Пожарные ручные лестницы


Ручные пожарные лестницы: назначение, устройство, виды и характеристики

Виды ручных пожарных лестниц

Лестница штурмовая

Лестница штурмовая – это лестница ручная пожарная, конструктивно состоящая из двух параллельных тетив, жестко соединенных опорными ступеньками и оборудованная крюком для подвески на опорную поверхность (рис.1).

Тетивы 1 и 4 лестницы соединены тринадцатью ступенями 2 и 5. Кроме того, они в пяти местах стянуты металлическими стяжками 3 и 6. На трех верхних ступенях закреплен крюк 7. Сечение крюка увеличивается по направлению к хвостовой части, что приближает его к телу равного сопротивления по изгибу.

Лестницы могут быть изготовленными из дерева или металла.

Деревянная лестница штурмовая

На внутренней стороне деревянных лестниц с обеих сторон ступеней проложены в пазах стальные канатики, закрепленные за верхнюю и нижнюю стяжки. Канатики предназначены для предотвращения несчастных случаев при изломе тетив. На нижних концах тетив установлены башмаки, а на верхних-наконечники.

Металлическая лестница штурмовая

Металлические лестницы изготавливаются из алюминиевого сплава Д16Т. Масса лестниц не более 10 кг.

Назначение ЛШ

Лестницы штурмовые используются пожарными для подъема на этажи зданий через окна или балконы. Для обеспечения безопасной работы она применяется при работе на крутых скатах крыш.

Назначение: ЛШ предназначена для подъема пожарных по наружной стене на этажи зданий и сооружений, для обеспечения работ при вскрытии кровли на крутых крышах, а также для учебно-тренировочных занятий и соревнований. Наиболее успешно штурмовую лестницу применяют в сочетании с трехколенной выдвижной лестницей или автолестницей.

Устройство ЛШ

Устройство: Штурмовая лестница состоит из двух тетив, соединенных между собой тринадцатью деревянными ступенями, трех стальных стяжек (на концах и посередине тетив) и стального крюка, закрепленного на трех верхних ступенях лестницы. Нижние концы тетив заострены и снабжены металлическими башмаками.

Стальной крюк, при помощи которого подвешивают лестницу, имеет хвостовую и консольную части. В хвостовой части для уменьшения деформации ступеней приварены коробчатые втулки. Для уменьшения массы крюка в его консольной части высверлены отверстия, повышение жесткости крюка достигается приваренными продольными металлическими плоскостями (ребра жесткости).

Форма крюка обеспечивает по всей длине равную прочность его конструкции при действии изгибающих усилий, а зубья предотвращают скольжение по опорной плоскости.

Техническая характеристика ЛШ

Показатели Значение
Длина, мм. 4100
Ширина, мм. 300
Вылет крюка, мм. 600
Шаг между ступенями, мм. 340
Масса, кг., не более 10

Лестница-палка (ЛП)

Лестница-палка (ЛП) — лестница ручная пожарная складная, конструктивно состоящая из двух параллельных тетив, шарнирно соединенных опорными ступеньками.

Тетивы 1 и 2 лестницы соединены восемью ступенями 3. Концы ступеней имеют металлическую оковку и втулки, через которые проходят оси для поворота ступеней. Шарнирное соединение 4 ступеней с тетивами позволяет их складывать, перемещая одну тетиву относительно другой.

Одни концы тетив имеют деревянные наделки 5. За них убирают другую тетиву при складывании лестницы. Наделки прикреплены к тетивам стяжками 6 и обтянуты наконечниками 7. Другие концы тетив скошены под углом 45 градусов и защищены металлическими пластинами 8.

Лестница-палка в сложенном состоянии

В сложенном состоянии лестница представляет собой палку с закругленными и окованными концами. Масса лестницы 10,5 кг.

Назначение ЛП

Назначение: ЛП в рабочем положении предназначена для подъема пожарных и их вооружения на уровень высоты лестницы (в окно первого этажа, для работы на небольшой высоте), для использования в качестве носилок для переноски пострадавших; в сложенном (транспортном) положении используют для пробивания деревянных перегородок и дверных филенок, отбивания штукатурки и выполнения других подсобных работ.

Устройство ЛП

Устройство: лестница-палка состоит из двух деревянных тетив овального сечения и восьми ступеней, шарнирно соединенных с тетивами. Особенностью лестницы является шарнирное крепление ступеней в продольной плоскости тетив, что позволяет сближать их до полного смыкания при складывании лестницы в виде палки овального сечения.

При складывании лестницы ступени ее помещаются в треугольные пазы с внутренней стороны тетив. На одном конце каждой тетивы при помощи металлического наконечника и стяжки крепят деревянную накладку. Другой конец тетивы защищен металлической накладкой.

Техническая характеристика ЛП

Показатели Значение
Длина лестницы, мм.
в сложенном виде 3400
в развернутом состоянии 3116
Ширина, мм. 250
Шаг между ступенями, мм. 310
Масса, кг., не более 10,5

Лестница выдвижная трехколенная Л 60

Лестница выдвижная — лестница ручная пожарная, конструктивно состоящая из нескольких параллельно связанных колен и оборудованная механическим устройством перемещения их относительно друг друга в осевом направлении с целью регулирования ее длины. Отсчет колен ведется с верхнего.

Лестница выдвижная пожарная

Трехколенная выдвижная лестница – лестница ручная пожарная, состоящая из трех параллельно связанных колен и оборудованная механическим устройством для перемещения их относительно друг друга в осевом направлении с целью регулирования ее длины (рис.3).

Устройство лестницы трехколенной

Лестница состоит из трех телескопически соединенных колен 6,7 и 8, механизма выдвигания и механизма останова. Каждое колено состоит из двух тетив, соединенных двенадцатью ступенями. Тетива нижнего колена 8 стянута внизу, посередине и наверху стяжками 3.

Колена соединены между собой стальными скобами 1. Нижние концы тетив нижнего колена имеют стальные башмаки 9, а верхние концы верхнего колена имеют стенные упоры 4. Среднее колено выдвигается цепью 2.

Механизм выдвигания работает следующим образом. Среднее колено 7 (рис.4) соединяется с низким коленом 8 цепью 2, огибающей ролики 5 и верхний блок нижнего колена. При перемещении цепи по часовой стрелке будет выдвигаться вверх 7. Верхнее колено 6 тросом 3 через блок среднего колена 7 соединено с центром верхнего блока нижнего колена 8. При выдвигании среднего колена 7 будет перемещаться вверх и верхнее колено 6.

Среднее колено по отношению к нижнему совершает относительное движение. Верхнее колено , в свою очередь, совершает относительное движение по отношению к среднему колену со скоростью , в тоже время перемещается вместе со средним коленом в переносном движении. Таким образом, абсолютная скорость движения верхнего колена равна

(1)

При равенстве длины всех трех колен, абсолютная скорость выдвигания верхнего колена равна удвоенной скорости выдвигания среднего колена, т.е.

(2)

Для фиксирования выдвинутой лестницы на заданной высоте применяется механизм останова. Он установлен на тетиве второго колена на нижней его части. Механизм состоит из двух частей: направляющего угольника и упора, а также специального валика с двумя упорами и рычагом.

Тетиву колена охватывает уголок (рис.5) с двух сторон. Полка 1 располагается на внутренней широкой стороне тетивы. Полка 2 располагается на узкой стороне тетивы, выступая из нее на 10 мм. Эта выступающая часть входит в шпунт первого колена и служит направляющим. Отогнутая часть 3 обращена внутрь лестницы и является упором для механизма останова. Уголки установлены на обоих тетивах. Отверстия 4 в них служат подшипниками валика 1 механизма останова (рис.6). На концах валика 1 имеется по одному кулачку 4, которые в сочетании с упорами 2 (поз.3 на рис.5) производят закрепление выдвинутых колен.

По середине валика под углом около 45 градусов к полости кулачков имеется выступающий палец 6 с проушиной на конце. К этой проушине прикреплен конец цепи 7 (поз.2 на рис.4).

Если в вертикальном положении лестницы подтянуть цепь против часовой стрелки вниз, то валик 1, а также кулачок 4 повернутся так, что окажутся в плоскости ступеней второго колена и не будут мешать выдвигаю колен лестницы.

Для закрепления колен лестницы, выдвинутой на заданную высоту, надо отрывисто подтянуть цепь в обратном направлении, т.е. снизу вверх. При этом начнется сдвигание колен лестницы и, кроме того, поворот валика 1. При этом палец 6 опустится вниз, а кулачки 4 поднимутся вверх до упора 3.

При сдвигании колен кулачки 4 встретят на своем пути ступень 8 первого колена, упрутся в них и задержат сдвигание лестницы. При этом вся нагрузка передается на ступень 8 первого колена.

Назначение выдвижной лестницы

Назначение: Трехколенная выдвижная лестница предназначена для подъема пожарных и ПТВ в окно второго, третьего этажа здания, на чердак и крышу двухэтажного здания, для эвакуации людей, для работы внутри помещений (в залах), а также для учебно-тренировочных занятий и соревнований.

Высота выдвигания лестницы

Выдвижная лестница состоит из трех телескопически сдвигающихся колен, сделанных из однотипных профилей и деталей, механизма выдвигания и останова.

Каждое колено состоит из двух стоек таврового сечения, соединенных между собой ступенями (рифленными трубами). Каждое колено имеет 12 ступеней, укрепленных в стойках методом завальцовки.

Техническая характеристика выдвижной трехколенной лестницы

Показатели Значение
Длина лестницы, мм.
в сложенном виде 4400
в развернутом состоянии 10700
Ширина, мм. 480
Шаг между ступенями, мм. 350
Масса, кг., не более 45
Тяговое усилие при выдвигании колен, Н (кг), не более 400 (40)

Тактико-технические характеристики ручных пожарных лестниц

Область и правила применения

ПРИ УСТАНОВКЕ ВЫДВИЖНОЙ ПОЖАРНОЙ ЛЕСТНИЦЫ НЕОБХОДИМО:

  • устанавливать выдвижную лестницу в 1,5 — 2 метрах от стены, угол наклона лестницы 80 — 83 град.;
  • выдвигать колена выдвижной лестницы равномерно, без рывков, не допуская накручивания веревки на руки;
  • удерживать выдвижную лестницу при выдвижении за тетивы первого колена, не допуская охвата пальцами внутренней стороны тетивы;

  • поддерживать равновесие выдвижной лестницы во время ее выдвижения;
  • проверять механизм фиксации в выдвинутом положении.

ПОДЪЕМ ИЛИ СПУСК ПО ВЫДВИЖНОЙ ЛЕСТНИЦЕ ДОПУСКАЕТСЯ ПОСЛЕ ТОГО, КАК:

  • кулачки валика-останова оперлись о ступеньку колена выдвижной лестницы;
  • выдвижная лестница прислонена к зданию (сооружению) и поддерживается за тетивы первого колена пожарным;
  • выдвижная лестница выдвинута на такую длину, чтобы над карнизом здания, подоконником и т.п. выступали не менее двух ступеней верхнего колена.

ПРИ РАБОТЕ С ВЫДВИЖНОЙ ЛЕСТНИЦЕЙ НЕОБХОДИМО:

  • устанавливать ее, как правило, в тех местах, где она в случае наклона или падения не соприкоснется с линиями электрических и радиосетей. Если такая возможность отсутствует, необходимо для установки и уборки выдвижной лестницы выделять трех человек, один из которых должен оставаться для подстраховки поднимающихся и выдвинутой выдвижной лестницы от падения до окончания работ;
  • установку выдвижной лестницы к металлической кровле объекта разрешается производить только после обесточивания предприятия.

При подъеме (спуске) по выдвижной лестнице следует смотреть перед собой, обхватывая ступени пальцами. При проведении занятий по обучению личного состава подразделений ГПС работе со штурмовой и трехколенной лестницами на площадках этажей учебной башни выставляется личный состав подразделений ГПС для оказания помощи обучающимся.

Занятия по подъему в этажи учебной башни с помощью штурмовой и выдвижной лестниц проводятся только после того, как руководитель занятий лично проверит состояние страхующего приспособления, предохранительной подушки учебной башни, проинструктирует людей, выделенных для страховки на этажах. Все виды работ выполняются в боевой одежде и в касках.

ВО ВРЕМЯ РАБОТ С РУЧНЫМИ ПОЖАРНЫМИ ЛЕСТНИЦАМИ НА ЗАНЯТИЯХ, УЧЕНИЯХ ИЛИ ПОЖАРЕ НЕОБХОДИМО:

  • не допускать подъем и спуск более одного человека на одно колено выдвижной лестницы, а также штурмовую лестницу и лестницу-палку;
  • удерживать выдвижную лестницу во время подъема или спуска по ней людей. При работе на лестнице со стволом или инструментом работающий со стволом или инструментом должен закрепляться за ступени лестницы с помощью поясного карабина пожарного;

  • при подъеме по выдвижной лестнице с инструментом принять меры, исключающие его падение.

В период прохождения личным составом подразделений ГПС специального первоначального обучения его работа по подъему в этажи учебной башни с помощью штурмовой лестницы без применения страхующего устройства не допускается.

Возможные неисправности

В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ЛЕСТНИЦАМИ И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ

Наименование неисправности Вероятная причина Метод устранения
1) Лестница не выдвигается и не сдвигается Произошло заедание каната между блоками Извлечь канат и уложить его в обойму. Отрегулировать зазор между ступицей блока и обоймой.
2) Выдвижение и сдвигание происходит с перекосом или с большим сопротивлением Нарушены нормальные зазоры между передними упорами стоек или стойкой и задними упорами Отрегулировать зазоры с счет пропиловки задних или передних упоров
3) Лестница при выдвижении не фиксирует своего положения Не работает механизм останова Заменить пружины или отремонтировать крюки

Порядок и сроки испытаний

  • Ручные пожарные лестницы должны испытываться один раз в год и после каждого ремонта.
  • Перед использованием на соревнованиях на них представляются акты.
  • Использовать ручные пожарные лестницы, имеющие неисправности, повреждения основных частей или не выдержавшие испытания, не разрешается.

При испытании лестница-палка устанавливается на твердом грунте, прислоняется под углом 75 град. к горизонтали и нагружается посредине грузом 120 кг на 2 минуты. После снятия нагрузки лестница-палка не должна иметь никаких повреждений, должна легко и плотно складываться.

При испытании штурмовая лестница подвешивается свободно за конец крюка и каждая тетива на уровне 2 ступени снизу нагружается грузом в 80 кг (всего 160 кг) на 2 минуты. После испытания штурмовая лестница не должна иметь трещин и остаточной деформации крюка.

Испытания штурмовой лестницы

При испытании выдвижная лестница устанавливается на твердом грунте, выдвигается на полную высоту и прислоняется к стене под углом 75 град. к горизонтали (2,8 м от стены до башмаков лестницы). В таком положении каждое колено нагружается посредине грузом в 100 кг на 2 мин. Веревка должна выдержать натяжение в 200 кг без деформации.

Испытания выдвижной лестницы

Кроме этого, все ступени металлических выдвижных лестниц подвергаются испытанию на проворачивание механическим способом крутящим моментом 1,6 кгс м (16 Н м) в течение 10 секунд. Проворачивание ступеней не допускается.

После испытания выдвижная лестница не должна иметь повреждений, колена должны выдвигаться и опускаться без заедания.

Литература:

  1. Нормы пожарной безопасности НПБ 171-98* «Лестницы ручные пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний;
  2. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности”;
  3. Учебник для высших образовательных учреждений МЧС России М.Д. Безбородько, С.Г. Цариченко, В.В. Роенко, Н.И. Ульянов, М.В. Алешков, А.В. Рожков, А.В. Плосконосов, С.А. Шкунов, В.М. Климовцов, С.П. Храмцов «Пожарная и аварийно-спасательная техника» Москва 2012.

fire-truck.ru

Ручные пожарные лестницы. Назначение, устройство, правила эксплуатации и испытания ручных пожарных лестниц — ПОЖАРНЫЕ РЕБЯТА

Ручные пожарные лестницы  Назначение, устройство, правила эксплуатации и испытания ручных пожарных лестниц

Лестница ручная пожарная — это переносная конструкция, входящая в состав пожарно-технического вооружения пожарного автомобиля, которая может использоваться для проведения боевых действий при тушении пожаров и проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ на высотах.

Ручные пожарные лестницы предназначены для подъема пожарных в верхние этажи зданий и работы внутри помещения, а также для проведения спасательных работ и учебно-тренировочных занятий.

В пожарной охране России применяются три вида ручных пожарных лестниц:

  • лестница штурмовка;
  • лестница-палка;
  • выдвижная лестница.

Также в 2007 году совместно с ГУ МЧС г. Москвы разработана новая трансформируемая лестница спасательная универсальная пожарная (ЛСУ) с двойным крюком (так называемая, лестница (штурмовка) Чернышова), предназначенная для обеспечения боевых действий при тушении пожаров и проведения спасательных работ.

Общие требования при эксплуатации ручных пожарных лестниц:

  • Ручные пожарные лестницы используются только по их прямому назначению.
  • Ручные пожарные лестницы на пожарном автомобиле плотно укладываются и надежно закрепляются.
  • Работа с ручными пожарными лестницами производится с использованием средств индивидуальной защиты рук пожарного.
  • При проведении тренировок личного состава подразделений ФПС по работе с ручными пожарными лестницами на площадках этажей учебной башни для страховки выставляется личный состав подразделений ФПС.
  • Тренировки по подъему на этажи учебной башни с помощью ручных пожарных лестниц проводятся после проверки состояния предохранительной подушки учебной башни руководителем тренировок и инструктажа личного состава, выделенного для страховки на этажах. Все виды тренировок проводятся в специальной защитной одежде и в касках.
  • После работы (тренировки) ручные пожарные лестницы очищаются от грязи и влаги.
  • При снятии ручных пожарных лестниц с пожарной автоцистерны запрещается ударять их о землю.
  • Установка ручных пожарных лестниц к металлической кровле объекта производится при отсутствии угрозы падения (соприкосновения) на кровлю электрических проводов.
  • Запрещается использование ручных пожарных лестниц, имеющих повреждения и своевременно не прошедших испытания.

ЛЕСТНИЦА ШТУРМОВАЯ (ЛШ)

Штурмовые лестницы (ЛШ) используются пожарными для подъема на этажи зданий через окна или балконы, а также для обеспечения безопасности работы на крутых скатах крыш. ЛШ может применяться пожарными для перелезания через забор и продвижения по льду при спасении людей провалившихся под лед.

Лестница-штурмовка — ручная пожарная лестница, конструктивно состоящая из двух параллельных тетив, жестко соединенных опорными ступеньками и снабженная крюком для подвешивания на опорной поверхности (Рис. 1.).

Рис. 1. Лестница-штурмовка 1 и 4 — тетивы; 2 и 5 — ступени; 3 и 6 — металлические стяжки; 7 — крюк

Тетивы 1 и 4 лестницы соединены тринадцатью ступенями 2 и 5. Кроме того, они в пяти местах стянуты металлическими стяжками 3 и 6. На трех верхних ступенях закреплен крюк 7. Сечение крюка увеличивается по направлению к хвостовой части, что приближает его к телу равного сопротивления по изгибу. Лестницы могут быть изготовлены из дерева или металла.

На внутренней стороне деревянных лестниц с обеих сторон ступеней проложены в пазах стальные канатики, закрепленные за верхнюю и нижнюю стяжки. Канатики предназначены для предотвращения несчастных случаев при изломе тетив. На нижних концах тетив установлены башмаки, а на верхних — наконечники.Металлические лестницы изготавливаются из алюминиевого сплава Д16Т.

ТТХ штурмовой лестницы
Вес (кг) 9,8
Ширина (мм) 400
Длина (м) 4,1
Количество ступеней 13
Шаг между ступенями (мм) 340

Работа со штурмовой лестницей

При снятии штурмовой лестницы с автомобиля пожарный становится правой ногой на нижнюю заднюю подножку, одновременно правой рукой берется за поручень, левой открепляет стопорный запор и плавно выдвигает ее на себя, опускается на землю, правой рукой берется за 9-ю ступеньку (считая от башмаков), снимает ЛШ с автомобиля. Поворачивая крюк на себя, правую руку продевает между 8-й и 9-й ступеньками и кладет лестницу верхней тетивой на правое плечо, правой рукой берется за 10-ю ступеньку и переносит лестницу (рис. 1.1)

Рис. 1.1 Рис. 1.2

За 10–15 м от здания начинается подготовка лестницы к подвеске в окно 2-го этажа.Пожарный, удерживая ЛШ за верхнюю тетиву правой рукой около 8-й ступеньки, башмаками вперед, крюком от себя, за 9–12 м до здания рывком правой руки вперед-вверх, переводит ЛШ над головой крюком вверх. При этом левой рукой берется за левую тетиву на уровне 8-й ступеньки, а правой рукой перехва- тывается за правую тетиву на том же уровне. Приближаясь к зданию, пожарный держит ЛШ так, чтобы ее башмаки находились в 25–30 см от уровня земли. При касании башмаками лестницы поверхности земли, лестница продолжает движение крюком к зданию, пожарный опускает руки на уровень 5-й ступеньки, поднимает лестницу, посылая ее вперед, а затем вверх, энергичным толчком производя подвеску ЛШ в правую половину окна 2-го этажа (рис. 1.2)

Подъем по ЛШ может осуществляться как по каждой ступеньке, так и через одну. Колени не должны выходить за тетивы, а двигаться параллельно им. При марше по лестнице нога должна вставать на ступеньку на стопу. Стопа как бы создает дополнительное амортизирующее (пружинящее) действие, поэтому марш получается более равномерным, плавным и мягким.

После подвески ЛШ пожарный ставит правую ногу на вторую ступеньку, при этом левой рукой держится за 5-ю ступеньку, с правой — за 7-ю. Далее ноги ставит на каждую ступеньку, а руки — через одну до тех пор, пока левая нога не дойдет до 7-й ступеньки.

В этот момент правой рукой пожарный захватывает снизу 11-ю ступеньку между крюком и левой тетивой. Затем правую ногу, с 6-й ступеньки ставит на 9-ю, а левой рукой захватывает 13-ю ступеньку сверху (рис. 1.3) Отталкиваясь правой ногой от 9-й ступеньки и подтягиваясь руками, перенося левую ногу через подоконник, пожарный осуществляет посадку на него (сед).

Посадка на подоконник (рис. 1.4), осуществляется маховым движением левой ноги, переносом ее в окно и поворотом корпуса вправо.

Рис. 1.3. Рис. 1.4.

После того как маховая левая нога поднимается над подоконником, пожарный спускает ее вниз за подоконник с одновременным разворотом стопы носком внутрь. Руки пожарного подтягивают корпус к башне и помогают развернуть его в сторону толчковой ноги. Резким отталкиванием от 9-й ступеньки правой ногой и коротким резким рывком левой рукой за 13-ю ступеньку происходит посадка на подоконник. Положение пожарного после посадки: левая нога согнута в колене, находится как можно ближе к крюку и прижата к подоконнику; правая нога немного согнута в колене, прижата к зданию и вытянута вниз, параллельно штурмовой лестнице: стопа ноги развернута внутренней частью к зданию и опирается, создавая дополнительную точку опоры при выбросе. Корпус на 2/3 выступает за уровень учебной башни.

Левая рука опускается с 13-й ступеньки на подоконник, правая, рывком за 11-ую ступеньку осуществляется выброс вверх с одновременным разворотом крюка над головой (рис. 1.5); левая на уровне 8-й ступеньки подхватывает лестницу, придавая ей дополнительное ускорение и непрерывность движения. Далее пожарный делает подвеску.

Лестницы в окно следующего этажа в правую половину подоконника с одновременной поставкой правой ноги на первую ступеньку.

Для правильного выхода на лестницу большое значение имеет постановка и толчок стопой левой ноги с подоконника (Рис. 1.6). Пожарный ставит правую ногу на первую ступеньку, подтягивается на руках и, опираясь левой ногой на подоконник, захватывает правой рукой 7-ю ступеньку отталкивается правой ногой от ступеньки, а левой — от подоконника, выпрыгивает правой ногой на 4-ю ступеньку, и левой рукой берется за 9-ю. Дальнейший подъем по штурмовой лестнице аналогичен ранее описанному подъему во 2-й этаж.

Рис. 1.5. Рис. 1.6.

Переход в здание пожарный начинает с толчка правой ногой от 9-й ступеньки и, с одновременным разворотом корпуса вправо, заносит левую ногу в раму окна. Руки, находящиеся на 11-й и 13-й ступеньках делают мощный рывок вверх и вперед. Правая нога отрывается от 9-й ступеньки и, завершая разворот корпуса на 180°, ставится на пол здания одновременно с левой ногой.

Требования безопасности при экслуатации штурмовой лестницы

Штурмовая лестница подвешивается на полный крюк.

При подвеске штурмовой лестницы на верхний этаж садиться на подоконник следует таким образом, чтобы был виден крюк штурмовой лестницы.

При переходе в окно со штурмовой лестницы и обратно запрещается становиться ногами на подоконник, опускать лестницу вниз путем скольжения тетивы по рукам во избежание травмирования личного состава подразделений ФПС и падения штурмовой лестницы.

Запрещаются подъем и спуск по штурмовой лестнице более одного человека.

Установка штурмовой лестницы к металлической кровле объекта производится только при отсутствии угрозы падения (соприкосновения) на кровлю электрических проводов.

При работе на штурмовой лестнице со стволом или инструментом личный состав подразделения ФПС закрепляется за ступени лестницы с помощью карабина.

При подъеме по штурмовой лестнице с инструментом принимаются меры, исключающие падение инструмента.

ЛЕСТНИЦА — ПАЛКА (ЛП)

Рис. 2. Лестница-палка 1 и 2 — тетивы; 3 — ступени; 4 — шарнир; 5 — наделка; 6 — стяжка; 7 — наконечник; 8 — металлическая пластина

Лестница палка — предназначена для работы в помещениях, подъема пожарных на первый этаж через оконные проемы горящих зданий и сооружений. Также ЛП может использоваться в качестве тарана, носилок для переноски пострадавших и ПТВ, и для страховки продвижения по льду при спасении людей провалившихся под лед (Рис. 2.).

Лестница-палка — ручная пожарная лестница складываемая сдвиганием тетив за счет поворота.

Тетивы 1 и 2 лестницы соединены восемью ступенями 3. Концы ступеней имеют металлическую оковку и втулки, через которые проходят оси для поворота ступеней. Шарнирное соединение ступеней с тетивами позволяет их складывать, перемещая одну тетиву относительно другой.

Одни концы тетив имеют деревянные наделки 5. За них убирают другую тетиву при складывании лестницы. Наделки прикреплены к тетивам стяжками 6 и обтянуты наконечниками 7. Другие концы тетив скошены под углом 45° и защищены металлическими пластинами 8. В сложенном состоянии лестница представляет собой палку с закругленными и окованным концами.

ТТХ лестницы-палки
Вес (кг) 10,5
Ширина (мм) 346
Длина в сложенном состоянии (м) 3,4
Длина в разложенном состоянии (м) 3,1
Количество ступеней 8
Шаг между ступенями (мм) 340

Рис. 2.1

Работа с лестницей-палкой  Пожарный по задним подножкам поднимается на крышу кузова автомобиля, освобождает лестницу от крепления, опускает один конец ее на землю, другой — приставляет к автомобилю, спускается по подножкам на землю и кладет лестницу на правое предплечье, придерживая ее кистью правой руки; переносит так, чтобы передний конец ее был несколько приподнят вверх. На большие расстояния лестницу-палку переносят на плече; в помещениях и узких проходах — в наклонном, вертикальном положении или над головой. За 4–5 шагов до места установки поднимает ее вверх-вперед, раздвигает тетивы и приставляет лестницу к стене так, чтобы нижние концы находились примерно в одном шаге от стены.

Пожарный левую ногу ставит на первую ступеньку, правой рукой берется за пятую ступеньку, поднимается до верхнего конца лестницы (рис. 2.1)

Для уборки лестницы пожарный отводит верхние ее концы от стены до вертикального положения, соединяет тетивы, приподнимает лестницу, поворачивается кругом и, продвигаясь вперед, кладет ее на предплечье правой руки или на плечо, переносит, поднимает передний конец и прислоняет к автомобилю. Затем поднимается на крышу кузова автомобиля, поднимает лестницу-палку, укладывает, закрепляет и опускается на землю.

Требования безопасности при эксплуатации лестницы-палки

Прежде чем производить подъем, личный состав подразделений ФПС обязан убедиться в правильности установки и устойчивости лестницы-палки.

Запрещается:

  • подъем (спуск) и работа на неустойчиво установленной лестнице-палке и лестнице комбинированной;
  • подъем (спуск) по лестнице-палке и лестнице комбинированной более одного человека.

ВЫДВИЖНАЯ ПОЖАРНАЯ ЛЕСТНИЦА (ВПЛ)

Выдвижная пожарная лестница (3-х коленная, ВПЛ) предназначена для подъема в окно второго и третьего этажей или на крышу двухэтажного здания, для проведения спасательных работ и учебно-тренировочных занятий. Также 3-х коленная лестница может быть использовани при спасении людей провалившихся под лед.

Рис. 3. Выдвижная пожарная лестница 1 — стальные скобы; 2 — цепь; 3 — поперечные стяжки; 4 — стенной упор; 5 — блоки; 6, 7 и 8 — колена; 9 — башмак.

Выдвижная пожарная лестница (ВПЛ) — ручная пожарная лестница, состоящая из нескольких телескопических перемещающихся под действием канатной тяги колен (Рис. 3.).

Лестница состоит из трех телескопических соединенных колен 6, 7 и 8, механизма выдвигания и механизма останова. Каждое колено состоит из двух тетив, соединенных двенадцатью ступенями. Тетива нижнего колена 8 стянута внизу, посередине и наверху стяжками 3.

Колена соединены между собой стальными скобами 1. Нижние концы тетив нижнего колена имеют стальные башмаки 9, а верхние концы верхнего колена имеют стенные упоры 4. Среднее колено выдвигается цепью 2.

Механизм выдвигания работает следующим образом. Среднее колено 7 соединяется с нижним коленом 8 цепью 2, огибающей ролик 5 и верхний блок нижнего колена. При перемещении цепи по часовой стрелке будет выдвигаться вверх колено 7. Верхнее колено 6 тросом 11 через блок среднего колена 7 соединено с центром верхнего блока нижнего колена 8. При выдвигании среднего колена 7 будет перемещаться вверх и верхнее колено 6.

Для фиксирования выдвинутой лестницы на заданной высоте применяется механизм останова. Он установлен на тетиве второго колена на нижней его части и состоит из двух частей: направляющего угольника и упора, а также специального валика с двумя упорами и рычагом.

Для закрепления колен лестницы, выдвинутой на заданную высоту, надо отрывисто подтянуть цепь в обратном направлении, т. е. снизу вверх.

ТТХ 3-х коленной лестницы
Вес (кг) 48
Ширина (мм) 485
Длина в сложенном состоянии (м) 4,4
Длина в разложенном состоянии (м) 10,7
Количество ступеней 35(12,12,11)
Шаг между ступенями (мм) 350

Работа с 3-х коленной лестницей (снятие, переноска, установка)

Снятие с автомобиля, переноска и установка выдвижной лестницы и подъем по ней выполняется двумя пожарными и включает: снятие лестницы с машины, переноску ее, установку и выдвижение, подъем по ней 1-го номера и выход его в окно этажа.

Первый пожарный открывает стопор и быстро открепляет лестницу. Наиболее эффективным считается прием лестницы 1-м номером — левой или обеими руками за левый пакет тетив как можно в более высокой точке над головой на уровне 8-й ступеньки с последующим ускорением лестницы руками по направлению движения. Открепление лестницы 1-м номером и хват за 1-ю ступеньку 2-м пожарным осуществляется одновременно.

Второй номер ставит правую ногу на поручень автомобиля, а левой ногой, согнутой в колене, упирается в автомобиль над правыми тетивами лестницы. Как только левое плечо 2-го номера проходит поручень автомобиля, он быстрым движением левой руки берется за 1-ю ступеньку 1-го колена и энергичным отталкиванием левой ногой сообщает лестнице поступательное движение в сторону объекта; заканчивает снятие ее сопровождением правой рукой. Спрыгивая на дорожку, пожарный принимает лестницу на руки с последующим хватом кистью правой руки за нижний пакет тетив, сохраняя прямолинейность движения.

После снятия лестницы пожарные перемещаются в ногу с максимальной скоростью. На расстоянии 6–7 метров до здания 2-й пожарный левой рукой берется за 3-ю ступеньку 3-го колена ближе к левой тетиве хватом сверху и, удерживая лестницу левой рукой на уровне груди, берется правой за веревку без зрительного контроля. Место хвата правой рукой зависит от размаха рук пожарного. При подходе к зданию пожарные разворачивают лестницу, направляя ее башмаками на место установки, 2-й пожарный отпускает лестницу левой рукой с уровня пояса, веревка остается в правой руке. В момент касания башмаков лестницы о поверхность покрытия 2-й пожарный переходит за лестницу, разворачивается спиной к башне и начинает тянуть веревку вдоль лестницы правой рукой.

Рис. 3.1

При подходе к зданию 1-й пожарный обеими руками выводит лестницу над головой, толкая ее вперед и вверх. 2-й пожарный в момент постановки башмаков начинает выдвижение лестницы. Перехватывая веревку обеими руками, разгоняет колено лестницы вверх. На 3–4 перехвате мягко отрывает ноги от поверхности земли и заканчивает выдвижение в свободной посадке на землю, резко освобождая веревку от натяжения, когда первая ступенька второго колена поднимается выше уровня 1-й ступеньки 3 колена. Зафиксировав ВПЛ, 2-й пожарный, удерживая руками тетивы 3-го ко- лена с внешней стороны, приставляет ее к зданию, 1-й пожарный начинает движение с правой ноги со 2-й ступени. Два шага по лестнице руки пожарного работают по тетивам; на 3-м шаге правая рука переносится на ступеньку, и подъем продолжается через одну ступеньку с синхронной работой рук и ног. Перенос центра тяжести через подоконник выполняется за счет толчка правой ногой о 3-ю ступеньку сверху и активной работой рук о лестницу и раму окна. Пересекая проекцию подоконника, пожарный быстро опускает ногу, заканчивая движение.

При спуске вниз первый номер становится на подоконник, левой рукой берется за верхнюю ступеньку, а левую ногу ставит на 4-ю ступеньку и спускается вниз. Спустившись вниз, берет лестницу за тетивы у 5-й ступеньки и вместе со 2-м пожарным отводит ее от подоконника. 2-й номер тянет веревку сначала вниз, освобождая валик останова, затем медленно опускает лестницу до полного сдвижения колен. Удерживая лестницу за веревку, 2-й пожарный номер становится носками на башмаки лестницы, а 1-й пожарный, поддерживая лестницу за тетивы, отходит назад, поворачивается налево, кладет лестницу на правое предплечье, взявшись левой рукой за 9-ю ступеньку сверху. 2-й пожарный заходит слева от лестницы, берет ее правой рукой за тетиву снизу а левой — за 3-ю ступеньку. После этого оба пожарных кладут лестницу на плечи и переносят к автомобилю.

Подъем пожарных по выдвижной пожарной лестнице. 

Подъем пожарного на крышу двухэтажного и на балкон трехэтажного зданий производится по ВПЛ, установленной на 4–5-ю ступень выше карниза крыши (пола балкона).

Пожарный № 1 поднимается по ВПЛ так же, как и при подъеме на третий этаж. Пожарный № 2 страхует ВПЛ на земле.

До перехода с ВПЛ на крышу ноги пожарного № 1 находятся на ступени ВПЛ на уровне карниза крыши, руками держится за ступень на уровне груди; ставит правую ногу на крышу за желоб, правой рукой обхватывает ступень ВПЛ со стороны здания ближе к правой тетиве. Затем приставляет левую ногу к правой, левую руку опускает вниз и становится лицом к ВПЛ.

Пожарный берется руками за верхнюю ступень ВПЛ, ставит левую ногу на середину ступени на уровне карниза крыши с наружной стороны ВПЛ, правую ногу ставит на ступень к левой и спускается вниз аналогично подъему по ВПЛ.

Подъем пожарного на балкон третьего этажа.

Пожарный № 1 поднимается по ВПЛ, как и при подъеме на этаж, а пожарный № 2 удерживает ВПЛ на земле.

Пожарный № 1 поднимается на уровень балкона, веревкой рукавной задержки закрепляет ступень и тетиву ВПЛ за перила и стойку балкона. Пожарный берется руками за ступень на уровне груди, затем правой рукой берется за ступень ВПЛ над перилами со стороны балкона, правой ногой садится на перила балкона, левой рукой берется за перила, прижимается правой ногой к перилам, удерживаясь руками с поворотом налево вокруг левой руки, левую ногу, согнутую в колене, заводит назад за перила и становится на пол двумя ногами.

Пожарный правой рукой берется на уровне груди за ступень снизу со стороны балкона, левой за перила балкона, левой ногой садится на перила балкона, пра- вой прижимается к ограждению балкона, левой рукой берется за ступень ВПЛ хватом сверху-снаружи, правой хватом сверху за перила балкона, становится согнутой левой ногой на ступень лестницы выше пола балкона, правой рукой берется за ступень лестницы снаружи, выводя корпус тела на лестницу и, выпрямляя левую ногу, подтягивается на руках и ставит правую ногу на лестницу. Отвязывает веревку задержки и спускается вниз.

Закрепление пожарного поясным карабином.

Пожарный поднимается по ВПЛ на необходимую высоту. Ноги ставит на одну ступень ВПЛ, правой рукой берется за ступень на уровне груди, левой открепляет ремешок карабина и берет его большим пальцем за спинку, а четырьмя остальными — под затвор, отводит замыкатель и прижимает его с затвором пальцами к спине карабина, поднимает его вверх над ступенью на уровне пожарного пояса и закрепляет карабин за ступень вниз, отпуская затвор карабина. Опускается на одну ступень и отводит корпус назад с поворотом направо, руки опускает вниз.

Пожарный поворачивается лицом к ВПЛ, руками берется за ступень на уровне груди, поднимается на одну ступень, левой рукой берет за карабин, отводит замыкатель и прижимает снизу пальцами затвор карабина, открепляет его и спускается вниз. Карабин пристегивает ремешком.

Требования безопасности к эксплуатации ВПЛ

При снятии выдвижной лестницы с пожарной автоцистерны необходимо принимать ее на вытянутые руки, класть на плечо с осторожностью, не допуская ударов о землю. Во время переноски выдвижная лестница поддерживается за тетивы с соблюдением мер осторожности при передвижении на поворотах, особенно на скользкой дороге, во избежание падения.

При установке выдвижной лестницы необходимо:

  • устанавливать лестницу на ровную площадку таким образом, чтобы ее масса распределялась на оба башмака равномерно, не допуская перекосов и падения;
  • устанавливать лестницу на расстоянии не менее чем 1,5 — 2 м от стены с соблюдением угла наклона полностью выдвинутой лестницы 80 — 83 градуса;
  • выдвигать колена лестницы равномерно, без рывков, не допуская накручивания веревки на руку;
  • при выдвижении лестницы удерживать ее за тетивы первого колена, не допуская охвата пальцами внутренней стороны тетивы;
  • поддерживать равновесие во время выдвижения лестницы;
  • проверять механизм фиксации лестницы в выдвинутом положении.

Подъем или спуск по выдвижной лестнице производится после того, как:

  • блок останова надежно зафиксировал колена выдвижной лестницы;
  • лестница прислонена к зданию (сооружению) и поддерживается за тетивы первого колена вторым пожарным, не допуская охвата пальцами внутренней стороны тетивы;
  • лестница выдвинута на такую длину, чтобы над карнизом здания, подоконником выступали не менее двух ступеней верхнего колена.

При подъеме (спуске) по выдвижной лестнице необходимо смотреть перед собой, не поднимая головы вверх, обхватывая ступени пальцами (большой палец снизу ступени) и не допуская раскачивания лестницы.

Запрещается подниматься и спускаться по выдвижной лестнице более чем одному человеку на одно колено и оставлять лестницу без надзора в выдвинутом состоянии.

При работе на выдвижной лестнице со стволом или инструментом личный состав подразделения ФПС закрепляется за ступени выдвижной лестницы с помощью поясного карабина пожарного.

При подъеме по выдвижной лестнице с инструментом принимаются меры, исключающие падение инструмента.

Запрещается менять место расположения выдвинутой лестницы без предупреждения об этом личного состава подразделений ФПС, работающего на высоте.

Выдвижная лестница устанавливается в местах, где исключается ее соприкосновение с линиями электропередач в случае наклона или падения. При отсутствии такой возможности для ее сборки и установки выделяются три человека, один из которых остается для подстраховки поднимающихся и выдвинутой выдвижной лестницы от падения до окончания работ.

Установка выдвижной лестницы к металлической кровле здания производится при отсутствии угрозы падения (соприкосновения) на кровлю электрических проводов.

ЛЕСТНИЦА СПАСАТЕЛЬНАЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ (ЛСУ)

Лестница спасательная универсальная (ЛСУ) предназначена для обеспечения действий при тушении пожаров, и проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ. ЛСУ может использоваться для подъема пожарных, спасателей и пожарно-технического вооружения по наружным стенам зданий и сооружений, оконным проемам, балконам, перилам и т. п., для эвакуации людей из зоны пожара и других чрезвычайных ситуаций, а также в качестве стремянки (Рис. 4-5.).

Рис. 4.

Аналогов указанного изделия в подразделениях ГПС МЧС России не имеется. Попытки создания складывающейся лестницы осуществлялись в 19 и 20-х веках, но до 2007 года пожарными и спасателями используется цельная металлическая штурмовая лестница с одним крюком (ЛШ).

Основной задачей при разработке ЛСУ предусматривалось создание простой по конструкции, прочной и универсальной лестницы для пожарных и спасателей. ЛСУ представляет собой легко трансформируемую конструкцию, основными конфигурациями которой являются: транспортное; рабочее; стремянка; обычная лестница (лестница-палка).

В транспортном положении ЛСУ складывается вдвое, а опорные части крюка прилегают к одной из частей полотна лестницы. В рабочем положении полотна ЛСУ раскладываются и фиксируются при помощи шарниров. Опорный крюк разворачивается в боевое положение. В положении стремянки полотна ЛСУ частично раскладываются и фиксируются. Опорный крюк прилегает к полотну лестницы. В положении обычной лестницы (лестницы-палки) полотна ЛСУ раскладываются и фиксируются. Опорный крюк находится в транспортном положении.

Рис. 5.

Длина ЛСУ в транспортном положении составляет 2100 мм, ширина — 425 мм, высота – 155 мм. В рабочем положении длина ЛСУ — 4100 мм, ширина лестницы в свету — 350 мм, вылет крюка – 620 мм. Расчетная масса ЛСУ составляет 18 кг.

Отличительными особенностями ЛСУ от существующей на вооружении в подразделениях ГПС штурмовой лестницы являются: универсальность ЛСУ, обеспечивающая ее применение в вариантах указанных выше.

ЛСУ имеет шарнирно связанные между собой верхнее и нижнее полотна, с возможностью их фиксации относительно друг друга, каждое из которых выполнено с тетивами и перекладинами (ступенями) между ними, а также опорный крюк, шарнирно связанный с верхним полотном в его верхней части, с возможностью удержания зафиксированного опорного крюка в отклоненном положении на 90 градусов относительно верхнего полотна лестницы; двойной крюк, выполнен в виде треугольника и позволяет осуществлять более надежное крепление и устойчивость лестницы на высотах и конструкциях.

Конструкция опорного крюка позволяет эффективно работать всем зубьям на рабочей поверхности, а в случае нарушения целостности конструкции оконечность крюка позволяет обеспечивать дополнительное страхование работающих пожарных и спасателей, при этом система запирания крюка скрыта в осевой трубе ступеньки и обеспечивает ее надежную работ при эксплуатации; ширина лестницы в свету, по просьбе московских пожарных и спасателей, увеличена на 10 мм по сравнению с ЛШ для удобства проводимых работ по спасанию людей (пожилые люди при спуске могут вставать на ступеньку ЛСУ двумя ногами, что невозможно на ЛШ) и тушению пожаров.

ЛСУ прошла необходимые приемочные испытания, имеет сертификат пожарной безопасности, приказом МЧС России от 18.11.2008 № 704 ЛСУ принята на снабжение в системе МЧС России.

ТТХ ЛСУ
Вес (кг) 18
Ширина (мм) 425
Длина в сложенном состоянии (м) 2,1
Длина в разложенном состоянии (м) 4,1
Количество ступеней 12
Шаг между ступенями (мм) 350

ИСПЫТАНИЯ РУЧНЫХ ПОЖАРНЫХ ЛЕСТНИЦ

Ручные пожарные лестницы испытывают после ремонта и один раз в год.

Выдвижную терхколенную лестницу устанавливают на твердом покрытии, выдвигают на полную высоту (крепят устройство остановки за седьмую сту- пеньку) и под углом 75° (2,8 м от стены до башмаков лестницы) ставят к стене. В таком положении каждое колено нагружается посередине на обе тетивы грузом в 100 кг на 2 минуты. Цепь (веревка) должна держать натяжение в 200 кг без деформации.

Штурмовую лестницу подвешивают свободно за конец крюка и каждую тетиву на уровне второй ступени снизу нагружают грузом в 80 кг (всего 160 кг) на 2 минуты.

Лестницу-палку устанавливают на твердом грунте, под углом 75°, ставят к стене и нагружают посредине на обе тетивы грузом 120 кг на 2 минуты.

Ручные пожарные лестницы после испытаний не должны иметь повреждений, трещин, остаточных деформаций, должны выдвигаться и опускаться без заеданий. Использовать лестницы, имеющие неисправности, повреждения или не выдержавшие испытаний запрещается.

fireguys.ru

Назначение, устройство и область применения ручных пожарных лестниц

Ручные пожарные лестницы используются сотрудниками МЧС при необходимости подняться на верхние этажи домов. На место спасательных работ их доставляют пожарные автомобили. Они применяются как часть стандартного оборудования и приводятся в действие вручную.

Классификация назначение и устройство ручных пожарных лестниц

Подъемное пожарное оборудование классифицируется по нескольким параметрам: правила пользования, виды, использование вручную-механически, области назначения, устройство, применение, размеры и материал изготовления.

Изначально используемые в чрезвычайных ситуациях ручные лестницы разделяют на 3 вида: палка, штурмовая и выдвижная трехколенная.

Лестница-палка применяется для поднятия на высоту первого этажа. Она может использоваться в качестве тарана для выбивания окон и дверей, как носилки для транспортировки пострадавших. Длина лестницы чуть превышает длину в 3 м, ширина просвета - 25 см. Изделие представляет собой 2 несущие опоры-тетивы с 8 ступенями, которые соединены между собой при помощи шарниров. При перевозке тетивы стыкуются вплотную друг к другу. Для раскладывания достаточно потянуть одну из них в сторону и вниз, зафиксировать.

Материалом изготовления чаще всего является металл. Реже встречаются деревянные конструкции. Сравнительно недавно появились модели из фибергласса. На концах тетив должны быть установлены заостренные шпоры или нескользящие накладки.

Лестница-штурмовая представляет собой 2 тетивы с 13 опорными ступеньками и прикрепленным к ней крюком в верхней части. Для повышения степени прочности модель в 5 местах оборудована металлическими стяжками. Крюк надежно скреплен с 3 верхними ступеньками. Каждая тетива оснащена башмаками внизу и наконечниками вверху. Материал изготовления - нержавеющая сталь, алюминий и дерево.

Используется для подъема на верхние этажи домов путем крепления к подоконникам и для работ на крутых крышах в качестве трапа или помоста. При спасении людей такая конструкция практически бесполезна. Сегодня изделия в основном используют на соревнованиях и показательных выступлениях сотрудников пожарной безопасности. Этот факт не освобождает от знаний о правилах ее использования. Специальные службы обязаны периодически проводить испытание штурмовой лестницы, состоящей на балансе в пожарной части.

Выдвижная трехколенная лестница помогает подняться на второй или третий этаж, а также на крышу здания. Модель состоит из колен, соединенных между собой упорами и роликовым механизмом, зафиксированным в специальных направляющих пазах соседнего элемента. Благодаря упорам 2 смежных колена остаются параллельными друг другу даже после полного выдвижения второго и третьего элемента лестницы.

Управление конструкцией осуществляется двумя людьми. Один человек удерживает ее за тетивы третьей части, а второй тянет на пеньковый канат, благодаря которому происходит выкатывание второго и первого колена на необходимую длину. Для фиксации в раскрытом положении на каждой трети установлены крюки, на которые садят нижнюю ступень верхней части лестницы. Так как второе и третье колено выдвигаются одновременно, посадка ступеней в остановочные крюки осуществляется тоже синхронно, с дальнейшим привязыванием пенькового каната.

Независимо от типа лестницы на поверхности тетивы должны быть указаны следующие технические характеристики: классификация, товарный знак изготовителя с порядковым номером, дата производства. Маркировка должна сохраняться на протяжении всей эксплуатации. Информацию следует отображать на понятном для страны пользователя языке.

Правила эксплуатации и испытания ручных пожарных лестниц

Пожарная техника и вспомогательное оборудование должно использоваться так, как того требуют правила эксплуатации, с периодическими испытаниями ТТХ. Порядок и сроки испытания ручных пожарных лестнц регулируются ГОСТами.

Проверка лестницы-палки осуществляется раз в году и после каждого ремонта с заполнением акта соответствия. Во время испытания изделие укладывают на твердую поверхность под углом 75° в разложенном виде. Затем к средней ступеньке посередине тетивы прикладывают усилие. После нагрузки оборудование должно полностью функционировать, легко складываться без деформации элементов.

Испытание лестницы-штурмовки проводится в аналогичные сроки: раз в год и после ремонта. Проверка разделена на 2 этапа:

  • Сначала осуществляется закрепление на зубья, расположенные ближе к тетиве, и прикладывается существенное усилие к центральной части изделия.
  • Затем проверяют прочность самых крюков. Закрепляют за зуб на уровне второй нижней ступеньки и прикладывают испытательное усилие.

После нагрузок проверяется целостность всех составляющих, отсутствие деформации, составляется акт соответствия, вносятся записи в журнал учета.

Испытание ручных пожарных лестниц раскладного трехколенного типа подразумевает нагрузки на все изделие и каждый пролет в отдельности. Поэтапно прикладывают усилия к сложенной, а затем разложенной конструкции. Тщательно осматривают соединительные детали и подшипниковые механизмы. После получения удовлетворительных результатов складывается акт, и осуществляется запись в журнал. При этом указываются дата проверки, ее описание, характеристика испытуемого объекта.

Правила охраны труда при работе с ними

Ввиду большого веса и габаритов пожарных ручных лестниц важно придерживаться техники безопасности во время работы с ними. Кроме умения пользоваться учитываются требования охраны труда, в том числе испытание лестницы-палки, раскладной и штурмовой в степени, необходимой для каждого типа.

Общие требования включают такие пункты:

  • Во время снятия с автомобиля все действия нужно реализовывать так, чтобы не нанести вред напарнику.
  • При транспортировке особую осторожность следует соблюдать при поворотах, на лестничных пролетах и скользких дорогах.
  • Во время подъема движения должны быть плавными с целью сохранить статичность конструкции. Дополнительно нужно обеспечить ее удерживание одним из членов бригады.
  • Во избежание падения следует пристегиваться поясным карабином. Инструменты держать так, чтобы они не выпали из рук.
  • При установке необходимо исключить близость электрических проводов.
  • Если используется раздвижная лестница, нельзя допускать нахождение на одном пролете более 1 человека.

Особые требования безопасности выдвигаются к работе с выдвижной лестницей:

  • Установка позволяется под углом 80°, но не более 2 м от стены.
  • Натягивание выдвижного каната следует осуществлять равномерно, не допускать наматывания на руку.
  • При поддержке снизу удерживать можно только за переднюю стенку тетивы.
  • Подъем производится только после того, как ножки зафиксированы, подножки плотно установлены в остановочные колена, а над подоконником или краем крыши возвышается не менее 2 ступеней.

Во время проведения учений или спортивных соревнований использовать оборудование можно только после того, как инструктор проверил надежность страховки и функциональность всего инвентаря.

zen.yandex.ru

Назначение, устройство и область применения ручных пожарных лестниц.

Оперативная обстановка на пожаре не всегда позволяет проникнуть внутрь горящего здания по внутренним маршевым лестницам, так как они могут быть охвачены огнем или заполнены дымом. В таких случаях применяют ручные пожарные лестницы.

Лестница – палка ЛП

Лестница-палка предназначена для подъема пожарных на первый этаж через оконные проемы горящих зданий и сооружений и для использования в качестве тарана при вскрытии дверей. Лестницу-палку вследствие её сравнительно малой высоты применяют преимущественно внутри помещений, в раздвинутом виде – как приставную.

   Лестница-палка в сложенном состоянии представляет собой палку с закругленными окованными концами. Она состоит из двух деревянных или металлических тетив, восьми ступеней, шарнирно-соединённых с тетивами. Концы ступеней имеют металлическую оковку ( деревянные тетивы ) и втулки, через которые проходят оси для поворота ступеней.

Техническая характеристика

Конструкция                       – продольно-складная

Длина, мм:

сложенной             – 3400

раздвинутой           – 3116

Сечение сложенной лестницы, мм       – 105х68

Расстояние между тетивами, мм          – 250

Шаг между ступенями, мм                    – 340

Масса, кг, не более                               – 10,5

Лестница штурмовая деревянная ЛШ, металлическая

Лестница-штурмовка предназначена для подъема пожарных на этажи горящих зданий через окна и балконы при спасательных работах и пожаротушении путём постепенного перехода по наружной стене из окна этажа в окно последующего этажа. Лестница применяется также для закрепления на крутой крыше при вскрытии кровли для выпуска газообразных продуктов горения.

   Лестница-штурмовка состоит из двух тетив, соединенных тринадцатью ступенями, и стального крюка. Крюк служит для подвешивания штурмовки за подоконник. Крепление крюка осуществляется при помощи трёх верхних ступеней, пропущенных через манжеты хвостовика ( деревянная ). У металлической штурмовки тетивы и ступеньки изготавливаются из алюминиевого сплава, ступеньки лестницы закрепленные отверстиях путём развальцовки. Сечение крюка увеличивается по направлению к хвостовой части, что приближает крюк к телу равного сопротивления изгибу.

   Тетивы по концам и по середине стянуты стальными стяжками. по внутренней стороне тетив с обеих сторон ступеней проложены в пазах стальные канатики, которые закрепляются за верхнюю и нижнюю стяжки. Канатики предназначены для предотвращения несчастных случаев при изломе тетивы ( деревянная ).

   На нижних концах тетив установлены башмаки, а на верхних наконечники.

Техническая характеристика

Конструкция             одноколенная, двухтетивная

Длина лестницы, мм                          – 4100

Ширина лестницы, мм                        – 300

Вылет крюка, мм                                – 650

Расстояние между тетивами, мм        – 250

Шаг между ступенями, мм                  – 340

Масса, кг, не более ( ЛШ/метал. )      – 10/9,8

Лестница трёхколенная выдвижная металлическая Л-60

Лестница трёхколенная пожарная металлическая предназначена для подъема пожарных на второй и третий этажи здания, чердаки и крыши двух этажных зданий, для работы внутри помещений ( в залах ) при тушении пожара, а также для учебно-тренировочных занятий.

   Лестница состоит из трех телескопических сдвигающихся колен, из однотипных алюминиевых профилей и деталей, механизма выдвигания и сдвигания колен и механизма останова.

   Принцип выдвигания колен – ручной с помощью канатов и блоков. первое колено подвешено на стальном канате диаметром 4,8 мм; которое – выдвигается с помощью пенькового каната диаметром 12 мм. Верхний конец пенькового каната закреплён на верхней ступеньке третьего колена и связан с вилкой механизма останова, закреплённом на третьем колене.

   Колена лестницы состоят из двух балок ( тетив ) таврового сечения, соединенных между собой 12 рифлеными трубами ( ступенями ). Третье колено имеет 11 ступеней. Ступени закреплены в тетивах методом завальцовки и образуют неразъемное соединение.

   При работе с лестницей необходимо следить, чтобы первое и второе колена были зафиксированы механизмом останова, а угол, образуемый выдвинутой лестницей с поверхностью земли, не превышал 750. Не допускается одновременного движения по каждому колену лестницы более одного человека. В исключительных случаях, при спасении людей допускается пребывание одновременно двух человек только на одном колене лестницы. Металлическая лестница является электропроводной, поэтому следует избегать соприкосновения её с проводами, находящимися под напряжением.

Техническая характеристика

Длина лестницы, мм:

сложенной                                 – 4380

полностью выдвинутой             – 10700

Габаритная ширина лестницы, мм       – 480

Высота ком-та колен в сложенном виде, мм – 202

Расстояние между тетивами в свету, мм :

первое колено                           – 350

второе колено                           – 386

третье колено                            – 420

Расстояние между ступенями, мм       – 350

Масса, кг, не более                             – 48

fireman.club

Ручные пожарные лестницы ТТХ — ПОЖАРНЫЕ РЕБЯТА

Ручные пожарные лестницы

Назначение: Ручные пожарные лестницы предназначены для подъема пожарных в верхние этажи зданий и работы внутри помещения, а также для проведения спасательных работ и учебно-тренировочных занятий.

Испытание: 1 раз в год или после ремонта. Ручные пожарные лестницы после испытаний не должны иметь повреждений, трещин, остаточных деформаций, должны выдвигаться и опускаться без заеданий. Использовать лестницы, имеющие неисправности, повреждения или не выдержавшие испытаний запрещается.

 ТТХ ЛП ЛШ 3-х колен  ВПЛ

Л-60

ЛСУ
Вес (кг) 10,5 9,8 48 18
Ширина (мм) 346 400 485 425
Длина в сложенном состоянии (м) 3,4 4,1 4,4 2,1
Длина в разложенном состоянии (м) 3,1 10,7 4,1
Количество ступеней 8 13 35 (12,12,11) 12
Шаг между ступенями (мм) 340 340 350 350

Лестница штурмовая (ЛШ)

Назначение: ЛШ используется пожарными для подъема на этажи зданий через окна или балконы, а также для обеспечения безопасности работы на крутых скатах крыш.

Устройство: тетивы, ступени, металлические стяжки, крюк.

Испытание: Штурмовую лестницу подвешивают свободно за конец крюка и каждую тетиву на уровне второй ступени снизу нагружают грузом в 80 кг (всего 160 кг) на 2 минуты.

Лестница палка (ЛП)

Назначение: ЛП — предназначена для работы в помещениях, подъема пожарных на первый этаж через оконные проемы горящих зданий и сооружений.

Устройство: Тетивы, ступени. Концы ступеней имеют металлическую оковку и втулки, через которые проходят оси для поворота ступеней.

Испытание: Лестницу-палку устанавливают на твердом грунте, под углом 75°, ставят к стене и нагружают посредине на обе тетивы грузом 120 кг на 2 минуты.

Выдвижная пожарная лестница (ВПЛ)

Назначение: ВПЛ предназначена для подъема в окно второго и третьего этажей или на крышу двухэтажного здания, для проведения спасательных работ и учебно-тренировочных занятий.

Устройство: три телескопических колена, механизм выдвигания(ролики, цепь, трос) и механизм останова (напрвляющий угольник, упор, валик с двумя упорами и рычагом ). Каждое колено состоит из двух тетив и ступеней. Нижние концы тетив нижнего колена имеют стальные башмаки, а верхние концы верхнего колена имеют стенные упоры.

Испытание: Выдвижную терхколенную лестницу устанавливают на твердом покрытии, выдвигают на полную высоту (крепят устройство остановки за седьмую ступеньку) и под углом 75° (2,8 м от стены до башмаков лестницы) ставят к стене. В таком положении каждое колено нагружается посередине на обе тетивы грузом в 100 кг на 2 минуты. Цепь (веревка) должна держать натяжение в 200 кг без деформации.

Лестница спасательная универсальная (ЛСУ)

Назначение: предназначена для обеспечения действий при тушении пожаров, и проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ. Может использоваться для подъёма пожарных по наружным стенам зданий и сооружений, а также в качестве стремянки.

Устройство: два складывающихся колена (тетивы, ступени), двойной крюк, скобы фиксатора шарнира, рукоятки фиксаторов крюка.

Испытание: нагружают лестницу путём подвески груза 360 кг к двум нижним ступеням при помощи скоб, установленных вплотную к тетивам лестницы на 2 минуты.

fireguys.ru

Ручные пожарные лестницы: виды и правила эксплуатации

При тушении возгораний и проведении спасательных работ очень часто применяются ручные пожарные лестницы. Они дают спасателям возможность попасть внутрь помещения, вход в которое прегражден огнем или завалами. Переносные пожарные лестницы также порой бывают единственным способом эвакуации граждан, изолированных от других путей спасения.

Виды ручных пожарных лестниц

Эти вспомогательные конструкции отличаются от основных тем, что у них отсутствует электро- или пневмопривод. Ручные пожарные лестницы приводятся в рабочее состояние исключительно силами спасателей. В зависимости от функционального назначения пожарные лестницы подразделяют на три типа.

  • Лестница-палка. Самое простое приспособление для подъема на небольшую высоту. Состоит из двух опор и ступеней; в сложенном состоянии представляет собой подобие палки.
  • Штурмовая лестница. Не складная конструкция, дополненная крюком для зацепа.
  • Выдвижная лестница. Используется для подъема на более высокие этажи; состоит из нескольких  сегментов, соединенных в телескопическую конструкцию. Она обеспечивает подъем одного звена относительно остальных и их фиксацию на заданном уровне.
Лестница-палка в собранном и работоспособном видах

Принцип работы с лестницей-палкой

Конструкция этой лестницы позволяет ее переносить в сложенном виде. Основное функциональное назначение – подъем пожарных на нижний этаж через оконные проемы и использование ее внутри  в качестве приставной. Нередко, в сложенном состоянии, она применяется как таран, для пробивания завалов и дверей. В развернутом виде лестница может использоваться в качестве носилок.

Конструкция состоит из двух тетив, соединенных восемью ступенями. Ключевая ее особенность состоит в шарнирном креплении последних – оно и позволяет лестницу сдвигать. В обоих концах тетивы имеются углубления. За них и убирается край второй тетивы, когда появляется необходимость составить ступени. В собранном состоянии ступени закладываются в пазы, проделанные в тетиве. Концы опор окованы, что и позволяет пожарным использовать сложенную лестницу в качестве ударного орудия.

Технические характеристики лестницы:

  • длина в собранном состоянии – 3400 мм;
  • длина в рабочем положении – 3116 мм;
  • дистанция между тетивами – 250 мм;
  • расстояние между ступенями – 340 мм;
  • масса – 3,1 кг на один метр; общий вес не должен превышать 10,5 кг.

После каждого использования или раз в год, если лестница-палка пожарным не пригодилась, оборудование должно пройти проверку. Помимо внешнего осмотра, конструкция подвергается испытаниям на прочность.

  • Испытания тетив. Лестница устанавливается на твердую поверхность под углом в 75 градусов. На каждую из опор по центру на 2 минуты вешается груз в 120 кг.
  • Проверка на прочность ступеней. На любую из них подвешивается груз той же массы на то же время.

По окончании испытаний проводится визуальный осмотр. Ни одна из частей лестницы не должна иметь следов повреждений или остаточного прогиба.

Тренировка со штурмовой лестницей

Штурмовая лестница

Эта конструкция состоит из двух тетив с жестко закрепленными ступенями и подвесным крюком на одном из концов лестницы. Он позволяет зацепить спасательное оборудование за любую подходящую опору. Штурмовая лестница используется для подъема на верхние этажи снаружи здания: пожарный, находясь в оконном проеме нижнего этажа, цепляет крюком подоконник верхнего. После надежной фиксации получает возможность добраться до изолированного огнем помещения. Также эта конструкция применяется во время подъема по скату крыши для разбора кровли. Наиболее эффективна в применении вместе с трехколенной лестницей либо в сочетании с автолестницей.

Конструкция состоит из двух опор-тетив, захватного крюка из стали и 13 ступеней. Для увеличения прочности лестницы оборудуются  стяжки из металла (под 1, 7 и 12 ступеньками). Нижние концы тетив для повышения устойчивости выполняются заостренными. Для укрепления периметра штурмовки с внутренней стороны опор пролагаются страховочные тросы из стали. Они охватывают и верхнюю ступеньку, и металлическую стяжку.

По поводу крюка. Он фиксируется на лестнице специальными коробами, на внутренней стороне оснащен зубцами – для предотвращения соскальзывания путем более плотного сцепления с опорой – и с обоих сторон оборудован ребрами жесткости.

Штурмовые лестницы должны соответствовать следующим параметрам.

  • Длина конструкции – 4100 мм.
  • Расстояние между опорными планками – 250 мм.
  • Общая ширина лестницы – 300 мм.
  • Выброс крюка – 650 мм.
  • Масса – 2,65 кг на каждый метр, но не более 10 кг.

Раз в год, после ремонтов или выезда на спасательные пожарные работы штурмовка, как лестница-палка, подвергается испытаниям. Проверка состояния тетив проводится уже описанным образом. К ней добавляется контроль прочности крюка. Лестница подвешивается за него так, чтобы нижняя ее часть ни на что не опиралась. На нижнюю ступеньку подвешивается утяжелитель. После его снятия на крюке не должно быть трещин, его форма должна остаться прежней, сам крюк должен сидеть на месте крепления плотно, не шатаясь.

Штурмовая лестница в реальных условиях По обращению с раздвижной лестницей есть определенные правила

Трехколенная лестница

Выдвижная лестница этого типа используется для подъема на третий этаж или крышу одно-, двухэтажного дома пожарных, доставки необходимого для тушения оборудования, эвакуации населения при невозможности ее проведения традиционными путями.

Конструкция включает в себя три колена, выполненных из однотипного металлического профиля. Кроме того, выдвижная лестница оборудована механизмом выдвигания, который отвечает также за смещение и фиксацию каждого из колен. Отдельно взятая секция состоит из двух тетив точно обозначенного диаметра, соединенных друг с другом рифлеными трубами. Каждое колено содержит по 12 ступеней, закрепленных в отверстиях стояков методом развальцовки. Торцы тетив первого и третьего колена оснащаются либо наконечниками-шипами, либо противоскользящими упорами.

При выдвижении второго колена оно продвигается между тетивами первого. После его фиксации задействуется механизм выдвигания третьей секции, которая скользит между стойками уже второго колена. Приведение лестницы в рабочее состояние производится травления веревки через блоки выдвижного механизма. Для фиксации секций в нужном положении перемещения троса прекращают, и выдвижение лестницы останавливается. Если достаточно длины второго колена, третье можно не выдвигать.

Технические характеристики выдвижной лестницы:

  • в сложенном состоянии длина 4400 мм;
  • длина раздвинутой выдвижной лестницы 10700 мм;
  • ширина между стойками – 480 мм;
  • дистанция от ступени до ступени – 360 мм;
  • максимальная нагрузка на ступень – 200 кг;
  • вес выдвижной лестницы – до 50 кг.

В зависимости от веса спасателей и эвакуируемых, одновременно на выдвижной лестнице может находиться от 1 до 4 человек.

Для установки выдвижной лестницы нужны два человека

Использование трехколенной лестницы

Выдвижная конструкция для доставки к месту и раскладывания требует наличия двух операторов. В одиночку раздвинуть лестницу крайне затруднительно. Алгоритм установки следующий.

  • Один человек держит лестницу за тетивы третьего колена. Второй тянет за канат вниз, выдвигая конструкцию до требуемой высоты.
  • Второе колено зацепляется за стопорные крюки одной из ступеней. Для этого канат ослабляется.
  • Разложенное второе звено автоматически выталкивает первое колено, которое повисает на стальном тросе.

В разложенном состоянии лестница опирается на стену здания в нужном месте. Процесс складывания заключается в тех же действиях, производимых в обратном порядке.

Во время эксплуатации раздвижной лестницы нужно также соблюдать определенные правила. При съеме оборудования с пожарной машины принимать ее положено на выпрямленные руки, не допуская удара об асфальт или землю.

При подъеме пожарных по лестнице они должны смотреть перед собой, не задирая голову вверх – это раскачивает конструкцию, ослабляя болтовые крепления и расшатывая в пазах ступеньки.

Хранить трехколенную лестницу следует вдали как от источников питания, так и от электрических проводов.

Послеэксплуатационное обслуживание

Каждое использование раздвижной лестницы – в процессе тушения пожара или для проведения тренировки – должно заканчиваться грамотным консервированием оборудования. Для этого следует:

  • отчистить лестницу от грязи и, если они есть, продуктов горения;
  • подвижные части механизма выдвигания (блоки с канатами) тщательно смазать;
  • лестницу убрать в место хранения в сложенном состоянии.

Если оборудование какое-то время не эксплуатируется, его следует раз в месяц обследовать, проверяя, в рабочем ли состоянии находится лестница. Проверке подлежат следующие параметры.

  • Целостность обеих тетив.
  • Исправность всех ступеней в каждом из колен.
  • Прочность фиксации ступеней в отведенных им отверстиях.
  • Степень затяжки в болтовых соединениях.
  • Исправность каждого из элементов выдвижного механизма.

Канат полагается проверять по всей его длине: истертость в любом его месте не позволит разложить выдвижную лестницу с достаточной скоростью. А это может стоить жизни людям, ожидающим помощи от пожарных.

Схема проверки трехколенной лестницы

Контроль состояния трехколенной лестницы

Испытания конструкции на предмет работоспособность проводятся не реже раза в год. Если за этот период был проведен ремонт, то обязательной становится внеплановая проверка. Испытания должны контролироваться специальной комиссией, результаты заносятся в соответствующий журнал.

Первый этап проверки – визуальный: лестница проверяется на целостность поверхностей. К эксплуатации не допускаются конструкции, имеющие сколы, углубления, следы коррозии, разрывы.

Второй этап – проверка состояния выдвижного механизма. Лестница должна раздвигаться плавно, без рывков и заеданий, не требуя усилий более положенных. Под собственным весом колена конструкции съезжать в исходное положение не должны.

Чтобы успеть спасти людей, нужно держать оборудование в работоспособном состоянии

Третий этап – проверка прочности элементов в целом.

  • Выдвижная лестница собирается на полную длину.
  • Конструкция устанавливается на относительно ровной твердой площадке; верхний ее край упирается таким образом, чтобы угол наклона составлял 75-80 градусов. То есть подножие лестницы должно отстоять от стены на 2,5-3 метра.
  • Поочередно на центр каждого из колен подвешивается груз в 200 кг, по 100 кг на каждую из тетив; время выдерживания – 2 минуты.

Таким же образом проверяется и состояние натяжного каната: он должен выдержать нагрузку в 200 кг без разрывов, растяжений и деформаций.

После проверки на прочность повторно проводятся испытания выдвижного механизма. Оказанные на лестницу нагрузки не должны привести к его заеданию.

Испытания считаются успешными в том случае, если удаление утяжелителей не привело к деформациям отдельных элементов, прогибу колен или лестницы в целом.

viascio.ru


Смотрите также

Содержание, карта сайта.