Роль добровольной помощи горожан в обеспечении пожарной безопасности


Роль органов местного самоуправления в развитии пожарного добровольчества

20.08.2018

Пожары издревле являлись одним из тяжелейших бедствий, угрожавших селу. Плотная застройка жилых домов и хозяйственных построек зачастую приводили к уничтожению огнем зданий и имущества, утратив которое, многие семьи уже не могли восстановиться и уходили в город просить милостыню. В отличие от крупных городов, где создавались штатные пожарные части, в небольших населенных пунктах вся тяжесть борьбы с пожарами ложилась на плечи местных жителей. Понимая, что защита от пожара не является заботой отдельно взятого подворья, так как огонь не разбирает границ и сословий, местное население сообща решало вопросы пожарной безопасности. Каким бы строгим не было соблюдение мер по предупреждению пожара, от случайностей или природных явлений никто не застрахован, поэтому для борьбы с огненной стихией в деревнях и селах, с одобрения губернских властей и при поддержке местного самоуправления, создавались добровольные пожарные формирования, которые достаточно успешно выполняли свои функции.

В советский период основные принципы создания добровольной пожарной охраны кардинально не изменились. Так же, как и прежде, государство не могло обеспечить защиту села от пожара силами штатных подразделений, но способствовало развитию пожарного добровольчества на местах, где основная роль в организации деятельности и материально-техническом оснащении возлагалась на местные власти или сельхозпредприятия, под общим руководством органов государственной власти. И в советский период добровольные пожарные также доказали свою необходимость и эффективность.

В настоящее время предпосылки организации добровольной пожарной охраны несколько изменились – в селах практически отсутствуют крупные частные домохозяйства, промышленные и сельхозпредприятия пришли в упадок, подавляющая часть трудоспособного населения покидает села и деревни. В данных условиях на первую роль в развитии пожарного добровольчества выходит участие органов местного самоуправления, а именно – администраций муниципальных образований сельских поселений. Именно глава сельского поселения, знающий свою территорию, понимающий заботы и нужды местных жителей и искренне болеющий за улучшение их условий жизни, способен сагитировать и организовать местных граждан в добровольную пожарную команду и представлять интересы добровольцев перед другими сторонами, принимающими непосредственное участие в организации добровольной пожарной охраны. В Архангельской области добровольные пожарные дружины и команды в сельских населенных пунктах создаются по единому алгоритму: глава администрации МО – сельского поселения подбирает кандидатов в добровольные пожарные из числа местных жителей, выделяет для их деятельности здание или помещение и подает заявку в общественное учреждение пожарной охраны на создание территориального подразделения ДПО. Ежегодно из бюджета Архангельской области выделяются средства на поддержку добровольной пожарной охраны, поэтому заявка сельского поселения рассматривается с участием агентства государственной противопожарной службы и гражданской защиты Архангельской области (являющимся распорядителем субсидий) на предмет целесообразности создания добровольной пожарной команды или дружины и объемов государственной поддержки для их деятельности. При положительном решении, общественное учреждение пожарной охраны заключает договор о совместной деятельности с администрацией сельского поселения и гражданско-правовые договора с добровольными пожарными, организует их страхование и обучение, оснащает пожарной техникой, пожарно-техническим вооружением и боевой одеждой за счет средств субсидий областного бюджета, организует деятельность подразделения ДПО по профилактике и участию в тушении пожаров. После создания территориального подразделения ДПО участие органов местного самоуправления в его деятельности не заканчивается, а переходит в другую плоскость. Глава администрации или уполномоченное им лицо осуществляет повседневное руководство пожарной командой, контролирует график дежурства добровольцев и ставит им задачи по профилактике пожаров в населенном пункте, организует оповещение и сбор добровольцев в случае пожара, оказывает поддержку в эксплуатации помещений и пожарной техники, ходатайствует перед общественным учреждением о материальном стимулировании добровольных пожарных по результатам их деятельности в профилактике или тушении пожаров. В качестве положительного примера участия органов местного самоуправления в развитии пожарного добровольчества можно привести МО «Верхнеуфтюгское» Красноборского района Архангельской области. На территории сельского поселения в 2012-2013 г.г. созданы два территориальных подразделения «ДПК ВДПО Архангельской области» – добровольные пожарные команды в дер. Березонаволок и дер. Верхняя Уфтюга. Глава администрации МО «Верхнеуфтюгское» Симарев Николай Александрович проявил личную инициативу в деле создании добровольных пожарных команд. Нельзя сказать, что добровольцы организовывались на пустом месте. Николай Александрович работал в должности главы сельсовета с 1997 года, а с 2006 года продолжает свою работу в должности главы администрации сельского поселения. Вопросам пожарного добровольчества глава всегда уделял должное внимание. Но в отсутствии четкой нормативной базы и недостатка ресурсов организовать полноценную добровольную пожарную дружину не представлялось возможным. С принятием в 2011 году Федерального закона «О добровольной пожарной охране» и областного закона «О государственной поддержке добровольной пожарной охраны в Архангельской области» стал ясен порядок организации ДПО и появилась возможность привлекать для этих целей средства областного бюджета. Деревни Березонаволок и Верхняя Уфтюга в качестве мест расположения пожарных команд были выбраны не случайно, в деревнях имеются такие социально значимые объекты как: дом культуры, детский сад и средняя школа и проживает 166 и 341 человека соответственно, а вместе с населением других населенных пунктов расположенных в округе численность населения превышает 600 человек. Пожарную дружину в дер. Березонаволок с момента ее образования возглавляет старший добровольный пожарный Истомин С. А. Имея практический опыт работы в должности главы сельского совета, ныне Сергей Александрович находится на пенсии, но продолжает активную общественную работы в качестве депутата сельского поселения и принял предложение возглавить пожарную команду. Под руководством Сергея Александровича местные добровольцы построили гараж, в котором занял свое законное место бывалый пожарный автомобиль АЦ-30(66), подвели освещение и отопление. Теперь пожарная автоцистерна постоянно находится в рабочем состоянии, заправлена водой и укомплектована пожарно-техническим вооружением, предоставленным «ДПК ВДПО Архангельской области».

Пожарная команда в дер. Верхняя Уфтюга создавалась в 2013 году, на примере дер. Березонаволок. Численность добровольных пожарных также составляет пять человек, а руководит ими Михайлов Н. В. Николай Викторович работает водителем в местных учреждениях, поэтому и с пожарной автоцистерной обращается привычно. Для размещения пожарной техники был выделен гаражный бокс в муниципальном гараже, теперь автоцистерна не хранится на улице, а находится в исправном и заправленном состоянии, готовая в любое время выехать по тревоге.

Согласно договора о совместной деятельности, заключенном между МО «Верхнеуфтюгское» и «ДПК ВДПО Архангельской области» сельское поселение из своего бюджета несет расходы по ремонту пожарных депо, оплате коммунальных платежей, заправке пожарной техники топливом и оплате телефонов старших добровольных пожарных. Ежегодные расходы сельского поселения по поддержке добровольных пожарных команд составляют около 200 тысяч рублей. Но эти затраты оправдывают себя. Выезжать на пожары добровольным пожарным приходится нечасто, с 2013 по 2017 г.г. бороться с огнем добровольцам приходилось только 10 раз. Но тем и отличаются пожары в сельской местности от городских, что каждый пожар грозит уничтожением целой деревни, если помощь не придет в самые первые минуты. Помимо потушенных пожаров, мерилом работы добровольцев являются спасенные жизни. Так, в новогоднюю ночь на 1 января 2016 года, добровольцы дер. Березонаволок были подняты по тревоге на тушение пожара в жилом доме по адресу ул. Молодежная, 11. В ходе тушения пожара, который был ликвидирован в начальной стадии, был обнаружен мужчина в бессознательном состоянии, которого добровольцы эвакуировали на свежий воздух, не дав ему задохнуться в дыму. За активную работу по организации деятельности добровольной пожарной команды и решительные действия при тушении пожаров, старший добровольной пожарной команды дер. Березонаволок Истомин С.А. в 2016 году награжден медалью «XXV лет МЧС России».

В своей повседневной деятельности, помимо несения дежурства по месту работы или жительства, добровольные пожарные обслуживают пожарную технику и имущество команды, проводят текущие ремонты пожарных депо, ведут пропаганду мер пожарной безопасности среди населения, обустраивают пожарные водоемы. Приведенные примеры на практике подтверждают, что в условиях, когда до ближайшей пожарной части несколько десятков километров по грунтовым дорогам и при отсутствии речных переправ весной и осенью, создание добровольной пожарной охраны в деревнях не только возможно, но и является единственным вопросов пожарной безопасности. И именно руководители местного самоуправления могут и должны быть инициаторами и помощниками в деле развития пожарного добровольчества. За большой личный вклад в создание добровольных пожарных команд в дер. Березонаволок и дер. Верхняя Уфтюга, в 2014 году глава МО «Верхнеуфтюгское» Симарев Н.А. был награжден медалью ВДПО «За содействие в организации добровольной пожарной охраны».

Справочно: по состоянию на 1 января 2018 года на территории Архангельской области осуществляют свою деятельность пять районных общественных учреждений пожарной охраны и одно региональное общественное учреждение «ДПК ВДПО Архангельской области» в состав которых входят 115 территориальных подразделений ДПО (ДПК ВДПО Архангельской области – 70 территориальных подразделения) общей численность 520 добровольных пожарных. В течение 2017 года добровольные пожарные 158 раз принимали участие в тушении пожаров и загораний, из них в 56 случаях добровольцы работали самостоятельно, без привлечения сил и средств государственной противопожарной службы. В целях профилактики пожаров проинструктировано 7734 человека и распространено 10188 памяток о мерах пожарной безопасности.

Количество показов: 295

www.vdpo29.ru

Организация деятельности добровольной пожарной охраны

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ВВЕДЕНИЕ

Тушить пожары и спасать людей из огня -- это служебный долг пожарных. Но есть и такие, которые спасают жизни не по зову службы, а по велению сердца. Это добровольцы, которые рискуют жизнью наравне с профессионалами.

Пожарные дружины существуют в нашей стране довольно давно. Еще в советские времена колхозы и предприятия набирали добровольцев для защиты урожая или обеспечения безопасности в рабочих цехах. Многие из этих учреждений существуют и по сей день, правда, сегодня их деятельность регулируется новым федеральным законодательством.

1. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОБРОВОЛЬНОЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ

Под общественным объединением пожарной охраны понимается созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации социально ориентированное общественное объединение физических лиц и (или) юридических лиц - общественных объединений, основной уставной целью которого является участие в осуществлении деятельности в области пожарной безопасности и проведении аварийно-спасательных работ. Добровольные пожарные обязаны быть членами или участниками общественных объединений пожарной охраны.

Общественные объединения пожарной охраны создаются как:

1) общественная организация;

2) общественное учреждение.

Учредителями общественного объединения пожарной охраны могут выступать физические лица и юридические лица - общественные объединения. Членами общественного объединения пожарной охраны являются физические и юридические лица им могут выдаваться удостоверения (членские билеты) установленного образца.

2. ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ

Общественная организация пожарной охраны создается физическими или юридическими лицами для осуществления совместной деятельности, защиты общих интересов и достижения уставных целей организуют и обеспечивают создание подразделений добровольной пожарной охраны, подготовку добровольных пожарных и материальное стимулирование участия добровольных пожарных в обеспечении пожарной безопасности.

Общественные организации пожарной охраны представляют и защищают законные права и интересы добровольных пожарных и иных членов общественных организаций пожарной охраны в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями. Руководящие органы общественных организаций пожарной охраны формируются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом соответствующей общественной организации пожарной охраны.

3. ОБЩЕСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ

В форме общественных учреждений пожарной охраны создаются добровольные пожарные команды и добровольные пожарные дружины, ставящие своей целью участие в профилактике и тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ соответственно на территориях городских и сельских поселений, межселенных территориях (территориальные добровольные пожарные команды или территориальные добровольные пожарные дружины) или в организациях (объектовые добровольные пожарные команды или объектовые добровольные пожарные дружины).

Участниками территориальной добровольной пожарной команды или территориальной добровольной пожарной дружины являются добровольные пожарные, проживающие на территориях городских и сельских поселений в районе обслуживания.

Объектовые добровольные пожарные команды и объектовые добровольные пожарные дружины могут создаваться по месту работы или учебы физических лиц.

4. ЗАДАЧИ ДОБРОВОЛЬНОЙ ПОЖАРНОЙОХРАНЫ

Основными задачами добровольной пожарной охраны в области пожарной безопасности являются:

1) осуществление профилактики пожаров;

2) спасение людей и имущества при пожарах, проведении аварийно-спасательных работ и оказание первой помощи пострадавшим;

3) участие в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

5. ЛИЧНЫЙ СОСТАВ ДОБРОВОЛЬНОЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ

Добровольными пожарными могут быть физические лица, достигшие возраста восемнадцати лет и способные по состоянию здоровья исполнять обязанности, связанные с участием в профилактике или тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

Для личного состава добровольной пожарной охраны учредителем общественных объединений пожарной охраны могут быть установлены знаки отличия и форма одежды.

Добровольные пожарные не имеющие специального профессионального образования в области пожарной безопасности в обязательном порядке проходят профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки и программам повышения квалификации добровольных пожарных, разработанным и утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. Привлечение граждан к исполнению обязанностей добровольных пожарных сверх 48-часовой продолжительности еженедельного времени несения службы в подразделении добровольной пожарной охраны, допускается с их согласия с выплатой компенсации в денежной форме или в виде дополнительного времени отдыха.Добровольные пожарные, сведения о которых содержатся в сводном реестре добровольных пожарных три и более года, имеют право на поступление вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний в пожарно-технические образовательные учреждения.

Добровольным пожарным территориальных подразделений добровольной пожарной охраны по месту работы предоставляется ежегодный дополнительный отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до десяти календарных дней

добровольный пожарный спасательный охрана

6. ФИНАНСИРОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОБРОВОЛЬНОЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ

Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности добровольной пожарной охраны осуществляется за счет собственных средств, взносов и пожертвований, средств учредителя (учредителей), средств поддержки, оказываемой органами государственной власти и органами местного самоуправления общественным объединениям пожарной охраны, и иных средств, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Имущество, используемое добровольной пожарной охраной, формируется посредством передачи имущества учредителя во владение, в аренду или в безвозмездное пользование на долгосрочной основе добровольной пожарной команде или добровольной пожарной дружине, взносов и пожертвований.

Работники добровольной пожарной охраны и добровольные пожарные, принимающие непосредственное участие в тушении пожаров, обеспечиваются средствами индивидуальной защиты пожарных и снаряжением пожарных, необходимыми для тушения пожаров.

7. ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКОВ ДОБРОВОЛЬНОЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ И ДОБРОВОЛЬНЫХ ПОЖАРНЫХ

На работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных возложены следующие обязанности:

1) обладать необходимыми пожарно-техническими знаниями в объеме, предусмотренном соответствующей программой профессионального обучения добровольных пожарных;

2) во время несения службы в соответствии с графиком дежурства прибывать к месту вызова при получении сообщения о пожаре или о чрезвычайной ситуации, участвовать в тушении пожара и проведении аварийно-спасательных работ и оказывать первую помощь пострадавшим;

3) нести службу в соответствии с графиком дежурства.

4) соблюдать установленный порядок несения службы в расположении добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины, дисциплину и правила охраны труда в пожарной охране;

5) содержать в исправном состоянии снаряжение пожарных, пожарный инструмент, средства индивидуальной защиты пожарных и пожарное оборудование;

6) выполнять законные распоряжения руководителя добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины и руководителя тушения пожара.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Актуальность федерального закона состоит в том, что он призван решить жизненно-важную проблему по защите населенных пунктов подразделениями пожарной охраны. Исторический опыт России по борьбе с пожарами, опыт зарубежных стран говорит о том, что наиболее рациональным способом решения этой проблемы является развитие добровольной пожарной охраны, основной задачей которой как раз является участие в тушении пожаров в этих неприкрытых подразделениями государственной противопожарной службы населенных пунктах.

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Добровольная пожарная охрана - социально ориентированные общественные объединения пожарной охраны, созданные по инициативе физических лиц и (или) юридических лиц - общественных объединений для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

Добровольный пожарный - физическое лицо, являющееся членом или участником общественного объединения пожарной охраны и принимающее на безвозмездной основе участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

Добровольная пожарная дружина - территориальное или объектовое подразделение добровольной пожарной охраны, принимающее непосредственное участие в тушении пожаров и не имеющее на вооружении мобильных средств пожаротушения;

Добровольная пожарная команда - территориальное или объектовое подразделение добровольной пожарной охраны, принимающее непосредственное участие в тушении пожаров и имеющее на вооружении мобильные средства пожаротушения;

Работник добровольной пожарной охраны - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с юридическим лицом - общественным объединением пожарной охраны;

Статус добровольного пожарного - совокупность прав и свобод, гарантированных государством, и обязанностей и ответственности добровольных пожарных, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, уставом добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины либо положением о добровольной пожарной команде или добровольной пожарной дружине.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ДОБРОВОЛЬНОЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЕ от 6 мая 2011 года N 100-ФЗ (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ).

Размещено на Allbest.ur

...

revolution.allbest.ru

Развитие добровольной пожарной охраны в России

РАЗВИТИЕ ДОБРОВОЛЬНОЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ

В РОССИИ

В.М. Деревянко, начальник кафедры, к.э.н., доцент,

А.В. Кружилов, курсант, Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Добровольная пожарная охрана - форма участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности [1].

История пожарного добровольчества начинается в 1843 г., когда в городе Осташкове Тверской губернии было создано первое в России добровольное пожарное общество. Причиной создания местных добровольческих пожарных организаций явилась помощь профессиональным пожарным командам в борьбе с огнем. В сельских населенных пунктах добровольные пожарные дружины были единственной силой противопожарной обороны.

К 1893 г. в России уже насчитывалось 250 вольных и 12 частных добровольных пожарных обществ, в которых было организовано 2430 добровольных дружин [2]. В 1892 г., по инициативе страстного покровителя пожарного дела графа А.Д. Шереметева, в Санкт-Петербурге проходит съезд пожарных деятелей России, на котором было принято решение о создании общероссийского центра добровольной пожарной охраны, который мог бы объединить добровольцев, обобщить накопившийся организационный и практический опыт пожаротушения, решить насущные вопросы пожарной безопасности. Так, весной 1893 г. было создано Российское пожарное общество. 13 мая 1898 г. Обществу было присвоено звание «Императорское» (его под свое покровительство взяли члены царской семьи).

Императорское Российское пожарное общество (ИРПО) явилось единственной в то время организацией по решению всех проблем, связанных с пожарным делом. ИРПО содействовало:

- учреждению пожарных обществ, дружин;

- принятию предупредительных мер, пресечению пожарных бедствий, ведению статистики пожаров;

- организации и проведению пожарно-технических выставок, изданию специальной литературы по пожарному делу;

- созыву съездов пожарных деятелей;

- оказанию материальной помощи нуждающимся пожарным и лицам, пострадавшим от огня [3].

Членами Общества были не только добровольцы («охотники»), но и профессиональные пожарные, представители чиновничьей знати (покровители пожарного дела).

Необходимо отметить, что до 1917 г. ИРПО активно вело активную работу по развитию и популяризации пожарного дела; в 1914 г. предусматривался проект реформы пожарного охраны.

Исторические события - Первая Мировая война, Февральская и Октябрьская революции, препятствовали преобразованиям в данном направлении.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В мае 1919 года деятельность ИРПО была полностью прекращена. На этом закончился период деятельности царской добровольной пожарной охраны.

Попыткой возродить пожарное добровольчество в Советской России стало утверждение 11 июля 1924 года. Народным Комиссаром внутренних дел РСФСР Уставов для добровольных пожарных дружин и добровольных пожарных обществ. Ряды добровольцев начинают активно пополняться рабочими, служащими и трудовым крестьянством. К началу 1930-х гг. добровольцы становятся большой силой (по неполным данным в стране насчитывается более 1000 выездных пожарных дружин [2]), оказывающей реальную помощь профессиональной пожарной охране в тушении пожаров и их профилактике. Но организованное в 1934 г. Главное управление пожарной охраны НКВД СССР начинает неоправданно проводить политику ограничения и свертывания деятельности добровольных пожарных обществ, передачу их техники и имущества профессиональной пожарной охране. Активное восстановление пожарных обществ наступает только после Великой Отечественной войны.

Важным этапом возрождения всероссийского добровольного пожарного движения явился послевоенный период. 17 декабря 1960 г. в городе Свердловске состоялся форум пожарных добровольцев, на который прибыли делегаты со всех концов России. С принятием Постановления Совета Министров РСФСР № 1074 от 14.07.1960 «Об организации Всероссийского добровольного пожарного общества (ВДПО)» добровольческое движение вновь набирает обороты. Создаются и юношеские добровольные пожарные дружины (ЮДПД), которые осуществляют пожарную пропаганду среди населения страны (выпускаются кинофильмы противопожарной тематики, издаются плакаты и брошюры, объявления в газетах и журналах, передачи по радио). Добровольцы ведут как пожарно-профилактическую работу, так и профильную производственную деятельность.

Как показали исследования, на 1 января 1986 года в ВДПО входили 72 республиканских, краевых и областных советов, которые объединяли более двух тысяч районных и городских советов, с общим числом членов более 13 млн. человек [2].

Следовательно, деятельность ВДПО положительно влияла на обеспечение пожарной безопасности объектов народного хозяйства городов и сельской местности.

Статистический анализ позволил нам выявить, с 1980-1985 гг. добровольными пожарными до прибытия пожарных подразделений было успешно ликвидировано 113 тыс. пожаров и загораний, сохранено материальных ценностей на сумму около 500 млн. рублей [2].

Современная деятельность ВДПО определена Федеральным законом РФ от 06.05.2011 № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране». Общество ведет активную работу в области добровольной пожарной помощи и всесторонне сотрудничает с подразделениями Государственной пожарной службы. Осуществляя общественно полезную и социально значимую деятельность в сфере пожарной безопасности и защиты от чрезвычайных ситуаций, ВДПО выступает как организация, имеющая общественную организационно-правовую форму, но

ставящая перед собой государственные цели.

В настоящее время Всероссийское добровольное пожарное общество включает:

- 210 тысяч членов ВДПО;

- 81 региональное отделение в субъектах Российской Федерации;

- 8 тысяч штатных работников в организациях и на предприятиях системы ВДПО;

- 850 местных (городских, районных) отделений ВДПО, в том числе 22 в закрытых административно-территориальных образованиях;

- Тольяттинский завод противопожарного оборудования ВДПО (выпуск порошковых огнетушителей, адсорберов, средств эвакуации);

- научно-исследовательский институт ВДПО ОПБ с филиалами в крупнейших субъектах Российской Федерации;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Издательский дом ВДПО [4].

Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что ВДПО - это не только крупнейшая в России общественная организация, ведущая организационно-массовую работу по формированию общественного сознания и гражданской позиции населения в области пожарной безопасности, привлечению граждан к предупреждению и тушению пожаров, но и одна из крупнейших и разветвленных производственно-сбытовых сетей противопожарной продукции.

Список использованной литературы

1. Собрание законодательства РФ, Федеральный закон РФ от 06.05.2011 № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране».

2. Савельев П.С. Пожарные добровольцы России / П.С. Савельев. - Всерос. Добровольное пожарное общество, Центр. совет. - Алев, 1997.- 48с.

3. Калач Е.В. История пожарной охраны. / Е.В. Калач. - Воронеж: Воронежский институт ГПС МЧС России, 2012. - 153 с.

4. www.fire.mchs.gov.ru

cyberleninka.ru

Организация пожарной охраны на предприятии и на отдельных участках работы. Роль добровольной пожарной дружины и пожарно-технической комиссии в пожарной охране.

Основным документом, регламентирующим деятельность по обеспечению пожарной безопасности, является закон РБ «О пожарной безопасности» введенный постановлением Верховного Совета РБ от 15.06.93 с изменениями и дополнениями от 3.05.96 и от 13.10.97. Он определяет правовую основу и принципы организации системы пожарной безопасности и государственного пожарного надзора, действующих в целях защиты от пожаров жизни и здоровья людей , национального достояния, всех видов собственности и экономики РБ.

Деятельность по обеспечению пожарной безопасности осуществляется в соответствии и настоящим Законом и др. актами законодательства РБ, а также на основе норм и правил пожарной безопасности, требований стандартов и др. документов системы противопожарного нормирования и стандартизации, действующих на территории республики.

Гос. управление в области обеспечения пожарной безопасности осуществляется Сов. Министров РБ, органами гос. пожарного надзора, МЧС, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами.

Гос. надзор за обеспечением пожарной безопасности министерствами, др. органами гос. управления, предприятиями, учреждениями и органами независимо от форм собственности. а также гражданами осуществляют органы гос. пож. надзора Министерства внутр. дел РБ.

Деятельность общественных пожарных объединений осущ-ся в соответствии с их уставами. Внештатные пожарные формирования (команды, дружины, пожарно-технические комиссии) функционируют в соответствии с Положением, утверждаемым Сов. Мин. РБ.

Обязанности руководителей и должностных лиц предприятия:

1) обеспечивать ПБ(пожарная безопасность) и противопожарный режим на предприятии

2) обеспечивать своевременное выполнение противопожарных мероприятий по предписанию, составленным органами гос. пож. надзора

3) обеспечивает выполнение и соблюдение противопожарных требований, норм, стандартов, правил при проектировании, реконструкции , ремонте подведомственных объектов

4) создавать внештатные пожарные формирования и организовывать их работу

5) содержать в исправном состоянии пожарную технику , оборудование, инвентарь

6) организовывать обучение работников правилам ПБ

7) обеспечивать разработку плана действий работников на случай возникновения пожара

8) принимают меры к нарушителям НиП ПБ

9) взыскивает материальный ущерб с виновников пожаров

Лица, ответственные за ПБ помещения, должны:

1) разъяснять работникам правила ПБ и требовать строго их соблюдения

2) следить за исправным состоянием оборудования

3) знать нахождение средств пожаротушения и уметь ими пользоваться

4) перед окончанием работ проверять тщательность уборки рабочих мест, а после окончания проконтролировать отключение напряжения

Обязанности работников:

1) отвечать за правильное ведение работ на своем рабочем месте

2) точное выполнение инструкций и указаний противопожарного инструктажа

3) правильность действий в случае возникновения пожара на обслуживаемом участке

Противопожарная службана предприятии осуществляется подразделением военизированной охраны или подразделениями противопожарной охраны, которые в своей деятельности подчинены руководителю предприятия.

На них возлагается :

- разработка мероприятий по предупреждению пожаров и предупреждению пожарной профилактики

- проведение разъяснительной работы по соблюдению мер и правил пожарной безопасности

- тушение пожаров и возгораний на территории предприятия и вблизи

- содержание в исправности пожарно-технического вооружения и средств пожаротушения и пожаросигнализации

На предприятиях создаются добровольно-пожарные дружины

Ответственность за выполнение правил пожарной безопасности структурными подразделениями в отдельных и производственных и складских помещениях несут их руководители или лица их замещающие, которые обязаны:

- обеспечить соблюдение на вверенных им участках работы установленного противопожарного режима;

- следить за исправностью производственных установок и немедленно принимать меры по устранению обнаруженных неисправностей, могущих привести к пожару;

- следить за тем, чтобы по окончании работы производилась уборка рабочих мест и помещений, отключалась электросеть, за исключением дежурного освещения и тех установок, которые по условиям производства должны действовать круглосуточно;

- обеспечить постоянную готовность к действию имеющихся средств пожаротушения, связи и сигнализации.

Инженерно-технические работники, рабочие и служащиенесут персональную ответственность за выполнение правил пожарной безопасности в частности , касающейся их проф. деятельности, что должно быть отражено в их должностных обязанностях.

Ответственность за пожарную безопасность отдельных территорий, зданий и сооружений, а также технологического и инженерного оборудования определяет руководитель предприятия своим приказом (распоряжением).

При аренде предприятий, зданий и сооружений и установок ответственность за обеспечение и пожарной безопасности устанавливается в соответствии с договором аренды. В случае, если в договоре этот вопрос не оговорен, ответственность возлагается на арендодателя в части оснащения объекта аренды средствами противопожарной защиты, обеспечения его эвакуационными путями и противопожарной устойчивости, а на арендатора – в части соблюдения противопожарного режима.

В соответствии с Законом РБ «О пожарной безопасности»(ст17), руководители, др. должностные лица предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности обязаны обеспечить пожарную безопасность и противопожарный режим на вверенных им предприятиях, в учреждениях и организациях, а в соответствии со ст.19 каждый гражданин РБ, обязан знать т выполнять требования пожарной безопасности в быту и производственной деятельности, оказывать посильную помощь в ликвидации пожаров.

Ответственность граждан за нарушение требований пожарной безопасности определена ст.46 Закона, где сказано, что за нарушение требований пожарной безопасности на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности ответственность несут персонально их руководители, по отраслям – руководители министерств, др. органов гос. управления, а по городам и др. населенным пунктам – органы местного управления.

Лица, нарушающие или невыполняющие настоящий Закон, стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, предписания , заключения, постановления, протоколы органов гос. пожар. надзора, а также лица, виновные в возникновении пожаров, несут дисциплинарную, административную, материальную и уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством РБ.

За невыполнение правил пожар. безопасности , а также постановлений гос. пожар. надзора о приостановлении (запрете) работы предприятий или эксплуатации (строительства ) зданий. сооружений ст.170 Кодекса РБ об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность в виде предупреждения или наложении штрафа на граждан в размере до семи минимальных заработных плат и предупреждения или наложения штрафа на должностных лиц – до 30 минимальных заработных плат.

За нарушение правил пожарной безопасности лицом, ответственность за их выполнение , к которому в течение года было применено административное взыскание за такое же нарушение, ст.210 УК РБ предусмотрена наказание в виде исправительных работ на срок до одного года или штрафа, или увольнением от должности.

Частью второй этой же статьи УК предусмотрено, что за нарушение правил пожарной безопасности лицом, ответственности за их выполнение, если это повлекло возникновение пожара, причинившего значительный материальный ущерб или вред здоровью людей, наказание в виде лишение свободы на срок до пяти или исправительные работы на срок до двух лет с увольнением от должности.

Нарушение , предусмотренное частью третьей настоящей статьи, если оно повлекло человеческие жертвы или иные тяжкие последствие – наказывается лишением свободы на срок до восьми лет.

Уголовная ответственность за умышленное уничтожение или повреждение имущества предусмотренное ст.96 УК. Умышленное уничтожение или повреждение имущества – наказывается лишением свободы на срок до одного года, или исправительными работами на то же срок или штрафом

Умышленное уничтожение или повреждение имущества, совершенное путем поджога или иными общеопасным способом или повлекшее человеческие жертвы, или причинившее крупный ущерб, либо иные тяжкие последствия наказывается лишением свободы на срок до10 лет.

Условия привлечения работника к материальной ответственности за ущерб причиненный нанимателю оговорена в гл.37 «Материальная ответственность работника за ущерб причиненный нанимателю при исполнении трудовых обязанностей» ТК РБ в ст.400

Порядок организации и проведения на предприятии противопожарного инструктажа и пожарно-технического минимума

В каждом цехе, лаборатории, мастерской должна быть разработана конкретная инструкция о мерах пожарной безопасности (утверждается главным инженером).

Все рабочие и служащие должны проходить специальную противопожарную подготовку, состоящую из противопожарного инструктажа (вводного и первичного на рабочем месте) и занятий по пожарно-техническому минимуму по специальной программе.

Проводит начальник местной пожарной охраны или инструктор по пожарн. безопасности

Вводный противопожарныйинструктаж о соблюдении мер по пожарной безопасности должны проходить все вновь принимаемые на работу рабочие и служащие. Для проведения первичного противопожарного инструктажа на предприятии д.б. выделено помещение, оборудованное необходимым наглядным пособием. Вводный противопожарный инструктаж можно проводить одновременно с инструктажем по ТБ. Вновь поступивший на работу должен быть ознакомлен с общими правилами и инструкциями по пожарн. безопасности, порядком проведения огневых работ, с цехами участками повышенной опасности, возможными причинами пожаров и средствами связи и пожаротушения.

первичный- проводится на раб месте лицом, ответственным за пожарную безопасность цеха, производственного участка и др. проводят начальник цеха или по его поручению работник, ответственность за противопожарное состояние. проводят непосредственно на участке производства, где будет работать вновь принятый и знакомят с правилами пожарн. безопасности в данном цехе, с установленной повышенной пожарн. опасности, средства пожаротушения и польз ими проведения инструктажей фиксируется в журнале

Обучение по программе пожарно-технического минимума должно проводиться непосредственно в цехах, на установках, произв. участках.. Занятия проводятся по группам с учетом категории специалистов. По окончании прохождения программы пожарно-технического минимума у рабочих и служащих принимаются зачеты. Результаты зачетов оформляются особой ведомостью, в кот. указываются оценки по изученным темам.

Пожарно-техническая комиссия(ПТК)

Для каждого производства или объекта на основе типовых правил пожарной безопасности промышленных предприятий должны разрабатываться противопожарные инструкции.

Вся профилактическая работа в области пожарной безопас­ности на предприятии возлагается на пожарно-техническую ко­миссию, которая на основании анализа состояния противопожар­ного режима, выявления технологических нарушений и недостатков разрабатывает противопожарные мероприятия.

Для лучшей постановки дела пожарной организации на предприятии есть пожарно-техническая комиссия в составе:

- главного инженера

- начальника пожарной охраны предприятия

- главного энергетика

- главного технолога

- инженера по ТБ

- представители общественной организации

ПТК разрабатывает мероприятия по обеспечению пожарной безопасности на производстве, проводят рационализаторскую работу по пожарной опасности права, привлекая к этой работе работника предприятия

Основной целью создания ПТК является привлечение инженерно-технических работников, рабочих и служащих к участию в работе по проведению пожарнопрофилактических мероприятий, своевременному выявлению и устранению нарушений стандартов, норм и правил пожарной безопасности, а также улучшение эффективности взаимодействия сотрудников пожарной службы с инженерно-техническим персоналом предприятий по внедрению научно-технических достижений в области противопожарной защиты промышленных предприятий и повышению уровня знаний в области пожарной безопасности ИТР, рабочих и служащих.

Одной из главных функций ПТК является проведение детальных проверок противопожарного состояния всех производственных, складских, лабораторных, подсобных административных и др. помещений, а также территории предприятия.

Проверки должны проводиться не реже 2 раз в год. По результатам проведенных проверок вырабатываются противопожарные мероприятия. Намеченные комиссией мероприятия оформляются актом.

По результатам обследования издается приказ руководителя предприятия, кот. утверждается акт комиссии, определяются сроки, пути и способы устранения выявленных нарушений.

На ПТК возлагается осуществление контроля за выполнением предписаний органов гос. пожар. надзора. Комиссия не имеет права отменять или изменять мероприятия, предложенные предписаниями гос. пожар. надзора. Если по мнению комиссии, имеется необходимость в отмене мероприятия или продлении срока его выполнения, то она подготавливает соответствующее обоснование и через руководителя предприятия направляет письмо в адрес органа гос. пожар. надзора, кот. предложено мероприятие.

Вся работа ПТК строится в соответствии с планами, составляемыми на полугодие или год общеобъектовыми комиссиями и на квартал или полугодие – цеховыми

studfiles.net

Как стать добровольцем

1) Равенство перед законом общественных объединений пожарной охраны независимо от их организационно-правовых форм.

2) Добровольность, равноправие и законность деятельности добровольной пожарной охраны.

3) Свобода в определении внутренней структуры добровольной пожарной охраны, целей, форм и методов деятельности добровольной пожарной охраны.

4) Гласность и общедоступность информации о деятельности добровольной пожарной охраны.

5) Готовность подразделений добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных к участию в профилактике и (или) тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ и оказанию первой помощи пострадавшим.

6) Приоритетность спасения людей и оказания первой помощи пострадавшим при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

7) Обоснованность риска и обеспечение безопасности добровольных пожарных при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

1. Работники добровольной пожарной охраны, состоящие на должностях, предусмотренных штатным расписанием, и добровольные пожарные, осуществляющие деятельность в составе добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины, имеют право на:

  • защиту жизни и здоровья при исполнении ими обязанностей, связанных с осуществлением ими деятельности в добровольной пожарной команде или добровольной пожарной дружине;
  • возмещение вреда жизни и здоровью, причиненного при исполнении ими обязанностей, связанных с осуществлением ими деятельности в добровольной пожарной команде или добровольной пожарной дружине, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • участие самостоятельно или в составе добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины на законных основаниях в профилактике и (или) тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ и оказание первой помощи пострадавшим;
  • информирование о выявленных нарушениях требований пожарной безопасности органов местного самоуправления и (или) организаций, соответствующих территориальных подразделений Государственной противопожарной службы;
  • внесение в органы местного самоуправления и организации предложений по повышению уровня пожарной безопасности на территориях городских и сельских поселений, межселенных территориях и в организациях;
  • осуществление при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ необходимых действий по обеспечению безопасности людей и спасению имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Работники добровольной пожарной охраны и добровольные пожарные, принимающие непосредственное участие в тушении пожаров, обеспечиваются средствами индивидуальной защиты пожарных и снаряжением пожарных, необходимыми для тушения пожаров, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКОВ ДОБРОВОЛЬНОЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ И ДОБРОВОЛЬНЫХ ПОЖАРНЫХ

На работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных, осуществляющих деятельность в составе добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины, уставом добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины либо положением об объектовой добровольной пожарной команде или объектовой добровольной пожарной дружине должны быть возложены следующие обязанности:

1) обладать необходимыми пожарно-техническими знаниями в объеме, предусмотренном соответствующей программой профессионального обучения добровольных пожарных;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

2) во время несения службы (дежурства) в соответствии с графиком дежурства прибывать к месту вызова при получении сообщения о пожаре или о чрезвычайной ситуации, участвовать в тушении пожара и проведении аварийно-спасательных работ и оказывать первую помощь пострадавшим;

3) нести службу (дежурство) в соответствии с графиком дежурства, согласованным с руководителем организации по месту работы или учебы добровольного пожарного в случае включения добровольного пожарного в указанный график дежурства в рабочее или учебное время и утвержденным соответственно руководителем добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины;

4) соблюдать установленный порядок несения службы (дежурства) в расположении добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины, дисциплину и правила охраны труда в пожарной охране;

5) содержать в исправном состоянии снаряжение пожарных, пожарный инструмент, средства индивидуальной защиты пожарных и пожарное оборудование;

6) выполнять законные распоряжения руководителя добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины и руководителя тушения пожара.

Порядок принятия граждан в добровольные пожарные

В гражданско-правовом договоре должны быть определены:

1.Права и обязанности добровольного пожарного по внештатной должности

2.Предоставляемые ему компенсации

3.Предоставляемые социальные льготы

4.Предоставляемые социальные гарантии

1. Стать членом или участником общественного объединения пожарной охраны (написать заявление, вступить в юридические отношения с общественным объединением пожарной охраны).

2. Зарегистрироваться в реестре добровольных пожарных (регистрацию осуществляет общественное объединение пожарной охраны).

3. При отсутствии подготовки в области пожарной безопасности пройти обучение по программам профессиональной подготовки личного состава подразделений ДПО.

Льготы и компенсации добровольным пожарным 

I. Общие положения:

1. Осуществление личного страхования добровольных пожарных территориальных подразделений ДПО на период исполнения им обязанностей добровольного пожарного.

2. Установление гарантии правовой и социальной защиты членов семей работников ДПО и добровольных пожарных.

II. Льготы добровольным пожарным:

1. Освобождение от работы или учёбы без сохранения заработной платы (для работающих граждан), но с сохранением за ними места работы или учёбы, должности на время участия в тушении пожаров или несения службы в расположении добровольной пожарной команды (дружины), либо прохождения профподготовки.

2. Компенсации за время отсутствия по месту работы или учёбы, на время привлечения в рабочее или учебное время к участию в тушении пожаров или несению службы либо прохождения профподготовки.

3. Компенсации, предусмотренные в рамках гражданско-правового договора на выполнение работ по участию в профилактике и (или) тушении пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

4. Компенсации за исполнение обязанностей добровольного пожарного в свободное от работы или учёбы время.

5. Возмещение расходов, связанных с оплатой проезда от места жительства, работы или учёбы до места прохождения профподготовки и обратно.

6. Возмещение командировочных расходов, связанных с прохождением профподготовки.

7. Предоставление права поступления вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний в пожарно-техническое образовательные учреждения, добровольным пожарным, сведения о которых содержаться в сводном реестре три и более года.

Другие льготы, установленные органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

III. Льготы добровольным пожарным территориальных подразделений ДПО:

Предоставление ежегодного дополнительного отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью до десяти календарных дней по месту работы.

 

movdpo.ru


Смотрите также

Содержание, карта сайта.