Сту по пожарной безопасности


Специальные технические условия (СТУ) — НЕ являются разделом проектной документации.

В данной статье мы хотим подробно осветить такие вопросы как:

  • входят ли специальные технические условия (СТУ) на проектирование в части обеспечения пожарной безопасности в состав проектной документации?

  • можно ли сказать, что «разработка СТУ» входит в понятие «разработка (подготовка) проектной документации»?

Итак, что такое СТУ (Специальные технические условия) и из чего состоит проектная документация (ПД)? Состав проектной документации утвержден Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008  №87 (ред. от 10.12.2014) «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». Всё содержимое Положения о составе разделов проектной документации, утвержденного Постановлением №87, это как раз и есть ответ на вопрос: из чего состоит ПД и что в себя включает?

Проектная документация для объектов капитального строительства состоит из нескольких разделов: Пояснительная записка, Архитектурные решения, Конструктивные и объёмно-планировочные решения и т.д. В том числе ПД содержит и раздел «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности» (МОПБ), в который включаются описания и обоснования проектных решений в части обеспечения пожарной безопасности проектируемого объекта, включая графические материалы в виде структурных схем систем противопожарной защиты и схем эвакуации. СТУ по обеспечению пожарной безопасности не содержатся в составе какого-либо раздела проектной документации, а также не фигурируют в постановлении как самостоятельный раздел.  О специальных технических условиях в Постановлении №87 упомянуто только однажды — в пункте 5:

«В случае если для разработки проектной документации на объект капитального строительства недостаточно требований по надежности и безопасности, установленных нормативными техническими документами, или такие требования не установлены, разработке документации должны предшествовать разработка и утверждение в установленном порядке специальных технических условий. …»

Разработка СТУ должна предшествовать разработке проектной документации! Даже, если не погружаться глубоко в нормативно-техническую взаимосвязь между СТУ и проектной документацией, с точки зрения логики русского языка, уже понятно, что наличие слова «предшествовать» в п.5 Постановления №87 отделяет понятия «разработка СТУ» и «разработка ПД» друг от друга, формально расставляя эти два события по разным местам на временной шкале. Уже нельзя сказать что СТУ и проектная документация — это одно и то же.

Что такое СТУ? Исходя из того же пункта 5 Постановления №87, специальные технические условия — это документ, который содержит вновь разработанные нормы — те самые, недостающие или отсутствующие в нормативной базе РФ нормативные требования для проектирования конкретного уникального объекта или объекта с нестандартными проектными решениями. Примерно такое же определение «Специальным техническим условиям» дают ч. 8 статьи 6 Федерального Закона №384-ФЗ от 30.12.2009 (ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ О БЕЗОПАСНОСТИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ) и ч. 2 статьи 78 Федерального Закона №123-ФЗ от 22.07.2008 (ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ О ТРЕБОВАНИЯХ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ). Приказ Минрегиона России №36 от 01.04.2008 (пункт 2) прямо говорит о том, что «СТУ являются техническими нормами, содержащими (применительно к конкретному объекту капитального строительства) дополнительные к установленным или отсутствующие технические требования в области безопасности, отражающими особенности инженерных изысканий, проектирования, строительства, эксплуатации, а также демонтажа (сноса) объекта».

Таким образом, СТУ по обеспечению пожарной безопасности — документ, содержащий нормы, нормативные требования.

Получается, что по своему техническому смыслу любые СТУ — это индивидуальный нормативный документ, в соответствии с требованиями которого осуществляется проектирование конкретного объекта, для которого СТУ и были разработаны.

На графической схеме (ниже) просто, но наглядно, показано, что нормативные требования в части обеспечения пожарной безопасности, включенные в СТУ, стоят в одном ряду с требованиями, содержащимися в других документах: ФЗ №123-ФЗ и в нормативных документах (Сводах Правил). Проектная организация, имея на руках разработанные и согласованные в установленном порядке СТУ по пожарной безопасности, разрабатывает все разделы ПД (особенно это касается раздела МОПБ) для своего уникального (нестандартного) объекта в соответствии со следующими группами «пожарных норм»:

  • нормативными требованиями Федерального Закона №123-ФЗ,

  • нормативными требованиями нормативных документов (Сводов Правил),

  • нормативными требованиями СТУ.

Специальные технические условия по пожарной безопасности, Федеральный Закон №123-ФЗ и нормативные документы по ПБ – вместе составляют комплекс документов, формирующих единый, полный набор нормативных требований в области пожарной безопасности (для уникального объекта).

В данной статье мы не затрагиваем вопрос значимости и юридического статуса Специальных технических условий как нормативного документа, равного по статусу Сводам Правил, например. Мы рассматриваем только назначение и роль документа «Специальные технические условия» с нормативно-технической точки зрения, основываясь на определениях этого документа, закрепленных в законодательстве.

СТУ могут содержать помимо новых норм (отсутствующих в ФЗ и СП), ещё и обоснование отступлений от действующих требований пожарной безопасности.

Понятно, что если Специальные технические условия содержат обоснование отступлений от нормативных требований пожарной безопасности, то это не могут быть отступления от требований ФЗ, это могут быть только отступления от требований Сводов Правил. Поэтому разработчик проектной документации имеет право при проектировании объекта рассматривать и применять требования СТУ, как более приоритетные, в части противоречащей требованиям Сводов Правил. Для этого собственно законодательством и предусмотрена возможность обоснования в СТУ отступлений от требований нормативных документов, коими являются Своды Правил, но не является ФЗ.

И кстати говоря, сам факт того, что документ «Специальные технические условия» является инструментом, позволяющим обосновать отступления от требований нормативных документов (СП), — это ещё один веский аргумент в подтверждение того, что СТУ — это, по смыслу, нормативный документ. Получается, что нормы, содержащиеся в СТУ, фактически способны заменить в определённой части нормы Сводов Правил в случае отступления от СП. Кроме того, часть 9 статьи 6 Федерального Закона №384-ФЗ от 30.12.2009 говорит о том, что согласованные в установленном порядке специальные технические условия могут являться основанием для включения содержащихся в таких специальных технических условиях требований к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки в национальные стандарты и своды правил, применение которых обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона. То есть, СТУ — это нормы для конкретного объекта, но они имеют теоретическую возможность «перекочевать» в нац. стандарты и СП, в случае массового применения и схожести. 

Надо отметить, что существует несколько факторов, из-за которых может ошибочно показаться, что СТУ – это всё-таки часть проектной документации. Во-первых, СТУ – это, как и проектная документация, адресный, индивидуальный документ, который, как и все разделы ПД, разрабатывается для одного конкретного объекта кап. строительства. При этом, СТУ и проектная документация вместе должны направляться в органы Экспертизы. И если не погружаться глубоко в суть вопроса, то можно принять СТУ за раздел проекта. Только надо понимать, что на самом деле СТУ направляются в Экспертизу не в качестве раздела ПД, а в качестве нормативного документа, в соответствии с которым были разработаны разделы ПД, содержащие уникальные проектные решения. Во-вторых, несмотря на то, что по логике и в теории разработка специальных технических условий (адресного нормативного документа) должна предшествовать разработке проектных решений, на практике очень часто получается наоборот. Зачастую только в процессе проектирования можно понять, что заказчик строительства или проектная организация планирует применить нестандартное проектное решение, которое выходит за рамки актуальной нормативной базы в области ПБ, и для которого недостаточно нормативных требований по пожарной безопасности. То есть только тогда, когда уже началась разработка ПД, становится понятно, что объект превращается в уникальный (нестандартный) в той или иной степени, и поэтому необходима разработка СТУ по пожарной безопасности на проектирование этого объекта. Это влечет за собой ввод нового этапа «разработка СТУ», который выполняется параллельно разработке ПД. Поэтому может показаться, что СТУ – это просто один из разделов проектной документации. Возникает ситуация, при которой СТУ фактически подгоняются максимально близко, насколько это возможно, под уже готовое уникальное проектное решение, которое заказчик предполагает, планирует применить на своём объекте. И в принципе, такой ход событий является нормальным, если говорить о практической стороне вопроса: по-другому просто невозможно иной раз, не начав проектировать, выявить недостаточность норм и, как следствие, необходимость в разработке СТУ. Как же понимать тогда Постановление Правительства РФ от 16.02.2008  №87, в котором говорится о том, что разработке ПД должны предшествовать разработка и согласование специальных технических условий, если на практике всё получается вроде бы наоборот? Дело в том, что если говорить о взаимосвязи двух процессов: 1) разработка и согласование СТУ и 2) разработка и согласование ПД, в начале проектирования, то картина одна: как правило, действительно, первым начинается процесс разработки проектной документации. Однако слово «предшествовать» п.5 Постановления №87 несёт в себе более глубокий смысл. Если рассматривать как связаны оба эти процесса цельно, от начала и до конца каждого из них, на всём отрезке проектирования, то картина вырисовывается совсем другая. Сначала завершается процесс: разработка и согласование СТУ – то есть, официально появляются нормативные требования (после согласования СТУ в МЧС и в Минстрое). И только потом завершается процесс разработки и согласования (экспертизы) ПД – то есть официально появляется окончательный проект с положительным заключением Экспертизы. И даже если в самом начале проектирования заказчик строительства заложил в проект некое нестандартное проектное решение, то оно пока ещё является его планом; заказчик может на этом начальном этапе только планировать и предполагать, что в будущем будут разработаны и согласованы СТУ, легализующие возможность использования этого уникального решения именно в том виде, в котором хочет заказчик. Полноценные основания для включения этого проектного решения в проект у заказчика появляются только после, того как официально получены нормы, по которым это проектное решение было (будет) спроектировано, то есть после разработки и согласования СТУ. Также надо понимать, что СТУ это далеко не всегда постоянный, неменяющийся документ, который от разработки 1-ой редакции и до окончания всех согласований не подвергается никаким корректировкам. Процедура согласования специальных технических условий заключается в том, что СТУ рассматриваются и обсуждаются на двух нормативно-технических советах МЧС России и Минстроя России по очереди, где члены советов (эксперты, учёные) могут посчитать необходимым откорректировать, доработать СТУ (имеют полное на это право). Поэтому специальные технические условия в процессе согласования могут преобразиться в такую редакцию, которая будет отличаться от планируемой в начале. Бывает, что корректировки, вносимые в СТУ на стадии согласования, носят принципиальный характер. Это бывает нечасто, но теоретически такое возможно в рамках действующей процедуры соглсасования СТУ. В этом случае, заказчику иногда приходится корректировать своё нестандартное проектное решение так, чтобы оно соответствовало требованиям окончательной редакции СТУ, учитывающей мнения членов НТС. Иначе проект не пройдёт Экспертизу, т.к. будет на лицо несоответствие проекта требованиям согласованных СТУ в части обоснования нестандартных решений. Именно в таких ситуациях и становится очевидным, что сначала должны всё-таки появится нормы в окончательном варианте (согласованные СТУ), полностью прошедшие те этапы создания, на которых были возможны какие-либо изменения, а уже потом появляется основание использовать в проекте планируемое ранее нестандартное проектное решение с учетом приведения проекта в точное соответствие с требованиями этих норм (полностью согласованных СТУ). И в конечном итоге проект разрабатывается в соответствии с СТУ, проект подгоняется под финальную редакцию СТУ (с учетом мнения членов НТС), а не наоборот.

Таким образом, слово «предшествовать» в п.5 Постановления №87 указывает не на очерёдность начала процессов разработки СТУ и проектной документации, как может ошибочно показаться, а на очерёдность присваивания документам официального статуса (согласований) и на логическую последовательность применения этих документов: сначала официально появляются СТУ (нормы), потом — проект в соответствии с нормами.

На схеме ниже проиллюстрирован процесс разработки СТУ и проектной документации — один из возможных вариантов развития событий.

Итак, отвечая на вопросы поставленные в начале статьи, можно сделать следующие выводы:

СТУ по пожарной безопасности — это по сути нормативные требования, необходимые для проектирования нестандартного объекта, то есть это нормативный документ, который в идеале уже нужно иметь на руках к моменту разработки проектных решений (точно также как мы имеем на руках ФЗ №123-ФЗ и Своды Правил). И несмотря на то, что на практике почти всегда СТУ разрабатываются одновременно с ПД, — формально применять требования СТУ при проектировании можно только после разработки и согласования СТУ, когда этот документ приобретает свою финальную редакцию и официальный статус, пройдя через все необходимые нормативно-технические советы (МЧС России и Минстроя России).

Проектная документация — это по сути описание и обоснование (текстовое, графическое, расчетное) проектных решений. Как нельзя сказать, что фраза «описание проектных решений» по смыслу включает в себя «разработку нормативных требований», так и нельзя сказать, что термин «проектная документация» включает в себя «Специальные технические условия».

Специальные технические условия по своему определению в рамках действующего законодательства ни при каких обстоятельствах не могут входить в состав проектной документации, являться её составной частью или самостоятельным разделом проекта. СТУ — это нормы, которые необходимы проектировщику для разработки конкретных проектных решений (проектной документации). 

Соответственно, такой вид деятельность как «разработка (подготовка) проектной документации» не может включать в себя по умолчанию такую работу как «разработка СТУ». 

Необходимость написания данной статьи вызвана тем, что, на практике в рамках своей деятельности профессиональные разработчики СТУ постоянно сталкиваются со случаями полного непонимания и незнания со стороны заказчиков СТУ, генеральных проектных организаций, и даже экспертов государственной (или негосударственной) экспертизы простой истины: ни формально, ни технически, специальные технические условия (СТУ) по пожарной безопасности — это не проектная документация, а индивидуальный нормативный документ, имеющий свой (особый) статус.

Каким образом проявляется это непонимание, и к чему оно приводит, мы постараемся подробнее рассказать в следующих статьях на примере конкретных случаев из реальной деятельности в области разработки СТУ.

www.razrabotka-stu.ru

Разработка СТУ для пожаротушения в Москве

Разработка специальных технических условий для повышения пожарной безопасности объектов

Специальные технические условия СТУ являются нормативным документом, устанавливающим дополнительные или отсутствующие технические требования на проектирование и строительство в части обеспечения пожарной безопасности применительно к конкретному объекту строительства [1].

Целью СТУ является создание системы обеспечения пожарной безопасности, способствующей предотвращению пожара, безопасности людей и защите имущества при пожаре.

Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя:

  • систему предотвращения пожара;
  • систему противопожарной защиты;
  • комплекс организационно-технических мероприятий.

В соответствии с [2] СТУ разрабатываются для зданий, на которые отсутствуют противопожарные нормы, а также для зданий класса функциональной пожарной опасности Ф 1.3 высотой более 75 м, зданий других классов функциональной пожарной опасности высотой более 50 м и зданий с числом подземных этажей более одного, а также для особо сложных и уникальных объектов.

К уникальным объектам относятся объекты капитального строительства, в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик:

  • высота более чем 100 метров;
  • пролеты более чем 100 метров;
  • наличие консоли более чем 20 метров;
  • заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 15 метров.

К особо опасным и технически сложным объектам относятся:

  • объекты использования атомной энергии;
  • гидротехнические сооружения первого и второго классов;
  • сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными;
  • линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжение 330 кВ и более;
  • объекты комической инфраструктуры;
  • объекты авиационной инфраструктуры;
  • объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
  • метрополитены;
  • морские порты, за исключением морских специализированных портов, предназначенных для обслуживания спортивных и прогулочных судов;
  • тепловые электростанции мощностью 150 МВт и выше;
  • опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Разработка СТУ включает в себя следующие этапы:

  1. Анализ нормативных документов по пожарной безопасности;
  2. Разработку системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты;
  3. Расчет пожарного риска;
  4. Согласование в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) и Министерстве регионального развития Российской Федерации (Минрегион России).

Проведение анализа имеющей нормативной базы по пожарной безопасности в отношении конкретного объекта защиты необходимо для установления отсутствующих или же недостаточных нормативных положений. На основе проведенного анализа разрабатывается система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты.

Расчет пожарного риска проводится для проверки достаточности принятых решений в области обеспечения пожарной безопасности объекта защиты. Значение пожарного риска не должно превышать допустимого значения установленного [4].

СТУ разрабатываются на стадии проектных предложений, а их требования должны учитываться при разработке соответствующих разделов проектной документации. Требования СТУ обязательны для применения всеми организациями, частными лицами и объединениями, участвующими в проектировании и строительстве конкретного объекта защиты.

Значение СТУ в процессе разработки проектной документации и место СТУ в системе документов устанавливающих требования пожарной безопасности к проектированию объектов капитального строительства представлено на рисунке 1.

 

Рисунок 1 – Значение СТУ в процессе разработки проектной документации и место СТУ в системе документов устанавливающих требования пожарной безопасности к проектированию объектов капитального строительства.

Согласно [5] и [6] после завершения разработки и утверждения заказчиком СТУ должны быть согласованы в МЧС России.

Для рассмотрения СТУ в МЧС России создается нормативно-технический совет (НТС МЧС России), который выносит решение о согласовании либо о доработке предлагаемой системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты. Порядок согласования СТУ в МЧС России определен [7].

После утверждения в МЧС России СТУ должны быть согласованы в Минрегион России. Для согласования СТУ в Минрегион России также создан нормативно-технический совет (НТС Минрегион России).

Решение о согласовании или отказе в согласовании СТУ принимается министром или уполномоченным лицом и оформляется путем утверждения/ не утверждения предоставленного заключения НТС МЧС России. Порядок согласования СТУ в Минрегион России определен [6].

С момента согласования в Минрегион России СТУ вступают в законную силу.

Процесс согласования СТУ и проектной документации с учетом последовательности действий представлен на рисунке 2.

 

Рисунок 2 — Процесс согласования СТУ и проектной документации с учетом последовательности действий.

За период 2010-2011 годов НТС Департамента надзорной деятельности МЧС России (ДНД) рассмотрены технические решения по противопожарной защите более 1000 объектов, в числе которых высотные здания, комплексы с группами помещений различной функциональной пожарной опасности, уникальные здания, памятники культуры, объекты ядерной энергетики, морские платформы, комплексы нефтяной и газовой промышленности и др.

Результаты анализа и обобщения решений НТС ДНД МЧС России по противопожарной защите  высотных зданий, комплексов с группами помещений различной функциональной пожарной опасности и многосветных пространств приведены в таблице 1. Приведенные решения не могут включаться в технические условия на противопожарную защиту вновь проектируемых зданий и сооружений без дополнительного анализа и обоснования [13].

   
 

При обеспечении здания (части здания) автоматическими установками пожаротушения допускается превышение площади пожарного отсека не более чем на 20% по сравнению с нормативной величиной. При превышении нормативной площади отсека более чем на 20% (при устройстве автоматических установок пожаротушения с увеличенной интенсивностью и/или площадью тушения), для деления на пожарные отсеки допускается применять одно из следующих решений:

— пожаробезопасные зоны, к которым относятся – эвакуационные коридоры шириной не менее 2,5 м с подпором воздуха при пожаре и ограждающими конструкциями с пределом огнестойкости не менее EI 60;

— пространства, в которых удельная нагрузка не превышает 50 МДж/м2, шириной не менее 4 м на всю длину или ширину помещения, с установкой в средней части указанных пространств дренчерных завес в две линии, расположенные на расстоянии 0,5 м друг от друга, с расходом 1 л/с на погонный метр при времени работы не менее 1 часа;

— пространства шириной не менее 6 метров в сочетании с противодымными шторами с пределом огнестойкости E 60 или с ненормируемым пределом огнестойкости, но орошаемые с двух сторон дренчерной завесой с расходом воды не менее 1 л/с на погонный метр длинны завесы, автоматически опускающиеся при пожаре;

— пространства шириной не менее 8 метров свободные от горючей нагрузки и обозначенные соответствующими информационными знаками.

При этом секции выделяемые в пределах пожарного отсека должны содержать помещения одинакового класса функциональной пожарной опасности.

 

Для организации доступа пожарных подразделений допускается применение одного из следующих решений:

— обеспечение заезда пожарной техники на эксплуатируемую кровлю стилобата;

— применение наружных лестниц типа П2 (ширина маршей и площадок не менее 0,8 м), опускающихся до участков эксплуатируемой кровли стилобата шириной не менее 4-х метров или до высоты доступа пожарных подразделений;

— устройство дополнительного лифта для перевозки пожарных подразделений.

 

1. Расстояние от зданий высотой до 100 м до ближайшей пожарной части – 2 км, для зданий высотой более 100 м – 1 км.

2. Высота любого пожарного отсека по вертикали не более 50 м.

3. Увеличение пределов огнестойкости несущих конструкций в зданиях высотой до 100 м не менее REI 180 (R 180), в зданиях высотой более 100 м не менее REI 240 (R 240).

4. Деление на пожарные отсеки по вертикали противопожарными перекрытиями с пределом огнестойкости в зданиях высотой до 100 м – REI 180, в зданиях высотой более 100 м – REI 240, или техническими этажами с пределами огнестойкости перекрытий REI 90 и REI 120 соответственно.

5. Площадь надземного этажа высотной части здания (площадь этажа пожарного отсека) должна быть не более: 1500 м2 – для гостиниц, 2000 м2 – для жилых помещений, 2500 м 2 – в остальных случаях.

6. Фасадное остекление предусматривается с пределом огнестойкости не ниже E 30. Допустимо применение стеклопакетов при условии их орошения со стороны помещений дренчерными или спринклерными установками пожаротушения, или с защитой оконных проемов автоматически опускающимися противопожарными шторами с пределом огнестойкости E 30.  

7. Верхние пожарные отсеки зданий, в которые затруднен доступ пожарных по автомеханическим лестницам или с помощью подъемников, должны быть обеспечены противопожарными укрытиями (см. определение) в технических этажах, рассчитанными на защиту людей в течение не менее 3-х или 4-х часов (в зависимости от степени огнестойкости здания), и размещаемыми вблизи лифтов для перевозки пожарных подразделений.

8. На технических этажах над пожарными отсеками должны быть предусмотрены емкости с водой, объем которых определяется расчетом из условия одновременной работы спринклерной установки пожаротушения в течение 1 часа и внутреннего противопожарного водопровода в течение 3-х часов, но не менее 25 м3.

9. Верхние пожарные отсеки оборудуются стояками к системам АУПТ для подключения передвижной пожарной техники.

10. При размещении выше нижнего пожарного отсека квартиры (апартаменты) должны отделяться друг от друга противопожарными перегородками с пределом огнестойкости не менее EI 120.

11. Для эвакуации из зданий высотой до 100 м применять незадымляемые лестничные клетки типа Н1, Н2 или Н3, в зданиях высотой более 100 м – незадымляемые лестничные клетки типа Н2 с входом в лестничную клетку через поэтажные тамбур-шлюзы с подпором воздуха при пожаре.

12. В высотных зданиях для каждого пожарного отсека (допускается устройство опорных пунктов на технических этажах разделяющих здания на пожарные отсеки), вблизи пожарных лифтов следует запроектировать помещения опорных пунктов пожаротушения, предназначенных для хранения противопожарного оборудования и средств спасания, площадью не менее 12 м2. Перечень хранимого оборудования и средств спасания должен быть согласован с органами ГПН.

13. Здание оборудуется не менее чем двумя лифтами с режимом работы «перевозка пожарных подразделений».

14. На кровлях высотных зданий должны быть предусмотрены площадки размером не менее 5×5 м для транспортно-спасательной кабины пожарного вертолета. На прилегающей к зданию территории на расстоянии не более 500 м от него предусматривается площадка для посадки вертолета.

15. Уровень пожарной безопасности людей должен соответствовать требованиям [14] и подтверждаться расчетным путем.

16. Здания (пожарные отсеки) оборудуются:

— установками автоматического пожаротушения и пожарной сигнализацией адресно-аналогового типа;

— системой оповещения людей о пожаре не ниже 4-го типа;

— системами противодымной защиты;

— внутренним противопожарным водопроводом с расходом не менее      40 л/с;

— наружным противопожарным водопроводом с расходом не менее      100 л/с;

— сухотрубами в объемах лестничных клеток;

— индивидуальными и коллективными средствами спасения;

— лифтами с режимом работы «транспортирование пожарных подразделений», выполненных в соответствии с требованиями НПБ 250;

— электроснабжением систем противопожарной защиты по особой категории надежности.

15. Для здания должны быть разработаны и согласованы с территориальными подразделениями ГУ МЧС России по субъектам оперативные планы пожаротушения.

16. Для здания должны быть разработаны и согласованы с территориальными подразделениями ГУ МЧС России по субъектам специальные правила пожарной безопасности, отражающие как стадию строительства, так и стадию эксплуатации здания.

 

1. Допускается проектировать в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.2, Ф2, Ф3, Ф4, I и II степеней огнестойкости и конструктивной пожарной опасности С0 и С1. 

2. В проемах междуэтажных перекрытий могут размещаться эскалаторы, открытые лестницы и лифты.

3. Многосветные пространства следует разделять по вертикали на пожарные отсеки высотой не более 28 м противопожарными перекрытиями    1-го типа.

4. Вертикальные ограждающие конструкции помещений, выходящих в многосветное пространство, должны иметь предел огнестойкости не менее предела огнестойкости междуэтажного перекрытия по двум предельным состояниям: потере теплоизолирующей способности (I) и потере целостности (Е).

5. Для эвакуации через зону многосветного пространства следует применять только незадымляемые лестничные клетки. Все незадымляемые лестничные клетки могут быть типа Н2 или Н3, при этом не менее 50% таких лестничных клеток должны иметь естественное освещение через неоткрывающиеся оконные проемы в наружных стенах. Во всех лестничных клетках предусматривается эвакуационное освещение.

6. Эвакуация с этажей может осуществляться по проходам (галереям, ярусам, пассажам) между многосветным пространством и помещениями, в него выходящими, при минимальном расстоянии между эвакуационными выходами 60 м и ширине прохода (галереи, яруса или пассажа) не менее 2,0 м(расстояние между эвакуационными выходами и ширина прохода должны подтверждаться расчетами).

7. Все помещения, выходящие в многосветное пространство, должны оборудоваться автоматическими установками пожаротушения и адресно-аналоговой пожарной сигнализацией. Проходы (галереи, ярусы, пассажи) между помещениями и многосветным пространством должны оборудоваться адресной пожарной сигнализацией.

8. Лифтовые шахты (за исключением шахт обзорных лифтов) в зданиях с многосветными пространствами при трех и более этажах должны обеспечиваться системами подпора воздуха независимо от наличия лифтовых холлов.

9. Дымоудаление в зданиях с многосветными пространствами следует предусматривать во всех помещениях, выходящих в эти пространства (торговые залы площадью более 200 м2 без естественного освещения), и из верхней части многосветного пространства. Параметры систем противодымной защиты, в том числе расход компенсационного воздуха, подаваемого в нижнюю часть многосветного пространства, должны подтверждаться расчетами.

10. В качестве заполнения световых фонарей допустимо применение:

— неорганических материалов с защитой от осыпания осколков;

— органических материалов с показателями не ниже РП1, В2, Г2, Д3, Т3 с исключением расплава и исключением мест размещения пожарной нагрузки под таким покрытием.

11. В зданиях с многосветными пространствами, объединяющими три и более этажей, следует применять систему оповещения не ниже 4-го типа.

12. При проектировании многосветных пространств должны быть проведены расчеты позволяющие обосновать правильность принятых объемно-планировочных решений.

 

1. В пожарном отсеке допускается размещать помещения или группы помещений с функциональной пожарной опасностью Ф2, Ф3 и Ф4, включая помещения хранения и технические помещения каждой группы.

2. Количество пожарных гидрантов определяется при обязательной разработке оперативного плана пожаротушения, но должно быть не менее 3-х.

3. При использовании покрытия здания под открытую автостоянку следует предусмотреть сухотрубы в объемах лестничных клеток с выводом подключающих патрубков наружу.

4. Допускается проектирование общих эвакуационных лестничных клеток для групп помещений различной функциональной пожарной опасности при условии выполнения их незадымляемыми и при наличии расчетного обоснования, проведенного с учетом динамики опасных факторов пожара, при обеспечении основного условия эвакуации людей. Для кинозалов с суммарной вместимостью кинозалов более 300 посадочных мест предусматривать не менее 2-х обособленных эвакуационных выходов или лестничных клеток.

5. Здания (пожарные отсеки) оборудуются:

— установками автоматического пожаротушения и пожарной сигнализацией адресного типа;

-системой оповещения людей о пожаре не ниже 4-го типа;

-системами противодымной защиты;

-внутренним и наружным противопожарным водопроводом;

— индивидуальными и коллективными средствами спасения;

— электроснабжением систем противопожарной защиты не ниже 1-ой категории надежности.

6. Для здания должны быть разработаны и согласованы с территориальными подразделениями ГУ МЧС России по субъектам оперативные планы пожаротушения.

7. Для здания должны быть разработаны и согласованы с территориальными подразделениями ГУ МЧС России по субъектам специальные правила пожарной безопасности, отражающие как стадию строительства, так и стадию эксплуатации здания.

8. При проектировании многофункциональных зданий должны быть проведены расчеты позволяющие обосновать правильность принятых объемно-планировочных решений.

6

Считать возможным использование при научно-техническом обосновании в проектах огнезащиты расчетов, основанных на методике интерполяции и разработанных организациями, имеющими лицензию на проведение работ по огнезащите. Данные организации несут ответственность за показатели огнестойкости конструкций, полученные с использованием расчетных методик.

Таким образом, СТУ являются нормативным документом, устанавливающим требования к системе обеспечения пожарной безопасности объекта защиты. СТУ играют важную роль в процессе проектирования, строительства и реконструкции объектов защиты. СТУ позволяют повысить, а также привести в соответствии с нормативными требованиями уровень обеспечения пожарной безопасности.

Так же СТУ призваны заполнить пробелы в нормативной системе обеспечения пожарной безопасности. СТУ являются нормативным документом способствующим развитию строительству, ведь без них введение в эксплуатацию объектов, а также внедрение абсолютно новых технологий строительства с точки зрения пожарной безопасности было бы невыполнимо.

Список литературы:

  1. Методические рекомендации «Порядок построения и оформления специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства», утвержденные решением нормативно-технического совета Минрегиона России протокол № 1 от 1 февраля 2011;
  2. СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений;
  3. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ (с изменениями и дополнениями);
  4. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
  5. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;
  6. Приказ от 1 апреля 2008 г. № 36 «О порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства»;
  7. Приказ от 21 октября 2010 г. № 454 «О внесении изменений в приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 1 апреля 2008 г. № 36»;
  8. Приказ МЧС Российской Федерации от 28 ноября 2011 г. № 710 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по согласованию специальных технических условий для объектов, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, отражающих специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности»;
  9. Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»;
  10. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»;
  11. СП 5.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования;
  12. СП 3.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах. Требования пожарной безопасности;
  13. СП 7.13130.2013 Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности;
  14. Обобщение и анализ результатов работы нормативно-технического совета Департамента надзорной деятельности МЧС России http://www.23.mchs.gov.ru;
  15. ГОСТ 12.1.004-91* Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования;
  16. СП 2.13130.2012 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты»;
  17. СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»;
  18. СП 4.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям».

www.plamya-ei.ru

Разработка специальных технических условий (СТУ) по пожарной безопасности

СРОКИ

  • от 30 рабочих дней
  • от 1 500 000 рублей

СХЕМА РАБОТЫ

  • Заказчик оставляет заявку на сайте
  • Сотрудник компании перезванивает и уточняет детали
  • Выставляется коммерческое предложение
  • Заключается договор
  • Составляется подробное техническое задание
  • Заказчик согласовывает (если не согласовывает, то отправляется на доработку Исполнителю)
  • Заказчик утверждает СТУ
  • Согласование СТУ в Минстрой (при необходимости в МЧС России)
  • Получение согласованного документа Заказчиком
  • Подписание актов выполненных работ
  • Срок действия СТУ – бессрочно.

ОСТАВЬТЕ ЗАЯВКУ

Перед отправкой заявки: Скачайте опросный лист

ШТРАФЫ ЗА НАРУШЕНИЯ

!

За нарушение требований пожарной безопасности виновные несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а именно на юридическое лицо предусмотрена ответственность в виде штрафа от 150 000 рублей и в особых случаях приостановление деятельности на срок до 90 суток или до устранения нарушений. Но главная ответственность за халатное обеспечение безопасного производственного процесса, самая высокая цена нарушениям в области пожарной безопасности – это ГИБЕЛЬ ЛЮДЕЙ. Человеческая жизнь – бесценна!

СТУ

По промышленной безопасности

Разработка СТУ по пожарной безопасности от 30 дней

Специальные технические условия по пожарной безопасности - это нормативный документ, включающий в себя набор мер и технических решений, которые при выполнении и реализации обеспечивают на объекте достаточный уровень пожарной безопасности, разработанный для обоснования отступлений от норм и требований нормативных документов по обеспечению пожарной безопасности на объекте, когда эти требования невозможно выполнить в силу особенностей планировочных решений или иных обстоятельств. Такими отступлениями, чаще всего бывают, но не ограничиваются: 

  • уменьшение ширины или высоты эвакуационного прохода на путях эвакуации;
  • уменьшение противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями, объектами капитального строительства и иными объектами защиты;
  • недостаточность объема и/или напора вода в противопожарном водопроводе;
  • невозможность применения автоматических установок пожаротушения (АУПТ) в помещении цеха в силу особенностей технологического производственного процесса;
  • отсутствуют нормы для обеспечения пожарной безопасности на проектируемый объект;

СТУ не имеет срока действия. Специальные технические условия разрабатываются один раз и действуют бессрочно при выполнении указанных мероприятий.

Возводите нестандартный объект? Обеспечиваете противопожарные меры в здании, конструктивные особенности которого не позволяют применять типовые решения? Если не решить эту проблему, возможности эксплуатации сооружения будут сильно ограничены.

Оговоренные в законодательстве Российской Федерации нормы пожарной безопасности невозможно применить в строительных сооружениях следующих типов:

  • постройках высотой более 50 м;
  • многоквартирных ЖК выше 75 м;
  • зданиях с путями экстренной эвакуации недостаточной ширины.

Если объект имеет одну из этих особенностей, нужно разработать специальные технические условия (СТУ) по пожарной безопасности. Ответственны за одно из таких сооружений? Тогда без услуг профессионалов вам не обойтись. Группа компаний «ГК Техконсалт» поможет решить данную задачу.

Самостоятельно разработать, а потом и согласовать специальные технические условия (СТУ) по пожарной безопасности без профильных знаний невозможно. Нормативы относительно документов этого типа регламентированы Приказом МИНРЕГИОН РФ №36 от 01.04.2008 г, Приказом МИНСТРОЙ № 248/пр от15.04.2016 г., также Приказом МЧС России №710 от 28.11.2011 г.

Как разрабатывают СТУ

Чтобы разработать специальные технические условия пожарной безопасности, экспертам «ГК Техконсалт» нужно получить от вас Техническое задание, в котором указано:

  • в какой срок нужно разработать документацию;
  • что именно в здании не соответствует нормам пожарной безопасности и действующим в строительстве нормам;
  • прочие сведения, имеющие отношение к проекту.

Эксперты изучают нормативную базу, актуальную для строящегося или модернизируемого объекта. Специалисты выбирают мероприятия, необходимые для реализации, чтобы обеспечить необходимый уровень пожарной безопасности на объекте. Так закладывается основа, чтобы разработать СТУ, которое будет соответствовать всем действующим нормам.

Специальные технические условия предусматриваются для всего объекта. Наши эксперты составят оптимальный план работ, в котором не будет лишних процедур. Заказчик сэкономит на затратах, сроки исполнения сокращаются. Выгодно и быстро.

Мы разработаем специальные технические условия по пожарной безопасности, содержащие всю информацию о конструктивных особенностях объекта. Также в СТУ детально расписаны меры, направленные на компенсацию подобных отклонений и содержится расчет пожарного риска.

Наши эксперты не заносят в СТУ положения, которые дублируются в актуальных строительно-технических нормативах. Правило применяется и к формулам расчета. Документ не перегружен информацией, с ним легко работать.

Ход согласования СТУ

Первый этап

Специальные технические условия согласовываются нормативно-техническим советом при Региональном управлении Министерства Чрезвычайных Ситуаций Российской Федерации (МЧС России).

  1. Комиссия рассматривает представленную документацию, а затем голосует, чтобы согласовать СТУ (специальные технические условия) по пожарной безопасности или вынести предписание дополнительно проработать.
  1. Итог фиксируется в протоколе заседания.

Второй этап согласования СТУ

Согласование специальных технических условий по пожарной безопасности нормативно-техническим советом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.

  1. Комиссия оценивает состав материалов и документов, которые представлены на изучение.
  1. Проводится научно-техническая экспертиза;
  1. Итоговое решение формируется как заключение группы экспертов;
  1. На титульном листе подписывается министр строительства и ЖКХ;
  1. На остальных листах расписывается специалист, имеющий полномочия.

Мы разрабатываем и согласовываем специальные технические условия по пожарной безопасности во временном промежутке от 30 до 90 дней.

Преимущества профессиональной разработки и согласования СТУ нашей компанией

Мы предложим технически грамотное и экономически выгодное для заказчика решение, как обеспечить достаточный уровень пожарной безопасности людей при отступлениях от нормативов, которые присутствуют в проекте. Наши инженеры учтут требования действующего законодательства в сфере обеспечения пожарной безопасности.

Без разработки и согласования специальных технических условий (СТУ) невозможно обосновать неустранимые расхождения с положениями нормативной документации по обеспечению пожарной безопасности на любом строительном объекте.

Вам нужна такая документация? Обращайтесь в Группу компаний «ГК Техконсалт» любым удобным способом.

Телефон в Санкт-Петербурге: 8 (812) 68-86-112,
Из Регионов России: 8 (800) 555-8-911 (Звонок бесплатный)

или отправить заявку на электронную почту: [email protected]

consalt.tech

Разработка СТУ (специальные технические условия) в Краснодаре. Согласование СТУ по пожарной безопасности

Сроки и стоимость на разработку и согласование СТУ индивидуальны. Оставьте заявку на расчет стоимости прямо сейчас.

Отправить заявку

Разработка специальных технических условий (СТУ) для объектов капитального строительства производится в случае, если к проектным решениям объекта невозможно применить существующие в законодательных актах требования по пожарной безопасности. СТУ содержат требования, которые дополнительно предъявляются к уже установленным или к тем, которые применить в конкретно взятом случае невозможно. Цель составления СТУ - обеспечить пожарную безопасность зданий, к которым невозможно применить стандартные требования для пожарной охраны.

Законодательное основание для разработки СТУ

Порядок разработки СТУ Утвержден приказом Министроя и ЖКХ РФ от 15 апреля 2016 г. N 248/пр.

Применим данный закон, в случаях, описанных в 6 статье 8 части ФЗ от 30.12.09 №384  техническом регламенте о безопасности зданий и сооружений.

Технические требования СТУ применяются только к тем объектам капитального строительства, которые отличаются особенными архитектурными решениями, для которых регламент установленных требований безопасности не может быть выполнен.

Виды разрабатываемых СТУ

Конечная цель составления СТУ - соблюдение требований Технического регламента о безопасности зданий и сооружений. Для достижения этой цели разрабатывают один из четырех видов техусловий.

  1. Требования , применяя которые обеспечивается в обязательном порядке соблюдение технического регламента.

  2. Требования в сфере промышленной безопасности, применяя которые в обязательном порядке обеспечивается соблюдение технического регламента.

  3. Требования в сфере капитального строительства на территории с сейсмической опасностью от 9 баллов, применяя которые обязательном порядке обеспечивается соблюдение технического регламента.

  4. Требования , применяя которые обеспечивается в обязательном порядке соблюдение 30-ФЗ от 22.07.08 “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности”.

Как разрабатывается и согласовывается СТУ по пожарной безопасности

Порядок разработки и согласования СТУ можно разделить на две основные части:  разработка СТУ и их согласование в Минстрое.

Разработка специальных технических условий

Разработка СТУ происходит при предоставлении заказчиком технического задания, которое и является основанием для разработки. Заказчиком, как правило выступает проектная организация или другая организация занимающаяся разработкой проекта.

Техническое задание заказчика должно содержать обоснование для разработки СТУ и информацию, свидетельствующую об уровнях ответственности по объектам кап. строительства. Данные предоставляются с учетом нацстандартов безопасности для разработки СТУ.

На основании предоставленных данных составитель СТУ должен указать в них:

  • предметное обоснование для разработки специальных технических условий;

  • список отступлений от нацстандартов и их подробная компенсация (с приложением к проектной документации подробного описания компенсации);

  • документацию о правах на участок на котором будет произведено строительство;

  • документацию указывающую место строительства название проектируемого  объекта;

  • данные, подтверждающие количество и причастность к объекту заинтересованных лиц;

  • описание проектных решений объекта строительства и его основных частей.

Согласование СТУ в Минстрое

Составленные в соответствии с законодательными требованиями СТУ должны быть утверждены заказчиком, после чего отправляются вместе с пояснительной запиской и документацией указанной в регламенте  приказа от 15 апреля 2016 г. N 248/пр на согласование в Министерство строительства.

Срок рассмотрения в Министерстве может составить от 30 до 90 календарных дней.  Зависит время согласования от полноты предоставленных документов и точности составленных СТУ. Время подтверждения увеличивается, при возникновении у комиссии по согласованию вопросов, и уходит на получение ответов.

Порядок и стоимость разработки СТУ в Центр Консалт

Разработка СТУ происходит в несколько последовательных этапов, каждый следующий из которых не может быть запущен, до выполнения предыдущего.

Сбор исходных данных

Заказчик предоставляет сведения, необходимые для составления СТУ. Скорость оформления и окончательного утверждения техусловий во многом зависит от скорости получения исходной документации от заказчика. Данный этап полностью во власти проектной организации, заказавшей составление СТУ. Сбор исходных данных может составлять и 7 рабочих дней и более двух месяцев.  

Проверка разработчиком

После предоставления исходных данных они проверяются специалистами. На этом этапе возможен запрос недостающих документов. Быстрый ответ заказчика, поможет ускорить весь процесс составления и утверждения СТУ.

Разработка технических условий

Специалист по разработке составляет и оформляет расчет технических условий на основании предоставленных заказчиком данных. Данный этап может длиться от 14 до 30 рабочих дней (иногда дольше). Сроки зависят от сложности объекта и требуемых расчетов.

Расчет и оценка пожарного риска

После расчета технических условий, разработчик СТУ рассчитывает пожарные риски для конкретного объекта. Иногда эти два этапа можно производить параллельно. Временные затраты на этот этап, также полностью зависият от полноты предоставленных заказчиком исходных данных. При выявлении в процессе расчета недостающих данных, отправляется запрос заказчику. От скорости ответов на такие запросы, зависят конечные временные затраты на разработку расчета пожарных рисков.

Проверка и утверждение заказчиком

Данный этап предусмотрен для утверждения готовых СТУ заказчиком. Если документация утверждается срезу и в полном объеме, то следующий этап правок пропускается и документация отправляется на согласование в Минстрой и МЧС.

Правки от исполнителя

В случае замечаний, исполнитель устраняет их, вносит необходимые корректировки и с одобрения заказчика направляет документацию для прохождения следующих этапов согласования.

Согласование в МЧС

Согласование специальных технических условий МЧС России - является государственной услугой. На срок согласования повлиять извне невозможно. Он зависит от внутренних процессов и загруженности ведомства и может составить от 30 до 45 календарных дней. Данный этап, как и все остальные, сопровождается исполнителем. Иными словами, составление документации, их отправка, проверка и правки выполняются тем, кто составляет СТУ.  

Согласование в Минстрое

Следующий этап - этап согласования в Минстрое. В отличии от согласования в МЧС не является государственной услугой. В остальном эти этапы очень похожа. Сроки зависят от загруженности Министерства и не могут быть ускорены третьими лицами или заказчиком расчет СТУ. Средняя продолжительность согласования в данном ведомстве составляет 45 календарных дней. Может составить от одного до трех месяцев. Данный этап тоже сопровождается исполнителем.

Почему стоит обратиться именно к нам

Разрабатываем технические условия за 14 календарных дней. Это означает, что при быстром сборе документации со стороны заказчика, можно сократить общую продолжительность оформления до 3 месяцев, учитывая этапы согласования в Министерствах.

Разработка технических условий и расчет пожарных рисков происходят параллельно. Что помогает сократить время производства, а также при возникновении вопросов к исходным данным, получать ответы сразу для двух этих процессов.

Разработано более 30-ти СТУ разной сложности. Этот опыт позволяет эффективно работать  с самым разными объектами капитального строительства независимо от масштабов и сложности.

Ответы на часто возникающие вопросы

Как долго рассчитываются специальные технические условия пожарной безопасности

Экспертиза пожарной безопасности, которую необходимо пройти на основании СТУ по пожарной безопасности - это конечная цель данного этапа. Сроки зависят от сложности объекта и полноты исходных данных. Занимает расчет в среднем 30 календарных дней. Во многом зависит от коммуникаций заказчика. Минимальное время исходя из нашего опыта составляло 18 календарных дней, максимальное - 50 дней.

От чего зависит стоимость разработки и согласования СТУ

Стоимость разработки СТУ “под ключ”, включая расчет пожарных рисков и утверждения в ведомствах, рассчитывается индивидуально. Полностью зависит от сложности объекта, так что назвать среднюю стоимость нет возможности. Для расчета позвоните по бесплатному телефону горячей линии или оставьте заявку через форму обратной связи на сайте. Специалист по расчету СТУ предоставит вам полную информацию по стоимости и бесплатно проконсультирует по срокам.

Кто составляет специальные технические условия по пожарной безопасности в вашей фирме

Разработка СТУ по пожарной безопасности производится квалифицированным специалистом с опытом работы в данной области. К примеру, каждый специалист Центр Консалт производил расчет и согласование минимум десяти СТУ. Со стороны законодательства нет требований по квалификации исполнителей по оформлению специальных технических условий, но у нас они есть.

Нужен ли в проекте отдельный раздел где будут указаны специальные технические условия на проектирование

Пожарные СТУ рассчитываются отдельно от проектной документации и являются приложением к ней. Никакие дополнительные экспертизы, уже утвержденные  в МЧС и Минстрое СТУ, проходить не должны. Экспертизу проходят основные разделы проектной документации, но не СТУ, так как они являются частью нормативных требований.  

xn--80ajpfhbgomfh1b.xn--p1ai

Cпециальные технические условия (СТУ) по пожарной безопасности

OSK GROUP - Центр противопожарных технологийCпециальные технические условия (СТУ) по пожарной безопасности

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ (СТУ)

Компания «OSK GROUP» выполняет работы по разработке СТУ и согласованию СТУ -  Специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности согласно требований Федерального Закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» для зданий, сооружений, строений. 

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», в случае если для разработки проектной документации на объект капитального строительства недостаточно требований по надежности и безопасности, установленных нормативно-техническими документами, или такие требования не установлены, разработке документации должны предшествовать разработка и

утверждение в установленном порядке специальных технических условий (разработка СТУ).

Разработка СТУ в зависимости от степени обеспеченности планируемого к строительству объекта действующими нормативными положениями, по решению заказчика (инвестора) специальные технические условия (СТУ) могут разрабатываться трех видов:
  • нормы, содержащие специальные технические требования на проектирование, строительство и эксплуатацию объектов, указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), а также иных объектов, для проектирования которых недостаточно требований по надежности и безопасности, установленных нормативными техническими документами;
  • нормы, содержащие специальные технические требования по обеспечению сейсмической безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов на площадках сейсмичностью более 9 баллов для всех видов объектов;
  • нормы, содержащие специальные технические требования на проектирование и строительство объектов в части обеспечения пожарной безопасности.
Порядок, в котором должны разрабатываться и согласовываться специальные технические условия (разработка СТУ) в части обеспечения пожарной безопасности определяется Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 01.04.2008 г. № 36 «О порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства» и предоставляются в Минрегион РФ при наличии положительного заключения МЧС России.  

Порядок согласования СТУ в части обеспечения пожарной безопасности в МЧС России определяется Приказом № 141.

Специальные технические условия (СТУ) на проектирование противопожарной защиты объекта представляют собой документ, который устанавливает требования пожарной безопасности для конкретного объекта учитывая его особенности, включая, в том числе, комплекс дополнительных инженерно-технических и организационных мероприятий по защите.Специальные технические условия (СТУ) на проектирование противопожарной защиты разрабатываются организациями, имеющими лицензию МЧС России на данный вид деятельности. Разработанные специальные технические условия согласуются Управлениями государственного пожарного надзора главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации (далее - УГПН ГУ МЧС России либо с департаментом надзорной деятельности МЧС России (далее - ДНД МЧС России). Согласованные органами ГПН технические условия утверждаются уполномоченными подразделениями (например, ФГУП ЦНС) Министерства регионального развития России.Состав специальных технических условий определяется Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 01.04.2008 № 36 «О порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства». В основе специальных технический условий (СТУ) на проектирование противопожарной защиты объекта лежит анализ объемно-планировочных и конструктивных решений, систем активной и пассивной противопожарной защиты и других проектных решений объекта, действующей нормативной базы и разработка на их основе перечня требований, обеспечивающих защиту объекта на требуемом уровне.
  • обоснование необходимости разработки СТУ и недостающие нормативные требования для данного конкретного объекта, излагаемые в соответствии со структурой действующих технических норм в данной области;
  • перечень вынужденных отступлений от требований действующих технических нормативных документов, содержащий обоснование их необходимости и мероприятия, компенсирующие эти отступления.
  • основание для строительства;
  • данные, включающие наименование и место расположения объекта и условия строительства;
  • сведения об инвесторе (заказчике), генеральной проектной организации и разработчике СТУ;
  • описание объекта в целом и его важнейших элементов с изложением объемно-планировочных и конструктивных решений с приложением схемы организации земельного участка и чертежей архитектурно-планировочных решений.
  • допускается включение в состав СТУ положений, содержащих отступления от действующих норм, при условии обоснования необходимости таких отступлений и разработки в составе СТУ нормативных положений, компенсирующих эти отступления.
  • аналогично должны быть обоснованы дополнительные требования по сравнению с требованиями, установленными в действующих технических нормативных документах.
  • пожарная опасность объекта;
  • эффективность и приоритетность мероприятий по обеспечению безопасности людей при пожаре;
  • возможность спасения людей;
  • эффективность мероприятий, направленных на предотвращение и ограничение распространения пожара;
  • возможность доступа пожарных подразделений к очагу пожара и подачи средств пожаротушения с учетом расположения и технического оснащения пожарных подразделений.
  • разработка специальных технических условий (разработка специальных технических условий сту, разработка специальных тех условий)
  • подготовка сту, подготовка к выдаче технических условий (порядок выдачи технических условий определяется нормативными документами)
  • технические условия по пожарной безопасности согласовываются с Заказчиком)
  • порядок согласования сту, согласование сту во всех инстанциях
  • сту по пожарной безопасности для любых сложных объектов
  • согласование специальных технических условий, включая согласование сту в минрегионе
  • сту на проектирование (специальные технические условия на проектирование)
  • разработка сту по пожарной безопасности
  • порядок согласования сту в соответствии требованиями нормативных и законодательных документов
  • подготовка основания для разработки сту
  • специальные технические условия пожарной безопасности и противопожарные мероприятия (разработка ППМ)

СДЕЛАТЬ ЗАКАЗ

Поделиться ссылкой:

www.oskgroup.ru

Специальные технические условия

      Специальные технические условия на проектирование мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (СТУ) разрабатываются при отсутствии нормативных требований на проектирование объекта в части обеспечения пожарной безопасности (например: проектирование здания с заглублением подземной части планировочной отметки земли ниже 10 м, склады высокостеллажного хранения, здания общественного назначения высотой более 50 м, здания жилые высотой более 75 м, здания объема, превышающего нормативный, здания исторического и культурного наследия, и т. п. ). СТУ должны разрабатываться на предпроектной стадии и являться необходимыми техническими условиями для проектирования объекта строительства, для которого они выполняются. На практике же, специальные технические условия выполняются параллельно с выполнением архитектурно-строительного проекта. Разработанная в таком случае строительная и инженерная часть проекта является (до согласования СТУ органами МЧС России) фактически одной из итераций проектных решений.

   После защиты специальных технических условий в МЧС дальнейшие изменения в проектной документации, сопряженные с СТУ, повлекут за собой возврат в исходное (должны рассматриваться вновь в установленном порядке) положение, так как данные специальные технические условия (после утверждения их в Минстрое России) становятся нормативно-техническим документом для конкретного объекта строительства. 

   Разработка специальных технический условий осуществляется на основании Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 01.04.2008 № 36 «О порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства» и приказа МЧС РФ от 28 ноября 2011 года № 710.

    Порядок выполнения работ по разработке и согласованию специальных технических условий по пожарной безопасности можно разделить на три основных этапа: разработка специальных технических условий в соответствии с техническим заданием на основании предоставленных проектных данных и решений; согласование СТУ в органах МЧС РФ; утверждение СТУ в Минстрое России.    На стадии принятия решения об осуществления строительного проекта происходит осмысление необходимости воплощения технически сложного объекта капитального строительства, отсутствие норм проектирования по ПБ на который предопределяет необходимость разработки СТУ. Заказчик совместно с проектной организацией составляет техническое задание на выполнение технических условий, в котором приводится: обоснование для разработки специальных технических условий, краткое обоснование необходимости разработки СТУ, данные об уровне ответственности объекта в соответствии с действующими строительными нормами, а также другие требования, необходимые для разработки СТУ, в том числе требования, связанные с пожарной и сейсмической безопасностью.

    Затем специалистами нашей компании проводится всесторонняя оценка проектных данных: архитектурно-планировочных решений, конструктивных решений, сведений по инженерным системам, в том числе системам противопожарной защиты. Проводится анализ пожарной безопасности объекта, выполняется расчет пожарного риска, включая расчет эвакуации людей при пожаре. Расчет ОФП в зависимости от сложности объекта выполняется либо на полевой, либо на зональной модели. В результате проведенной работы определяется перечень необходимых компенсирующих или дополнительных мероприятия по пожарной безопасности. На основе проделанной работы составляются специальные технические условия. После оформления, специальные технические условия направляются для утверждения Заказчику. До предоставления специальных технических условий на согласование в МЧС РФ, Заказчик обязан рассмотреть и утвердить их. На практике необходимо оформить на первом этапе три экземпляра СТУ (2 сдаются в МЧС, 1 после рассмотрения в МЧС предоставляется в Минстрой РФ, один экземпляр остается у исполнителя работы).

       После утверждения Заказчика, СТУ согласно Приказа № 710 передаются в органы МЧС России по субъекту Российской Федерации. Рассмотрение специальных технических условий проходит в месячный срок, по результатам которого технические условия или возвращаются на доработку исполнителю (при наличии существенных замечаний), или допускаются к защите на нормативно-техническом совете соответствующего уровня.

         Для защиты СТУ на нормативно-техническом совете, наши специалисты готовят доклад по основным разделам разработанных ранее специальных технических условий. Доклад содержит: обоснование необходимости применения специальных условий и требований для объекта, оценку пожарной опасности рассматриваемых зданий и сооружений, освещение мероприятий принятых в ходе разработки СТУ направленных на предотвращение пожара, и его локализации при возникновении, мероприятий для обеспечения безопасности людей, мероприятий направленных на обеспечения эффективной работы пожарных подразделений при тушении пожара, осуществление беспрепятственного доступа подразделений противопожарной службы к очагу пожара.

     После защиты СТУ на Совете МЧС мы получаем прошнурованный и пронумерованный экземпляр СТУ, согласовательное письмо и заключение нормативно-технического Совета МЧС соответствующего уровня. Эти документы совместно с заявлением на имя Министра регионального развития РФ, дополнительной пояснительной запиской, содержащей данные об объекте, обоснование необходимости применения СТУ, принятые мероприятия, направленные на обеспечение пожарной безопасности и подписанным техническим заданием на разработку СТУ передаются на утверждение в Минстрой Российской Федерации. В течении месяца в Минстрое проходит нормативно-технический совет, на котором утверждаются и вносятся в реестр Специальные технические условия на проектирование отдельных объектов капитального строительства.

       На практике, до подачи документов в Минстрой, необходимо (но не обязательно) провести экспертизу специальных технических условий. Данная экспертиза обеспечивает устранение всех не выявленных ранее замечаний по СТУ перед утверждением (то есть вводом в действие) документа. Как правило, замечания относятся к оформлению специальных технических условий, как нормативного документа. Стандартно экспертиза материалов в уполномоченных организациях длится календарный месяц и готовится к очередному нормативно-техническому совету в Минстрое РФ. После утверждения СТУ на совете работу можно считать выполненной. 

    При необходимости внесения изменений в проектную документацию идущих вразрез со специальными техническими условиями после любого из этапов разработки и согласования СТУ соответствующий этап подлежит повторному исполнению. 

    Состав специальных технических условий определяется Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 01.04.2008 № 36 «О порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства». 

- обоснование необходимости разработки СТУ и недостающие нормативные требования для данного конкретного объекта, излагаемые в соответствии со структурой действующих технических норм в данной области; 

- перечень вынужденных отступлений от требований действующих технических нормативных документов, содержащий обоснование их необходимости и мероприятия, компенсирующие эти отступления. 

- основание для строительства; 

- данные, включающие наименование и место расположения объекта и условия строительства; 

- сведения об инвесторе (заказчике), генеральной проектной организации и разработчике СТУ; 

- описание объекта в целом и его важнейших элементов с изложением объемно-планировочных и конструктивных решений с приложением схемы организации земельного участка и чертежей архитектурно-планировочных решений. 

- допускается включение в состав СТУ положений, содержащих отступления от действующих норм, при условии обоснования необходимости таких отступлений и разработки в составе СТУ нормативных положений, компенсирующих эти отступления. 

- аналогично должны быть обоснованы дополнительные требования по сравнению с требованиями, установленными в действующих технических нормативных документах. 

Исходные данные: 

- архитектурно-планировочные решения, 

- действующая нормативно-техническая база.

kspr.ru


Смотрите также

Содержание, карта сайта.