Технический регламент о требованиях пожарной безопасности 2017


Изучаем технический регламент о требованиях пожарной безопасности

Технический регламент по пожарной безопасности 123-ФЗ определяет конкретные и основополагающие правила безопасности при пожаре, классифицирует понятия в единую систему, разъясняет терминологию.

Положения технического регламента пожарной безопасности 123-ФЗ от 22.07.2008 обязательны:

  • на любом этапе создания, изменения, обслуживания, эксплуатации и утилизации объектов защиты;
  • при создании, утверждении, применении и исполнении техрегламентов и иной документации, касающихся безопасности при пожаре.

Основные требования

Технический регламент о требованиях пожарной безопасности определяет ряд требований. Каждый раздел Регламента содержит обязанности при проектировке, строительстве, эксплуатации жилых и производственных объектов (разделы II, III, IV), а также требования к технике (раздел V) и продукции общего назначения (раздел VI).

Разделами II, III, IV регламентируются общие требования к проектной документации на объекты строительства (помещений, зданий и других строительных сооружений) на всех этапах их создания и эксплуатации, а также классификация объектов, их элементов и частей, помещений, конструкций и материалов. Например, в зданиях должна быть предусмотрена возможность эвакуировать людей вне зависимости от возраста и состояния до того, как наступила угроза их жизни и здоровью, возможность спасения матценностей.

Раздел V касается пожарной техники в целом, а также отдельных видов, таких как первичные средства пожаротушения (огнетушитель, пожарные кран и шкаф); мобильные средства пожаротушения (автомобиль, мотопомпа, летательные аппараты, поезда, суда), автоматические установки пожаротушения (водяного и пенного пожаротушения), средства индивидуальной защиты пожарных и граждан при пожаре (дыхательный аппарат, противогаз) и т. д.

Разделом VI регулируются требования к информации о веществах и материалах, устанавливается обязанность производителя разработать документацию на них.

Что меняется с 2019 года

Пакет с таблицей поправок, который будет вводиться с 2019 года, не настолько объемный. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности 2019 года содержит изменения, связанные с обновлением Лесного кодекса и вступающие в силу с 01.07.2019.

Например, в действующей редакции статья 69 закона 123-ФЗ устанавливает размеры противопожарных расстояний, которые нужно соблюдать на территории между строениями и лесничествами (лесопарками) во избежание распространения огня. Новая редакция исключит термин «лесопарки», оставив лишь лесничества.

Скачать технический регламент о требованиях пожарной безопасности

Скачать

Изменения прошлых лет

В технический регламент о требованиях пожарной безопасности 2017 год внес изменения в статьи 1, 2, 3, 6.1, 64 закона № 123.

Теперь идентификация здания, сооружения, производственного объекта проводится через установление соответствия классу и степени огнестойкости пожарной опасности.

Расстояния между зданиями, сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние. Допускается уменьшение расстояния от зданий, сооружений и технологических установок до граничащих с ними объектов при применении противопожарных преград, предусмотренных ст. 37. При этом расчетное значение риска не должно превышать допустимое значение, установленное ст. 93.

Для оценки соответствия требованиям безопасности объекта с количеством этажей не более двух собственник или владелец может добровольно составить декларацию, предусматривающую сведения о системе противопожарной защиты.

Эвакуационными выходами также считаются выходы из подвальных этажей с помещениями категорий В1-В4, Г и Д; из помещений категорий В1-В4, Г и Д и вестибюль, расположенные на первом этаже зданий класса Ф5.

К зданиям и сооружениям по всей их длине (кроме линейных объектов) должен быть обеспечен подъезд мобильных средств пожаротушения: с одной стороны — при ширине здания или сооружения не более 18 м и с двух сторон — при ширине более 18 м, а также при устройстве замкнутых и полузамкнутых дворов.

Помещения класса Ф5 категорий А, Б и В1, где производятся, применяются или хранятся легковоспламеняющиеся жидкости, должны иметь класс пожарной опасности не выше КМ 1 (указано, что полы следует выполнять из негорючих материалов или материалов группы горючести Г1).

Противодымные экраны должны оборудоваться автоматическими и дистанционно управляемыми приводами (без термоэлементов). Рабочая длина таких экранов должна быть не менее толщины дымового слоя, образующегося при пожаре. Основа рабочих полотен экранов должна выполняться из негорючих материалов.

Кроме того, список классов опасности дополнен объектами религиозного назначения (Ф 3.7). В отношении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ религиозного назначения требования пожарной безопасности устанавливаются соответствующим нормативным документом по безопасности (Положение вступило в силу 31.07.2018).

В последние два года регламент подвергся существенным корректировкам. В Федеральный закон 123-ФЗ введена новая статья 6.1. Она касается проведения идентификации объектов, которые нужно защищать.

Сооружения распределены по классам. Для этого они разграничены в соответствии с установленными признаками:

  • отнесение к классу пожароопасности функционального и конструктивного характера;
  • устойчивость к огню;
  • принадлежность производственного объекта к определенной категории пожарной, взрывопожарной опасности.

Более подробным стал перечень разрешенных к применению вариантов защиты от огня. Он дополнен экранами, занавесами, шторами. А вот в список возможных к применению средств тушения огня первичного характера включена категория «аэрозольный генератор».

Правки касаются перечня эваковыходов: группа дополнена новыми категориями в виде выходов из подвалов и вестибюлей на первых этажах зданий.

Владельцы объектов размером до 1500 м² и высотой не больше 2 этажей имеют право добровольно формировать декларацию пожарной безопасности. Если произошла смена владельца здания и конструктивных особенностей сооружения (реконструкция, капремонт), обновленная информация предоставляется в течение одного года с момента изменений.

Декларация пожарной безопасности

Одним из обязательных компонентов обеспечения пожаробезопасной эксплуатации объекта является пожарная декларация. Статья 64 техрегламента предусматривает необходимость составить такой документ в части определенных зданий.

Скачать

Для каких объектов нужна

Документ нужно формировать в части сооружений, в отношении которых:

  • законодателем персонально предусмотрена экспертиза проектных документов (кроме многоквартирных, одноквартирных жилых домов, в том числе блокированных);
  • присвоен класс огнеопасности функционального характера Ф 1.1., то есть детские сады, дома престарелых, лечебные учреждения, спальные здания образовательных интернатов.

Документ предусматривает наличие сведений об оценке:

  • риска пожара;
  • объема потенциального имущественного ущерба.

Для каких объектов не требуется

ГрК РФ в ст. 49 говорит о том, что экспертизу можно не проводить в части проектных документов по некоторым видам жилых домов, многоквартирных, отдельно находящихся объектов с высотой не больше 2 этажей и с общей площадью не больше 1500 м². Исключение составляют особенно опасные, технически сложные, уникальные сооружения, которые:

  • неприменимы для проживания, производственной деятельности;
  • применимы для производства, но не требуют конструирования санитарно-защитных зон;
  • применимы для производства, и санитарно-защитные зоны уже установлены в границах участка, на котором они стоят.

Это значит, что обязанность составлять декларацию по подобным сооружениям отсутствует. Такой документ можно составить на добровольных основах.

Можно ли разработать для одного помещения

Пункт 2 Приказа МЧС РФ № 91 гласит, что данные по документу можно сформировать как на весь объект, так и на отдельные элементы (сооружения), для которых определены требования к пожарной безопасности.

Кто имеет право составить

ДПБ составляет собственник объекта. Специальные формы для заполнения документа содержатся на сайте МЧС. Руководитель организации вправе привлечь к формированию декларации любого техспециалиста или организацию. Наличие лицензии не является необходимым условием (Письмо Рособра от 27.02.2010 № 16-486/07-03).

Руководитель объекта защиты подписывает документ. Далее его надо заверить печатью предприятия.

Как оценить риск пожара

Риск пожара — это оценка вероятности возникновения опасности пожара и последствий для человека и матценностей. Оценка оформляется на основе расчета.

Расчет должен быть в части объектов производства и тех, где нарушаются нормативы по пожарной безопасности. Если на объекте нет производства и предписаний по нарушениям, расчет риска не делается. Руководитель организации, не заполняя такой раздел декларации, должен установить, исполняются ли на объекте требования безопасности обязательного формата.

Если расчет нужен, он прилагается в форме отчета. Правила же подсчета определены Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 № 272.

Как оценить ущерб для имущества третьих лиц

Владелец объекта оценивает в собственных расчетах возможность причинения вреда чужим ценностям, например оборудованию (не здоровью!). В разделе ДПБ можно прописать стоимость и количество имущества, которому может быть причинен ущерб.

Если нарушения отсутствуют, в этом разделе можно обозначить, что опасность потенциального ущерба имуществу третьих лиц отсутствует.

Внести изменения или создать новую декларацию

Если условия на объекте защиты неизменны, декларация носит бессрочный характер. Документ надо уточнить или разработать заново, если есть изменения, которые затрагивают сведения, имеющиеся в ДПБ (к примеру, сменился владелец, поменялось назначение объекта, сфера его деятельности, тип). Изменения в ДПБ надо регистрировать в том же порядке, который определен для самой декларации.

Как зарегистрировать

Алгоритм регистрации документа определен Приказом МЧС РФ от 24.02.2009 № 91. Документ должен разработать и предоставить владелец сооружения. Если здание проектируется, декларацию формирует застройщик (до ввода в эксплуатацию). Ответственность за полноту информации в документе несет ее разработчик.

Декларацию надо оформить по установленной форме. Число экземпляров такое: на бумаге в 2 экземплярах или электронно (выбор варианта за исполнителем документа).

Направить декларацию можно:

  • почтой;
  • по интернету;
  • через портал госуслуг;
  • в сканированном виде через официальный сайт МЧС РФ.

МЧС проверяет документ на соответствие шаблону не более 5 рабочих дней. Если все соответствует нормативам, документ регистрируется в перечне деклараций пожарной безопасности.

Если форма не соответствует установленной, МЧС возвращает ее исполнителю, указав причины.

По факту регистрации МЧС направляет один экземпляр в адрес декларанта.

Нужно ли согласовывать

Документ не следует согласовывать с органами Госпожнадзора. Почему? Все просто: он направляется в порядке уведомления. Сведения, включенные в него, проверяются в процессе контрольных мероприятий.

Кто проверяет

Юрлицо, оформившее декларацию, несет полную ответственность за сведения, включенные в документ. Исполнение нормативов безопасности проверяется в дальнейшем в период плановой проверки. В случае обнаружения пожарным инспектором включенных в документ, но не реализованных норм, предприятие подвергается штрафу.

Важно знать, что в процессе плановой проверки инспектор вправе запросить ДПБ, даже если распоряжение о проверке не содержит необходимости предоставить такую бумагу.

Ответственность за невыполнение

Ответственность за невыполнение правил № 123-ФЗ (непредоставление или предоставление с неполными или недостоверными сведениями декларации, предусмотренной п. 4 ст. 64 Регламента) административным законодательством напрямую не предусмотрена. Однако в КоАП РФ установлена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности (ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ). Ст. 19.7 КоАП РФ предусмотрена ответственность за непредоставление (несвоевременное предоставление) в госорган или должностному лицу сведений, предоставление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления его деятельности.

Административное наказание за нарушение ч. 1. ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрено в виде предупреждения либо штрафа на граждан в размере от 1000 до 1500 рублей, на должностных лиц — от 6000 до 15 000 рублей, на юридических лиц — от 150 000 до 200 000 рублей.

Если проверка выявляет отсутствие ДПБ в период особого противопожарного режима, предел штрафа гораздо серьезнее и составляет:

  • для должностного лица — от 15 000 до 30 000 рублей;
  • для юрлица — от 400 000 до 500 000 рублей.

gosuchetnik.ru

Технический регламент о требованиях пожарной безопасности: основное

Технический регламент о требованиях пожарной безопасности определяет основные положения регулирования в этой области, общие требования безопасности к зданиям, сооружениям, объектам, продукции независимо от назначения. В нем можно найти и классификацию зданий, и допустимое расстояние между ними, и разрешенные первичные средства пожаротушения. Документ обязателен:

  • когда осуществляются работы по проектированию, строительству, капремонту, реконструкции, техническому перевооружению, изменению функционального назначения;
  • в периоды техобслуживания, эксплуатации и утилизации продукции и объектов;
  • во время разработки, принятия, применения и исполнения других нормативных актов, содержащих требования пожбезопасности;
  • при разработке документации на продукцию и объекты.

Текст документа: Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

Изменения и поправки на 2019 год

В новом году в технический регламент о требованиях пожарной безопасности (2019) внесены изменения, которые вступят в силу с 01.07.2019. Эти изменения технические и касаются удаления из текста регламента понятия «лесопарк», остаются только «лесничества». Других изменений с 2017 года внесено не было.

Декларация пожарной безопасности

В действующей редакции закона сказано, что в определенных ситуациях владелец объекта площадью до 1500 м² может добровольно составить такую декларацию, включив в нее сведения об имеющихся защитных средствах. В случае смены собственника и при изменении на самом объекте (реконструкция, перевооружение, капремонт) новые сведения подаются в течение года со дня изменений.

Образец заполненной декларации

Скачать

Технический регламент о требованиях пожарной безопасности

Скачать

Ответственность за нарушения

За несоблюдение норм безопасности предпринимателей привлекают к административной ответственности по ст. 20.4 КоАП РФ. В частности, по ч. 1 (общей) штраф для должностных лиц и организаций составляет от 2000 рублей — для физических лиц до 200 000 рублей — для юридических лиц. За нарушение установленных требований индивидуальным предпринимателям придется заплатить от 20 000 до 30 000 рублей.

За несоблюдение норм в условиях особого режима ИП могут наказать на 30 000-40 000 рублей, а организации — на 200 000-400 000 рублей. Штрафы для должностных лиц ниже — от 15 000 до 30 000 рублей в зависимости от условий допущения нарушений.

clubtk.ru

Документы и законы регламентирующие соблюдение требований пожарной безопасности: 123-ФЗ, ППР 390

В России требования пожарной безопасности являются неотъемлемой составляющей любого строящегося либо сдаваемого в эксплуатацию здания. Все нормы, определенные для строений, регламентированы настоящим законодательством Российской Федерации. Если будет выявлено не соответствие требованиям пожарной безопасности, то здание не будет принято в эксплуатацию, кроме того на владельца уже эксплуатируемого объекта при нарушениях может быть наложен штраф сотрудниками государственной инспекции.

Документы и законы, регламентирующие пожарную безопасность

Все предусмотренные правила, а также виды ответственности за несоблюдение установленных порядков, регламентируются следующими нормативно правовыми актами:

  1. ФЗ № 69 от 21.12.1994 года (последняя редакция от  29.07.2017) «О пожарной безопасности». Данный документ о требованиях ПБ устанавливает основные правила эксплуатации зданий, а также порядок действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации (пожара или задымления). Обращение граждан с огнем при отдыхе на природе. Курение в специально отведенных местах.
  2. ФЗ № 123 от 22.07.2008 года (последняя редакция от 29.07.2017) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». В тексте этого нормативно правового акта отражены положения о классификации пожаров, показатели и различные цифры огнестойкости конструкций, а также общие принципы, по которым здания вводятся в эксплуатацию и используются в последующем.
  3. Постановление действующего Правительства РФ (ППР) № 390 от 25.04.2012 года (последняя редакция от 30.12.2017) «О противопожарном режиме». В тексте нормативного акта присутствует информация о правилах противопожарного режима в Российской Федерации. Все, что связано с действиями граждан, сотрудников компаний, а также иных должностных лиц при противодействии возникновению чрезвычайных ситуаций (пожаров).
  4. Приказ МЧС № 645 от 12.12.2007 года (в последней редакции от 22.06.2010) «Об утверждении норм пожарной безопасности». Предоставление информации по пожарной безопасности работникам компаний, а также их действия при возникновении чрезвычайной ситуации (пожара).
  5. КоАП РФ статья № 20.4 (последняя действующая редакция административного кодекса от 23.04.2018) «Нарушение требований пожарной безопасности». В тексте документа отражена информация об ответственности за несоблюдение установленных правил действующим законодательством.

Общие требования пожарной безопасности (правила обращения с огнем, курение в специальных зонах, наличие и доступ к эвакуационным выходам, а также установка пожарной сигнализации в организациях, обращение граждан с огнем) обязательны для соблюдения, как физическими, так и юридическими лицами. При нарушении установленных действующим законодательством правил, граждане или предприниматели могут быть привлечены к ответственности в соответствии с КоАП РФ Статья 20.4 за нарушение требований соблюдения пожарной безопасности.

Если на практике знать все эти руководства, то имеется возможность свести к минимуму возможные чрезвычайные происшествия, которые, как правило, возникают из-за незнания гражданами действующих норм права, а также правил пожарной безопасности. Найти и скачать все актуальные документы относительно установленных правил и порядка действий можно по ссылкам:

Даже поверхностное изучение нормативных актов в значительной мере позволит многим россиянам пересмотреть свое отношение к пожарной безопасности и действиям, связанным с огнем.

Как использовать нормативные акты в повседневной жизни

Действующее законодательство на российской территории, обязывает граждан, а также юридических лиц к тому, чтобы в строгом порядке выполнялось соответствующее соблюдение требований по пожарной безопасности, в противном случае за нарушение предусматривается соответствующее наказание. Рассмотрим более подробно, как руководствоваться нормами права в повседневной жизни:

  • знать положения и требования, прописанные в действующем российском законодательстве;
  • лично соблюдать правила и при необходимости пресекать любое нарушение требований в сфере пожарной безопасности со стороны иных лиц;
  • при необходимости сразу сообщать о выявленном нарушении или чрезвычайной ситуации в соответствующие службы;
  • для предпринимателей, а также сотрудников знать основные требования пожарной безопасности при ведении трудовой деятельности;
  • не совершать на работе действий (курение в неподходящем месте, загромождение эвакуационных выходов, отсутствие огнетушителей, либо иные нарушения), которые нарушают требования пожарной безопасности в организации;
  • также каждый гражданин Российской Федерации должен знать, какие требования по пожарной безопасности нужно соблюдать.

Соблюдение установленных правил в действующих компаниях

В каждой компании трудятся сотрудники, при этом предварительно руководитель учреждения оборудует свои производственные площади, соблюдая нормативные требования пожарной безопасности. Рассмотрим более детально, как соблюсти установленные законодательством требования:

  1. При открытии и последующей работе компании соблюдать предусмотренные законодательством меры противопожарной безопасности.
  2. Следить за тем, чтобы установленные законом правила соблюдались всеми сотрудниками компании (при необходимости накладывать штрафы).
  3. Регулярно поддерживать соблюдение правил безопасности, а не только в те моменты, когда готовится очередной визит ответственного инспектора.
  4. Брать во внимание основные нормативные документы и их положения, а также руководствоваться ими регулярно.

При соблюдении данных требований, руководителя компании, а также его сотрудников не ожидает какого-либо наказания, что предусмотрено действующим законодательством на территории РФ.

Какая предусмотрена ответственность

Все положения действующих законов, регламентирующие пожарную безопасность, должны соблюдаться физическими и юридическими лицами. Это позволит свести количество чрезвычайных происшествий к минимальному значению. В ином случае при выявлении несоответствия требованиям или не соблюдение правил, грозит тем, что к гражданину или предпринимателю будет применена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности:

  • для простых граждан накладывается санкция от двух до трех тысяч рублей;
  • если речь касается различных должностных лиц, а также граждан, которые находятся на государственной службе, то размер штрафа составит 15-30 тысячи рублей;
  • при условии, что речь идет о нарушении со стороны предпринимателя или учредителей компании, то на них накладывается санкция в размере 200-400 тысяч рублей;
  • что касается индивидуальных предпринимателей, то на них за нарушения накладываются санкции в размере 30-40 тысяч рублей;
  • при неправомерных действиях в зонах повышенной опасности возникновения пожара, размеры штрафов увеличиваются;
  • также существенно повышаются санкции, при условии, что неправомерные действия повлекли за собой возникновение пожара.

Важно. Все штрафы за нарушение требований пожарной безопасности, регламентированы настоящими законами страны, а именно КоАП РФ.

Нюансы противопожарной безопасности

В любом направлении действующего российского законодательства присутствуют отдельные моменты, на которые необходимо обращать внимание. В данном случае особого внимания заслуживают следующие нюансы:

  • лишь соблюдение установленных правил всеми гражданами позволит свести чрезвычайные ситуации и пожары к минимуму;
  • предприниматели должны ответственно относиться к установленным правилам, а не пытаться откупиться от должностных лиц, так как от этого зависят жизни его сотрудников, а также непосредственно его личная сохранность;
  • не добропорядочное отношение к установленным правилам граждан, а также должностных лиц может привести к негативным последствиям;
  • любой пожар легче предотвратить, соблюдая установленные правила, нежели бороться с его последствиями.

Если в своей жизни каждый гражданин или юридическое лицо будет заострять на данных моментах внимание, то высока вероятность свести к минимуму число пожаров в стране, а также количество граждан, пострадавших от них.

Нововведения 2018 года

Каждый год в России к действующим нормативно правовым актам применяются поправки и вносятся коррективы. 2018 год не станет исключением. Планируется внесение следующих изменений и нововведений:

  1. Будет проведено полномасштабное занятие с руководителями образовательных учреждений по пожарной безопасности.
  2. В Приказ МЧС № 645 будет внесено около 20 нововведений, относительно действий сотрудников, а также взаимодействия с иными службами.
  3. 31 июля 2018 года вступит в силу новая редакция Федерального закона 123.
  4. 3 июля 2018 года вступит в силу новая редакция КоАП РФ.
  5. Нововведения затронут методы проверки противопожарной безопасности в частных и государственных организациях.
  6. Некоторые коррективы будут внесены в нормы пожарной безопасности, которые действуют в стране.
  7. Дополнительно планируется увеличение санкций при выявлении правонарушений в отношении противопожарной безопасности.

Важно. Сразу после вступления новых поправок в законную силу, каждому гражданину и юридическому лицу рекомендуется ознакомиться с нововведениями, чтобы избежать возможных последствий и нарушений.

123-ФЗ

МЧС РФ завершило подготовку законопроекта по техническому регулированию, объединяющие правила безопасности, ранее указанных в ГОСТах, СНиПах и НПБ. Технический регламент требований пожарной безопасности от 22.07.2008 года объединяет в нормативную документацию и устанавливает новые понятия и требования.

Задачи федерального положения о пожаробезопасности 123-ФЗ

Цель создания 123-ФЗ о пожарной безопасности:

  • установление главных положений и общих требований;
  • разработка инновационного механизма исполнения и контроля установленных норм.

Задачи:

  • гарантирование сохранности территорий, объектов, строений, зданий, сооружений, а также автотранспорта, оборудования и другого имущества;
  • формирование минимального уровня требований к защите различной продукции;
  • введение оценки рисков и страхование на добровольной основе.

Таким образом, 123-ФЗ содержит сведения о требованиях, подлежащих к выполнению о поддержки минимального уровня риска в качестве предупреждения возгораний на объектах, в т. ч. на производственных площадях. Пожарная декларация к 123-ФЗ в основном касается застройщиков сооружений и ответственных за подготовку документации и выдается после прохождения соответствующей экспертизы. Если сооружение не будет соответствовать огнестойкости, уровню задымленности, скорости распространения огня и другим параметрам, то в выдаче документа будет отказано. Соответственно, объект не будет допущен к эксплуатации, если иное не предусмотрено действующим Законодательством РФ.

Дополнительно 123-ФЗ с изменениями содержит следующие указания:

  • реализовать требования по дополнительному оснащению медицинских и социальных объектов;
  • ужесточить требования к электромагнитной устойчивости защитной системы;
  • ввести обязательный мониторинг пожарной безопасности на всех социально значимых объектах.

Примечательно, что действующий статус Федерального закона 123 о пожарной безопасности предполагает:

  • выбрать владельцу актуальный метод защиты объекта из приведенных в документе классификаций;
  • застраховать собственность и имущество третьих лиц.

Согласно комментариям к федеральному закону 123, документ включает условия:

  • полное выполнение установленных законом требований к пожарной безопасности;
  • риски не должны превышать утвержденные нормы;
  • сооружения, к которым не предъявляются нормативы, допускается вводить в эксплуатацию при соответствии минимальному риску возгорания.

Действующая редакция ФЗ-123

123-ФЗ Технический регламент о требованиях пожарной безопасности принят в работу субъектами РФ в 2009 году и до 2017 года неоднократно подвергался корректировками дополнениям. Появление документа привело к административным и техническим последствиям для собственников зданий, т. е. по новым правилам ответственность переложена на владельцев объектов. В последней редакции 123-ФЗ от 29.07.2017 года претерпели изменения следующие статьи:

  1. Статья 1 123-ФЗ содержит положения о техническом контроле зданий, сооружений, имущества, а также производственных мощностей и изделий общего назначения.
  2. Статья 4 123-ФЗ включает требования, отражающие полный перечень документов в 123-ФЗ о противопожарной защите:
    • решения о планировке и объемах;
    • применение строительных материалов для возведения конструкций;
    • способы по ограничению распространения огня;
    • эвакуация;
    • первичные методы и средства тушения пожаров;
    • система индивидуальной защиты лиц;
    • пожарная сигнализация;
    • аварийное оповещение о возгорании;
    • нормативы о вентиляционной и аварийной системах и т.д.
  3. Обновленная статья 6 123-ФЗ в пункте 1 указывает на идентификацию сооружений, а также условия защиты, разделенные на классы. Классификация учитывает функции и конструктивные нюансы объектов, влияющих на пожароопасность и риск возгорания. Производственные мощности идентифицируются на основании рисков взрыва и возгорания.
  4. Статья 89 123-ФЗ об эвакуации гласит, что выходы из подвальных и полуподвальных помещений категории с В1 по В4, Г, Д осуществляются в вестибюль здания первого этажа строения типа ф5. Пункт №9 о требованиях пожарной безопасности к эвакуационным выходам упразднен.
  5. Статья №87 больше не содержит сведений о классе огнестойкости, предъявляемой к зданиям.

Документ также содержит ряд таблиц, указывающие на технические требования об огнестойкости сооружений, расстоянии от резервуаров со взрывоопасными веществами, конструктивные особенности объектов и т. п. Но основное внимание заслуживает таблица 21 «Степень огнестойкости здания из 123-ФЗ», в которой прописаны 5 степеней огнестойкости и пределы строительных конструкций. Примечательно, что пятый класс не нормируется. Ознакомиться с таблицами из 123-ФЗ можно по этой ссылке на консультант плюс. Для просмотра полного перечня нажмите кнопку со следующей таблицей:

Скачать действующие документы

Федеральный закон №123 о пожарной безопасности – это:

  1. новый подход к ответственности юридических лиц;
  2. принципиальное обновление к живучести пожаробезопасных систем.

ФЗ 123 в 2018 году содержит перечень документов добровольного применения к 123-ФЗ (Приказ 474) утвержден 16 апреля 14 г., на основании которого владельцы строений самостоятельно выполняют требования, предъявляемые к пожаробезопасности. Скачать ФЗ 123 в редакции №9 от 29.07.17 (срок действия до 31.07.18): скачать ФЗ 123 (действующий до 31.07.18) Скачать ФЗ 123 с последними изменениями в редакции №10 от 29.07.17 (начало действия с 31.07.18) можно тут: скачать ФЗ 123 (вступающий в силу с 31.07.18) Для обзора изменений редакций закона и их сравнения, на сайте «консультант плюс» нажмите на кнопку в самом низу, как указано на скриншоте: На данный момент проектные и монтажные организации должны заниматься подготовкой мероприятий по работе в новых условиях, а именно: ознакомиться с требованиями нормативных актов и актуализировать технические решения с экономическим обоснованием. Значение Федерального закона 123 о пожарной безопасности с изменениями сложно переоценить, а реализация нововведений обеспечит должный уровень предупреждения пожаров в России. Постатейные комментарии к ФЗ 123 доступны к скачиванию здесь:

ППР 390

В РФ имеются правила противопожарного режима, которые обязательны для каждого гражданина и каждой организации. Соблюдение норм постановления Правительства РФ № 390 (ППР 390), которым эти правила утверждены, гарантирует защиту помещений от возникновения пожаров и возможность избежать ненужных трат, возмещая ущерб, нанесенный огнем.

Описание постановления

Правила противопожарного режима утверждены в РФ постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390-П. Нормативный акт состоит из 21 главы, каждая из которых подробно описывает требования противопожарного режима относительно различного рода объектов.

Кроме этого постановление содержит 7 приложений, в которых имеются не только образцы документов, но и нормы обеспечения и оснащения зданий/сооружения средствами противопожарной безопасности.

Постановление о противопожарном режиме издано во исполнение ст. 16 ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-Ф. Сразу же в первой статье постановления законодатель уточняет, что руководитель организации должны утвердить инструкцию о мерах по пожарной безопасности и назначить ответственное лицо за особый противопожарный режим на каждом объекте, который имеется у них в собственности или пользовании.

Какие задачи решает нормативный акт?

Основной задачей данного акта является объединение правил противопожарной безопасности на различных объектах в одном постановлении. Так же ППР 390 с целью обеспечения противопожарной безопасности устанавливают:

  • систему поведения граждан на объектах;
  • варианты организации производства;
  • порядок содержания помещения и прилегающей территории.

Законодатель довольно тщательно прописывает правила организации помещений, в зависимости от количества человек, круглосуточности пребывания работников, наличия/отсутствия предметов интерьера, которые могут затруднить выход из здания и т.д., а также уточняет

Например, в п. 23 содержатся ограничения, которые должны быть соблюдены абсолютно на всех объектах защиты. Нельзя:

  • хранить на чердаках, в подвалах или иных закрытых помещениях легковоспламеняющиеся жидкости, порох и т.д.;
  • «захламлять» чердаки, вентиляционные люки, подвалы;
  • убирать двери эвакуационных выходов, которые были предусмотрены технической документацией;
  • проводить уборку здания с использованием легковоспламеняющихся жидкостей;
  • устанавливать на лестничных клетках внешние блоки кондиционеров и т.д.

За нарушение требований Пунктов ППР РФ 390 законодателем предусмотрено наказание по статье 20.4 КоАП РФ. Санкция статьи предусматривает штрафы за нарушения противопожарного режима. Градация сумм штрафа связана с категорией правонарушителей; например, для юридического лица его размер значительно выше, чем для гражданина.

Последние изменения

Противопожарный режим 2018 года обусловлен последними изменениями в ППР 390, которые были внесены в 2017 году постановлением Правительства РФ N 1717. Документ был опубликован 15.01.2018 и с этого же дня вступил в силу и стал обязательным на всей территории РФ.

Изменения правил вводят следующие новшества:

  1. Владельцам дачных участков вменяется в обязанность убирать траву и мусор на территории участков, согласно имеющейся документации.
  2. Запрет на посев колосовых культур в определенных местах, например, в границах полос отвода
  3. Владельцы угодий должны ограждать свои наделы от зарастания сорняками и производить своевременный сенокос.
  4. Инструкцию по поведению граждан в период уборки зерновых культур.
  5. Запрет на хранение в большом количестве сена и дров, которые могут легко воспламениться.
  6. Правила противопожарного режима на железной дороге.

ППР 390 с изменениями в 2018 касаются в основном, поведения дачников для соблюдения противопожарного режима и вопроса введения особого противопожарного режима для полос отвода и охранной зоны железных дорог.

Скачать и посмотреть последнюю редакцию ППР 390

Последняя редакция правил противопожарного режима ППР N 390 доступна для скачивания: Для того, чтобы посмотреть все изменения документа, нужно перейти на сайт консультант плюс:

1) После того, как документ откроется, он будет выглядеть следующим образом:

2) Находим подраздел «Список изменяющих документов» и нажимаем на него.

3) Система выдает список изменений документа с момента его официального опубликования. Нас интересует ППР 390 от 25.04 2012 с изменениями от 30.12.2016 № 1717.

4) После того, как нажимаем на № 1717, открываются последние правила противопожарного режима в РФ.

Осталось только ознакомиться с последними изменениями.

Для справки! В тексте ППР 390 консультант плюс уже включает все изменения, пользователю достаточно выбрать нужную главу и пункт для изучения. Внизу нормативных положений имеется информация о дате изменения и номере акта.

Как смотреть все редакции закона

Система Консультант плюс допускает возможность сравнения редакций документа для того, чтобы наглядно видеть все изменения. Для этого необходимо на главной странице документа в верхнем правом углу выбрать вкладку «Редакции».

После нажатия на нее откроется еще одно окно, в котором необходимо выбрать нужную редакцию для сравнения и отметить ее галочкой. Далее в левой части страницы выбираем опцию «Сравнить с предыдущей редакцией».

После этого открывается окно сравнения двух редакций. Все изменения, внесенные в документ выделяются цветом.

Скачать бесплатно ППР 390 с изменениями можно также на сайте консультанта, нажав на кнопку «Экспорт в WORD», выделенное гиперссылкой и сохранив его в нужном месте на электронном устройстве.

Таким образом, нарушение противопожарного режима карается законодателем в КоАП РФ, а при наличии большого ущерба от действий граждан или организации им грозит и уголовная ответственность. Для того, чтобы не нарушать нормы законодательства, необходимо знать ппр 390 и следить за последними изменениями в документе.

fz-123.com

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 244-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

Принят Государственной Думой 19 июля 2017 года

Одобрен Советом Федерации 25 июля 2017 года

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 30, ст. 3579; 2012, № 29, ст. 3997; 2013, № 27, ст. 3477; 2016, № 27, ст. 4234) следующие изменения:

1) в статье 1:

а) в части 1 слово «промышленным» заменить словом «производственным»;

б) дополнить частью 5 следующего содержания:

«5. В отношении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации религиозного назначения требования пожарной безопасности устанавливаются соответствующим нормативным документом по пожарной безопасности.»;

2) статью 2 дополнить пунктом 22.1 следующего содержания:

«22.1) пожарная секция - часть пожарного отсека, выделенная противопожарными преградами;»;

3) главу 1 дополнить статьей 6.1 следующего содержания:

«Статья 6.1. Идентификация объектов защиты

Идентификация здания, сооружения, производственного объекта проводится путем установления их соответствия следующим существенным признакам:

1) класс функциональной пожарной опасности;

2) степень огнестойкости, класс конструктивной пожарной опасности;

3) категория наружных установок по пожарной опасности, категория зданий, сооружений и помещений по пожарной и взрывопожарной опасности (для производственных объектов).»;

4) в пункте 4 части 1 статьи 19 слово «воспламенения» заменить словами «распространения пламени»;

5) пункт 3 части 1 статьи 32 дополнить подпунктом «ж» следующего содержания:

«ж) Ф3.7 - объекты религиозного назначения;»;

6) часть 2 статьи 36 признать утратившей силу;

7) пункт 5 части 1 статьи 37 дополнить словами «(экранные стены)»;

8) статью 43 дополнить пунктом 5 следующего содержания:

«5) генераторные огнетушители аэрозольные переносные.»;

9) в пункте 3 части 1 статьи 50 слова «, исключающих образование» заменить словами «с защитой от»;

10)  пункт 2 статьи 59 после слова «этажности» дополнить словами «или высоты»;

11) статью 64 изложить в следующей редакции:

«Статья 64. Требования к декларации пожарной безопасности

1. Декларация пожарной безопасности составляется в отношении здания, сооружения, производственного объекта, для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение экспертизы проектной документации (за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.3, Ф1.4), а также в отношении зданий (частей зданий) класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 и предусматривает:

1) оценку пожарного риска (если проводится расчет риска);

2) оценку возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара (может быть проведена в рамках добровольного страхования ответственности за ущерб третьим лицам от воздействия пожара).

2. Для оценки соответствия требованиям пожарной безопасности объекта защиты с количеством этажей не более чем два, общая площадь которого составляет не более чем 1500 квадратных метров (за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.3, Ф1.4, Ф4.1, Ф4.2), собственник или иной законный владелец объекта защиты может добровольно составить декларацию пожарной безопасности в отношении этого объекта защиты, которая предусматривает в том числе сведения о системе противопожарной защиты этого объекта защиты.

3. В случае изменения содержащихся в декларации пожарной безопасности сведений, в том числе в случае смены собственника или иного законного владельца объекта защиты, изменения функционального назначения либо капитального ремонта, реконструкции или технического перевооружения объекта защиты, уточненные декларации пожарной безопасности, составленные в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи, представляются в течение одного года со дня изменения содержащихся в них сведений.

4. При составлении декларации пожарной безопасности в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи в отношении объектов защиты, для которых установлены требования технических регламентов, принятых в соответствии с Федеральным законом «О  техническом регулировании», и нормативных документов по пожарной безопасности, в декларации указывается перечень статей (частей, пунктов) указанных документов, требования которых установлены и выполнены для соответствующего объекта защиты.

5. Лицо, представившее декларацию пожарной безопасности, составленную в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи, несет ответственность за полноту и достоверность содержащихся в ней сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Форма и порядок регистрации декларации пожарной безопасности, составленной в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.»;

12) в статье 66:

а) в части 1 пятое предложение исключить;

б) часть 4 признать утратившей силу;

13) часть 1 статьи 69 изложить в следующей редакции:

«1. Противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания, сооружения. Допускается уменьшать указанные в таблицах 12, 15, 17, 18, 19 и 20 приложения к настоящему Федеральному закону противопожарные расстояния от зданий, сооружений и технологических установок до граничащих с ними объектов защиты при применении противопожарных преград, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона. При этом расчетное значение пожарного риска не должно превышать допустимое значение пожарного риска, установленное статьей 93 настоящего Федерального закона.»;

14) часть 2 статьи 77 признать утратившей силу;

15) в части 12 статьи 84 слова «медицинских организаций, учреждений социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания с пребыванием людей на постоянной основе или стационарном лечении» заменить словами «организаций социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме, медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях,», слова «дежурного персонала» заменить словами «соответствующих работников организации»;

16) в пункте 2 части 5 статьи 89 слова «категорий В4» заменить словами «категорий В1 - В4»;

17) часть 4 статьи 98 изложить в следующей редакции:

«4. К зданиям и сооружениям по всей их длине (за исключением линейных объектов) должен быть обеспечен подъезд (доставка) мобильных средств пожаротушения с одной стороны при ширине здания или сооружения не более 18 метров и с двух сторон при ширине более 18 метров, а также при устройстве замкнутых и полузамкнутых дворов.»;

18) в статье 100:

а) часть 3 после слов «резервуаров с» дополнить словами «сжиженными горючими газами,»;

б) части 5 - 9 и 11 признать утратившими силу;

19) в части 4 статьи 134 слова «полы следует выполнять из негорючих материалов или материалов группы горючести Г1» заменить словами «покрытия полов должны иметь класс пожарной опасности не выше чем КМ1»;

20) часть 6 статьи 138 изложить в следующей редакции:

«6. Противодымные экраны (шторы, занавесы) должны быть оборудованы автоматическими и дистанционно управляемыми приводами (без термоэлементов). Рабочая длина выпуска таких экранов должна быть не менее толщины образующегося при пожаре в помещении дымового слоя. Основа рабочих полотен противодымных экранов должна выполняться из негорючих материалов.»;

21) части 1, 3 и 4 статьи 140 признать утратившими силу;

22) главу 32 признать утратившей силу;

23) статью 146 дополнить частью 14 следующего содержания:

«14. Подтверждение соответствия продукции требованиям пожарной безопасности строительных материалов, имеющих предельные (наиболее опасные) значения показателей пожарной опасности, может осуществляться по схеме 1д. Информация об этих показателях должна быть приведена в технической документации на данную продукцию.»;

24) часть 1 статьи 151 признать утратившей силу;

25) в приложении:

а) таблицу 6 признать утратившей силу;

б) в таблице 24 слова «Двери шахт лифтов» заменить словами «Двери шахт лифтов (при условии, что к ним устанавливаются требования по пределам огнестойкости)».

Статья 2

Признать утратившими силу:

1) подпункт «г» пункта 37, подпункт «д» пункта 72, подпункты «б» и «в» пункта 88 статьи 1 Федерального закона от 10 июля 2012 года № 117-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 29, ст. 3997);

2) подпункт «б» пункта 2 и пункт 5 статьи 120 Федерального закона от 2 июля 2013 года № 185-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 27, ст. 3477).

Статья 3

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением подпункта «б» пункта 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.

2. Подпункт «б» пункта 1 статьи 1 настоящего Федерального закона вступает в силу по истечении одного года после дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

3. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона и до дня вступления в силу подпункта «б» пункта 1 статьи 1 настоящего Федерального закона требования Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в отношении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации религиозного назначения применяются в части, соответствующей объему работ по сохранению указанных объектов культурного наследия, если проектная документация на проведение таких работ содержит требования пожарной безопасности, направлялась на государственную экспертизу в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и согласована соответствующим органом охраны объектов культурного наследия.

Президент Российской Федерации В. Путин

Москва, Кремль

29 июля 2017 года

№ 244-ФЗ

Скорректирован техрегламент о требованиях пожарной безопасности.

Уточнено, что речь идет об общих требованиях пожарной безопасности к производственным, а не промышленным объектам.

В отношении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России религиозного назначения требования пожарной безопасности устанавливаются соответствующим нормативным документом по пожарной безопасности. Эта норма вступает в силу по истечении 1 года после официального опубликования закона. До этого момента техрегламент применяется в отношении указанных объектов религиозного назначения в части, соответствующей объему работ по сохранению, если проектная документация содержит требования пожарной безопасности, направлялась на госэкспертизу и согласована соответствующим органом охраны объектов культурного наследия.

Прописано, как проводится идентификация объектов защиты.

Объекты религиозного назначения по классу функциональной пожарной опасности отнесены к зданиям организаций по обслуживанию населения.

Обновлены требования к декларации пожарной безопасности.

Так, для оценки соответствия требованиям пожарной безопасности объекта защиты с количеством этажей не более чем 2, общая площадь которого составляет не более 1 500 кв. м (за некоторым исключением), собственник или иной законный владелец может добровольно составлять декларацию пожарной безопасности.

В случае изменения содержащихся в декларации пожарной безопасности сведений уточненные декларации необходимо представлять в течение 1 года со дня изменения.

Исключена норма, устанавливающая предельные расстояния от производственного объекта и пожарного депо до жилых и общественных зданий, медицинских и образовательных организаций, учреждений отдыха.

Предусмотрены требования к размещению надземных резервуаров со сжиженными горючими газами.

Более не требуют, чтобы по периметру площадок производственных объектов хранения нефтепродуктов было предусмотрено устройство замкнутого земляного обвалования или ограждающей стены из негорючих материалов.

Уточнены требования пожарной безопасности к лифтам.

Исключены требования пожарной безопасности к электротехнической продукции.

Прописаны правила подтверждения соответствия продукции требованиям пожарной безопасности строительных материалов, имеющих предельные (наиболее опасные) значения показателей пожарной опасности.

При этом утратил силу порядок определения класса пожарной опасности строительных конструкций.

Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений.

www.garant.ru


Смотрите также

Содержание, карта сайта.