Тип пожарной сигнализации в школе


Виды пожарной сигнализации и связи. Тип и вид пожарной сигнализации в школе

Не все обращают внимание на небольшие приборчики, которые скрываются на потолках помещений. Это естественно, поскольку, видя что-то везде и всюду, мозг попросту перестает воспринимать это нечто, как необычное явление. Да к тому же надо учесть еще и тот факт, что любые подобные устройства делаются с расчетом на максимальную мимикрию с поверхностью, на которой закреплены. Такого сложного объяснения потребовала обыкновенная пожарная сигнализация, важность которой недооценивать не стоит.

Конструкция пожарного извещателя

Даже в том случае, если вы обращали внимание на различные датчики, это еще ничего не значит. Дело в том, что подобные уловители - это всего лишь система контроля, так сказать, внешние органы чувств, служащие всей системе. Реагировать они могут на самые разнообразные раздражители, а потому, если обсуждать виды пожарной сигнализации, не затронуть такую тему нельзя.

Извещатель, являющийся той самой системой оповещения, которую гордо именуют сигнализацией, состоит из многих частей, где датчики – только внешняя часть конструкции. Так, например, помимо уловителей, реагирующих на разные факторы пожара (дым, температуру, открытый огонь и т.д.), это может быть еще целая система распознавания сигналов, узлы связи с другими составными частями, а также автоматический механизм тушения и т.д.

Виды пожарной сигнализации и связи

Классификация подобных приборов достаточно широка. Это связано, в основном, с тем, что используют их повсеместно. Разумно, что для каждого класса помещений используются разные типы.

Впрочем, перечислить основные виды пожарной связи и сигнализации довольно трудно, просто потому что классифицируют эти механизмы очень уж по-разному. Устройство довольно сложное, и технических решений тоже масса, а потому пройдемся по основным типам.

Тип передаваемого сигнала

Собственно, система передачи сигнала от сигнализации к другим элементам, является обязательной частью конструкции, независимо от типа. Действительно, если датчик зафиксирует пожар, но сигнал не поступит, смысла в таком девайсе нет вообще никакого. Но механизм действия может быть четырех основных типов:

  • Однорежимный, который сигнализирует только о пожаре как таковом. То есть, датчики включаются, только если возникают необходимые условия. Но такие виды пожарной сигнализации уже не применяются.
  • Наиболее распространенные – двухрежимные. Дело тут обстоит так, что, когда уловители не фиксируют опасной ситуации, они передают сигнал, что все в порядке. Это обозначает, что система функционирует нормально. Если же сигнал не проходит, то датчик сломан, и его надо заменить.
  • Многорежимные модели «заточены» специально под большие здания. Ведь проверяющий не будет ходить по километровым коридорам просто чтобы проверить, почему уловитель не передает. Такая система – основной вид пожарной сигнализации в школе. Требования к безопасности там высоки, и обеспечить их можно только таким образом.
  • Аналоговые – самые продвинутые. Они реагируют не на критическое, а на любое изменение отслеживаемых показателей.

Передача сигнала

Эта характеристика тоже может отличать виды пожарной сигнализации друг от друга. Передача может быть:

  • проводная, с использованием кабелей;
  • беспроводная, где пользуются радиосигналом, а то и просто Wi-Fi сетью.

Дальше тоже идет классификация по передаче сигнала, но здесь уже дело скорее в параметрах самой информации:

  • Модели с пороговым определением начинают передачу только в тот момент, когда температура, задымление, или какая-либо другая характеристика переходит допустимый порог;
  • Дифференциальные извещатели делают упор на каждое изменение параметров. Так что вы будете получать извещение при любом повышении или понижении значения;
  • Комбинированные системы работают, определяя критические изменения, но отслеживая одновременно и все остальные.

Количество датчиков – правила локализации

Соль заключается в том, что для помещений разного размера виды пожарной сигнализации будут отличаться. По такому параметру все пожарные извещатели будут классифицироваться таким образом:

  • Точечные модели – это один датчик, который чаще всего крепится прямо к извещателю для экономии пространства и простоты пользования. Как раз такой функционал вы можете увидеть практически в каждой квартире.
  • Многоточечные модели – это множество датчиков, которые прячутся в одном конкретном месте. То есть, если точечные устройства реагируют на какой-то один конкретный параметр, то эти приборы могут отслеживать сразу целую их плеяду.
  • Линейные же, в свою очередь, интересны тем, что отслеживают целый ряд устройств. То есть, от извещателя проводится произвольная линия, на протяжении которой ставятся, к примеру, излучатели и фотоэлементы. Последнее позволяет отслеживать уровень задымленности помещения. Такие системы, как в приведенном примере, называются парными, но они могут быть и одиночными.

Тип датчиков

Классификация уловителей - это как раз тот фактор, по которому определяется рабочая область сигнализации. Несмотря на всю важность предыдущих пунктов, выбор чаще всего делается именно на основе качества датчиков. От этого никуда не деться.

Например, тип и вид пожарной сигнализации в школе может быть самым разным. Но вот какие будут установлены уловители, определяет закон о пожарной безопасности учреждений.

Теплоуловители

Это самый старый тип, поскольку использовали их еще сто пятьдесят-двести лет назад. Сегодня их конструкция представляет собой обычную термопару, которая, в свою очередь, начинает работать, то есть проводить ток, только при определенной температуре воздуха. Эти виды пожарной сигнализации, фото которых имеются в представленной на суд читателей статье, можно увидеть и в любом здании прошлого века.

Проблема здесь довольно очевидна – температура воздуха поднимается только тогда, когда огонь разгорелся. То есть со скоростью реагирования тут нелады. Прошлый век стал расцветом таких датчиков, их ставили повсеместно. На данный же момент их постепенно вытесняют другие виды.

Дымоуловители

Если говорить о таких специфических вещах, как виды автоматической пожарной сигнализации, то не вспомнить о детекторах дыма было бы кощунством. Ведь именно они сегодня занимают лидирующую позицию на этом особенном во всех смыслах рынке.

Дым – это один из основных признаков появления огня. Что интересно, он появляется первым в большинстве случаев. Часто даже можно довольно долго наблюдать дым, пока не появится пламя – например, при тлении проводки. Так что, преимущества над предыдущим типом очевидны. Пожар отслеживается еще на зародышевой стадии, а потому это позволяет принимать превентивные меры.

Работает все на прозрачности воздуха, но определять задымленность можно по разным принципам. Линейные модели используют в работе направленный луч разного диапазона – для работы необходим также отражательный или фотоэлемент, который и отреагирует на попадание луча. Когда реакции нет, значит, прозрачность нарушена, датчик сработает.

Если в первом типе используется оптический и ультрафиолетовый диапазон волн, то во втором, точечном, работа основывается на инфракрасном излучении. Такие волны попросту не должны вернуться к уловителю в нормальных условиях. Если же сигнал отражается обратно, это означает наличие посторонних веществ в воздухе.

Точечные датчики стоят меньше линейных, но последние, соответственно, надежнее. Так что выбирать все равно придется.

Датчики пламени

Такой вид обычен для производственных помещений, цехов и т.д. То есть работать можно только с пламенем, так как воздух запылен, а температура априори повышена.

Датчики пламени могут быть инфракрасными или ультрафиолетовыми – это два основных типа. Таким образом, прибор реагирует на выделяемое тепло, но сразу, а не тогда, когда оно нагреет воздух, как это работает с термоуловителями. Можно также использовать и электромагнитные датчики – они будут реагировать именно на эту составляющую пламени, таким образом, избегая ложных срабатываний.

Сигнализация

Пожар может быть отслежен еще и за счет обычной ультразвуковой охранной системы квартиры. Суть здесь в том, на каком принципе работает устройство. В данном случае, это перемещение воздушных масс.

Сигнализация будет реагировать не только на нарушителя, который перемещает воздух при движении, но и на открытое пламя. Последнее обязательно поднимет целый пласт нагретого воздуха вверх, что и вызовет срабатывание прибора.

Впрочем, полагаться на такую систему не стоит, поскольку она не предназначена для отслеживания пожаров.

autogear.ru

Виды пожарной сигнализации и связи. Тип и вид пожарной сигнализации в школе

Домашний уют 15 октября 2015

Не все обращают внимание на небольшие приборчики, которые скрываются на потолках помещений. Это естественно, поскольку, видя что-то везде и всюду, мозг попросту перестает воспринимать это нечто, как необычное явление. Да к тому же надо учесть еще и тот факт, что любые подобные устройства делаются с расчетом на максимальную мимикрию с поверхностью, на которой закреплены. Такого сложного объяснения потребовала обыкновенная пожарная сигнализация, важность которой недооценивать не стоит.

Конструкция пожарного извещателя

Даже в том случае, если вы обращали внимание на различные датчики, это еще ничего не значит. Дело в том, что подобные уловители - это всего лишь система контроля, так сказать, внешние органы чувств, служащие всей системе. Реагировать они могут на самые разнообразные раздражители, а потому, если обсуждать виды пожарной сигнализации, не затронуть такую тему нельзя.

Извещатель, являющийся той самой системой оповещения, которую гордо именуют сигнализацией, состоит из многих частей, где датчики – только внешняя часть конструкции. Так, например, помимо уловителей, реагирующих на разные факторы пожара (дым, температуру, открытый огонь и т.д.), это может быть еще целая система распознавания сигналов, узлы связи с другими составными частями, а также автоматический механизм тушения и т.д.

Виды пожарной сигнализации и связи

Классификация подобных приборов достаточно широка. Это связано, в основном, с тем, что используют их повсеместно. Разумно, что для каждого класса помещений используются разные типы.

Впрочем, перечислить основные виды пожарной связи и сигнализации довольно трудно, просто потому что классифицируют эти механизмы очень уж по-разному. Устройство довольно сложное, и технических решений тоже масса, а потому пройдемся по основным типам.

Тип передаваемого сигнала

Собственно, система передачи сигнала от сигнализации к другим элементам, является обязательной частью конструкции, независимо от типа. Действительно, если датчик зафиксирует пожар, но сигнал не поступит, смысла в таком девайсе нет вообще никакого. Но механизм действия может быть четырех основных типов:

  • Однорежимный, который сигнализирует только о пожаре как таковом. То есть, датчики включаются, только если возникают необходимые условия. Но такие виды пожарной сигнализации уже не применяются.
  • Наиболее распространенные – двухрежимные. Дело тут обстоит так, что, когда уловители не фиксируют опасной ситуации, они передают сигнал, что все в порядке. Это обозначает, что система функционирует нормально. Если же сигнал не проходит, то датчик сломан, и его надо заменить.
  • Многорежимные модели «заточены» специально под большие здания. Ведь проверяющий не будет ходить по километровым коридорам просто чтобы проверить, почему уловитель не передает. Такая система – основной вид пожарной сигнализации в школе. Требования к безопасности там высоки, и обеспечить их можно только таким образом.
  • Аналоговые – самые продвинутые. Они реагируют не на критическое, а на любое изменение отслеживаемых показателей.

Передача сигнала

Эта характеристика тоже может отличать виды пожарной сигнализации друг от друга. Передача может быть:

  • проводная, с использованием кабелей;
  • беспроводная, где пользуются радиосигналом, а то и просто Wi-Fi сетью.

Дальше тоже идет классификация по передаче сигнала, но здесь уже дело скорее в параметрах самой информации:

  • Модели с пороговым определением начинают передачу только в тот момент, когда температура, задымление, или какая-либо другая характеристика переходит допустимый порог;
  • Дифференциальные извещатели делают упор на каждое изменение параметров. Так что вы будете получать извещение при любом повышении или понижении значения;
  • Комбинированные системы работают, определяя критические изменения, но отслеживая одновременно и все остальные.

Количество датчиков – правила локализации

Соль заключается в том, что для помещений разного размера виды пожарной сигнализации будут отличаться. По такому параметру все пожарные извещатели будут классифицироваться таким образом:

  • Точечные модели – это один датчик, который чаще всего крепится прямо к извещателю для экономии пространства и простоты пользования. Как раз такой функционал вы можете увидеть практически в каждой квартире.
  • Многоточечные модели – это множество датчиков, которые прячутся в одном конкретном месте. То есть, если точечные устройства реагируют на какой-то один конкретный параметр, то эти приборы могут отслеживать сразу целую их плеяду.
  • Линейные же, в свою очередь, интересны тем, что отслеживают целый ряд устройств. То есть, от извещателя проводится произвольная линия, на протяжении которой ставятся, к примеру, излучатели и фотоэлементы. Последнее позволяет отслеживать уровень задымленности помещения. Такие системы, как в приведенном примере, называются парными, но они могут быть и одиночными.

Тип датчиков

Классификация уловителей - это как раз тот фактор, по которому определяется рабочая область сигнализации. Несмотря на всю важность предыдущих пунктов, выбор чаще всего делается именно на основе качества датчиков. От этого никуда не деться.

Например, тип и вид пожарной сигнализации в школе может быть самым разным. Но вот какие будут установлены уловители, определяет закон о пожарной безопасности учреждений.

Теплоуловители

Это самый старый тип, поскольку использовали их еще сто пятьдесят-двести лет назад. Сегодня их конструкция представляет собой обычную термопару, которая, в свою очередь, начинает работать, то есть проводить ток, только при определенной температуре воздуха. Эти виды пожарной сигнализации, фото которых имеются в представленной на суд читателей статье, можно увидеть и в любом здании прошлого века.

Проблема здесь довольно очевидна – температура воздуха поднимается только тогда, когда огонь разгорелся. То есть со скоростью реагирования тут нелады. Прошлый век стал расцветом таких датчиков, их ставили повсеместно. На данный же момент их постепенно вытесняют другие виды.

Дымоуловители

Если говорить о таких специфических вещах, как виды автоматической пожарной сигнализации, то не вспомнить о детекторах дыма было бы кощунством. Ведь именно они сегодня занимают лидирующую позицию на этом особенном во всех смыслах рынке.

Дым – это один из основных признаков появления огня. Что интересно, он появляется первым в большинстве случаев. Часто даже можно довольно долго наблюдать дым, пока не появится пламя – например, при тлении проводки. Так что, преимущества над предыдущим типом очевидны. Пожар отслеживается еще на зародышевой стадии, а потому это позволяет принимать превентивные меры.

Работает все на прозрачности воздуха, но определять задымленность можно по разным принципам. Линейные модели используют в работе направленный луч разного диапазона – для работы необходим также отражательный или фотоэлемент, который и отреагирует на попадание луча. Когда реакции нет, значит, прозрачность нарушена, датчик сработает.

Если в первом типе используется оптический и ультрафиолетовый диапазон волн, то во втором, точечном, работа основывается на инфракрасном излучении. Такие волны попросту не должны вернуться к уловителю в нормальных условиях. Если же сигнал отражается обратно, это означает наличие посторонних веществ в воздухе.

Точечные датчики стоят меньше линейных, но последние, соответственно, надежнее. Так что выбирать все равно придется.

Датчики пламени

Такой вид обычен для производственных помещений, цехов и т.д. То есть работать можно только с пламенем, так как воздух запылен, а температура априори повышена.

Датчики пламени могут быть инфракрасными или ультрафиолетовыми – это два основных типа. Таким образом, прибор реагирует на выделяемое тепло, но сразу, а не тогда, когда оно нагреет воздух, как это работает с термоуловителями. Можно также использовать и электромагнитные датчики – они будут реагировать именно на эту составляющую пламени, таким образом, избегая ложных срабатываний.

Сигнализация

Пожар может быть отслежен еще и за счет обычной ультразвуковой охранной системы квартиры. Суть здесь в том, на каком принципе работает устройство. В данном случае, это перемещение воздушных масс.

Сигнализация будет реагировать не только на нарушителя, который перемещает воздух при движении, но и на открытое пламя. Последнее обязательно поднимет целый пласт нагретого воздуха вверх, что и вызовет срабатывание прибора.

Впрочем, полагаться на такую систему не стоит, поскольку она не предназначена для отслеживания пожаров.

Источник: fb.ru

monateka.com

Проектное решение. Пожарная безопасность для школы

Сегодня в России большая часть учреждений образования размещается в типовых зданиях советского периода постройки. Это простые по планировке, обычно 5-этажные блочные или кирпичные здания, с пристроенным спортзалом на первом этаже и актовым залом на последнем.

Финансовый фактор Такие здания имеют минимальный набор инженерных систем, вентиляцию с естественным побуждением, отсутствуют лифты и дымоудаление. Именно этот основной фонд, построенный во второй половине ХХ века, в последние годы активно ремонтируется и оборудуется системами пожарной безопасности. Расходование средств, выделяемых на реконструкцию, жестко регламентировано. Демпинг в ходе открытых торгов оборачивается настоящей головной болью конечного заказчика, который вынужден заключить контракт с компанией, давшей минимальную цену. Но чудес не бывает, и в результате школы оборудуются максимально дешевыми неадресными системами пожарной сигнализации, применяется оповещение типа, минимально возможного по нормам, без разбиения на зоны, с минимальными возможностями по управлению процессом эвакуации. Данные системы уже на стадии приемки могут быть частично неработоспособными, поскольку применение неадресных систем не предполагает самотестирования системы, извещатели не могут сообщить панели о своей неисправности. Проблема усугубляется тем, что человек, ответственный за хозяйственную деятельность школы, – директор или его заместитель – редко обладают нужной компетенцией для оценки качества системы, принимаемой в эксплуатацию.

Административный фактор Другой аспект – административно-правовой. Директор школы юридически отвечает за пожарную безопасность школы, учащихся и сотрудников. К сожалению, очень часто приходится сталкиваться с тем, что только после плановой проверки Госпожнадзора приходит понимание этой ответственности, а вместе с ней и административный штраф за нарушения, который может в несколько раз превышать стоимость простой системы пожарной сигнализации. По сути, неадресные системы – это отголоски аналогового века, пришедшие в область пожарной безопасности из охранных систем, специфика работы которых серьезно отличается. В первую очередь – живучестью системы, которая для пожарных систем выходит на первый план.

Интеграционный фактор Наряду с реконструируемыми старыми в последнее десятилетие активно строятся образовательные учреждения нового типа, с планировками и инженерными системами, отвечающими современным требованиям. Такие здания, как правило, имеют системы вентиляции с механическим побуждением, дымоудаление, бассейн, компьютерные классы, насыщенные электронным оборудованием, небольшие серверные комнаты. Активно идет административное укрупнение общеобразовательных учреждений, к школам присоединяют дошкольные учреждения. Вполне вероятна перспектива и физического объединения школьных и дошкольных учреждений в целостные комплексы, что поставит вопрос единого управления и мониторинга распределенных зданий. Для подобных объектов исключительно правильным и целесообразным видится применение адресно-аналоговых систем пожарной сигнализации и речевого оповещения.

Оповещение, управление эвакуацией

Не вызывает сомнений постулат о том, что при пожаре во главу угла ставится спасение человеческих жизней, которое невозможно без правильно организованной, безопасной и быстрой эвакуации людей. Разрабатывая проект СОУЭ в образовательном учреждении, предстоит ответить на ряд вопросов, в решении которых скудные требования нормативов не сильно помогают. Если с выбором типа СОУЭ вопросов обычно не возникает, то с алгоритмами оповещения и эвакуации не все так просто. Например, нормы требуют обязательного раздельного оповещения персонала и детей только для дошкольных учреждений, но первоклассники по сути – те же дети, что и в старших группах детского сада. Назначение учреждения также диктует проектировщику разные вводные: школы для детей с ограниченными возможностями имеют одну специфику, а интернаты – другую.

Чтобы построить эффективную систему пожарной безопасности, нужно четко понимать, с какими потенциальными угрозами пожара предстоит столкнуться и как им эффективно противостоять.

Грамотная структура СОУЭ В современной школе предъявляются высокие требования к функционалу таких систем. Современные системы громкого оповещения применительно к школам могут решать целый спектр задач. Это и система передачи звонков, и передача служебных объявлений и вызовов, музыкальные трансляции фоновой музыки в столовой, спортзале, обеспечение звукового сопровождения актового зала, трансляция объявлений и музыки в бассейне. Важным аспектом является учет требований людей с ограниченными возможностями по слуху. В помещениях и общих зонах, в которых предполагается присутствие людей с ограничениями по слуху, необходимо использовать специализированные звуковые решения для слабослышащих. Специальные усилители позволяют передавать звуковые сообщения посредством ЭМ-поля, распознаваемого слуховыми аппаратами. Такие решения дают возможность воспроизводить звуковое поле более четко и комфортно. В то же время для качественного покрытия необходимо применять решения, позволяющие оборудовать помещения довольно большой площади. Основную актуальность такие системы приобретают в специализированных учебных заведениях для инвалидов по слуху. Поскольку современная система громкого оповещения в первую очередь предназначена для управления эвакуацией, важно правильно алгоритмизировать систему уже на стадии проектирования, обозначить приоритетность сигнала пожарной тревоги перед служебными и музыкальными трансляциями. Отдельные сообщения для персонала и не вызывающие панику сообщения для детей, поэтапная эвакуация с этажей либо даже из классов – все это позволяет более эффективно провести эвакуацию. Сегодня школа – тип учреждения, которое открыто с раннего утра до позднего вечера, после уроков продолжают работать кружки, группы продленного дня и различные факультативы. Персонала в вечерние часы может быть меньше, и в это время технические средства безопасности становятся еще важнее.

Критерии выбора громкоговорителей От функционала центрального оборудования перейдем к периферии. Какие выбрать громкоговорители? Как правильно сделать акустический расчет? С этими уже много раз разжеванными вопросами приходится вновь сталкиваться каждый день. Казалось бы, здесь все просто: для классов и коридоров применять потолочные или настенные громкоговорители. А что заложить для спортзала, где уровень фонового шума значительно выше? Традиционная расстановка громкоговорителей по периметру будет не так эффективна, как применение мощных потолочных громкоговорителей. Они выигрывают как по антивандальности, так и по более равномерному покрытию звуковым полем площади помещения. В школьном бассейне важно учесть устойчивость громкоговорителей к повышенной влажности и к воздействию хлора, а также весьма неблагоприятные акустические условия. Отражения от зеркала воды и зачастую облицованных кафелем поверхностей могут существенно ухудшить разборчивость речевого сигнала. Для таких помещений решением может быть также применение потолочных громкоговорителей, достаточно мощных, чтобы минимизировать их количество. Идеальный вариант, к которому стоит стремиться при проектировании, – один источник звука, направленный в уши адресата сообщения.

Больным вопросом является качественно проведенный акустический расчет. Помимо уровня звукового давления для систем речевого оповещения важны объективные методы оценки разборчивости речи STI (Speech Transmission Index) – индекс передачи речи; RASTI (Rapid Speech Transmission Index) – быстрый индекс передачи речи; SII (Speech Intelligibility Index) – индекс разборчивости речи и др. (в соответствии с IEC 268-16, ISO/TR-4870, ANSI S3.2, S3.5). Для оценки этих параметров уже не обойтись карандашом, калькулятором и полями газеты – необходимы специализированные программные комплексы, позволяющие произвести акустическое моделирование применительно к конкретному помещению и входным параметрам. Сегодня такие программы применяются все шире, серьезным стимулом для проектировщиков к их использованию становятся требования заказчика обосновать мощность заложенного в проект оборудования акустическим расчетом

Не стоит забывать о контроле линий громкоговорителей и линий связи. Сейчас для систем СОУЭ 3-го типа и выше существуют решения, позволяющие осуществлять контроль не только линий громкоговорителей, но и исправности катушки каждого громкоговорителя.

Пожарная сигнализация

Аналогично рассмотрим специфику пожарной сигнализации в школе.

Краеугольные камни системы АПС – достоверное обнаружение пожара, снижение ложных срабатываний и живучесть системы.

Массовое пребывание детей, которые могут непредсказуемо реагировать на экстремальные ситуации, предъявляет особые требования к скорости и достоверности обнаружения пожара. При этом важно снизить вероятность ложных срабатываний, дабы исключить случайный да и намеренный срыв занятий, государственных экзаменов. Применение адресно-аналоговых систем с полноценными кольцевыми топологиями и современных средств обнаружения позволяет эффективно решать эти задачи. В качестве примера можно привести зарубежный опыт, где использование распределенных ППКП прямо запрещено нормативами.

Ключевые аспекты проектирования Стандартные задачи, решаемые при проектировании, – интеграция с системой СОУЭ, выдача сигнала на пульт 01 и управление противопожарной автоматикой. Многие школы уже оборудованы СКУД, разблокировка дверей и турникетов при пожаре обязательно должна быть реализована средствами пожарной автоматики. Часто возникает вопрос: каким образом осуществлять разблокировку дверей при пожаре? Одни проектировщики подают сигнал на контроллер СКУД, который автоматически открывает все подключенные к нему замки, другие полностью отдают этот функционал системе АПС, с помощью реле разрывая электропитание замков, без участия центрального оборудования СКУД. С точки зрения соответствия нормативам предпочтителен второй вариант, поскольку контроллер СКУД не сертифицирован на соответствие ФЗ-123, не является элементом пожарной автоматики, зачастую не соответствует требованиям пожарных норм по электропитанию, огнестойкости кабельных линий.

Выбор типов извещателей для школ обычно не вызывает особых вопросов, в классах и на этажах применяют точечные дымовые. В спортзалах, ввиду их специфики, иногда более целесообразна установка точечных извещателей, защищенных антивандальными решетками.

При выдаче сигналов на управление общеобменной вентиляцией и дымоудалением пристальное внимание стоит уделить контролю линий на обрыв и КЗ. Эти требования появились в нормативах уже довольно давно, тем не менее, вопрос контроля линий при проектировании поднимается изо дня в день и вызывает горячие споры. До сих пор в проектах применяют оборудование, где контроль линий либо полностью отсутствует, либо выполняется частично.

Вопросы интеграции Интеграция с СОУЭ, которая еще совсем недавно выражалась в передаче одного-единственного сигнала на запуск со стороны АПС, сегодня становится нетривиальной задачей. Применение алгоритмов поэтапной эвакуации, увеличение числа зон оповещения резко увеличивают число сухих контактов при традиционных методах интеграции, помимо повышения расхода кабельной продукции и объемов пусконаладочных работ, что ведет к большей вероятности ошибочного монтажа и напрямую влияет на безопасность и на возможные материальные затраты на поиски неисправностей при сдаче объекта. Поэтому для такого рода систем предпочтительно использовать решения, поддерживающие интеграцию с СОУЭ посредством интерфейсного кабеля, а не на уровне релейной логики.

Снижение расходов на систему

Кроме ставок на внедрение инновационных разработок одним из серьезных трендов современных систем безопасности становится снижение стоимости владения – так называемой Operational Costs. Малая потребляемая мощность в дежурном режиме, наличие режима Stand by – все это не только снижает энергопотребление, о котором у нас традиционно мало кто задумывается, но и сокращает единовременные затраты на мощные ИБП. Существенно снижаются объемы технического обслуживания, позволяя уменьшить эксплуатационные расходы, что особенно актуально для общеобразовательных учреждений.

Необходимость современных технологий

При работе над проектом мы всегда находимся под давлением требований ТЗ, бюджета и нормативных требований. Но давайте зададимся вопросом: почему мы каждый день в обиходе пользуемся устройствами, функционала и возможностей коммуникации которых 20 лет назад никто и не предполагал, а безопасность наших детей в большинстве своем обеспечивается оборудованием, построенным на принципах 30-летней давности? Наиболее распространенным ответом будут слова о надежности, простоте и дешевизне. Но технический прогресс и непрерывное усложнение инженерных систем уже не могут довольствоваться тем функционалом, который был нормой десятилетие назад, поэтому тренд на интеллектуальные и сетевые решения будет сохраняться в ближайшие годы, и нам следует в полной мере научиться использовать все преимущества технологий и минимизировать их недостатки.

Источник: Secuteck

www.aktivsb.ru

Какая пожарная сигнализация устанавливается в дошкольных учреждениях и школах

комплект АПС Для помещений с высокой посещаемостью людей, от 15 до 300 чел, предусматриваются дополнительные меры противопожарной безопасности.Пожарная сигнализация в дошкольных учреждениях устанавливается в обязательном порядке. Основные требования относительно монтажа и выбора систем регулируются в ФЗ №123.Пожарная сигнализация в школе также является обязательной. Отсутствие систем оповещения или использование поломанных датчиков приводит к административной или уголовной ответственности.

Требования к ПС в ДОУ и школах

Пожарная сигнализация в детском саду или школе должна своевременно предупреждать о возможном возникновении пожара. Дополнительными требованиями и правилами монтажа является быстрое определения источника возгорания и его месторасположения. Кабели пожарной сигнализации укладываются таким образом, чтобы к ним не было свободного доступа. Дополнительным требованием к проводу является наличие малотоксичной и термостойкой изоляции.Пожарная сигнализация в помещениях или подвалах детского сада или школы должна быть чувствительной, быстро срабатывать на изменения состава воздуха (появление углекислого газа), поднятия температуры или наличия инфракрасного теплового излучения.После установки системы оповещения проводятся периодические проверки, учения, моделируются возможные ситуации, репетируется эвакуация из здания.По нормам ППБ установить датчики сигнализации понадобится:
  • В садике.
  • Спортзале, коридорах и подвале школы.
  • Хозяйственных помещениях, подвалах, классах.
  • Лестничных пролетах, на чердаке школы или детского садика.
Акт проверки работоспособности ПС в школе и детсаду составляется по результатам аудита в присутствии лица отвечающего за ППБ в учреждении. При выявленных недочетах составляется пояснительная записка, с указанием нарушений, устанавливаются сроки устранения. Метод оценки основан на скорости срабатывания датчиков.

Тип ПС для школ и ДОУ

оборудование для АПС Проект пожарной сигнализации в ДОУ и школе составляется с учетом особенностей используемых зданий, коэффициента их огнеопасности. Дополнительно учитывается наличие хозяйственных построек, подвальных помещений, других особенностей.Система автоматической ПС в детских садах может быть выполнена тремя разными способами:
  1. Неадресные системы - устанавливаются в подвальных помещениях. Не дают возможности точно установить месторасположение пожара. Высокие нормы безопасности в школах и ДОУ не позволяют монтаж неадресных устройств.
  2. Адресные системы - правила установки пожарной сигнализации в дошкольных учреждениях позволяют использование более точных датчиков адресного типа. Преимуществом адресных систем является точное определение месторасположения возгорания. В комплекте с автоматической конструкцией пожаротушения полностью удовлетворяет требованиям безопасности в детском саду и школе.Принцип работы адресной системы позволяет одновременно отправить сигнал на пульт МЧС и подать звуковое предупреждение внутри здания. Большинство моделей датчиков осуществляют дублирование сигнала, что является важным для выполнения правил установки систем оповещения, в дошкольном образовательном учреждении.
  3. Адресно-аналоговые системы. Использовать цифровую автоматическую пожарную сигнализацию в школе достаточно проблематично в основном по причине ограниченного бюджета. Аналоговые датчики стоят 2-3 раза дороже, чем адресные. Преимуществом аналоговых устройств является их полное соответствие необходимому классу защиты ДОУ.После срабатывания звуковой сигнализации датчики продолжают обрабатывать информацию. В результате сотрудники МЧС постоянно получают актуальную информацию об интенсивности пожара.Работоспособность сигнализации обеспечивает скрытая проводка с наличием достаточной огнезащиты кабеля. Обычно такие системы устанавливают в частных детских садах, школах и т.д.
За неисправную ПС предусмотрено наказание в виде административной ответственности. Сотрудник МЧС вправе провести испытание на пригодность, а также проверить соблюдение периодов обслуживания, соблюдения правил монтажа и прокладки сигнализации. После проверки составляется акт обследования.первичные средства необходимые в ДОУ и школах

Установка ПС в детсадах и школах

Отсутствие пожарной сигнализации или неисправность датчиков и системы является грубым нарушением ППБ. Нормы проектирования для детских садов и школ учитывают не только пожароопасность помещения, но и возможность быстрой эвакуации детей в случае пожара. Системы ПС в школе и ДОУ нужны для своевременного предупреждения. Это мера позволяет обеспечить должную безопасность детей и подростков.Правила оснащения дошкольных учреждений учитывают особенности помещений и здания. На первых этапах проводится анализ пожароопасности, принимаются в расчет дополнительные меры предотвращения пожара: наличие нескольких пожарных отсеков, пожарного ящика и т.д. С учетом полученных данных составляется регламент установки в дошкольном учреждении, расписываются технические особенности монтажа.

ручной извещатель В дет.садах по СНиП монтажные работы может осуществлять только лицензированная компания. Установка ПС в частном детском саду регламентируется требованиями ППБ. Некоторые коррективы может вносить представитель МЧС.

После окончания работ проводится общая сдача объекта и проверка работоспособности системы оповещения. Пожарные сигнализации обслуживает компания, осуществлявшая их установку. После обследования (проводится каждые 3-4 месяца) составляется акт приемки техобслуживания.НПБ в домашних детских садах с численностью детей до 15 чел. могут позволить не устанавливать сложных систем сигнализации. В больших ДОУ, монтаж датчиков является обязательным. Необходимость оснащения зданий детских садов, яслей, школ, пожарной сигнализацией оговаривается в ФЗ №123.Весь учительский персонал должен понимать и быть готовым применить по сигналу правила эвакуации. На стенах в рамке следует разместить подробный план и порядок действий в случае пожара.Действия при срабатывании пожарной сигнализации должны быть спокойными и четко отлаженными. Паника мешает быстрой эвакуации и часто становится причиной несчастных случаев.

proffidom.ru

Нормы, правила, эвакуационные мероприятия, виды и установка систем пожарной безопасности в школах Нижнего Новгорода

Детские учреждения, такие как школа, находятся под особым контролем пожарных служб. Пожарная безопасность такого рода объектов в Российской Федерации регулируется правилами пожарного режима, которые утверждены ПП №390 от 25 апреля 2012 года. В этот свод правил ежегодно вносятся дополнения и изменения, продиктованные их практическим применением.

Нормы и правила пожарной безопасности в школе

Следует знать, что каждая школа имеет свои собственные правила пожарной безопасности. Они индивидуальны, но разработаны на базе общих правил, рекомендаций и типовых планов.

Вот перечень важных вопросов, которые нужно обязательно учесть:

  • оснащение учебного заведения пожарным инвентарём, определение лиц, на которых возлагается ответственность за его хранение и содержание;
  • монтаж пожарной сигнализации; поддержание её рабочего состояния, определение сроков проведения проверки;
  • доступность и эффективность систем оповещения, слышимость сигнала в любом помещении подохранного объекта;
  • организация эвакуационных выходов; наличие планов эвакуации людей при возгорании, наглядный материал, помогающий сориентироваться, как вести себя в случае тревоги;
  • составление планов обучения персонала учебного заведения и учащихся правилам противопожарной безопасности: беседы о предупреждении возгораний и поведении в опасной ситуации.

В учебных заведениях есть особые помещения, относящиеся к категории повышенной опасности: это пищевые блоки, кабинеты химии и т.д. Для таких зон должны быть разработаны особые планы противопожарной безопасности. Кроме того, любое мероприятие, собирающее вместе большое количество людей, также должно иметь собственный план и находится под контролем у ответственного лица.

Эвакуационные мероприятия

Как и в любых других учреждениях, в учебных заведениях должны быть планы эвакуации людей на случай возгорания.

Планы эвакуации:

  • должным образом разработанные и оформленные планы эвакуации хранятся у ответственных за пожарную безопасность школы лиц;
  • также в виде плакатов размещаются на каждом этаже учебного заведения у выходов: в непосредственной близости от дверей, лестничных клеток, лестниц и т.д.;
  • постоянно напоминаются как учащимся, как и персоналу школы;
  • регулярно становятся объектом изучения на специальных занятиях с учащимися и инструктажах, проводимых с персоналом учебного заведения;
  • изменяются, если здание перестраивается, переоборудуется, меняет конфигурацию и т.д.;
  • подписываются руководителем учебного заведения и лицами, ответственными за пожарную безопасность школы.

Регулярные занятия по пожарной безопасности позволяют отработать порядок тревожного оповещения людей, отрепетировать эвакуацию. Предварительно тестируется готовность путей эвакуации в здании, проверяется состояние выходов, лестниц и прочих путей.

В случае возникновения возгорания ответственность за проведение эвакуационных мероприятий возлагается не только на ответственные лица, но и на учителей, если возгорание произошло на уроке, например. После передачи сигнала тревоги пожарной команде организаторы эвакуации должны провести следующие действия:

  • немедленно остановить занятия с детьми;
  • подготовить детей к выходу из учебного заведения: собрать, одеть и т.д.;
  • открыть эвакуационный проход;
  • вывести детей из здания к условной точке сбора;
  • проверить, все ли учащиеся на месте;
  • ограничить распространение огня: закрыть двери в горящее помещение;
  • если есть необходимость, оказать пострадавшим первую помощь.

Главной задачей эвакуационных мероприятий в школе является сохранение жизни и здоровья детей.

Рекомендуемые виды пожарной сигнализации в школах

В учебных заведениях рекомендуют использовать комплексные сигнализации — они подключаются к пультам, осуществляющим централизованный мониторинг за всем зданием. Как правило, пожарные сигнализационные системы используются вместе с другими комплексами: видеонаблюдением и охранными системами.

Необходимо использовать сенсоры, которые реагируют не только на открытый огонь, но и на тление, а также на задымленность воздуха в помещении. Оборудование должно срабатывать автоматически.

Из всего многообразия систем защиты от огня в школах лучше использовать комплексы адресно-аналогового типа. Их главное преимущество — самостоятельность в анализе показаний, поступающих с датчиков, и скорость срабатывания. Адресно-аналоговые системы используют такие способы оповещения:

  • речевой или голосовой — тревожное оповещение состоит из слов, которые воспроизводятся из репродуктора;
  • световой — мигающие таблички.

Такие виды оповещения, особенно применяющиеся в комплексе, наиболее эффективны для детской аудитории и больших помещений. Например, в спортивном зале, где уровень шума всегда повышен, дети не пропустят такие сигналы тревоги. Стоит отметить, что аналогичные решения применяются в детских садах, бизнес центрах, торговых комплексах и т.д.

Если у школы 3 и более этажей, в дополнение к вышеперечисленным способам оповещения рекомендуется добавить:

  • световые указатели, показывающие куда нужно двигаться и где именно располагается выход из помещения;
  • зональное оповещение локальных участков здания школы;
  • организацию прямой и обратной связи с диспетчерской пожарной службы.

Данные меры позволят вам частично автоматизировать процесс управления эвакуационными мероприятиями и использовать непрерывную связь с пунктом пожарной службы.

Средства тушения пожара в школе

Одних только систем сигнализации для образовательных и других детских учреждений недостаточно — в дополнение к ним нужно установить и другие комплексы. Главная их цель — организовать безопасную эвакуацию детей. Также важно понять, что борьба с возгоранием в таких учреждениях как школа должна начинаться как можно раньше, в идеале — в момент фиксации самого факта наличия опасности. Это поможет минимизировать ущерб и справиться с огнем в кратчайшие сроки.

Для этого в учебных учреждениях обязательно есть в наличии первичные средства тушения огня: ручные огнетушители, песок и пр. размещаются на пожарных щитах.

Впрочем, более эффективно и действенно использовать автоматические системы тушения огня.

Особенностью этого типа объектов является тот факт, что в здании, как правило, постоянно находится много людей, в том числе детей. В таких условиях единственным разрешённым огнетушащим веществом является вода. Она, конечно, может испортить материальные ценности, но зато не навредит жизни и здоровью людей, оказавшихся в зоне борьбы с огнем. Вода не только блокирует огонь, но и помогает расчистить путь для эвакуации.

Обратите внимание на спринклерные установки — они распыляют воду дисперсно, позволяя бороться с огнём небольшим количеством огнетушащего вещества.

Не секрет, что в детских учреждениям может иметь место хулиганство, а потому система пожаротушения, устанавливающаяся в школе, должна иметь высокую степень защиты от ложных срабатываний.

Следует помнить, что жизнь и здоровье детей — высшая ценность, а потому к выбору и установке пожарной сигнализации нужно подойти со всей ответственностью. Не секрет, что дети не слишком дисциплинированны и в чрезвычайной ситуации могут повести себя непредсказуемо. Пожарная система должна как можно быстрее зафиксировать факт возгорания и вступить в борьбу с ним, не причиняя при этом вреда жизни и здоровью учеников школы.

nnsila.ru

Пожарная сигнализация и ее типы

14 Декабрь 2016

Содержание

  • 1 Пороговая
  • 2 Адресно-опросная
  • 3 Адресно-аналоговая

Основная задача пожарной сигнализации общеизвестна: оперативное обнаружение очага возгорания и подача тревожной информации с последующим срабатыванием систем тушения. Чтобы обеспечить своевременное реагирование на возникновение чрезвычайной ситуации, используется различное оборудование: датчики, шлейфы, приемно-контрольная аппаратура и иные устройства. Сегодня пожарная сигнализация имеет несколько типов, различающихся принципом действия и эффективностью. Какие системы наиболее востребованы?

Пороговая

В этом виде сигнализации главная роль отводится датчикам, срабатывающим при заданных условиях. Например, это может быть нагревание воздуха в помещении до определенного порога либо достижение конкретного уровня задымленности. Еще одна особенность данной системы заключается в множестве шлейфов, к каждому из которых подключено несколько датчиков. В результате сложно определить, в какой именно комнате сработал извещатель: оператор видит только номер многожильного кабеля. Единственный плюс пороговой сигнализации – доступная стоимость.

Адресно-опросная

У этой системы иной принцип работы. Здесь контрольный пульт не ждет тревожного сигнала, а сам регулярно опрашивает датчики. В результате у оператора появляется актуальная информация о состоянии извещателей, которые могут находиться в нескольких режимах: «Норма», «Неисправность», «Тревога» либо «Отсутствие». К минусу подобной системы можно отнести несколько запоздалое появление информации о возгорании.

Адресно-аналоговая

Считается наиболее эффективной пожарной сигнализацией. Главная особенность заключается в том, что решение о дальнейших действиях принимает не датчик, а система управления. По сути, она является сложным устройством, которое осуществляет непрерывную связь с оповещателями и анализирует полученные данные (например, следит за динамикой изменения температуры в комнате). Эта система способна выявить возгорание на самой ранней стадии и быстро отреагировать на ситуацию, послав тревожный сигнал оператору и включив автоматическое пожаротушение.

shkola1249.ru


Смотрите также

Содержание, карта сайта.