, вводит крюк в окно и продолжает опускать лестницу до опоры крюка о подоконник. Дальнейший спуск по штурмовой лестнице производится описанным выше способом.

91. Спустившись на землю, пожарный берет лестницу за тетивы на уровне четвертой ступеньки, поднимает ее вверх на 10-15 см выше подоконника, делает левой ногой шаг назад, выводит крюк, из окна и опускает лестницу к основанию здания. Затем отходит назад, перебирая руками тетивы, и опускает лест­ницу на себя до тех пор, пока руки не достигнут восьмой сту­пеньки. С поворотом кругом через правое плечо пожарный опу­скает левой рукой лестницу вниз и удерживает ее за правую тетиву.

Рис. 58. Положение лестницы перед подвеской в окно второго этажа

92. Укладка лестницы на автомобиль производится по ко­манде «Штурмовую лестницу на автомобиль — уложить». По­жарный берет лестницу левой рукой за верхнюю тетиву около восьмой ступеньки, поднимает ее, разворачивает башмаками вперед и переносит к автомобилю. Укладывает башмаки на ро­лики и продвигает правой рукой лестницу по роликам вперед. Если лестница крепится сверху на пеналах, то пожарный под­нимается на ступеньки автомобиля, закрепляет лестницу, опу­скается на землю и становится на исходное положение.

93. Занятия по подъему в этажи учебной башни с помощью штурмовой лестницы следует начинать только после того, как руководитель занятия лично проверит состояние лестниц, страхующего приспособления, предохранительной подушки око­ло учебной башни и проведет инструктаж лиц, выделенных для страховки на этажах.

Подъем или спуск по штурмовой лестнице следует начинать только после того, как лестница надежно подвешена на под­оконник.

По штурмовой лестнице может передвигаться одновремен­но только один человек (за исключением случаев спасания лю­дей).

94. Выдвижная лестница. Упражнения с выдвижной лест­ницей выполняются расчетом в составе двух человек. Первый и второй номера становятся с правой стороны автомобиля около заднего колеса. По команде «Выдвижную лестницу с автомоби­ля— снять» первый номер берется правой рукой за поручень, делает поворот направо (в сторону крепления выдвижной лест­ницы), захватывает левой рукой ручку рычага крепления лест­ницы, а правой—ударом снизу вверх открепляет фиксатор. Вто­рой номер берется правой рукой за поручень на уровне головы (со старта выходит вместе с первым, но следует за ним, чтобы дать возможность первому номеру первым подойти к крепле­нию лестницы), становится правой ногой на ступеньку автомоби­ля и берется левой рукой сверху за правую тетиву лестницы на уровне первой ступеньки, а левой ногой упирается в автомобиль (рис. 63). После этого первый номер, взявшись обеими руками за рычаг и сделав рывок вниз, придает лестнице первоначальное движение, поворачивается кругом и становится спиной к авто­мобилю. Руки его подняты вверх и готовы принять движущуюся лестницу. В это время второй номер, отталкиваясь левой ногой от кузова автомобиля, спрыгивает на землю, подхватывает лест­ницу левой рукой за правую тетиву и на ходу продевает правую руку во второе (третье) окно между второй (третьей) или тре­тьей (четвертой) ступеньками.

Рис. 59. Подъем по штурмовой лестнице и поло­жение пожарного перед посадкой на подоконник

Рис. 60. Выброс лестницы

Рис. 61. Выход с подо­конника на штурмовую лестницу.

Рис. 62. Переход в этаж (финиш)

Рис. 63. Откреплениеи снятие выдвижной лестницы

Первый номер принимает лестни­цу на полусогнутые руки и, наклоняя туловище вперед, начинает бег, разворачивает лестницу, кладет левой тетивой на правое плечо на уровне девятой (десятой) ступенек и берется правой рукой за верхнюю тетиву (рис. 64). В таком положении они пере­носят лестницу на 10—15 метров от автомобиля и останавливают­ся. Затем второй номер с поворотом направо берется левой ру­кой за вторую (третью) ступеньку, правую руку вынимает из второго (третьего) окна лестницы и берется ею за четвертую (пятую) ступеньку. В это время первый номер берется левой ру­кой за девятую (десятую) ступеньку, а правой рукой удержива­ет лестницу перед собой за одиннадцатую (двенадцатую) сту­пеньку и одновременно, наклоняясь вперед, укладывают лест­ницу на землю, первым коленом сверху.

Рис. 64. Переноска выдвижнойлестницы

95. По команде «Выдвижную лестницу на автомобиль — уложить» номера боевого расчета переступают через лестницу и поворачиваются кругом. Первый номер берется руками за де­вятую (одиннадцатую) ступеньки, второй номер за вторую (чет­вертую), поднимают лестницу, с поворотом налево кладут ее на правое плечо, удерживая правой рукой сверху, и начинают дви­жение в сторону автомобиля. Не доходя двух (трех) метров, наклоняя лестницу над головой, они берутся левой рукой за верхнюю левую тетиву, а правой рукой за нижнюю (правую) и поднимают ее на полусогнутых руках вверх. При укладке на ав­томобиль первый номер удерживает лестницу над головой на вытянутых руках, направляя тетивы на ролики. В это время вто­рой номер продвигает лестницу вперед и укладывает ее на авто­мобиль. После укладки лестницы первый номер поднимается на кузов автомобиля и помогает второму номеру закрепить лест­ницу.

96. Установка выдвижной лестницы и подъем по ней на третий этаж или на крышу второго этажа производится по коман­де «По выдвижной лестнице (указывается место) — марш». Не добегая шести (восьми) метров до здания, пожарные разворачи­вают и опускают лестницу к земле так, чтобы линия башмаков лестницы была параллельна основанию здания. После этого вто­рой номер берется левой рукой посередине за третью (вторую) ступеньку, плотно прижимает левую тетиву к правому бедру. Правую руку переносит на пятую (четвертую) ступеньку. В это время первый номер усилием обеих рук на уровне между девя­той и десятой ступеньками поднимает лестницу над головой на полусогнутых руках. У места установки лестницы второй номер опускает башмаки в подушку и, не отрывая правой руки от пятой (четвертой) ступеньки и с постановкой левой ноги на вторую сту­пеньку, разворачивается спиной к башне с одновременным за­хватом левой рукой цепи на уровне седьмой (восьмой) ступень­ки. В это время первый номер толкает лестницу вперед-вверх, перехватывает руками за тетивы на уровне между четвертой и пятой ступеньками так, чтобы большие пальцы рук лежали на уз­ких сторонах тетив первого колена, вторым толчком доводит подъем лестницы до 80—85° и удерживает ее. Туловище его не­много согнуто, ноги принимают устойчивое положение. С одно­временным отталкиванием левой ногой от второй ступеньки вто­рой номер подтягивается на согнутых руках вверх до положе­ния рук на уровне груди, разводит ноги в стороны за тетивы, де­лает резкий рывок за цепь и тянет ее вниз до посадки на зем­лю (рис. 65).

При выдвижении лестницы вверх второй номер следит за в а ли ком-останов а и, как только он перешел седьмую ступеньку, резким рывком правой (левой) руки за цепь снизу вверх закреп­ляет лестницу. Затем берется руками за обе тетивы на уровне третьей (четвертой) ступеньки и плавно наклоняет лестницу к под­оконнику, устанавливая ее в левую (правую) половину оконно­го проема. Если лестница вышла в сторону, направляет ее в окон­ный проем. В то время, когда лестница правильно установлена, второй номер плотно прижимает ее руками к зданию и удержи­вает, несколько отклоняясь назад. Убедившись, что лестница на­дежно закреплена и выдвинута на две-три ступеньки выше под­оконника или крыши, первый номер с постановкой левой ноги на вторую ступеньку начинает по ней подъем. Достигнув третьего этажа (крыши), пожарный правой ногой становится на подокон­ник (крышу), правой рукой берется за коробку оконного проема и переходит в этаж или на крышу.

97. Спуск вниз осуществляется по команде «По выдвижной лестнице вниз — марш». При этом первый номер становится на подоконник, левой рукой берется за верхнюю ступеньку, а ле­вую ногу ставит на четвертую ступеньку и спускается вниз. Спус­тившись вниз, берет лестницу за тетивы у пятой ступеньки и вме­сте со вторым номером отводит ее от подоконника. Второй но­мер тянет цепь сначала вниз, освобождая валик останова, затем медленно отпускает лестницу до полного сдвижения колен. Удерживая лестницу за цепь, второй номер становится носками на башмаки лестницы, а первый номер, поддерживая лестницу за тетивы, отходит назад, поворачивается налево, кладет лестницу на правое предплечье, взявшись левой рукой за девятую ступеньку сверху. Второй номер заходит слева от лестницы, берет ее правой рукой за тетиву снизу, а левой — за третью ступеньку. После этого оба номера кладут лестницу на плечи и переносят к автомобилю.

98. Во избежание травм лестницу с автомобиля необходи­мо принимать на вытянутые руки и осторожно класть ее на плечо.

Начинать подниматься по лестнице можно после того, как она надежно установлена, закреплена за седьмую ступеньку и удерживается вторым номером. При подъеме по лестнице коле­ни ног следует держать вместе.

99. Комбинированный подъем по выдвижной и штурмовой лестницам выполняется расчетом из трех пожарных. По коман­де «Со штурмовой лестницей по выдвижной лестнице в окно 4-го этажа — марш» пожарные № 1 и № 2 снимают с автомоби­ля выдвижную лестницу, а пожарный № 3 — штурмовую лестни­цу и переносят их в указанное место. Пожарный № 3 переносит и приставляет штурмовую лестницу к стене, крюком от здания. После установки выдвижной лестницы пожарный № 1 поднима­ется по ней до окна второго этажа. Пожарный № 3 подает ему штурмовую лестницу. При этом он держит ее крюком к себе. Пожарный N2 1 продевает правую руку между девятой и деся­той ступеньками (рис. 66) и поднимается с лестницей до под­оконника третьего этажа. Закрепившись карабином за ступеньку выдвижной лестницы, он опускается на одну ступеньку ниже, снимает с плеча штурмовую лестницу, поднимает ее вверх и под­вешивает в окно четвертого этажа. Затем поднимается на одну ступеньку выше, открепляет карабин, берется правой рукой за пятую ступеньку, правую ногу ставит на первую ступеньку штур­мовой лестницы, поднимается по ней и переходит в окно четвер­того этажа.

100. По команде «По штурмовой и выдвижной лестницам вниз — марш» пожарные № 1, № 2, и № 3 выполняют действия в обратной последовательности.

101. Подъем по стационарной лестнице выполняется одним пожарным. По команде «По стационарной лестнице — марш» по­жарный снимает с автомобиля лестницу-палку, переносит ее и приставляет к стационарной лестнице. Поднявшись по лестнице-палке, пожарный переходит на стационарную лестницу и начи­нает по ней подъем.

102. По команде «Вниз — марш» пожарный выходит на ста­ционарную лестницу, взявшись правой рукой за поручень, ле­вой за ступеньку. При спуске смотрит перед собой, ногами ста­новится на каждую ступеньку, руками берется через одну. Со стационарной лестницы пожарный переходит на лестницу-палку и спускается по ней на землю. После этого берет лестницу-пал­ку за тетивы, складывает ее, переносит к автомобилю и укладывает на место.

103. Лестницу-палку необходимо приставлять к стационар­ной лестнице с небольшим наклоном, с тем чтобы избежать ее скольжения по ступенькам стационарной лестницы. Перед подъе­мом на стационарную лестницу следует путем внешнего осмот­ра убедиться в ее целостности.

104. Автолестница устанавливается на твердом грунте без уклона или с уклоном не более 6°. Расчет для работына авто­лестнице состоит из трех человек. По команде «Автолестницу (указывается место) — ставь» водитель устанавливает автомо­биль на указанное место и переключает мотор на механизм управления лестницей. Пожарные № 1 и № 2 при необходимости подкладывают под домкрат подкладки, после чего берут катуш­ки с оттяжными веревками. Водитель, включая рычаги управле­ния, последовательно поднимает, поворачивает и выдвигает лест­ницу на необходимую высоту, ставит выдвинутые колена на замыкатели. Пожарные по мере выдвижения и поворота лест­ницы перемещаются с оттяжными веревками, удерживая лест­ницу от раскачивания. Водитель наклоняет лестницу к карнизу здания или к окну. При этом он не доводит ее верхний конец до здания на 20 см. Пожарные надежно закрепляют оттяжные ве­ревки за конструкции здания, ограду или деревья и в дальней­шем действуют по указанию водителя. Во время подъема по автолестнице пожарный выполняет те же действия, что и при подъеме по выдвижной или стационарной лестницам.

При необходимости водитель подготавливает к работе лифт, открепляет и опускает вспомогательную лесенку.

Рис.65. Установка выдвижной лестницы

Рис. 66. Подъем по выдвижной лестнице со штурмовой лестницей

105. По команде «Автолестнице — отбой» водитель убирает вспомогательную лестницу, отводит лестницу от здания и выдви­гает ее для освобождения замыкателей, затем сдвигает колена лестницы, поворачивает и опускает ее на переднюю опорную стойку автомобиля, отключает двигатель от механизмов управ­ления, включает рессоры, поднимает домкраты и закрепляет их. В это же время пожарные открепляют оттяжные веревки и при сдвигании колен удерживают ими лестницу от раскачивания, на­матывают веревки на катушки и укладывают их на место.

106. При установке автолестницы следует исключить сопри­косновение ее колен с линиями электропередачи и возможное попадание на нее падающих предметов. При выдвижении лест­ницы необходимо соблюдать угол наклона ее 60°. При работе с лафетным стволом автолестница может быть выдвинута только на две трети своей длины (лестница АЛГ-17 выдвигается на пол­ную длину). Особую осторожность при подъеме по автолестнице и работе на ней следует соблюдать в зимнее время при обле­денении колен и ступенек.

107. Коленчатый автоподъемник должен устанавливаться на ровной местности или «а участке уклоном не более 10°. Упраж­нение выполняется расчетом из трех человек. По команде «Ко­ленчатый автоподъемник (указывается место) — ставь» водитель ставит автомобиль на указанное место, переключает двигатель на подъемный механизм и опускает упоры. Пожарные № 1 и № 2 укладывают под упоры подкладки и поднимаются в кор­зину.

С помощью рычагов управления водитель поднимает кор­зину до необходимой высоты. При длительной работе пожарных двигатель автомобиля выключается.

108. По команде «Отбой» водитель освобождает механизм подъема от тормоза и опускает корзину на опорную стойку, от­ключает механизм управления подъемником, убирает опоры и подкладки.

109. При подаче с подъемника стволов, а также при прове­дении спасательных работ общий вес грузов, находящихся в корзине, не должен превышать величины, установленной инструкцией по эксплуатации подъемника.

При скорости ветра более 10 м/сек пользоваться авто­подъемником не рекомендуется.

Глава 6



Смотрите также

Основные разделы
Задачи огнезащиты
Огнезащитные покрытия
Огнезащитные материалы
Огнезащитные предосторожности
Содержание, карта сайта.