Пожарные рукава и рукавная арматура


Пожарные рукава и рукавная арматура — ПОЖАРНЫЕ РЕБЯТА

Пожарные рукава и рукавная арматура

Пожарный рукав — это гибкий трубопровод предназначенный для транспортирования огнетушащих веществ, оборудованный пожарными соединительными головками.

Пожарные рукава подразделяются на следующие виды:

  • всасывающие;
  • напорно-всасывающие;
  • напорные.

Пожарные рукава, по которым огнетушащие вещества подаются под давлением, называются напорными. В случае использования открытых водоисточников для забора воды используют всасывающие рукава. При заборе воды из водопроводной сети используются напорно-всасывающий рукав и короткий напорный рукав.

ВСАСЫВАЮЩИЕ (ВПР) и НАПОРНО-ВСАСЫВАЮЩИЕ (НВПР) ПОЖАРНЫЕ РУКАВА

Всасывающий пожарный рукав — это рукав жесткой конструкции, который предназначен для отбора воды из открытого водоисточника с помощью пожарного насоса.

Рис.1

Напорно-всасывающий рукав — это рукав жесткой конструкции, предназначенный для забора воды из пожарного гидранта (ПГ).

Всасывающий рукав и напорно-всасывающий рукав (Рис. 2) состоит из внутренней резиновой камеры 3, двух текстильных слоев 2 и 6, проволочной спирали 4, промежуточного рези- нового слоя 5 и наружного текстильного слоя 1.

Резиновые слои обеспечивают рукаву воздуховодонепроницаемость, а также эластичность и гибкость. Проволочная спираль 4 увеличивает механическую прочность и исключает сплющивание рукава под действием атмосферного давления.

Рис. 2. Конструктивное исполнение всасывающих и напорно-всасывающих рукавов 1 — наружный текстильный слой; 2 — текстильный слой; 3 — внутренняя резиновая камера; 4 — проволочная спираль; 5 — промежуточный резиновый слой; 7 — головка соединительная

Слои прорезиненной ткани увеличивают механическую прочность рукава от растягивающих усилий и защищают резиновые слои от истирания. На концах всасывающих рукавов имеются мягкие без спирали манжеты для установки и закрепления соединительных головок, которые крепятся при помощи оцинкованной проволоки, диаметром 2,0–2,6 мм или металлических оцинкованных хомутов.

На наружную поверхность манжеты каждого рукава наносится маркировка, содержащая наименование завода-изготовителя, номер стандарта, группу, тип, внутренний диаметр, рабочее давление (для рукавов 2-й группы), длину и дату изготовления.

Как правило, в пожарной охране, на напорно-всасывающие рукава устанавливаются соединительные головки диаметром 77 мм, а на всасывающие рукава диаметром 125 мм.

Технические характеристики напорно-всасывающих и всасывающих рукавов, используемых на передвижной пожарной технике, представлены в табл.1.

Таблица 1.

Параметры Внутренний диаметр ВПР, мм
75 125 200
Длина манжеты, мм 100 150 150
Толщина резинового слоя, мм, не менее
— внутреннего 2,0 2,0 2,0
— промежуточного 1,5 1,5 1,5
Длина рукава, мм 4000 4000 4000
Минимальный радиус изгиба, мм 400 600 900
Рабочее давление, МПа 0,5
Рабочий вакуум, МПа 0,08 0,08 0,08
Масса 1 м рукава, кг 3,1 6,3 13,5

Длина всасывающих пожарных рукавов определяется конструктивной особенностью пожарных автомобилей. Пенал для хранения всасывающих рукавов размещается, как правило, на надстройке пожарного автомобиля и имеет длину не более 4 м. Конструкция пенала обеспечивает сушку всасывающих рукавов за счет обдува их при движении пожарного автомобиля.

Всасывающие рукава, поступившие в пожарную часть или на рукавную базу, подвергаются входному контролю. При этом прежде всего проверяется наличие и данные маркировки. Рукава, прошедшие входной контроль, навязывают на соединительные головки, после чего их подвергают испытаниям на герметичность.

Порядок испытания напорно-всасывающих и всасывающих рукавов

При испытании всасывающего рукава на герметичность один конец его подсоединяют к источнику давления, другой закрывают заглушкой, имеющей кран для выпуска воздуха. При открытом кране рукав медленно заполняется водой до полного удаления воздуха из него, кран закрывают и постепенно повышают давление в рукаве до указанного в табл. 2. значения испытательного давления в соответствии с диаметром и группой рукава, и выдерживают рукав при этом давлении 10 мин. На рукаве не должно быть разрывов, просачивания воды в виде росы и местных вздутий, а также деформации металлической спирали.

Таблица 2.

Диаметр рукава, мм Испытательное давление, МПа, для рукавов
Группы 1 Группы 2
до 75 0,3±0,03 1,0±0,1
75 и выше 0,2±0,02 0,75±0,08

Для испытания рукавов на герметичность при вакууме один конец рукава подсоединяют к вакуум-линии с мановакуумметром, другой заглушают. Создают в рукаве вакуум, равный (0,08 ± 0,01) МПа, перекрывают вакуум-линию и выдерживают рукав при этом разрежении в течение 3 мин. Падение разрежения в рукаве за это время не должно превышать 0,013 МПа. В процессе испытания на наружной поверхности рукава не должно быть сплющиваний и изломов. После испытания внутреннюю полость рукава просматривают на свет. Рукав, выдержавший испытание, не должен иметь на внутренней поверхности выпуклостей, пузырей, надрывов и отслаивания.

Обнаружить отслоение внутреннего слоя резины осмотром рукава бывает весьма сложно, так как слой резины при снятии разрежения занимает первоначальное положение. Однако отслоение и перекрытие проходного сечения рукава при разрежении можно определить по некоторым внешним признакам. Так, при попытке забрать воду из водоема, вакуумметр показывает высокое разряжение, но вода в насос не поступает.

Рукава, не выдержавшие испытаний, бракуют. На забракованные новые рукава и рукава, вышедшие из строя ранее 2-х лет с момента их ввода в эксплуатацию в пределах гарантийного срока хранения, равного 3,5 года с момента изготовления, составляют акт и направляют рекламацию изготовителю для замены. Находящиеся в эксплуатации всасывающие рукава испытывают при проведении ТО – 1 пожарного автомобиля.

Правила эксплуатации напорно-всасывающих и всасывающих рукавов

Соединение всасывающих рукавов между собой, с патрубком насоса и всасывающей сеткой осуществляется водителем и пожарным. Водитель берет всасывающий рукав у соединительной головки, подносит его к всасывающему патрубку насоса, совмещает выступы рукавной головки с пазами и наворачивает головку до отказа с помощью ключа. Для присоединения всасывающей сетки водитель приподнимает ближний к водоему конец рукава, пожарный, опустившись на колено, присоединяет к нему сетку и затягивает соединение ключами.

НАПОРНЫЕ ПОЖАРНЫЕ РУКАВА (НПР)

Напорные пожарные рукава предназначены для транспортировки огнетушащих веществ под избыточным давлением. Используются в комплектации пожарных машин, пожарных кранов.

Типы пожарных рукавов по материалу изготовления:

  • льняные рукава;
  • льноджутовые рукава;
  • прорезиненные рукава;
  • латексированные рукава;
  • рукава с двусторонним полимерным покрытием.

Конструкция напорного рукава может состоять из: армирующего каркаса (чехла), внутреннего гидроизоляционного слоя и наружного защитного слоя. Армирующие каркасы напорных рукавов ткут или вяжут из натуральных нитей льна, хлопка и т. п. или искусственных волокон — лавсан, капрон и т. п.

Армирующий каркас образуется переплетением нитей под углом 90°. По климатическому исполнению пожарные рукава могут быть двух видов: исполнение «У», рассчитанное на работу при температуре окружающей среды от –40 °С до+45 °С и исполнения «УХЛ», рассчитанные на работу при температуре окружающей среды от –50 °С до +45 °С.

На передвижной пожарной технике применяют напорные рукава длиной 20±1м, диаметром 38, 51, 66, 77, 89, 150 мм.

Напорные рукава из натуральных волокон имеют ограниченное применение. Сухие чистые льняные рукава сравнительно легкие, а их скатки малогабаритны. При подаче воды по таким рукавам наружная поверхность ткани чехла увлажняется за счет просачивания воды (перколяцию) через его стенки, что повышает термостойкость льняных рукавов в условиях тушения пожаров. Однако повышенная склонность льняных рукавов к гнилостным процессам, большие гидравлические потери, а также сложность эксплуатации в условиях низких температур ограничивают область их применения на пожарах.

Устройство прорезиненных напорных рукавов с внутренним гидроизоляционным слоем без наружного покрытия каркаса, показано на рис. 3.1. Такой рукав имеет армирующий каркас 1, выполненный из синтетических волокон. В качестве внутреннего гидроизоляционного слоя 2 применяется резиновая камера, которая вводится внутрь армирующего каркаса 1, предварительно смазанного резиновым клеем 3 и вулканизируется паром под давлением 0,3–0,4 МПа при температуре 120–140 °С в течение 40–45 мин.

Рис. 3.1. Конструкция напорного прорезиненного рукава

1 — армирующий каркас; 2 — внутренний слой; 3 — клеевой слой

Рис. 3.2. Конструкция напорного рукава с двусто- ронним покрытием

1 — армирующий каркас; 2 — внутренний слой; 3 — наружный защитный слой

Напорные рукава с двухсторонним покрытием (рис. 3.2) с внутренним гидроизоляционным слоем 2 и наружным защитным слоем 3 обладают рядом преимуществ по сравнению с другими типами рукавов. При этом внутренний гидроизоляционный слой 2 обеспечивает минимальные гидравлические потери для потока огнетушащего вещества, а наружный защитный слой 3 предохраняет ткань армирующего каркаса 1 от истирания, действия солнечных лучей. Это повышает надежность и долговечность рукавов.

К рукавам с двусторонним покрытием относятся напорные рукава с двусторонним полимерным покрытием и напорные рукава на рабочее давление 3,0 МПа.

В напорных рукавах при подаче воды изменяется их длина и площадь поперечного сечения. Внутренний гидроизоляционный слой рукава под напором воды вдавливается в армирующий каркас (чехол) рукава. При этом формируется профиль шероховатости внутренней его поверхности, определяющий величину сопротивления потоку воды. Для рукавов длиной 20 м определены коэффициенты сопротивления, указанные в табл. 3.

Таблица 3.

Внутренний диаметр рукава, мм

Давление для новых рукавов, МПа Емкость рукава, л Сопротивление одного рукава Пропускная способность прорезиненного рукава по воде, л/с Масса рукава, кг
Рабочее Испытательное Прорезиненного Непрорезиненного
51 1,6 2,0 40 0,13 0,24 10,2 11,6
66 1,6 2,0 70 0,034 0,077 17,1 14,0
77 1,6 2,0 90 0,015 0,030 23,3 17,0
89 1,4 1,6 125 0,0035 30,0 21,2
110 1,4 1,6 190 0,0020 23,0
150 1,2 1,4 350 0,00046 36,0

Наилучшей теплоизолирующей способностью обладают латексированные рукава, имеющие меньшее значение коэффициента теплопроводности материала при отрицательных температурах. Это значит, что при подаче воды в условиях низких температур, ее охлаждение в линии из латексированных рукавов будет менее интенсивное по сравнению с другими типами рукавов. Вероятность обледенения такой рукавной линии снижается. Напорные рукава, поступившие в пожарную часть или на рукавную базу, после входного контроля навязываются на соединительные головки мягкой оцинкованной проволокой диаметром 1,6–1,8 мм (для рукавов диаметром 150 мм, диаметром 2,0 мм). После этого на рукав наносится маркировка и заводится паспорт. На рукавах, эксплуатируемых на рукавных базах, наносится их порядковый номер. На рукавах, принадлежащих пожарной части, маркировка состоит из дроби, где в числителе указывается номер пожарной части, а в знаменателе — порядковый номер рукава. Далее рукава подвергаются гидравлическим испытаниям и передаются для эксплуатации.

Порядок испытания напорных рукавов

Напорные рукава, предназначенные для эксплуатации на передвижной пожарной технике, в соответствии с технической характеристикой насосов, применяемых на пожарных автомобилях, испытывают под давлением 1 МПа (10 кгс/см2), которому рукава подвергаются после каждого обслуживания, ремонта или при плановых проверках. Рукава на рабочее давление 3 МПа испытывают при рабочем давлении насоса автомобиля высокого давления. Испытательное давление поддерживают в рукаве в течение времени, достаточного для осмотра рукава, но не более трех минут.

Рукава из натуральных волокон (льняные и льноджутовые) перед испытаниями заполняют водой под давлением 0,2 –0,4 МПа и выдерживают в течение 5 мин.

Рукава, находящиеся под действием испытательного давления, должны быть герметичны в месте навязки их на соединительные головки. У рукавов 2 сорта допускается на длине 20 м не более трех пылевидных свищей (высота пылевидного свища, направленного вертикально вверх, не должна превышать 150 мм). У рукавов 1 сорта свищи не допускаются. Льняные и льноджутовые рукава под испытательным давлением после замочки не должны иметь свищей, кроме пылевидных, в количестве: 1 сорт — не более трех; 2 сорт — не более пяти на длине 20 м.

Рукава, выдержавшие гидравлические испытания, подвергаются сушке, на новые рукава заводят паспорта и передают в эксплуатацию. Находящиеся в эксплуатации рукава испытывают после каждого обслуживания и ремонта, а также два раза в год — при сезонном обслуживании пожарной техники.

Для испытаний напорных рукавов используется агрегат испытания, сушки и талькирования (АИСТ).

Правила эксплуатации напорных рукавов

Напорные рукавные линии прокладываются:

  • по горизонтальной поверхности;
  • по вертикальной поверхности на высоту снаружи или внутри здания (сооружения);
  • по наклонным конструкциям или плоскостям;
  • одновременно по вертикальным, горизонтальным поверхностям и наклонным конструкциям и плоскостям.

Напорные рукавные линии разделяются на магистральные и рабочие. Магистральная линия предназначена для подачи воды от насоса до разветвления, для соединения насосов (емкостей), работающих в перекачку; для подачи воды к лафетному стволу.

Рабочая рукавная линия предназначена для подачи огнетушащих веществ от разветвления к пожарному стволу или пеногенератору.

Прокладка напорных рукавных линий осуществляется из одинарных и двойных скаток, из рукавов уложенных на пожарном автомобиле гармошкой. Напорные рукавные линии прокладываются вручную, с использованием автомобилей и рукавных катушек.

Прокладка пожарных напорных рукавов из скаток. Рукав, уложенный двойной скаткой, лежит на земле. Пожарный берет правой рукой за концы у соединительных головок, левой рукой — с противоположной стороны скатки, выпрямляется, поднимает скатку, удерживая ее предплечьем правой руки, согнутой в локте. Затем пожарный заносит скатку вправо назад, делает резкий широкий выпад (шаг) левой ногой вперед, перенося на нее тяжесть тела, резко выбрасывает скатку вытянутыми руками вперед, не выпуская концов рукава с соединительными головками из правой руки. Перед окончанием раскатки рукава пожарный делает резкий рывок правой рукой назад, кладет нижнюю соединительную головку на землю и, держа в правой руке верхнюю головку, бежит в сторону прокладки рукава, раскатывая его полностью. Прокладка рукава из одинарной скатки производится аналогично, за исключением того, что рукав раскатывается на всю длину.

Прокладка рукавных линий из двух напорных рукавов. Пожарный из отсека пожарного автомобиля берет 2 скатки рукавов. Один рукав кладет на землю, второй раскатывает и присоединяет его к напорному патрубку насоса. Берет с земли скатку, раскатывает ее и соединяет рукава между собой, прокладывает линию из 2-х рукавов.

При прокладке рукавной линии из двух одинарных скаток, пожарный раскатывает один рукав и присоединяет его к насосу, потом бежит со вторым рукавом к концу первого, раскатывает его, соединяет их между собой. Переносить рукава в скатках на дальние расстояния можно на плече. Для этого рукав кладется на плечо соединительными головками вперед, одной рукой удерживается сверху, а другой — сбоку или снизу.

Прокладка рукавной линии из рукавов, уложенных на автомобиле «гармошкой», производится расчетом: 1 человек на 1 рукав. Пожарный № 1 берет за конец верхний рукав и прокладывает его в заданном направлении. По мере прокладки рукавной линии пожарный № 2 берет за соединительную головку второй рукав, пожарный № 3 — третий рукав и протягивает линию в указанном направлении. К напорному патрубку насоса рукавную линию подсоединяет водитель. Прокладка встречных напорных рукавных линий производится, когда до ближайшего водоисточника от объекта, на котором пожар, двести и более метров или водоисточник находится по пути следования к объекту пожара. При маневрировании пожарными стволами необходимо наращивать напорную рукавную линию. Производится наращивание линии двумя пожарными непосредственно у ствола или на расстоянии одного — двух рукавов от ствола. При наращивании рукавной линии на 2 и более рукава пожарный № 2 подносит скатки к месту наращивания рукавной линии и раскатывает их. В это время водитель прекращает подачу воды или снижает давление в линии. Пожарный № 2 соединяет принесенные рукава между собой, затем соединяет их с действующей линией, расправляет рукава. Пожарный № 1 меняет позицию ствола. Водитель подает воду или повышает давление в насосе. При необходимости изменения боевой позиции ствольщика, переноска рукавной линии производится без остановки или с остановкой подачи воды.

Для переноски рукавных линий без прекращения подачи воды назначается расчет из 3-х пожарных на первый рукав и по 2 пожарных на каждый последующий. Пожарные переносят рукавную линию на указанное расстояние в руках или на плечах. При этом ствол должен находиться в опущенном положении и (или) перекрыт.

Для переноски рукавной линии с прекращением подачи воды назначается расчет из 2-х пожарных на первый рукав и по 1-му пожарному на каждый последующий.

Прокладка и подъем рукавной линии в зданиях повышенной этажности (например 11-ти этажное здание). Пожарный № 1 берет ствол, рукав диаметром 51 мм и спасательную веревку; пожарный № 2 берет разветвление, спасательную веревку и рукавную задержку. Оба пожарных поднимаются бегом по лестнице на 11-й этаж, связывают веревки между собой (способами, применяемыми при закреплении спасательных веревок за конструкцию при самоспасании), открывают окно, предупреждают внизу словом «Берегись!» и, получив ответ «Есть, берегись!», сбрасывают конец веревки на землю. Пожарный № 3 берет одну, а пожарный № 4 — 2 скатки рукавов диаметром 77 мм и разветвление, прокладывают магистральную линию от АЦ к зданию, привязывают конец спасательной веревки к концу магистральной линии и подают команду на подъем рукавной линии.

После этой команды пожарные № 1 и № 2 поднимают магистральную линию с земли до 11-го этажа, закрепляют ее рукавной задержкой за конструкцию здания, создают запас рукава, устанавливают разветвление, присоединяют к нему магистральную и рабочую линии, прокладывают рабочую линию до исходной позиции ствола. В это время пожарный № 3 берет рукавную задержку, поднимается на 6-й этаж, где через окно закрепляет нижний рукав магистральной линии задержкой за конструкцию здания. Пожарный № 4 находится внизу, контролирует прокладку рукавной линии до лестничной клетки и работает на разветвлении на земле у здания. Пожарный № 1 работает со стволом, № 2 — подствольщиком и на разветвлении. Если межмаршевое расстояние в лестничной клетке больше размера соединительных головок рукавов, то подъем рукавной линии в лестничной клетке осуществляется с помощью спасательной веревки так же, как и снаружи здания. Если межмаршевое расстояние меньше размера соединительных головок рукавов, то при прокладке рукавной линии между маршами лестничной клетки вначале необходимо на первом этаже раскатать один или несколько рукавов (в зависимости от длины рукавной линии). Ствольщик со стволом и рукавной задержкой берет конец рукава и, пропуская его между маршами лестничной клетки, поднимается на заданный этаж. Затем он создает запас рукава, закрепляет линию рукавной задержкой, присоединяет ствол, занимает исходную позицию и докладывает о готовности к работе. Пожарный № 2 помогает прокладывать линию, разматывая и расправляя рукава. Пожарный № 1 работает со стволом, № 2 — подствольщиком и на разветвлении.

При прокладке рукавной линии по маршам лестничной клетки пожарный № 1 раскатывает один, затем второй рукав, присоединяет его к первому, берет в руки второй рукав у соединительной головки и прокладывает рукавную линию по маршам на указанный этаж. Рукавная линия должна быть проложена ближе к стене. Дальнейшие действия такие же, как указано выше. Пожарный № 2 помогает прокладывать линию, разматывая и расправляя рукава, работает подствольщиком.

Для подъема рукавной линии по выдвижной трехколенной лестнице пожарный № 1 прокладывает рукав к лестнице, присоединяет к нему ствол, перекидывает рукав со стволом через левое плечо, при этом рукав, идущий вниз, пожарный пропускает между ног или под правой рукой и поднимается вверх по лестнице. Затем он переходит на крышу (в окно), создает необходимый запас рукава, закрепляет рукавную линию задержкой за конструкцию здания. Подъем рукавной линии по пожарной стационарной, штурмовой лестнице и лестнице-палке осуществляется аналогично одним пожарным.

При прокладке рукавной линии по автолестнице пожарный № 2 раскатывает рукава и соединяет их на земле. Пожарный № 1 действует так же, как при подъеме рукавной линии по стационарной или по переносной пожарной лестнице.

При подъеме рукавной линии с помощью лифта-люльки 2 (3) пожарных с рукавами поднимаются на нем на заданный этаж, раскатывают там рукава, соединяют их между собой и спускают линию вниз, оставив один конец у себя с запасом рукава для маневрирования и закрепив линию рукавной задержкой. Крепление вертикальной рукавной линии, поднятой выше 9-го этажа, производится из расчета 2-х задержек на рукав.

Прокладка рукавной линии на высоте с помощью коленчатого автоподъемника производится расчетом из 2-х человек. Пожарный № 1 берет конец рукава, ствол, закрепляет рукав задержкой за ограждающие конструкции кабины коленчатого автоподъемника и поднимается в кабине на заданную высоту. Затем переходит на крышу или в окно, присоединяет ствол к рукаву, создает запас рукава и докладывает о готовности. Пожарный № 2 находится внизу, раскатывает и соединяет рукава между собой, подтягивает рукавную линию к месту ее подъема и следит, чтобы подъем рукавной линии был свободным. Перед опусканием рукавных линий с высоты во всех случаях необходимо слить из них воду, отсоединив рукава от насоса или разветвления (целесообразно один патрубок разветвления держать свободным).

Во время уборки напорные пожарные рукава разъединяются, отсоединяются от разветвлений, стволов и насосов. Из них сливается вода, для чего необходимо поднять один его конец и, перебирая руками весь рукав от одной пожарной соединительной головки до другой, вылить из него воду. Затем рукава скатываются в одинарную или в двойную скатку, собираются «восьмеркой» или укладываются «гармошкой».

Скатывание рукавов в двойную скатку производится 2-мя пожарными. Рукав складывается по длине пополам так, чтобы верхняя половина его была короче нижней примерно на 60–70 см. Скатывается рукав от места перегиба к соединительным головкам одним пожарным по правилам одинарной скатки, а второй пожарный выравнивает рукав и натягивает его, двигаясь назад.

Уборка рукавов «восьмеркой» производится одним пожарным, который рукой берет соединительную головку рукава и, расставив обе руки несколько шире плеч, кладет на них рукав, затем сначала опускает руку вниз и подхватывает ею рукав снизу вверх, потом — другой рукой, которой также подхватывает рукав снизу вверх. Таким образом, он продолжает наматывать рукав на руки, продвигаясь вперед, не перемещая рукав по земле.

Пожарные складывают рукава «гармошкой» по длине пожарного отсека и укладывают их в него. После укладки их закрепляют ремешками. В случае повреждения (порывов) отдельных рукавов производится их временный ремонт. Он выполняется непосредственно на пожаре при помощи рукавных зажимов. В зависимости от величины отверстия в поврежденном рукаве может быть использован универсальный ленточный зажим (для устранения течи из отверстий диаметром до 3 см) либо корсетный зажим (для ликвидации течи из отверстий до 10 см). В качестве зажима может быть использован отрезок рукава того же диаметра длиной 15–20 см (манжет), который до навязки головок одевается на рукав. При появлении течи во время работы на пожаре давление в рукаве понижается, отрезок перемещается на место дефекта рукава. Если ликвидировать течь при помощи зажимов невозможно, поврежденный рукав заменяется исправным.

После окончания тушения пожара, при уборке рукавов, зажимы снимают, а место повреждения отмечают химическим карандашом, рукав сдается в ремонт.

Поврежденные рукава в рукавной линии на пожаре заменяются двумя пожарными. Один пожарный бежит к пожарному автомобилю, берет рукав в скатке и раскатывает его параллельно действующей рукавной линии, водитель останавливает подачу воды. Второй пожарный подбегает к поврежденному рукаву, отсоединяет его от рукавной линии, а затем вместе с первым присоединяет к ней принесенный рукав. Водитель возобновляет подачу воды. С целью уменьшения пролива воды на руки пожарных вначале следует отсоединить ближнюю от насоса головку поврежденного рукава, а затем — дальнюю. Присоединение принесенного рукава производится в обратном порядке.

Прокладка пожарных рукавных линий через железнодорожные и трамвайные пути производится сначала сверху рельсов с остановкой движения транспорта с последующей подготовкой напорных рукавов под рельсами или между шпалами. При возможности быстрой прокладки напорной рукавной линии под рельсами движущегося транспорта, пожарными с двух сторон производится соединение (разъединение) рукавов через проезжую часть. Рукавные линии через проезжую часть прокладываются перпендикулярно дороге и их защищают рукавными мостиками. Для контроля за движением автотранспорта через рукавные мостики, назначается пожарный с красным флажком или сотрудник ГИБДД.

При прокладке рукавных линий:

  • не устанавливать разветвления на проезжей части дороги;
  • не допускать перекручивания, заломов рукавов и ударов соединительных головок о твердое покрытие дороги.

Прокладка рукавной линии через водные преграды осуществляется вброд волоком с использованием плавучих средств (лодка, катер, плот и т. п.) и спасательной веревки.

При прокладке рукавной линии через заборы (если возможно сделать отверстие, подкоп) приставить к ним лестницы-палки, штурмовые; под напорный рукав на заборе установить рукавное колено или седло (чтобы не было заломов), или использовать подручные средства. При наличии на заборе вмонтированного стекла его следует сбить топором, использовать брезент или другой подручный материал. При наличии на заборе колючей проволоки ножницами-кусачками проделать проход шириной 1,5–2 м для работы пожарных.

Прокладка напорных рукавных линий в условиях особой опасности

При прокладке напорных линий в условиях возможного взрыва вся пожарная техника устанавливается в безопасной зоне. Прокладка рукавных линий производится по-пластунски, на четвереньках и перебежками, используются складки местности и стены зданий и сооружений.

Для прокладки напорной рукавной линии назначается расчет — один пожарный на два (один) напорных рукава, который подносит требуемое количество скаток напорных рукавов, плюс резерв три — четыре рукава.

При прокладке рукавной линии по-пластунски пожарные берут по 2 скатки напорных рукавов, раскатывают и соединяют их, ствольщик присоединяет ствол к рукаву. Затем пожарные мысленно намечают путь движения и пункты остановок. Каждый берет рукой конец раскатанного напорного рукава и кладет его на плечо так, чтобы рукав находился на спине по диагонали, после чего ложится на землю, подтягивает правую (левую) ногу и одновременно вытягивает как можно дальше левую (правую) руку, отталкивается согнутой ногой, передвигает тело вперед, подтягивает левую (правую) ногу, вытягивает другую руку и т. д. до позиции ствольщика впереди расположенного напорного рукава и присоединяет или отсоединяет рукава.

При прокладке рукавной линии переползанием на четвереньках пожарный встает на колени и, опираясь на предплечья или на кисти рук, подтягивает согнутую в колене правую (левую) ногу под грудь, одновременно вытягивая вперед левую (правую) руку, передвигает корпус вперед до полного выпрямления правой (левой) ноги. Одновременно подтягивает под себя левую (правую) ногу, согнутую в колене, выставляя вперед другую руку, продолжает движение и соединяет рукава. Ствол должен быть соединен с рукавной линией, а его ремень перекинут через плечо. Прокладываемый напорный рукав находится на спине пожарного или под ним.

При прокладке рукавной линии перебежкой, все пожарные намечают путь движения, пункты остановок и переносят 2 напорных рукава в удобном положении. Пожарный № 1 со стволом, используя укрытия, перебегает к месту позиции ствола, показывая направление прокладки рукавной линии. Один напорный рукав он оставляет в резерве у разветвления на случай удлинения рукавной линии или замены напорного рукава, вышедшего из строя. Остальные пожарные, используя укрытия, перебегают по направлению, указанному пожарным № 1, прокладывают напорные рукава, соединяют их между собой, оставляя по одному (резерв) в укрытиях. Водитель присоединяет один конец рукава к напорному патрубку насоса. По окончании прокладки напорной рукавной линии ствольщик присоединяет ствол и работает со стволом. Пожарные № 2 и 3 находятся у места работы ствольщика. Один из них выполняет обязанности подствольщика, другой следит за состоянием рукавной линии и при необходимости подменяет ствольщика или подствольщика.

При прокладке рукавной линии на местности, зараженной радиоактивными веществами (РВ) или аварийными химически опасными веществами (АХОВ), все пожарные должны быть обеспечены необходимыми средствами защиты и знать о допустимом времени пребывания в зоне заражения. До начала прокладки рукавной линии по зараженной местности старший начальник обязан организовать дозиметрический контроль, определить порядок санитарной обработки пожарных и выставить пост безопасности. Местность с наличием РВ и АХОВ обозначается специальными указательными знаками. В зависимости от сложившейся обстановки прокладка рукавной линии производится одним из вышеописанных способов минимальным количеством личного состава.

Прокладка напорных рукавных линий в зимних условиях

В условиях низких температур рукавные линии необходимо прокладывать из прорезиненных или латексных рукавов. Нельзя использовать перекрывные стволы и стволы-распылители; разветвление необходимо устанавливать внутри здания, а при установке снаружи — утеплять разветвление и рукавные соединительные головки, засыпая их снегом.

Водитель после забора воды из водоисточника должен сначала подать воду из насоса в свободный напорный патрубок насоса (без рукава), а при устойчивой работе насоса закрыть напорную задвижку насоса, увеличивать число оборотов двигателя (при работе насоса на себя вода подогревается). После этого, водитель подает подогретую воду в рукавную линию.

Нельзя допускать перекрытия стволов, разветвления и выключения насосов.

При заборе воды из открытых водоисточников всасывающая сетка опускается как можно глубже в воду. Нужно избегать крепления рукавных линий на лестницах и вблизи них, не допускать обливания лестниц водой.

После ликвидации горения внутри здания струя воды выводится наружу или опускается в ванную, унитаз и т. п.

Для уборки рукавов водитель пожарного автомобиля снижает давление на насосе, уменьшая обороты двигателя, двое пожарных отсоединяют ствол и перемещаются к середине убираемого напорного рукава. Становятся спина к спине с рукавом на плечах, предплечья рук сверху рукава для его сжатия, выжимая из него воду, бегут к концам рукава, быстро перегибают его через каждые 3–4 м, скатывают его в одинарную скатку. Так убирается каждый рукав.

При уборке замерзших рукавов пожарные в местах перегибов и соединений отогревают замерзшие напорные рукава горячей водой, паром или нагретыми выхлопными газами, а при невозможности отогрева обрезают соединительные головки.

Замерзшие соединительные головки рукавов, разветвлений и стволов, если они не разъединяются после постукивания деревянным молотком с применением ключей, в отдельных случаях допускается отогревать паяльными лампами или факелами. Затем напорные рукава перегибаются и кладутся на грузовой автомобиль.

При прокладке пожарной рукавной линии по глубокому снегу используют две — три пары лыж, которые вывозятся на пожар на пожарном автомобиле. Назначается расчет из одного пожарного на два рукава диаметром 66 мм и одного — 77 мм.

Пожарный № 1 снимает и переносит 2 пары лыж и палки к глубокому снегу, присоединяет ствол к напорному рукаву, становится на лыжи (ремень ствола надет через плечо) и движется к месту пожара. Пожарный № 2 приносит к глубокому снегу 2 (1) скатки напорных рукавов, раскатывает их, соединяет между собой и присоединяет к стволу, становится на лыжи, идет за пожарным № 1, отсоединяет ствол, соединяет рукавные линии — свою и пожарного № 1 — и работает подствольщиком.

Пожарный № 3 приносит 2 (1) скатки рукавов к глубокому снегу, раскатывает их в сторону пожара, соединяет между собой (для пожарного № 1), возвращается к пожарному автомобилю и с другими пожарными прокладывает рукавную линию от пожарного автомобиля до глубокого снега. Пожарные подтаскивают рукавную линию к глубокому снегу. Водитель присоединяет соединительную головку напорного рукава к напорному патрубку насоса.

ПОЖАРНАЯ РУКАВНАЯ АРМАТУРА

Рукавная арматура — предназначена для формирования насосно-рукавных систем (линий) пожарных автомобилей (мотопомп) в целях обеспечения подачи огнетушащих веществ к месту тушения пожара.

К рукавной арматуре относятся:

  • всасывающая пожарная сетка;
  • рукавный водосборник;
  • пожарное разветвление;
  • соединительные пожарные головки;
  • рукавные переходники.

Всасывающая пожарная сетка (СВ)

Всасывающая пожарная сетка (рис. 4.) предназначена для удерживания воды во всасывающей линии при кратковременной остановке насоса, а также для предохранения его от попадания посторонних предметов.

Рис.4. При установке пожарного автомобиля для забора воды из открытого водоисточника в насосе и всасывающей линии создается разрежение. Вода под атмосферным давлением поднимает клапан 2 и поступает во всасывающую линию и далее в полость насоса.Всасывающая сетка состоит из корпуса, верхняя часть которого имеет штуцер для присоединения соединительной всасывающей головки 1, обратного клапана 2, рычага для поднятия клапана 3 и решетки 4. Всасывающую сетку присоединяют к всасывающим рукавам с помощью соединительной головки.

При остановке насоса клапан опускается в гнездо и всасывающая линия остается заполненной водой. Чтобы освободить линию от воды, необходимо при помощи веревки, прикрепленной к кольцу, повернуть рычаг 3, клапан приподнимется и вода вытечет из рукава.

Всасывающие сетки выпускают различных типоразмеров (табл. 4).

Таблица 4.

Показатели Сетки всасывающие
СВ–100А СВ–125А
Условный проход, мм 100 125
Коэффициент гидравлического сопротивления Не более 1,5
Пропускная способность, л/с 20 40
Усилие открытия клапана при столбе воды высотой 8 м, Н 176 250
Масса, кг 3,0 3,8

Рукавный водосборник пожарный (ВС)

Рукавный водосборник — арматура для объединения нескольких рукавных линий в одну, предназначен для подключения пожарного насоса с помощью напорных или напорно-всасывающих рукавов к гидранту. Он также используется при работе с гидроэлеватором и в случае подачи воды перекачкой.

Рис. 5.  1 – корпус; 2 – головка 80мм; 3 – клапан; 4 – нипель; полугайка 125мм 

Пожарное разветвление (РТ, РЧ)

Рукавный водосборник состоит из корпуса-тройника, двух напорных соединительных муфтовых головок ГМ–80 для присоединения напорных или напорно-всасывающих рукавов и выходной соединительной головки для установки на всасывающем патрубке насоса. Внутри корпуса водосборника закреплен шарнирно-тарельчатый клапан для перекрывания одного входного патрубка при работе насоса от гидранта на один рукав.

Пожарное разветвление предназначено для разделения потока и регулирования количества подаваемого огнетушащего вещества транспортируемого по напорным пожарным рукавам.

В зависимости от числа выходных штуцеров и условного диаметра входного штуцера различают следующие типы разветвлений: трехходовые РТ–70 и РТ–80 и четырехходовые РЧ–150. Наибольшее распространение имеют трехходовые разветвления. Они имеют три выходных и один входной штуцер.

Четырехходовые разветвления применяют на передвижных насосных станциях и рукавных автомобилях.

Рис. 6. Разветвление трехходовое. 1 — маховичок; 2 — сальниковое уплотнение; 3 — шпиндель; 4 — ручка; 5 — входной патрубок; 6 — тарельчатый клапан; 7 — выходной патрубок;

8 — фигурный корпус

fireguys.ru

2.2. Пожарные рукава и пожарная арматура

Пожарные рукава и пожарная арматура являются основными элементами комплекта пожарно-технического вооружения, предназначенного для подачи огнетушащих веществ в очаг пожара. Его использование позволяет формировать насосно-рукавную систему пожарного автомобиля (мотопомпы) в целях обеспечения подачи огнетушащих веществ. Пожарные рукава и рукавная арматура являются наиболее часто используемым оборудованием. Знание их технических характеристик, устройства и способов эксплуатации позволит повысить эффективность использования насосно-рукавных систем пожарных автомобилей (мотопомп) при ликвидации пожаров.

Пожарные рукава

Пожарные рукава – это гибкие трубопроводы, оборудованные пожарными соединительными головками и предназначенные для транспортирования огнетушащих веществ.

Классификация пожарных рукавов

Вода для тушения пожаров подается насосами пожарных автомобилей и мотопомп из различных водоисточников. Наиболее простая схема подачи воды – это забор ее из цистерны пожарного автомобиля и подача насосом через магистральные 1 и рабочие 3 рукавные линии к стволам 4 (рис. 2.17).

Рис. 2.17. Схемы забора и подачи воды:

а – от цистерны пожарного автомобиля; б – от открытого водоисточника; в – от водопроводной сети; 1 – магистральная рукавная линия; 2 – разветвление трехходовое; 3 – рабочая рукавная линия; 4 – ствол пожарный ручной; 5 – всасывающий рукав; 6 –напорно-всасывающий рукав; 7 – рукавный водосборник; 8 – рукав напорный для работы от гидранта

Пожарные рукава, по которым огнетушащие вещества подаются под давлением, называются напорными. В случае использования открытых водоисточников (рис. 3.1, б) для забора воды используют всасывающие рукава 5. При заборе воды из водопроводной сети (рис. 3.1, в) используется напорно-всасывающий рукав 6 и короткий напорный рукав 8.

При достаточном давлении в водопроводной сети вода поступает в насос по рукавам 6 и 8. В случае недостаточного напора она всасывается насосом по напорно-всасывающему рукаву 6.

Всасывающие рукава. Пожарные рукава жесткой конструкции, по которым вода отбирается из водоисточника с помощью пожарного насоса, называются всасывающими.

Для комплектации пожарных автомобилей и мотопомп используются рукава всасывающие классов «В» (рабочая среда – вода) и «КЩ» (рабочая среда – слабые растворы неорганических кислот и щелочей), подразделяющиеся в зависимости от условий работы на две группы:

1) всасывающие – для работы при разрежении и забора воды из открытых водоисточников;

2) напорно-всасывающие – для работы под давлением и при разрежении.

Устройство всасывающих рукавов показано на рис.2.18. Они состоят из внутренней резиновой камеры 3, двух текстильных слоев 2 и 6, проволочной спирали 4, промежуточного резинового слоя 5 и наружного текстильного слоя 1.

Резиновые слои обеспечивают рукаву воздухо- и водонепроницаемость, а также эластичность и гибкость. Проволочная спираль 4 увеличивает механическую прочность и исключает сплющивание рукава под действием атмосферного давления. На концах всасывающих рукавов имеются мягкие (без спирали) манжеты для навязывания рукава на головки соединительные всасывающие 7 отожженной оцинкованной проволокой диаметром 2,0 – 2,6 мм или металлическими оцинкованными хомутами.

Рис. 2.18. Конструктивное исполнение всасывающих и напорно-всасывающих рукавов:

1 – наружный текстильный слой; 2, 6 – текстильный слой; 3 – внутренняя резиновая камера; 4 – проволочная спираль; 5 – промежуточный резиновый слой; 7 – головка соединительная всасывающая

На наружную поверхность манжеты каждого рукава наносится маркировка, содержащая наименование завода-изготовителя, номер стандарта, группу, тип, внутренний диаметр, рабочее давление (для рукавов 2-й группы), длину и дату изготовления.

Технические характеристики всасывающих рукавов, используемых на передвижной пожарной технике, представлены в табл. 2.6.

Таблица 2.6

Параметры

Размерность

Условный проход (DN)* всасывающего и напорно-всасывающего рукава

80

100

125

Внутренний диаметр рукава

мм

75

100

125

Рабочее давление всасывающих рукавов, не менее:

МПа

0,1

0,1

0,1

Рабочее давление напорно-всасывающих рукавов, не менее:

МПа

1,0

Вакуумметрическое давление

МПа

0,08

0,08

0,08

Минимальный радиус изгиба

мм

400

500

600

*Условный проход (DN) – параметр, переименованный для трубопроводных систем в качестве характеристики присоединяемых частей, соединений трубопроводов и арматуры.

Длина всасывающих рукавов определяется конструктивной особенностью пожарных автомобилей. Пенал для хранения всасывающих рукавов размещается, как правило, на надстройке пожарного автомобиля и имеет длину более 4 м. Конструкция пенала обеспечивает сушку всасывающих рукавов за счет обдува при движении пожарного автомобиля.

Всасывающие рукава, поступившие в пожарную часть или на рукавную базу, подвергаются входному контролю. При этом прежде всего проверяется наличие возможных внешних повреждений или дефектов и данные маркировки. Рукава, прошедшие входной контроль, навязывают на головки соединительные всасывающие, после чего их подвергают испытаниям на герметичность при гидравлическом давлении и вакууме.

При испытании всасывающего и напорно-всасывающего рукава на герметичность при избыточном давлении один конец его подсоединяют к источнику давления, другой закрывают заглушкой с краном для выпуска воздуха. Рукав медленно заполняется водой до полного удаления из него воздуха. Давление в испытываемом рукаве повышается до нормального значения (см.табл.2.7).

Таблица 2.7

Условный проход

Всасывающие рукава

Напорно-всасывающие рукава

80

0,3 ± 0,03 МПа

1,2 ± 0,1 МПа

100; 125

0,2 ± 0,02 МПа

-

При этом давлении рукав выдерживается в течение 10 мин. На рукаве не должно быть разрывов, местных вздутий, деформации металлической спирали.

При испытании рукава на герметичность при разрежении, его в течение 3 мин выдерживают под вакуумом 0,08 МПа. Падение разрежения за это время не должно превышать 0,015 МПа. При испытании не должно быть сплющиваний и изломов. Всасывающие и напорно-всасывающие рукава, находящиеся в эксплуатации, испытывают не менее одного раза в 6 месяцев при плановых проверках, а также в случае, если они не выдержали проверку внешним осмотром и после ремонта.

Напорные рукавапредназначены для транспортирования огнетушащих веществ под избыточным давлением и могут быть использованы для комплектации как пожарных кранов (рабочее давление 1,0 МПа), так и передвижной пожарной техники.

В зависимости от конструктивных особенностей и используемых материалов напорные рукава подразделяются на типы, которые приведены на рис. 2.19.

Классифицируются пожарные напорные рукава и в зависимости от условного прохода и рабочего давления (табл.2.8).

Таблица 2.8

Область использования рукава

Условный проход DN

Рабочее давление в рукаве, МПа

Рукава для пожарных машин

150

1,2

25,40,50,65,80,90

1,6

25,40,50,65,80

3,0

Рукава для пожарных кранов

25,40,50,65

1,0

По стойкости к внешним воздействиям напорные рукава подразделяются на рукава общего исполнения и специального исполнения (табл. 2.9).

Таблица 2.9

Рукава специального исполнения

Особенности конструкции

Износостойкие (И)

Обладают повышенной стойкостью к абразивному износу (истиранию)

Малостойкие (М)

Обладают повышенной стойкостью к воздействию масел и нефтепродуктов

Термостойкие (Т)

Обладают повышенной стойкостью к воздействию нагретых твердых предметов

Конструкция напорного рукава состоит из следующих элементов: армирующего каркаса (чехла), внутреннего гидроизоляционного слоя и наружного защитного слоя или пропитки. Армирующие каркасы напорных рукавов ткут или вяжут из нитей натуральных волокон (льна, хлопка и т.д.) или нитей химических (лавсан, капрон и т.д.) волокон. Армирующий каркас образуется переплетением нитей под углом 90о. Продольные нити называются основой, а поперечные – утком.

Внутренний гидроизоляционный слой изготавливают из различных видов резин, латекса, полиуретанов и других полимерных материалов.

Рис. 2.19. Классификация пожарных напорных рукавов

При использовании в различных климатических зонах напорные рукава могут быть трех видов. Исполнения ТУ1, рассчитанные на работу при температуре окружающей среды от -300С до +400С. Исполнения «У1», рассчитанные на работу при температуре окружающей среды от –500С до + 50°С и исполнения «УХЛ1» и рассчитанные на работу при температуре окружающей среды от – 60 до + 50 °С.

На передвижной пожарной технике применяют напорные рукава длиной (20±1) м, с условным проходом 25,40,50,65,80,90, 150.

Пожарные напорные рукава должны обладать высокой прочностью, способностью сопротивляться истиранию, действию солнечных лучей, гнилостным процессам, агрессивным средам, низким и высоким температурам. Гидравлическое сопротивление потоку воды должно быть возможно малым. Кроме того, к ним предъявляется ряд эргономических требований: легкость, малые габариты скаток, эластичность.

Напорные рукава из нитей натуральных волокон имеют ограниченное применение. Сухие чистые льняные рукава сравнительно легкие, а их скатки малогабаритны. При подаче воды по таким рукавам наружная поверхность ткани чехла увлажняется вследствие просачивания воды через стенки чехла (перколяция). Это повышает термостойкость льняных рукавов в условиях пожаров. Однако повышенная склонность льняных рукавов к гнилостным процессам, большие гидравлические потери, а также сложность эксплуатации в условиях низких температур ограничивают область их применения на пожарных машинах.

Напорные рукава с армирующим каркасом из нитей химических волокон имеют несколько вариантов конструктивного исполнения (см. рис. 2.19).

Устройство напорного рукава, относящегося к типу напорных рукавов с внутренним гидроизоляционным покрытием без наружного покрытия каркаса, показано на рис. 2.20. Такой рукав имеет армирующий каркас 1, выполненный из нитей химических волокон. В качестве внутреннего гидроизоляционного слоя 2 применяется резиновая камера, которая вводится внутрь армирующего каркаса 1, предварительно смазанного резиновым клеем 3, и вулканизируется паром под давлением 0,3 – 0,4 МПа при температуре 120 – 140 °С в течение 40 – 45 мин. Кроме резиновой камеры, для внутреннего гидроизоляционного слоя может использоваться латекс, полиуретан и другие полимерные материалы.

Конструкция напорного рукава с внутренним гидроизоляционным покрытием и с пропиткой армирующего каркаса (рис. 2.21).

Армирующий каркас 1 латексированного рукава изготавливают из нитей химических волокон. Такой рукав имеет внутренний гидроизоляционное покрытие 2. Кроме того, армирующий каркас имеет пропитку раствором латекса, который образует наружную латексную пленку 3, выполняя функцию защитного покрытия.

Конструкция напорного рукава с внутренним гидроизоляционным покрытием и наружным защитным покрытием каркаса показана на рис. 2.22. Рукава двухслойной конструкции с внутренним гидроизоляционным 2 и наружным защитным 3 покрытием обладают рядом преимуществ по сравнению с другими типами рукавов.

3

Внутреннее гидроизоляционное покрытие 2 обеспечивает минимальные гидравлические потери для потока огнетушащего вещества, а наружное защитное покрытие 3 предохраняет ткань армирующего каркаса от истирания, действия солнечных лучей. Это повышает надежность и долговечность рукавов.

Технические характеристики напорных пожарных рукавов для передвижной пожарной техники изложены в ГОСТ Р 51049, некоторые из них представлены в табл. 2.10.

Таблица 2.10

Параметры

Размер

ность

Все типы напорных рукавов для передвижной пожарной техники

Рукава на рабочее давление 3,0 МПа

Условный проход DN

50

65

80

90

150

50

65

80

Внутренний диаметр рукава

мм

51

66

77

89

150

51

66

77

Рабочее давление

МПа

1,6

1,2

3,0

Разрывное давление, не менее

МПа

3,5

2,4

6,0

Масса рукава длиной 1 м, не более

кг

0,45

0,55

0,65

0,83

1,20

0,45

0,55

0,65

Толщина внутреннего гидроизоляционного покрытия, не менее

мм

0,30

Пожарные напорные рукава условным проходом 65 для прокладки магистральных линий (см. рис. 2.17), а условным проходом 65 и менее – для прокладки рабочих рукавных линий.

Параметры технических характеристик напорных рукавов во многом определяют эффективность действий пожарных подразделений. Так, шероховатость внутренней поверхности рукавов оказывает влияние на потери напора воды в рукавной линии и регламентирует предельно возможную длину этой линии.

В напорных рукавах при подаче воды изменяется их длина и площадь поперечного сечения. Внутренний гидроизоляционный слой рукава под напором воды вдавливается в армирующий каркас (чехол) рукава. При этом формируется профиль шероховатости его внутренней поверхности, определяющей величину сопротивления потоку воды. Для рукавов длиной 20 м определены коэффициенты сопротивления Sp , указанные в табл. 2.11.

Таблица 2.11

Рукава

Условный проход DN

50

65

80

90

150

С армирующим каркасом из нитей химических волокон с внутренним гидроизоляционным слоем из резины

0,13

0,034

0,015

0,007

0,0004

С армирующим каркасом из нитей натуральных волокон без гидроизоляционного слоя

0,24

0,077

0,030

-

-

Потери напора в магистральной рукавной линии, м, определяем по формуле

h м.р.л = Np Sp Q2, (2.3)

где Sp – коэффициент сопротивления одного рукава длиной 20 м (см. табл. 3.3); Q – расход воды в магистральной линии, л/с; Np – число рукавов в магистральной линии, шт., которое определяем по формуле

Np = 1,2 L/20, (2.4)

где L – расстояние от пожарного автомобиля до места подачи стволов, м.

Длина любой рукавной линии зависит, прежде всего, от гидравлических сопротивлений рукавов Sp и расхода Q подаваемой воды. Так, предельную длину магистральной рукавной линии, м, определяем по формуле

lпр = , (2.5)

где Zм – наибольшая высота подъема (+) или спуска (-) местности на предельном расстоянии, м; Zпр – наибольшая высота подъема (+) или спуска (-) приборов тушения, м.

Расход воды Q, л/с

1

2

Потери напора в рукаве длиной 20 м hp, м

0

Рис. 3.7. Зависимость потерь напора в одном рукаве длиной 20 м от расхода протекаемой воды:

1 – условный проход рукава 80 (диаметр 77 мм); 2 – условный проход рукава 65 (диаметр 66 мм)

Определяющим параметром в технических характеристиках напорных рукавов является его внутренний диаметр, от которого зависит масса скатки рукава (см. табл. 2.10), рабочее давление, а также гидравлическая характеристика рукавной линии. На рис. 2.23 приведена зависимость потерь напора в одном рукаве магистральной линии длиной 20 м от расхода воды. Показано, как диаметр рукавов влияет на потери напора в линии.

Рукава различают и по теплофизическим характеристикам (рис. 2.24). Из анализа следует, что наилучшей теплоизолирующей способностью обладают рукава с внутренним гидроизоляционным покрытием и пропиткой каркаса. У них меньшее значение коэффициента теплопроводности материала λ при отрицательных температурах. Это значит, что при подаче воды в условиях низких температур, ее охлаждение в линии из таких рукавов будет менее интенсивное по сравнению с другими типами рукавов. Вероятность обледенения такой рукавной линии снижается.

Указанные выше параметры напорных рукавов следует учитывать при их выборе для заданных условий эксплуатации.

Напорные рукава, поступившие в пожарную часть или на рукавную базу, после входного контроля навязываются на соединительные головки мягкой оцинкованной проволокой диаметром 1,6 – 1,8 мм (для рукавов диаметром 150 мм используется проволока диаметром 2,0 мм). После этого на рукав наносится маркировка принадлежности к рукавной базе или пожарной части. На рукавах, эксплуатируемых на рукавных базах, маркируется их порядковый номер. На рукавах, принадлежащих пожарной части, маркировка состоит из дроби, где в числителе указывается номер пожарной части, а в знаменателе – порядковый номер рукава. Далее рукава подвергаются гидравлическим испытаниям при испытательном давлении, указанном в табл.2.12.

Рис. 2.24. Зависимость коэффициента теплопроводности материала рукавов от температуры окружающей среды: 1 – напорный рукав с каркасом из нитей химических волокон и внутренним гидроизоляционным покрытием из резины; 2 – напорный рукав из нитей натуральных волокон без внутреннего гидроизоляционного покрытия; 3 – напорный рукав с каркасом из нитей химических волокон, внутренним гидроизоляционным покрытием из латекса и пропиткой каркаса латексом

1

2

3

Т

Температура окружающей среды, °С

-50

0

50

50

100

Коэффициент теплопроводности , Вт/(мград)

0,4

0,3

0,2

Рукава, выдержавшие гидравлические испытания, поступают на сушку и передаются для эксплуатации. На новые рукава заводят паспорта. Находящиеся в эксплуатации рукава, испытывают после каждого применения, но не реже одного раза в 6 месяцев при давлениях, указанных в табл.2.12.

Таблица 2.12

Испытательное (эксплуатационное) давление при проверке напорных рукавов на герметичность при техническом обслуживании и постановке на вооружение

Рабочее давление рукава, МПа

1,2

1.6

3,0

Испытательное давление, МПа

0,8 ± 0,1

1,0 ± 0,1

1,8 ± 0,1

После ремонта или по истечении гарантийного срока хранения, указанного в эксплуатационной документации, рукава испытывают на герметичность под давлением, указанным в табл.2.13.

Таблица 2.13

Испытательное (эксплуатационное) давление при проверке напорных рукавов на герметичность при техническом обслуживании и постановке на вооружение

Рабочее давление рукавов, МПа

1,2

1.6

3,0

Испытательное давление, МПа

1,5 ± 0,1

2,0 ± 0,1

3,75 ± 0,1

studfiles.net

Пожарные рукава и рукавная арматура

В арсенал пожарных частей входит большое количество техники, оборудования и инструментов. Есть в этом вооружении специальная отдельная категория под названием – пожарные рукава и рукавная арматура. В ее состав входят пожарные рукава разной модификации, а также арматура, которую соединяют с рукавами.

Пожарные рукава

Под этим названием понимают шланги, они же гибкие трубопроводы, которые изготавливаются из разных материалов. Именно по ним организуется подача воды к месту очага возгорания. Сами пожарные шланги оснащаются соединительными головками, с помощью которых рукава соединяются между собой, тем самым, увеличивая длину трубопровода.

Все пожарные рукава делятся на три группы:

  • напорные;
  • всасывающие;
  • напорно-всасывающие.

Напорные

Из самого названия становится понятным, что такие шланги работают под определенным давлением. Поэтому ими оборудуют насосы, помпы и пожарные автомобили. Для насосов и помп применяют рукава, которые могут выдержать давление до 0,1 МПа, для машин – 0,1-0,3 МПа.

Все напорные изделия выпускаются строго по ГОСТам или техническим условиям. К примеру:

  • льняные производятся по ГОСТу 472;
  • прорезиненные по ГОСТ 7877;
  • пластмассовые с армокаркасом – по ТУ 6-19-151;
  • льноджутовые по ТУ 40-10527;
  • покрытые полимерным слоем (изнутри и снаружи) по техническим условиям под номером 40-11118;
  • с использованием латекса по техусловиям 75.080.05.026.

Но необходимо отметить, что технические характеристики и габаритные размеры у всех напорных изделий одинаковые. Длина стандартная – 20 м. Диаметр варьируется в диапазоне 25-150 мм.

Сама конструкция напорного рукава – это несколько слоев из разных материалов. Чаще два: основа и внутренняя гидроизоляция. Последний не только не дает воде проникнуть сквозь основу, но и увеличивает скорость движущейся воды за счет гладкой поверхности нанесенного материала.

Рукав напорный латексированный

Всасывающие

Их используют только в тех случаях, когда необходимо провести водозабор из открытых источников (естественных или искусственных). Изготавливают рукава этого типа по одному стандарту: ГОСТ 5398.

В этом документе обозначено, но всасывающие пожарные шланги делятся на две группы: для воды (маркируются буквой «В») и для перекачки жидкостей, в составе которых присутствуют кислоты и щелочи. Они маркируются буквами «КЩ».

Длина у всасывающих моделей стандартная – 4 м, сечение варьируется в пределах 25-200 мм. Они выдерживают вакуум 0,08 МПа.

Чисто конструктивно всасывающие модели состоят из:

  • внутреннего резинового слоя, который выполняет функции гидроизоляции;
  • тканевой слой;
  • далее укладывается армирующая конструкция в виде спирали из стальной проволоки;
  • затем еще один резиновый слой;
  • тканевая основа внешняя.

Если внешний слой резина, то это шланги марки КЩ, если ткань, то это обычные для воды. Армокаркас не дает рукавам сплющиться, то есть увеличивает срок их эксплуатации.

Всасывающие шланги армированные

Напорно-всасывающие

По сути, это подгруппа предыдущей разновидности. Их использует, если водозабор производится из сети водопровода. То есть труб, в которых вода протекает под определенным давлением. В этом случае всасывающие виды не смогут выдержать то самой давление, что приведет к протечкам, а также снижению напора и скорости.

Противопожарная арматура

В категории пожарные рукава и пожарная арматура последняя занимает дополнительное место. Хотя является неотъемлемой частью техники и оборудования. Без нее сами рукава работать не могут. Здесь небольшое количество:

  1. Насадки. Изготовленные из металла они функционируют по типу патрубка. По сути, это кусок трубы, который вставляется в пожарный рукав, где закрепляется хомутом. С помощью этого типа арматуры формируется поток изливающейся или всасываемой воды. Особое значение они получили на напорных шлангах, когда необходимо сформировать требуемый напор и объем воды.
  2. Головки соединительные. Они выполняют функции соединителей или по-другому переходников. То есть с их помощью соединяются рукава между собой, а также с гидрантом, с запорной арматурой или разветвителями.
  3. Разветвители. Это трубная арматура, с помощью которой можно собрать разветвленную сеть пожарных рукавов. К примеру, на гидрант сначала накручивается разветвитель, а уже к нему присоединяются пожарные шланги.
  4. Фильтр. Это обычная сетка из нержавеющей проволоки, которую устанавливают на всасывающий рукав. Его задача – не дать крупным примесям проникнуть внутрь насосного оборудования, чтобы оно не вышло из строя. Сегодня фильтры – это не просто сетки, это устройства, внутрь которых вставляются пластмассовые шарики. Задача последних – перекрыть обратный ток воды из гибких трубопроводов.
Разветвитель на три потока

Правила использования пожарных рукавов

Существуют четкие правила, как надо правильно эксплуатировать и хранить пожарные приспособления и арматуру, в том числе.

  1. Хранятся напорные модели, размещаемые в автомобилях, в специальных отсеках.
  2. Если на машине хранение формируется в катушках, то их обязательно закрывают водонепроницаемым материалом.
  3. Всасывающие модели укладывают в специальные пеналы. При этом под них обязательно укладывают ленты, которые не дают изделиям истираться в процессе их вытаскивания наружу.
  4. Необходимо стараться прокладку гибкого трубопровода производить не на проезжей части.
  5. Раскладку рукавов производят по лестничным клеткам и проходам так, чтобы они не мешали передвижению пожарных, спасателей и эвакуируемых людей.
  6. Раскладка производится без загибов.
  7. Особое внимание местам, по которым производится прокладка. Участки не должны быть завалены острыми предметами, горящими или тлеющими материалами, залиты горючими материалами, а также активными химическими веществами (кислоты, щелочи и прочее).
  8. Протаскивать внутрь зданий рукава через окна, двери и проломы надо с обязательной установкой специальных приспособлений, которые называются седлами или коленями.
  9. Если по каким-то причинам на рукаве образовалась течь, необходимо ее тут же заделать. Для этого используют зажимы. Они могут быть ленточными или корсетными. Последние в основном используются в тех случаях, если дефект имеет продольный разрез длиною около 10 см. Ленточные используют, если дефект имеет форму отверстия диаметром не более 2 см. После окончания пожарных мероприятий места изъянов отмечаются, зажимы снимаются, а рукава отправляются в ремонт.
Прокладку пожарных рукавов внутри зданий ведут без загибов

Внимание! Если пожарная рукавная арматура использовалась зимой, то ее необходимо после окончания работ освободить от воды. Лучше дополнительно просушить.

К пожарным рукавам и рукавной арматуре (это указано в правилах эксплуатации пожарных рукавов) необходимо относиться с особой ответственностью, особенно это касается хранения. Вот несколько требований:

  • нельзя их оставлять под солнцем;
  • от нагревательных приборов разного вида рукава и арматура должны храниться на расстоянии не менее 1 м.

Правила жесткие. Их обязательно контролируют, потому что вышеперечисленные пункты влияют на качество изделий.

ЭКСТРЕННЫЕ ТЕЛЕФОНЫ

С городского/сотового телефона
Единый телефон пожарных и спасателей 01/101
Полиция 02/102
Скорая помощь 03/103
Аварийная газовая служба 04/104

pozharanet.com

Рукавная арматура

АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

Главная / Энциклопедия / Термин, определение и понятие

Рукавная арматура, включает пожарные соединительные головки, головки-заглушки, рукавный переходник.

Пожарная соединительная головка – это быстросмыкаемая арматура для соединения пожарных рукавов и присоединения их к пожарному оборудованию и пожарным насосам.

В зависимости от назначения пожарные соединительные головки подразделяются на всасывающие (рукавная, муфтовая, головка-заглушка) и напорные (рукавная, муфтовая, переходная, головка-заглушка).

Конструктивно рукавные головки представляют собой штуцера с полугайками, в пазах которых установлены уплотнительные резиновые кольца. Штуцеры служат для соединения с пожарными рукавами, полугайки – для соединения штуцеров, а соответственно, и рукавов.

Муфтовые головки представляют собой муфты для соединения пожарного оборудования с полугайками и трубной резьбой.

Головки-заглушки – арматура для закрывания пожарных соединительных головок.

Рукавный переходник – арматура для соединения двух пожарных соединительных головок разных условных проходов или различных типов.

 Более подробная статья про каждый вид тут: 

Виды пожарных соединительных головок

 Читайте подробнее по ссылке про: 

Быстроразъемные рукавные соединения

Источник: Пожарно-техническая энциклопедия. —Екатеринбург: Издательский дом «Калан», 2002. —188 с.

fireman.club

Правила эксплуатации и виды пожарных рукавов и рукавной арматуры

И рукава, и арматура к ним незаменимы при борьбе с огнем. В любом здании при пожаре в первую очередь будут использоваться эти два приспособления. Пожарные рукава и рукавная арматура имеют величайшую важность, и без них тушение было бы невозможным.

Пожарные рукава – специальные шланги, через которые вода подается к огню для его тушения. К шлангу прикручивается насадка, пожарный ствол. Он сжимает струю воды и заставляет ее вырываться с большей скоростью. Работа с пожарными стволами требует от пожарного определенных навыков и правил.

Пожарные шланги соединяются в рукавную линию для того, чтобы достичь очага возгорания. Замена поврежденных рукавов в действующей рукавной линии происходит также по алгоритму. Пожарные рукава могут быть не только напорными, но и всасывающими. Есть и версии с обеими функциями.

По напорным шлангам вода или другая жидкость для тушения огня под высоким давлением подается в очаг возгорания. Всасывающие варианты применяются при заборе воды из открытого водоема. Если воду набирают из городской сети водопроводов, применяется модель, способная выдержать оба вида напора.

Противопожарная арматура: комплекс рукавов и других элементов

Хотя рукав и имеет самую большую важность при борьбе с ЧС, он бесполезен без некоторых других приспособлений, которые совместно называются пожарной арматурой или рукавным оборудованием. Рассмотрим составляющие пожарной арматуры.

Стволы – это насадки, которые надеваются на конец любого шланга, будь он напорным или всасывающим. Струя, ее длина и мощность, задаются именно насадкой. При помощи насадки сотрудник может задавать нужный для тушения огня поток воды.

Соединительные головки. Они бывают фланцевыми, резьбовыми и с муфтой. При помощи такой головки можно разветвлять одну линию на две, а также крепить к ней дополнительные стволы. Ими же крепят шланг к гидранту. Соединительная головка может также называться переходником.

Разветвитель способен передавать огнетушащую субстанцию на несколько приспособлений из одного источника. Чаще всего это гидрант, на который сначала крепят разветвитель, а затем и шланги.

Чтобы защитить пожарные рукава и рукавное оборудование от повреждений изнутри, используются приемы фильтрации. Для этого между водозаборным источником и рукавом крепится переходник с сеткой внутри, которые тоже относятся к рукавному оборудованию. Поэтому посторонние объекты, способные испортить устройство, останавливаются фильтром еще до попадания в шланг.

Фильтрация обязательна, если забирается вода из открытого водоема, так как вероятность засорения намного больше.

Итак, главное предназначение рукавного оборудования, стволов и шлангов, – организация эффективной и своевременной подачи воды к источнику возгорания. В скатанном виде рукав компактен, для его хранения потребуется минимум места.

Напорные пожарные рукава

Напорный шланг позволяет пожарным доставлять воду напрямую к огню, да еще и под высоким давлением. Шлангами экипируются моторные насосы, автомобили для борьбы с ЧС и краны.

Эти шланги изготавливаются с учетом всех правил ГОСТ.

0,1 Мпа – максимальное давление для рукава внутри жилого здания. Но автомобили пожарного назначения оснащаются шлангами с более высоким максимальным давлением – от 0.1 до 0.3 Мпа.

Рукава могут выполняться из нескольких материалов, указанных ГОСТ – лен, джут, пластик и версии, обработанные резиной, полимером или латексом для большей водоустойчивости.

Диаметр средств подачи огнетушащих веществ может быть от 2.5 до 15 см. Длина может быть до 20 метров. У оборудования есть наружный защитный слой, армированный слой и внутренний водоупорный слой. Этот последний слой должен снижать сопротивление бегущей по нему воды, поэтому поток воды может двигаться с большей скоростью.

Напорно-всасывающие рукава

Этот вид шланга позволяет набирать воду из любого источника. Для всасывания воды используется насос.

Конструкция почти идентична всасывающему, но некоторые отличия все же есть. Всасывающий немного тверже напорно-всасывающего, который должен выдерживать нагрузки как изнутри, так и снаружи.

Рукав хранят в пенале, когда не проводится работа с пожарными рукавами, а сам пенал, имея длину около 4 метров, крепится к пожарному транспорту. Конструкция пенала подразумевает сушку рукавов во время езды или обдува. Всасывающий и напорно-всасывающий вариант прочнее и надежнее простых напорных шлангов.

Всасывающие пожарные рукава

Обычные версии применяются для забора воды из открытых водоемов, таких как реки или озера. Но если воду надо набрать из городской сети, применяется уже напорно-всасывающий рукав, о которых говорилось выше.

ГОСТ5398 регламентирует изготовление таких опций. Шланги, помеченные КЩ можно использовать только в нейтральных средах с неагрессивными концентрациями кислых или щелочных веществ, а в шланги с пометкой В можно набирать только воду. Мощность всасывающего вакуума не может быть больше 0.08 Мпа, а давление от 0.35 до 1.1 Мпа.

Всасывающий шланг также многослоен – он состоит из резинового слоя внутри, текстильного, который лежит между резиновым внутренним и резиновым наружным слоем.

Шланг должен выдерживать резкие перепады температуры и давления, а также не должен складываться при поворотах или изменении направления давления.

Внутри текстильного слоя также присутствует проволочный скелет из оцинкованной проволоки толщиной 2-3 мм, которая обеспечивает его способность выдерживать перемены давления. Места, где надеваются манжеты, не имеют проволоки.

За герметичность конструкции отвечает резиновая прослойка.

Обозначения на пожарных рукавах в подразделениях

На заводе рукава сразу маркируют, указывая их назначение. Но когда они поставляются в пожарную часть, их маркируют дополнительно, чтобы указать, к какой части они принадлежат.

Маркировка состоит из дроби, где числитель – номер пожарного участка, а знаменатель – номер шланга.

Маркируют их простой краской, которая наносится через трафарет. Маркировка ставится 1–1,5 метров от каждого переходника или насадки. Краска может быть любого оттенка – главное, чтобы ее было видно.

Когда оборудование поставляется на базу, оно маркируется соответственно правилам эксплуатации пожарных рукавов, а также оформляются документы, которые остаются у ответственного за шланги сотрудника.

В формуляре к пожарному рукаву отмечены все входные данные, основные технические характеристики и даты испытаний и эксплуатации.

Виды и характеристики рукавной арматуры

Рукавная арматура, как и шланг, имеет многочисленные нюансы и важнейшую роль в борьбе с ЧС. В отдельных случаях арматура оказывается важнее рукава. Какой толк от шланга, который даже нельзя закрепить к гидранту или направить на огонь?

А именно это делает арматура.

Все разнообразие арматурных деталей приводить не стоит. Рассмотрим только те элементы, которые чаще применяются в борьбе с ЧС.

К арматурным деталям относят насадки, разветвляющие элементы, фильтрационные сетки для всасывания.

Насадками или головками оборудование крепится к гидранту. Ими же разветвитель соединяется со шлангом. Другими словами, это универсальный переходник. Головки делятся на резьбовые, фланцевые и муфтовые. Тип головки подбирается по ее назначению и особенностям пожарного оборудования.

Ствол – насадка, через которую вода выходит из шланга на огонь. Ствол регулирует мощность и форму струи.

Некоторые стволы могут сформировать струю длиной в десяток и больше метров, а есть и стволы, распыляющие воду по большой площади. Отдельные модели даже дают переключаться между вариантами выброса воды.

Разветвители применяются, когда нужно раздать воду нескольким пользователям из одного источника. Тогда разветвитель подключают к гидранту первым, а уже затем несколько рукавов.

Фильтрационная насадка с сеткой не позволит загрязнителям или острым объектам попасть внутрь насоса и шланга, ведь так он может засориться или порваться. Сетки нужны для фильтрации воды, они предохраняют внутренние части пожарного оборудования и техники от загрязнения или поломок. Особенно незаменимы, когда воду приходится выкачивать из естественных водоемов, куда в систему входит песок и камни.

Особенность пожарных шлангов, их виды, устройство арматуры кроется в их надежности. Это оборудование не должно ломаться, засоряться или выходить из строя из-за чрезмерного давления. Поэтому при его производстве следует выполнять требования ГОСТ.

nebezopasno.com

Пожарные рукава и рукавная арматура – защита зданий и других объектов от огня!

Пожарные рукава и рукавная арматура применяются для тушения очагов возгорания. Для любого современного здания либо сооружения такие приспособления – основные инструменты, позволяющие эффективно локализировать пожары.

Под пожарными рукавами (ПР) понимают гибкие трубопроводы, по которым к месту возникновения пожаров подается вода. Они оснащаются специальными соединительными головками, что позволяет создавать линии требуемой длины. ПР бывают напорными и всасывающими и напорно-всасывающими.

Напорные рукава дают возможность подавать воду для тушения пожаров под определенным давлением. Ими оборудуются переносные мотопомпы, пожарные спецавтомобили, пожарные краны.

Напорные рукава для тушения пожаров

Для помп и кранов, размещенных внутри зданий и домов, используются изделия напорного типа с давлением не более 0,1 МПа. А вот пожарные авто оснащаются приспособлениями с давлением от 0,1 до 0,3 МПа.

Напорные рукава (НР) выпускаются по нескольким Госстандартам и Техническим Условиям:

  • ГОСТ 472 – льняные изделия;
  • ГОСТ 7877 – прорезиненные;
  • ТУ 40-10257 – льноджутовые;
  • ТУ 6-19-151 – армированные из пластмассы;
  • ТУ 40-11118 – с полимерным покрытием (с двух сторон);
  • ТУ 75.080.05.026 – латексированные.

Сечение НР стандартное – от 2,5 до 15 см. А длина таких изделий равняется 20 м. Конструктивно напорные приспособления для пожаротушения состоят из наружного слоя, выполняющего защитную функцию, особого армирующего корпуса (чехла) и гидроизоляционной внутренней камеры. Последний из указанных элементов имеет особую поверхность, которая снижает сопротивление воды. За счет этого поток жидкости при пожаротушении двигается с высокой скоростью.

Эти приспособления изготавливаются в двух разновидностях. Существуют обычные всасывающие рукава (ВР). С их помощью выполняют забор жидкости из прудов, озер и прочих открытых источников воды. А вот для получения воды для нужд пожаротушения из водопроводных труб, соединенных в сети, используются изделия напорно-всасывающей группы.

ВР изготавливают по Госстандарту 5398. Они маркируются литерами КЩ и В. Для первых средой (рабочей) являются неагрессивные растворы кислот и щелочей, для вторых – обычная вода. ВР выпускаются сечением 2,5–20 см, длиной 4 м. Их рабочий вакуум составляет 0,08 МПа, а давление – 0,35–01,1 МПа.

Изготовление ВР по Госстандарту 5398

Всасывающие рукава состоят из следующих слоев:

  • резиновая внутренняя камера;
  • прокладка из текстиля;
  • специальная спираль проволочного типа;
  • резиновая прослойка (промежуточная);
  • слой текстиля;
  • резиновое (для изделий с маркировкой КЩ) или текстильное (В) внешнее покрытие.

Спираль в конструкции ВР обеспечивает их повышенную прочность и предотвращает явление сплющивания. Требуемая же герметичность изделий гарантируется резиновой гидроизоляционной прослойкой.

Рукава считаются основным элементов описываемого оборудования для тушения пожаров. Но их нельзя использовать без ряда дополнительных элементов. Комплект таких деталей и непосредственно рукавов – это и есть рукавная арматура. Ее ключевые составляющие приведены далее:

  1. Специальные насадки – стволы. Их натягивают на патрубок (выходящий) напорного либо всасывающего приспособления. Через подобные насадки подается жидкость, струя которой формируется непосредственно в стволе. Эти приспособления дают возможность регулировать направленность и мощность потока воды, используемого для тушения пожаров.
  2. Соединительные головки – фланцевые, с резьбой, муфтовые. С их помощью выполняют крепление разветвителей и стволов к рукаву, а также соединение последнего с пожарным гидрантом или с трубопроводной арматурой. По сути, головки выполняют функцию соединительных деталей и переходников.
  3. Разветвители – приспособления, позволяющие передавать на несколько станций жидкость для тушения из одного водоисточника. В гидрант в подобных ситуациях сначала монтируют разветвитель, а затем и сам рукав.

Пожарная рукавная арматура

Для защиты описываемой арматуры от пробоев и засорений используются всасывающие фильтры – особые сетки. Их соединяют с рукавами перед забором жидкости. За счет этого в оборудование вместе с водой не попадают посторонние предметы.

Кроме того, такие сетки при остановке насоса не позволяют ВР и НР самопроизвольно освобождаться от закаченной в них жидкости. Если забор воды осуществляется из открытых источников, применение фильтров обязательно.

Укладка напорных рукавов производится в пожарном авто в специальные отсеки. Если НР установлены на катушках, их следует накрывать водонепроницаемой плотной тканью. Всасывающие рукава помещают в пеналы и подкладывают под них особые ленты, которые защищают ВР от истирания при извлечении последних.

Особенности прокладки арматуры при пожаротушении:

  1. Рукавные линии размещают не на проезжей части (по возможности), если осуществляется тушение возгораний во дворах и на улицах.
  2. При разматывании линий внутри зданий рукава следует размещать так, чтобы лестницы и проходы не загромождались.
  3. Необходимо избегать прокладки изделий на поверхностях, которые залиты агрессивными химикатами либо горючими материалами, на тлеющие и острые предметы. Обязательно нужно следить за тем, чтобы линии не имели существенных перегибов.
  4. Прокладка рукавов через любые виды препятствий (оконные проемы, ограждения и так далее) производится с помощью седел (иначе такие приспособления называют коленами).

Когда в рукавах при пожаротушении образовалась течь, нужно установить на арматуру специальные зажимы. Они бывают корсетными и ленточными. Первые рекомендованы для применения при наличии на изделиях разрезов (продольных) от 2 до 10 см.

Специальный зажим для пожарного рукава

Ленточные зажимы применяются для остановки течей из небольших (до 2 см в диаметре) отверстий. После завершения всех мероприятий зажимы сразу же демонтируют и наносят на участки течи отметку (можно использовать для этих целей химический карандаш).

Обратите внимание! Зимой после тушения очага возгорания из пожарной арматуры сразу же сливается вся жидкость.

Хранение ПР производится в местах, где нет горюче-смазочных составов, щелочей и кислотных соединений, способных разрушить изделия. Нельзя оставлять арматуру под искусственным освещением, под воздействием солнечных лучей. От работающих обогревателей, батарей и других отопительных устройств ПР хранят на дистанции более 1 м.

tutmet.ru


Смотрите также

Содержание, карта сайта.