studopedia.ru

Пожарно строевая и тактико специальная подготовка


Введение в курс Пожарно-строевая и тактико специальная подготовка (ПСП). Тема 1

Главная / Конспекты / ПСП и тактико-специальная подготовка

ВНИМАНИЕ: Вы смотрите текстовую часть содержания конспекта, материал доступен по кнопке Скачать

Пожарно-строевая подготовка является основным предметом обучения личного состава подразделений пожарной охраны приемам и способам работы с пожарной техникой. Она направлена на достижение высокого профессионального уровня подготовки личного состава и готовности (слаженности) отделений, дежурных смен и караулов, максимального развития физических, волевых и специальных качеств, обеспечивающих успешное выполнение задач в условиях ведения действий по тушению пожаров.

Пожарно-строевая подготовка личного состава осуществляется на протяжении всего года. Пожарно-строевая подготовка включает в себя: организацию и планирование процесса обучения (составление тематического плана, расписания занятий, перечня отрабатываемых нормативов, плана проведения учебного занятия); проведение учебных и инструкторско-методических занятий; контроль успеваемости и оценку знаний, умений и навыков; повышение педагогической и профессиональной компетентности руководителей занятий; контроль процесса обучения. Специальные прикладные упражнения — основное средство пожарно-строевой подготовки. Они представляют собой различные приемы и действия с пожарной техникой, используемые для формирования и совершенствования специальных навыков и физического развития личного состава. Перечень упражнений, которые применяются в обучении личного состава, определяется программами подготовки, переподготовки и повышения квалификации и описаны в настоящих Рекомендациях.

Задачи и содержание обучения личного состава определяются руководящими документами МЧС России, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также ведомственными нормативными актами и формулируются в учебных, тематических планах и программах.

Руководителям органов управления и подразделений пожарной охраны, образовательных учреждений пожарно-технического профиля, необходимо:

  • создавать необходимые условия для своевременного качественного обучения личного состава, рассматривая это как одну из главных служебных обязанностей;
  • обеспечивать высокую профессиональную и методическую подготовку руководителей подразделений, должностных лиц, ответственных за обеспечение и проведение занятий;
  • осуществлять постоянное совершенствование и развитие учебной материально-технической базы, позволяющей создавать реальную обстановку и проводить с личным составом комплексные занятия по всем разделам настоящих Рекомендаций:
  • обеспечивать действенное методическое руководство обучением;
  • уделять особое внимание соблюдению безопасных условий обучения личного состава;
  • учитывать при организации обучения и проведении занятий специфику выполняемых оперативно-служебных задач, состав имеющейся в подразделениях пожарной техники, уровень подготовленности личного состава, наличие и состояние учебно-материальной базы, требования охраны труда.

Формы и методы обучения личного состава

К формам пожарно-строевой подготовки относятся теоретические занятия, практические занятия, различные виды внеурочной работы.

Теоретические занятия – форма изучения главным образом теоретических положений темы и принципов работы пожарной техники, психофизиологических особенностей личного состава.

В группу практических занятий входят: учебно-тренировочные, контрольно-проверочные, показные, занятия в теплодымокамере, на огневой полосе психологической подготовки, в спортивном манеже, на полигоне (объекте). Они проводятся с целью поддержания и совершенствования общих и специальных навыков, слаженности отделений, дежурных смен, решения общих и специальных задач физической и психологической подготовки.

В группу внеурочных занятий входят разные состязательные формы совершенствования профессиональных навыков, физических и психологических качеств (конкурсы, соревнования, отработка нормативов, сдача зачетов). Для этих форм обучения используются преимущественно часы спортивно-массовой и культурно-досуговой работы, спортивных мероприятий и самостоятельной подготовки.

В практике пожарно-строевой подготовки наиболее часто используются следующие методы практического обучения:

  • информационно-сообщающие методы (устное изложение, беседа, команды);
  • методы формирования навыков и умений (объяснение, демонстрация, упражнения);
  • методы закрепления и совершенствования навыков и умений (повторение
  • упражнений, тренировка, соревнования, самостоятельная работа);
  • методы проверки и оценки знаний, навыков и умений (наблюдение, практические контрольные задания);
  • инструктивный метод (согласование потребностей обучаемых, достижение полной ясности относительно того, что от них требуется).

Последовательность обучения

Последовательность обучения упражнению (приему, действию) условно можно разделить на три тесно связанные между собой этапа:

  • создание предварительного представления об упражнении;
  • разучивание упражнения;
  • закрепление и совершенствование двигательных навыков.

Для создания предварительного представления об упражнении руководитель занятия применяет следующие приемы:

  • знакомит личный состав с названием упражнения и его элементами в соответствии с принятой терминологией;
  • показывает наглядные пособия для создания двигательных представлений об упражнении;
  • демонстрирует приемы и технику их выполнения;
  • объясняет последовательность выполнения приемов и их технику, сообщая при этом пространственные и временные характеристики двигательных действий;
  • разъясняет безопасные условия выполнения упражнения и его элементов;
  • разрешает пробные попытки;
  • информирует обучаемых о допущенных ими технических ошибках;
  • разрешает очередные попытки.

Разучивание упражнения производится с целью овладения личным составом техникой выполнения упражнения и формирования у него новых двигательных навыков. Приемы и способы выполнения упражнений разучивают в условиях практических занятий. В зависимости от подготовленности личного состава и сложности упражнения разучивание проводится в целом или по частям.

При разучивании приемов в целом двигательная задача решается целостным способом, основные части и элементы приема воспринимаются в общем виде.

Целостный метод применяется, как правило, для разучивания простых упражнений или когда сложное действие трудно или нецелесообразно разделять на части.

Разучивание упражнений по частям обладает большим методическим преимуществом. Этот способ применяется в том случае, если упражнение состоит из разнородных по характеру частей и элементов, объединенных только общей тактико-технической задачей, а структура позволяет расчленить его на отдельные части. После освоения по частям упражнение выполняется в целом – слитно.

Задача третьего этапа обучения – добиться стабилизации приемов и способов выполнения упражнения, сделать их доступными для личного состава в условиях ведения действий по тушению пожара.

Под стабилизацией приемов и способов понимается умение выполнять упражнение каждый раз или совершенно одинаково, или в рамках допустимых отклонений.

После того как освоенное упражнение будет закреплено в стандартных условиях, постепенно переходят к совершенствованию упражнения, для чего выполняют его в условиях тренировки или с применением ряда методических приемов, например, многократного повторения, включения различных комбинаций двигательных действий, выполнения в непривычных условиях или на снарядах и учебных объектах различного качества, оценки качества и учета времени выполнения и др.

Контроль и исправление ошибок – один из важных методических приемов обучения, которому руководитель занятия должен уделять постоянное и предметное внимание. В случае обнаружения ошибок вначале исправляются главные, исходные, а затем второстепенные, незначительные ошибки с помощью объяснения, показа, наглядных пособий, подводящих упражнений и др.

Применение мер, предупреждающих травмы и обеспечивающих безопасные условия выполнения упражнений, является обязательным для руководителя занятий и обучаемых.

Тщательная разминка, подбор упражнений, соответствующих возможностям обучаемых, правильная методика обучения, соблюдение нормального физиологического и гигиенического режима занятий – важнейшие условия пожарно-строевой подготовки.

При обучении упражнению (приему, действию) место построения обучаемых и установки (укладки) пожарной техники определяется руководителем занятий. При выполнении индивидуальных и групповых упражнений, связанных со снятием и (или) установкой пожарной техники, исходным положением для обучаемых является построение их с правой (левой) стороны пожарного автомобиля, спиной к нему, в порядке номеров пожарного расчета, водитель – на левом фланге. Подготовка учебных занятий представляет собой изучение ряда правил, вытекающих из принципов и логики процесса обучения. Она предусматривает: личную подготовку руководителя занятия; выбор места проведения занятия; подготовку учебной материально-технической базы; определение состава помощников руководителя занятия, инструкторов, показчиков, а также состава расчетов, обеспечивающих занятие и страховку обучаемых.

В личную подготовку руководителя входят следующие этапы:

  • тщательное изучение содержания учебных вопросов программы, тематического плана и расписания занятия;
  • подбор и изучение необходимых руководств и пособий;
  • определение цели и задачи учебного занятия;
  • подготовка содержания учебного материала (расчет учебного времени, определение объема учебных вопросов, количества пожарной техники, материально-технических средств, средств страховки и др.);
  • выбор наиболее эффективного сочетания методов и приемов обучения;
  • определение структуры занятия, соответствующей целям, задачам и методам обучения;
  • уточнение уровня физической и специальной подготовки личного состава, соответствующего данному этапу обучения;
  • определение последовательности прохождения учебных мест и рассмотрение нагрузки (учебной и физической) на каждого обучаемого, оценка ее целесообразности;
  • определение мер безопасности при проведении занятия в целом и на каждом учебном месте;
  • определение состава помощников руководителя занятия, показчиков, а также
  • состава расчетов, обеспечивающих занятие и страховку;
  • определение перечня мероприятий по подготовке помощников руководителя занятия, привлекаемых к занятиям специалистов;
  • решение других организационных вопросов, вытекающих из целей пожарно-строевой подготовки и функций территориальных органов и подразделений пожарной охраны.

Все перечисленные мероприятия отражаются в разрабатываемом руководителем занятия учебно-методическом документе, который представляет собой оформленный и утвержденный план проведения занятия.

При проведении занятия руководителю необходимо:

  • обеспечить в ходе занятия решение всех учебных задач;
  • следить за точным выполнением требований настоящих Рекомендаций и не допускать изменений условий и порядка выполнения упражнений в сторону упрощения;
  • обладать высокой личной физической и специальной подготовкой;
  • создавать при обучении условия, приближенные к реальной обстановке;
  • напоминать обучаемым перед каждым занятием о необходимости строгого соблюдения мер безопасности при выполнении упражнений, не допускать переутомления личного состава.

В первой части плана проведения занятия излагаются тема, учебные цели и задачи учебно-тренировочного занятия, дается перечень учебных вопросов, указываются время и место проведения, состав подразделения (обучаемых) и форма одежды, дается перечень руководств и пособий, приводится расчет материального обеспечения (материальные средства каждый раз определяются потребностями того или иного занятия).

Во второй части плана раскрывается ход занятия с обозначением его этапов:

вводная, подготовительная, основная и заключительная части.

Во вводной части раскрываются методы и методические приемы:

  • построения группы, расчета, приема рапорта;
  • проверки готовности учебной группы и состояния мест проведения занятия;
  • доведения до обучаемых содержания целей, задач, учебных вопросов занятия и очередности их изучения;
  • проверки знания вопросов темы, уставных положений, правил охраны труда, умения работать с пожарной техникой.

Структура подготовительной части плана проведения занятия предусматривает упорядоченное описание общеразвивающих физических и специальных упражнений, обеспечивающих повышение работоспособности обучаемых, подготовку их двигательного аппарата к работе в основной части занятия, развитие и усовершенствование таких качеств, как быстрота, ловкость, сила, гибкость, решительность и др. Специальные упражнения выполняются после физических.

fireman.club

Введение в курс Пожарно-строевая подготовка — ПОЖАРНЫЕ РЕБЯТА

Введение в курс Пожарно-строевая подготовка

Пожарно-строевая подготовка (ПСП) - это основной предмет обучения личного состава подразделений пожарной охраны приемам и способам работы с пожарной техникой.

Ее основной задачей является формирование у личного состава высокого профессионального уровня мастерства и готовности (боевой слаженности) отделений, дежурных смен и караулов, высокого уровня развития физических, волевых и специальных качеств, обеспечивающих успешное выполнение задач в условиях ведения действий по тушению пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

Также, цели изучения дисциплины заключаются в приобретении обучаемыми теоретических знаний о работе с пожарно-техническим вооружением (ПТВ) и спасательным оборудованием, формировании практических умений и навыков при организации и проведении занятий по пожарно-строевой подготовке, организации спортивной работы, повышении уровня психологической устойчивости, обобщении и внедрении в практику передовых форм и методов подготовки личного состава подразделений ФПС МЧС России.

Необходимо помнить, что современные способы тушения пожаров с применением техники требуют от спасателей и пожарных высокого мастерства и физической подготовки. Умело действовать в сложных и трудных условиях борьбы с огнем, полностью используя мощность пожарной техники, может только волевой и всесторонне подготовленный пожарный и спасатель. Систематически проводимые занятия по ПСП в значительной степени помогают выработать эти качества у обучаемых.

В целях поддержания постоянной готовности личного состава, пожарно-строевая подготовка осуществляется на протяжении всего года.

Пожарно-строевая подготовка включает в себя:

  • организацию и планирование процесса обучения (составление тематического плана, расписания занятий, перечня отрабатываемых нормативов, плана проведения учебного занятия);
  • проведение учебных и инструкторско-методических занятий; контроль успеваемости и оценку знаний, умений и навыков;
  • повышение педагогической и профессиональной компетентности руководителей занятий; контроль процесса обучения.

Специальные прикладные упражнения – основное средство пожарно-строевой подготовки. Они представляют собой различные приемы и действия с пожарной техникой, используемые для формирования и совершенствования специальных навыков и физического развития личного состава. Перечень упражнений, которые применяются в обучении личного состава, определяется программами подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

ПСП имеет тесную связь с другими изучаемыми дисциплинами:

  • Пожарная тактика изучает приемы и способы тушения пожаров.
  • Пожарная техника изучает теоретические знания по работе с ПТВ.
  • Физическая культура вырабатывает силу, выносливость, смелость, ловкость и другие качества, которые необходимы и на занятиях по ПСП.

Задачи и содержание обучения личного состава определяются руководящими документами МЧС России, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также ведомственными нормативными актами и формулируются в учебных, тематических планах и программах.

Руководителям органов управления и подразделений пожарной охраны, образовательных учреждений пожарно-технического профиля, необходимо:

  • создавать необходимые условия для своевременного и качественного обучения личного состава, рассматривая это как одну из главных служебных обязанностей;
  • обеспечивать высокую профессиональную и методическую подготовку руководителей подразделений, должностных лиц, ответственных за обеспечение и проведение занятий;
  • осуществлять постоянное совершенствование и развитие учебной материально-технической базы, позволяющей создавать реальную обстановку и проводить с личным составом комплексные занятия по всем разделам настоящих Рекомендаций;
  • обеспечивать действенное методическое руководство обучением;
  • уделять особое внимание соблюдению безопасных условий обучения личного состава;
  • учитывать при организации обучения и проведении занятий специфику выполняемых оперативно-служебных задач, состав имеющейся в подразделениях пожарной техники, уровень подготовленности личного состава, наличие и состояние учебно-материальной базы, требования охраны труда.

Формы и методы обучения личного состава

К формам пожарно-строевой подготовки относятся:

  • теоретические занятия;
  • практические занятия;
  • различные виды внеурочной работы.

Теоретические занятия – форма изучения главным образом теоретических положений темы и принципов работы пожарной техники, психофизиологических особенностей личного состава.

Практические занятия – это учебно-тренировочные, контрольно-проверочные, показные, занятия в теплодымокамере, на огневой полосе психологической подготовки, в спортивном манеже, на полигоне (объекте). Они проводятся с целью поддержания и совершенствования общих и специальных навыков, слаженности отделений, дежурных смен, решения общих и специальных задач физической и психологической подготовки.

Внеурочные занятия – это разные состязательные формы совершенствования профессиональных навыков, физических и психологических качеств (конкурсы, соревнования, отработка нормативов, сдача зачетов). Для этих форм обучения используются преимущественно часы спортивно-массовой и культурно-досуговой работы, спортивных мероприятий и самостоятельной подготовки.

В практике пожарно-строевой подготовки наиболее часто используются следующие методы практического обучения:

  • информационно-сообщающие методы (устное изложение, беседа, команды);
  • методы формирования навыков и умений (объяснение, демонстрация, упражнения);
  • методы закрепления и совершенствования навыков и умений (повторение упражнений, тренировка, соревнования, самостоятельная работа);
  • методы проверки и оценки знаний, навыков и умений (наблюдение, практические контрольные задания);
  • инструктивный метод (согласование потребностей обучаемых, достижение полной ясности относительно того, что от них требуется).

Последовательность обучения

Последовательность обучения упражнению (приему, действию) условно можно разделить на три тесно связанные между собой этапа:

  • создание предварительного представления об упражнении;
  • разучивание упражнения;
  • закрепление и совершенствование двигательных навыков.

Для создания предварительного представления об упражнении руководитель занятия применяет следующие приемы:

  • знакомит личный состав с названием упражнения и его элементами в соответствии с принятой терминологией;
  • показывает наглядные пособия для создания двигательных представлений об упражнении;
  • демонстрирует приемы и технику их выполнения;
  • объясняет последовательность выполнения приемов и их технику, сообщая при этом пространственные и временные характеристики двигательных действий;
  • разъясняет безопасные условия выполнения упражнения и его элементов;
  • разрешает пробные попытки;
  • информирует обучаемых о допущенных ими технических ошибках;
  • разрешает очередные попытки.

Разучивание упражнения производится с целью овладения личным составом техникой выполнения упражнения и формирования у него новых двигательных навыков. Приемы и способы выполнения упражнений разучивают в условиях практических занятий. В зависимости от подготовленности личного состава и сложности упражнения разучивание проводится в целом или по частям.

При разучивании приемов в целом двигательная задача решается целостным способом, основные части и элементы приема воспринимаются в общем виде. Целостный метод применяется, как правило, для разучивания простых упражнений или когда сложное действие трудно или нецелесообразно разделять на части.

Разучивание упражнений по частям обладает большим методическим преимуществом. Этот способ применяется в том случае, если упражнение состоит из разнородных по характеру частей и элементов, объединенных только общей тактико-технической задачей, а структура позволяет расчленить его на отдельные части. После освоения по частям упражнение выполняется в целом – слитно.

Задача третьего этапа обучения – добиться стабилизации приемов и способов выполнения упражнения, сделать их доступными для личного состава в условиях ведения действий по тушению пожара. Под стабилизацией приемов и способов понимается умение выполнять упражнение каждый раз или совершенно одинаково, или в рамках допустимых отклонений.

После того как освоенное упражнение будет закреплено в стандартных условиях, постепенно переходят к совершенствованию упражнения, для чего выполняют его в условиях тренировки или с применением ряда методических приемов, например, многократного повторения, включения различных комбинаций двигательных действий, выполнения в непривычных условиях или на снарядах и учебных объектах различного качества, оценки качества и учета времени выполнения и др.

Контроль и исправление ошибок – один из важных методических приемов обучения, которому руководитель занятия должен уделять постоянное и предметное внимание. В случае обнаружения ошибок вначале исправляются главные, исходные, а затем второстепенные, незначительные ошибки с помощью объяснения, показа, наглядных пособий, подводящих упражнений и др.

Применение мер, предупреждающих травмы и обеспечивающих безопасные условия выполнения упражнений, является обязательным для руководителя занятий и обучаемых.

Тщательная разминка, подбор упражнений, соответствующих возможностям обучаемых, правильная методика обучения, соблюдение нормального физиологического и гигиенического режима занятий – важнейшие условия пожарно-строевой подготовки.

При обучении упражнению (приему, действию) место построения обучаемых и установки (укладки) пожарной техники определяется руководителем занятий. При выполнении индивидуальных и групповых упражнений, связанных со снятием и (или) установкой пожарной техники, исходным положением для обучаемых является построение их с правой (левой) стороны пожарного автомобиля, спиной к нему, в порядке номеров пожарного расчета, водитель – на левом фланге.

Личный состав на основных пожарных автомобилях размещается в следующем порядке: на автоцистерне № 1, 3, 4, 2 в кабине пожарного расчета, командир отделения рядом с водителем; на насосно-рукавном автомобиле (автонасосе) № 1, 3, 7, 2 в кабине пожарного расчета на заднем сиденье, № 5, 4, 6 – на переднем, командир отделения рядом с водителем.

Структура учебного занятия

Учебное занятие (урок), носящее тренировочный характер, является основной формой организации обучения личного состава, в рамках которого необходимо обеспечить реализацию средств, форм и методов обучения.

Для учебного занятия по пожарно-строевой подготовке характерно наличие четырех частей:

  • Вводной;
  • Подготовительной;
  • Основной;
  • Заключительной.

Вводная часть предусматривает подготовку учебной группы к решению задач подготовительной и основной частей занятия.

Подготовительная часть занятия проводится с целью подготовки обучаемых к выполнению задач основной части занятия с помощью общеразвивающих и специальных упражнений. В завершающей фазе подготовительной части обучаемые готовят материально-техническое обеспечение занятия, занимают соответствующие учебные места.

Основная часть представляет собой методическую подструктуру (как система приемов), элементами которой будут различные виды деятельности руководителя занятий и обучаемых. Число элементов в ней, их функциональное назначение и последовательность определяются руководителем занятия в соответствии с тематическим планом и программой обучения. Упражнения, которыми овладевают обучаемые, должны соответствовать уровню развития их специальных и физических качеств и условиям обучения.

В основной части занятия решаются его главные задачи:

  • развитие психологических и физических качеств обучаемых;
  • формирование и совершенствование новых двигательных навыков, приемов и способов работы с пожарной техникой;
  • овладение приемами и способами работы с пожарной техникой в составе отделения, караула, дежурной смены.

На основную часть занятия, как правило, отводится большая часть времени учебного занятия. Эффективность занятия определяется успехом или неудачей именно этой главной части занятия.

Заключительная часть предусматривается с целью активизации восстановительных процессов в организме обучаемых, приведения в порядок учебных объектов и заканчивается построением для подведения итогов и постановки задач для самостоятельной работы.

Правила по охране труда в подразделениях Федеральной противопожарной службы МЧС России при организации и проведении занятий по пожарно-строевой подготовке

Важнейшим аспектом является соблюдение правил по охране труда в подразделениях Федеральной противопожарной службы МЧС России при организации и проведении занятий по пожарно-строевой подготовке, требований безопасности при выполнении основных боевых действий.

При изучении пожарно-строевой необходимо усвоить: требования безопасности к пожарно-техническому вооружению, требования безопасности на учебных объектах, пути и средствапредупреждения травматизма и несчастных случаев.

Личный состав пожарной охраны обязан постоянно изучать, знать Правила по охране труда, не допускать их нарушения и следить за тем, чтобы его действия не привели к несчастному случаю, принимать меры, исключающие травматизм, уметь оказать первую помощь себе и пострадавшим.

Руководство и ответственность за правильную организацию работы по правилам охраны труда возлагается на руководителя аппаратов, подразделений, учебных заведений пожарной охраны. При проведении занятий, учений, соревнований ответственность возлагается на руководителей.

Личный состав подразделений ФПС допускается к к занятиям по ПСП после прохождения обучения по правилам охраны труда в подразделениях ФПС МЧС России.

ПТВ предназначено для поиска, спасения людей при пожарах и аварийных ситуациях, с ними связанных, и эвакуации их в безопасное место, должно обеспечивать безопасную работу личного состава подразделений ФПС, сохранение жизни и здоровья спасаемых, отвечать требованиям, соответствующим ГОСТ и техническим условиям. Запрещается пользоваться неисправным и неиспытанным ПТВ при обучении и боевых действиях.

Учебно-тренировочные комплексы: спортивный зал с подсобными помещениями, площадка для 100-метровой полосы с препятствиями, подземный резервуар емкостью 50 м3 и пожарный гидрант с площадкой для стоянки пожарных автомобилей, площадка с учебной башней, баскетбольная площадка, волейбольная площадка; пожарные полигоны и огневые полосы психологической подготовки должны отвечать требованиям безопасности при проведении занятий по ПСП.

Психологическая подготовка личного состава подразделений ФПС на пожарных полигонах и огневых полосах психологической подготовки пожарных (ОПППП) проводится в условиях, максимально приближенных к реальным, возникающим при тушении пожаров.

Личный состав обязан знать и выполнять правила охраны труда при обучении и выполнении боевой задачи. Руководитель занятия перед проведением каждого занятия должен тщательно готовиться, подбирая рациональные методы обучения, так как он несет непосредственную ответственность за соблюдение и выполнение правил охраны труда обучаемых.

Оказание первой медицинской помощи при травмах

  • При ушибах смазать ушибленное место вазелином, воздействовать на ушибленную ткань холодом (лёд, снег, холодная вода), а затем наложить давящую повязку и отправить травмированного к медицинскому работнику.
  • При ушибах суставов следует фиксировать конечность с помощью подручных средств.
  • При кровотечении рану дезинфицировать: очистить от постороннего загрязнения, промыть перекисью водорода, раствором марганцово-кислого калия или чистой водой, смазать края раны йодом и наложить стерильную повязку.
  • При вывихах и переломах дать обезболивающее средство из аптечки, положить холод, зафиксировать конечность, наложить транспортную шину из подручного материала с захватом двух суставов и по возможности срочно отправить пострадавшего к врачу с сопровождающими.
  • При ожогах обработать обожженную поверхность спиртом, затем каким-нибудь жиром, наложить асептическую повязку и отправить пострадавшего к врачу. При обширных ожогах во избежание интоксикации рекомендуется обильное питьё.
  • При обморожениях осторожно растереть кожу до восстановления чувствительности, покраснения и потепления отмороженных участков.

Профилактика травматизма

В профилактике травматизма огромное значение имеют следующие мероприятия:

  • рационально организованный учебно-воспитательный процесс;
  • предупреждение переохлаждения;
  • постепенность и наращивание нагрузок;
  • рациональная разминка;
  • использование мероприятий, ускоряющих восстановительные процессы, как в период занятий, так и после них;
  • полноценное материально-техническое обеспечение;
  • систематический врачебный контроль;
  • соблюдение Правил охраны труда;
  • соблюдение дисциплины.

Таким образом, умелое и своевременное оказание первой медицинской помощи пострадавшему — надежная гарантия сохранения здоровья и жизни.

fireguys.ru

Тема 1. Введение в курс пожарно строевая и тактико специальная подготовка

Утверждаю

Начальник ___ -ПСЧ ФГКУ «___ отряд ФПС по ________________________» _______________ внутренней службы

_________________________________

(начальник территориального органа МЧС России, подразделения ФПС ГПС)

«___»_____________20___г.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН

проведения занятий по дисциплине пожарно-строевая и тактико-специальная подготовка с личным составом дежурных караулов ____ ПСЧ

Тема: Введение в курс пожарно-строевая и тактико-специальная подготовка.

Вид занятия: классно-групповое. Отводимое время: 45 мин.

Цель занятия:

- изучить с личным составом принципы пожарно-строевой и тактико-специальной подготовки, её место в системе профессиональной подготовки. Характеристика состояния пожарно-строевой подготовки в подразделении ФПС и анализ профессионально-прикладной подготовленности личного состава в отчётном году. Нормативные требования на предстоящий учебный период. Организационные основы и условия деятельности подразделения ФПС (в объёме настоящей дисциплины) в новом учебном году.

Литература, используемая при проведении занятия:

- Методические рекомендации по пожарно-строевой подготовке

- Программа подготовки личного состава подразделений федеральной противопожарной службы (ФПС) Государственной противопожарной службы (ГПС) (утверждена заместителем Министра МЧС России, генерал-лейтенантом внутренней службы Баженовым О.В. 18.11.2016 за номером 2-4-71-66-18; письмо МЧС России от 12.12.2016 за номером 18-8-3-4508)

- интернет ресурс mchsnik.ru

Развернутый план занятия:

п/п

Учебные вопросы (включая контроль занятий)

Время

(мин)

Содержание учебного вопроса, метод отработки и материальное обеспечение (в т.ч. технические средства обучения) учебного вопроса

Вводная часть

2

Построить личный состав караула, проверить наличие, довести тему и цели занятия.

Основная часть

40

Пожарно-строевая подготовка является основным предметом обучения личного состава подразделений пожарной охраны приемам и способам работы с пожарной техникой. Она направлена на достижение высокого профессионального уровня подготовки личного состава и готовности (слаженности) отделений, дежурных смен и караулов, максимального развития физических, волевых и специальных качеств, обеспечивающих успешное выполнение задач в условиях ведения действий по тушению пожаров.

Пожарно-строевая подготовка личного состава осуществляется на протяжении всего года. Пожарно-строевая подготовка включает в себя: организацию и планирование процесса обучения (составление тематического плана, расписания занятий, перечня отрабатываемых нормативов, плана проведения учебного занятия); проведение учебных и инструкторско-методических занятий; контроль успеваемости и оценку знаний, умений и навыков; повышение педагогической и профессиональной компетентности руководителей занятий; контроль процесса обучения. Специальные прикладные упражнения — основное средство пожарно-строевой подготовки. Они представляют собой различные приемы и действия с пожарной техникой, используемые для формирования и совершенствования специальных навыков и физического развития личного состава. Перечень упражнений, которые применяются в обучении личного состава, определяется программами подготовки, переподготовки и повышения квалификации и описаны в настоящих Рекомендациях.

Задачи и содержание обучения личного состава определяются руководящими документами МЧС России, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также ведомственными нормативными актами и формулируются в учебных, тематических планах и программах. Руководителям органов управления и подразделений пожарной охраны, образовательных учреждений пожарно-технического профиля, необходимо:

создавать необходимые условия для своевременного и качественного обучения личного состава, рассматривая это как одну из главных служебных обязанностей;

обеспечивать высокую профессиональную и методическую подготовку руководителей подразделений, должностных лиц, ответственных за обеспечение и проведение занятий;

осуществлять постоянное совершенствование и развитие учебной материально-технической базы, позволяющей создавать реальную обстановку и проводить с личным составом комплексные занятия по всем разделам настоящих Рекомендаций:

обеспечивать действенное методическое руководство обучением;

уделять особое внимание соблюдению безопасных условий обучения личного состава;

учитывать при организации обучения и проведении занятий специфику выполняемых оперативно-служебных задач, состав имеющейся в подразделениях пожарной техники, уровень подготовленности личного состава, наличие и состояние учебно-материальной базы, требования охраны труда.

Формы и методы обучения личного состава

К формам пожарно-строевой подготовки относятся теоретические занятия, практические занятия, различные виды внеурочной работы.

Теоретические занятия - форма изучения главным образом теоретических положений темы и принципов работы пожарной техники, психофизиологических особенностей личного состава.

В группу практических занятий входят: учебно-тренировочные, контрольно-проверочные, показные, занятия в теплодымокамере, на огневой полосе психологической подготовки, в спортивном манеже, на полигоне (объекте). Они проводятся с целью поддержания и совершенствования общих и специальных навыков, слаженности отделений, дежурных смен, решения общих и специальных задач физической и психологической подготовки.

В группу внеурочных занятий входят разные состязательные формы совершенствования профессиональных навыков, физических и психологических качеств (конкурсы, соревнования, отработка нормативов, сдача зачетов). Для этих форм обучения используются преимущественно часы спортивно-массовой и культурно-досуговой работы, спортивных мероприятий и самостоятельной подготовки.

В практике пожарно-строевой подготовки наиболее часто используются следующие методы практического обучения:

информационно-сообщающие методы (устное изложение, беседа, команды);

методы формирования навыков и умений (объяснение, демонстрация, упражнения);

методы закрепления и совершенствования навыков и умений (повторение

упражнений, тренировка, соревнования, самостоятельная работа);

методы проверки и оценки знаний, навыков и умений (наблюдение, практические контрольные задания);

инструктивный метод (согласование потребностей обучаемых, достижение полной ясности относительно того, что от них требуется).

Последовательность обучения

Последовательность обучения упражнению (приему, действию) условно можно разделить на три тесно связанные между собой этапа:

создание предварительного представления об упражнении;

разучивание упражнения;

закрепление и совершенствование двигательных навыков.

Для создания предварительного представления об упражнении руководитель занятия применяет следующие приемы:

знакомит личный состав с названием упражнения и его элементами в соответствии с принятой терминологией;

показывает наглядные пособия для создания двигательных представлений об упражнении;

демонстрирует приемы и технику их выполнения;

объясняет последовательность выполнения приемов и их технику, сообщая при этом пространственные и временные характеристики двигательных действий;

разъясняет безопасные условия выполнения упражнения и его элементов;

разрешает пробные попытки;

информирует обучаемых о допущенных ими технических ошибках;

разрешает очередные попытки.

Разучивание упражнения производится с целью овладения личным составом техникой выполнения упражнения и формирования у него новых двигательных навыков. Приемы и способы выполнения упражнений разучивают в условиях практических занятий. В зависимости от подготовленности личного состава и сложности упражнения разучивание проводится в целом или по частям.

При разучивании приемов в целом двигательная задача решается целостным способом, основные части и элементы приема воспринимаются в общем виде.

Целостный метод применяется, как правило, для разучивания простых упражнений или когда сложное действие трудно или нецелесообразно разделять на части.

Разучивание упражнений по частям обладает большим методическим преимуществом. Этот способ применяется в том случае, если упражнение состоит из разнородных по характеру частей и элементов, объединенных только общей тактико-технической задачей, а структура позволяет расчленить его на отдельные части. После освоения по частям упражнение выполняется в целом - слитно.

Задача третьего этапа обучения - добиться стабилизации приемов и способов выполнения упражнения, сделать их доступными для личного состава в условиях ведения действий по тушению пожара.

Под стабилизацией приемов и способов понимается умение выполнять упражнение каждый раз или совершенно одинаково, или в рамках допустимых отклонений.

После того как освоенное упражнение будет закреплено в стандартных условиях, постепенно переходят к совершенствованию упражнения, для чего выполняют его в условиях тренировки или с применением ряда методических приемов, например, многократного повторения, включения различных комбинаций двигательных действий, выполнения в непривычных условиях или на снарядах и учебных объектах различного качества, оценки качества и учета времени выполнения и др.

Контроль и исправление ошибок - один из важных методических приемов обучения, которому руководитель занятия должен уделять постоянное и предметное внимание. В случае обнаружения ошибок вначале исправляются главные, исходные, а затем второстепенные, незначительные ошибки с помощью объяснения, показа, наглядных пособий, подводящих упражнений и др.

Применение мер, предупреждающих травмы и обеспечивающих безопасные условия выполнения упражнений, является обязательным для руководителя занятий и обучаемых.

Тщательная разминка, подбор упражнений, соответствующих возможностям обучаемых, правильная методика обучения, соблюдение нормального физиологического и гигиенического режима занятий - важнейшие условия пожарно-строевой подготовки.

При обучении упражнению (приему, действию) место построения обучаемых и установки (укладки) пожарной техники определяется руководителем занятий. При выполнении индивидуальных и групповых упражнений, связанных со снятием и (или) установкой пожарной техники, исходным положением для обучаемых является построение их с правой (левой) стороны пожарного автомобиля, спиной к нему, в порядке номеров пожарного расчета, водитель - на левом фланге. Подготовка учебных занятий представляет собой изучение ряда правил, вытекающих из принципов и логики процесса обучения. Она предусматривает: личную подготовку руководителя занятия; выбор места проведения занятия; подготовку учебной материально-технической базы; определение состава помощников руководителя занятия, инструкторов, показчиков, а также состава расчетов, обеспечивающих занятие и страховку обучаемых. В личную подготовку руководителя входят следующие этапы:

тщательное изучение содержания учебных вопросов программы, тематического плана и расписания занятия;

подбор и изучение необходимых руководств и пособий;

определение цели и задачи учебного занятия;

подготовка содержания учебного материала (расчет учебного времени, определение объема учебных вопросов, количества пожарной техники, материально-технических средств, средств страховки и др.);

выбор наиболее эффективного сочетания методов и приемов обучения;

определение структуры занятия, соответствующей целям, задачам и методам обучения;

уточнение уровня физической и специальной подготовки личного состава, соответствующего данному этапу обучения;

определение последовательности прохождения учебных мест и рассмотрение нагрузки (учебной и физической) на каждого обучаемого, оценка ее целесообразности;

определение мер безопасности при проведении занятия в целом и на каждом учебном месте;

определение состава помощников руководителя занятия, показчиков, а также

состава расчетов, обеспечивающих занятие и страховку;

определение перечня мероприятий по подготовке помощников руководителя занятия, привлекаемых к занятиям специалистов;

решение других организационных вопросов, вытекающих из целей пожарно-строевой подготовки и функций территориальных органов и подразделений пожарной охраны.

Все перечисленные мероприятия отражаются в разрабатываемом руководителем занятия учебно-методическом документе, который представляет собой оформленный и утвержденный план проведения занятия.

При проведении занятия руководителю необходимо:

обеспечить в ходе занятия решение всех учебных задач;

следить за точным выполнением требований настоящих Рекомендаций и не допускать изменений условий и порядка выполнения упражнений в сторону упрощения;

обладать высокой личной физической и специальной подготовкой;

создавать при обучении условия, приближенные к реальной обстановке;

напоминать обучаемым перед каждым занятием о необходимости строгого соблюдения мер безопасности при выполнении упражнений, не допускать переутомления личного состава.

В первой части плана проведения занятия излагаются тема, учебные цели и задачи учебно-тренировочного занятия, дается перечень учебных вопросов, указываются время и место проведения, состав подразделения (обучаемых) и форма одежды, дается перечень руководств и пособий, приводится расчет материального обеспечения (материальные средства каждый раз определяются потребностями того или иного занятия).

Во второй части плана раскрывается ход занятия с обозначением его этапов:

вводная, подготовительная, основная и заключительная части.

Во вводной части раскрываются методы и методические приемы:

построения группы, расчета, приема рапорта;

проверки готовности учебной группы и состояния мест проведения занятия;

доведения до обучаемых содержания целей, задач, учебных вопросов занятия и очередности их изучения;

проверки знания вопросов темы, уставных положений, правил охраны труда, умения работать с пожарной техникой.

Структура подготовительной части плана проведения занятия предусматривает упорядоченное описание общеразвивающих физических и специальных упражнений, обеспечивающих повышение работоспособности обучаемых, подготовку их двигательного аппарата к работе в основной части занятия, развитие и усовершенствование таких качеств, как быстрота, ловкость, сила, гибкость, решительность и др. Специальные упражнения выполняются после физических.

используемый материал с сайта http://mchsnik.ru

Заключительная часть

3

Строю личный состав, выставляю оценки.

Пособия и оборудование, используемые на занятии: методический план.

Руководитель занятия _______________________ __________________

(Ф.И.О.) (дата, подпись )

«___»____________20___г.

freedocs.xyz

проведения занятий по дисциплине пожарно-строевая и тактико-специальная подготовка с личным составом дежурных караулов ____ ПСЧ

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема: Введение в курс пожарно-строевая и тактико-специальная подготовка.

Вид занятия: классно-групповое. Отводимое время: 45 мин.

Цель занятия:

- изучить с личным составом принципы пожарно-строевой и тактико-специальной подготовки, её место в системе профессиональной подготовки. Характеристика состояния пожарно-строевой подготовки в подразделении ФПС и анализ профессионально-прикладной подготовленности личного состава в отчётном году. Нормативные требования на предстоящий учебный период. Организационные основы и условия деятельности подразделения ФПС (в объёме настоящей дисциплины) в новом учебном году.

Литература, используемая при проведении занятия:

- Методические рекомендации по пожарно-строевой подготовке

- Программа подготовки личного состава подразделений федеральной противопожарной службы (ФПС) Государственной противопожарной службы (ГПС) (утверждена заместителем Министра МЧС России, генерал-лейтенантом внутренней службы Баженовым О.В. 18.11.2016 за номером 2-4-71-66-18; письмо МЧС России от 12.12.2016 за номером 18-8-3-4508)

- интернет ресурс mchsnik.ru

Развернутый план занятия:

№ п/п Учебные вопросы (включая контроль занятий) Время (мин) Содержание учебного вопроса, метод отработки и материальное обеспечение (в т.ч. технические средства обучения) учебного вопроса
1. Вводная часть Построить личный состав караула, проверить наличие, довести тему и цели занятия.
2. Основная часть Пожарно-строевая подготовка является основным предметом обучения личного состава подразделений пожарной охраны приемам и способам работы с пожарной техникой. Она направлена на достижение высокого профессионального уровня подготовки личного состава и готовности (слаженности) отделений, дежурных смен и караулов, максимального развития физических, волевых и специальных качеств, обеспечивающих успешное выполнение задач в условиях ведения действий по тушению пожаров. Пожарно-строевая подготовка личного состава осуществляется на протяжении всего года. Пожарно-строевая подготовка включает в себя: организацию и планирование процесса обучения (составление тематического плана, расписания занятий, перечня отрабатываемых нормативов, плана проведения учебного занятия); проведение учебных и инструкторско-методических занятий; контроль успеваемости и оценку знаний, умений и навыков; повышение педагогической и профессиональной компетентности руководителей занятий; контроль процесса обучения. Специальные прикладные упражнения — основное средство пожарно-строевой подготовки. Они представляют собой различные приемы и действия с пожарной техникой, используемые для формирования и совершенствования специальных навыков и физического развития личного состава. Перечень упражнений, которые применяются в обучении личного состава, определяется программами подготовки, переподготовки и повышения квалификации и описаны в настоящих Рекомендациях. Задачи и содержание обучения личного состава определяются руководящими документами МЧС России, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также ведомственными нормативными актами и формулируются в учебных, тематических планах и программах. Руководителям органов управления и подразделений пожарной охраны, образовательных учреждений пожарно-технического профиля, необходимо: создавать необходимые условия для своевременного и качественного обучения личного состава, рассматривая это как одну из главных служебных обязанностей; обеспечивать высокую профессиональную и методическую подготовку руководителей подразделений, должностных лиц, ответственных за обеспечение и проведение занятий; осуществлять постоянное совершенствование и развитие учебной материально-технической базы, позволяющей создавать реальную обстановку и проводить с личным составом комплексные занятия по всем разделам настоящих Рекомендаций: обеспечивать действенное методическое руководство обучением; уделять особое внимание соблюдению безопасных условий обучения личного состава; учитывать при организации обучения и проведении занятий специфику выполняемых оперативно-служебных задач, состав имеющейся в подразделениях пожарной техники, уровень подготовленности личного состава, наличие и состояние учебно-материальной базы, требования охраны труда. Формы и методы обучения личного состава   К формам пожарно-строевой подготовки относятся теоретические занятия, практические занятия, различные виды внеурочной работы. Теоретические занятия - форма изучения главным образом теоретических положений темы и принципов работы пожарной техники, психофизиологических особенностей личного состава. В группу практических занятий входят: учебно-тренировочные, контрольно-проверочные, показные, занятия в теплодымокамере, на огневой полосе психологической подготовки, в спортивном манеже, на полигоне (объекте). Они проводятся с целью поддержания и совершенствования общих и специальных навыков, слаженности отделений, дежурных смен, решения общих и специальных задач физической и психологической подготовки. В группу внеурочных занятий входят разные состязательные формы совершенствования профессиональных навыков, физических и психологических качеств (конкурсы, соревнования, отработка нормативов, сдача зачетов). Для этих форм обучения используются преимущественно часы спортивно-массовой и культурно-досуговой работы, спортивных мероприятий и самостоятельной подготовки. В практике пожарно-строевой подготовки наиболее часто используются следующие методы практического обучения: информационно-сообщающие методы (устное изложение, беседа, команды); методы формирования навыков и умений (объяснение, демонстрация, упражнения); методы закрепления и совершенствования навыков и умений (повторение упражнений, тренировка, соревнования, самостоятельная работа); методы проверки и оценки знаний, навыков и умений (наблюдение, практические контрольные задания); инструктивный метод (согласование потребностей обучаемых, достижение полной ясности относительно того, что от них требуется).   Последовательность обучения   Последовательность обучения упражнению (приему, действию) условно можно разделить на три тесно связанные между собой этапа: создание предварительного представления об упражнении; разучивание упражнения; закрепление и совершенствование двигательных навыков. Для создания предварительного представления об упражнении руководитель занятия применяет следующие приемы: знакомит личный состав с названием упражнения и его элементами в соответствии с принятой терминологией; показывает наглядные пособия для создания двигательных представлений об упражнении; демонстрирует приемы и технику их выполнения; объясняет последовательность выполнения приемов и их технику, сообщая при этом пространственные и временные характеристики двигательных действий; разъясняет безопасные условия выполнения упражнения и его элементов; разрешает пробные попытки; информирует обучаемых о допущенных ими технических ошибках; разрешает очередные попытки. Разучивание упражнения производится с целью овладения личным составом техникой выполнения упражнения и формирования у него новых двигательных навыков. Приемы и способы выполнения упражнений разучивают в условиях практических занятий. В зависимости от подготовленности личного состава и сложности упражнения разучивание проводится в целом или по частям. При разучивании приемов в целом двигательная задача решается целостным способом, основные части и элементы приема воспринимаются в общем виде. Целостный метод применяется, как правило, для разучивания простых упражнений или когда сложное действие трудно или нецелесообразно разделять на части. Разучивание упражнений по частям обладает большим методическим преимуществом. Этот способ применяется в том случае, если упражнение состоит из разнородных по характеру частей и элементов, объединенных только общей тактико-технической задачей, а структура позволяет расчленить его на отдельные части. После освоения по частям упражнение выполняется в целом - слитно. Задача третьего этапа обучения - добиться стабилизации приемов и способов выполнения упражнения, сделать их доступными для личного состава в условиях ведения действий по тушению пожара. Под стабилизацией приемов и способов понимается умение выполнять упражнение каждый раз или совершенно одинаково, или в рамках допустимых отклонений. После того как освоенное упражнение будет закреплено в стандартных условиях, постепенно переходят к совершенствованию упражнения, для чего выполняют его в условиях тренировки или с применением ряда методических приемов, например, многократного повторения, включения различных комбинаций двигательных действий, выполнения в непривычных условиях или на снарядах и учебных объектах различного качества, оценки качества и учета времени выполнения и др. Контроль и исправление ошибок - один из важных методических приемов обучения, которому руководитель занятия должен уделять постоянное и предметное внимание. В случае обнаружения ошибок вначале исправляются главные, исходные, а затем второстепенные, незначительные ошибки с помощью объяснения, показа, наглядных пособий, подводящих упражнений и др. Применение мер, предупреждающих травмы и обеспечивающих безопасные условия выполнения упражнений, является обязательным для руководителя занятий и обучаемых. Тщательная разминка, подбор упражнений, соответствующих возможностям обучаемых, правильная методика обучения, соблюдение нормального физиологического и гигиенического режима занятий - важнейшие условия пожарно-строевой подготовки. При обучении упражнению (приему, действию) место построения обучаемых и установки (укладки) пожарной техники определяется руководителем занятий. При выполнении индивидуальных и групповых упражнений, связанных со снятием и (или) установкой пожарной техники, исходным положением для обучаемых является построение их с правой (левой) стороны пожарного автомобиля, спиной к нему, в порядке номеров пожарного расчета, водитель - на левом фланге. Подготовка учебных занятий представляет собой изучение ряда правил, вытекающих из принципов и логики процесса обучения. Она предусматривает: личную подготовку руководителя занятия; выбор места проведения занятия; подготовку учебной материально-технической базы; определение состава помощников руководителя занятия, инструкторов, показчиков, а также состава расчетов, обеспечивающих занятие и страховку обучаемых. В личную подготовку руководителя входят следующие этапы: тщательное изучение содержания учебных вопросов программы, тематического плана и расписания занятия; подбор и изучение необходимых руководств и пособий; определение цели и задачи учебного занятия; подготовка содержания учебного материала (расчет учебного времени, определение объема учебных вопросов, количества пожарной техники, материально-технических средств, средств страховки и др.); выбор наиболее эффективного сочетания методов и приемов обучения; определение структуры занятия, соответствующей целям, задачам и методам обучения; уточнение уровня физической и специальной подготовки личного состава, соответствующего данному этапу обучения; определение последовательности прохождения учебных мест и рассмотрение нагрузки (учебной и физической) на каждого обучаемого, оценка ее целесообразности; определение мер безопасности при проведении занятия в целом и на каждом учебном месте; определение состава помощников руководителя занятия, показчиков, а также состава расчетов, обеспечивающих занятие и страховку; определение перечня мероприятий по подготовке помощников руководителя занятия, привлекаемых к занятиям специалистов; решение других организационных вопросов, вытекающих из целей пожарно-строевой подготовки и функций территориальных органов и подразделений пожарной охраны. Все перечисленные мероприятия отражаются в разрабатываемом руководителем занятия учебно-методическом документе, который представляет собой оформленный и утвержденный план проведения занятия. При проведении занятия руководителю необходимо: обеспечить в ходе занятия решение всех учебных задач; следить за точным выполнением требований настоящих Рекомендаций и не допускать изменений условий и порядка выполнения упражнений в сторону упрощения; обладать высокой личной физической и специальной подготовкой; создавать при обучении условия, приближенные к реальной обстановке; напоминать обучаемым перед каждым занятием о необходимости строгого соблюдения мер безопасности при выполнении упражнений, не допускать переутомления личного состава. В первой части плана проведения занятия излагаются тема, учебные цели и задачи учебно-тренировочного занятия, дается перечень учебных вопросов, указываются время и место проведения, состав подразделения (обучаемых) и форма одежды, дается перечень руководств и пособий, приводится расчет материального обеспечения (материальные средства каждый раз определяются потребностями того или иного занятия). Во второй части плана раскрывается ход занятия с обозначением его этапов: вводная, подготовительная, основная и заключительная части. Во вводной части раскрываются методы и методические приемы: построения группы, расчета, приема рапорта; проверки готовности учебной группы и состояния мест проведения занятия; доведения до обучаемых содержания целей, задач, учебных вопросов занятия и очередности их изучения; проверки знания вопросов темы, уставных положений, правил охраны труда, умения работать с пожарной техникой. Структура подготовительной части плана проведения занятия предусматривает упорядоченное описание общеразвивающих физических и специальных упражнений, обеспечивающих повышение работоспособности обучаемых, подготовку их двигательного аппарата к работе в основной части занятия, развитие и усовершенствование таких качеств, как быстрота, ловкость, сила, гибкость, решительность и др. Специальные упражнения выполняются после физических.     используемый материал с сайта http://mchsnik.ru
3. Заключительная часть Строю личный состав, выставляю оценки.

Пособия и оборудование, используемые на занятии: методический план.

Руководитель занятия _______________________ __________________

(Ф.И.О.) (дата, подпись )

«___»____________20___г.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

studopedia.ru

Тема № 1 (Введение в курс ПСП)

Пожарно-строевая подготовка является основным предметом обучения личного состава команд приёмам и способам работы с пожарной техникой. Она направлена на достижение эффективной индивидуальной подготовки личного состава и боевой готовности (боевой слаженности) отделений, дежурных смен и караулов, высокого уровня развития физических, волевых и специальных качеств, обеспечивающих успешное выполнение задач в условиях ведения боевых действий на пожаре.

Пожарно-строевая подготовка личного состава должна осуществляться на протяжении всего года. Пожарно-строевая подготовка - включает организацию и планирование процесса обучения составление тематического плана, расписания занятий, перечня отрабатываемых нормативов, плана проведения учебного занятия); проведение учебных и инструкторско-методических занятий; контроль успеваемости и оценку знаний, умений и навыков; повышение педагогической и профессиональной компетентности руководителей занятий; контроль процесса обучения.

Педагогическая и профессиональная компетентность предполагает твердое знание лицами, выступающими в роли руководителей занятий, процесса обучения, сущности предмета пожарно-строевой подготовки и смежных с ним специальных дисциплин, обладание определенными методическими навыками, личной специальной прикладной и физической подготовленностью.

Специальные прикладные упражнения - основное средство пожарно-строевой подготовки они представляют собой различные оптимальные движения, приемы и действия с пожарной техникой, используемые для формирования и совершенствования специальных навыков и физического развития личного состава. Перечень упражнении, которые и меняются в обучении личного состава, определяется настоящим Наставлением.

Командиры подразделений обязаны: создавать необходимые условия для своевременного и качественного обучения личного состава, рассматривая это как одну из главных служебных обязанностей; обеспечивать высокую профессиональную и методическую подготовку руководителей подразделений, должностных лиц, ответственных за обеспечение и проведение занятий; осуществлять постоянное совершенствование и развитие учебной материально-технической базы, позволяющей создавать реальную обстановку и проводить с личным составом комплексные занятия по всем разделам настоящего Наставления; обеспечивать действенное методическое руководство обучением; уделять особое внимание соблюдению безопасных условий обучения личного состава;

учитывать при организации обучения и проведении занятий специфику выполняемых оперативно-служебных задач, пожарную технику, уровень подготовленности личного состава, наличие и состояние учебно-материальной базы, требования охраны труда.

Командиры всех степеней несут персональную ответственность за организацию непрерывного обучения личного состава, поддержание его высокого профессионального мастерства, развитие высокого уровня физических, волевых и специальных качеств.

К формам пожарно-строевой подготовки относятся теоретические занятия, практические занятия, различные виды внеклассной работы.

Теоретические занятия - изучение, положений темы, физических основ и принципов работы пожарной техники.

В группу практических занятий входят такие формы обучения как учебно-тренировочные занятия, контрольно-проверочные занятия, показные занятия, занятия в теплодымокамере, занятия на огневой полосе психологической подготовки, занятия в спортивном манеже, занятия на полигоне (объекте). Они проводятся с целью поддержания и совершенствования общих и специальных навыков, слаженности отделений, дежурных смен, решения общих и специальных задач физической и психологической подготовки.

Группу других видов занятий входят различные состязательные формы совершенствования профессиональных навыков, физических и психологических качеств (конкурсы, соревнования, отработка нормативов, сдача зачетов). Для этих форм обучения используются преимущественно часы спортивно-массовой и культурно-досуговой работы, спортивных мероприятий и самостоятельной подготовки.

Методы обучения - это обусловленная принципами обучения система правил педагогического взаимодействия, руководствуясь которыми руководитель занятия и обучаемый выбирают приемы и способы конкретных действий, ведущих к овладению наиболее целесообразными двигательными действиями, навыками, умениями, выработке высоких морально-психологических и физических качеств, обеспечению слаженности отделений, дежурных смен, караулов.

Отдельные элементы, из которых складывается метод, называются приемами обучения.

В практике пожарно-строевой подготовки наиболее часто используются следующие методы практического обучения: информационно - сообщающие методы (устное изложение, беседа, команды); методы формирования навыков и умений (объяснение, демонстрация, упражнения); методы закрепления и совершенствования навыков и умений (повторение упражнений, тренировка, соревнования, самостоятельная работа); методы проверки и оценки знаний, навыков и умений (наблюдение, практические контрольные задания);

инструктивный метод

Последовательность обучения выполнения упражнения (прием, действие) условно можно разделить на три тесно связанные между собой этапа: создание предварительного представления об упражнении, разучивание упражнения,

закрепление и совершенствование двигательных навыков.

Для создания предварительного представления об упражнении руководитель занятия: знакомит личный состав с названием упражнения и его элементами в соответствии с принятой терминологией; показывает наглядные пособия с двигательным упражнением; демонстрирует приемы и технику их выполнения; объясняет последовательность выполнения приемов и их технику; разъясняет безопасные условия выполнения упражнений и их элементов; разрешает пробные попытки; информирует обучаемых о допущенных ими технических ошибках; разрешает очередные попытки;

Разучивание упражнения производится с целью овладения личным составом техникой выполнения упражнения и формирования у него новых двигательных навыков. Приемы и способы выполнения упражнений разучивают в условиях практических занятий. В зависимости от подготовленности личного состава и сложности упражнения разучивание проводится в целом или по частям.

При разучивании приемов в целом двигательная задача решается целостным способом, основные части и элементы приема воспринимаются в общем, виде. Целостный метод применяется, как правило, для разучивания простых упражнений или когда сложное действие трудно или нецелесообразно разделять на части.

Разучивание упражнений по частям обладает методическим преимуществом. Этот способ применяется в том случае, если упражнение состоит из разнородных по характеру частей и элементов, объединенных только общей тактико-технической задачей, а структура позволяет, расчленить его на отдельные части. После освоения по частям упражнение выполняется в целом.

Задача третьего этапа обучения - добиться стабилизации приемов и способов выполнения упражнения, сделать их доступными для личного состава в условиях ведения боевых действий на пожаре.

Под стабилизацией приемов и способов понимается умение выполнять упражнение каждый раз или совершенно одинаково, или в рамках допустимых отклонений. После того, как освоенное упражнение будет закреплено в стандартных условиях, постепенно переходят к совершенствованию упражнения, для чего выполняют его в условиях тренировки или с применением ряда методических приемов, например, многократного повторения, включения различных комбинаций двигательных действий, выполнения в непривычных условиях или на снарядах и учебных объектах различного качества, оценка качества и учет времени выполнения и др.

Контролю и исправлению ошибок - руководитель занятия должен уделять постоянное внимание. В случае обнаружения ошибок вначале исправляются главные, исходные, а затем второстепенные, незначительные ошибки, пользуясь при этом объяснением, показом, наглядными пособиями и др. Применение мер предупреждающих травмы и обеспечивающих безопасные условия выполнения упражнений, является обязательным для руководителя занятий и обучаемых.

Тщательная разминка, подбор упражнений, соответствующих возможностям обучаемых, правильная методика обучения, соблюдение нормального физиологического и гигиенического режима занятий - важнейшие условия пожарно-строевой подготовки.

При обучении упражнению (приему, действию) место построения обучаемых и установки (укладки) пожарной техники определяется руководителем занятий. При выполнении индивидуальных и групповых упражнений, связанных со снятием и (или) установкой пожарной техники, исходным положением для обучаемых является нахождение их у оси заднего колеса с правой (левой) стороны пожарного автомобиля, если иное не оговорено настоящим Наставлением.

Учебное занятие (урок), носящее учебно-тренировочный характер, является основной формой организации обучения личного состава. Под структурой занятия следует понимать функциональную внутреннюю взаимосвязь основных компонентов и элементов учебного занятия, их целенаправленную. упорядоченность, взаимодействие и соответствующий этому порядок чередования 'физических и профессионально-прикладных упражнений.

Структура занятия должна обеспечить условия для: целесообразного взаимодействия руководителя занятия и обучаемых в соответствии с принципами обучения; усвоения обучаемыми программного материала, формирования у них прочных навыков и умений; максимальной активизации мыслительной деятельности обучаемых при выполнении упражнений и самостоятельной работы; развития их интеллектуальных способностей, физических и психологических качеств; систематической и органической взаимосвязи - индивидуального обучения с обучением в составе разных групп.

Для учебного занятия по пожарно-строевой подготовке характерно наличие четырёх частей: вводной, подготовительной, основной, заключительной. Вводная часть предусматривает подготовку учебной группы к решению задач подготовительной и основной частей занятия.

Подготовительная часть занятия проводится с целью подготовки обучаемых к выполнению задач основной части занятия с помощью общеразвивающих и специальных упражнений. В завершающей фазе подготовительной части обучаемые готовят материально-техническое обеспечение занятия, занимают соответствующие учебные места.

Основная часть представляет собой методическую подструктуру (как система приемов), элементами которой будут различные виды деятельности руководителя занятий и обучаемых. Число элементов в ней, их функциональное назначение и последовательность определяется руководителем занятия в соответствии с тематическим планом и программой обучения. Упражнения, которыми овладевают обучаемые, должны соответствовать уровню развития их специальных и физических качеств и условиям обучения.

В основной части занятия решаются основные его задачи: развитие психологических и физических качеств обучаемых; совершенствования новых двигательных навыков, приемов и способов работы с пожарной техникой; овладение приемами и способами работы с пожарной техникой в составе группы

На основную часть занятия, как правило, отводится большая часть времени учебного занятия, эффективность занятия определяется успехом или неудачей именно этой главной частью занятия

Заключительная часть предусматривается с целью активизации восстановительных процессов в организме обучаемых, приведения в порядок учебных объектов и заканчивается построением для подведения итогов и постановки задач для самостоятельной работы.

  • В данный момент 2.44/5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Оценка: 2.4/5 (9 голосов )

nachkar.ru

проведения занятий по дисциплине пожарно-строевая и тактико-специальная подготовка с личным составом дежурных караулов ____ ПСЧ

Работа с ручным аварийно-спасательным оборудованием и инструментом. Инструмент ручной аварийно-спасательный Инструмент ручной аварийно-спасательный (ИРАС) предназначен для выполнения операций, связанных с деформацией и разрушением элементов конструкций транспортных средств, поврежденных при дорожно-транспортных происшествиях, а также строительных и других конструкций, поврежденных вследствие аварии или стихийного бедствия, с целью расширения доступа к пострадавшим, ускорения освобождения проезжей части дорог.     Общее устройство ИРАС а - многоцелевая головка; б - вскрыватель; 1 - рубящая часть; 2 - трехгранное острие - кайло; 3 - изогнутый шип; 4 - рефление; 5 - отверстия; 6 - фиксатор; 7 - опорная труба с рукояткой; 8 - основание опорной трубы; 9 - буртик ножа вскрывателя со штангой; 10 - нож вскрывателя; 11 - продольный паз с режущей кромкой; 12 - зубчатый край   Кайло предназначено для пробивки отверстий в листовой стали, разбивания стекла, острая кромка - для разрывания брезента, кромок. Рубящая часть служит для рубки арматуры, дерева, провода. Изогнутый шип используется для подъема, отодвигания и отжима тяжестей. На внешней стороне шипа имеется рифление, препятствующее проскальзыванию головки на опорной поверхности. В центре головки есть два отверстия, расположенных перпендикулярно друг к другу и служащих для того, чтобы в них вставлять штангу вскрывателя. В головку вставлена опорная труба, на которую напрессована рукоятка. Внутри головки размещен подпружиненный фиксатор. Угол поворота фиксатора 900, при этом оба крайних положения ограничены выступом в отливке, не допускающим произвольного перемещения фиксатора. Нож вскрывателя со штангой служит для обрубки болтов, заклепок, головки штырей, цапф, пальцев петель оконных и дверных. На ноже вскрывателя имеется полузакрытый продольный паз с режущей кромкой, напротив которого в горловине расположен острый зубчатый край. Такая компоновка не допускает проскальзывания ножа вскрывателя при “резке” листового материала. Отлитый на буртике ножа вскрывателя паз служит для захвата кабеля, троса или арматуры, благодаря чему их затем легче перерубить на ровной плоскости ножа вскрывателя. При проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ необходимо соблюдать следующие меры безопасности: инструмент должен находиться в исправном состоянии; на месте работ должны быть обеспечены условия, исключающие травмирование людей; запрещается использовать топор в развернутом состоянии, как рубящий инструмент; запрещается работать под грузом, приподнятом инструментом, без дополнительных упоров; при выполнении операции по заглублению вскрывателя, резким движением предварительно раздвинутого инструмента, необходимо обе руки расположить на рукоятке топора; запрещается работать с электропроводкой (кабелями) под напряжением без принятых специальных мер безопасности. Использование ИРАСа позволяет: проводить пробивку, выбивание, разрывание, разрезание, разрубку и отжим материалов; использовать инструмент в качестве якоря; вскрывать двери; буксировать, перемещать и поднимать грузы; использовать инструмент как опору; гнуть профильный металл и сплющивать трубы; обрубать болты и ослаблять гайки. Для разъединения инструмента на две самостоятельные части необходимо: взять инструмент правой рукой за опорную трубу так, чтобы многоцелевая головка была справа, а вскрыватель был направлен влево от спасателя и повернуть фиксатор на 90о по часовой стрелке;
 
 

Освобождение фиксатора при выдвижении фиксатора

 
 

Выдвижение вскрывателя

 
 

Выдвижение вскрывателя и поворот его на 900

 
 

Инструмент, разъединенный на две части

Инструмент используется для

• пробивки,

• выбивания,

• разрезания,

• разрубки и

• отжима материалов.

Пробивку тонких металлических листов производят кайлом режущей частью многоцелевой головки, лезвием вскрывателя с использованием многоцелевой головки как ударного инструмента.

При использовании кайла или режущей части многоцелевой головки необходимо:

взять инструмент двумя руками за опорную трубу (при этом ИРАС может быть как в собраном виде, так и в разъединенном);

 
 

Пробивка жести кайлом

 
 

Пробивка режущей частью головки

При пробивке материала лезвием вскрывателя с использованием многоцелевой головки как ударного инструмента необходимо: повернуть фиксатор вскрывателя на 90о;

левой рукой взяться за вскрыватель так, чтобы рука была за выступом основания вскрывателя;

установить лезвие ножа вскрывателя на разрубаемую поверхность; правой рукой взяться за рукоять опорной трубы и выдвинуть многоцелевую головку по штанге вскрывателя как по направляющей;

резким движением нанести удар опорной трубой по основанию вскрывателя

 
 

При выбивании армированного стекла необходимо: надеть защитные очки;

инструмент взять одной или двумя руками за рукоять опорной трубы; нанести удар трехугольным острием кайла по пробиваемому материалу

 
 

Выбивание армированного стекла кайлом

Разрывание текстильных покрытий

Разрезание металлических листов производят вскрывателем или инструментом в сборе.

При работе вскрывателем необходимо:

разъединить инструмент как выше указано;

нанести удар кайлом многоцелевой головки по материалу;

многоцелевую головку отложить в сторону;

вставить лезвие вскрывателя в образовавшееся отверстие так, чтобы нож вскрывателя был в теле материала, а зубчатый край - наверху; взяться двумя руками за штангу вскрывателя;

движением штанги вскрывателя вверх и от себя, произвести разрезание металла режущей кромкой

 
 

Разрезание металла вскрывателем

При использовании инструмента в сборе необходимо:

взять инструмент двумя руками и нанести удар кайлом многоцелевой головки по материалу;

вставить лезвие вскрывателя в образовавшееся отверстие так, чтобы нож вскрывателя был в теле материала, а зубчатый край - наверху; повернуть фиксатор вскрывателя на 90о ;

взяться обеими руками за рукоять опорной трубы и выдвинуть многоцелевую головку по штанге вскрывателя, как по направляющей до упора;

движением многоцелевой головки вверх и от себя, произвести разрезание металла режущей кромкой

 
 

Разрезание металла инструментом в сборе

При рубке досок кайлом необходимо: взять инструмент двумя руками;

нанести несколько ударов кайлом по разрубаемому материалу

 
 

При рубке шлангов, кабелей, арматуры, тросов: разъединить инструмент в соответствии с вышеуказанным: установить разрубаемый материал на твердое основание или вставить арматуру (кабель, трос) в паз буртика вскрывателя;

взять одной (двумя) рукой многоцелевую головку за рукоять опорной трубы; нанести удар режущей кромкой многоцелевой головки по разрубаемому материалу

       
   
 
 

Рубка звеньев цепи, арматуры, проводов

Для отжатия досокеобходимо: разъединить инструмент как указано выше;

вставить штангу вскрывателя в отверстие многоцелевой головки так, чтобы она была перпендикулярна опорной трубе;

левой рукой взяться за рукоять опорной трубы, а правой - за штангу вскрывателя и отжать доску

 
 

Для выполнения отжима после рубки необходимо:

взять инструмент двумя руками за рукоять опорной трубы многоцелевой головки;

рубящую часть многоцелевой головки вставить в тело, разрубленного материала;

с усилием отжать материал движением инструмента вправо (влево)

Для использования инструмента как якоря в мягком грунте необходимо: разъединить инструмент;

вставить вскрыватель штангой в отверстие многоцелевой головки и вбить штангу в грунт;

завязать веревку за вскрыватель в сторону, в которую направлена рукоять опорной трубы многоцелевой головки

 
 

При использовании многоцелевой головки как якоря необходимо: разъединить инструмент; взять двумя руками многоцелевую головку за рукоять опорной трубы; нанести удар кайлом или рубящей частью многоцелевой головки по дереву; закрепить петлю веревки за рубящую часть или за основание рукояти опорной трубы

 
 

При использовании вскрывателя как якоря в щели железобетонных перекрытий и т.п. необходимо: разъединить инструмент; вставить вскрыватель штангой вверх в щель; карабин транспортного пояса закрепить на штанге вскрывателя

Для выбивания штифтов петель двери режущей частью вскрывателя необходимо:

взять инструмент обеими руками так, чтобы левая рука была за выступами основания вскрывателя; установить инструмент режущей частью вскрывателя на головку штифта: повернуть фиксатор на 900 и выдвинуть многоцелевую головку по штанге вскрывателя, как по направляющей; правой рукой, держась за ручку опорной трубы, нанести несколько ударов по основанию вскрывателя.

Выбивка штифтов

При буксировке груза удлиненным инструментом необходимо: взять инструмент двумя руками за опорную трубу и нанести удар трехугольным острием кайла по грузу;

повернуть фиксатор на 900;

выдвинуть вскрыватель из опорной трубы многоцелевой головки; взять вскрыватель в правую (левую) руку и буксировать груз

При буксировке металлического листа вскрывателем необходимо:

разъединить инструмент;

взять за штангу вскрыватель правой рукой;

установить вскрыватель так, чтобы металлический лист оказался между зубчатым краем и ножом вскрывателя;

повернуть вскрыватель влево или вправо, по оси штанги вскрывателя, до упора зубчатого края и ножа в лист, буксировать металлический лист

 
 

Для перемещения груза с помощью транспортного пояса необходимо:

а) разъединить инструмент;

взять правой рукой за опорную трубу, а левой - за вскрыватель; вставить штангу вскрывателя в отверстие многоцелевой головки, параллельно режущей кромке и кайлу;

закрепить один конец транспортного пояса за груз, а другой - за неподвижную опору;

поместить транспортный пояс между режущей кромкой многоцелевой головки и штангой вскрывателя;

вращая опорную трубу вокруг оси штанги вскрывателя, перемещать груз

Для поднятия груза и фиксации его в приподнятом положении необходимо:

повернуть фиксатор на 900;

вставить вскрыватель под кромку груза;

правой рукой взяться за многоцелевую головку, а левой - за опорную трубу, выдвинуть многоцелевую головку по штанге вскрывателя, как по направляющей;

нанести удар многоцелевой головкой по основанию вскрывателя и забить нож вскрывателя под груз

разъединить инструмент;

держать обеими руками за опорную трубу, поместить изогнутый шип многоцелевой головки в образовавщуюся щель;

наступив ногой на опорную трубу, приподнять груз и зафиксировать его

 
 

Для использования инструмента в качестве опоры необходимо:

а) вставить штангу вскрывателя в отверстие многоцелевой головки, перпендикулярно режущей кромке и кайлу;

поставить инструмент так, чтобы нож вскрывателя и опорная труба упиралась в грунт, а многоцелевая головка и штанга вскрывателя - в конструкцию

б) вставить штангу вскрывателя в отверстие многоцелевой головки перпендикулярно режущей кромке и кайлу;

поставить инструмент так, чтобы многоцелевая головка упиралась в землю, а опорная труба - в конструкцию, при этом вскрыватель должен обеспечивать устойчивость опоры

 
 

Для обрубки болтов необходимо: повернуть фиксатор вскрывателя на 900;

левой рукой взяться за вскрыватель так, чтобы рука была за выступом основания вскрывателя;

установить край ножа вскрывателя у основания болта;

правой рукой взяться за рукоять опорной трубы и выдвинуть многоцелевую головку по штанге вскрывателя, как по направляющей;

резким движением нанести удар опорной трубой по основанию вскрывателя и обрубить болт

 
 

Для ослабления гаек необходимо: повернуть фиксатор вскрывателя на 900;

левой рукой взяться за вскрыватель так, чтобы рука была за выступом основания вскрывателя;

установить острый зубчатый край вскрывателя на грань гайки; правой рукой взяться за рукоять опорной трубы и выдвинуть многоцелевую головку по штанге вскрывателя, как по направляющей;

резким движением нанести удар опорной трубой по основанию вскрывателя и ослабить гайку

 
 

Готовность к работе обеспечивается правилами технического обслуживания и хранения ручного аварийно-спасательного инструмента.

После работы инструмент необходимо сразу же вычистить, высушить и уложить на хранение в помещение с влажностью не более 90%.

Для заточки инструмента могут быть использованы повсеместно применяемые методы и средства для заточки ручных инструментов. Угол заточки кайла - 900 режущей кромки кайла - 400, острой кромки рубящей части - 800, лезвия ножа вскрывателя - 700

используемый материал с сайта http://mchsnik.ru


Смотрите также

Основные разделы
Задачи огнезащиты
Огнезащитные покрытия
Огнезащитные материалы
Огнезащитные предосторожности
Содержание, карта сайта.