mchsnik.ru

Тактические возможности пожарных подразделений по тушению пожаров

В момент возгорания счет идет на минуты – чем раньше приступить к гашению, тем оно будет удачнее с наименьшими потерями. Тактические возможности пожарных подразделений – это выполнение конкретных задач за установленный отрезок времени.

Основные факторы определяющие тактические возможности подразделений

Сложившаяся на территории обстановка при пожаре, ЧС, аварии влечет жертвы среди населения, наносит ущерб окружающей среде, приносит материальный ущерб.

Тактические возможности подразделений ГПС по тушению пожаров и ликвидации ЧС зависят от грамотно подготовленных сотрудников, технико-тактических параметров специального автомобиля. Движущей силой, которая оказывает помощь людям в критический момент, выступает собственный состав подразделения. Период ликвидации зависит от оснащенности спецтехникой и оборудованием, наличия тушащего состава, также реальной ситуации на пожарище.

Команды на основных пожарных автомобилях являются первичными тактическими подразделениями пожарной охраны. Учитывая конкретную обстановку единолично решают проблемы, связанные с осуществлением спасательных мероприятий.

Подразделениям разработаны табеля боевого расчета, где прописаны обязательства исполнителей по выполнению поставленных задач. Это способствует выполнению отдельных операций в режиме «автоматизации». Командир отделения несет ответственность за предельное раскрытие тактических возможностей подразделения.

Если в работе участвует несколько караулов, то тактические возможности суммируются. Иногда эти параметры указывают, что технические ресурсы превышают физические, но бывает и наоборот. Ответственность за их полное раскрытие лежит на РТП.

Основной объем выполняемых пожарных работ с учетом физических затрат квалифицируют, как тяжелые и очень тяжелые. Выполнение обусловлено перемещением на приличное расстояние тяжелых предметов; восхождением на высоту; нахождение в задымленной среде с высокой температурой или мороз при угрозе взрыва и обрушения. Характеризуется такое исполнение скоростью.

Расчет основных показателей, характеризующих тактические возможности пожарных подразделений

Караул является основным подразделением пожарной охраны. Для предельного использования

тактических возможностей подразделений на основных пожарных автомобилях каждый командир должен ими владеть и уметь рассчитать следующее:

  • промежуток какого времени могут работать стволы и генераторы от автоцистерны, если она не установлена на водоисточнике;
  • предельное количество рукавов, которое возможно подавать от автомобиля:
  • величину получаемой пены:
  • предполагаемая площадь и размер тушения пеной от автомобиля;
  • максимальное расстояние по прокладке линии из шлангов и давление на насосе пожарной автомашины.

К технике, которая имеет пожарный заряд воды или другого огнетушащего вещества, относят пожарную автоцистерну, аэродромную машину, пожарный поезд, самолет и вертолет.

Чтобы рассчитать:

  1. рабочее время (tраб) водяного ствола, необходимо знать, сколько литров воды находится в автоцистерне (Vц), количество работающих стволов (Nст), водопотребление в литрах из ствола за секунду (Qст), количество жидкости в рукаве (Vр), их наличие в линии (Nр). Значения подставить в формулу:

τраб = (Vц -∑ Nр · Vp) / Nст ·Qст.• 60), мин.

Nр = k•l / 20, где k – коэффициент, который учитывает рельеф местности, имеет постоянную величину равную одной целой и двум десятым; l- дистанция от пожарища до машины.

2. вероятная площадь гашения водой (Sт) от АЦ:

Sт = (Vц – ∑ Np ·Vp) / jтр ·tр · 60

jтр – обязательная мощность подачи жидкости, л/с·м2;

tр = 10 мин. – ориентировочное время гашения.

3.рабочее время прибора подачи пены от АЦ:

tраб   = (Vвр –∑Np ·Vp) / SNгпс ·qгпс ·60 (мин.), где: Vвр – размер водного раствора пенного образователя, который получен от заправочного резервуара пожарной машины, л; Nгпс – число стволов (гпс), шт; qгпс – расход раствора из гпс, л/с.

  1. количество водного раствора пенообразователя:

Кв = 100-С/С; для приготовления шести процентного раствора 100-6/6=15,7- кол-во воды на 1л пенного образователя.

Расход по факту (Кф) на 1 л. пенообразователя рассчитывается путем деления количества воды в цистерне (Vц) на количество (Vпо) пенного образователя в емкости.

Если фактический объем воды больше требуемого, то пенообразователь расходуется полностью, а вода остается, в случае Кф

nebezopasno.com

Тактические возможности пожарных подразделений по тушению пожаров


Тактические возможности подразделений ГПС по тушению пожаров и ликвидации ЧС

Под тактическими возможностями пожарного подразделения понимается объём  работы по спасанию людей, эвакуации имущества и тушению пожара; которое может быть выполнено пожарным подразделением за определенный промежуток времени. Тактические возможности подразделения зависят от многих факторов, в том числе от численности личного состава,  его  готовности и обусловлены тактико-техническими данными пожарного автомобиля.

При этом личный состав пожарных подразделений является главной и решающей силой в выполнении задач по спасанию людей в случае угрозы их жизни и тушению пожаров.

Средствами, обеспечивающими  действия сил на пожаре, являются:

  • Пожарная техника (машины, установки пожаротушения, пожарно-техническое оборудование и др.);
  • Водоподающая и другая техника народного хозяйства, приспособленная и переоборудованная для целей пожаротушения;
  • Огнетушащие средства (вода, пена, огнетушащие порошки, газы и т.д.)
  • Средства связи и освещения;
  • Транспортные средства.

Кроме того, по заранее согласованным планам для совместного выполнения задач используются инженерно – технические средства объектов народного хозяйства.

Наибольший удельный вес из всех технических средств борьбы с огнем занимают пожарные автомобили .Пожарный автомобиль предназначен для доставки к месту пожара огнетушащих средств, пожарного оборудования и боевого расчета, а также для подачи огнетушащих веществ в очаг пожара.

В зависимости от  назначение все пожарные машины подразделяются на основные, специальные и вспомогательные.

К основным относятся: пожарные автоцистерны,

Пожарные автонасосы и насосно-рукавные автомобили, пожарные, аэродромные автомобили, пожарные автомобили воздушно-пенного, порошкового, углекислотного и газоводяного тушения, пожарные самолеты и вертолеты, пожарные корабли, катера, поезда.

Наиболее распространенный тип основных пожарных автомобилей-пожарные автоцистерны, автонасосы, насосно-рукавные автомобили.

Пожарные автоцистерны представляют собой самостоятельную тактическую единицу и используются в 90% случаев при  выезде подразделений по тревоге. Поэтому выпуск их составляет более 80% числа всех пожарных автомобилей.

В зависимости от грузоподъемности базового шасси и вместимости пожарные автоцистерны подразделяются на три группы:

  • Легкие- используются  в небольших населенных пунктах и на объектах народного хозяйства;
  • Средние- являются основным типом пожарных автомобилей для большинства городов и крупных объектов;
  • Тяжелые- предназначены главным образом для отдельных объектов и населенных пунктов с недостаточно развитым водоснабжением.

К специальным относятся: пожарные автолестницы  и коленчатые автоподъемники, пожарные автопеноподъемники, автомобиль связи и освещения, пожарные технические, газодымозащитные, и водозащитные автомобили.

Использование данных автомобилей обеспечивает координирование действий пожарных подразделений, создание необходимых условий в работе по спасению людей и тушению пожаров.

К вспомогательным пожарным машинам относятся: автотопливозаправщики, передвижные авторемонтные мастерские, автобусы, легковые и грузовые автомобили, которые вводятся на вооружение пожарных частей для выполнения вспомогательных работ на пожаре.

 Тактические возможности отделений на основных  и специальных пожарных машинах

Пожарная охрана городов, поселков городского типа, районных центров, важнейших промышленных и других объектов осуществляется пожарными частями, состоящими из трех (для ВПО), четырех(для ППО) караулов.

Караул в составе двух и более отделений на основных пожарных автомобилях является основным тактическим подразделением пожарной охраны, способным самостоятельно решать задачи по спасению людей и тушению пожара.

В зависимости от характера объектов, расположенных в охраняемом пожарной частью районе (городе), караул может быть усилен одним или несколькими отделениями на специальных и вспомогательных автомобилях.

Отделение на пожарной автоцистерне или на пожарном автонасосе является первичным тактическим подразделением, способным самостоятельно выполнять отдельные задачи по спасению людей, материальных ценностей и тушению пожара, т.е. оно обладает определенными тактическими возможностями.

Отделение на автоцистерне, состоящее из четырех-семи человек(включая командира отделения и водителя), обладает тактическими возможностями, крайне необходимыми для подразделений, прибывающих на пожар первыми.

При этом время, в течении которого отделение может работать по подаче огнетушащих средств(без учета времени прокладки рукавной линии), зависит от количества вывозимых на автоцистерне средств, типа и числа подаваемых стволов.

При этом отделение может выполнять боевую работу без установки и с установкой автомобиля на водоисточник. Без установки автомобиля на водоисточник отделение выполняет боевую работу в следующих случаях:

Немедленного введения огнетушащих средств для обеспечения работ по спасанию людей; взрыва , аварии, обрушения конструкций из-за промедления с введением стволов или генераторов пены; достаточного запаса огнетушащих средств на автомобиле для ликвидации пожара; ограничения распространения огня на решающем направлении введения сил и средств до развертывания более мощных пожарных подразделений, а также при условии, когда состав разведки идет с рукавной линией и в других случаях.

Практикой установлено, если водоисточник удален от места пожара не далее 50м, то АЦ устанавливают около него с тем, чтобы сократить время перебоя в подаче воды по ее окончании в цистерне.

При установке автоцистерн на водоисточник тактические возможности отделений значительно возрастают, и они способны обеспечить непрерывную работу двух стволов А, одного А и двух Б, четырех стволов Б или двух генераторов пены средней кратности(ГПС-600) в течении длительного времени(при условии пополнения запаса пенообразователя).Кроме работы со стволами отделение на автоцистерне может установить выдвижную 3-коленную лестницу, проводить вскрытие  и разборку конструкций на позиции одного ствола.

Тактические возможности отделения на автоцистерне увеличиваются при использовании боевым расчетом кислородных изолирующих противогазов.

Тактические возможности отделения на автонасосе, насосно-рукавном автомобиле значительно больше, чем отделения на автоцистерне. Это объясняется тем, что, во-первых, численность боевого расчета отделения на автонасосе, насосно-рукавном автомобиле составляет 8-9 человек; во-вторых, на данных автомобилях вывозится большее количество пожарных напорных рукавов для магистральных линий м пенообразователя. Однако отделению на автонасосе и насосно-рукавном автомобиле из-за необходимости установки автомобиля на водоисточник для подачи первого ствола требуется больше времени, чем отделению на автоцистерне.

Учитывая тактические возможности отделений на основных пожарных автомобилях, в состав караула вводят отделение на автоцистерне и отделение на автонасосе или насосно-рукавном автомобиле. Сочетание в карауле двух отделений на основных автомобилях позволяет наилучшим образом использовать их тактические возможности.

Так, при боевом развертывании начальник караула, как правило, устанавливает автоцистерну как можно ближе к месту пожара(характерно для неразвившихся пожаров), от нее вводит первые стволы на тушение, в то время как отделение на автонасосе производит предварительное развертывание с установкой автомобиля на ближайший к месту пожара водоисточник для обеспечения работ по дальнейшему вводу сил и средств.

По израсходованию воды в цистерне рукавные линии от автоцистерны подсоединяются к разветвлению магистральной линии от автонасоса, что обеспечивает минимальный перерыв в работе первых стволов по подаче огнетушащих средств.

Тактические возможности караула расширяются при введении в его состав отделений на специальных пожарных автомобилях.

Отделения на автолестницах и коленчатых автоподъемниках обеспечивают проведение спасательных работ с верхних этажей зданий и подачу стволов для тушения от основных пожарных автомобилей. Подразделения на основных пожарных автомобилях обеспечивают безопасность работы автолестниц и при необходимости подают стволы для их защиты. Личный состав основных пожарных автомобилей устанавливает прожекторы в задымленных помещениях, развертывает средства связи, работает с электрофицированным инструментом от автомобиля связи и освещения.

Отделения на технических автомобилях, автомобилях газодымозащитной службы с помощью специального  инструмента проводит работы по вскрытию конструкций на пожаре. При этом  личный состав  основных пожарных автомобилей вводит стволы к местам вскрытия конструкций, а также привлекается для работ с механизированным инструментом.

Личный состав  подразделений на основных пожарных автомобилей подготавливает и обеспечивает работу стволов, которыми пользуются отделения и звенья на автомобилях газодымозащитной службой.

При установке дымососов они оказывают помощь специальным подразделениям, обеспечивают безопасность работы, а в случае разборки завалов на месте пожара подают стволы для охлаждения нагретых конструкций, ликвидации горения и защиты пожарной техники.

Четкая и слаженная работа всех отделений в процессе тушения пожара позволяет им максимально использовать свои тактические  возможности.

fireman.club

Тактические возможности подразделений по тушению пожаров и ликвидации ЧС — ПОЖАРНЫЕ РЕБЯТА

Тактические возможности подразделений по тушению пожаров и ликвидации ЧС

На пожаре идет борьба за время – чем раньше будет начато тушение, тем успешнее и с меньшим ущербом будет ликвидирован пожар. Продолжительность развертывания сил и средств зависит от множества различных постоянных и переменных факторов, что обуславливает трудность выявления его аналитических зависимостей.

Тактические возможности пожарного подразделения — это способность (возможность) выполнять определенный объем работ на пожаре за конкретный промежуток времени. Тактические возможности зависят от:

  • назначения подразделения;
  • численности пожарного расчета и степени подготовленности личного состава;
  • тактико-технических характеристик пожарного вооружения;
  • табеля положенности пожарного технического вооружения;
  • обстановки на пожаре.

В гарнизонах пожарной охраны технические возможности серийных пожарных автомобилей могут улучшаться путем их совершенствования, внедрения рационализаторских предложений, комплектации дополнительным специальным оборудованием.

Тактические возможности отделений на автоцистерне

Отделение на автоцистерне является наиболее маневренным первичным тактическим подразделением. Оно часто используется для быстрой подачи первого ствола.

Отделение на автоцистерне предназначено:

  • для подачи водяных и пенных стволов на тушение пожара;
  • ведения спасательных работ.

Автоцистерна предназначена для:

  • доставки пожарного расчета, ПТВ, запаса воды и пенообразователя к месту пожара или аварии;
  • подачи воды и пены на тушение пожара без установки и с установкой автомобиля на водоисточник;
  • подачи воды в перекачку и подвоза воды к месту пожара.

Отделения на автоцистернах, имея запас воды и пенообразователя, не устанавливая автомобиль на водоисточник, могут подъехать непосредственно к месту пожара и подать водяные или пенные стволы для тушения, а также принять меры по обеспечению и проведению спасательных работ, предотвращению взрывов или обрушений конструкций и аппаратов, сдерживанию распространения огня на решающем направлении до введения сил и средств других подразделений. Время, в течение которого отделение обеспечит подачу огнетушащих средств, зависит от схемы развертывания сил и средств (рис. 1).

Рис. 1. Схемы развертывания сил и средств отделения на автоцистерне без установки на водоисточник

При установке автоцистерны на водоисточник тактические возможности подразделения возрастают (рис. 2).

Рис. 2. Схемы развертывания сил и средств отделения на автоцистерне с установкой на водоисточник

Тактические возможности отделений на автонасосе

Отделение на автонасосе предназначено: для подачи воды и пены на тушение пожара; проведения спасательных работ.

Автонасос предназначен для:

  • доставки пожарного расчета, пожарно-технического вооружения, пенообразователя к месту пожара или аварии;
  • подачи водяных и пенных стволов на тушение пожара с установкой автомобиля на водоисточник;
  • подачи воды в перекачку.

Отделения, вооруженные автонасосом или насосно-рукавными автомобилями, как правило, выполняют на пожарах те же действия, что и отделения на автоцистернах, однако объем этих работ значительно больше. Это обусловлено численностью пожарного расчета, большим по сравнению с автоцистерной запасом пенообразователя, пожарных рукавов и другого пожарно-технического вооружения, необходимого для выполнения работ на пожарах. Возможные варианты развертывания сил и средств пожарного отделения на автонасосе с установкой на водоисточник схематично представлены на рис. 3.

Рис. 3. Схемы развертывания сил и средств отделения на автонасосе с установкой на водоисточник

Взаимодействие отделений на автоцистерне и автонасосе в составе караула значительно повышает их тактические возможности.

Тактические возможности караула

Караул в составе двух и более отделений на основных пожарных автомобилях является основным тактическим подразделением пожарной охраны, способным самостоятельно решать задачи по спасению людей и тушению пожара.

Отделение на пожарной автоцистерне или на пожарном автонасосе является первичным тактическим подразделением, способным самостоятельно выполнять отдельные задачи по спасению людей, материальных ценностей и тушению пожара, т.е. оно обладает определенными тактическими возможностями.

Работа караула основывается на взаимодействии отделений. Четкое взаимодействие позволяет обеспечивать быстрый ввод сил и средств на тушение пожара и успешно выполнять многие другие виды действий (разведку, развертывание сил и средств, спасение людей, эвакуацию имущества, вскрытие и разборку строительных конструкций).

Выбор варианта взаимодействия зависит от обстановки на пожаре, натренированности личного состава пожарных расчетов и других факторов. Объем работ, выполняемый караулом, складывается из тактических возможностей отделений, входящих в его состав. При этом каждое отделение решает свою задачу, которая является частью общей задачи, стоящей перед караулом. Возможные варианты взаимодействия отделений в составе караула схематично представлены на рис. 4.

Рис. 4. Схемы взаимодействия отделений в составе караула

Тактические возможности пожарных подразделений при использовании индивидуальных средств защиты

Пожарным подразделениям на пожаре часто приходится действовать в непригодной для дыхания среде, что усложняет условия работы. Многие здания оборудуются системами противодымной защиты, использующими различные варианты приточно-вытяжной вентиляции. В тех зданиях и сооружениях, где противодымная защита неисправна или отсутствует, пожарные применяют дымососы, дымовые клапаны, кондиционеры, фильтры, аспирационные устройства. Но большинство этих средств имеет ограниченное применение, так как они не всегда могут быть эффективно использованы в силу своих технических возможностей, особенностей планировки и назначения сооружений, характера развития пожара и распространения продуктов горения.

Особенно сложно вести борьбу с задымлением в помещениях, имеющих ограниченные возможности для вентиляции, типа подвальных и полуподвальных помещений, шахт, тоннелей, герметичных аппаратов и других вариантов помещений и сооружений. Отсутствие эффективных средств борьбы с задымлением в ряде случаев является причиной развития пожара. Сложность и опасность выполняемых работ на пожаре вызывает необходимость применения различных средств индивидуальной защиты от тепла и газов.

На вооружении государственной противопожарной службы находятся средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения, теплоотражающие, теплоизолирующие и теплозащитные костюмы, что позволяет успешно решать задачи по тушению пожаров и ликвидации аварий в непригодной для дыхания среде.

Основными факторами, снижающими тактические возможности пожарных подразделений при работе в СИЗОД являются:

  • количество включений СИЗОД на одном пожаре;
  • продолжительность работы СИЗОД при каждом включении;
  • высокая температура и влажность окружающей среды;
  • низкая температура;
  • опасность взрывов, обрушений, отравлений, поражения током и т. п.

fireguys.ru

Тема 6. Тактические возможности пожарных подразделений по тушению пожаров

Под тактическими возможностями пожарного подразделения понимается объём работы по спасанию людей, эвакуации имущества и тушению пожара; которое может быть выполнено пожарным подразделением за определенный промежуток времени. Тактические возможности подразделения зависят от многих факторов, в том числе от численности личного состава, его готовности и обусловлены тактико-техническими данными пожарного автомобиля. При этом личный состав пожарных подразделений является главной и решающей силой в выполнении задач по спасанию людей в случае угрозы их жизни и тушению пожаров. Средствами, обеспечивающими действия сил на пожаре, являются: Пожарная техника (машины, установки пожаротушения, пожарно-техническое оборудование и др.); Водоподающая и другая техника народного хозяйства, приспособленная и переоборудованная для целей пожаротушения; Огнетушащие средства (вода, пена, огнетушащие порошки, газы и т.д.)

Средства связи и освещения;

Транспортные средства.

Кроме того, по заранее согласованным планам для совместного выполнения задач используются инженерно – технические средства объектов народного хозяйства. Наибольший удельный вес из всех технических средств борьбы с огнем занимают пожарные автомобили.Пожарный автомобиль предназначен для доставки к месту пожара огнетушащих средств, пожарного оборудования и боевого расчета, а также для подачи огнетушащих веществ в очаг пожара. В зависимости от назначение все пожарные машины подразделяются на основные, специальные и вспомогательные. К основным относятся: пожарные автоцистерны, Пожарные автонасосы и насосно-рукавные автомобили, пожарные, аэродромные автомобили, пожарные автомобили воздушно-пенного, порошкового, углекислотного и газоводяного тушения, пожарные самолеты и вертолеты, пожарные корабли, катера, поезда. Наиболее распространенный тип основных пожарных автомобилей-пожарные автоцистерны, автонасосы, насосно-рукавные автомобили. Пожарные автоцистерны представляют собой самостоятельную тактическую единицу и используются в 90% случаев при выезде подразделений по тревоге. Поэтому выпуск их составляет более 80% числа всех пожарных автомобилей. В зависимости от грузоподъемности базового шасси и вместимости пожарные автоцистерны подразделяются на три группы: Легкие- используются в небольших населенных пунктах и на объектах народного хозяйства; Средние- являются основным типом пожарных автомобилей для большинства городов и крупных объектов; Тяжелые- предназначены главным образом для отдельных объектов и населенных пунктов с недостаточно развитым водоснабжением.

К специальным относятся: пожарные автолестницы и коленчатые автоподъемники, пожарные автопеноподъемники, автомобиль связи и освещения, пожарные технические, газодымозащитные, и водозащитные автомобили.

Использование данных автомобилей обеспечивает координирование действий пожарных подразделений, создание необходимых условий в работе по спасению людей и тушению пожаров. К вспомогательным пожарным машинам относятся: автотопливозаправщики, передвижные авторемонтные мастерские, автобусы, легковые и грузовые автомобили, которые вводятся на вооружение пожарных частей для выполнения вспомогательных работ на пожаре. Тактические возможности отделений на основных и специальных пожарных машинах Пожарная охрана городов, поселков городского типа, районных центров, важнейших промышленных и других объектов осуществляется пожарными частями, состоящими из трех (для ВПО), четырех(для ППО) караулов. Караул в составе двух и более отделений на основных пожарных автомобилях является основным тактическим подразделением пожарной охраны, способным самостоятельно решать задачи по спасению людей и тушению пожара. В зависимости от характера объектов, расположенных в охраняемом пожарной частью районе (городе), караул может быть усилен одним или несколькими отделениями на специальных и вспомогательных автомобилях. Отделение на пожарной автоцистерне или на пожарном автонасосе является первичным тактическим подразделением, способным самостоятельно выполнять отдельные задачи по спасению людей, материальных ценностей и тушению пожара, т.е. оно обладает определенными тактическими возможностями. Отделение на автоцистерне, состоящее из четырех-семи человек(включая командира отделения и водителя), обладает тактическими возможностями, крайне необходимыми для подразделений, прибывающих на пожар первыми. При этом время, в течении которого отделение может работать по подаче огнетушащих средств(без учета времени прокладки рукавной линии), зависит от количества вывозимых на автоцистерне средств, типа и числа подаваемых стволов. При этом отделение может выполнять боевую работу без установки и с установкой автомобиля на водоисточник. Без установки автомобиля на водоисточник отделение выполняет боевую работу в следующих случаях:

Немедленного введения огнетушащих средств для обеспечения работ по спасанию людей; взрыва, аварии, обрушения конструкций из-за промедления с введением стволов или генераторов пены; достаточного запаса огнетушащих средств на автомобиле для ликвидации пожара; ограничения распространения огня на решающем направлении введения сил и средств до развертывания более мощных пожарных подразделений, а также при условии, когда состав разведки идет с рукавной линией и в других случаях. Практикой установлено, если водоисточник удален от места пожара не далее 50м, то АЦ устанавливают около него с тем, чтобы сократить время перебоя в подаче воды по ее окончании в цистерне. При установке автоцистерн на водоисточник тактические возможности отделений значительно возрастают, и они способны обеспечить непрерывную работу двух стволов А, одного А и двух Б, четырех стволов Б или двух генераторов пены средней кратности(ГПС-600) в течении длительного времени(при условии пополнения запаса пенообразователя).Кроме работы со стволами отделение на автоцистерне может установить выдвижную 3-коленную лестницу, проводить вскрытие и разборку конструкций на позиции одного ствола.

Тактические возможности отделения на автоцистерне увеличиваются при использовании боевым расчетом кислородных изолирующих противогазов. Тактические возможности отделения на автонасосе, насосно-рукавном автомобиле значительно больше, чем отделения на автоцистерне. Это объясняется тем, что, во-первых, численность боевого расчета отделения на автонасосе, насосно-рукавном автомобиле составляет 8-9 человек; во-вторых, на данных автомобилях вывозится большее количество пожарных напорных рукавов для магистральных линий м пенообразователя. Однако отделению на автонасосе и насосно-рукавном автомобиле из-за необходимости установки автомобиля на водоисточник для подачи первого ствола требуется больше времени, чем отделению на автоцистерне. Учитывая тактические возможности отделений на основных пожарных автомобилях, в состав караула вводят отделение на автоцистерне и отделение на автонасосе или насосно-рукавном автомобиле. Сочетание в карауле двух отделений на основных автомобилях позволяет наилучшим образом использовать их тактические возможности. Так, при боевом развертывании начальник караула, как правило, устанавливает автоцистерну как можно ближе к месту пожара(характерно для неразвившихся пожаров), от нее вводит первые стволы на тушение, в то время как отделение на автонасосе производит предварительное развертывание с установкой автомобиля на ближайший к месту пожара водоисточник для обеспечения работ по дальнейшему вводу сил и средств. По израсходованию воды в цистерне рукавные линии от автоцистерны подсоединяются к разветвлению магистральной линии от автонасоса, что обеспечивает минимальный перерыв в работе первых стволов по подаче огнетушащих средств. Тактические возможности караула расширяются при введении в его состав отделений на специальных пожарных автомобилях. Отделения на автолестницах и коленчатых автоподъемниках обеспечивают проведение спасательных работ с верхних этажей зданий и подачу стволов для тушения от основных пожарных автомобилей. Подразделения на основных пожарных автомобилях обеспечивают безопасность работы автолестниц и при необходимости подают стволы для их защиты. Личный состав основных пожарных автомобилей устанавливает прожекторы в задымленных помещениях, развертывает средства связи, работает с электрофицированным инструментом от автомобиля связи и освещения. Отделения на технических автомобилях, автомобилях газодымозащитной службы с помощью специального инструмента проводит работы по вскрытию конструкций на пожаре. При этом личный состав основных пожарных автомобилей вводит стволы к местам вскрытия конструкций, а также привлекается для работ с механизированным инструментом. Личный состав подразделений на основных пожарных автомобилей подготавливает и обеспечивает работу стволов, которыми пользуются отделения и звенья на автомобилях газодымозащитной службой. При установке дымососов они оказывают помощь специальным подразделениям, обеспечивают безопасность работы, а в случае разборки завалов на месте пожара подают стволы для охлаждения нагретых конструкций, ликвидации горения и защиты пожарной техники. Четкая и слаженная работа всех отделений в процессе тушения пожара позволяет им максимально использовать свои тактические возможности.

mchsnik.ru

Тактические возможности подразделений ФПС по тушению пожаров и ликвидации ЧС. Тема 5

При помощи выдвижной трёхколенной лестницы отделение на АЦ (АНР, АПП) может провести спасание людей с высоты 10 метров (3 ÷ 4 этажи здания);

При помощи комбинированного подъёма по выдвижной трёхколенной лестнице и штурмовой лестнице отделение на АЦ (АНР) может провести спасание людей с высоты 14 метров (4 ÷ 5 этажи здания).  (Длина ЛШ – 4,1 м., выдвижной трёхколенной лестницы – 10,7 м.).

При помощи спасательной верёвки длиной 30 метров отделение на АЦ (АНР, АПП) может провести спасание людей с высоты до 30 метров (8 ÷ 9 этажи здания).

При помощи спасательной верёвки длиной 50 метров отделение на АЦ (АНР, АПП) может провести спасание людей с высоты до 50 метров (16 ÷ 17 этажи здания).

Звено ГДЗС, вооружённое СИЗОД с объёмом воздушного баллона 7 литров, может проводить спасательные работы в непригодной для дыхания среде в течение 26 ÷ 30 минут (так как тяжёлая степень работы, расход воздуха 60 л/мин).

Ликвидация горения

Отделения на автоцистернах, имея запас воды и пенообразова­теля, не устанавливая автоцистерну на водоисточник, могут подъ­ехать непосредственно к месту пожара и ввести стволы для тушения, а также принять меры по обеспечению спа­сательных работ, предотвращению взрывов или обрушений конст­рукций и аппаратов или сдерживать распространение огня на ре­шающем направлении до введения сил и средств других подразделений. Время, в течение которого отделение обеспечит подачу огнетушащих веществ, зависит от объёма воды и пенообразователя в заправочных ёмкостях автоцистерны, а также от числа и типа по­даваемых водяных и пенных стволов.

При установке автоцистерн на водоисточник, тактические воз­можности отделений увеличиваются. Тактические возможности отделений на автоцистернах возрастают при наличии средств индивидуальной защиты органов дыхания (дыхательных аппаратов со сжатым воздухом) для работы в задымлённой и отравленной среде.

Отделения, вооруженные насосно-рукавными автомобилями, в основном выполняют на пожарах те же действия, что и отделения на автоцистернах. Однако объём работ, выполняемых отделением на насосно-рукавном автомобиле, значительно больше. Это обусловлено тем, что на насосно-рукавном автомобиле  больше пенообразователя (VПО = 1500 л.), чем на автоцистерне, у него больше напорных пожарных рукавов (до 1500 метров).

Важной характеристикой тактических возможностей пожарных подразделений является скорость тушения пожара, которая при тушении твёрдых горючих материалов для отделений на АЦ достигает 2,5 ÷ 3 м2/мин.

Так, отделение СПЧ-5 на АЦ-5,5-40(5557)005МИ (VЦ = 5500 л., VПО = 360 л.) с боевым расчётом из 6 человек в течение 1 ÷ 1,5 мин после получения приказа  может подать на тушение пожара 1 ÷ 2 ствола ГПС-600, 1 ÷ 2 ствола КУРС-8 (ТАНДЕРФОГ-РУ, ОРТ-50А), в том числе с установкой выдвижной трёхколенной лестницы, и одновременно провести спасательные работы.

Установка АЦ на водоисточник позволяет её расчёту обеспечить непрерывную работу 3 стволов КУРС-8 (ОРТ-50, ОРТ-50А) от одной магистральной линии или одновременно выполнять работу по вскрытию и разборке конструкций на позиции 1 ствола. При этом предельное расстояние прокладки магистральной линии ограничено количеством вывозимых напорных рукавов (10 штук = около 200 метров).

Наличие у расчётов СИЗОД значительно расширяет их тактические возможности, позволяя проводить работы в непригодной для дыхания среде. При расчёте сил и средств на пожаре принимают: 1 звено ГДЗС = 1 ствол.

Тактические возможности

Тактические возможности пожарных подразделений можно определять для каждого вида действий по тушению пожаров. Так, для развёртывания сил и средств эти возможности определяются предельными расстояниями для различных способов прокладки рукавных линий. При ручном способе прокладки расстояние не должно превышать 120 метров, при этом на прокладку линии такой длины требуется 2,5 ÷ 8 минут.

Отделение на АЦ (АНР) может подать на тушение пожара (рис. 1.):

  • на уровне земли – 3 ствола «Б» (ручных универсальных стволов типа КУРС-8, «ТАНДЕРФОГ-РУ» и т.п.), или 2 ствола «А» (ручных универсаль-ных стволов типа «ТАНДЕРФОГ-РУ» и т.п. с расходом более 8,0 л/с),              или 1 переносной (стационарный) лафетный ствол, или 2 ГПС-600          (ПУРГА-5; СВП-4; СВПК-4);
Подача 3 стволов от на АЦ на уровне земли
  • на высоте – 1-2 ствола «Б», или 1-2 ствола «А», или 1-2 ГПС-600 (СВП-4);
Подача стволов на высоту и ГПС-600
  • в непригодной для дыхания среде – 1 ствол «Б», или 1 ствол «А», или 1 ручной универсальный ствол типа КУРС-8, «ТАНДЕРФОГ-РУ» и т.п., или 1 ГПС-600 (ПУРГА-5; СВП-4; СВПК-4) или 1 переносной лафетный ствол.
Подача стволов в НДС или в зону поражения

Рис. 1. Схемы развёртывания сил и средств отделений на АЦ (АНР).

Основные пожарные машины

К основным пожарным машинам относятся машины, которые предназначены для подачи огнетушащих средств(воды, пены, углекислоты, порошков, газоводяных и др.составов). Эта группа включает : пожарные автоцистерны, автонасосы, насосно-рукавные автомобили, пожарные насосные станции, пожарные аэродромные автомобили, пожарные автомобили воздушно-пенного, порошкового, углекислотного, комбинированного и газоводяного тушения, пожарные самолеты и вертолеты, суда, поезда, дрезины, мотопомпы.

Варианты использования отделений на основных пожарных автомобилях при работе на пожаре:

  • для спасания людей – при помощи звеньев ГДЗС, ручных пожарных лестниц, спасательных верёвок, носилок;
  • для ликвидации горения – при помощи водяных и воздушно-пенных стволов (ручных и лафетных);
  • для вскрытия и разборки строительных конструкций – при помощи ручного немеханизированного инструмента (ломов, багров) и ручного механизированного инструмента (комби-ножниц КНР-70, комплекта гидравлического аварийно-спасательного инструмента);
  • для одновременного выполнения вышеуказанных действий.

Специальные пожарные машины

Специальные пожарные машины – предназначены для выполнения специальных работ при тушении пожаров. Они служат для доставки к месту пожара боевого расчета, специального пожарно-технического вооружения и аппаратов, необходимых для обеспечения работ по тушению пожаров в различных условиях. К ним относятся автолестницы и коленчатые автоподъемники, автопеноподъемники, автомобили связи и освещения, технические и рукавные автомобили, пожарные газодымозащитные и водозащитные автомобили, автомобили дымососы, штабные и оперативные автомобили, оборудованные сигналом сирены и радиостанцией. Пожарные подразделения, вооруженные специальными пожарными машинами, работают на пожарах во взаимодействии с основными пожарными  подразделениями.

Варианты использования отделения на аварийно-спасательном автомобиле РВ-2 (Ивеко-Магирус) при работе на пожаре (аварии):

  • для спасания людей – при помощи ручного механизированного аварийно-спасательного инструмента, носилок, электровентилятора;
  • для выполнения специальных работ – освещение места работы при помощи стационарных и переносных прожекторов; вскрытие и разборка строительных конструкций при помощи ручного механизированного аварийно-спасательного инструмента (ГАСИ «Лукас»: насосной станции, кусачек, разжима, домкратов); лебёдок, бензопил, отрезных и углошлифовальных машин); для управления газообменом при помощи электровентилятора;
  • для ведения радиационной и химической разведки;
  • для одновременного выполнения вышеуказанных действий.

Варианты использования отделения на автомобиле газодымозащитной службы АГ-20(433362) при работе на пожаре (аварии):

  • для спасания людей – при помощи звеньев ГДЗС, ручного механизированного и немеханизированного аварийно-спасательного инструмента, штурмовых лестниц, носилок, дымососов;
  • для выполнения специальных работ – освещение места работы при помощи стационарных и переносных прожекторов; вскрытие и разборка строительных конструкций при помощи ручного механизированного аварийно-спасательного инструмента (ножниц, кусачек, разжимов, домкратов); для управления газообменом при помощи дымососов;
  • для ведения радиационной и химической разведки;
  • для одновременного выполнения вышеуказанных действий.

Вспомогательные пожарные машины

Используют для выполнения второстепенных работ на пожаре. К таким машинам относятся: передвижные авторемонтные мастерские, автотопливозаправщики, грузовые, легковые и агитационные автомобили, автобусы, тракторы и другая автотехника. На каждую пожарную машину назначают расчет, состоящий из командира, водителя и пожарных.

Новые технологии тушения пожаров

Новые технологии тушения пожаров (установка тушения пожаров компрессионной пеной «NАТISК»).

1. Технология NATISK

NATISK – это новая высокоэффективная технология тушения пожаров компрессионной пеной (КП)

Разработана ООО Завод пожарных автомобилей «Спецавтотехника» в 2011г.

2. Цель разработки NATISK

Многократно повысить эффективность борьбы с огнем за счет применения мощных, современных средств тушения.

3. Отличия NATISK от работы пеногенераторами

Генератор пены типа ГПС-600 производят воздушно-механическую пену из пенного раствора, поступающего по рукавной линии и подача пены осуществляется на расстоянии не более 2-3 м. от очага пожара. Большие расходы пенообразователя.

В установках NATISK по рукавной линии подается уже готовая компрессионная пена. Работа по тушению может вестись с расстояния до 30 метров через ручные стволы. Расход пенообразователя небольшой.

Пеногенераторы, типа ГПС-600 незаменимы там, где подача струи непосредственно в очаг пожара невозможна. Или там, где необходимо объемное тушение пеной: горящие резервуары, подвалы, кабельные тоннели и так далее.

Компрессионная пена – огнетушащее вещество, получаемое в установке пожаротушения NATISK, путем принудительного вспенивания сжатым воздухом раствора, состоящего из воды и небольшого количества пенообразователя. Все ингредиенты дозируются в строго определенных пропорциях. На вид КП представляет собой плотную однородную структуру белого цвета, состоящую из мелких пузырьков одинакового размера. Подача сжатого воздуха осуществляется воздушным компрессором или из заранее заправленных баллонов. Готовая КП подается по напорным рукавам диам. 38 или 50 под давлением 7-10 атмосфер. Физические параметры пены, и, соответственно, тушащие свойства пены – изменяются посредством изменения соотношения ингридиентов. Может вырабатываться – сырая (тяжелая) пена с соотношением от 1:5 (вода:воздух) и сухая (легкая) пена с соотношением до 1:20.

4. Главные преимущества КП NATISK

  1. Быстрый сбив пламени и снижение температуры. Сокращение времени тушения пожара в 5-7 раз (на 500-700%!!!).
  2. Снижение расхода воды в 5-15 раз (на 500-1500%!!!) за счет сокращения времени работы ствола.

5. Принцип действия КП NATISK

Каждый пузырь компрессионной пены имеет высокую связь с соседними пузырьками, образуя в совокупности тонкое плотное пенное покрытие, обладающее недоступным воде свойством обволакивания горящей поверхности. Толщина пенного покрытия – 1-2 сантиметра. Изолируя горючий материал от поступления кислорода компрессионная пена моментально прекращает горение. Быстрое охлаждение обусловлено многократной интенсификацией процессов теплообмена между горящей поверхностью и водой, содержащейся в стенках воздушного пузыря, за счет значительного увеличения площади полезного контакта. По технологии NATISK – 1 капля воды преобразуется в 5-15 пузырьков компрессионной пены. Задерживание пены на поверхностях обеспечивает полноценное использование тушащего вещества, что невозможно при обычном тушении, когда большие объемы воды стекают мимо, не выполняя полезной работы. Часть пены, разрушенная при непосредственном контакте с огнем – переходит сначала в пар, а затем в воду, которая благодаря наличию в составе смачивающих добавок – проникает в поры и трещины горящей поверхности, тем самым смачивая ее, предотвращая тление и повторное возгорание. Таким образом, осуществляется воздействие NATISK на все 3 стороны так называемого «треугольника огня».

6. Область применения КП NATISK

КП NATISK по диапазону применения значительно превышает наиболее распространенные и традиционно используемые российской пожарной охраной огнетушащие вещества: воду, пену (низкой, средней кратности). КП NATISK успешно используется для тушения пожаров: класса А – древесина, бумага, уголь, текстиль, каучук, пластмасса, класса В – бензин, нефтепродукты, парафины. NATISK – это установка ПОСТОЯННОГО ПРИМЕНЕНИЯ! NATISK оптимален при тушении квартир, коттеджей, промышленных объектов, автотранспорта, садовых участков, сельских построек, лесных территорий и т. д. NATISK идеально приспособлен к сложившейся инфраструктуре пожарной охраны России и не требует особых условий для успешной эксплуатации. NATISK может эксплуатироваться пожарными подразделениями любого подчинения и юрисдикции: – федеральными, – областными (краевыми, республиканскими), – муниципальными, – частными, – добровольческими

7. Сравнение в тушении водой и КП NATISK

Эффективность тушения водой в обычных условиях – ориентировочно 10 %, в лесу – не более 5%. Такой низкий уровень КПД обусловлен физическими свойствами самого распространенного огнетушащего вещества. Вода, обладая отличными теплоемкостными характеристиками, не может их реализовать в полной мере, т.к. благодаря силам поверхностного натяжения, собирается в капли и стекает без выполнения полезной работы. Компенсировать низкий КПД воды возможно только за счет увеличения объема ее подачи, что ведет к отрицательным последствиям:

1) РИСК НЕХВАТКИ вывозимого запаса воды и, как следствие, НЕВЫПОЛНЕНИЕ БОЕВОЙ ЗАДАЧИ,

2) ПОТЕРЯ ВРЕМЕНИ на дозаправку автомобиля ВО ВРЕМЯ ПОЖАРА,

3) ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ РИСК СОТРУДНИКОВ пожарной охраны, имеющих в руках недостаточно эффективный арсенал,

4) УВЕЛИЧЕНИЕ ВРЕМЕНИ ПРИБЫТИЯ на пожар тяжелого пожарного автомобиля,

5) НИЗКИЕ МАНЕВРЕННЫЕ КАЧЕСТВА пожарного автомобиля, т.к. применена тяжелая габаритная техника,

6) ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ РАСХОДЫ при обслуживании тяжелой техники,

7) ОСТАВЛЕНИЕ БЕЗ ПРИКРЫТИЯ других объектов гарнизона в случае стягивания к крупному пожару значительных сил,

8) УВЕЛИЧЕНИЕ ПРЯМОГО УЩЕРБА от пожара, вследствие затягивания его ликвидации,

9) УВЕЛИЧЕНИЕ ВТОРИЧНОГО УЩЕРБА от тушения пожаров, из-за значительных проливов воды.

Эффективность тушения КП NATISK – ориентировочно 80%. Ни один из применяемых в настоящее время в российской пожарной охране способов тушения не обеспечивает такой же высокий уровень эффективности. Результативность NATISK позволяет:

1) моментально сбить основное пламя,

2) резко снизить температурное воздействие

3) быстро и безопасно продвигаться ствольщику в решающем направлении,

4) значительно сократить время от подачи первого ствола до этапа полной ликвидации пожара.

5) значительно сократить расход воды,

6) значительно снизить риск невыполнения боевой задачи,

7) предотвратить тление и повторное возгорание,

8) значительно снизить прямой ущерб от пожара за счет быстроты тушения,

9) значительно снизить вторичный ущерб от тушения пожаров (нет проливов воды)

10) сократить время прибытия к месту пожара за счет применения более легких автомобилей,

11) свободно маневрировать в условиях ограничения пространства при применении менее габаритных автомобилей,

12) многократно увеличить эффективность тяжелых автомобилей при необходимости их эксплуатации,

13) снизить эксплуатационные расходы за счет применения менее тяжелой техники

8. Дополнительные полезные свойства КП NATISK

  1. НИЗКАЯ ТЕПЛОПРОВОДНОСТЬ за счет содержащегося в пузырьках воздуха. Нанесение защитного покрытия КП NATISK на потолок и стены горящего помещения изолирует соседние и вышележащие этажи от проникновения высоких температур (загорание, урон помещению или имуществу, опасность жизни). Данный маневр применяется также для защиты межэтажных перекрытий от деформации и обрушений, которые могут возникать вследствие выделения большого количества тепла при тушении. Для защиты зданий, находящихся рядом с очагом пожара наносится оперативное защитное покрытие КП NATISK. Оперативное покрытие предотвращает разрастание пожара, обусловленное порывами ветра. Данное свойство особенно актуально для тушения пожаров в условиях плотной сельской застройки, а также в лесных пожарах. Обновление покрытия, разрушенного в результате контакта с огнем, производится предельно экономно, т.к. динамика деформации пенного слоя легко наблюдаема и позволяет обученному ствольщику производить своевременные предупредительные действия.

КП NATISK ОБЛАДАЕТ ВЫСОЧАЙШЕЙ УСТОЙЧИВОСТЬЮ К ПРОМЕРЗАНИЮ!!

При воздействии низких температур КП NATISK промерзает по диаметру рукава на глубину 7-10 мм. Замерзший слой образует настовую корочку, обладающую отличным теплоизолирующим эффектом, в результате чего значительно увеличивается время на дальнейшее промерзание сердцевины рукава. Таким образом, рукав д. 38, лежащий на асфальте при температуре -19 градусов по Цельсию в течение 30 минут – восстанавливает работоспособность без дополнительных действий. Достаточно открыть подачу KП NATISK в обычном режиме. Замерзший слой пены разрушается и ликвидируется через открытый ручной ствол. Для того, чтобы быстро восстановить работу полностью промерзшего рукава – необходимо деформировать структуру замерзшей пены путем протаптывания рукава и дальнейшей подачи КП NATISK через ручной ствол. Климатические испытания подтверждают возможность оперативного восстановления рукава д. 38 после нахождения его в течение 3 часов при температуре окружающей среды -19 градусов по Цельсию. В случае применения рукава д. 51 – скорость промерзания снижается ориентировочно в 1,5 раза.

  1. Низкий вес КП NATISK. Рукав д. 38, наполненный пеной NATISK (к примеру с кратностью 1:8) весит 10,5 кг.

Для сравнения: наиболее часто применяемый латексированный рукав д. 51, наполненный водой, весит 50,1 кг. Низкий вес рукава с КП NATISK позволяет ствольщику быстро маневрировать, выбирая наилучшую позицию для атаки и не затрачивая при этом больших мышечных усилий. Данное качество особо востребовано при тушении широкого фронта пожаров, в том числе лесных. Легкость КП NATISK позволяет в случае необходимости поднять рукав по внешней стороне зданий, что существенно сокращает время на развертывание рукавной линии. Высота подачи КП NATISK по рукавной линии и сухотрубам может достигать 250 метров при нормальном давлении (7-10 атм)!! Данная возможность обусловлена значительной разницей в весе пенного и водяного столба.

Небольшое количество воды в КП NATISK и быстрый сбив основного пламени значительно снижают парообразование, что существенно улучшает видимость при тушении, повышает точность тушения и снижает риск ожоговых травм пожарного.

При тушении КП NATISK отсутствуют характерные проливы воды, которые в холодное время года замерзают, становясь травмоопасными для пожарных и препятствуя перемещениям автотехники.

Объект, потушенный в холодное время года КП NATISK, не превращается в глыбу льда, оттаивание которой возможно только в более теплое время года. Замерзшая КП легко счищается со зданий скребком, что значительно снижает вторичный ущерб от пожара.

9. Использование установок NATISK на различных шасси

Установки NATISK могут монтироваться на любое автошасси, либо использоваться вне него. Эффективность NATISK позволяет развивать модельный ряд пожарных автомобилей в нескольких направлениях. Эффективность малогабаритного автомобиля, особо ценным параметром которого, является маневренность – с помощью NATISK можно довести до возможностей полноценной автоцистерны. Либо автоцистерна с большой емкостью для воды – может многократно усилить свою боевую мощь, а экономный расход воды позволит работать без дозаправки длительное время.

10. Сравнение NATISK со стандартными автоцистернами

АПСТ NATISK-1000 KS (33106) «Валдай» с емкостью всего 1000 литров, будет способен подать до 20 000 литров высокоэффективного огнетушащего вещества. Это аналогично по объему 8-ми ЗИЛ-131 с емкостью 2500 литров, или 6-ти КАМАЗ-43253 с емкостью 3500 литров, или 3-м Урал-5557 с емкостью 6000 литров.

11. Простота работы с установкой NATISK

Управление установкой NATISK более простое по сравнению с обычным насосом. Все органы управления выведены на единый пульт, знакомство с которым и обучение приемам работы занимает ориентировочно 2 часа.

При помощи NATISK пожарный впервые получает возможность оперативного регулирования огнетушащего вещества как по количеству, так и по качеству. Регулировка объема гасящего агента зависит от отношения объема воды к объему получаемой пены.

Если задается значение 1:5 – мы получаем «влажную», тяжелую пену. Она подается на дальность до 30 м и обладает отличными сбивающими огонь свойствами.

Если задано соотношение 1:20 – это уже “сухая”, легкая пена. В ней мало воды, она характеризуется высокой способностью к прилипанию, термо- и кислородоизоляции.

Промежуточные значения – тоже доступны и выбираются в зависимости от обстановки на пожаре. Боевой расчет пожарного автомобиля самостоятельно определяет, какого типа пена должна быть подана и может менять ее характеристики в процессе тушения.

Тактико-техническая характеристика АПСТ «NATISK-3000KS»(43118)

с функциями аварийно-спасательного автомобиля (АСА)

Наименование параметра Показатель
Базовое шасси КамАЗ-43118
Колёсная формула 6 × 6 (имеется функция блокировки межосевого и межколёсных дифференциалов)
Снаряжённая масса 11400 кг
Полная масса 18300 кг
Габаритные размеры:

·         длина

·         ширина

·         высота

8750 мм

2500 мм

3200 мм

Двигатель:

·         тип

·         мощность

дизельный, с турбонаддувом и интеркулером

300 л.с.

Число мест боевого расчёта, включая водителя 6 человек
Максимальная скорость 90 км/ч
Ёмкость цистерны для воды, не менее 3000 литров
Ёмкость бака для 1 %-го пенообразователя, не менее 80 литров
АПСТ должен осуществлять: – подачу воды в очаг пожара;

– подачу компрессионной пены в очаг пожара;

– заправку цистерны от стороннего источника воды;

– забор воды от стороннего источника и пенообразователя из стороннего источника с подачей воды или компрессион-ной пены в очаг пожара.

Насосная установка АПСТ включает в себя: – насос центробежный;

– систему пожаротушения компрессионной пеной типа «NATISK».

·         Центробежный пожарный насос центробежного типа с автомати-ческой вакуумной системой
 

Наименование параметра

Показатель
Насос обеспечивает возможность работы от внешних

водоисточников: открытых водоёмов с высотой всасывания до 7,5 метров;

от водоисточников с подпором    6 кгс/см2 (пожарные гидранты, предвключенные автонасосы, автоцистерны, ПНС и т.п.)

·         Система пожаротушения типа «NATISK»: обеспечивает подачу готовой компрессионной пены по напорным рукавам через  ручные стволы
1 Количество напорных патрубков 2 – для подачи компрессионной пены;

1 – для подачи воды

2 Тип используемого пенообразователя 1 %-ный (углеводородный синтетический или плёнко-образующий фторсодержащий)
3 Дозирование пенообразователя в диапазоне от 0,1 % до 1,0 %
4 Предусмотрена плавная регулировка кратности

компрессионной пены: от сырой

(тяжёлой) пены с соотношением 1:5 (вода:воздух) до сухой (лёгкой) пены с соотношением 1:20 (вода:воздух)

5 Обеспечена одновременная подача компрессионной пены на 2 ручных пенных ствола Ø 19 мм
6 Максимальная дальность подачи компрессионной пены через ручной ствол Ø 25 мм 25 метров
Система пожаротушения типа «NATISK» обеспечивает подачу компрессионной пены при работе АПСТ от внешних водоисточников: открытых водоёмов с высотой всасывания до 7,5 м, от водоисточников с подпором 6 кгс/см2 (пожарные гидранты, предвключенные автонасосы, автоцистерны,  ПНС и т.п.), а также внешних источников пенообразователя
 

Наименование параметра

Показатель
При развёртывании АПСТ подача компрессионной пены осуществляется сразу немедленно после открытия крана напорной линии, без потерь времени на настройку, дозирование и выход на установленный режим работы системы при открытом стволе
Запас топлива системы пожаротушения обеспечивает непрерывную работу в течение не менее 3-х часов без дозаправки
Рабочее давление системы «NATISK» в диапазоне не менее 3 кгс/см2 и не более 10 кгс/см2
Система пожаротушения обеспечивает промывку водопенных комму-никаций, а также удаления из них и рукавных линий остатков огнетушащих веществ путём продувки их сжатым воздухом
АПСТ укомплектован: парковочным видеокомплексом по периметру автомобиля с выводом видеоинформации              на цветной монитор 7″, установ-ленный в зоне видимости водителя
автомобильным видео-регистратором
системой дистанционного видеонаблюдения за режимами работы системы «NATISK»
Электрогенератор 1 шт.

(мощностью не менее 3 кВт)

Мачта освещения 1 шт. (высотой 5 – 6 метров,              2 прожектора по 0,5 кВт)
Дымосос пожарный ДПЭ-7 с электроприводом 1 комплект
Комплект гидравлического аварийно-спасательного инструмента «ХОЛМАТРО» 1 комплект
Огнетушитель порошковый ОП-30(з) 1 шт.
Газоанализатор ИГС «Хмель-В» (на хлор) 3 шт.
Обогреватель автономный 2 шт.
Стационарная автомобильная лебёдка 1 комплект
Рис. 1. Автомобиль пожарный специального тушения «NATISK-3000KS»(43118) с функциями аварийно-спасательного автомобиля.

fireman.club

ТЕМА 2.6. Тактические возможности подразделений ФПС при тушении пожаров и проведении АСР.

Под тактическими возможностями пожарного подразделения понимается объём работы по спасанию людей, эвакуации имущества и тушению пожара; которое может быть выполнено пожарным подразделением за определенный промежуток времени. Тактические возможности подразделения зависят от многих факторов, в том числе от численности личного состава, его готовности и обусловлены тактико-техническими данными пожарного автомобиля. При этом личный состав пожарных подразделений является главной и решающей силой в выполнении задач по спасанию людей в случае угрозы их жизни и тушению пожаров. Средствами, обеспечивающими действия сил на пожаре, являются: Пожарная техника (машины, установки пожаротушения, пожарно-техническое оборудование и др.); Водоподающая и другая техника народного хозяйства, приспособленная и переоборудованная для целей пожаротушения; Огнетушащие средства (вода, пена, огнетушащие порошки, газы и т.д.)

Средства связи и освещения;

Транспортные средства.

Кроме того, по заранее согласованным планам для совместного выполнения задач используются инженерно – технические средства объектов народного хозяйства. Наибольший удельный вес из всех технических средств борьбы с огнем занимают пожарные автомобили .Пожарный автомобиль предназначен для доставки к месту пожара огнетушащих средств, пожарного оборудования и боевого расчета, а также для подачи огнетушащих веществ в очаг пожара. В зависимости от назначение все пожарные машины подразделяются на основные, специальные и вспомогательные. К основным относятся: пожарные автоцистерны, Пожарные автонасосы и насосно-рукавные автомобили, пожарные, аэродромные автомобили, пожарные автомобили воздушно-пенного, порошкового, углекислотного и газоводяного тушения, пожарные самолеты и вертолеты, пожарные корабли, катера, поезда. Наиболее распространенный тип основных пожарных автомобилей-пожарные автоцистерны, автонасосы, насосно-рукавные автомобили. Пожарные автоцистерны представляют собой самостоятельную тактическую единицу и используются в 90% случаев при выезде подразделений по тревоге. Поэтому выпуск их составляет более 80% числа всех пожарных автомобилей. В зависимости от грузоподъемности базового шасси и вместимости пожарные автоцистерны подразделяются на три группы: Легкие- используются в небольших населенных пунктах и на объектах народного хозяйства; Средние- являются основным типом пожарных автомобилей для большинства городов и крупных объектов; Тяжелые- предназначены главным образом для отдельных объектов и населенных пунктов с недостаточно развитым водоснабжением.

К специальным относятся: пожарные автолестницы и коленчатые автоподъемники, пожарные автопеноподъемники, автомобиль связи и освещения, пожарные технические, газодымозащитные, и водозащитные автомобили.

Использование данных автомобилей обеспечивает координирование действий пожарных подразделений, создание необходимых условий в работе по спасению людей и тушению пожаров. К вспомогательным пожарным машинам относятся: автотопливозаправщики, передвижные авторемонтные мастерские, автобусы, легковые и грузовые автомобили, которые вводятся на вооружение пожарных частей для выполнения вспомогательных работ на пожаре. Тактические возможности отделений на основных и специальных пожарных машинах Пожарная охрана городов, поселков городского типа, районных центров, важнейших промышленных и других объектов осуществляется пожарными частями, состоящими из трех (для ВПО), четырех(для ППО) караулов. Караул в составе двух и более отделений на основных пожарных автомобилях является основным тактическим подразделением пожарной охраны, способным самостоятельно решать задачи по спасению людей и тушению пожара. В зависимости от характера объектов, расположенных в охраняемом пожарной частью районе (городе), караул может быть усилен одним или несколькими отделениями на специальных и вспомогательных автомобилях. Отделение на пожарной автоцистерне или на пожарном автонасосе является первичным тактическим подразделением, способным самостоятельно выполнять отдельные задачи по спасению людей, материальных ценностей и тушению пожара, т.е. оно обладает определенными тактическими возможностями. Отделение на автоцистерне, состоящее из четырех-семи человек(включая командира отделения и водителя), обладает тактическими возможностями, крайне необходимыми для подразделений, прибывающих на пожар первыми. При этом время, в течении которого отделение может работать по подаче огнетушащих средств(без учета времени прокладки рукавной линии), зависит от количества вывозимых на автоцистерне средств, типа и числа подаваемых стволов. При этом отделение может выполнять боевую работу без установки и с установкой автомобиля на водоисточник. Без установки автомобиля на водоисточник отделение выполняет боевую работу в следующих случаях:

Немедленного введения огнетушащих средств для обеспечения работ по спасанию людей; взрыва , аварии, обрушения конструкций из-за промедления с введением стволов или генераторов пены; достаточного запаса огнетушащих средств на автомобиле для ликвидации пожара; ограничения распространения огня на решающем направлении введения сил и средств до развертывания более мощных пожарных подразделений, а также при условии, когда состав разведки идет с рукавной линией и в других случаях. Практикой установлено, если водоисточник удален от места пожара не далее 50м, то АЦ устанавливают около него с тем, чтобы сократить время перебоя в подаче воды по ее окончании в цистерне. При установке автоцистерн на водоисточник тактические возможности отделений значительно возрастают, и они способны обеспечить непрерывную работу двух стволов А, одного А и двух Б, четырех стволов Б или двух генераторов пены средней кратности(ГПС-600) в течении длительного времени(при условии пополнения запаса пенообразователя).Кроме работы со стволами отделение на автоцистерне может установить выдвижную 3-коленную лестницу, проводить вскрытие и разборку конструкций на позиции одного ствола.

Тактические возможности отделения на автоцистерне увеличиваются при использовании боевым расчетом кислородных изолирующих противогазов. Тактические возможности отделения на автонасосе, насосно-рукавном автомобиле значительно больше, чем отделения на автоцистерне. Это объясняется тем, что, во-первых, численность боевого расчета отделения на автонасосе, насосно-рукавном автомобиле составляет 8-9 человек; во-вторых, на данных автомобилях вывозится большее количество пожарных напорных рукавов для магистральных линий м пенообразователя. Однако отделению на автонасосе и насосно-рукавном автомобиле из-за необходимости установки автомобиля на водоисточник для подачи первого ствола требуется больше времени, чем отделению на автоцистерне. Учитывая тактические возможности отделений на основных пожарных автомобилях, в состав караула вводят отделение на автоцистерне и отделение на автонасосе или насосно-рукавном автомобиле. Сочетание в карауле двух отделений на основных автомобилях позволяет наилучшим образом использовать их тактические возможности. Так, при боевом развертывании начальник караула, как правило, устанавливает автоцистерну как можно ближе к месту пожара(характерно для неразвившихся пожаров), от нее вводит первые стволы на тушение, в то время как отделение на автонасосе производит предварительное развертывание с установкой автомобиля на ближайший к месту пожара водоисточник для обеспечения работ по дальнейшему вводу сил и средств. По израсходованию воды в цистерне рукавные линии от автоцистерны подсоединяются к разветвлению магистральной линии от автонасоса, что обеспечивает минимальный перерыв в работе первых стволов по подаче огнетушащих средств. Тактические возможности караула расширяются при введении в его состав отделений на специальных пожарных автомобилях. Отделения на автолестницах и коленчатых автоподъемниках обеспечивают проведение спасательных работ с верхних этажей зданий и подачу стволов для тушения от основных пожарных автомобилей. Подразделения на основных пожарных автомобилях обеспечивают безопасность работы автолестниц и при необходимости подают стволы для их защиты. Личный состав основных пожарных автомобилей устанавливает прожекторы в задымленных помещениях, развертывает средства связи, работает с электрофицированным инструментом от автомобиля связи и освещения. Отделения на технических автомобилях, автомобилях газодымозащитной службы с помощью специального инструмента проводит работы по вскрытию конструкций на пожаре. При этом личный состав основных пожарных автомобилей вводит стволы к местам вскрытия конструкций, а также привлекается для работ с механизированным инструментом. Личный состав подразделений на основных пожарных автомобилей подготавливает и обеспечивает работу стволов, которыми пользуются отделения и звенья на автомобилях газодымозащитной службой. При установке дымососов они оказывают помощь специальным подразделениям, обеспечивают безопасность работы, а в случае разборки завалов на месте пожара подают стволы для охлаждения нагретых конструкций, ликвидации горения и защиты пожарной техники. Четкая и слаженная работа всех отделений в процессе тушения пожара позволяет им максимально использовать свои тактические возможности.


Смотрите также

Основные разделы
Задачи огнезащиты
Огнезащитные покрытия
Огнезащитные материалы
Огнезащитные предосторожности
Содержание, карта сайта.