Средства пожарной безопасности


Средства пожарной безопасности

Средства пожарной безопасности включают в себя инструменты, материалы и устройства, предназначенные для локализации и ликвидации возгорания на начальной стадии. Первичные средства пожаротушения должны присутствовать на каждом объекте в доступной близости.

К первичным средствам пожаротушения относят:

  • огнетушители;
  • огнетушащие вещества (песок, вода, земля);
  • огнетушащие материалы (кошма, асбестовые полотна);
  • немеханизированные пожарные инструменты (лопаты, ломы);
  • пожарный инвентарь (пожарные ведра, ящики с песком);
  • пожарные краны внутреннего противопожарного водоснабжения.

Огнетушители

Огнетушитель – это самое распространенное средство тушения пожара на начальном этапе. Существуют несколько разновидностей огнетушителей:

  • Углекислотные огнетушители.Для тушения они используют сжиженный диоксид углерода. Данные модели рекомендованы для тушения возгораний в электрических установках и двигателях внутреннего сгорания.
  • Порошковые огнетушители.В качестве огнетушащего вещества используется порошок специального назначения. Порошок подходит для тушения древесины, алюминиевых соединений, газов и других веществ.
  • Огнетушители с жидкими огнетушащими составами.Они основаны на растворах воды с поверхностно-активными веществами, перекрывающими доступ к кислороду.

Пожарные шкафы

Пожарные шкафы служат для размещения в них огнетушителей, кранов и других средств пожаротушения. Встречаются навесные, встроенные и приставные модели.Данный инвентарь должен находиться в легкодоступном месте: в вестибюлях, коридорах на лестничных клетках.

Комплект предназначенных для тушения пожара средств различается. В некоторых шкафах хранится напорный рукав, пожарный ствол и кран для перекрытия воды, в других располагаются только огнетушители.

Пожарные рукава

Пожарные рукава устанавливаются на образовательных и медицинских объектах, в офисах и производственных зданиях. Они представляют собой гибкий трубопровод, оснащенный соединительными головками и ручным пожарным стволом. Используется пожарный рукав для подачи воды и водных растворов с целью ликвидации очагов возгорания.

Компания «Импульс» предлагает широкий выбор средств пожарной безопасности. Все товары отличаются высокой надежностью, качеством и эффективностью. Вся продукция оснащена паспортами и соответствующей документацией.

impulsec.ru

Средства пожарной безопасности

Обучение “пожарная безопасность”

Что такое средства пожарной безопасности и разновидности

Средства пожарной безопасности включают в себя инструменты, материалы и устройства, предназначенные для локализации и ликвидации возгорания на начальной стадии. Первичные средства пожаротушения должны присутствовать на каждом объекте в доступной близости.

К первичным средствам пожаротушения относят:

  • огнетушители;
  • огнетушащие вещества (песок, вода, земля);
  • огнетушащие материалы (кошма, асбестовые полотна);
  • немеханизированные пожарные инструменты (лопаты, ломы);
  • пожарный инвентарь (пожарные ведра, ящики с песком);
  • пожарные краны внутреннего противопожарного водоснабжения.

Огнетушители

Огнетушитель – это самое распространенное средство тушения пожара на начальном этапе. Существуют несколько разновидностей огнетушителей:

  • Углекислотные огнетушители. Для тушения они используют сжиженный диоксид углерода. Данные модели рекомендованы для тушения возгораний в электрических установках и двигателях внутреннего сгорания.
  • Порошковые огнетушители. В качестве огнетушащего вещества используется порошок специального назначения. Порошок подходит для тушения древесины, алюминиевых соединений, газов и других веществ.
  • Огнетушители с жидкими огнетушащими составами. Они основаны на растворах воды с поверхностно-активными веществами, перекрывающими доступ к кислороду.

Пожарные шкафы

Пожарные шкафы служат для размещения в них огнетушителей, кранов и других средств пожаротушения. Встречаются навесные, встроенные и приставные модели.Данный инвентарь должен находиться в легкодоступном месте: в вестибюлях, коридорах на лестничных клетках.

Комплект предназначенных для тушения пожара средств различается. В некоторых шкафах хранится напорный рукав, пожарный ствол и кран для перекрытия воды, в других располагаются только огнетушители.

Пожарные рукава

Пожарные рукава устанавливаются на образовательных и медицинских объектах, в офисах и производственных зданиях. Они представляют собой гибкий трубопровод, оснащенный соединительными головками и ручным пожарным стволом. Используется пожарный рукав для подачи воды и водных растворов с целью ликвидации очагов возгорания.

Компания «Импульс» предлагает широкий выбор средств пожарной безопасности. Все товары отличаются высокой надежностью, качеством и эффективностью. Вся продукция оснащена паспортами и соответствующей документацией.

expert123.ru

Что относится к первичным средствам пожаротушения

В этой статье мы разберемся, что относится к первичным средствам пожаротушения, рассмотрим все первичные средства пожаротушения и правила пользования ими, а также изучим образец Журнала учета первичных средств пожаротушения, скачать который рекомендуется для дальнейшей доработки под специфику своей организации.

Первичные средства пожаротушения нужны, чтобы трудящиеся могли ликвидировать небольшие возгорания, препятствовать распространению огня до прибытия пожарных. Это сводит к минимуму причиненный возгоранием ущерб имуществу предприятия, уменьшает опасность работы пожарников, иногда исключает необходимость эвакуации персонала.

Например, если только-только загорелись занавеска или кабель от принтера, работники могут потушить их самостоятельно, не дожидаясь, пока к прибытию пожарных огонь распространится дальше на весь кабинет.

″ На сегодняшний день к первичным средствам пожаротушения относятся 3 вида средств:

1. Немеханизированные инструмент, который находится на пожарных щитках. Это лопаты, багры и проч.

2. Специальные противопожарные полотна. Называются «кошма». Это полотно позволяет тушить очаг возгорания, вплоть до электроустановок.

3. Огнетушители. Они применяются чаще всего. 

Первичные средства пожаротушения и правила пользования ими достаточно просты, поэтому самостоятельно справиться с маленьким возгоранием после несложного обучения сможет любой трудящийся. В список первичных средств пожаротушения включены:

beltrud.ru

Пожарная безопасность. Первичные средства пожаротушения и правила пользования ими

К большому сожалению, порой невозможно предсказать возникновение некоторых чрезвычайных ситуаций. В эту категорию можно отнести и пожары, поэтому всегда нужно быть готовым к тому, чтобы ликвидировать их по мере своей возможности. Важно иметь под рукой первичные средства пожаротушения и правила пользования ими также знать. Об этом мы и поговорим в нашей статье.

Инструкция на предприятиях

На любом предприятии и в каждом учреждении должно быть оборудовано место для хранения первичных средств для тушения пожаров. Обязательно должна присутствовать инструкция по правилам пользования первичными средствами пожаротушения. Вот основные ее положения:

  1. Знать содержание инструкции должны все работники организации или предприятия.
  2. На руководстве лежит полная ответственность за обеспечение всеми средствами пожаротушения, а также за обучение персонала правилами их использования.
  3. Руководители подразделений и отделов также отвечают за техническое состояние и готовность средств пожаротушения.
  4. Не реже одного раза в месяц необходимо проводить осмотр первичных средств тушения пожара.
  5. Все неисправности должны немедленно устраняться, неисправные огнетушители должны быть убраны и заменены.
  6. Первичные средства пожаротушения и их применение (правила использования) должны быть знакомы каждому. Располагаться они должны в доступном месте, где не будут мешать эвакуации людей в случае такой необходимости.
  7. Применение средств для тушения пожаров в других целях категорически запрещено.
  8. Для снятия огнетушителей с эксплуатации создается специальная комиссия и составляется протокол.
  9. На предприятии должны быть лица, которые несут ответственность за выполнение данной манипуляции.

Инструкция должна быть размещена в уголке по противопожарной безопасности.

Практически каждому работнику, поступающему на работу, должны быть представлены первичные средства пожаротушения и правила пользования ими. К ним можно отнести:

  1. Огнетушители.
  2. Пожарные краны.
  3. Пожарный инвентарь, к которому относятся:
  • Емкости с водой.
  • Ящики с песком.
  • Противопожарный материал.
  • Асбестовое полотно.

4. Инструменты для тушения пожара:

  • Лопаты.
  • Топоры.
  • Багры.
  • Ведра.
  • Лом и другие.

Требования к размещению средств для тушения

Первичные средства для борьбы с возгораниями должны располагаться в пожарных шкафах, пожарных щитах или стендах. Все это находится в доступных местах, чтобы при необходимости можно было быстро применить.

Во всех общественных учреждениях, школах, детских садах и больницах наличие такого уголка строго обязательно. Количество таких средств для тушения уже определяется, исходя из площади помещения, свойств материалов, в каждом случае проводится индивидуальный расчет.

Использование инструмента и инвентаря

Практически везде песок является одним из самых доступных средств для тушения пожаров. После воды это наиболее дешевый и простой материал, чтобы справиться с пожаром. Его применяют для тушения горючих веществ в жидком состоянии, например, бензина, масел, керосина. Справиться таким образом можно, конечно, только с небольшим очагом возгорания. Правила пользования первичными средствами пожаротушения относятся и к песку:

  • Храниться песок должен в специальном ящике с крышкой.
  • В некоторых случаях можно использовать широкие бочки из металла.
  • Такие емкости должны располагаться в местах, которые не доступны для попадания влаги.
  • Пригодность песка к использованию также должна проверяться не менее 2 раз в год.

Во время борьбы с возгоранием необходимо помнить, что тушить жидкие горючие вещества надо начинать с кромки зоны горения, а только потом уже сыпать песок на горящую жидкость.

Использование противопожарного материала

К таковому относится: войлок, кошма, асбестовое полотно. Применяют их при возникновении небольшого очага возгорания, набрасывая на него. Доступ воздуха прекращается, и огонь гаснет.

Такой материал выпускается в виде полотна размером не менее метра на метр. Войлок и кошма дополнительно пропитываются антипиренами. Хранят их в специальных ящиках при небольшой влажности для предотвращения порчи чаще всего в рулонах или свернутом виде. Конечно, всем понятно, что использование таких материалов при больших пожарах не даст эффекта.

Использование воды для тушения пожара

Для того чтобы применять воду для борьбы с огнем, не нужны правила пользования средствами пожаротушения. Это вещество также популярно, как и песок, и вполне доступно. Когда вода попадает на очаг возгорания, она его охлаждает и впитывается в поверхность, тем самым препятствуя распространению огня.

Использовать воду можно для тушения практически всех веществ, которые с ней не взаимодействуют. На этом принципе основана работа водного огнетушителя, его можно использовать для тушения небольших и несложных пожаров. Когда изучаются первичные средства пожаротушения и правила пользования ими, обязательно необходимо уточнять, в каких случаях воду использовать нельзя:

  1. Нельзя тушить водой щелочные металлы, например, натрий и калий. При взаимодействии с ними выделяется водород, и горение только усиливается.
  2. Запрещается использовать воду для тушения объектов под напряжением, так как она проводит ток. Для этих целей можно применить порошковый или углекислотный огнетушитель.
  3. Не получится потушить водой легковоспламеняющиеся жидкости. Будут образовываться маслянистые пятна, которые, растекаясь, только увеличат площадь пожара. Для этого лучше использовать землю или песок.

Знание этих правил поможет использовать воду для борьбы с огнем более эффективно.

Огнетушители в борьбе с огнем

Такие приборы в обязательном порядке присутствуют в каждом противопожарном уголке. Они бывают разные, поэтому необходимо знать их отличительные черты, чтобы эффективно использовать против различных возгораний. Огнетушители бывают:

  • Химические пенные и химические воздушно-пенные. Прекрасно справляются с тушением горючих жидкостей и твердых материалов. Нельзя их использовать для тушения кабеля и проводки, а также спирта, ацетона и щелочных металлов.
  • Воздушно-пенные огнетушители предназначены для борьбы с возгораниями твердых предметов и горючих жидкостей.
  • Газовые огнетушители могут иметь различный наполнитель:
  1. Углекислотный. Является наиболее распространенной разновидностью. Применяют для тушения проводки, твердых веществ.
  2. Хладоновые огнетушители предназначены для тушения всех видов горючих и тлеющих материалов и электрических сетей.
  3. Порошковые. Можно с их помощью тушить твердые, жидкие и газообразные вещества, а также электрические установки.

Как использовать огнетушитель при пожаре?

Для того чтобы эффективно использовать нужное оборудование и материалы для борьбы с огнем, необходимо изучить не только правила пользования средствами пожаротушения (огнетушителями), но и предварительно изучить инструкцию к конкретному прибору. Она может немного отличаться, в зависимости от разновидности огнетушителя. Вот основные правила использования прибора для борьбы с огнем, желательно их придерживаться:

  1. Подходить с огнетушителем к очагу возгорания необходимо с той стороны, где меньше всего вероятность самому попасть под воздействие дыма и огня.
  2. Если вы тушите огонь на улице и есть ветер, то подойти надо с наветренной стороны.
  3. Снять пломбу и извлечь блокиратор.
  4. Активизировать механизм путем нажатия на кнопку или рычаг.
  5. Направлять струю жидкости или пороша с помощью раструба или шланга надо не на языки пламени, а на само горящее вещество.
  6. Если огонь распространяется в труднодоступном месте, то струю направлять надо стараться так, чтобы она не сталкивалась с препятствием.
  7. Если очаг слишком большой и есть несколько огнетушителей, то есть резон использовать их одновременно, а не по очереди, конечно, если есть необходимое количество людей.
  8. Тушить возгорание необходимо до прекращения тления. Иначе есть вероятность, что огонь вновь разгорится, особенно в ветреную погоду.
  9. После того как вы использовали огнетушитель, его надо перезарядить или заменить на новый и поставить обратно в противопожарный уголок.

Эти несложные правила помогут справиться более эффективно с пожаром. Надо заметить, что результат применения огнетушителя будет зависеть не только от его разновидности, но и от того, насколько хорошо человеку знакомы первичные средства пожаротушения и правила пользования ими.

Использование пожарного крана

Такие краны можно видеть практически во всех учреждениях, будь то производственные или административные. Обязательно есть ответственное лицо, которое следит за сохранностью и исправностью пожарного крана. Если такового нет, то могут появиться желающие поживиться цветным металлом.

Пожарные краны можно использовать не только как самостоятельные средства тушения пожара, но и в качестве помощи пожарным машинам. В состав крана входит:

  • Вентиль для подачи воды.
  • Пожарный рукав, который присоединяется к вентилю.
  • Пожарный ствол.

Если случается пожар, то необходимо открыть дверцу крана, раскатать рукав и проверить соединение его с краном. Только потом можно подавать воду, отвинтив вентиль.

Удобнее всего все эти действия выполнять вдвоем, один держит рукав, а второй открывает воду. Во время тушения пожара необходимо держать в поле зрения очаг возгорания и направляться навстречу распространению огня. Струя воды должна быть направлена на место возгорания.

Пожарные краны периодически также должны проходить проверку, и сведения заносятся в специальный журнал.

Контроль над средствами защиты от пожаров

Первичные средства пожаротушения и правила пользования ими в энергетике особенно важны. Количество средств, их размещение регламентируется следующими документами:

  1. Федеральным законом 123 и ФЗ-315.
  2. СНиП 21-01-97.
  3. ГОСТ 12.1.004-91.
  4. Нормами пожарной безопасности.
  5. Перечнем технических средств.

Первичные средства пожаротушения и правила пользования ими в РФ перечислены в законах, но главный документ для инженера по пожарной безопасности – это инструкция по использованию и содержанию средств пожаротушения. Отраслей народного хозяйства много, и в каждом случае содержание инструкции может отличаться, но есть некоторые положения, которые должны присутствовать в каждой:

  • Инструкция должна быть, так же, как и журналы по противопожарной безопасности.
  • Обязателен инструктаж и обучение работников, чтобы все знали правила пользования первичными средствами пожаротушения. Все это фиксируется в специальном журнале.
  • Ответственные за пожарную безопасность должны регулярно рассчитывать потребность в средствах защиты и подавать сведения администрации.
  • Регулярно проводится проверка средств пожаротушения на исправность.
  • Главным документом должен быть журнал учета первичных средств пожаротушения.

Борьба с пожаром в бытовых условиях

Правила пользования первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) пригодятся не только на работе, но и дома. Желательно иметь такое устройство под руками и научить им пользоваться всех домочадцев.

Важно заранее продумать план своих действий на случай возникновения такой ситуации. Если нет огнетушителя, то можно использовать подручные средства:

  1. В первую очередь, это вода. Она всегда есть дома под рукой, но надо знать, что тушить ею приборы под током нельзя.
  2. В порошковых огнетушителях содержится сода, а она всегда есть в шкафчике на кухне. Ею можно, кстати, тушить и электроприборы.
  3. Даже использование соли и стирального порошка поможет изолировать доступ кислорода к огню и потушить небольшое возгорание.
  4. Можно, в крайнем случае, использовать землю в цветочных горшках.
  5. Если горит мебель, то набрасывание плотной ткани или одеяла перекроет доступ кислорода, и огонь потухнет.

Огонь – это страшная сила, которая может все смести на своем пути. Если быть во всеоружии, иметь средства пожаротушения под рукой и знать правила их использования, то пожар не застигнет вас врасплох и вам всегда удастся с ним справиться. Лучше предотвратить такие ситуации, а для этого необходимо всегда и везде соблюдать правила пожарной безопасности и учить им детей с раннего возраста.

fb.ru

Первичные средства пожаротушения, их применение

Здания и помещения должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения. Для их размещения в зданиях, как правило, устанавливают специальные щиты, на которых находится ручной пожарный инструмент, предназначенный для раскрывания и разборки конструкций и проведения аварийно-спасательных работ при гашении пожара (топоры, крюки, ломы, вёдра, лопаты, ножницы для резания металла). Рядом с щитом устанавливают ящик с песком и бочку с водой.

Резервуар для воды должен иметь объём не менее 0,2 м3 и комплектоваться вёд­рами. Воду нельзя применять для тушения: 1 – легковоспламеняю­щихся жидкос­тей, имеющих меньшую, чем у воды, плотность (бензина, керосина, ми­неральных масел), так как они всплывают и продолжают гореть на поверхности воды; 2 – натрия, калия и магния; 3 – электроустаново­к, нахо­дящихся под напряжением, так как высокая электропроводность воды может вызвать короткое замыкание.

Песок используют для тушения небольших очагов воспламене­ния электропроводки и горючих жидкостей – мазута, красок, масел и т.п. Его хра­нят в ящиках вместимостью 0,5 м3, 1 м3 или 3 м3 вместе с сов­ковой лопа­той во всех цехах, производс­твенных помещениях и т.д.

Асбестовое полотно, которое надо хранить в водонепроницаемом футляре и один раз в 3 месяца просушивать и очищать от пыли, должно иметь размер не менее 1 х 1 метр, а в местах хранения легковоспламе-няющихся и горючих жидкостей его размер можно увеличить до 2 х 1,5 метра или 2 х 2 метра. Асбестовое полотно набрасы­вают на горящую по­верхность и изолируют её от окружающей среды, а также используют его для за­щиты от огня ценного оборудования и за­крытия печей.

Противопожарный водопровод внутри здания имеет пожарный кран, пожарный рукав длиной до 20 метров и ствол. Пожарный рукав должен храниться присоединённым к крану и стволу. Рукав вкатывают в скатку (круг) или укладывают «в гармошку», а шкаф для хранения его и ствола должен быть закрыт снаружи на задвижку и опломбирован.

При пожаре раскатывают рукав и открывают вентиль пожарного крана. Тушить пожар струёй надо так, чтобы пресечь распространение огня, а не идти за ним вслед. Струю воды надо направлять в места самого сильного горения. Вертикальные поверхности надо тушить сверху вниз. Вода, стекая по поверхности вниз, тушит пламя в нижней части го-рящей поверхности. Электрические сети в зоне пожара надо отключить.

Огнетушители бывают ручные (до 10 литров) и передвижные (более 25 литров). В зависимости от вида огнегасительного средства огнетушители бывают жидкостные, углекислотные, химические пенные, воздушно-пенные, хладоновые, порошковые и комбинированные.

Жидкостные огнетушители заполнены водой с добавками, углекислотные – сжиженным диоксидом углерода, химические пенные – растворами кислот и щелочей, хладоновые – хладонами (например, марок 114В2,13В1), порошковые – порошковыми составами. Огнетушители маркируются буквами, характеризующими вид огнетушителя по разряду, и цифрой, обозначающей его объём в литрах.

Производятся следующие виды углекислотных огнетушителей: ручные – ОУ-2А, ОУ-5, ОУ-8 и передвижные – ОУ-25, ОУ-80, ОУ-400. Их используют для тушения загораний некоторых материалов и электрических установок, работающих под напряжением до 1000 В.

Из химических пенных огнетушителей наиболее распространены на практике ОХП. Их применяют для ликвидации загораний твердых материалов и горючих жидкостей (при малых площадях горения).

Воздушно-пенные огнетушители маркируют как ОВП (например, ручные ОВП-5 и ОВП-10). Их используют для тушения загораний легковоспламеняющихся жидкостей, горючих жидкостей и большинства твёрдых материалов (кроме металлов). Их нельзя использовать для тушения электроустановок, находящихся под напряжением.

Хладоновые огнетушители маркируют как ОХ (например, OX-3, OX-7) или ОАХ-0,5 (в аэрозольной установке).

Порошковые огнетушители маркируют как ОПС (например, ОПС-10) и применяют для тушения металлов, легковоспламеняющихся жидкостей, горючих жидкостей, кремнийорганических материалов и электрических установок, работающих под напряжением до 1000 В.

Комбинированные огнетушители (например, ОК-10) для тушения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей заряжают порошковыми составами ПСБ-3 и воздушно-механической пеной.

Спринклерные установки представляют собой автоматические устройства тушения пожара водой. Их применяют в отапливаемых помещениях. Спринклерные установки состоят из системы водопроводных труб, проложенных под потолком, в которые ввинчиваются специальные головки (рис. 26). Головка закрыта клапаном, который удерживается легкоплавким припоем. Повышением температуры до 70–80 °С приводит к расплавлению припоя и открытию головки, из которой поступает, разбрызгиваясь, вода на очаг пожара.

На каждые 12 м2 площади помещения устанавливается одна головка. Когда из спринклера начинает поступать вода, на пожарном посту появляется сигнал, указывающий место пожара. Спринклерные установки применяют для автоматического пожаротушения здания и различного технологического оборудования в случаях, когда в качестве огнегасящего вещества допустимо применение воды и пены.

Дренчерные установки представляют собой также систему трубопроводов, но головки этих установок, в отличие от спринклерных, постоянно открыты. Вода поступает при срабатывании специальным клапанов или при открывании задвижек ручным способом.

Дренчерные установки используют на открытых площадях, в неотапливаемых помещениях для орошения больших площадей. Их применяют также для создания водяных завес.

Порошковые огнетушащие составы имеют разнообразный механизм прекращения горения, высокую эффективность и способны прекращать горение практически любого класса. Это определяет их широкое использование в огнетушителях. Но они имеют склонность к слёживанию, поэтому требуют в составе огнетушителей периодического встряхивания. Могут использоваться и для тушения электроустановок под напряжением.

Рис. 26. Спринклерная установка:.

а – схема установки: 1 – центробежный насос; 2 – водонапорный бак; 3 – питательный водопровод; 4 – магистральный водопровод; 5 – контрольный сигнальный клапан; 6 – сигнальное устройство; 7 – спринклерные оросители;

8 – распределительный водопровод; б – спринклерный ороситель: 1 – нарезной штуцер; 2 – рамка с розеткой; 3 – диафрагма; 4 – клапан; 5 – замок диафрагмы

Твёрдая фракция диоксида углерода (СО2) при использовании в огнетушителях сразу переходит в газ, минуя жидкую фазу, и реализует несколько механизмов прекращения горения и очень эффективен. Рекомендуется использовать для тушения электроустановок под напряжением, хотя способен прекратить горение почти всех горючих материалов, за исключением металлического натрия и калия, магния и его сплавов.

Указанные огнетушащие вещества являются основными при использовании в образовательных учреждениях, хотя пожарные подразделения широко применяют и различные пены с уникальными свойствами.

Огнетушители являются надёжным средством при тушении загорания до прибытия пожарных подразделений.

В настоящее время производятся несколько типов огнетушителей, предназначенных для тушения загорания в различных условиях. В качестве огнегасящего вещества в огнетушителях используются химическая и воздушно-механическая пена, углекислота, специальные порошки.

Ручной химический и воздушно-пенный огнетушители представлены на рисунке 27.

Рис. 27. а) Химический пенный огнетушитель (ОХП-10)
Рис. 27. б) Воздушно-пенный огнетушитель (ОВП-10)

В огнетушителе ОХП-10 пена образуется в результате химической реакции, происходящей при смешивании щелочной и кислотной частей заряда. Пена под давлением, которое создаётся в корпусе огнетушителя, выбрасывается струёй через насадку. В огнетушителе ОХП-10 кислотная часть заряда заключена в полиэтиленовый стакан, закрытый резиновым колпаком, а щелочная часть заряда находится в корпусе.

Огнетушитель предназначен для быстрого тушения небольших загораний твердых и жидких веществ, за исключением щелочей – калия, натрия,магния, а также спирта. Нельзя использовать его на оборудовании, находящемся под напряжением. Огнетушитель рекомендуется использовать на стационарных объектах, на транспорте, на сельскохозяйственных машинах и агрегатах. Осматривают огнетушители один раз в месяц, заряд проверяют раз в год.

Чтобы привести огнетушитель ОХП-10 в действие, нужно повернуть рукоятку на 180° в вертикальной плоскости (при этом откроется клапан кислотного стакана) и перевернуть огнетушитель вверх днищем. Кислотная часть заряда выливается в корпус и смешивается со щелочной частью заряда, образующуюся при этом струю пены направляют на очаг пожара.

Принцип действия воздушно-пенного огнетушителя основан на вытеснении раствора пенообразователя избыточным давлением рабочего газа (воздух, азот, углекислый газ). При срабатывании запорно-пускового устройства прокалывается заглушка баллона с рабочим газом. Пенообразователь выдавливается газом через каналы и сифонную трубку. В насадке пенообразователь перемешивается с засасываемым воздухом, и образуется пена. Она попадает на горящее вещество, охлаждает его и изолирует от кислорода. Чтобы привести в действие воздушно-пенный огнетушитель необходимо снять пломбу, выдернуть чеку, нажать на рычаг, направить насадку на очаг пожара и нажать на рычаг, а затем приступить к тушению пожара.

Ручной углекислотный огнетушитель ОУ-2 (ОУ-5, ОУ-8), применяемый на объектах народного хозяйства, предназначен для тушения загорания небольшого количества всех видов горючих и тлеющих материалов (кроме кинопленки на нитрооснове), а также электроустановок, находящихся под напряжением. В качестве огнетушащего средства в ОУ-2 применяется углекислый газ. Его огнетушащие свойства основаны на снижении концентрации кислорода в воздухе до такой величины, при которой горение прекращается, а также понижается температура зоны горения. Углекислый газ имеет ряд достоинств: он не портит соприкасающиеся с ним предметы, неэлектропроводен, не изменяет в процессе хранения своих качеств.

Недостатками углекислого газа явлются токсичность (при больших концентрациях в воздухе), поэтому углекислотный огнетушитель нельзя применять в малых помещениях. Зарядом в углекислотных огнетушителях служит жидкая углекислота, которая в момент приведения огнетушителя вдействие быстро испаряется, образуя твёрдую углекислоту («снег») и углекислый газ.

Огнетушитель углекислотный представляет собой стальной баллон, в горловину которого встроена рукоятка с раструбом (рис. 28).

У огнетушителя ОУ-2 раструб присоединён к корпусу шарнирно. Кроме того, огнетушитель имеет предохранительное устройство мембранного типа, которое автоматически разряжает баллон огнетушителя при повышении в нём давления сверх допустимого. Чтобы привести огнетушитель в действие, необходимо сорвать пломбу, выдернуть чеку, перевести раструб в горизонтальное положение и нажать на рычаг, а затем направить струю заряда на огонь. При работе углекислотного огнетушителя нельзя касаться раструба, так как температура его за счёт испарения жидкого углекислого газа понижается до –70 °С. При попадании пены в глаза их надо промыть чистой водой или 2 %-ным раствором борной кислоты.

Ручной порошковый огнетушитель ОП-5 (рис. 29) предназначен для тушения небольших загораний на мотоциклах, легковых и грузовых автомобилях, тракторах и других машинах. Огнетушитель эффективно работает при температуре от –50 до +50 °С.

 
 

Рис. 28. Углекислотный огнетушитель (ОУ-2)

Рис. 29. Порошковый огнетушитель со встроенным газовым источником давления (ОП-5)

Принцип действия огнетушителя ОП-5 заключается в следующем. При срабатывании запорно-пускового устройства прокалывается заглушка баллона с рабочим газом (азотно-углекислый газ). Газ по трубке подвода поступает в нижнюю часть корпуса огнетушителя и создаёт избыточное давление. Порошок вытесняется по сифонной трубке в шланг к стволу. Нажимая на курок ствола, можно подавать порошок порциями. Порошок, попадая на горящее вещество, изолирует его от кислорода воздуха.

Чтобы привести в действие огнетушитель ОП-5, необходимо сорвать пломбу, выдернуть чеку, поднять рычаг до отказа, направить ствол-насадку на очаг пожара, нажать на курок и через 5 секунд приступить к тушению пожара.

Проблема определения нужного количества первичных средств пожаротушения проста, но надо иметь в виду некоторые обстоятельства.

1. Комплектование технологического оборудования огнетушителями осуществляется согласно требованиям паспортов на это оборудование или соответствующим правилам пожарной безопасности.

2. Выбор типа и расчёт необходимого количества огнетушителей рекомендуется производить в зависимости от их огнетушащей способности, предельной площади помещений, класса пожара горючих веществ.

3. В общественных зданиях и сооружениях на каждом этаже должно размещаться не менее двух ручных огнетушителей.

4. При наличии нескольких небольших помещений одной категории пожарной опасности количество необходимых огнетушителей определяется с учётом суммарной площади этих помещений.

Правила пожарной безопасности рекомендуют для общественных зданий площадью 800 м2 использовать или четыре порошковых огнетушителя марки ОП-5, или два ОП-10, или четыре ОУ-2, или два ОУ-5. Предпочтительнее, на наш взгляд, использовать огнетушители ОП-5 как наиболее эффективные по защищаемым площадям с дополнительным размещением огнетушителей ОУ-2 (ОУ-5) в компьютерных классах, то есть там, где есть электроустановки под напряжением. Этот подход не противоречит рекомендациям Правил пожарной безопасности, а лишь усиливает их, исходя из особенностей учреждений образования.

Здания образовательных учреждений имеют различную пожарную устойчивость. При этом надо иметь в виду, что низкую пожароустойчивость имеют здания старой постройки с пустотами в деревянных строительных конструкциях перекрытий и межкомнатных перегородок, а также здания с открытыми лестницами. Наличие пустот в строительных конструкциях затрудняет обнаружение пожара автоматическими средствами и создаёт угрозу его скрытого распространения на другие площади.

Обычно в зданиях старой постройки имеются главные парадные лестницы открытого типа, что существенно снижает их пожарную безопасность. Они должны отделяться от примыкающих коридоров и других помещений противопожарными перегородками, так как всегда существует тяга воздуха (дыма) в сторону открытых лестничных клеток.

При пожаре продукты горения распространяются вдоль лестниц открытого типа на верхние этажи здания, затем, образуя зону задымления, спускаются вниз, заполняя поэтажные коридоры. По этой причине открытые лестницы на три и более этажей в расчёт эвакуации входить не могут. Более того, блокирование открытой лестницы опасными факторами пожара приводит к рассечению поэтажных коридоров и нарушает требование наличия двух эвакуационных выходов с каждого этажа. Поэтому следует дополнительно обсудить с органами государственной пожарной службы опасность каждого конкретного здания при различных вариантах возникновения пожара.

Результаты моделирования пожаров и оценка времени блокирования открытой лестницы опасными факторами пожара показывают, что:

– на 6-м и 5-м этажах оно составляет менее 200 секунд;

– на 4-м этаже около 300 секунд;

– на 3-м этаже около 500 секунд;

– на 2-м этаже около 800 секунд.

При этом установлено, что время блокирования путей эвакуации ОФП через открытые проёмы в коридорах и лестницах может составлять примерно от 3 до 6 минут, в зависимости от места расположения очага пожара и этажа, а расчётное время эвакуации – от 2 до 5 минут. Это значит, что в случае запаздывания сигналов системы обнаружения и оповещения людей о пожаре возникает реальная угроза жизни людей в зданиях с низкой пожарной устойчивостью. Поэтому необходимо ответственное отношение при принятии и выполнении организационно-технических мер в целях обеспечения безопасности людей, что особенно актуально для образовательных учреждений.

Профилактика пожарной безопасности в образовательных учреждениях

Из векового опыта борьбы с огнём определены следующие правила борьбы с пожарами:

1) применение мер, направленных прежде всего к предупреждению возникновения пожара, – мер пожарной профилактики,

2) если пожар уже возник, выполняются мероприятия для его локализации и полного прекращения (ликвидации) пожара – меры пожарной обороны.

Эти правила остаются обязательными и для борьбы с пожарами в образовательных учреждениях. Но в силу особенностей объекта для противопожарной защиты должны быть выработаны и продуманы специальные мероприятия и способы борьбы.

Для снижения пожарной опасности необходимы следующие меры:

– не разводить костры;

– не использовать открытый огонь;

– курить только в отведённых местах;

– не ставить автомобили ближе, чем в 15 метрах от здания, так как они могут мешать подъезду пожарной техники.

По окончании рабочего дня необходимо проводить осмотр помещения. При осмотре особо обращать внимание на то, чтобы:

– в помещениях производилась уборка;

– корзины для сбора мусора были пусты;

– все электроприборы обесточены (штепсельные вилки вынуты из электрических розеток);

– окна и форточки плотно закрыты;

– проходы и пространство у выходов из помещений свободны;

– электроосвещение отключено;

– входные двери закрыты на ключ;

– автоматическая сигнализация включена и исправна;

– первичные средства пожаротушения находились на специально отведённых для них местах и доступ к ним был свободен.

С целью предупреждения пожара в помещениях запрещается:

– пользоваться нагревательными электроприборами для отопления помещений;

– пользоваться электроприборами (электрочайниками, электрообогревателями и т. п.), потребляемая мощность которых превышает допустимую потребляемую мощность электросети;

– включать в электросеть одновременно несколько электроприборов, суммарная потребляемая мощность которых превышает допустимую;

– оставлять без присмотра по окончании рабочего дня любые электроприборы и устройства, находящиеся под напряжением;

– включать электроприборы без стандартных штепсельных подключающих устройств;

– пользоваться неисправными электрическими выключателями, электрическими розетками и штепсельными вилками (с разбитыми корпусами, обгоревшими и закопчёнными контактами, с незакреплёнными искрящими и нагревающимися в месте контакта проводами);

– производить монтаж и демонтаж электросетей без соблюдения требований Правил устройства электроустановок (эти работы должны выполняться специалистами, имеющими допуск к работе с устройствами, находящимися под напряжением);

– подключать к электросети неисправные электроприборы;

– использовать для защиты электрических сетей зданий и помещений некалиброванные плавкие вставки или автоматические выключатели, ток срабатывания которых превышает максимально допустимое значение для электросети;

– курить в рабочих кабинетах, учебных классах, туалетах, коридорах, производственных и складских помещениях, на лестницах, в учебных корпусах, на балконах общежитии (можно курить только в специально отведённой комнате);

– бросать на пол, в урны и мусоросборники непогашенные сигареты и спички;

– приносить, хранить и использовать горючие и легковоспламеняющиеся жидкости, огнеопасные предметы и материалы, горючие газы;

– хранить ёмкости с горючими, легковоспламеняющимися жидкостями, баллоны с горючими газами, горючие предметы на путях эвакуации (в коридорах, в лестничных клетках, в вестибюле, в тамбурах эвакуационных выходов), а также в подвалах, на чердаках, в технических помещениях (электрощитовых, вентиляционных камерах и т. п.);

– загромождать мебелью, материалами и оборудованием пути эвакуации (коридоры, лестничные клетки, вестибюли, тамбуры эвакуационных выходов из здания), доступ к первичным средствам пожаротушения, электрораспределительным щитам и отключающим устройствам;

– закрывать на труднооткрываемые запоры двери эвакуационных выходов в период нахождения людей в здании;

– использовать имеющиеся средства пожаротушения не по прямому назначению;

– закрывать двери эвакуационных выходов на запоры.

Ежегодно должен издаваться приказ руководителя образовательного учреждения, которым закрепляются лица, ответственные за противопожарную безопасность по каждому помещению. Именно эти лица (педагоги, сотрудники, электрик, сантехник, повар) каждый на своем месте следят за исправностью всех опасных приборов и механизмов, правильностью их хранения и эксплуатации, своевременно подают заявки на ремонт и устранение причин возможных аварий, загораний и иных происшествий.

Этим же приказом из хозяйственно-технического персонала образовательного учреждения создается пожарно-техническая комиссия, которая ежеквартально обследует все помещения с целью выявления отклонений от требований Правил пожарной безопасности. В случае выявленных нарушений и отклонений они немедленно устраняются, а при невозможности быстрого устранения комиссией или инспектором пожарной охраны составляется акт, который вместе с заявкой передается в соответствующий орган управления образованием.

В зданиях образовательного учреждения при одновременном пребывании на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара для каждого класса, аудитории, а также предусмотрена система оповещения о пожаре. При пребывании на этаже 50 и более человек в дополнение к схематическому плану разрабатывается инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой каждое полугодие проводятся практические тренировки. Имеющиеся образцы и типовые инструкции следует доработать с учетом особенностей конкретного здания и каждого помещения.

Все указанные документы утверждаются руководителем образовательного учреждения. Они необходимы для создания системы персональной ответственности и контроля. При этом следует проверить: реальны ли указанные маршруты для спасения, нет ли стен и решеток, установленных арендаторами, доступны ли дубликаты ключей от запасных выходов, очищены ли проходы от посторонних предметов.

Часть методической работы руководитель образовательного учреждения может поручить преподавателю БЖ (ОБЖ).

Важнейшее требование пожарной безопасности заключается в том, что ни один сотрудник образовательного учреждения (педагог, уборщица и др.) не должен приступать к работе, не уяснив своих действий в случае пожара или иной чрежвычайной ситуации, не разобравшись, где находятся средства спасения и пожаротушения и как ими пользоваться [181].

Для проведения мероприятий с массовыми скоплениями людей допускается использовать только помещения не менее чем двумя эвакуационными выходами, без решёток на окнах. Ответственные за мероприятие обязаны не допускать заполнения помещений людьми сверх установленной нормы. При проведении мероприятий должно быть организовано дежурство на сцене и в помещениях для зрителей ответственных лиц, членов добровольной пожарной дружины или работников пожарной охраны предприятия.

В образовательном учреждении необходимо использовать следующие знаки безопасности.

Знаки пожарной безопасности (квадрат или прямоугольник красного цвета): «Направляющая стрелка», «Пожарный кран», «Пожарная лестница», «Огнетушитель», «Телефон для пользования при пожаре», «Пожарный водоисточник», «Пожарный сухотруб», «Пожарный гидрант», «Кнопка включения установок пожарной автоматики», «Звуковой оповещатель».

    Огнетушитель    

Запрещающие знаки (круг с поперечной полосой красного цвета): «Запрещается курить», «Запрещается пользоваться открытым огнем», «Запрещается тушить водой», «Запрещается загромождать проходы».

Предупреждающие знаки (жёлтый треугольник): «Пожароопасно. Легковоспламеняющиеся вещества», «Взрывоопасно», «Пожароопасно. Окислитель».

Эвакуационные знаки, которые устанавливаются в положениях, соответствующих направлению движения к эвакуационному выходу (квадрат или прямоугольник зелёного цвета). Из-за отсутствия данных знаков человек может не найти эвакуационный выход, что может привести к печальным последствиям.

Все образовательные учреждения подлежат автоматической противопожарной защите: оснащение установками автоматической пожарной сигнализации, автоматического пожаротушения, дымоудаления.

Для предотвращения воздействия на людей опасных и вредных факторов пожара, а также организованного движения людей при эвакуации, выносе материальных ценностей в зданиях предусматриваются эвакуационные пути и выходы. Для каждого этажа издания составляется план эвакуации людей и материальных ценностей. Количество эвакуационных выходов из зданий, помещений и с каждого этажа зданий принимается по расчёту, но обычно должно быть не менее двух.

При составлении плана эвакуации принимается во внимание необходимое время эвакуации, категория производства и объём помещения. Требования к устройству путей эвакуации и эвакуационных выходов из зданий и помещений изложены в соответствующих СНиПах. После утверждения плана эвакуации нужно практически его отработать по подаче команд, вызову пожарных подразделений, оповещению о пожаре, открыванию выходов и выводу людей из помещений.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 2

Исход любого пожара во многом зависит от того, насколько своевременно была вызвана пожарная помощь и приняты меры по эвакуации людей, от готовности всего обслуживающего персонала к действию по тушению пожара. Поэтому каждый учитель, воспитатель должен хорошо знать и чётко выполнять свои обязанности при возникновении пожара.

В практике не единичны случаи, когда пожар в первоначальной стадии бывает никем не замечен, огонь распространяется на большие площади и тогда справиться с ним нелегко. Но бывает и так, что признаки горения или даже небольшой очаг пожара, то есть пожар в начальной стадии его возникновения, обнаружены, но пожарную помощь не вызывают, а пытаются справиться своими силами при помощи первичных средств пожаротушения, что не всегда удается, и пожар принимает большие размеры.

Нередко пожарную помощь вызывают со значительным опозданием, затрачивая дорогое время на выяснение причины задымления или места возникновения пожара. Подобные действия приводят к трагическим последствиям. Следует помнить, что огонь в помещениях здания распространяется во все стороны со скоростью около 1 метра в минуту. Поэтому промедление в 10 минут может привести к распространению пожара на площади свыше 300 м2.

Во всех случаях, независимо от размера пожара или загорания и даже при обнаружении хотя бы признаков горения (дыма, запаха горения резиновой изоляции проводов), следует немедленно вызвать пожарную помощь, для чего подать сигнал тревоги для добровольной пожарной дружины (при отсутствии её – позвонить в соседнюю дружину) и обязательно сообщить в ближайшую пожарную часть.

При вызове пожарной помощи по телефону необходимо чётко назвать адрес учреждения, по возможности – место возникновения пожара, что горит и чему пожар угрожает (имеется в виду, какая угроза создаётся людям), а также сообщить свою фамилию.

Вызвать пожарную охрану необходимо даже в том случае, когда пожар потушен своими силами, так как огонь может остаться незамеченным в скрытых местах (в пустотах деревянных перегородок, под полом и т. п.) и через некоторое время может разгореться вновь в ещё больших размерах. Поэтому место пожара должно быть обязательно осмотрено специалистами пожарной охраны, которые подтвердят, что пожар действительно полностью ликвидирован.

После вызова пожарной помощи обеспечивается встреча пожарного подразделения. Для встречи пожарной части выделяется специальное лицоиз персонала учреждения. Встречающий должен чётко проинформировать пожарных о сложившейся обстановке (все ли учащиеся и взрослые эвакуированы из горящего здания, если нет, то и о степени угрозы учащимся и взрослым, сколько их осталось в здании, где они находятся, на каком этаже и в каких помещениях, как в эти помещения быстрее проникнуть). К моменту прибытия пожарной помощи желательно найти копию плана эвакуации или поэтажный план здания и передать руководителю пожарного подразделения.

Кроме того, следует сказать, какие помещения охвачены огнём и куда огонь распространяется, а также о местах размещения наиболее ценного имущества, которое необходимо эвакуировать в первую очередь.

Одновременно с вызовом пожарной помощи необходимо без промедления приступить к подготовке, а в случае прямой угрозы – к непосредственной эвакуации людей из помещения.

При возникновении пожара в деревянном здании, где находятся учащиеся, эвакуация должна производиться немедленно из всего здания, независимо от места и размера пожара, в соответствии с заранее разработанным планом и особенностями развития пожара. Делать это нужно быстро и спокойно, принимая все меры для предотвращения паники.

Надо чётко и громко объявить учащимся: «Намочить шарфы и платки для защиты глаз и органов дыхания, одеться (от огня и от холода), приготовиться покинуть опасную зону!» Объявите порядок движения и начинайте покидать здание. Правильная и чёткая команда даст положительный психологический настрой, ускорит правильные действия и предотвратит панику.

Все должны выполнять подаваемые команды. Кто-то из персонала образовательного учреждения должен принять руководство на себя и осуществлять его до появления более подготовленного специалиста или пожарного, который прямо заявит, что берёт дальнейшее руководство вашими действиями на себя.

При этом необходимо учесть, что порядок вывода учащихся намечается в зависимости от места возникновения пожара и расположения выхода. В первую очередь эвакуация проводится из помещения, где в условиях возникшего пожара находиться опасно для жизни, а также из верхних этажей, причем первыми выводятся дети младших возрастов. При эвакуации нельзя допускать возникновения паники.

Во время эвакуации нужно призывать к спокойствию. Все эвакуированные должны находиться под неослабным надзором. Для эвакуации надо использовать все выходы, в том числе не забывать о запасных, которыми в обычнее время редко пользуются.

При сигнале об эвакуации из помещений люди не знают о возможных вредных факторах - малом содержании кислорода в воздухе помещений, по которым надо идти к выходу, наличии в воздухе вредных продуктов сгорания, особенно окиси углерода СО, и т.д. Поэтому для снижения вреда здоровью лучше задержать дыхание при движении по ним и не говорить, чтобы не потерять сознание и избежать отравлений и ожогов.

В первую очередь для эвакуации из верхних этажей необходимо использовать лестничные клетки. Если лестница задымлена, надо быстро раскрыть или выбить стекла в окнах, находящихся на лестничной клетке, и дать приток свежему воздуху, а двери помещений, откуда проникает на лестницу дым, плотно закрыть.

Если на внутренние лестницы проникает пламя, или они уже охвачены огнём, илиочень задымлены, то необходимо спасать учащихся через боковые окна и балконы с помощью стационарных и приставных лестниц. При этом следует плотно закрыть все неиспользованные для эвакуации балконные двери и окна, чтобы в помещение не проникал воздух, усиливающий огонь и направляющий дым в это помещение. Двери, ведущие в соседние помещения и коридор из помещения, где находятся учащиеся, во избежание проникновения дыма рекомендуется плотно закрыть, а щели в притворе и снизу двери заткнуть подручным материалом (шторы и т. п.), предварительно смочив их в воде.

Из задымлённого помещения надо двигаться, пригнувшисьилиползком, и держать голову ближе к полу, так как дым поднимается вверх, а внизу дыма меньше и легче дышать. Входя в сильно задымлённое помещение, необходимо придерживаться стен и запоминать предметы по пути движения. Ориентироваться в задымлённом помещении помогают направление настила досок и паркета пола, расположение окон, дверей и т. п.

По окончании эвакуации необходимо убедиться, все ли учащиеся удалены из горящих и находящихся под угрозой огня помещений. Для этого нужно тщательно осмотреть все помещения, и особенно задымлённые, помня о том, что дети от испуга часто прячутся в укромные места (тёмные углы, под столы, в шкафы, за шкафами и т. п.).

Лица, ответственные за эвакуацию, должны лично убедиться в наличии полного состава каждой эвакуированной группы путём переклички по списку, тем самым выяснив, все ли люди спасены. Около выведенных из зданий учащихся должен неотлучно находиться руководитель или учитель. Необходимо позаботиться о том, чтобы быстрее удалить учащихся от горящего здания в безопасное место, в установленный и заранее определённый пункт сбора. Это может быть клуб, столовая, административное здание, общежитие обслуживавшего персонала и т. п.

Во всех случаях при тушении пожара необходимо действовать быстро, использовать для этого имеющиеся первичные средства пожаротушения, строго соблюдать правила техники безопасности.

К моменту прибытия пожарной команды желательно найти копию плана эвакуации или поэтажный план здания и передать его руководителю пожарного подразделения.

Кроме того, следует сказать, какие помещения охвачены огнём и куда огонь распространяется, а также о местах размещения наиболее ценного имущества, которое необходимо эвакуировать в первую очередь.

Порядок эвакуации образец

Кабинеты Выход из школы
1-й этаж
№ 1, 2, 3, 4, 5, 6 Кабинет обслуживающего труда Мастерские Спортивный зал Актовый зал Через основной выход Через запасной выход Через свой запасной выход Через свой запасной выход Через свой запасной выход
2-й этаж
№ 12, 13, 14 № 11, 12, 15, 16 Блок шестилеток Через запасной выход Через основной выход Через запасной выход
3-й этаж
№ 22, 23, 24 № 27, 28, 29 № 18, 19, 20, 25, 26 Кабинет информатики Кабинет иностранного языка Через запасной выход Через запасной выход Через основной выход Через основной выход Через основной выход

Действия постоянного состава образец

№ п/п Ответственный Действия
  Фамилия, имя, отчество Вызывают пожарную команду по телефону 01 и дают сигнал к эвакуации
Фамилия, имя, отчество Встречают пожарную команду, докладывают о причинах возгорания и проведенной эвакуации
Классные руководители, учителя-предметники Эвакуируют учащихся из образовательного учреждения, проводят перекличку по классным журналам и докладывают директору образовательного учреждения (дежурному администратору)
Ответственные по этажам: 1-й этаж – … 2-й этаж – … Ликвидируют очаги возгорания с помощью огнетушителей и подручных средств. Отключают электропитание бразовательного учреждения (дежурный техник)
1-й этаж – … 2-й этаж – … Дублирует открытие запасных выходов и отключение электропитания в здании

Действия технических работников (образец)

№ п/п Ответственный Действия
Фамилия, имя, отчество Вызывают пожарную команду по телефону 01 и дают сигнал к эвакуации (включают звонок)
1-й этаж – … Открывают запасные выходы на 1-м этаже (левое и правое крыло)
2-й этаж – …   Дублирует открытие запасного выхода на 2-м этаже
3-й этаж – … Дублирует открытие запасных выходов на 3-м этаже

Алгоритм действий при экстренной эвакуации учащихся из кабинетов образовательного учреждения во время уроков

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 3

Нормативных документов Российской Федерации, регламентирующих номенклатуру и технические характеристики различных средств пожаротушения и огнетушащих веществ, в настоящее время довольно много, например [41, 58, 123-129, 224].

Первичные средства пожаротушения используют для ликвидации загораний и небольших пожаров. Их обычно применяют до прибытия пожарной команды.

К первичным средствам пожаротушения относятся передвижные и ручные огнетушители, переносные огнегасительные установки, внутренние пожарные краны, ящики с песком, асбестовые покрывала, противопожарные щиты с набором инвентаря и другие.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 4

В практике тушения пожаров наибольшее распространение получили следующие принципы прекращения горения:

1) изоляция очага горения от воздуха или снижение концентрации кислорода путем разбавления воздуха негорючими газами;

2) охлаждение очага горения ниже определенных температур;

3) интенсивное торможение (ингибирование) скорости химической реакции в пламени;

4) механический срыв пламени струёй газа или воды.

Вещества, которые создают условия для прекращения горения, называют огнегасительными (огнегасящими). Они должны быть дёшевы и безопасны в эксплуатации и не наносить вреда материалам и объектам.

Огнегасительные средства по главному (доминирующему) принципу прекращения горения подразделяются на четыре группы: охлаждающего, изолирующего, разбавляющего и ингибрирующего действия.

Средства охлаждающего действия: вода, раствор воды со смачивателем, твёрдый диоксид углерода (углекислота в снегообразном виде), водяные растворы солей.

Средства изолирующего действия: огнетушащие пены (химичес-кая, воздушно-механическая), огнетушащие порошковые составы, негорючие сыпучие вещества (песок, земля, шлаки, флюсы, графит), листовые материалы (покрывала, щиты).

Средства разбавляющего действия: инертные газы (диоксид углерода, азот, аргон), дымовые газы, водяной пар, тонкораспылённая вода, газо-водяные смеси, продукты взрыва взрывчатых веществ.

Средства ингибирующего действия (для химического торможения реакции горения): галоидоуглеводороды (бромистый этил, хладоны), составы на основе галоидоуглеводородов, водобромэтиловые растворы (эмульсии), огнетушащие порошковые составы.

По физико-химическим свойствам огнегасящие вещества делят на 5 классов: растворы, эмульсии, пены, суспензии и твёрдые вещества. Они позволяют: 1 - снизить температуру в зоне горения для его прекращения; 2 - изолировать горючий материал от кислорода слоем не поддерживающих горение газов; 3 - создать на поверхности горения твёрдую или жидкую несгораемую плёнку; 4 - образовать с горючим материалом прочные химические соединения; 5 - прервать реакции горения в пламени. Все огнегасящие средства оценивают по сравнению с водой.

К основным огнетушащим веществам относятся:

– вода и её растворы;

– химические и воздушно-механические пены;

– газы.

Вода и её растворы получила наибольшее применение из-за доступности, дешевизны и эффективности при доминирующем принципе охлаждения для прекращения горения. Но необходимо иметь в виду, что нельзя: а) тушить водой электроустановки под напряжением; б) применять воду при тушении горящих нефтепродуктов; в) использовать воду при тушении химических веществ, вступающих с ней в реакции.

Однако вода обладает высоким поверхностным натяжением, поэтому плохо смачивает твёрдые вещества, особенно волокнистые. Это свойство воды должно быть учтено при использовании на пожаре в образовательных учреждениях внутреннего пожарного водопровода. Для снижения недостат­ков воды как основного огнетушащего средства в неё добавляют различные присадки.

Воду применяют и для создания водяных завес и охлаждения объектов, находящихся вблизи очага пожара. Тонкораспылённая вода хорошо тушит твёрдые материалы, горючие и легковоспламеняющиеся жидкости.

Вода - наиболее распространённое огнетушащее вещество, которое снижает температуру очага горения. При нагреве до 100 °С одного литра воды поглощается приблизительно 4•105Дж теплоты, а при испарении – 22•105Дж. Водяной пар (из 1 литра воды образуется около 1700 л пара) препятствует доступу кислорода к горящему веществу. Вода, подаваемая к очагу горения под большим давлением, в виде компактных, распылённых и тонкораспылённых струй, механически сбивает пламя.

Вода со смачивателем обладает хорошей проникающей способностью, за счёт чего достигается наибольший эффект при тушении пожаров, особенно при горении волокнистых материалов, торфа, сажи. Водные растворы смачивателей позволяют уменьшить расход воды на 30 - 50 %, а также длительность тушения пожара.

Однако необходимо иметь в виду, что вода как огнетушащее средство имеет ряд свойств, которые ограничивают её применение. Например, воду нельзя применять для тушения следующих пожаров:

- электроустановок и аппаратов, находящихся под напряжением, так как это может привести к короткому замыканию аппаратуры и поражению людей электрическим током;

- металлического натрия, калия, магния, поскольку при этом происходит разложение воды с образованием взрывоопасной смеси.

Применение воды может нанести значительный ущерб, если при тушении пожара используют слишком много пожарных стволов. При пожарах на чердаках или на верхних этажах зданий вода может промочить расположенные ниже перекрытия и перегородки, а задерживаясь на водонепроницаемых участках, создаёт дополнительную нагрузку на конструкции перекрытий, что иногда вызывает их обрушение.

Твёрдый диоксид углерода (углекислота в снегообразном виде) получил широкое применение как огнетушащее средство для зарядки углекислотных огнетушителей. Углекислота, находящаяся в жидком состоянии, хранится под давлением и при переходе в газообразную фазу превращается в снегообразную кристаллическую массу. Углекислота - инертный газ без цвета и запаха, в 1,5 раза тяжелее воздуха. 1 кг жидкой углекислоты при переходе в газообразную фазу образует 500 литров газа. Эти свойства углекислоты обеспечивают прекращение горения не только за счёт охлаждения, но и за счёт разбавления и изоляции горящих веществ. Углекислоту можно применять при тушении горящих электроустановок, компьютеров, автомашин, для тушения пожаров в архивах, библиотеках, музеях, на выставках, в конструкторских бюро и т.д. Но её нельзя использовать для тушения загоревшихся магния и его сплавов, металлического натрия и калия, так как при этом происходит разложение углекислоты с выделением атомарного кислорода.

Пенабывает низкой кратности (от 4 до 20), средней (от 21 до 200) и высокой (более 200). Она изолирует горящую поверхность от доступа воздуха, не пропускает на поверхность жидкости теплоту от пламени, мешает выходу паров жидкости и за счет этого прекращает горение.

Химическая пена образуется в пеногенераторах при смешивании пеногенераторных порошков и в огнетушителях при взаимодействии щелочного и кислотного растворов. Она состоит из углекислого газа (80 %), воды (19,7 %) и пенообразующего вещества (0,3 %), обладает высокой стойкостью и эффективностью при тушении многих пожаров. Но из-за высокой электропроводности и химической активности такую пену нельзя применять для тушения электро- и радиоустановок, электронной техники, двигателей разного назначения и других устройств.

Воздушно-механическая пенаобразуется при смешивании в пен-ных стволах и генераторах водного раствора пенообразователя с возду-хом. Она имеет необходимую стойкость, дисперсность, вязкость, охлаждающие и изолирующие свойства, которые позволяют применять её для тушения твёрдых материалов, жидких веществ и осуществления защитных действий при тушении пожаров по поверхности и объёмного заполнения горящих помещений (пеной средней и высокой кратности).

Огнетушащие порошковые составы (ОПС) являются универсальными и эффективными средствами тушения пожаров при сравнительно малых удельных расходах. ОПС применяют для тушения горючих материалов и веществ любого агрегатного состояния, электроустановок под напряжением, металлов (в том числе металлоорганических и других пирофорных соединений, не поддающихся тушению водой и пенами), а также пожаров при значительных минусовых температурах. ОПС подразделяются на две основные группы: 1 – общего назначения, способные создавать огнетушащее облако, - для тушения большинства пожаров; 2 – специальные, создающие на поверхности материалов слой, предотвращающий доступ кислорода воздуха, - для тушения металлов и металлоорганических соединений. Основной недостаток ОПС – их склонность к слёживанию и комкованию. Из-за большой дисперсности ОПС образуют значительное количество пыли, что требует работать в специальной одежде и с индивидуальными средствами защиты органов дыхания и зрения.

Тонкораспылённая вода (размер капель менее 100 мк) получается

с помощью специальной аппаратуры: стволов-распылителей и гидротрансформаторов, работающих при высоком напоре 20-30 атмосфер. Струи воды имеют небольшую ударную силу и дальность полёта, но орошают значительную поверхность, обладают повышенным охлаждающим эффектом и хорошо разбавляют горючую среду. Они позволяют не увлажнять излишне материалы при их тушении и способствуют быстрому снижению температуры.

Галоидоуглеводороды и составы на их основе эффективно подавляют горение газообразных, жидких, твёрдых горючих веществ и материалов при любых видах пожаров. По эффективности они лучше инертных газов в 10 и более раз. Галоидоуглеводороды и составы на их основе – это летучие соединения, представляющие собой газы или легкоиспаряющиеся жидкости, плохо растворяющиесяся в воде, но хорошо смешивающиеся со многими органическими веществами. Они имеют хорошую смачивающую способность, не электропроводны, имеют высокую плотность в жидком и газообразном состоянии, что обеспечивает образование струи, проникновение в пламя и удержание паров около очага горения.

Эти огнетушащие вещества можно применять для поверхностного, объёмного и локального тушения пожаров. Они эффективны: 1 – при ликвидации горения волокнистых материалов, электроустановок и оборудования, находящихся под напряжением; 2 – для защиты от пожаров транспортных средств, вычислительных центров, особо опасных цехов химических предприятий, окрасочных камер, сушилок, складов с горючими жидкостями, архивов, музейных залов, других объектов особой ценности, повышенной пожаро- и взрывоопасности. Галоидоуглеводороды и составы на их основе можно применять при любых отрицательных температурах.

Недостатки этих огнетушащих средств: 1 - коррозионная активность; 2 - токсичность; 3 - их нельзя применять для тушения материалов, содержащих в своём составе кислород, а также металлов, некоторых гидридов металлов и многих металлоорганических соединений.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 5

Анализ пожаров показывает, что они бывают в основном по двум причинам: из-за нарушения правил при пользовании электробытовых приборов и скрытых неисправностей этих приборов или электросетей.

Современный телевизор работает при напряжении 220 В, а в его деталях и конструктивных элементах - до 40% горючих материалов. При аварийном режиме работы в электросети может произойти их нагрев до температуры воспламенения с выделением через 7-10 минут с момента возгорания токсичных газов в опасном для жизни количестве.

Пожарная опасность мобильного телефона – в подключении его к электрической сети 220 В и в наличии в нём сгораемых материалов. Возгорание телефона может произойти при его зарядке, так как его корпус и корпус зарядного устройства нагреваются при плохом отводе теплоты от поверхности, на которой он лежит (часто она бывает горючей).

Компьютер также может вызвать пожар, так как он непосредственно

контактирует с поверхностями из горючих материалов (например, столешницей компьютерного стола).

Самые пожароопасные элементы компьютера – процессор или блок питания, которые могут сильно нагреться как из-за сбоев или неполадок при работе самого компьютера, так и из-за аварийного режима работы в электрической сети (в первую очередь – из-за короткого замыкания или перенапряжения). При чрезмерном нагреве блок питания может нагреть столешницу до воспламенения. Особенно опасно размещать компьютер вблизи мягкой мебели, которая может при горении выделять много ядовитых газов.

У включённой электрической плитки нагрев спирали достигает 600-700 °С, а основания плитки - 250-300 °С. При такой температуре стол, стул или пол, на котором поставлена плитка, могут воспламениться.

Водонагревательные приборы через 15-20 минут после выкипания

воды вызывают загорание почти любой сгораемой опорной поверхности, а при испытании электрических чайников с нагревательными элементами мощностью 600 Вт воспламенение основания происходит через 3 минуты после выкипания воды.

Пожароопасны и осветительные лампы накаливания, в которых температура поверхности стеклянной колбы может достигать 550 °С. Опасен сильный нагрев цоколя лампы и патрона из-за их плохого контакта или вворачивания в него лампы большой мощности, что ведёт к пересыханию изоляции проводов, потере ими изоляционных свойств и к короткому замыканию при включении лампы. Люминесцентные лампы пожаробезопаснее благодаря температуре поверхности до 40-50 °С.

Для предотвращения пожара надо соблюдать следующие правила:

- не использовать электроприборы кустарного производства;

- устанавливать обогреватели вдали от мебели, занавесок и т.д.;

- не включать в одну розетку сразу несколько электроприборов;

- не оставлять включённые электрические приборы без присмотра.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

studopedia.ru

Первичные средства пожаротушения

Огнетушители, внутренние пожарные краны, пожарные щиты с инвентарем и ящиками с песком относятся к первичным средствам пожаротушения. Использование этих средств для тушения пожара допускается только при знании и соблюдении инструкций по пожарной безопасности.

Порошковый или углекислотный огнетушитель, объемом около 3 л. Поможет справиться с открытым пламенем и с возгоранием электроприборов, находящихся под напряжением.

Пожарные краны предназначены для тушения пожара и загораний в начальной стадии возникновения, а также для тушения развившихся пожаров как вспомогательное средство в дополнение к струям, подаваемым от пожарных машин. Размещается в специальном шкафчике, оборудуется стволом, рукавом, соединенным с краном.

Вода — наиболее распространенное средство для тушения огня. Огнетушащие свойства ее заключаются главным образом в способности охладить горящий предмет, снизить температуру пламени. Будучи поданной на очаг горения сверху, неиспарившаяся часть воды смачивает и охлаждает поверхность горящего предмета и, стекая вниз, затрудняет загорание его остальных, неохваченных огнем частей.

Пищевая сода входит в состав порошка, применяемого в порошковых системах пожаротушения. Она оттесняет кислород от очага горения выделяемым углекислым газом. Стиральный порошок и соль изолируют возгорание от кислорода, тем самым способствуя его затуханию.

Песок и земля с успехом применяются для тушения небольших очагов горения, в том числе проливов горючих жидкостей (керосин, бензин, масла, смолы и др.). Потушить возгорание дома можно используя грунт из цветочного горшка, особенно если он влажный.

Плотная несинтетическая ткань действует также как кошма. Наброшенная на возгорание она локализует горения в начальной стадии пожара, путем перекрывания доступа кислорода.

Чем быстрее обнаружено и потушено начавшееся возгорание, тем больше шансов предотвратить серьезные последствия пожара. С небольшим возгоранием в начальной стадии можно справиться с помощью стакана воды, лимонада, сока. Для выхода из критической ситуации важно заранее продумать свои действия, знать какими из подручных средств Вы можете воспользоваться для тушения пожара. 

Смотрите видео: Первичные средства пожаротушения.

  • Вода с давних пор применяется для тушения пожаров. Она доступна и недорога. Когда вода попадает на горящий предмет, она охлаждает его, а образовавшийся пар препятствует попаданию кислорода к очагу горения. Но необходимо помнить что водой нельзя тушить электроприборы под напряжением. Приступать к тушению водой можно только полностью обесточив приборы. Так же нельзя тушить водой горящие легковоспламеняющиеся жидкости так как их плотность меньше плотности воды. Бензин, масла, керосин всплывают на поверхность воды и продолжая гореть растекаются увеличивая площадь возгорания. А разлетающиеся горящие брызги могут нанести Вам серьезные ожоги.
  • Сода входящая в состав заряда порошковых огнетушителей есть почти в каждой кухне. При попадании в огонь она выделяет углекислый газ, вытесняя кислород от места возгорания. Содой можно тушить находящиеся под напряжением электроприборы.
  • Поваренная соль и стиральный порошок при попадании на горящий предмет помогут изолировать его от попадания кислорода помогая потушить возгорание.
  • Земля из цветочных горшков справится с небольшим возгоранием в квартире.  Песок и землю часто применяют для тушения возгораний пролившихся ЛВЖ, поэтому ящики с песком обязательны при оборудовании АЗС и гаражных кооперативов.
  • Плотная ткань, несинтетический плед при набрасывании на огонь перекроет доступ кислорода к очагу возгорания и поможет его потушить. Если загорелась одежда на человеке, то накрыв его тканью можно сбить пламя. Следует помнить что в таких случаях не следует накрывать человека тканью с головой.

К первичным средствам пожарной безопасности относят огнетушители, внутренние пожарные краны, пожарные щиты с инвентарем и ящиками с песком. Использование первичных средств пожаротушения допускается только при знании и соблюдении инструкций по пожарной безопасности.

Особенности применения огнетушителей при тушении возгораний

Для эффективного использования огнетушителей  необходимо не только соблюдать требования инструкции для данного типа огнетушителя но и трезво оценить обстановку для конкретного типа пожара. Заранее изучите инструкцию к огнетушителю. Виды огнетушителей определяются исходя из мест  их установки и типов материалов и веществ, которые могут подвергаться возгоранию. 

Подходить к очагу возгорания следует так, чтобы не попасть под воздействие огня и дыма. При ветреной погоде необходимо подходить с наветренной стороны. 

Струю огнетушащего вещества из огнетушителя необходимо направить не на языки пламени, а на горящее вещество.

Когда очаг пожара расположен в труднодоступном месте, необходимо направить струю из огнетушителя так, чтобы она не рассекалась о препятствия. Оценив ситуацию можно использовать нависающую стену или толстую трубу в качестве «экрана», позволяющего распылить огнетушащее вещество по всей площади очага возгорания.

Если очаг возгорания имеет большую площадь и имеется несколько огнетушителей, то при наличии нужного количества людей эффективнее использовать сразу несколько огнетушителей, а не использовать их по очереди.

Следует помнить, что при пламя может разгореться повторно. Необходимо тушить очаг до полного прекращения тления.

После использования все огнетушители подлежат замене или перезарядке.

Пожарный кран

Внутренние пожарные краны устанавливают в жилых, производственных, административных зданиях. Необходимо следить за их сохранностью, так как от этого часто зависят жизни людей. Комплектацию пожарного крана нередко разворовывают охотники за цветным металлом, подростки.

Пожарные краны используют не только для тушения возгораний на ранней стадии развития, но в дополнение к струям воды, подаваемым от машин пожарных бригад.

В состав пожарного крана, находящегося в шкафу входят вентиль, подключенный к нему пожарный рукав и пожарный ствол.

При возникновении пожара необходимо сорвать пломбу или достать ключ из окошка на дверце, открыть шкаф, раскатать рукав. Проверить соединение крана с рукавом и стволом и затем открыть вентиль, повернув его против часовой стрелки до упора.

Для удобства пользования пожарным краном рекомендуется действовать вдвоем. Один открывает дверцу шкафа. Второй взяв ствол в левую руку, а правой придерживая пожарный рукав бежит к очагу пожара. После прокладки рукава первый человек открывает пожарный кран и включает кнопку насоса (если она имеется), пуская воду к очагу пожара.

 Работая со стволом необходимо занять позицию позволяющую видеть очаг возгорания. Следует наступать навстречу распространению огня. Струю воды направляют в очаг пожара. Горящие вертикальные поверхности тушат сверху вниз.

Если пожарным краном будет работать один человек, то сначала необходимо проложить рукав до места возгорания, затем вернуться к крану и открыть его. Затем быстро вернуться к очагу возгорания и начать тушение.

Пожарные краны подлежат техническому осмотру непосредственно перед приемкой и не реже, чем 1 раз в год  проверяются на работоспособность пуском воды. Результат проверки вписывается в журнал.

Пожарный щит

На пожарном щите размещаются первичные средства пожаротушения и инвентарь. Так же как и пожарные шкафы их необходимо защищать от разворовывания. Запрещается брать инвентарь с пожарного щита для использования не по назначению.

Стандартная комплектация пожарного щита включает лом, лопату, багор, два конусных ведра и  два огнетушителя.

Пожарный багор и лом используются при тушении пожаров для разборки кровель, стен, стропил, перегородок и других частей зданий, а так же для растаскивания горящих материалов из очага возгорания.

Пожарная лопата применяется для тушения или локализации  слабых низовых пожаров путем засыпания очага возгорания грунтом или песком, а также для расчистки мест пожара и перетаскивания горящих материалов.

Ведро пожарное конусное предназначено для доставки вручную воды или песка к месту возгорания. 

Полотно противопожарное (кошма) предназначено для локализации возгораний в начальной стадии, путем перекрытия доступа кислорода. Обернув полотно вокруг пострадавшего, обеспечивает тушение тела и одежды человека. Обеспечивает горючие конструкции и оборудование при проведении огневых работ. Аккуратно сложенные полотнища стеклоткани упаковываются в контейнер красного или другого цвета. Контейнеры вешаются на пожарном щите. Кошма быстро приводится в рабочее состояние, для чего необходимо открыть клапан в нижней части контейнера и за две пришитые ручки вытянуть и раскрыть полотнище.

Рядом с пожарным щитом устанавливается ящик с песком.

Пожарные щиты должны размещаться в производственных и складских помещениях, не оборудованных внутренним противопожарным водопроводом и автоматическими установками пожаротушения. Гаражный кооператив, автомобильные стоянки и садовые товарищества также необходимо оборудовать пожарным щитом.

red-fire.ru


Смотрите также

Содержание, карта сайта.