studref.com

Масла и система смазки автомобиля

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Содержание

Введение

1. Масла

2. Основная часть масла

2.1 Система смазывания

2.2 Масляный насос

2.3 Фильтр очистки масла

2.4 Масляный радиатор

2.5 Маслопроводы

2.6 Вентиляция картера

3. Ремонт и техническое обслуживание смазочной системы

3.1 Неисправности смазочной системы

4. Требования безопасности при ТО и обслуживании системы смазки

5. Меры пожарной безопасности

6. Меры электробезопасности при ТО и ремонте автомобилей

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Детали кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов перемещаются относительно друг друга. Этому перемещению препятствует сила трения, величина которой зависит от относительной скорости перемещения, удельного давления деталей одной на другую и от точности обработки трущихся поверхностей.

Трение деталей между собой вызывает их износ и нагрев, причем нагрев может быть настолько большим, что зазоры между деталями уменьшается настолько, что деталь может заклиниться. То мимо этого, для преодоления сил трения бесполезно затрачивается часть мощности двигателя.

Из всего сказанного следует, что для создания новейших условий работы перемещающихся деталей автомобиля необходимо максимально уменьшить силу трения.

Уменьшить силу трения можно подбором соприкасающихся деталей, улучшением качества обработки их поверхностей, применением шариковых или роликовых подшипников и др. Одним из наиболее эффективных способов уменьшения трения является ввод слоя смазки между трущимися поверхностями. Смазка, прилипая к поверхности, создает на ней прочную пленку, которая, разделяя детали, заменяет сухое трение между ними трением частиц смазки между собой.

За счет того, что в работающем двигателе масло беспрерывно циркулирует, создаются условия для охлаждения трущихся деталей и уносятся твердые частицы, образовавшиеся в результате износа деталей. Детали, смазываемые маслом, меньше подвижны действию коррозии, а зазоры между ними значительно уплотняются.

Работа отдельных сопряженных деталей двигателя автомобиля протекает не в одинаковых температурных условиях, скоростью перемещения и давлении, поэтому для различных механизмов автомобиля применяют различные смазочные материалы.

1. Масла

Масла применяемые для смазки двигателей, добывают из остатков перегони нефти. Мазут перегорают в специальных установках и получают так называемые дистиллетные масла.

Дистиллитные масла после перегони создает целый ряд вредных примесей, от которых их очищают либо при помощи кислот (кислотная очистка), либо при помощи растворителей (селентивная очистка).

В зависимости от способа очистки масел их маркировка бывает либо«АК» либо «АС». В это маркировки буква А обозначает, что масло автомобильное, а буква К (кислотная) или С (селентивная) очистку. Дизельное масло имеет маркировку Д. в новой маркировке масел имеется буква М. например М-6Б, здесь буква М указывает, что масло моторное, цифра - вязкость масла, а буква после цифры - наличие присадки в условиях эксплуатации. Масла для карбюраторных двигателей имеют в маркировке буквы А, Б,Ю В, где буква А указывает, что масло без присадки и его нужно применять для легких условий эксплуатации, буква Б - масло с присадкой для средних условий эксплуатации, буква Б - масло с присадкой для тяжелых условий эксплуатации. Масла для дизельных двигателей имеют после цифры буквы В, Т, Д, где В - с парисадкой для легких условий эксплуатации, Т - с присадкой для средних условий эксплуатации и Д - с присадкой для тяжелых условий эксплуатации.

К маслам, применяемым для смазки деталей двигателей, предъявляются определенные требования: масло должно быть чистым, т.е. не должен содержать механических примесей, которые могут увеличить износ трущихся деталей; масло не должно содержать воды, которая может замерзнуть при низких температурах и разрушить каналы системы смазки двигателя; масло не должно содержать кислот и щелочей, которые вызывают коррозию деталей.

Помимо этого, масло должно обладать определенной вязкостью, стабильностью и температурой застывания.

Под вязкостью масла понимается сопротивление частиц масла их взаимному перемещению. При недостаточной вязкости масла легко выдавливает из зазоров между трущимися деталями, в результате чего может наступить сухое трение. При повышенной вязкости масло плохо проходит через каналы системы смазки и плохо разбрызгивается на детали.

Вязкость масла обозначается числом, которое ставиться сразу же после буквы, определяющей марку масла, например АС - 8 (М8Б). чем больше число, чем выше вязкость масла. Поэтому для двигателей, работающих при низкой температуре, применяют масло с меньшей вязкостью, а для работающих при высокой температуре - с большей.

При низких температурах масло теряет свою текучесть. Это свойство масла характеризуется температурой застывания, которая колеблется в пределах от 100 до 400 . масла, применяемые для двигателей в зимнее время, должны иметь температуру застывания ниже, чем применяемое летом. Масло должно в длительное время не менять своих свойств т.е. быть стабильным и не окисляться кислородом воздуха.

Для смазки двигателей автомобильных деталей применяют следующие масла: ЗИЛ - 130, АС - 8, ЗМЗ - 53, АС - 8, Газ - 21, АКп - 5 или АСп - 5. буква П указывает, что к маслу добавлен комплексная присадка, улучшающая его свойство.

2. Основная часть масла

2.1 Система смазывания

В зависимости от условий и режима работы того или иного механизма применяются различные сорта и виды смазок.

Масла, применяемые для смазки двигателей, должны отвечать ряду требований: обладать определенной вязкостью, не содержать механические примесей, воды. Присадки вводимые в масла, должны обеспечивать снижение износа трущихся деталей (противоизносные), устранять коррозию метала (противокоррозненные), предотвращать пенообразования (антипенные) и задиры. Поверхностей трения.

В марках масел буква «М» обозначает моторное масло. Затем следуют цифры - класс кинематической вязкости в сантистоксах (с СТ) при 1000с. Далее буквы обозначающие группу по эксплутационным свойствам. Нижние цифровые индексы 1 2 обозначают соответственно масла для карбюраторных двигателей дизелей, буквенные индексы наличие присадок.

Например:

М-10В, - масло моторное, кинематическая вязкость 10сСТ, всесезонные для карбюраторных двигателей.

М-10Г 2П - масло моторное, кинематическая вязкость 10с СТ, летнее, для дизельных двигателей, с присадками.

Для автомобильных двигателей применяют комбинированную систему смазки. В зависимости от размещения и условий работы деталей масло подается либо под давлением, либо разбрызгиванием, либо самотеком. К наиболее нагруженным деталям масло подается под давлением, к остальным - разбрызгиванием и самотеком.

Система смазки представляет собой ряд приборов и агрегатов для хранения, подвода, очистки и охлаждения масла:

· поддон картера двигателя;

· маслозаборник;

· масляный фильтр грубой очистки;

· масляный фильтр тонкой очистки;

· масляный насос;

· маслопроводы;

· масляный редактор;

· контрольно-измерительные приборы и датчики.

Рисунок №1

Схема смазки двигателя

а - общая схема смазки;

б - подача масла в ось коромысла;

в - смазка регулировочного винта и верхнего наконечника штанги;

г - смазка стенок цилиндра;

1 - масляный насос;

2 - канал, подводящий масло от насоса к фильтру;

3 - маслораспределительная камера;

4 - указатель давления масла (манометр);

5 - контрольная лампа аварийного падения давления масла;

6 - фильтр очистки масла (полнопоточная центрифуга);

7 - воздушный фильтр;

8 - кривошипно-шатунная группа компрессора (смазка разбрызгиванием);

9 - левый магистральный канал;

10 - трубка подачи масла для смазки компрессора;

11 - трубка для слива масла из компрессора;

12 - трубка для слива масла из радиатора;

13 - центробежные ловушки для очистки масла в шатунных шейках коленчатого вала;

14 - правый магистральный канал;

15 - маслоприемник;

16 - трубка подачи масла в масляный радиатор;

17 - кран включения масляного радиатора;

18 - канал в стойке коромысла клапана;

19 - полая ось коромысла;

20 - отверстие в теле шатуна для подачи смазки на стенку цилиндра

Масло из поддона через маслоприемник с синтетическим фильтром поступает в секции масляного насоса. Из нагнетающей секции масло через канал подается полнопоточный фильтр, а от туда в главную масляную магистраль. Затем по каналам в блоке и головках цилиндров масло под давлением к деталям КШМ и ГРМ, ТНВД и компрессору.

К шатунным подшипникам масло подается по каналу коленчатого вала от ближайшей к ним коренной шейки. Опоры штанг и толкателей газораспределительного механизма омываются пульсирующей струей, а остальные детали - разбрызгиванием или самотеком масла.

Масло снимаемое со стенок цилиндра маслосъемными кольцами, отводится через сверления в поршневых канавках внутрь поршня и смазывает опоры поршневого кольца в верхней головке шатуна и бобышках поршня.

Из главной смазочной магистрали масло под давлением подается к термосиловому датчику, при открытом кране включения гидромуфты - в саму гидромуфту.

Из радиаторной секции масляного насоса масло подается к фильтру центробежной (тонкой) очистки и через открытый кран включения масляного радиатора в сам радиатор, а из него поддон картера двигателя. Если кран включения масляного радиатора закрыт, то из центрифуги (фильтр центробежной очистки) масло поступает в поддон через сливной клапан.

Не достаточная подача масла к трущимся деталям двигателя вызывает потерю мощности износ деталей, перерыв и расправление подшипников скольжения, заклинивание поршней и в конечном итоге - прекращение работы двигателя.

Пи чрезмерной подаче часть масла попадает в камеру сгорания, забрызгивает контакты свечей, от чего на них увеличивается отложение нагара и ухудшается работа системы зажигания.

2.2 Масляный насос

Масляный насос шестеренчатого типа создает давление и обеспечивает циркуляцию масла в смазочной системе.

Рисунок №2

Шестеренчатый двухсекционный масляный насос.

1 - ведущая шестерня верхней секции;

2 - ведомая шестерня верхней секции;

3 - редукционный (плунжерный) клапан;

4 - ведущая шестерня нижней секции;

5 - ведомая шестерня нижней секции;

6 - перепускной клапан;

7 - кран масляного радиатора;

8 - вал

Двухсекционный масляный насос состоит из корпуса, внутри которого расположены две пары шестеренок, образующие нагнетательную секцию.

Нагнетательная секция подает масло в главную масляную магистраль для смазки двигателя.

Радиаторная секция подает масло через центробежный фильтр в масляный радиатор.

Две шестерни насоса закреплены неподвижно через шпонку на приводном валике, а две другие - свободно на оси, запрессованной в корпусе насоса.

Приводной валик масляного насоса вращается от косозубой шестерни, которая в зависимости от модели двигателя может располагаться на переднем конце коленчатого вала либо на распределенном валу.

При вращении шестерни верхней секции захватывают масло впадинами между зубьев и переносят его в главную масляную магистраль двигателя. Максимальное давление в системе ограничивается редукционным клапаном при повышении которого часть масла через перепускной клапан возвратиться в поддон картера двигателя.

2.3 Фильтр очистки масла

В процессе эксплуатации двигателя масло загрязняется в результате износа деталей металлическими частицами, продуктами нагара и коксования масла, образующимися в результате сгорания его на стенках цилиндров и деталях двигателя.

Рисунок №3

Фильтр очистки масла центробежный

1 - ведущая шестерня верхней секции;

2 - ведомая шестерня верхней секции;

3 - редукцион-

ный (плунжерный) клапан;

4 - ведущая шестерня нижней секции;

5 - ведомая шестерня нижней секции;

6 - перепускной клапан;

7 - кран масляного радиатора; 8 - вал

Фильтр очистки масла центробежный, с реактивным приводом (центрифуга) включен в масляную систему последовательно.

Корпус 3 фильтра вращается под давлением реактивной силы, создаваемой струей масла, вытекающей из корпуса через два жиклера 1.

Правильность вращения центрифуги проверяется на слух. При остановке двигателя исправная центрифуга продолжает вращаться еще 2-3 мин., при этом слышен своеобразный звук. Под действием возникающих центробежных сил механические частицы находящиеся в масле, отбрасывается к боковым стенкам крышки 5 корпуса, на которых они откладываются образуя плотный осадок.

Этот осадок удаляют при чистке центрифуги, производимой одновременно со сменой масла в картере двигателя.

Для очистки центрифуги надо остановить двигатель и дать стечь маслу из центрифуги. Для этого нужно 20-30мин.

Снятие крышки 5 корпуса для полного опорожения центрифуги приводит к вытеканию масла на двигатель.

Для очистки центрифуги необходимо:

1. отвернуть гайку 15 кожуха и снять кожух 8.

2. отвернуть пробку 22 и вставить в отверстие большой бородок, удерживающей корпус от вращения.

3. отвернуть гайку 14 крышки свечным ключом, снять крышку 5 корпуса вместе с гайкой 14.

4. снять вставку 7 центрифуги и сетчатый фильтр 6.

5. очистить отложение и грязи снятые детали, промыть их в бензине или керосине.

При сильном засмолении сетки фильтра, если ее нельзя промыть и продуть, а также при ее разрывах, сетчатый фильтр.

6. очистить от грязи прокладку 2 кожуха. Повреждения прилегающих к прокладке 2 торца кожуха не допустимо, так как приводит к тече масла.

Сборку производить в обратной последовательности. Сетчатый фильтр 6 установить, обеспечив его центрирование на буртике корпуса 3 центрифуги.

Перед установкой кожуха необходимо проверить, легко ли вращается от руки центрифуга. Гайку 15 кожуха затягивать только от руки.

Запрещается отвертывать гайку 16 на оси центрифуги и снимать корпус центрифуги с оси для очистки центрифуги от отложений грязи во избежание повреждения подшипников скольжения корпуса центрифуги.

Только в случае неудовлетворительного вращения корпуса 3 на оси 9 необходимо после снятия крышки корпуса 5 отвернуть гайку 16 на оси, снять шайбы, снять корпус 3 с оси и проверить состояние узла ось - втулки. При снятии корпуса с оси нужно принять меры против выпадения упорного кольца 19 шарикоподшипник в корпусе 21 фильтра. При засорении втулок надо мыть их в бензине или керосине. В случае засорения отверстий жиклеров 1 прочистку нужно вести таким образом, чтобы не повредить калибрированного отверстия.

Установку корпуса 3 на ось 9 вести в обратной последовательности.

После очистки и окончательной сборки проверить вращение центрифуги на прогретом двигателе на слух.

Полнопоточный масляный фильтр имеет два сменных фильтрирующих элемента, заполненных древесной мукой на пульвербакелитовой связке.

2.4 Масляный радиатор

Масляный радиатор служит для охлаждения масла и предотвращения его разжижения в результате нагрева от прикосновения с горячими деталями двигателя.

Масляный радиатор состоит из двух бачков и горизонтальных трубок между ними. Для увеличения площади охлаждения и жесткости трубки скреплены металлическими пластинами.

Масляными радиаторами снабжаются, как правило, грузовые автомобили ввиду тяжелых условий работы их двигателей. Для легковых автомобилей достаточное охлаждения масла обеспечивают обдув поддона картера встречным потоком воздуха и вентиляция картера.

Для предотвращения масляных трубопроводов при повышенном давлении и для обеспечения нормальной подачи масла при износе деталей в системе смазки предусмотрен редукционный клапан. При понижении давления масла включается предохранительный клапан, который отключает масляный радиатор от системы.

2.5 Маслопроводы

Маслопроводы изготовляются из латунных или прорезиненных трубок, соединяющих отдельные участки системы смазки. Маслоналивные патрубки расположены сверху или сбоку двигателя, соединены с поддоном картера непосредственно через маслоналивную трубу и имеют воздушные фильтры. Визуальный контроль за уровнем в системе осуществляется при помощи масломерного щупа, имеющего отметки «min» и «max». Требуется регулярно следить, чтобы уровень масла был у отметки «max».

Для проверки уровня масла необходимо остановить двигатель, подождать 2-3 мин. Пока стечет масло, вынуть и обтереть щуп, вставить его до упора и, вынуть вновь по метке определить уровень масла.

При длительной стоянке автомобиля из масляного фильтра и из каналов в блоке цилиндров двигателя в картере дополнительно стекает некоторое количество масла, в результате чего уровень масла до пуска двигателя превышает метку, «max» и в полностью заправленном двигателе устанавливается в пределах прямоугольной метки на указателе (щуп).

При проверке уровня масла при длительной стоянке нормальный уровень должен быть в пределах прямоугольной метки.

2.6 Вентиляция картера

Вентиляция картера служит для охлаждения масла и для освобождения картера от паров топлива, воды и отработавших газов, которые, проникая через несплошности поршневой группы, разжижают и загрязняют масло.

Вентиляция картера принудительная насосом картерных газов во впускной газопровод двигателя через специальный клапан 3, сообщается внутренней полостью двигателя.

Рисунок №4

Схема вентиляции картера двигателя и питания его воздухом

1 - воздушный фильтр вентиляции картера;

2 - маслоуловитель;

3 - клапан вентиляции картера;

4 - корпус;

5 - штуцер

При работе картера с прикрытой дроссельной заслонкой под действием большого разложения во впускном газопроводе клапан 3 поднимается вверх, верхняя ступенчатая часть клапана входит в отверстие шпуцера 5 и уменьшает проходное сечение клапана до величины, необходимой для прохода малого объема газов, прорывающихся в картер двигателя.

При работе двигателя с полностью открытой дроссельной заслонкой разряжение во впускном газопроводе падает и клапан под действием собственного веса опускается в низ, открывая проходное сечение.

При ТО автомобиля, необходимо очистить клапан и трубку, применяя ацетон или другой аналогический растворитель.

Перед клапаном на входе из внутреннего пространства двигателя картерные газы проходят через специальный уловитель 2, отделяющий частицы масла от отсасываемых газов. Наружный воздух подает в картер двигателя через воздушный фильтр 1 объединенный с маслоналивной горловиной. Очищать и промывать этот фильтр надо каждый раз при смене масла в двигателе.

Однако следует учитывать, что картерные газы токсичны. В современном карбюраторных двигателях предусматривают закрытую (принудительную) систему вентиляции картера, когда картерные газы отводятся во впускной коллектор, что исключает их выброс в атмосферу.

3. Ремонт и техническое обслуживание

смазочной системы

1. Проверить уровень масла и при необходимости долить масло.

2. Проводить наружным осмотром герметичность соединений системы смазки.

3. Очистить от осадков фильтрующий элемент фильтра грубой очистки.

Для очистки фильтрующего элемента грубой очистки двигателя ЗИЛ - 130 необходимо рукоятку фильтра провернуть на 3 - 4 оборота. Обычно эту очистку следует делать сразу же после возвращения с линии. В двигателе ГАЗ - 21 рукоятку фильтра следует повернуть на 15 - 20 двойных ходов.

При хранении автомобиля на открытой площадке в условиях низких температур рекомендуется ежедневно после окончания работы сливать масло в чистую посуду, а утром перед заливкой в картер подогревать его до температуры 900С.

ТО - 1

1. Проверить наружным осмотром герметичность наружных приборов системы смазки и маслопроводов. При необходимости устранить замеченные неисправности.

2. Слить отстой из масляных фильтров.

Для слива отстоя прогреть двигатель, очистить от пыли и грязи корпуса фильтров и провернуть фильтрующий элемент фильтра грубой очистки на несколько оборотов. Отстой нужно сливать резьбовые пробки в специальную посуду, что бы не загрязнять двигатель.

3. Проверить уровень масла в картере двигателя и при необходимости долить масло.

4. Сменить (по графику) масло в картере двигателя. При этом пролить фильтрующий элемент фильтра грубой очистки, заменить фильтрующий элемент фильтра тонкой очистки и удалить осадки из фильтра центробежной очистки.

ТО - 2

1. Проверить наружным осмотром герметичность соединений системы смазки двигателя и крепление приборов, при необходимости устранить неисправности.

2. Слить отстой из корпусов масляных фильтров.

3. Сменить (по графику) масло в картере. Менять масло в картере двигателя при средних условиях эксплуатации автомобиля следует согласно заводской инструкции (после пробега 5000 - 7000км). обычно это совмещают с одним из технических обслуживаний. Одновременно с заменой масла проливают фильтрующий элемент фильтра грубой очистки и заменяют фильтрующий элемент тонкой очистки или очищают фильтр центробежной очистки масла. Для полного слива масла двигатель необходимо предварительно прогреть.

Одновременно со сливом масла из поддона картера следует слить из фильтра. Если при сливе масла будет обнаружено, что система смазки загрязнена (что можно обнаружить по очень сильному потемнению масла и наличия большого количества механических примесей в маслах), то необходимо промыть систему. Для этого заливают в поддон картера промывочное масло до нижней метки масломерной линейки, пускают двигатель и дают ему проработать на малых оборотах 10 -15 мин., а затем, открыв все пробки, сливают промывочное масло.

Фильтрующий элемент фильтра грубой очистки промывают кистью смоченной в керосине, при снятом отстойнике (ГАЗ - 21) или вынув фильтрующий элемент (ЗИЛ - 130). При промывке фильтрующий элемент необходимо все время проворачивать.

Корпус фильтра тонкой очистки промывают кистью при снятой крышке и отвернув пробку сливочного отверстия. После промывания корпуса внутрь его устанавливают новый фильтрующий элемент. После сборки фильтров грубой и тонкой очистки завертывают на место пробки и в поддон картера через масло наливной патрубок заливают свежее масло в количестве, указанном в заводской инструкции. Двигатель пускают и прогревают до нормальной температуры. Затем двигатель останавливают и через 3-5 мин. проверяют уровень масла.

Для удаления осадков из фильтра центробежной очистки двигателя ЗМЗ - 53 необходимо снять с маслоналивного патрубка фильтр вентиляции картера двигателя, отвернуть гайку - барашек и снять кожух, отвернуть одной рукой круглую гайку, удерживая другой рукой колпак от вращения, и осторожно снять колпак вместе с осадками. Затем снять сетку, очистить колпак от осадков, промыть его и сетку в бензине. Осторожно установить сетку и колпак на место, избегая повреждения резинового уплотнителя ратора, и завернуть рукой (не туго) гайку колпака, следя за тем, чтобы колпак садился на свое место без перекоса. После этого установить кожух завернуть гайку - барашек. Поставить на место фильтр вентиляции картера, пустить двигатель и проверить нет ли течи масла.

После удаления осадков и смены смазки нельзя сразу допускать работу двигателя на больших оборотах.

Для проверки двигателя фильтра центробежной очистки необходимо увеличить обороты коленчатого вала двигателя, а затем остановить его.

При исправной работе фильтра после остановки двигателя в течении 2 - 3 мин. будет слышно характерное гудение вращающегося ратора. Если обнаружиться, что фильтр работает плохо необходимо его разобрать и очистить житлеры и втулки.

Отработавшие масла необходимо собирать для последующей переработки и повторного применения. Повторное применение масел дает большую экономию.

Отработавшие масла необходимо хранить отдельно по маркам, не допуская их смешивания.

3.1 Неисправности смазочной системы

Основными неисправностями смазочной системы являются подтирание масла в соединениях, повышенного или пониженного давления масла либо полное го отсутствие, повышенный расход масла, а также нарушение работы системы вентиляции картера двигателя.

Подтирание масла может явиться следствием применения несоответствующего масла, имеющего большую, чем требуется вязкость, загрязнения маслопроводов и заедания редукционного клапана в закрытом положении.

Нормальное давление масла на прогретом двигателе (t0 масло примерно 800 С) при максимальной частоте вращения коленчатого вала должно быть не более 0,35…0,45 МПа 13,5…4,5 кгс/см2 ). Давление контролируется по указателю на щитке приборов или красной контрольной лампе, загорающейся при уменьшении давления ниже минимальной нормы.

Понижение давления масла может быть вызвано его разжижением, наличием большого износа коренных и шатунных подшипников коленчатого вала и шестерен насоса, неплотным закрытием редакционного клапана или его заеданием в открытом положении.

Нормальное давление масла минимальных оборотов холостого хода должно быть не менее 0,08 МПа (0,8 кгс/см2 ).

- у двигателя ВАЗ - 2108, 0,07 МПа (0,7 кгс/см2 )

- у двигателя Ме Мз - 245 и 0,05 МПа (0,5 кгс/см2 )

- у остальных рассматриваемых двигателей при более низком давлении необходимо определить и устранить причину его снижения.

Полное отсутствие давления масла является следствием неисправности масляного насоса или его привода. В частности, на двигателях Ваз - 2105 и 2106 причиной прекращение работы масляного насоса может быть нарушение шлицевого нарушения вала привода насоса и шестерни привода ввиду его изношения.

В случае внезапного падения давления или его отсутствия надо немедленно заглушить двигатель и проверить уровень масла. Если уровень нормальный, следует вывернуть датчик указателя и стартером вращать коленчатый вал, выбывание при этом сильной струи масло указывает на неисправность датчика, который следует заменить. Отсутствие струи масла свидетельствует о полном прекращении его подачи. В этом случае необходимо проверить неисправность масляного насоса и его привода.

Движение автомобиля своим ходом при полном отсутствии давления масла по показаниям указателя давления масла горящей контрольной лампы давление масла допускается лишь в том случае, если точно установлено, что это вызвано неисправностью самого контрольного прибора (лампы) или его датчика. При невозможности определения и устранении неисправности, вызвавшей полное падение давления масла в пути, следует отбуксировать автомобиль с неработающем двигателем на станцию технического обслуживания. Необходимо помнить, что даже кратковременное движение автомобиля своим ходом при отсутствии давления масла приводит к серьезным поломкам двигателя (поворот вкладышей, заклинивание коленчатого и распределительного валов), которые потребуют крупного его ремонта.

Повышенный расход масла (более 40г. У двигателей Ваз 2108 и Ме Маз - 245 и более 50г - у остальных двигателей на 100км пробега) может быть из-за его подтирания в соединениях или попадания масла в картеры сгорания вследствие изношения масло отражательных колпачков клапанов, износа деталей цилиндропоршневой группы, а также повышенного уровня масла в двигателе вследствие его перелива. Принято считать, что двигатель требует ремонта цилиндропоршневой группы, если расход масла (угар) превышает 200г на 100км пробега (при условии, что не изношены маслоотражательные колпачки).

Кроме того, повышенный расход масла наблюдается в период обкатки нового автомобиля при пробеге до 5000км.

Нарушение работы системы вентиляции картера двигателя возникает при ее загрязнении (загрязнение маслоотражателя, трубок отсоса картерных газов, золотникового устройства карбюратора) и проявляется в повышении давления в смазочной системе, повышенном расходе масла, а также попадании масла в воздушный фильтр и карбюратор (при сильном загрязнении маслоотделителя на двигателях Ваз 2105 и - 2106 или разрушении волоконного маслоотделителя в пробке маслоналивного отверстия на двигателях УЗАМ - 331 и - 412).

Для устранения неисправностей системы вентиляции картера нужно прочистить, промыть бензином и продуть сжатым воздухом маслоотделитель, трубки отсоса картерных газов и золотниковое устройство карбюратора, а на двигателях УЗаМ - 331 и 0412 промыть фильтр пробки маслоналивного отверстия или заменить пробку.

4. Требования безопасности при ТО и обслуживании системы смазки

При ТО и ремонте автомобилей необходимо принимать меры против их самостоятельного перемещения. Запрещаются ТО и ремонт автомобиля с работающим двигателем, за исключением случаев его регулирования.

Подъёмно-транспортное оборудование должно быть в исправном состоянии и использоваться только по своему прямому назначению. К работе с этим оборудованием допускаются лица, прошедшие соответствующий инструктаж.

Во время работы не следует оставлять инструменты на краю осмотровой канавы, на подножках, капоте или крыльях автомобиля. При сборочных работах запрещается проверять совпадение отверстий в соединениях деталей пальцами; для этого необходимо пользоваться специальными ломиками или бородками.

Во время разборки и сборки узлов и агрегатов следует применять специальные съёмники и ключи. Трудно снимаемые гайки сначала нужно смочить керосином, а затем отвернуть ключом. Отвёртывать гайки зубилом и молотком не разрешается.

Запрещается загромождать проходы между рабочими местами деталями и узлами, а также скапливать большое количество на местах разборки.

Повышенную опасность представляют операции снятия и установки пружин, поскольку в них накоплена значительная энергия.

Эти операции необходимо выполнять на стендах или с помощью приспособлений обеспечивающих безопасную работу.

Гидравлические и пневматические устройства должны быть снабжены предохранительными и перепускными клапанами.

Рабочий инструмент следует содержать в исправном состоянии.

5. Меры пожарной безопасности

Основными причинами возникновения пожаров на автотранспортных предприятиях является следующее:

Неисправность отопительных приборов;

Неисправность электрооборудования;

Неисправность освещения;

Неправильная их эксплуатация;

* Самовозгорание горюче смазочных и обтирочных материалов при их неправильном хранении;

* Неосторожное обращение с огнём.

Во всех производственных помещениях необходимо выполнять следующие противопожарные требования:

Курить только в специально отведённых для этого местах;

Не пользоваться открытым огнём;

Хранить топливо и керосин в количествах, не превышающих сменную потребность;

Не хранить порожнюю тару из-под топлива и смазочных материалов;

Проводить тщательную уборку в конце каждой смены;

Разлитое масло и топливо убирать с помощью песка;

Собирать использованные обтирочные материалы, складывать их в металлические ящики с крышками и по окончании смены выносить в специально отведённые для этого места.

Любой пожар, своевременно замеченный и не получивший значительное распространение, может быть быстро ликвидирован.

Успех ликвидации пожара зависит от быстроты оповещения о его начале и введения в действие эффективных средств пожаротушения.

Для оповещения о пожаре служат телефон или пожарная сигнализация. В случае возникновения пожара необходимо немедленно сообщить об этом в 01. Пожарная сигнализация бывает двух видов: электрическая и автоматическая. Приёмную станцию электрической сигнализации устанавливают в помещении пожарной охраны, а извещатели - в производственных помещениях и на территории предприятий. Сигнал о пожаре подаётся нажиманием кнопки извещателя. В автоматической пожарной сигнализации используется термостаты, которые при повышении температуры до назначенного предела включают извещатели.

Эффективным и наиболее распространённым средством тушения пожаров является вода, однако, в некоторых случаях, использовать её нельзя. Не поддаётся тушению водой легковоспламеняющиеся жидкости, которые легче воды. Например, бензин, керосин, всплывая на поверхность воды, продолжают гореть.

При невозможности тушить водой горящую поверхность засыпают песком, накрывают специальными асбестовыми одеялами. В особо опасных в пожарном отношении производствах могут использоваться стационарные автоматические установки различной конструкции, срабатывающие при заданной температуре и подающие воду, пену или специальные составы.

6. Меры электробезопасности при ТО и ремонте автомобилей

Опасность поражения током возникает при использовании неисправных ручных электрифицированных инструментов, при работе с неисправными рубильниками и рубильниками, при соприкосновении с проводами, а также случайно оказавшимися под напряжением металлическими конструкциями. Электрифицированный инструмент (дрели, гайковёрты, шлифовальные машины и др.) включают в сеть с напряжением 220В.

Разрешается работать только инструментами, имеющими защитное заземление.

Штепсельное соединение для включения инструмента должны иметь заземляющий контакт, который длиннее рабочих контактов и отличается от них по форме.

При включении инструмента в сеть заземляющий контакт входит в соединение со штепсельной розеткой первым, а при выключении выходит последним.

При переходе с электрифицированным инструментом с одного места работы на другое нельзя натягивать провод. Не следует протягивать провод через проходы, проезды и места складирования деталей. Нельзя держать электрифицированный инструмент, взявшись одной рукой за провод. Работать с электрифицированным инструментом при рабочем напряжении превышающим 42В, можно только в резиновых перчатках и калошах, либо стоя на изолированной поверхности (резиновом коврике, сухом деревянном ящике).

Во избежание поражения током необходимо пользоваться переносными электролампами с предохранительными сетками. В помещении без повышенной опасности (сухом, с не токопроводящими полами) можно использовать переносные лампы напряжением до 42В, а в особо опасных помещениях (сырых, с токопроводящими полами или токопроводящей пылью) напряжение не должно превышать 12В„

Заключение

Исправная работа автомобиля и длительный срок его службы могут быть обеспечены при внимательном и регулярном уходе с соблюдением общих требований безопасности труда при техническом обслуживании и ремонте автомобилей.

Все лица, поступающие на работу, проходят вводный инструктаж по технике безопасности на данном предприятии.

Вторым этапом обучения

- инструктаж на рабочем месте, проводимый с целью усвоения рабочим безопасных приемов труда.

Слесарь по ремонту автомобилей должен уметь оказывать первую помощь при несчастных случаях, до прибытия скрой медицинской помощи.

К производственному травматизму относится увечья, ранения, ожеги, поражение электрическим током, отравления и профессиональные заболевания, связанные с выполнением своих трудовых обязанностей.

Список используемой литературы

Автомобиль. Учебник водителя третьего класса. Авторы: Владимир Сергеевич Калисский, Александр Исаакович Манзон, Григорий Ефремович Нагула. Издательство «Транспорт» 1970г. - 384стр.

«Автомобиль категории В». Учебник водителя. Авторы: В.М. Кленников, Н.М. Ильин, Ю.В. Буралев. Издательство «Транспорт» 1980г.

otherreferats.allbest.ru

ТАБЛИЦА ЗАПРАВОЧНЫХ ЁМКОСТЕЙ АВТОМОБИЛЯ УРАЛ-4320

vuzlit.ru

Технические характеристики и модификации грузового автомобиля Урал-5557

Урал-5557 — это грузовой автомобиль с повышенным уровнем проходимости. Он выпускается Уральским автомобильным заводом с 1977 года. Транспортное средство используется для перемещания различных грузов и для перевозки людей, изначально было разработано для эксплуатации в вооруженных силах.

Технические характеристики

Автомобиль Урал-5557 — технические характеристики:

Система смазки пожарного автомобиля на базе урал


Пожарный "Урал": АЦ, на базе, новый

Урал — грузовой автомобиль высокой проходимости зарекомендовал себя с самой лучшей стороны. Производство грузовика началось в 1975 году, планировалось выпускать автомобиль для армейской службы. По этой причине машина обладает потрясающим запасом прочности и ремонтопригодна в любых условиях.

Автомобиль отличается серьезной грузоподъемностью, проезжает там, где не проедет ни одна другая машина, имеет дорожный просвет в 360 мм. Все это говорит, что «Урал» будет выпускаться еще много лет.

Эти автомобили производятся не только для использования в вооруженных силах, но и в качестве противопожарной техники. Давайте рассмотрим подробнее, что же такое пожарный «Урал».

На базе шасси Урал созданы пожарные автоцистерны. Пожарный автомобиль «Урал» предназначен для доставки воды, пенообразователя, пожарного оборудования и боевого расчета к месту пожара. При помощи АЦ боевой расчет производит тушение из автоцистерны, из водоемов и гидрантов.

Пожарные машины на базе шасси Урал стоят на службе по борьбе с огнем не один десяток лет и зарекомендовали себя как безотказная и надежная техника. Единственным минусом «Урала» можно назвать его внушительные габариты. Такой огромный автомобиль не всегда может протиснуться во дворы с плотной городской застройкой. Но если гигантскому «Уралу» при тушении возгорания будет ассистировать менее габаритный ЗИЛ, то при наличии мощного насосного оборудования, пожарных рукавов и при помощи перекачки воды из АЦ этот тандем способен потушить любой пожар.

Отдельного абзаца заслуживает новый пожарный «Урал» — Ural Next, который выполнен на базе шасси Урал. Полное название модели — АЦ-6,0-70 (4320) модель 2784UF —»Тайга». Это продукт молодого производителя пожарной техники Нижегородского завода «Чайка-сервис». Длина автомобиля 10 метров, цистерна вмещает 6 куб. м воды, а бак пенообразователя на 360 литров. В дополнительной кабине размещаются 4 бойца в полной амуниции. «Некст» оборудован более мощным насосом отечественного производства, который способен выдавать 70 литров в секунду.

Пульт управления оснащен большими кнопками, и управлять пультом можно даже в пожарных крагах. Полная масса этого красавца-автомобиля – 21 тонна.

Описание и технические характеристики

Пожарные АЦ на базе шасси Урал оборудованы насосом, который расположен в кабине боевого расчета. Автомобиль оснащен дизельным двигателем мощностью 285 лошадиных сил. Колесная формула автомобиля 4Х4 и 6Х6. Насосное оборудование центробежного типа нормального давления, с номинальной подачей от 40 литров в секунду. Цистерна для воды пожарного автомобиля вмещает 3000, 4000, 8000 и более кубов воды в зависимости от модификации автоцистерны и бак для пенообразователя на 180, 240 или 500 литров.

Современные модели оборудованы дополнительной кабиной для пожарного расчета.

Насосное оборудование

Автоцистерны на базе шасси Урал оборудованы насосами НЦПН (насос центробежный пожарный нормального давления) производства Уральского завода спецтехники. Он служит для подачи воды и водных растворов. Насос выполнен в различных конструктивных исполнениях, от которых зависят функциональные возможности оборудования. Например, модель НЦПН40/100 В1Т можно расшифровать так:

  • 40 – подача воды в литрах в секунду;
  • 100 – напор в метрах;
  • В1 – встроенная вакуумная система с электроприводом с полуавтоматическим контролем, при котором имеется защита от непредвиденных ситуаций;
  • В2 – система вакуумная с электроприводом только с ручным управлением, при котором защита от форс-мажорных ситуаций не предусмотрена, и насос будет продолжать работать, пока будет нажата кнопка «Пуск»;
  • Т –тахометр, который показывает, с какой частотой вращается вал.

От правильной эксплуатации насосного оборудования зависит скорость и эффективность ликвидации возгорания. Поэтому к управлению насосом допускаются только лица аттестованные на знание его устройства и правил эксплуатации.

Насос устанавливается в закрытых отсеках автомобиля при обеспечении положительной температуры. Жесткость рамы, куда устанавливается насос, должна обеспечивать отсутствие резонансов при работе насоса.

Перед пуском насоса необходимо убедиться, что все вентили и краны закрыты. Подсоединить рукава, подать воду в насос, включить привод и открыть вентиль. Установить необходимое давление на выходе насоса. Во время работы насоса нужно постоянно контролировать показания контрольно-измерительных приборов. Насос остановить при полном расходовании воды в цистерне.

Насос – надежное оборудование, и будет служить долго и эффективно при должном уходе и техническом обслуживании.

  • В полость насоса не должны попадать посторонние предметы;
  • необходимо следить за состоянием системы смазки;
  • недопустимо оставлять насос, с залитой в него водой, тем более в неотапливаемом помещении;
  • проверять уровень масла в картере.

Сервисное обслуживание насоса совпадает с ТО пожарного автомобиля: ежедневное ТО, ТО1 и ТО2. Все подробные пояснения по установке, эксплуатации, техническому обслуживанию насосного оборудования содержатся в инструкции по эксплуатации насоса.

Емкостная техника

Автоцистерна пожарная относится к классу емкостной техники. В нашей стране автоцистерны производят в Миассе. Поэтому у покупателей никогда не возникнет проблем с комплектующими, и цены на цистерны вполне приемлемы. Автоцистерны изготавливаются из высококачественной стали с антикоррозийной обработкой или из стеклопластика. Давайте разберемся, как устроена АЦ.

Автоцистерна имеет цистерну и бак для пены. Цистерна вмещает до 15 кубометров воды, масса ее очень велика, поэтому в приоритетах у производителя было как можно больше облегчить саму цистерну, при этом обеспечивая ей необходимую жесткость. Этого добились при помощи формы конструкции. Цистерна имеет овальную или квадратную форму со срезанными углами. За счет жесткости конструкции возможно изготовить более тонкие стенки и, следовательно, обеспечить меньшую массу.

В верхней части емкости находится лаз, горловина с откидывающейся крышкой. Через нее можно производить заправку водой и делать профилактические осмотры и ремонт. Под крышкой находится контрольная трубка. Через нее выходит вода при переливе ее в емкость. Внутри емкости вдоль и поперек установлены волноломы. Они препятствуют раскачиванию жидкости внутри цистерны и способствуют устойчивости автомобиля при движении на дороге.

Интересно, что в опциях для северных регионов АЦ оборудованы обогревом воды в емкости. Внутри установлена труба, по которой проходят отработанные горячие выхлопные газы.

В насосном отсеке цистерны для воды также есть обогрев, который устроен по такому же принципу.

Автоцистерны Урал по моделям шасси

Существует множество модификаций пожарных АЦ по моделям шасси. Это модели Урал 4320, 43206, 5557, 55571, 6370. Это серийные модели, которые имеют объем цистерны от 3 до 15 кубометров, разный объем пенобака с различными модификациями насосного оборудования и расположения. По требованию покупателя техники автоцистерна может быть дооборудована различными надстройками и дополнительным пожарным оборудованием. Возможно также исполнение АЦ по индивидуальному проекту.

Пожарная машина на базе Урал была, есть и будет самой популярной и надежной моделью пожарной техники.

nebezopasno.com

Система смазки

Система смазки (другое наименование - смазочная система) предназначена для снижения трения между сопряженными деталями двигателя. Кроме выполнения основной функции система смазки обеспечивает охлаждение деталей двигателя, удаление продуктов нагара и износа, защиту деталей двигателя от коррозии.

Система смазки двигателя включает поддон картера двигателя с маслозаборником, масляный насос, масляный фильтр, масляный радиатор, которые соединены между собой магистралями и каналами.

Поддон картера двигателя предназначен для хранения масла. Уровень масла в поддоне контролируется с помощью щупа, а также с помощью датчика уровня и температуры масла.

Масляный насос предназначен для закачивания масла в систему. Масляный насос может приводиться в действие от коленчатого вала двигателя, распределительного вала или дополнительного приводного вала. Наибольшее применение на двигателях нашли масляные насосы шестеренного типа.

Масляный фильтр служит для очистки масла от продуктов износа и нагара. Очистка масла происходит с помощью фильтрующего элемента, который заменяется вместе с заменой масла.

Для охлаждения моторного масла используется масляный радиатор. Охлаждение масла в радиаторе осуществляется потоком жидкости из системы охлаждения.

Давление масла в системе контролируется специальным датчиком, установленным в масляной магистрали. Электрический сигнал от датчика поступает к сигнальной лампе на приборной панели. На автомобилях также может устанавливаться указатель давления масла.

Датчик давления масла может быть включен в систему управления двигателем, которая при опасном снижении давления масла отключает двигатель.

Рис. 18Схема системы смазки: 1 — сопло (жиклер); 2 — ротор маслоочисти-теля; 3 — центробежный маслоочиститель; 4 — трубка вентиляции картера; 5 — клапан вентиляции картера; 6 — каналы подвода масла к оси коромысел; 7 — фильтрующий элемент; 8 — наливная горловина; 9 — корпус фильтра системы вентиляции картера; 10 — правый магистральный канал подвода масла к толкателям и компрессору; 11 — трубка подвода масла к компрессору; 12 — канал подвода масла к шатунным подшипникам компрессора; 13 — масляный радиатор; 14 — трубка подвода масла к радиатору от нижней секции насоса; 15 — масляный поддон; 16 — шланг отвода масла из радиатора в поддон; 17 — указатель уровня масла; 18 — перегородка для отражения волн масла; 19 — средняя опорная шейка распределительного вала; 20 — маслоприемник насоса; 21 — канал подвода масла к насосу; 22 — кран отключения масляного радиатора; 23 — нижняя и верхняя секции масляного насоса; 24 — пробка сливного отверстия; 25 — канал подвода масла к маслоочистителю; 26 — блок цилиндров; 27 — распределительная камера в блоке цилиндров; 28 — левый магистральный канал подвода масла к коренным подшипникам и толкателям левого ряда цилиндров; 29 — канал подвода масла от коренного подшипника к втулке распределительного вала; 30 — шестерня привода масляного насоса и распределителя зажигания; 31 — перепускной клапан центробежного маслоочисти-теля; 32 — канал подвода очищенного масла из маслоочистителя в распределительную камеру; 33 — датчик указателя давления масла;

На современных двигателях устанавливается датчик уровня масла и соответствующая ему сигнальная лампа на панели приборов. Наряду с этим, может устанавливаться датчик температуры масла.

Для поддержания постоянного рабочего давления в системе устанавливается один или несколько редукционных (перепускных) клапанов. Клапаны устанавливаются непосредственно в элементах системы: масляном насосе, масляном фильтре.

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая >
   

Перейти к загрузке файла

Таблица 3.1. Заправочные ёмкости автомобиля Урал-4320

П/п

Место заправки/смазки

Объем, л

Наименование смазки/жидкости

1

Топливный бак дополнительный бак

ДТ

2

Система охлаждения

(с подогревателем)

30

ОЖ-40 «Лена»

3

Система смазки двигателя

24

масло М-4з/14Д

4

Гидравлическая система рулевого управления

4,5

Марка Р

5

Коробка передач

8,5

Масло ТСп-15К ТМ-4-12

6

Раздаточная коробка

3,5

Масло ТСп-15К ТМ-4-12

7

Картер рулевого механизма

1,48

Масло ТСп-15К ТМ-4-12

8

Редукторы ведущих мостов

3х4,5

Масло ТСп-15К ТМ-4-12

9

Корпус поворотного кулака

2х3

Смесь смазки Литол-24 с маслами для редукторов ведущих мостов (по 50 %)

10

Ступицы задней балансирной подвески

2х0,75

Масло ТСп-15К, при температуре ниже минус 30°С масло ТСп-10

11

Редуктор лебедки

7,5

Масло ТСгип

12

Гидравлическая система тормозов

1,7

Роса

13

Амортизаторы

2х0,85

Амортизаторная жидкость АЖ-12Т

14

Бачок омывателя ветрового стекла

1,5

Жидкость НИИСС-4 в смеси с водой

Колесная база 3,52+1,4 м
Длина рамы 4,6 м
Площадь грузовой платформы 10,3 м²
Параметры грузового отсека 4,5*2,3*0,85 м
Время, необходимое для подъема платформы 15 секунд
Время, затрачиваемое на опускание грузового отсека 20 секунд
Поворотный радиус по внешнему колесу 10,8 м
Наибольшая глубина брода 0,7 м
Преодолеваемый подъем 50%
Время, необходимое для разгона до 60 км/ч 40 секунд
Максимальная скорость движения 70 км/ч
Тормозной путь 17,2 м
Снаряженная масса 9 075 кг
Допустимая масса прицепного устройства 11 500 кг
Автопоезд 27 800 кг
Габариты 7,9*2,5*2,74 м
Дорожный просвет 0,4 м
Колесная формула 6*6
Передаточное число ведущих колес 7,32
Максимальный вес транспортируемого груза 6 855 кг
Масса транспорта 15 205 кг

Заправочные объемы

Объем емкости для заправки составляет 210 л, расход топлива — 37 л на 100 км пути.

Тормозная система

Тормозная система Урал-5557 состоит из нескольких механизмов: тормоза рабочие, аварийные, стояночные и вспомогательные.

Рабочий механизм обеспечивает уменьшение скорости и остановку транспортного средства вне зависимости от нагрузки на заднюю телегу и величины наклона дороги.

Здесь установлен пневматический гидравлический привод тормозных систем. Он двухконтурный, оборудованный раздельным торможением колес переднего и заднего мостов. Управление осуществляется при помощи педали, которая находится в кабине водителя. Педаль связана рукоятками и тягами с двухсекционным крановым тормозным устройством.

Конструкция включает в себя такие элементы, как:

  • колесный цилиндр;
  • щит;
  • регулировочный эксцентрик;
  • ключ;
  • тормозные колодки;
  • фрикционная накладка;
  • осевой механизм.

Рулевой механизм

Устройство рулевого механизма Урал-5557 включает в себя следующие детали:

  • насос;
  • бак для масляной жидкости;
  • шланги от насоса низкого давления;
  • карданные валы;
  • промежуточная опора;
  • рулевая колонка;
  • трубы высокого давления;
  • усилительное устройство;
  • тяга сошки;
  • подшипники;
  • распорная втулка;
  • стопорные кольцевые механизмы;
  • шпонка;
  • шайба;
  • крепежные болты и гайки;
  • карданная вилка.

На корпусе рулевого устройства типа червяк находится глухое сверление (диаметр 12 мм, глубина 5 мм) между нижними штуцерами и боковым сектором.

Рулевая колонка объединена вместе со всем механизмом при помощи карданных валов через промежуточное опорное устройство. В этой модели транспорта установлены подшипники закрытого типа, которые не требуют смазки маслом.

Двигатель

Особенности и технические параметры Урал-5557 двигателя:

Мощность моторного механизма 230 л. с.
Модель силового агрегата ЯМЗ-236НЕ2
Наибольший крутящий момент 882 Нм
Максимальная частота вращения коленчатого вала 1 800 об/мин
Рабочий объем 11,5 л
Степень сжатия 17,5
Количество цилиндрических элементов 6
Расположение цилиндров V-образное
Международный экологический стандарт Евро-2
Система подогрева рабочей жидкости от тосола Нет
Турбонаддув Есть
Диаметр цилиндрических элементов 120 мм
Промежуточная система охлаждения воздушного потока Есть
Тип системы охлаждения Жидкостная
Ход поршневой части 140 мм
Модель генераторной установки 1322.3771
Габаритные размеры 1,84*1,045*1,07 м
Вес двигателя 1280 кг

Система охлаждения

На этом транспортном средстве установлена охлаждающая система закрытого типа с принудительной циркуляцией рабочей жидкости для охлаждения.

Технические показатели дают возможность использовать охлаждающую жидкость следующей плотности:

  • при температуре окружающей среды -40°С — от 1,067 до 1,072 кгс/см³;
  • при температуре +20°С — плотность должна составлять от 1,085 до 1,095 кгс/см³.

Насос водного типа обеспечивает постоянный процесс циркуляции жидкости в системе. Манжеты и сальник блокируют вытекание рабочей смеси для охлаждения в плоскость подшипников. К графитовому кольцу прижимается упорное кольцо, рядом с которым находится резиновая уплотнительная заслонка, оборудованная наружной обоймой.

Также в конструкцию данной системы входят:

  • штора радиатора;
  • трос;
  • козырек;
  • шланги;
  • датчик температуры;
  • расширительный бачок;
  • головка цилиндров;
  • гидравлическая муфта привода вентилятора;
  • патрубок.

Электрооборудование

Агрегат оборудован однопроводной схемой электрооборудования Урал-5557, которая состоит из следующих систем:

  1. Аккумуляторные батареи. Это источник питания для всех электрических приборов, установленных в транспорте. Аккумуляторы соединены последовательно между собой.
  2. Генераторная установка, которая работает в паре с устройством, регулирующим уровень напряжения в системе.
  3. Спидометр, оснащенный механическим приводом.
  4. Тахометр, генератор с выпрямительным блоком.

Технические параметры электрического оборудования:

  • номинальное напряжение — 28 В;
  • номинальный ток — 47 А;
  • мощность системы — 1000 Вт;
  • частота вращения роторной части без нагрузки — 1180 об/мин;
  • частота вращения роторной части при показателях тока не более 30 А — 1900 об/мин;
  • ток возбуждения — 1,7 А.

Модификации

На рынке представлено несколько модификаций этого транспорта:

  • пожарная модель;
  • сельхозник и лесовоз;
  • самосвал.

Пожарный

Описание и ТТХ цистерны:

Пожарный автомобиль Урал-5557 АЦ-40 Объем бака для воды — 5800 л

Емкость для пенообразователя — 360 л

Модель пеносмесителя — ПС-5

Тип пеносмесителя — эжекторный

Уровень производительности лафетного ствола — 40 л/с

Угол выдвижения ствола по горизонтали — 130°

Автомобильная цистерна АЦ-5 Объем емкости для водяной жидкости — 5500 л

Объем для пенообразовательного бака — 360 л

Номинальная подача насоса — 40 л/с

Время всасывания с высоты — 30 секунд

Автомобильная цистерна АЦ-6 Объем бака для воды — 6000 л

Емкость для пенообразователя — 340 л

Модель пеносмесителя — ПС-4

Показатели и параметры пожарного автомобиля:

Колесная формула 6*6
Колесная база 3,52 м
Колея по передним колесам 2,01 м
Колея по задним колесам 2,01 м
Модель двигателя ЯМЗ-65654
Вес 17485 кг
Габариты 8,69*3,28*2,5 м

Сельхозник

Модификация 5557-10 — это сельхозник. Технические характеристики:

Максимальный вес перевозимого груза 7000 кг
Тормозной путь 17,2 м
Глубина преодолеваемой водной преграды 0,7 м
Поворотный габаритный радиус 10,8 м
Объем кузовной части 17,5 м³
Давление в шинах 1,0-3,5 АТМ
Модель коробки передач ЯМЗ-236У
Колесная формула 6*6
Модель мотора КамАЗ-740.10
Предпусковой обогреватель двигателя ПЖД-30А
Тип подвесного механизма Рессорный, зависимый
Максимальная скорость движения 80 км/ч
Турбонаддув Есть
Количество мест в кабине 2
Тип используемого топлива Дизель
Средний расход топливной жидкости 35 л на 100 км
Ход поршня 130 мм
Международная экологическая норма Евро-4
Дорожный просвет 0,4 м
Мощность силового агрегата 240 л. с.

Самосвал

Существует несколько модификаций Урала-5557 самосвала, например 5557-31, 5557-80.

Технические показатели и характеристики самосвального грузовика:

Грузоподъемность 7000 кг
Снаряженная масса автомобиля 9075 кг
Допустимая нагрузка на передний осевой механизм 4306 кг
Нагрузка на заднюю телегу 11900 кг
Наибольшая масса прицепного устройства 11500 кг
Автопоезд 27500 кг
Скорость движения 75 км/ч
Время, необходимое для разгона 40 секунд
Наибольший преодолеваемый подъем 50%
Тормозной путь 17,2 м
Поворотный радиус по внешнему колесу 10,8 м
Габаритный поворотный радиус 11,4 м
Время опускания грузовой платформы 20 секунд
Время подъема грузовой платформы 15 секунд
Длина рамы 4,58 м
Габариты 7,92*2,5*2,74 м
Колесная база 3,52+1,4 м
Вместимость платформы 10,3 м³
Вес 16300 кг

Другие модификации

К другим модификациям относятся такие модели, как:

  1. Урал-55571-30. Это транспортное средство с колесной базой 3,525+1,4м, грузоподъемностью до 10 000 кг. Оно оборудовано грузовой платформой 3,9*2,34*1,01 м. Здесь установлен двигатель ЯМЗ-238М2, мощность которого составляет 240 л. с. Силовой агрегат соответствует международной экологической норме Евро-0.
  2. Урал-55571-40. Это автомобиль, который используется для перевозки различных сыпучих материалов, например грунта, песка и т.д. Максимальный вес перевозимого груза не должен превышать 10 000 кг. Габаритные параметры транспорта: 7,73*2,5*2,98 м. Мощность мотора составляет 230 л. с. Сам двигатель соответствует экологической норме Евро-2.

Руководство по эксплуатации и обслуживанию

Инструкция по эксплуатации содержит следующие разделы:

  1. Техника безопасности, которую необходимо соблюдать во время работы на Урале.
  2. Описание устройства и технические характеристики силового агрегата, коробки передач, ходовой части, рулевого управления, электрического оборудования.
  3. Рекомендации по обкатке автомобиля.
  4. Маркировка транспорта. В этом разделе прописано, где найти номер рамы и двигателя.
  5. Особенности эксплуатации.
  6. Регулировка сцепления и свободного хода педали.
  7. Порядок и периодичность проведения технического обслуживания.
  8. Основные неисправности и порядок действий во время ремонта.
  9. Условия хранения и транспортировки автомобиля.
  10. Гарантийный срок и талон.

Цены и аналоги

Средняя стоимость новой модели составляет 4,1 млн рублей, б/у модели — 2,7 млн рублей.

Аналоги: КамАЗ-65111 и Урал-4320.

specmahina.ru

Устройство и работа системы смазки двигателя КамАЗ-5320, КамАЗ-4310 и Урал-4320

Система смазки включает поддон двигателя, маслозаборник, насос, полнопоточный и центробежный фильтры очистки масла, радиатор, заливной патрубок, указатель уровня масла, сапун, контрольно-измерительные приборы, магистрали и трубопроводы.

Поддон двигателя корытообразной формы является основным резервуаром масла и крепится через уплотнительную резинопроб-ковую прокладку к фланцу картера двигателя болтами. Находящееся в нем масло охлаждается благодаря теплообмену с окружающей средой через стенки поддона. Для обеспечения бесперебойной подачи масла при движении на подъемах, спусках и косогорах, уменьшения его расплескивания в поддоне установлена перегородка. По условиям компоновки на автомобиле КамАЗ-5320 глубокая часть поддона находится в задней части двигателя, на автомобилях КамАЗ-4310 и Урал-4320 — в передней части двигателя. Слив масла осуществляется из нижней части поддона через сливное отверстие, закрытое пробкой. На двигателях модели 740 более раннего выпуска масляный поддон снабжен двумя сливными отверстиями.

Масло-аборник обеспечивает первичную очистку масла и подану его к насосу. Он состоит из корпуса с сетчатым фильтром, всасывающей трубки с фланцем и деталей крепления. Маслозаборник крепится фланцем всасывающей трубки к корпусу масляного насоса. Конструкция маслозаборника двигателей автомобилей КамАЗ-5320, КамАЗ-4310 и Урал-4320 отличается длиной всасывающей трубки. На двигателе автомобиля КамАЗ-5320 всасывающая трубка более длинная и изогнутой формы, вследствие чего она имеет дополнительную точку крепления посредством кронштейна к крышке коренного подшипника коленчатого вала.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Рис. 2.13. Маслозаборник двигателя! КамАЗ 5320 1 — защелка крепления сетки заборника; 2 — сетчатый фильтр; 3 — корпус; 4 — всасывав ющая трубка; 5 — кронштейн; 6 — фланец

Масляный насос создает необходимое давление в системе смазки и подает масло под давлением к трущимся поверхностям деталей двигателя. Насос шестеренчатый, двухсекционный, с приводом от шестерни носка коленчатого вала.

Насос состоит из двух секций, разделенных проставкой. В проставке выполнено отверстие, соединяющее всасывающие полости обеих секций, что обеспечивает питание их от одного масло-заборника. Каждая секция состоит из пары цилиндрических шестерен. Корпуса 1, 5 секций и проставка соединены болтами. Ведущие шестерни напрессованы на валик и фиксируются сегментными шпонками. На наружном конце этого валика на шпонке установлена шестерня 6 привода насоса. Ведомые шестерни свободно вращаются на оси на бронзовых втулках. Каждая пара шестерен работает в специальных расточках, выполненных в корпусах. При вращении шестерен их зубья захватывают масло у входного отверстия проставки, проносят у стенок корпуса и выдавливают его в выходные отверстия.

Передняя секция масляного насоса с удлиненными зубьями шестерен имеет большую производительность и нагнетает масло в главную магистраль (нагнетающая секция).

Обе секции насоса снабжены предохранительными клапанами, которые установлены в корпусах и отрегулированы на давление открытия 850…950 кПа (8,5…9,5 кгс/см2) с целью ограничения максимального давления на выходе секций насоса. Нагнетающая секция снабжена дифференциальным клапаном, расположенным в корпусе нагнетающей секции, который поддерживает давление масла в пределах 400…550 кПа (4,0…5,5 кгс/см2) в главной магистрали двигателя.

Рис. 2.14. Масляный насос: 1,5 — корпуса секций; 2,4 — ведущие шестерни; 3 — проставка; 6 — шестерня привода насоса; 7,8 — ведомые шестерни; 9, 11 — предохранительные клапаны секций; 10 — дифференциальный клапан

Масляный фильтр обеспечивает очистку масла, подаваемого нагнетающей секцией масляного насоса в главную масляную магистраль. Фильтр полнопоточный, с двумя сменными фильтрующими элементами, установлен на правой стороне блока цилиндров. Он состоит (рис. 2.15) из. корпуса, двух колпаков, двух фильтрующих элементов и перепускного клапана.

К корпусу фильтра винтами крепятся фильтрующие элементы и колпаки. В корпусе фильтра установлен перепускной клапан, обеспечивающий подачу неочищенного масла в главную магистраль при чрезмерном загрязнении фильтра или повышенной вязкости масла. Клапан открывается, когда разность давлений до и после фильтрующих элементов достигает 250…300 кПа (2,5…3,0 кгс/см2). При срабатывании перепускного клапана одновременно замыкаются контакты сигнализатора и на щитке приборов в кабине водителя загорается лампа, сигнализирующая о работе двигателя на неочищенном масле.

Рис. 2.15. Фильтр очистки масла: 1 — винт-стержень; 2 — стопорное кольцо; 3,7, 13 — шайбы; 4, 24 — уплотнительные коль-ц»; 5, 9, 16 — пружины; 6 — уплотнительная чэшка; 8, 11, 18, 19, 27 — пробки: 10 — вини сигнализатора; 12, 20, 22, 28 — прокладки; 14 — корпус сигнализатора; 15 — подвижный контакт сигнализатора; 17 — перепускной клапан; 21 — корпус; 23 — втулка корпуса; 25 — фильтрующий элемент; 26 — колпак

Рис. 2.16. Центробежный фильтр очистки масла: 1 — корпус; 2 — колпак ротора; 3 — ротор; j колпак фильтра; 5, 8, 9 — гайки крел-гения колпака ротора, ротора, колпака ФУльтра; 6 — упорный шарикоподшипник; упорная шайба; 10, 13 верхняя и нижняя втулки ротора; 11 — ось ротора; 12 — турбинка ротора; 14, 15, 16 — палец, пластина, пружина стопора; 17 — трубка отвода масла; /в, 19, 20 — плунжер, пружина, пробка перепускного клапана

Подача неочищенного масла в главную масляную магистраль через перепускной клапан предохраняет подшипники двигателя и другие трущиеся детали от повышенных износов и возможного выхода из строя. Однако даже кратковременная работа двигателя на неочищенном масле недопустима, так как вызывает задиры трущихся деталей и в конечном итоге выводит двигатель из строя. Свечение сигнализирующей лампы допустимо только при пуске двигателя и его прогреве с холодным маслом в системе смазки.

Степень засоренности фильтрующих элементов определяется на прогретом двигателе при частоте вращения 260 рад/с (2600 об/мин). Свечение лампы в кабине водителя указывает на необходимость замены фильтрующих элементов.

С 1979 г. в масляный фильтр устанавливаются бумажные фильтрующие элементы с повышенной пропускной способностью. В летнее время в случае необходимости применяются фильтрующие элементы с композицией из древесной муки и связующих материалов.

Для слива масла из .фильтра используется пробка.

Центробежный масляный фильтр обеспечивает дополнительную очистку масла от технических примесей. Фильтр с активно-реактивным приводом ротора установлен в передней части двигателя, справа. Основными частями центробежного фильтра (рис. 2.16) являются: корпус с перепускным клапаном фильтра и сливным клапаном масляного радиатора, ротор с верхней и нижней втулками в сборе, турбинка ротора, ось ротора и колпак ротора. Ротор в сборе с колпаком установлен на упорном шарикоподшипнике на оси ротора, ввернутой в корпус фильтра, и закреплен гайками. Турбинка ротора 12 из цинкового сплава закреплена а нижней части ротора винтами. Сверху колпак ротора закрыт неподвижным колпаком фильтра. В нижней части корпуса установлен стопор, обеспечивающий фиксацию ротора при разбсрке фильтра. Стыки соединяемых деталей уплотнены прокладками и кольцами.

Рис. 2.17. Установка масляного радиатора и радиатора усилителя рулевого управления: 1 — масляный радиатор; 2, 5 — кронштейны крепления масляного радиатора; 3 — трубка подвода масла; 4 — радиатор системы охлаждения; 6 — трубка отвода масла; 7—масляный радиатор усилителя руля

Ротор в сборе с колпаком приводится во вращение активной силой струи масла, вытекающей из щели — сопла в оси ротора и воздействующей на лопатки турбинки 12, а также реактивными силами, возникающими при выходе масла из ротора в канал оси через тангенциальные сопла. Благодаря этому ротор с колпаком и находящимся в нем маслом вращается с частотой до 500 рад/с (5000об/мин).

При работе двигателя масло из радиаторной секции масляного насоса подается в фильтр, обеспечивая вращение ротора. Возникающие при этом центробежные силы отбрасывают и удерживают механические примеси на внутренней стенке колпака, а очищенное масло через отверстие в оси ротора, трубку и сливной клапан в корпусе фильтра поступает в поддон двигателя или в масляный радиатор при его включении и далее в поддон двигателя.

Перепускной и сливной клапаны, установленные в корпусе фильтра, плунжерного типа. Перепускной клапан обеспечивает подачу масла в масляный радиатор, минуя фильтр центробежной очистки при его загрязнении. Начало открытия перепускного клапана происходит при давлении масла во входной полости центробежного фильтра 600….650 кПа (6…6,5 кгс/см2). Сливной клапан обеспечивает подачу масла в поддон двигателя при выключенном радиаторе или при повышении давления масла в последнем. Начало открытия сливного клапана происходит при давлении 110…120 кПа (1,1… 1,2 кгс/см2).

Во избежание нарушения балансировки ротора с колпаком в сборе при обслуживании фильтра на роторе и колпаке нанесены метки, которые необходимо совместить при его сборке.

Масляный радиатор обеспечивает охлаждение масла при эксплуатации автомобилей при температуре окружающего воздуха выше 0 °С и в тяжелых дорожных условиях с целью предотвращения разжижения масла и падения в связи с этим давления в системе смазки.

Радиатор трубчато-пластинчатого типа, двухрядный, воздушного охлаждения установлен на радиаторе системы охлаждения двигателя с наружной стороны (рис. 2.17) и состоит из остова, включающего два ряда горизонтальных трубок с охлаждающими пластинами, и двух бачков.

Рис. 2.18. Сапун:

Масляный радиатор отключается с помощью крана, установленного на корпусе центробежного фильтра очистки масла, при температуре окружающего воздуха ниже 0 °С.

Заливной патрубок предназначен для заправки и предварительной очистки масла. Крепится двумя болтами к картеру маховика справа. В нижней части патрубка установлен сетчатый фильтр. Отверстие патрубка герметично закрывается резьбовой пробкой, снабженной резиновой прокладкой.

Указатель уровня масла служит для периодического контроля за уровнем масла в поддоне двигателя. Он состоит из металлического стержня, резинового уплотнителя и специальной трубки, установленной с правой стороны на блоке двигателя автомобилей КамАЗ-5320 и КамАЗ-4310 и с леЕой стороны — автомобиля Урал-4320. Стержень снабжен метками «Н» — «нижняя» и «В» — «верхняя», соответствующими минимально и максимально допустимым уровням масла.

Сапун обеспечивает естественную вентиляцию картера двигателя с целью удаления паров топлива и отработаЕШих газов, проникающих в картер через зазоры между зеркалом цилиндра и кольцами, и вследствие этого предотвращения разжижения масла и ухудшения его смазывающих сеойств. Сапун лабиринтного типа установлен в гнезде картера маховика с правой стороны двигателя. Он состоит (рис. 2.18) из Еерхнего, среднего и тнутренкего стаканов и газеот-водящей трубы.

Выход отработавших газов из картера двигателя в атмосферу и паров топлива через сапун и газ00ТЕ0дящую трубу происходит благодаря разрежению, возникающему у конца газоотЕодящей трубы при движении автомобиля. Лабиринтный сапун препятствует уносу масла через газоотводящую трубу, так как при резкой смене направления движения потока газов частицы масла отделяются и стекают в поддон.

Контрольно-измерительные приборы информируют водителя о давлении масла в системе смазки двигателя, об аварийном падении давления масла и о засорении полнопоточного фильтра очистки масла. Указатель давления масла (рис. 2.19), лампы сигнализаторов засорения фильтра и аварийного падения давления масла установлены на щитке приборов: датчики этих приборов — в корпусе полнопоточного масляного фильтра. Датчик сигнальной лампы засорения фильтра встроен в канале перепускного клапана.

Рис. 2.19. Схема системы смазки двигателя: 1 — сливной клапан масляного радиатора; 2— перепускной клапан центробежного фильт* рэ; 3 — кран выключения масляного радиатора; 1 —центробежный фильтр очистки масла; 5 — указатель уровня масла; в — сапун; 7 — лампа сигнализатора засорения полнопоточного фильтра; 8 —лампа сигнализатора аварийного падения давления масла; 9 —указатель давления масла; /0компрессор; 11— топливный насос высокого давления; 12 — регулятор-выключатель гидромуфты (термосиловой датчик); 13 — гидромуфта; 14 — поддон двигателя; 15, 18 — предохранительные клапаны радиаторной и нагнетающей секций масляного насоса; 16 — масляный радиатор; 17 — маслоприемник; 19, 20 — радиаторная и нагнетающая секции масляного насоса; 21 — дифференциальный клапан; 22— фильтр полнопоточный очистки масла; 23 — глаЬная масляная магистраль; 24 — перепускной клапан полнопоточного фильтра очистки масла с датчиком сигнализатора засорения фильтра

При работе двигателя масло из поддона через маслоприемник поступает в секции масляного нассса.

Нагнетательная секция через канал в правой стенке блока под давлением подает масло в полнопоточный фильтр, где оно очищается в двух фильтрующих элементах и поступает в главную масляную магистраль. Затем по каналам в блоке и головках цилиндров масло подается к коренным и шатунным подшипникам коленчатого вала, распределительного вала, втулкам коромысел и верхним наконечникам штанг толкателей, регулятору-выключателю и подшипникам гидромуфты, подшипникам компрессора и топливного насоса. К сферическим опорам штанг и толкателей масло подается пульсирующей струей. Масло, снимаемое со стенок цилиндра маслосъемным кольцом, отводится в поршень и смазывает опоры поршневого пальца в бобышках и подшипник верхней головки шатуна.

Остальные детали и узлы двигателя смазываются разбрызгиванием и масляным туманом. Излишнее масло по каналам и трубкам стекает в поддон двигателя.

Максимальное давление масла в главной масляной магистрали в прогретом двигателе, равное 400…550 кПа (4,0…,5,5 кгс/см2), поддерживается дифференциальным клапаном масляного насоса. При работе с холодным вязким маслом при давлении 850…950 кПа (8,5…9,5 кгс/см2) срабатывают перепускные клапаны секций масляного насоса.

Из радиаторной секции масляного насоса масло поступает в фильтр центробежной очистки и приводит во вращение его ротор, обеспечивая очистку масла от механических примесей. Давление масла в фильтре ограничивается до 600…650 кПа (6,0…6,5 кгс/см2) перепускным клапаном. Очищенное в центробежном фильтре масло через кран поступает в радиатор и затем сливается в поддон двигателя. При закрытом кране или повышении давления масла в радиаторе более 110… 120 кПа (1,1… 1,2 кгс/см2) масло из центробежного фильтра через сливной клапан сливается в поддон двигателя, минуя радиатор.

Рекламные предложения:
Читать далее: Техническое обслуживание системы смазки КамАЗ-5320, КамАЗ-4310 и Урал-4320

Категория: - Автомобили Камаз Урал

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru


Смотрите также

Основные разделы
Задачи огнезащиты
Огнезащитные покрытия
Огнезащитные материалы
Огнезащитные предосторожности
Содержание, карта сайта.