Page 2
Page 3

studme.org

Основные направления деятельности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в образовательных учреждениях

xn------5cdabpnn3clplkte7at4a7e.xn--p1ai

11.6. Противопожарная профилактика в ОУ

11.6. Противопожарная профилактика в ОУ

Все ОУ должны быть оснащены установками автоматической пожарной сигнализации, автоматического пожаротушения, дымоудаления.

Противопожарная профилактика включает следующие мероприятия:

устранение непосредственных или возможных причин пожаров (правильный и рациональный монтаж электрооборудования, отопления, запрещение пользования открытым огнем и курения в пожароопасных помещениях, запрещение хранения в необоснованных количествах горючих материалов и т. п.);

ограничение распространения возникшего пожара (сооружение противопожарных стен, преград, противопожарные занавеси, водяные завесы, местные преграды и т. д.);

создание безопасных условий для вынужденной эвакуации людей из здания (устройство эвакуационных путей и выходов, обеспечение свободного передвижения к ним, отсутствие решеток на окнах и т. п.);

обеспечение условий для тушения возможного огня (наличие подъездных путей и проходов к зданиям, наличие действующего пожарного водопровода, гидрантов, исправность наружных пожарных лестниц и изгородей на крыше и т. п.).

Ответственность за пожарную безопасность возлагается на руководителей ОУ. Руководители ОУ обязаны назначить должностных лиц, ответственных за пожарную безопасность отдельных объектов. В обязанности руководителей организаций входит:

организация пожарной охраны объекта;

организация обучения работников правилам пожарной безопасности;

разработка перспективных планов внедрения систем пожаротушения и мероприятий по повышению уровня пожарной безопасности предприятия;

разработка инструкций о порядке работы с пожароопасными веществами и материалами, а также инструкций о соблюдении противопожарного режима и о действиях людей при возникшем пожаре и др.;

применение средств наглядной агитации по обеспечению пожарной безопасности и т. п.

В помощь пожарной охране на предприятиях и в ОУ организуются добровольные пожарные дружины и пожарно-технические комиссии.

Все ОУ, должны располагать необходимыми первичными средствами пожаротушения и инвентарем.

Чтобы уменьшить вредное действие ОФП и скорость распространения огня, специалисты рекомендуют:

целенаправленно осуществлять замену оборудования и мебели, выполненных из горючих материалов, на их аналоги из негорючих (или менее горючих) материалов;

деревянные перегородки, полы пропитывать специальной огнезащитной жидкостью, покрывать или заменять плиткой. В первую очередь на кухне, на складе, в местах, где курят, где много электропроводки, приборов и иных опасных материалов;

деревянные перекрытия и конструкции чердака обмазывать глиной.

Необходимо также учитывать, что мебель и перегородки из ДСП и металлических рам горят намного медленнее дорогой лакированной мебели из цельного дерева. Шерстяные и войлочные ковры безопаснее синтетических. Чем легче и меньше шторы, тем легче их сорвать и затоптать при возгорании. Есть шторы и жалюзи из менее горючих материалов. Особенно важно заменить старую проводку, скрыть ее в защитных кожухах, обеспечить однородность металла в соединениях, поставить исправные предохранители (пробки). Сегодня уже нет проблем с установкой недорогой и надежной охранно-пожарной сигнализации отечественного производства. Важно уметь правильно реагировать на ее срабатывание.

В ППБ 01–03 приведены следующие требования пожарной безопасности к территориям:

не разводить костры;

не использовать открытый огонь;

курить только в отведенных местах;

не ставить автомобили ближе 15 м от здания, так как они могут мешать подъезду пожарной техники.

По окончании рабочего дня необходимо проводить осмотр помещения. При осмотре следует особо обращать внимание на выполнение следующих требований:

в помещениях произведена уборка;

корзины для сбора мусора должны быть пусты;

все электроприборы должны быть обесточены (штепсельные вилки вынуты из розеток);

окна и форточки должны быть плотно закрыты;

проходы и пространство у выходов из помещений должны быть свободны;

электроосвещение должно быть отключено;

входные двери должны быть закрыты на ключ;

автоматическая сигнализация должна быть включена и исправна;

первичные средства пожаротушения должны находиться в специально отведенных для них местах, доступ к ним должен быть свободен.

С целью предупреждения пожара в помещениях запрещается:

пользоваться нагревательными электроприборами для отопления помещений;

пользоваться электроприборами (электрочайниками, электрообогревателями и т. п.), потребляемая мощность которых превышает допустимую потребляемую мощность электросети;

включать в электросеть одновременно несколько электроприборов, суммарная потребляемая мощность которых превышает допустимую;

оставлять без присмотра по окончании рабочего дня любые электроприборы и устройства, находящиеся под напряжением;

включать электроприборы без стандартных штепсельных подключающих устройств;

пользоваться неисправными выключателями, розетками и штепсельными вилками (с разбитыми корпусами, обгоревшими и закопченными контактами, с незакрепленными искрящими и нагревающимися в месте контакта проводами);

производить монтаж и перемонтаж электросетей без соблюдения требований ПУЭ. Эти работы должны выполняться специалистами, имеющими допуск к работе с устройствами, находящимися под напряжением;

подключать к электросети неисправные электроприборы;

использовать для защиты электросети некалиброванные плавкие вставки или автоматические выключатели, ток срабатывания которых превышает максимально допустимое для данной электросети значение;

курить в рабочих кабинетах, учебных классах, туалетах, коридорах, производственных и складских помещениях, на лестницах, в учебных корпусах, на балконах общежитий; курение разрешается только в специально отведенных помещениях;

бросать на пол, в урны и мусоросборники непогашенные сигареты и спички;

приносить, хранить и использовать горючие и легковоспламеняющиеся жидкости, огнеопасные предметы и материалы, горючие газы;

хранить емкости с горючими, легковоспламеняющимися жидкостями, баллоны с горючими газами, горючие предметы на путях эвакуации (в коридорах, на лестничных клетках, в вестибюле, в тамбурах эвакуационных выходов), а также в подвалах, на чердаках, в технических помещениях (электрощитовых, вентиляционных камерах и т. п.);

загромождать мебелью, материалами и оборудованием пути эвакуации (коридоры, лестничные клетки, вестибюли, тамбуры эвакуационных выходов из здания), доступ к первичным средствам пожаротушения, электрораспределительным щитам и отключающим устройствам;

закрывать на трудно открываемые запоры двери эвакуационных выходов в период нахождения людей в здании;

использовать имеющиеся средства пожаротушения не по прямому назначению.

О пожарной безопасности на праздниках и иных массовых мероприятиях

Многочисленные трагические события последних лет показывают, что далеко не всегда организаторы праздников и зрелищных мероприятий задумываются о мерах по предупреждению опасных происшествий.

Любой конкурс, концерт, дискотека, экскурсия должны иметь четкую программу. Например, при подготовке выпускного вечера или иного мероприятия рекомендуется определить: время начала и окончания, последовательность событий, количество участников и обеспечивающего персонала, необходимых предметов, продуктов, способы развлечений, порядок завершения работы, а также резервы на случай, если события выйдут за рамки программы.

В Новый год и на Рождество опасные происшествия часто связаны с елкой и соответствующими аксессуарами. Поэтому елку ставят устойчиво, лучше всего в ведро (бочонок) с мокрым песком, чтобы ветви не касались стен, потолка, занавесок и электроприборов. Обязательно иметь поблизости ведро с водой, песок, шерстяное одеяло или ковер (не синтетические), огнетушитель. Нельзя обкладывать дерево ватой без обработки огнезащитным составом.

Не зажигайте на елке свечи и фейерверки, не пользуйтесь рядом с ней хлопушками и петардами, не устраивайте другие пожароопасные эффекты. Хлопушки, бенгальские огни, фейерверк и свечи зажигайте только вдали от елки, занавесей, других горючих предметов, а также от детей, одетых в новогодние костюмы из марли и ваты. Костюмы также следует пропитать огнезащитным составом.

Любые пиротехнические изделия сами по себе представляют опасность. Медики и пожарные ведут страшную статистику травм и увечий, полученных детьми и взрослыми при использовании петард и другой пиротехники. Пожары от неправильного применения пиротехнических изделий уносят жизни сотен людей.

Не украшайте елку целлулоидными, бумажными игрушками, марлей и ватой без пропитки их огнезащитным составом. Опасным может стать серебристый дождь из алюминиевой фольги: он способен замкнуть электрогирлянду. Гирлянды заводского изготовления безопаснее самодельных.

Выходя из комнаты (зала), выключайте иллюминацию на елке. При использовании электрической осветительной сети без понижающего трансформатора на елке могут применяться гирлянды только с последовательным включением лампочек напряжением до 12 В. Мощность лампочек не должна превышать 25 Вт. Обнаружив неисправности в иллюминации (нагрев проводов, мигание лампочек, искрение), немедленно обесточьте ее.

При загорании электрогирлянды выдерните вилку из розетки, повалите елку на пол, чтобы пламя не поднималось вверх (могут загореться обои и шторы), накиньте на елку тяжелые одеяла, залейте водой. Синтетическая елка горит, выделяя отравляющие вещества, расплавленные полимеры разбрасывают искры, поэтому не прикасайтесь к горящей елке руками.

Для проведения массовых мероприятий допускается использовать только помещения с не менее чем двумя эвакуационными выходами, без решеток на окнах. Ответственные за мероприятие обязаны не допускать заполнения помещений людьми сверх установленной нормы. При проведении мероприятий на сцене и в помещениях для зрителей должно быть организовано дежурство ответственных лиц, членов добровольной пожарной дружины или работников пожарной охраны организации (ОУ).

Обращайте особое внимание на учащихся младших классов. Не разрешайте им играть со спичками, петардами, самостоятельно включать электроприборы. Храните в недоступном для них месте опасные вещества и предметы. Неиспользуемые электрические розетки снабдите специальными заглушками. Любознательные дети любят засовывать в розетки шпильки, скрепки, ножницы и другие вещи. Необходимо спрятать все электропровода так, чтобы малышам было трудно до них добраться.

Не оставляйте учащихся одних в помещении, где находятся газовые приборы, телевизоры, электронагревательные устройства и т. д., независимо от того, включены они или нет.

Знаки пожарной безопасности

В ОУ необходимо использовать знаки безопасности, соответствующие требованиям ГОСТ Р12.4.026-2001. К ним относятся:

указательные знаки для средств защиты (квадрат или прямоугольник красного цвета): «Направляющая стрелка», «Пожарный кран», «Пожарная лестница», «Огнетушитель», «Телефон для пользования при пожаре», «Пожарный водоисточник», «Пожарный сухотрубный стояк», «Пожарный гидрант», «Кнопка включения установок пожарной автоматики», «Звуковой оповещатель»;

запрещающие знаки (белый круг с красной каймой и диагональной полосой красного цвета): «Запрещается курить», «Запрещается пользоваться открытым огнем», «Запрещается тушить водой», «Запрещается загромождать проходы»;

предупреждающие знаки (желтый треугольник с черной каймой): «Пожароопасно. Легковоспламеняющиеся вещества», «Взрывоопасно», «Пожароопасно. Окислитель»;

указательные знаки для целей эвакуации (квадрат или прямоугольник зеленого цвета). Они устанавливаются в положениях, соответствующих направлению движения к эвакуационному выходу. Обычно это изображения направляющих стрелок и поясняющих надписей. Из-за отсутствия таких знаков человек может не найти эвакуационного выхода, что может привести к печальным последствиям;

предписывающие знаки (круг синего цвета) с изображениями:

противогаза (защитить дыхание);

сигареты (курить здесь);

электророзетки (отключить) и иные с поясняющей надписью белого цвета или без нее.

Противопожарные инструктажи

Согласно Правилам пожарной безопасности все работники организаций должны допускаться к работе только после прохождения противопожарного инструктажа, а при изменении специфики работы проходить дополнительное обучение по предупреждению и тушению возможных пожаров в порядке, установленном руководителем организации (ОУ).

Для изучения правил пожарной безопасности все работники ОУ должны проходить противопожарный инструктаж: вводный, первичный и повторный (см. также раздел 11.2).

При проведении вводного инструктажа инструктируемые должны быть ознакомлены со следующими темами:

общие меры пожарной безопасности;

возможные причины возникновения пожаров и меры по их предотвращению;

практические действия в случае возникновения пожара.

Вводный инструктаж допускается проводить одновременно с инструктажем по охране труда. О проведении вводного противопожарного инструктажа и проверке знаний производится запись в журнале регистрации вводного инструктажа с обязательными подписями инструктировавшего и инструктируемого.

Первичный инструктаж проводится непосредственно на рабочем месте. При этом инструктируемые должны быть ознакомлены:

с планом эвакуации и порядком действий в случае возникновения пожара;

с образцами всех имеющихся в ОУ первичных средств пожаротушения, оповещения людей о пожаре, а также со знаками безопасности, пожарной сигнализации и связи.

Повторный инструктаж все работники должны проходить не реже одного раза в шесть месяцев.

О проведении первичного и повторного инструктажей делается запись в журнале регистрации инструктажей по охране труда.

Проведение противопожарного инструктажа в обязательном порядке должно сопровождаться практическим показом способов использования имеющихся средств пожаротушения.

Последовательность действий персонала ОУ и учащихся при пожаре

Анализ множества происшествий, связанных с поведением ребенка во время пожара, показывает, что их отличает пассивно-оборонительная реакция: вместо того, чтобы покинуть горящее здание или позвать на помощь, ребенок от страха прячется в укромных уголках комнаты. Вместе с тем детям свойственна тяга к огню, и поэтому запреты, как правило, малоэффективны. Наличие огнетушителей, автоматической системы пожарной сигнализации, аварийных выходов и планов эвакуации, исправность телефона – все это может спасти жизни детей в случае беды.

Но не только в техническом отношении все должно быть исправно. Любые знания лучше всего усваиваются в детском возрасте, в том числе и знания противопожарных требований. Привитые с детства навыки умелого обращения с огнем становятся естественными в последующей жизни человека. Поэтому взрослое население должно привить детям навыки осознанного пожаробезопасного поведения, правильных действий в случае возникновения пожара.

Ниже приведен текст памятки, которая была вывешена и роздана сотрудникам в одной из школ; она может быть использована в качестве краткой типовой инструкции по противопожарной безопасности в ОУ.

Последовательность действий при пожаре:

тревога (включение звуковой сигнализации);

вызов пожарной охраны; эвакуация;

сбор всего состава ОУ в отведенном месте;

перекличка (проверка учащихся и персонала).

Тревога. Любой человек – ученик или работник школы – при обнаружении пожара должен без колебаний поднять тревогу. Оповещение о пожарной тревоге голосом, стуком или серией звонков в любой части здания должно служить сигналом для полной эвакуации из здания.

Вызов пожарной охраны. О любом возникновении дыма, огня, даже самого небольшого, или же о подозрении на пожар нужно немедленно сообщить пожарной охране по телефону «01». Дублирование вызова пожарной охраны осуществляет дежурный администратор или классный руководитель, который должен доложить о том, что пожарная охрана вызвана, директору школы (дежурному администратору).

Эвакуация. Услышав сигнал тревоги, ученики в сопровождении учителя покидают кабинеты цепочкой по одному и идут по маршруту эвакуации к сборному пункту. Классы идут ровным, размеренным шагом, учитель следует позади с классным журналом; каждому педагогу необходимо закрыть дверь своего кабинета и все остальные двери по пути эвакуации, которыми больше никто не будет пользоваться. Выйдя к лестнице, учащиеся одного класса должны держаться вместе и не бежать толпой, а организованно спускаться по одному только с одной стороны лестницы, оставляя другую сторону лестницы для прохода, не допуская, чтобы отдельные учащиеся или целые классы обгоняли друг друга. Все, кто не присутствует в классе во время сигнала тревоги (например, находится в туалетах, учительской, коридоре и т. п.), должны немедленно идти к месту сбора и присоединиться к своему классу или группе.

Все повара, уборщицы, административный и прочий персонал, услышав тревогу, должны немедленно направиться к месту сбора. Перед этим отключить все приборы.

Сбор. Место сбора – во дворе школы. Придя на место сбора, каждый отдельный класс или группа людей должны занять свое заранее определенное место и находиться там, не расходясь.

Перекличка. По прибытии классов на место сбора немедленно должна быть проведена перекличка по журналам. Каждый учитель, проводивший занятия, должен немедленно сообщить директору о присутствии своего класса в полном составе. Если кто-то отсутствует, персонал должен немедленно начать его поиски. При этом нельзя пропустить ни одного места, куда дети могли бы спрятаться.

Директор школы или лицо, его замещающее, услышав тревогу, должен дать команду на отключение электропитания школы и немедленно проследовать к входу в школу, где он принимает рапорт от всех школьных подразделений. По прибытии пожарной охраны директор школы немедленно информирует о том, все ли люди были безопасно эвакуированы.

Следующая глава

tech.wikireading.ru

Пожарная безопасность в образовательных учреждениях


Пожарная безопасность образовательных учреждений

Пожарная безопасность образовательных учреждений

Одной из основных задач образовательных учреждений является обеспечение безопасных условий ведения учебного процесса.

Защитные мероприятия

Безопасность в учреждениях системы образования зависит от многих факторов, в том числе и от степени износа основных фондов, и от сложных процессов внутри самой системы образования.

Особую опасность для обучающихся и персонала образовательных учреждений представляют чрезвычайные ситуации с быстроразвивающимися поражающими факторами, например пожары, аварии на химически опасных объектах, взрывы. Эта особенность определяет дефицит времени на выполнение защитных мероприятий, которые могут подразделяться на два вида: заблаговременные и оперативные.

Заблаговременно в образовательных учреждениях создается:

  • нормативно-правовая база, т.е. положения, приказы, инструкции, возлагающие на должностных лиц обязанности по обеспечению безопасности людей;

  • оснащение системами оповещения техническими системами обнаружения опасности, а также средствами безопасности;

  • анализ возможных опасностей и обоснование принципов и способов защиты;

  • оценка критического времени экстренной эвакуации;

  • организация обучения учащихся, преподавателей и персонала способам защиты и проведение учений и тренировок в соответствии с требованиями безопасности.

Оперативные мероприятия

Из оперативных мероприятий основным является экстренная эвакуация. При этом следует иметь в виду, что особенностью образовательных учреждений является максимальная концентрация людей на сравнительно малых площадях. Кроме того, возрастные особенности обучающихся определяют дополнительную сложность при обеспечении их безопасности.

Система пожарной безопасности

Как показывают события последних лет, в образовательных учреждениях наиболее вероятной угрозой с тяжкими последствиями является пожар.

Существует целая система обеспечения пожарной безопасности применительно к образовательному учреждению, изложенная в Государственном стандарте «Пожарная безопасность» (ГОСТ 12.1.004-91), Федеральном законе «О пожарной безопасности» (№ 69- ФЗ), а также в «Правилах пожарной безопасности в РФ» (ППБ 01-03). В этих документах определены структура системы пожарной безопасности, требования к ней, обязанности всех уровней власти, должностных лиц и граждан.

В структуру системы пожарной безопасности должны входить подсистема предотвращения пожара и подсистема противопожарной защиты, направленные на:

  • профилактику пожаров;

  • обеспечение пожарной безопасности людей;

  • обеспечение пожарной безопасности материальных ценностей.

Ответственность за состояние пожарной безопасности возлагается на руководителя учреждения образования, который должен издать ряд приказов:

  • «Правила пожарной безопасности в …»;

  • «Об организации пожарной безопасности в …..», где следует максимально предусмотреть ответственность должностных лиц и решение таких вопросов, как организация оповещения, беспрепятственной эвакуации, определение состояния средств первичного пожаротушения, технических систем безопасности, аварийного освещения, порядок действий в случае пожара и т.д.

  • «Об организации проведения пожароопасных работ …»;

  • «О проведении практических тренировок по пожарной безопасности…»;

  • «Об организации мест для курения …».

Подобные приказы доводятся до исполнителей, как правило, под роспись и организуется жесткий контроль их исполнения.

Инструктажи по пожарной безопасности обязательны и должны быть правильно оформлены.

Особое значение для образовательного учреждения имеет установление эффективного противопожарного режима, т.е. правил поведения людей, порядок организации учебного процесса и содержания классов (помещений).

Экстренная эвакуация

Экстренная эвакуация является основным способом безопасности людей на пожаре, планируется заблаговременно, предполагает целый комплекс организационных и технических мер.

Эвакуация — вынужденный процесс движения людей из зоны, где имеется возможность воздействия на них опасных факторов пожара.

Эвакуационный выход — выход, ведущий в безопасную при пожаре зону.

Путь эвакуации — при эвакуации путь, безопасный для людей, ведущий к эвакуационному выходу.

Согласно СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений»:

«При эксплуатации зданий всегда следует учитывать требования к расположению эвакуационных путей и сохранению эвакуационной способности:

  • с каждого этажа и из помещения следует предусматривать не менее двух эвакуационных выходов;

  • при устройстве эвакуационных выходов из двух лестничных клеток через общий вестибюль одна из лестничных клеток кроме выхода в вестибюль должна иметь выход непосредственно наружу;

  • ширина путей эвакуации должна быть не менее 1 м, дверей — не менее 0,8 м, высота прохода — не менее 2 м;

  • двери на путях эвакуации должны открываться по направлению выхода из здания;

  • наружные эвакуационные двери зданий не должны иметь запоров, которые не могут быть открыты изнутри без ключа;

  • двери лестничных клеток, ведущие в общие коридоры, двери лифтовых холлов должны иметь приспособления для самозакрывания и не должны иметь запоров, препятствующих их свободному открыванию изнутри без ключа.

Более подробно требования к путям эвакуации изложены в строительных нормах и правилах (СНиП 2.01.02-85) «Противопожарные нормы».

Данные документы помогут администрации учреждений образования правильно оценить состояние пожарной безопасности и принять соответствующие меры.

Расчет времени эвакуации

При проведении экстренной эвакуации людей существует интегральная характеристика их безопасности — это время эвакуации (tэв). Оно не должно быть больше времени блокирования путей эвакуации опасными факторами пожара (tбл). Для большинства зданий, сооружений и помещений учреждений образования это время рассчитывается с помощью соответствующих методик и может составлять от 4 до 10 мин.

Расчет времени эвакуации может быть представлен как:

tэв = tоб + tоп + tсб + tдв ,

где:

tэв — время эвакуации людей из опасной зоны;

tоб — время обнаружения признаков пожара;

tоп — время оповещения людей о пожаре и необходимости экстренной эвакуации;

tсб — время сбора и подготовки к эвакуации;

tдв — время движения людей до безопасной зоны.

Время tоб определяется комплексом заблаговременных организационно-технических мероприятий: наличие дежурных сил и средств, систем сигнализации, алгоритмов принятия решения о факте пожара и т.д.

Время tоп определяется продолжительностью периода между обнаружением и сообщением о пожаре и зависит от быстроты принятия решения эвакуировать людей, готовности и надежности системы оповещения, других факторов.

Время tc6 зависит в значительной степени от типа системы оповещения о пожаре. Например, если сообщение об опасности передается по связи голосом, то примерно через минуту люди начинают эвакуироваться. Если сообщения о пожаре передаются звонками, тонированными сигналами и т.д., время сбора и подготовки к эвакуации может составлять более 4 мин.

Время tc6 может включать в себя:

  1. Проверку и определение источника надежности или значимости сообщения о пожаре.

  2. Выключение оборудования, сбор документов, материалов, одевание.

  3. Поиск путей эвакуации.

  4. Неверные действия, связанные с некорректной или вводящей в заблуждение информацией.

Время tc6 может быть сокращено благодаря изучению сотрудниками инструкций по действиям в условиях пожара, демаркации путей эвакуации, проведению тренировок и учений.

Таким образом, время перед началом эвакуации определяется целым рядом технических и организационных решений по обеспечению безопасности на пожаре.

Применение индивидуальных средств защиты

Важным моментом, особенно характерным для деятельности учреждений образования, является определение максимально допустимого количества людей в помещениях различного назначения. Количество людей не должно превышать установленного нормами проектирования.

Если же нормы безопасности при строительстве на какое-либо здание не учитывались, то допустимое количество людей определяется расчетом из условия — не менее 0,75 м2 на человека при обеспечении возможности безопасной эвакуации при пожаре.

Чтобы эффективно защитить людей от пожаров в системе образования, необходимо внедрять новые средства и способы обеспечения пожарной безопасности. Решить эту проблему можно с помощью применения индивидуальных средств защиты и спасения.

Анализ совокупности факторов, обусловливающих целесообразность применения индивидуальных средств защиты и спасения, показывает, что необходимо принимать во внимание:

  • недостаточную мобильность людей;

  • плохую ориентацию из-за задымления;

  • большую протяженность и сложность планировки путей эвакуации;

  • недостаточную защищенность путей эвакуации от опасных факторов пожара;

  • задержки в проведении спасательных работ;

  • возможность совершения поджога, когда будут заблокированы пути эвакуации.

От действия продуктов горения во время пожара гибнут до 80% людей. Одним из видов средств индивидуальной защиты, предлагаемых отечественной промышленностью, являются самоспасатели. Данное изделие представляет собой средство защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара в течение определенного времени.

Следует иметь в виду, что любой самоспасатель должен иметь государственный сертификат пожарной безопасности, тогда его применение законно. Часто предлагаются средства, не имеющие подобного сертификата.

Индивидуальные средства защиты и спасения могут использоваться:

  • обслуживающим персоналом для оказания помощи в эвакуации основного числа людей;

  • эвакуирующимися самостоятельно или с помощью обслуживающего персонала;

  • людьми до начала их спасения при невозможности их эвакуации;

  • людьми с помощью пожарных подразделений.

Учитывая данные рекомендации, можно определить конкретные места размещения индивидуальных средств защиты и спасения в зданиях, помещениях обслуживающего персонала, безопасных зонах, в преподавательских и т. д.

При этом применение средств индивидуальной защиты может предусматриваться как на стадии проектирования, так и при разработке компенсирующих мероприятий существующих зданий.

Действия должностных лиц во время пожара

На практике очень часто при возникновении пожара должностные лица учреждений образования допускают неточные и некорректные действия. Правила пожарной безопасности однозначно определяют содержание и приоритет действий руководителей, лиц, ответственных за пожарную безопасность, дежурных служб и т.д.:

  • прибыть к месту пожара и сообщить о его возникновении в пожарную охрану;

  • в случае угрозы жизни людей организовать их спасение;

  • проверить и включить системы противопожарной защиты (оповещения, пожаротушения, дымоудаления и т.д.);

  • при необходимости отключить электроэнергию и другие системы (вентиляции, лифты), т.е. воспрепятствовать дальнейшему развитию пожара;

  • прекратить все виды деятельности в здании;

  • эвакуировать всех учащихся и персонал;

  • организовать (осуществить) общее руководство по тушению пожара до прибытия подразделений пожарной охраны, обеспечив при этом соблюдение мер безопасности;

  • встретить подразделения пожарной охраны и показать им кратчайший путь до очага пожара, местонахождение пожарных гидрантов, водоемов; планировку здания, пути эвакуации и т.д.

Решение многих из перечисленных выше проблем представляет собой систему противопожарной профилактики, т.е. комплекса организационных и технических мероприятий, направленных на предотвращение пожаров, обеспечение безопасности людей и создание условий для успешного тушения пожара.

Обозначенные задачи пожарной профилактики, формализованные в общем виде, и составляют основу пожарной безопасности образовательного учреждения. Их исполнение — прямая обязанность должностных лиц, а также персонала и обучающихся.

infourok.ru

Пожарная безопасность в образовательных учреждениях

Как избежать пожара в школе:

1. Необходимо всему персоналу образовательных учреждений и учащимся соблюдать правила пожарной безопасности.

2. Необходимо следить за тем, чтобы

на территории школы не скапливались различные горючие отходы (мусор, старые парты, столы, стулья, сухие листья и т.д.). При пожаре этот легкогорючий мусор будет способствовать распространению горения на школьные постройки. Иногда после очистки примыкающей к школе территории от опавших сухих листьев их сгребают в кучи. Раньше их сжигали, что вело к пожароопасной ситуации: тлеющие листья ветром могло занести на кровлю здания или в слуховые окна, с образованием очагов горения. В соответствии с законодательством сжигание листвы и мусора запрещено, т.к. помимо создания пожароопасной ситуации это ведет к повышению углекислого газа в воздушной среде, усилению парникового эффекта и глобальному потеплению. (Федеральный Закон № 89 от 24.07.1998 г. «Об отходах производства и потребления).

2. Не менее важно осуществлять контроль за состоянием дорог, проездов и подъездов к школьным зданиям, следить за тем, чтобы они не загромождались автотранспортом, а в зимнее время регулярно очищались от снежных заносов и льда. Делается это для того, чтобы пожарные автомобили имели возможность беспрепятственно проехать на территорию школы.

3. Если пожар принял большие размеры, пожарные используют местные водоисточники: водоемы, пруды, резервуары, водопроводы с сетью пожарных гидрантов. За этими водоисточниками должен быть обеспечен соответствующий досмотр и уход. Необходимо следить, чтобы крышки смотровых колодцев подземных пожарных гидрантов не были засыпаны землей и мусором, покрыты льдом и снегом, а на стене ближайшего строения был указательный знак гидранта с цифрами, обозначающими координаты расположения гидранта относительно строения.

Меры пожарной безопасности в кабинетах физики, химии и производственных мастерских

Из всех школьных помещений наиболее потенциально пожароопасны кабинеты физики, химии и производственные мастерские, так как именно здесь имеются горючие и легковоспламеняющиеся вещества и материалы, газовые горелки, спиртовки, электроплитки и т. п. Классные доски, парты, шкафы, столы располагаются и содержатся с таким расчетом, чтобы проходы между ними, ведущие к эвакуационным выходам из кабинетов, лабораторий, производственных мастерских были свободны.

В школьных столярных и механических мастерских должен строго соблюдаться противопожарный режим. Прежде чем приступить к работе в мастерских, где есть электрооборудование, необходимо изучить инструкции и выполнять установленные правила эксплуатации электрооборудования. Уборку мусора и отходов необходимо проводить после каждого занятия. Запас материалов в мастерской не должен превышать количества, которое требуется для проведения занятий на один день. Нельзя в столярных мастерских сушить заготовки и древесину на печах, окрашивать изделия нитрокрасками.

После занятий следует тщательно убрать помещение, а промасленные тряпки и ветошь собрать в специальный металлический ящик с всегда закрытой плотной крышкой. Во избежание самовозгорания в конце дня содержимое ящика должно удаляться за пределы здания. Преподаватель химии (лаборант) перед началом занятий должен включить вентиляцию; убедиться в наличии и исправности средств пожаротушения. В начале занятий в кабинетах физики и химии учащихся следует проинформировать о пожарной опасности веществ, применяемых для очередных учебных целей. Пользоваться пожароопасными веществами и нагревательными приборами учащимся в отсутствие преподавателя запрещается.

В химических лабораториях загорание может произойти даже без участия человека. Многие из применяемых химических веществ и реактивов обладают пожаро- и взрывоопасными свойствами, являются сильными окислителями, восстановителями или неустойчивыми при хранении веществами.

Требуется соблюдать правила хранения таких веществ и материалов, иначе могут быть нежелательные последствия: взрыв, самовоспламенение и т. п. Опасные при взаимодействии вещества должны храниться раздельно, в соответствующей упаковке и в допустимых количествах. Необходимо следить за тем, чтобы на упаковках всех реактивов имелись четкие этикетки, включающие знаки безопасности.

В лабораториях и других подобных помещениях допускается хранение легковоспламеняющихся жидкостей (ЛВЖ) и горючих жидкостях (ГЖ) в количествах, не превышающих сменную потребность. Доставлять жидкости в помещения следует в закрытой безопасной таре.

Эфиры, спирты, бензин, керосин являются крайне огнеопасными в обращении жидкостями. Воспламенение их паров может произойти от горящей свечи, зажженной спички, случайной искры от обувных набоек, наждака. Поэтому данными жидкостями следует пользоваться крайне осторожно, использовать их в строго ограниченных количествах. Не разрешается учащимся самостоятельно заправлять ими нагревательные приборы.

Запрещается тушение водой ряда веществ и жидкостей (натрий, магний, бензин, керосин), а также электрооборудования, находящегося под напряжением. Поэтому в химических и физических лабораториях, в производственных мастерских должны быть соответствующие средства пожаротушения, например, такие, как порошковый, воздушно-пенный, хладоновый огнетушители, асбестовая кошма, песок. Ответственными за пожарную безопасность таких лабораторий и мастерских должны быть компетентные специалисты.

Соблюдение указанных мер обеспечит нормальные с точки зрения пожарной безопасности условия занятий в химических и физических кабинетах, в производственных мастерских.

Кинопоказ

Для демонстрации учебных фильмов в школах в основном используются видеомагнитофоны и DVD-проигрыватели, но в некоторых школах все еще эксплуатируются киноустановки. Демонстрация фильмов на широкопленочной аппаратуре в зданиях школы может быть разрешена только из киноаппаратной, оборудованной в полном соответствии с требованиями пожарной безопасности.

Следует иметь в виду, что кинопоказ может быть разрешен только в помещениях первого этажа. Исключение составляют помещения, имеющие под зрительным залом негорючие перекрытия и не менее двух выходов. Если помещение не удовлетворяет требованиям пожарной безопасности, проведение в нем киносеансов, спектаклей и вечеров не разрешается.

Показ учебных кинофильмов для школьников в классе разрешается только на узкопленочной аппаратуре. В этом случае присутствовать на просмотре фильма может только один класс, кинопроектор следует устанавливать так, чтобы он находился в противоположной стороне от выхода. Выход из помещения, где производится показ фильма, должен быть наружу, в коридор или на лестничную клетку. В помещении, где проводится показ кинофильма, электропроводка должна соответствовать Правилам устройства электроустановок (ПУЭ). Предназначенные для демонстрации фильмокопии должны храниться в специальных металлических коробках или фильмотеках. В школах, где практикуется показ учебных фильмов, разрешается хранить не более 10 фильмокопий в шкафах, закрытых на замок. Стоять в проходах класса, где идет демонстрация кинофильма, не разрешается.

В зале для кинопоказа стулья в каждом ряду должны быть скреплены между собой.

В классе, в зале во время показа кинофильма, спектакля, проведения праздничного вечера, дискотеки должен обязательно присутствовать преподаватель или воспитатель, который несет ответственность за пожарную безопасность. В это время ни в коем случае нельзя закрывать на замок эвакуационные выходы из помещения.

Порядок эвакуации из образовательных учреждений

В каждой школе разрабатывается и вывешивается на видном месте план эвакуации людей при пожаре. Если в школе возникло загорание необходимо, в первую очередь, вызвать пожарную охрану и быстро организовать эвакуацию всех школьников. Малейшая растерянность, паника могут привести к непоправимым последствиям. В плане эвакуации отражают вопросы оповещения педагогов и учащихся о пожаре, выхода школьников из горящих и находящихся под угрозой распространения горения и дыма помещений, указываются пути эвакуации и эвакуационные выходы. План эвакуации состоит из двух частей – графической и текстовой.

В графической части показывается поэтажная планировка здания. Планы можно упрощать, изображая конструкции в одну линию, исключать небольшие помещения, не связанные с пребыванием людей. Но все эвакуационные выходы и пути эвакуации должны быть обозначены.

Наименование помещений обозначают непосредственно на поэтажных планах, либо все помещения нумеруют и прилагают пояснение к плану. Нумеруют эвакуационные выходы и лестницы. Это позволяет сократить и упростить пояснительную записку к плану эвакуации. Двери на плане эвакуации показывают открытыми. На плане наносят стрелки, указывающие направление движения людских потоков, исходя из наименьшего времени выхода и большей безопасности путей эвакуации.

Пути эвакуации делят на основные, которые обозначают сплошными зелеными линиями со стрелками, и резервные, которые обозначают пунктирными линиями со стрелками.

Практика показывает, что при пожаре не всегда удается вывести людей наружу по лестницам. Нередко люди спасаются, выходя на крышу здания.

Кроме маршрутов движения, обозначают места нахождения ручных пожарных извещателей, огнетушителей, пожарных кранов, других средств противопожарной защиты, телефонов.

Графическую часть плана эвакуации в рамке под стеклом вывешивают на видном месте, обычно при входе на этаж. Текстовая часть плана эвакуации утверждается руководителем объекта и представляет собой таблицу, содержащую перечень действий при пожаре, их порядок и последовательность, должности и фамилии исполнителей. Предписываемые действия должны быть тщательно продуманы и конкретно указаны.

Первое действие – вызов пожарной охраны. Для того чтобы вызов был четким, приводят текст вызова.

primtrud.ru

Противопожарная профилактика в образовательном учреждении

Под противопожарной профилактикой понимается комплекс организационных и технических мероприятий, направленных:

  • - на обеспечение безопасности людей;
  • - на предотвращение пожара;
  • - на ограничение распространения пожара;
  • - на создание условий для успешного тушения пожара.

В целях профилактики пожаров в ОУ разрабатывается

план работы по обеспечению пожарной безопасности на учебный год (Приложение 5).

Задачи противопожарной профилактики можно разделить на три группы:

  • 1) обучение, в т.ч. распространение знаний о пожаробезопасном поведении;
  • 2) пожарный надзор, предусматривающий разработку государственных норм пожарной безопасности и строительных норм, а также проверку их выполнения;
  • 3) обеспечение средствами пожаротушения.

Противопожарная профилактика включает следующие

мероприятия:

  • - устранение непосредственных или возможных причин пожаров (правильный и рациональный монтаж электрооборудования, отопления, запрещение пользования открытым огнем и курения в пожароопасных помещениях, запрещение хранения в необоснованных количествах горючих материалов и т.п.);
  • - ограничение распространения возникшего пожара (сооружение противопожарных стен, преград, противопожарные занавеси, водяные завесы, местные преграды и т.д.);
  • - создание безопасных условий для вынужденной эвакуации людей из здания (устройство эвакуационных путей и выходов, обеспечение свободного передвижения к ним, отсутствие решеток на окнах и т.п.);
  • - обеспечение условий для тушения возможного огня (наличие подъездных путей и проходов к зданиям, наличие действующего пожарного водопровода, гидрантов, исправность наружных пожарных лестниц и изгородей на крыше и т.п.).

Ответственность за пожарную безопасность возлагается на руководителей ОУ. Руководители ОУ обязаны назначить должностных лиц, ответственных за пожарную безопасность отдельных объектов. В обязанности руководителей организаций входит:

  • - организация пожарной охраны объекта;
  • - организация обучения работников правилам пожарной безопасности;
  • - разработка перспективных планов внедрения систем пожаротушения и мероприятий но повышению уровня пожарной безопасности предприятия;
  • - разработка инструкций о порядке работы с пожароопасными веществами и материалами, а также инструкций о соблюдении противопожарного режима и о действиях людей при возникшем пожаре и др. применение средств наглядной агитации по обеспечению пожарной безопасности и т.п.

В помощь пожарной охране на предприятиях и в ОУ организуются добровольные пожарные дружины и пожарнотехнические комиссии.

Все ОУ должны быть оснащены установками автоматической пожарной сигнализации, автоматического пожаротушения, дымоудаления, располагать необходимыми первичными средствами пожаротушения и инвентарем.

Чтобы уменьшить вредное действие ОФП и скорость распространения огня, специалисты рекомендуют:

  • - целенаправленно осуществлять замену оборудования и мебели, выполненных из горючих материалов, на их аналоги из негорючих (или менее горючих) материалов;
  • - деревянные перегородки, полы пропитывать специальной огнезащитной жидкостью, покрывать или заменять плиткой. В первую очередь на кухне, на складе, в местах, где курят, где много электропроводки, приборов и иных опасных материалов;
  • - деревянные перекрытия и конструкции чердака обмазывать глиной.

Необходимо также учитывать, что мебель и перегородки из ДСП и металлических рам горят намного медленнее дорогой лакированной мебели из цельного дерева. Шерстяные и войлочные ковры безопаснее синтетических. Чем легче и меньше шторы, тем легче их сорвать и затоптать при возгорании. Есть шторы и жалюзи из менее горючих материалов. Особенно важно заменить старую проводку, скрыть ее в защитных кожухах, обеспечить однородность металла в соединениях, поставить исправные предохранители (пробки). Сегодня уже нет проблем с установкой недорогой и надежной охранно-пожарной сигнализации отечественного производства. Важно уметь правильно реагировать на ее срабатывание.

В ППБ 01-03 приведены следующие требования пожарной безопасности к территориям:

  • - не разводить костры;
  • - не использовать открытый огонь;
  • - курить только в отведенных местах;
  • - не ставить автомобили ближе 15 м от здания, так как они могут мешать подъезду пожарной техники.

По окончании рабочего дня необходимо проводить осмотр помещения. При осмотре следует особо обращать внимание на выполнение следующих требований:

  • - в помещениях произведена уборка;
  • - корзины для сбора мусора должны быть пусты;
  • - все электроприборы должны быть обесточены (штепсельные вилки вынуты из розеток);
  • - окна и форточки должны быть плотно закрыты;
  • - проходы и пространство у выходов из помещений должны быть свободны;
  • - электроосвещение должно быть отключено;
  • - входные двери должны быть закрыты на ключ;
  • - автоматическая сигнализация должна быть включена и исправна;
  • - первичные средства пожаротушения должны находиться в специально отведенных для них местах, доступ к ним должен быть свободен.

С целью предупреждения пожара в помещениях запрещается:

  • - пользоваться электроприборами (электрочайниками, электрообогревателями и т.п.), потребляемая мощность которых превышает допустимую потребляемую мощность электросети;
  • - включать в электросеть одновременно несколько электроприборов, суммарная потребляемая мощность которых превышает допустимую;
  • - оставлять без присмотра по окончании рабочего дня любые электроприборы и устройства, находящиеся иод напряжением;
  • - включать электроприборы без стандартных штепсельных подключающих устройств;
  • - пользоваться неисправными выключателями, розетками и штепсельными вилками (с разбитыми корпусами, обгоревшими и законченными контактами, с незакрепленными искрящими и нагревающимися в месте контакта проводами);
  • - производить монтаж и перемонтаж электросетей без соблюдения требований ПУЭ. Эти работы должны выполняться специалистами, имеющими допуск к работе с устройствами, находящимися под напряжением;
  • - подключать к электросети неисправные элекгронрибо-

ры;

  • - использовать для защиты электросети нскалиброван- ные плавкие вставки или автоматические выключатели, ток срабатывания которых превышает максимально допустимое для данной электросети значение;
  • - курить в рабочих кабинетах, учебных классах, туалетах, коридорах, производственных и складских помещениях, на лестницах, в учебных корпусах, на балконах общежитий; курение разрешается только в специально отведенных помещениях;
  • - бросать на пол, в урны и мусоросборники непогашенные сигареты и спички;
  • - приносить, хранить и использовать горючие и легковоспламеняющиеся жидкости, огнеопасные предметы и материалы, горючие газы;
  • - хранить емкости с горючими, легковоспламеняющимися жидкостями, баллоны с горючими газами, горючие предметы на путях эвакуации (в коридорах, на лестничных клетках, в вестибюле, в тамбурах эвакуационных выходов), а также в подвалах, на чердаках, в технических помещениях (электрощи- товых, вентиляционных камерах и т.п.);
  • - загромождать мебелью, материалами и оборудованием пути эвакуации (коридоры, лестничные клетки, вестибюли, тамбуры эвакуационных выходов из здания), доступ к первичным средствам пожаротушения, электрораспределительным щитам и отключающим устройствам;
  • - закрывать на трудно открываемые запоры двери эвакуационных выходов в период нахождения людей в здании;
  • - использовать имеющиеся средства пожаротушения не по прямому назначению.

В ОУ необходимо использовать знаки безопасности, соответствующие требованиям ГОСТ Р 12.4.026-2001. К ним относятся:

  • - указательные знаки для средств защиты (квадрат или прямоугольник красного цвета): «Направляющая стрелка», «Пожарный кран», «Пожарная лестница», «Огнетушитель», «Телефон для пользования при пожаре», «Пожарный водоисточник», «Пожарный сухотрубный стояк», «Пожарный гидрант», «Кнопка включения установок пожарной автоматики», «Звуковой оповещатель»;
  • - запрещающие знаки (белый круг с красной каймой и диагональной полосой красного цвета): «Запрещается курить», «Запрещается пользоваться открытым огнем», «Запрещается тушить водой», «Запрещается загромождать проходы»;
  • - предупреждающие знаки (желтый треугольник с черной каймой): «Пожароопасно. Легковоспламеняющиеся вещества», «Взрывоопасно», «Пожароопасно. Окислитель»;
  • - указательные знаки для целей эвакуации (квадрат или прямоугольник зеленого цвета). Они устанавливаются в положениях, соответствующих направлению движения к эвакуационному выходу. Обычно это изображения направляющих стрелок и поясняющих надписей. Из-за отсутствия таких знаков человек может не найти эвакуационного выхода, что может привести к печальным последствиям;
  • - предписывающие знаки (круг синего цвета) с изображениями: противогаза (защитить дыхание); сигареты (курить здесь); электророзетки (отключить) и иные с поясняющей надписью белого цвета или без нее.

Согласно Правилам пожарной безопасности все работники организаций должны допускаться к работе только после прохождения противопожарного инструктажа, а при изменении специфики работы проходить дополнительное обучение по предупреждению и тушению возможных пожаров в порядке, установленном руководителем организации (ОУ).

Для изучения правил пожарной безопасности все работники ОУ должны проходить противопожарный инструктаж: вводный, первичный и повторный.

При проведении вводного инструктажа инструктируемые должны быть ознакомлены со следующими темами:

  • - общие меры пожарной безопасности;
  • - возможные причины возникновения пожаров и меры по их предотвращению;
  • - практические действия в случае возникновения пожара.

Вводный инструктаж допускается проводить одновременно с инструктажем по охране труда. О проведении вводного противопожарного инструктажа и проверке знаний производится запись в журнале регистрации вводного инструктажа с обязательным и подписями инструктировавшего и инструктируемого.

Первичный инструктаж проводится непосредственно на рабочем месте. При этом инструктируемые должны быть ознакомлены:

  • - с планом эвакуации и порядком действий в случае возникновения пожара;
  • - с образцами всех имеющихся в ОУ первичных средств пожаротушения, оповещения людей о пожаре, а также со знаками безопасности, пожарной сигнализации и связи.

Повторный инструктаж все работники должны проходить не реже одного раза в шесть месяцев.

О проведении первичного и повторного инструктажей делается запись в журнале регистрации инструктажей по охране труда.

Проведение противопожарного инструктажа в обязательном порядке должно сопровождаться практическим показом способов использования имеющихся средств пожаротушения.

В каждом ОУ руководитель обязан назначать и проводить учения (тренировки) с персоналом и учащимися по отработке навыков эвакуации. Практика показывает, что при этом выявляется немало проблем, устранение которых уже на следующей тренировке позволяет сократить время первой пробной эвакуации (свыше 30 минут) в 2-3 раза. Однако желаемые нормативные 6 минут, как правило, так и остаются недосягаемыми. Резерв ускорения при настоящих событиях заложен, вероятно, в более активном использовании окон первого этажа. Для удобства выхода через оконные проемы можно изнутри поставить стулья, а снаружи стол или парту.

Система охраны ОУ должна обеспечивать безопасное и в то же время эффективное осуществление учебного процесса, работу преподавательского и технического состава учреждения, функционирование систем жизнеобеспечения.

Для обеспечения безопасности ОУ, защиты от возможных террористических и криминальных угроз всем ОУ рекомендуется организовывать охрану с привлечением специализированных организаций, как правило, частных охранных предприятий (ЧОП), либо вневедомственной охраны ОВД.

Выбор ЧОП должен основываться на рекомендациях территориальных органов управления образованием. Все ЧОП, претендующие на работу в ОУ, должны пройти смотр-отбор в территориальном органе управления образованием и получить соответствующую аккредитацию (по согласованию с управлением лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной охранной деятельностью регионального управления МВД).

При заключении договоров с охранными предприятиями необходимо отразить в тексте договора требования по комплектации постов охранниками, имеющими необходимые документы, но графику их работы, обязанностям и г.д.

Договор на охрану ОУ должен заключаться между ОУ и ЧОП, рекомендованным территориальным органом управления образованием.

При заключении договора на охрану ОУ необходимо учитывать срок действия лицензии ЧОП: договор нс должен заключаться на срок, больший срока действия лицензии. А территория действия лицензии должна покрывать место нахождения ОУ.

В предмете договора должно быть указано, что необходимо охранять (объект), включая имущество сотрудников и учащихся (воспитанников) ОУ, место расположения (адрес) охраняемых объектов (помещений, территорий), порядок работы охраны и приема-сдачи дежурств, а также размер вознаграждения и порядок взаимодействия с руководством ОУ при решении возможных проблем.

Используемые при охране спенсредства, сертифицированные технические средства охраны оформляются отдельным протоколом, являющимся неотъемлемой частью договора.

В договоре следует предусмотреть пункт, обеспечивающий возможность контроля деятельности ЧОП руководством ОУ и представителями третьей стороны (например, ОВД, территориального органа управления образованием).

Договор рекомендуется заключать сроком на один учебный год по типовой форме, рекомендованной территориальным органом управления образованием.

ЧОП обязано предоставить ОУ нотариально заверенные копии следующих документов:

  • - лицензия на создание ЧОП;
  • - свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
  • - свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
  • - устав;
  • - должностная инструкция сотрудника охраны.

Специфика охраны ОУ состоит в некоторой педагогической составляющей в общем объеме той работы, которую обычно исполняют охранники, находящиеся при исполнении служебных обязанностей. От сотрудника, охраняющего образовательное учреждение, помимо традиционной опрятности в одежде, вежливости, бдительности, умения быстро ориентироваться в сложной обстановке и четко действовать в экстренных случаях, требуется также особый такт, коммуникабельность (и умение при этом «держать дистанцию»), знание детской и подростковой психологии. Школа, колледж или институт являются во многом особым миром, со своими социально-психологическими законами - и это вносит соответствующие коррективы при разработке концепции безопасности учебного заведения. Например, к этим проблемам можно отнести внутришкольную преступность (в т.ч. воровство и вымогательство), хулиганство, порчу имущества, проблему распространения наркотиков в образовательной среде.

Для того чтобы эффективно пресекать детские драки, разборки и хулиганские выходки, охранник должен заработать авторитет в глазах детей. Очень важным является умение управлять большими группами детей, пресекать их панику в экстремальной ситуации, без чего невозможна, например, эффективная эвакуация при пожаре, аварии или нападении злоумышленников. Даже в самой экстремальной ситуации школьный охранник должен сохранять контроль над собой и заботиться, прежде всего, о том, чтобы не пострадали дети.

Особый характер такого объекта, как ОУ проявляется также в оценке безопасности территории. Если при осмотре любого другого объекта специалисты по безопасности обращают внимание, прежде всего на степень его доступности для злоумышленников, то в случае со школой необходимо оценивать также и многие другие факторы - в частности с тем, что ребенок может пострадать там, где взрослому это не грозит. Ребенок может провалиться или забраться в такие места, которые взрослый заведомо обойдет стороной, и выявление таких потенциально опасных мест - еще одна важная обязанность школьной охраны.

Можно выделить три звена системы охраны ОУ:

Организационные мероприятия по охране ОУ:

  • — круглосуточная охрана;
  • — контрольно-пропускной режим;
  • — обеспечение безопасности массовых мероприятий (в т.ч. с усилением сил охраны);
  • — охрана школьного имущества;
  • — охрана личного имущества учеников и учителей.

Технические мероприятия:

  • — восстановление и укрепление ограждения, дверей, решеток на окнах;
  • — установка и обслуживание технических средств охраны (в т.ч. оборудование автоматических шлагбаумов и ворот при въезде на территорию школы) и видеонаблюдения;
  • — освещение всей территории учреждения;
  • — установка пожарной и охранной сигнализации, «тревожной кнопки»;
  • — монтаж в аудиториях и холлах громкоговорящей связи.

Профилактические мероприятия’.

  • — проведение тренировок по действиям в чрезвычайных ситуациях;
  • — теоретические занятия по основам безопасности жизнедеятельности ;
  • — взаимодействие с правоохранительными органами, совместная работа с «неблагополучными» подростками.

Как уже отмечалось одним из мероприятий по обеспечению безопасности педагогов, сотрудников и учеников, сохранности имущества, предупреждения террористических актов в ОУ является организация контрольно-пропускного режима.

Ответственность за соблюдение контрольнопропускного режима возлагается на сотрудников ЧОП, осуществляющих охрану и директора ОУ.

Педагоги, сотрудники и ученики обязаны неукоснительно соблюдать требования пропускного режима.

Рассмотрим порядок осуществления контрольнопропускного режима в ОУ.

Контрольно-пропускной пункт (КПП) является рабочим местом работника охраны, обеспечивается необходимой мебелью, оснащается средствами связи (телефон, имеющий выход на

ГТС), тревожной кнопкой, системами видеонаблюдсния, охранной и пожарной сигнализации, электронной турникетной системой входа и выхода; запасные выходы оборудованы дверьми, закрываемыми на замки, ключи от которых находятся: 1 комплект - на КПП, остальные комплекты - у руководителя школы и его заместителя по административно-хозяйственной части.

Источник: журнал «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях»

В статье представлен перечень первичных мер пожарной безопасности и рассмотрены основные направления деятельности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности. Все мероприятия проводятся в соответствии с Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390.

Основными направлениями деятельности по обеспечению первичными мерами пожарной безопасности является:

а) организационно-правовое, финансовое, материально-техническое обеспечение первичных мер пожарной безопасности, направленное на предотвращение пожаров, спасение людей и имущества от пожаров в учреждениях образования;

б) разработка мер пожарной безопасности, обязательных для исполнения в границах образовательного учреждения, разработка и принятие соответствующих локальных нормативно-правовых актов;

в) определение порядка ведения противопожарной пропаганды и обучения работников и обучающихся (воспитанников) образовательных учреждений исполнению первичных мер пожарной безопасности;

г) информирование работников и обучающихся (воспитанников) о принятых решениях по проведению первичных мер пожарной безопасности на территории образовательного учреждения и их обеспечению;

д) содействие органам управления образованием и государственного пожарного надзора по учету пожаров и их последствий, возникших в границах образовательного учреждения;

е) установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Перечень первичных мер пожарной безопасности

1. Обучение мерам пожарной безопасности:

а) информирование работников и обучающихся (воспитанников) о мерах пожарной безопасности, о происшедших пожарах, причинах и условиях, способствующих их возникновению;

б) проведение бесед о мерах пожарной безопасности и противопожарных инструктажей силами внештатных пожарных инспекторов;

в) выпуск и распространение наглядной агитации;

г) устройство уголков (стендов) пожарной безопасности.

2. Организация оповещения людей в случае возникновения пожара (устройство звуковой сигнализации).

3. Устройство и содержание в исправном состоянии защитных полос между образовательным учреждением и лесными массивами.

4. Обустройство, содержание и ремонт источников противопожарного водоснабжения:

а) дороги, подъезды и проезды к образовательному учреждению должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенными от снега и льда;

б) содержание в исправном состоянии пожарных гидрантов.

5. Обеспечение соблюдения противопожарных требований при планировке застройки территории образовательного учреждения и создание условий для вызова противопожарной службы:

а) обеспечение образовательного учреждения устойчивой телефонной или радиосвязью для сообщения о пожаре в пожарную охрану;

б) определение порядка согласования нового строительства на территории образовательного учреждения, а также сдачу в аренду недвижимого имущества.

6. Своевременная очистка территории образовательного учреждения от горючих отходов, мусора и сухой растительности, запрещение устройства свалок на территории образовательного учреждения.

Противопожарный режим в научных и образовательных учреждениях (извлечение из Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390.

96. Запрещается проводить работы на опытных (экспериментальных) установках, связанных с применением пожаровзрывоопасных и пожароопасных веществ и материалов, не принятых в эксплуатацию в установленном порядке руководителем организации.

97. Руководитель (ответственный исполнитель) экспериментальных исследований обязан принять необходимые меры пожарной безопасности при их проведении, предусмотренные инструкцией.

98. В помещениях, предназначенных для проведения опытов (экспериментов) с применением легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, допускается их хранение в количествах, не превышающих сменную потребность, в соответствии с нормами потребления для конкретных установок. Доставка указанных жидкостей в помещения производится в закрытой таре.

99. Запрещается проводить работы в вытяжном шкафу, если в нем находятся вещества, материалы и оборудование, не относящиеся к выполняемым операциям, а также при его неисправности и отключенной системе вентиляции.

Бортики, предотвращающие стекание жидкостей со столов, должны быть исправными.

100. Руководитель организации по окончании рабочего дня организует сбор в специальную закрытую тару и удаление из лаборатории для дальнейшей утилизации отработанных легковоспламеняющихся и горючих жидкостей.

Запрещается сливать легковоспламеняющиеся и горючие жидкости в канализацию.

101. Ответственный исполнитель после окончания экспериментальных исследований обеспечивает промывку пожаробезопасными растворами (составами) сосудов, в которых проводились работы с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.

102. В учебных классах и кабинетах следует размещать только необходимую для обеспечения учебного процесса мебель, а также приборы, модели, принадлежности, пособия и другие предметы, которые хранятся в шкафах, на стеллажах или стационарно установленных стойках.

103. Запрещается увеличивать по отношению к количеству, предусмотренному проектом, по которому построено здание, число парт (столов) в учебных классах и кабинетах.

104. Руководитель образовательного учреждения организует проведение с учащимися и студентами занятия (беседы) по изучению соответствующих требований пожарной безопасности.

105. Преподаватель по окончании занятий убирает все пожароопасные и пожаровзрывоопасные вещества и материалы в помещения, оборудованные для их временного хранения.

Источник: журнал «Охрана труда и пожарная безопасность в учреждениях образования» N 6/2014.

Другие статьи по теме

Смотрите также

Основные разделы
Задачи огнезащиты
Огнезащитные покрытия
Огнезащитные материалы
Огнезащитные предосторожности
Содержание, карта сайта.