Пожарная безопасность для детей в детском саду


НОД для детей младшей группы о правилах пожарной безопасности

Натали Якшина НОД для детей младшей группы о правилах пожарной безопасности

НОД для детей младшей группы о правилах пожарной безопасности.

Цель: формировать понятие о пользе и вреде огня, вызвать желание быть осторожными с огнем.

Задачи:

1) дать понятие о том, какую опасность таят в себе спички;

2) познакомить со свойством огня;

3) познакомить с правилами пожарной безопасности.

оборудование: модель пожарной машины, иллюстрации, мультфильм «кошкин дом».

Ход занятия:

Воспитатель сообщает детям о том, что в каждом доме есть огонь. Огонь бывает большой и маленький, полезный и опасный.

- Где можно взять огонь?

- Зажечь спичку, зажигалку, газовую плиту. Тогда появится огонь. В лесу можно развести костер, чтобы погреться у огня, приготовить пищу.

Но если не потушить костер, может сгореть лес, деревья, трава. В большом огне может сгореть все: и мебель, одежда, занавески, игрушки и даже люди. Пожары очень опасны! Поэтому надо осторожно обращаться с огнем.

- Ребята, прислушайтесь, мне кажется, что в группе кто-то пищит.

- Да, это же спички. Они просят, чтобы мы их зажгли (воспитатель зажигает спичку) - Ой, ребята, огонь подкрадывается к моим пальцам. Хочет меня обжечь. Я очень боюсь, огонь уже жжет мои пальцы!

- Ребята, помогите мне! Что надо делать? Спасите меня скорее, дуйте. Ой, спасибо вам, ребята. Я так испугалась! А вы? (и мы испугались)

- А если бы я бросила горящую спичку на пол, что бы было?

- Да, правильно, загорелись бы ковер, мебель, занавески, одежда, мы с вами.

- Вот, оказывается, какая большая беда от маленькой спички! Детям спички брать нельзя! Это не игрушки!

- Ребята, посмотрите, какая машина к нам приехала. Как она называется?

- Пожарная.

- Правильно. А как вы догадались?

- Она красная, номер 01.

- Правильно, ребята, пожарная машина всегда красного цвета, чтобы ее было видно издалека. Красный цвет – цвет тревоги, цвет огня.

- А как едет она? Быстро или медленно?

- Правильно, быстро, чтобы быстрее потушить пожар. И когда она едет, звучит сирена.

- Как звучит сирена?

- У – у – у!

Далее воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрации о том, что находится в пожарной машине (шланг, топор, лестница)

- Чтобы не было беды, надо хорошо знать правила пожарной безопасности. Мы их, ребята, уже знаем:

Спички нельзя (брать)

Газ нельзя (зажигать)

Утюг нельзя (включать)

В розетку пальцы нельзя (вставлять)

- Ребята, запомните эти правила и соблюдайте их, чтобы пожарная машина никогда не приезжала к вашему дому.

Пожарная машина от слова пожар, а люди, которые тушат пожар, - пожарники. Смелые, мужественные люди. Давайте поиграем в пожарников.

Физкультминутка:

А теперь насос включаем,

Воду из реки качаем.

Влево – раз, вправо – два,

Потекла ручьем вода.

Раз, два, три, четыре

Хорошо мы потрудились.

А теперь, дети, посмотрим мультфильм «Кошкин дом».

Итог. Вот что, ребята, бывает, если неосторожно обращаться с огнем. Обсуждение сюжета мультфильма.

www.maam.ru

Правила пожарной безопасности в детском саду и семье

Файруза Фаритовна Бикбердина Правила пожарной безопасности в детском саду и семье

План работы в детском саду по обучению правилам пожарной безопасности детей и их родителей

Работа с детьми:

Занятия. Чтение сказки К. И. Чуковского «Путаница»,

Заучивание стихотворения Я. Пишумова «Пожарная машина»;

Чтение произведений С. Я. Маршака «Кошкин дом» и «Пожар»,

рассказа Л. Н. Толстого «Пожарные машины».

Беседы: «Пожар» Почему может возникнуть пожар? Что ты будешь делать, если увидишь пожар? Что нужно делать, чтобы никогда не было пожара? «Спички не тронь – в спичках огонь!», «Правила пожарной безопасности»,

«Беседа о труде пожарных»,

«Почему возникают пожары?»,

«Как уберечься от огня?»

3. Экскурсия по детскому саду, знакомство с путем эвакуации при пожаре.

4. Конкурс детского рисунка на тему «Дети против коварного огня».

5. Развлечение: совместная викторина между воспитанниками детского сада

«Огонь – друг, огонь – враг!»

6. Игры: «Пожарные на учениях»,

«Мы – пожарные»,

«Отгадай загадку»,

«Пожарная тревога»,

«Спаси куклу из пожара»,

«Сообщи о пожаре по телефону»,

«Кто быстрее потушит пожар?»

Работа с родителями:

1. Родительское собрание на тему «Правила пожарной безопасности в детском саду и семье».

2. Консультации: «Спички детям не игрушка!»,

«Что нужно делать при пожаре?»

3. Индивидуальная беседа «Не оставляйте детей без присмотра!»

4. Наглядная агитация: настенно-тематический материал «Берегите детей от огня!»; папка-передвижка «Памятка для родителей» (о противопожарной безопасности дома).

5. Семейный конкурс рисунков на тему «С огнем играть опасно – это всем должно быть ясно!»;

6. Викторина по пожарной безопасности.

Памятка для родителей и детей:

НЕЛЬЗЯ:

- Оставлять не потушенные костры разводить их под деревьями, а в жаркую, ветреную погоду стараться не разводить костров вообще!

- не играть со спичками, не поджигать сухую траву, тополиный пух (ветер может очень быстро раздуть огонь).

- нельзя стоять под деревом во время грозы.

- нельзя даже со взрослыми провозить в различных видах транспорта огнеопасные предметы, легковоспламеняющиеся жидкости.

www.maam.ru

Пожарная безопасность в ДОУ

Настоящий раздел пожарная безопасность в ДОУ раскрывает требования к администрации и сотрудникам в плане пожарной безопасности, определяет правила пожаробезопасного функционирования детского сада.

На контроле администрации систематически находится пожарная безопасность в детском саду, педагогический персонал в обязательном порядке проводит с воспитанниками инструктажи, беседы по правилам пожарной безопасности для детей в ДОУ.

ФЗ о пожарной безопасности

Приказ МЧС России № 645

Технический регламент о правилах пожарной безопасности

Правила пожарной безопасности

План проведения  занятий с детьми

Конкурс стенгазет по пожарной безопасности/сентябрь 2019

 Наши достижения

 

Правила пожарной безопасности при наступлении

пожароопасного сезона

1) Собственниками индивидуальных жилых домов, к началу пожароопасного периода обеспечивается наличие на земельных участках, емкости (бочки) с водой или огнетушителя;

2) Правообладатели земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов, территории садоводства или огородничества обязаны производить регулярную уборку мусора и покос травы;

3) Запрещается на территориях общего пользования поселений и городских округов, на территории садоводства или огородничества устраивать свалки горючих отходов;

4) В период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова лица владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером;

5) На землях общего пользования населенных пунктов запрещается разводить костры, а также сжигать мусор, траву, листву и иные отходы, материалы или изделия, кроме как в местах и (или) способами, установленными органами местного самоуправления поселений и городских округов;

6) Руководитель организации обеспечивает очистку объекта защиты и прилегающей к нему территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами защиты, от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности.

За нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности виновные могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

ОНДиПР Волховского района

Мультфильмы для детей

Игра с огнём

Дети и спички

Внимание, пожар!

Как это случилось

Фиксики - огнетушитель!

Уроки осторожности тётушки Совы.

Путаница

Крот и спички

Кошкин дом

Отдел надзорной деятельности и профилактической работы Волховского района напоминает:

-Одной из причин пожаров является детская шалость с огнём. Часто последствия таких пожаров трагичны! Уважаемые взрослые! Не оставляйте без присмотра малолетних детей. Контролируйте, чем занимаются подростки.

-При использовании электрообогревателя помните, что у каждого прибора есть свой срок эксплуатации, который в среднем составляет около 10 лет. Использование свыше установленного срока может привести к пожару.

-Граждане! Не оставляйте включенным электрообогреватели на ночь, не используйте их для сушки вещей, устанавливайте прибор на безопасном расстоянии от занавесок или мебели.

-НЕ храните на балконах и лоджиях краску, растворители, горючие жидкости, а также макулатуру и старую мебель.

-НЕ забивайте наглухо двери запасных выходов.

-НЕ загромождайте коридоры и лестничные клетки.

-НЕ складируйте имущество под лестничными маршами первых этажей, в подвалах, на чердаках.

-НЕ пользуйтесь электрической проводкой с поврежденной изоляцией.

 

Правила пожарной безопасности для детей в ДОУ

 С данными правилами пожарной безопасности для детей в ДОУ (детском саду) воспитатели должны в обязательном порядке ознакомить всех воспитанников дошкольного образовательного учреждения с целью предотвращения пожароопасных ситуаций и сохранения здоровья и жизни детей в случае возникновения пожара.

1. Возможные источники пожара

  • спички, зажигалки;
  • неисправные электроприборы, оголенные провода;
  • огонь, дым, горящая конфорка газовой плиты.

2. Общие правила пожарной безопасности для детей2.1. Не играйте со спичками и зажигалками, это приводит к пожару.2.2. Нельзя играть с баллончиками дезодорантов.2.3. Нельзя без взрослых зажигать газ.2.4. При отсутствии взрослых нельзя включать электроприборы.2.5. Не разжигайте костер, если рядом нет взрослого.2.6. Никогда не лейте в костер бензин, языки пламени могут обжечь вас.2.7. Не бросайте в костер незнакомые предметы, баллончи¬ки, они могут взорваться и поранить вас.2.8. Не оставляйте не затушенных костров.2.9. Не поджигай бумагу, ветошь, пух, сухую траву – это приводит к пожару.2.10. Опасно играть с игрушками и сушить одежду около печи, нагревательных приборов с открытой спиралью.2.11. Недопустимо без разрешения взрослых включать электроприборы.2.12. Не трогай электрические провода, ничего на них не вешай, не играй вблизи электрических проводов.

2.13. В случае возникновения пожара надо немедленно позвать взрослых.

3. Правила пожарной безопасности на территории детского сада3.1. В детский сад запрещается приносить спички, зажигалки, газовые баллончики.3.2. На территории детского сада запрещается разводить костры, применять фейерверки и петарды, жечь спички.3.3. Если почувствовали запах дыма, горелой бумаги, резины, поинтересуйтесь, откуда он,и сообщите взрослым.3.4. Если увидели пожар, сразу сообщите воспитателю.3.5. В случае пожара в детском саду производится эвакуация людей, сигналом к которой является звуковой оповещатель.

3.6. При эвакуации в детском саду, постарайтесь сохранять спокойствие, не паникуйте, внимательно следите за указаниями воспитателя, при перемещениях не толкайтесь и не старайтесь обогнать других детей.

4. Если случился пожар, а дома вы одни4.1. Надо быстро уйти или убежать из комнаты и квартиры, рассказать об этомвзрослым и попросить их позвонить по телефону «101», маме на работу. Зовите на помощь взрослых (соседей, прохожих).4.2. Если не можете выйти из дома, звоните по телефону 101 и скажите: «У нас дома пожар. Мой адрес…». Если выйти из горящей квартиры не удается (дверь за¬перта, а ключей нет), быстро пробирайтесь к балкону, окну, стене, зовите на помощь, кричите: «Пожар! Помогите!» Взрос¬лые обязательно придут на помощь.4.3. Ни в коем случае не прячьтесь во время пожара, взрослые могут вас не найти и вы можете задохнуться от дыма.4.4. Если в квартире (доме) много дыма, низко пригнитесь, прикройте рот и нос мокрым рукавом, платком и двигайтесь к двери, выбирайтесь из дома. Старайтесь не дышать дымом.4.5. Если на вас загорелась одежда, падайте на землю или на пол и, катаясь, сбивайте огонь.4.6. Нельзя тушить водой горящие электроприборы (телевизор, компьютер).

4.7. При пожаре следует знать:

  • если пожар небольшой – его можно затушить водой или накрыть плотным одеялом;
  • нельзя тушить водой горящие электроприборы;
  • опасен не только огонь, но и дым!
  • нельзя прятаться в дальних углах, под кроватями, за шкафом;
  • нельзя оставаться в помещении, где начался пожар, а надо быстро уйти и звать на помощь взрослых.

Правила пожарной безопасности в доме (квартире)

Причины возникновения пожара дома

- неосторожное обращение с огнем (спички, газовая плита);- неосторожное обращение с электронагревательными приборами (утюг, электрочайник, кипятильник);- неосторожное обращение с горючими веществами (ацетон, газ, спирт, бензин, керосин);- при использовании одновременно большого количества приборов высокой мощности, или при неисправной электропроводке;

- поломка бытовой электротехники.

Правила пожарной безопасности на кухне

На кухне готовится еда и работают электроприборы высокой мощности.Кухня – это самое пожароопасное место в доме. Здесь очень важно соблюдать правила пожарной безопасности.

Основные правила пожарной безопасности на кухне:

  1. Если ставите на огонь сковороду, следите за ней и за тем, чтобы сквозняк не потушил огонь.
  2. Не забудьте погасить горящую спичку.
  3. Не включайте одновременно несколько мощных электрических приборов (микроволновая печь, холодильник, электрочайник, тостер, соковыжималка и т.д.). Следите за их работой.
  4. Содержите в порядке провода электрических приборов.
  5. Плита не место для сушки вещей.

Правила пожарной безопасности в комнате (спальне)

Спальня тоже пожароопасна.В жилой комнате соблюдают следующие правила пожарной безопасности:

  1. Курение - основная причина пожара в комнате. Заснув с сигаретой в кровати можно сгореть самому и уничтожить дом в котором живете. Не курите в комнате!
  2. Не используйте одновременно несколько мощных электрических приборов. Не перегружайте розетки и удлинители.
  3. Не проводите в комнате химические эксперименты, их проще и безопаснее ставить в школе.
  4. При пожаре ни в коем случае не прячьтесь от огня в местах, где вас сложно обнаружить (под кроватью или в шкафу), постарайтесь встать и окна и ждать прихода пожарных.

Правила пожарной безопасности в гостиной

Гостиная используется для разных целей. Например, в ней можно принять гостей, а иногда даже погладить белье.В гостиной нужно соблюдать те же правила пожарной безопасности:

  1. Утюг может с нашей помощью гладить одежду, а самостоятельно может сжечь дом. Будьте внимательны при использовании электрических приборов!
  2. Дом не место для петард, праздничных салютов и бенгальских огней на новогодней елке.

Все дети должны знать и соблюдать правила пожарной безопасности!

skazka17.caduk.ru

Инструкция для детей дошкольного возраста по пожарной безопасности

И

нструкция

ознакомления всех воспитанников дошкольного образовательного учреждения с целью предотвращения пожароопасных ситуаций и сохранения здоровья и жизни детей в случае возникновения пожара.

1. Возможные источники пожара

  • спички, зажигалки;

  • неисправные электроприборы, оголенные провода;

  • огонь, дым, горящая конфорка газовой плиты.

2. Общие правила пожарной безопасности для детей

2.1. Не играйте со спичками и зажигалками, это приводит к пожару.

2.2. Нельзя играть с баллончиками дезодорантов.

2.3. Нельзя без взрослых зажигать газ.

2.4. При отсутствии взрослых нельзя включать электроприборы.

2.5. Не разжигайте костер, если рядом нет взрослого.

2.6. Никогда не лейте в костер бензин, языки пламени могут обжечь вас.

2.7. Не бросайте в костер незнакомые предметы, баллончи­ки, они могут взорваться и поранить вас.

2.8. Не оставляйте не затушенных костров.

2.9. Не поджигай бумагу, ветошь, пух, сухую траву – это приводит к пожару.

2.10. Опасно играть с игрушками и сушить одежду около печи, нагревательных приборов с открытой спиралью.

2.11. Недопустимо без разрешения взрослых включать электроприборы.

2.12. Не трогай электрические провода, ничего на них не вешай, не играй вблизи электрических проводов.

2.13. В случае возникновения пожара надо немедленно позвать взрослых.

3. Правила пожарной безопасности на территории детского сада

3.1. В детский сад запрещается приносить спички, зажигалки, газовые баллончики.

3.2. На территории детского сада запрещается разводить костры, применять фейерверки и петарды, жечь спички.

3.3. Если почувствовали запах дыма, горелой бумаги, резины, поинтересуйтесь, откуда он,и сообщите взрослым.

3.4. Если увидели пожар, сразу сообщите воспитателю.

3.5. В случае пожара в детском саду производится эвакуация людей, сигналом к которой является звуковой оповещатель.

3.6. При эвакуации в детском саду, постарайтесь сохранять спокойствие, не паникуйте, внимательно следите за указаниями воспитателя, при перемещениях не толкайтесь и не старайтесь обогнать других детей.

4. Если случился пожар, а дома вы одни

4.1. Надо быстро уйти или убежать из комнаты и квартиры, рассказать об этомвзрослым и попросить их позвонить по телефону «101», маме на работу. Зовите на помощь взрослых (соседей, прохожих).

4.2. Если не можете выйти из дома, звоните по телефону 101 и скажите: «У нас дома пожар. Мой адрес…». Если выйти из горящей квартиры не удается (дверь за­перта, а ключей нет), быстро пробирайтесь к балкону, окну, стене, зовите на помощь, кричите: «Пожар! Помогите!» Взрос­лые обязательно придут на помощь.

4.3. Ни в коем случае не прячьтесь во время пожара, взрослые могут вас не найти и вы можете задохнуться от дыма.

4.4. Если в квартире (доме) много дыма, низко пригнитесь, прикройте рот и нос мокрым рукавом, платком и двигайтесь к двери, выбирайтесь из дома. Старайтесь не дышать дымом.

4.5. Если на вас загорелась одежда, падайте на землю или на пол и, катаясь, сбивайте огонь.

4.6. Нельзя тушить водой горящие электроприборы (телевизор, компьютер).

4.7. При пожаре следует знать:

- если пожар небольшой – его можно затушить водой или накрыть плотнымодеялом;- нельзя тушить водой горящие электроприборы;

- опасен не только огонь, но и дым!

- нельзя прятаться в дальних углах, под кроватями, за шкафом;

- нельзя оставаться в помещении, где начался пожар, а надо быстро уйти и звать напомощь взрослых.

Правила пожарной безопасности дома для детей

Настоящие правила пожарной безопасности дома разработаны для детей при их пребывании дома в жилом доме или квартире с целью предотвращения возникновения пожароопасных ситуаций. Данные правила пожарной безопасности в доме (квартире) для детей определяют правила поведения детей и их действия при пожаре дома на кухне, в спальне (жилой комнате), в гостиной.

Причины возникновения пожара в доме или квартире

- неосторожное обращение с огнем (спички, газовая плита);

- неосторожное обращение с электронагревательными приборами (утюг, электрочайник, кипятильник);

- неосторожное обращение с горючими веществами (ацетон, газ, спирт, бензин, керосин);

- при использовании одновременно большого количества приборов высокой мощности, или при неисправной электропроводке;

- поломка бытовой электротехники.

Правила пожарной безопасности на кухне

На кухне готовится еда и работают электроприборы высокой мощности.

Кухня – это самое пожароопасное место в доме. Здесь очень важно соблюдать правила пожарной безопасности.

Основные правила пожарной безопасности на кухне:

  1. Если ставите на огонь сковороду, следите за ней и за тем, чтобы сквозняк не потушил огонь.

  2. Не забудьте погасить горящую спичку.

  3. Не включайте одновременно несколько мощных электрических приборов (микроволновая печь, холодильник, электрочайник, тостер, соковыжималка и т.д.). Следите за их работой.

  4. Содержите в порядке провода электрических приборов.

  5. Плита не место для сушки вещей.

Правила пожарной безопасности в комнате (спальне)

В жилой комнате соблюдают следующие правила пожарной безопасности:

  1. Курение - основная причина пожара в комнате. Заснув с сигаретой в кровати можно сгореть самому и уничтожить дом в котором живете. Не курите в комнате!

  2. Не используйте одновременно несколько мощных электрических приборов. Не перегружайте розетки и удлинители.

  3. Не проводите в комнате химические эксперименты, их проще и безопаснее ставить в школе.

  4. При пожаре ни в коем случае не прячьтесь от огня в местах, где вас сложно обнаружить (под кроватью или в шкафу), постарайтесь встать и окна и ждать прихода пожарных.

Правила пожарной безопасности в гостиной

Гостиная используется для разных целей. Например, в ней можно принять гостей, а иногда даже погладить белье.

В гостиной нужно соблюдать те же правила пожарной безопасности:

  1. Зажжённая сигарета – это очень серьезный источник пожара. Однако предотвратить загорание не сложно. Достаточно просто не курить в помещении.

  2. Утюг может с нашей помощью гладить одежду, а самостоятельно может сжечь дом. Будьте внимательны при использовании электрических приборов!

  3. Дом не место для петард, праздничных салютов и бенгальских огней на новогодней елке.

Все дети должны знать и соблюдать правила пожарной безопасности!

infourok.ru

Основы пожарной безопасности в ДОУ

Светлана Дорошенко Основы пожарной безопасности в ДОУ

Что же такое пожар? Пожар – неконтролируемый процесс горения, уничтожающий материальные ценности и создающий опасность для жизни людей. Ежедневно работники МЧС России получают тревожные новости о пожарах, наводнениях и др. чрезвычайных ситуациях, жертвами которых становятся наши дети.

Грустная статистика говорит о том, что ежегодно в РФ происходит свыше 250 тысяч пожаров, на которых погибает более 14 тысяч человек, причем 5% от общего числа погибших – дети.

Пожарная безопасность - одна из составляющих общей культуры безопасности. Не секрет, что большинство пожаров случается по вине людей, а часто по их беспечности. Немало несчастий происходит и по вине детей и подростков – из-за пустого любопытства, неосторожного обращения с огнем или просто незнания. Поэтому мы, взрослые, должны предупредить ребенка о возможных последствиях обращения с огнем.

Причиной большинства пожаров являются:

- неосторожное обращение с огнем;

- неосторожность при курении;

- неисправность электрического оборудования;

- несоблюдение правил пожарной безопасности при пользовании электрическими приборами;

- неисправность печного отопления;

- неосторожное (неумелое) обращение с пиротехническими изделиями.

Анализ пожарной статистики показывает, что детей младшего возраста во время пожара отличает пассивно-оборонительная реакция: ребенок прячется в укромный угол, вместо того, чтобы покинуть горящее помещение или позвать на помощь.

Обучение детей действиям в экстремальных ситуациях – сложный, многоплановый процесс, который не должен ограничиваться лишь подачей готовых правил. Дети на занятиях должны быть не пассивными слушателями, а активными участниками учебного процесса.

Многолетний опыт работы с детьми по профилактике нарушений пожарной безопасности подсказывает, что любые творческие направления - рисунок, лепка, работа с природными материалами, экскурсии, песенно-музыкальное творчество, хореография – все приносит ощутимую пользу.

Поэтому профилактика пожарной безопасности предполагает использование следующих форм работы с детьми, проводимая в игровой форме, тесно переплетающаяся с познавательным процессом:

• Ознакомление с правилами пожарной безопасности в непосредственной образовательной деятельности;

• Ознакомление с правилами пожарной безопасности через произведения художественной литературы;

• Использование публикаций периодической печати;

• Исследовательская деятельность (опыты, практические упражнения);

• Игровая деятельность (дидактические, сюжетно-ролевые игры);

• Организация тематических конкурсов поделок и детских рисунков;

• Совместная творческая деятельность педагогов и родителей;

• Встречи с интересными людьми профессии «ПОЖАРНЫЙ»;

• Экскурсии в музей и пожарную часть;

• Развлечения, досуги.

Дети должны знать не только о разрушительной силе этой стихии, но и о созидательной его стороне. Огонь – друг, благодаря огню жизнь человека стала лучше и комфортней. Но огонь может стать и врагом при неправильном с ним обращении. Мы должны правильно подать знания детям, опираясь на их психологические, возрастные особенности и учитывая их интересы.

Из причин возникновения пожара вытекают и правила пожарной безопасности. Их немного, но их необходимо хорошо знать и выполнять.

Правила пожарной безопасности:

1. не играй со спичками и зажигалками, следи, чтобы со спичками и зажигалками не играли твои товарищи;

2. уходя из комнаты или из дома, не забывай выключать электроприборы;

3. не суши белье над плитой (очень хорошо, если ты помогаешь маме, но очень плохо, если оно загорится);

4. ни в коем случае не зажигай фейерверки и бенгальские огни дома (вообще лучше делать это со взрослыми);

5. не подходи к печке и не открывай печную дверцу (от выскочившего уголька может загореться дом).

Хочется отметить: правила пожарной безопасности – именно такие правила, обращаться к которым приходится постоянно.

В результате работы они формируют навыки правильного поведения в случае возникновения пожара, учат приемам самоспасения, вырабатывают привычку правильно оценивать критическую ситуацию. И как ожидаемый результат – ребенок должен усвоить первичные противопожарные навыки, приобрести чувство уверенности в обхождении с источниками открытого огня и электроприборами, знать, что шалость с огнем опасна и что надо делать в случае возникновения пожара.

www.maam.ru

Проект по пожарной безопасности в детском саду, вариант занятий для старшей, средней, подготовительной, младшей группы, дидактические игры

Дошкольники — это маленькие первооткрыватели. Желание постоянно познавать мир зачастую сталкивает их с реальными опасностями, и одна из них — угроза пожара. Число детей, пострадавших по этой причине, растёт с каждым годом. У многих малышей отсутствуют навыки правильного поведения в опасных ситуациях. По этой причине занятия, связанные с пожарной безопасностью, в дошкольном учреждении сегодня становятся важной частью педагогического процесса. Лишь систематическая, планомерная образовательная деятельность, подкреплённая содействием родителей, способна сформировать у малышей прочные знания, которые помогут сохранить им здоровье, а, возможно, и жизнь.

Цели занятий по теме пожарной безопасности в рамках педагогического процесса в ДОУ

Обучение пожарной безопасности включается в дошкольном учреждении в занятия по ОБЖ. Эта образовательная деятельность преследует следующие цели.

  1. Показать дошкольникам значение огня в человеческой жизни, научить с ним безопасно обращаться.
  2. Объяснить причины, способные спровоцировать пожар: и в быту, и на природе.
  3. Научить ребят основным правилам поведения при возгорании.
  4. Дать представление о значимой для общества и опасной профессии пожарного.
  5. Познакомить с произведениями художественной литературы, затрагивающих тему пожара и пожарных.
  6. Воспитывать у дошкольников бережное отношение к собственной жизни, здоровью, способность отвечать за свои поступки, желание оказывать помощь окружающим.

В целом дошкольники должны уяснить три ключевых понятия: сам пожар (его разрушительное воздействие на человека и природу), его причины и последствия (потеря жизни, здоровья, имущества, ущерб природе).

Конкретные задачи и приёмы, актуальные для разных групп

Начинается противопожарная образовательная деятельность уже со второй младшей группы. Малышей четвёртого года жизни воспитатель знакомит с понятием «пожар», рассказывает о его последствиях. Также дети узнают об источниках опасности в доме, которые могут спровоцировать возгорание. Это утюг, который забыли выключить, горячая плита (от неё может загореться полотенце и пр.). В этом возрасте также формируется начальное представление о профессии пожарного.

Занятия по пожарной безопасности 3–4-летними детьми нужно проводить исключительно в форме игры, с привлечением игрушек, сказочных персонажей и пр. Педагог должен сделать материал предельно доступным для детского понимания, использовать максимум наглядности.

Во второй младшей группе малыши олучают первичные знания по пожарной безопасности

В средней группе полученные первичные знания расширяются. Ребята более детально знакомятся с функционированием пожарной службы, узнают, как правильно вести себя в случае возгорания. Уточняется понимание причин пожара.

Отметим, что в этом возрасте по-прежнему важен игровой компонент на занятии.

Что касается старшей и подготовительной группы, то здесь знания дошкольников по пожарной безопасности углубляются и систематизируются. Будущие школьники уже хорошо должны усвоить действия, которые необходимы в случае возгорания, уяснить взаимосвязь различных подразделений пожарной службы (сообщение диспетчерской службе — боевой расчёт — выезд спасателей на место), знать её телефон. Будущие школьники могут назвать художественные произведения по указанной тематике, способны нарисовать сцену пожара и пожарных, смастерить поделку.

При условии систематического обучения пожарной безопасности будущие школьники обладают запасом знаний и могут воплощать их в продуктивной деятельности

В старшей и подготовительной группах расширяются приёмы обучения. Занятие может быть не только игровым, но и информационно-познавательным, например, увлекательный рассказ воспитателя о том, как древние люди изобрели огонь. В этом возрасте можно организовывать экскурсии в пожарную часть или пригласить в гости настоящего пожарного.

Старшие дошкольники с радостью послушают рассказ о своей работе сотрудника пожарной службы

Виды занятий

Занятия по пожарной безопасности при работе с дошкольниками можно проводить в различной форме.

Игровые занятия

Самый увлекательный вариант — облечь образовательную деятельность в игру, самый естественный вид детской деятельности. В этом случае ребёнок незаметно для себя будет усваивать полезные знания. Игровые занятия могут проходить в виде игры-путешествия, часто педагог привлекает сказочных персонажей, которым нужно помочь или чему-то их научить.

Ребята всегда с энтузиазмом воспринимают сюжетно-ролевые игры. Тему пожарной безопасности затрагивают такие варианты, как «Семейный отдых на природе» (риск лесного пожара), проигрывание ситуации «Вызов по телефону 01 пожарной службы». При этом воспитатель распределяет роли, продумывает сюжет и подбирает необходимые атрибуты. В процессе такой увлекательной деятельности дошкольники хорошо запоминают, куда звонить при обнаружении пожара, что следует говорить, что делать, когда взрослых нет дома.

Участвуя в сюжетно-ролевой игре, ребёнок занимает активную позицию, «проживает» определённую ситуацию, что, конечно же, способствует усвоению знаний и умений.

Сюжетно-ролевая игра позволяет ребёнку проживать реальную жизненную ситуацию

Также полезны игры-инсценировки с привлечением игрушечных машинок, макетов домов, фигурок людей. Дошкольники управляют их действиями, моделируя ту или иную ситуацию, к примеру, процесс тушения очага возгорания.

Манипуляции с игрушками помогают усвоить полезные знания по пожарной безопасности

В старшей и подготовительной группах можно проводить занятия по пожарной безопасности в форме викторины или конкурсов (стихотворных и изобразительных, музыкальных и спортивных). Это даёт школьникам возможность самовыражения, на подобные мероприятия можно даже приглашать родителей. При проведении игровых конкурсов нужно учитывать ряд моментов:

  • добровольное участие детей (задача воспитателя — создать для этого мотивацию);
  • яркие запоминающиеся названия конкурсов;
  • поощрения (например, в виде символических призов);
  • ребята, не принимающие непосредственного участия в конкурсе, задействуются в качестве жюри;

В структуру игрового занятия также можно включать подвижные игры, эстафеты подходящей тематики («Помощники пожарных», «Затуши костёр») и дидактические игры. Что касается последних, то педагог использует печатный материал (его можно изготовить самостоятельно). Пример пособия – «Четвёртый лишний»: из предложенных картинок необходимо выбрать предмет, который не может спровоцировать пожар (кипятильник, телевизор, картина, утюг). Ещё один подходящий вариант – «Выбери нужное»: нужно отобрать предметы, являющиеся атрибутами пожарного (шлем, телефон, зажигалка, ящик с песком, кислородная маска, пожарный шланг).

Познавательные занятия

В старшей и подготовительной группе можно проводить познавательные занятия. Педагог доносит до детей определённую информацию, например на тему «Электроприборы в доме, несущие опасность», «Профессия пожарного» и пр., по ходу повествования задавая детям закрепляющие вопросы. При этом обязательно используется наглядность — атрибуты пожарного, настоящие электрические приборы, красочные картинки и фотографии.

Познавательные занятия должны включать в себя максимум наглядности

Коммуникативные занятия

Тему пожарной безопасности можно затрагивать и на занятиях по развитию речи. В ходе такой деятельности дошкольники учатся свободно общаться, рассуждать, обосновывать свою точку зрения.

Воспитатель проводит беседы, загадывает загадки (про бытовые электроприборы, атрибуты пожарного и пр.), побуждает ребят составлять рассказ по картине («Пожар в лесу»), проводит речевые игры (например, «Разрешается — запрещается»). Также хорошо работает метод создания проблемных ситуаций.

  1. Что может произойти, если поджечь траву в лесу или не потушить костёр?
  2. Что нужно предпринимать, если ты почувствовал дым в квартире?

Можно попросить дошкольников самостоятельно сформулировать правила: что не должен делать ребёнок, когда взрослых нет дома.

Чтение художественной литературы

Любую познавательную тему можно закреплять средствами художественной литературы. Ведь, многие сказки, рассказы, стихотворения содержат элементы явного нарушения ключевых правил пожарной безопасности (тот же известный всеми «Кошкин дом»). Дошкольники осмысливают поведение литературных героев и на их поучительном примере сами решают, как бы они поступили в похожей ситуации.

Полезно заучивание стихотворений на подходящую тематику, а также разыгрывание коротеньких сценок по мотивам прочитанного.

Приведём примерный список произведений для чтения воспитанникам детского сада.

  • Потешка «Дон — дон- дон / Загорелся кошкин дом…» (в младшем возрасте)
  • «Кошкин дом» С. Маршак
  • «Как ловили уголька» Ж. Толмазова
  • «Пожарыч» Д. Кокшаров
  • «Хитрый огонь и вода» Молехина
  • «Спичка — невеличка» Е. Хоринский
  • «Обыкновенная история» К. Орлова
  • «Загадки об электроприборах» Л. Сумина
  • «О спичках», «Об опасных предметах», «О средствах бытовой химии» А. Шевченко
  • «Кем быть? » Л. Сумина
  • «Красная машина» К. Оленев
  • «Пожарная часть» З. Бурлева
  • «Куда спешат красные машины» Т. Фетисова
  • «Служба 01» З. Бурлева
  • «Экипировка» З. Бурлева
  • «Пожарные рукава» З. Бурлева
  • «Антошка — пожарник» К. Ибрагимова
  • «Как неразлучные друзья в огне не горели» А. Иванова
  • «Малышам об огне» Н. Пороховник

Продуктивная деятельность

Свои знания об опасности пожара, работе пожарного, возгорании в лесу ребята с удовольствием отображают в продуктивной деятельности — создают выразительные рисунки, яркие аппликации, замысловатые поделки из бумаги, природного и бросового материала.

Любая познавательная тема лучше усваивается, если её закрепить в продуктивной деятельности

Трудовая деятельность

Привлекая дошкольников к практической трудовой деятельности также можно закреплять тему пожарной безопасности. Например, воспитатель подчёркивает детям важность уборки на участке сухих листьев и травы — это может являться причиной пожара. В этом случае ребята с энтузиазмом помогут дворнику выполнить его работу, почувствовав при этом свою самостоятельность.

Ещё один вариант — привлекать 5–7-летних детей (старшее дошкольное звено) к изготовлению атрибутов для проведения сюжетно-ролевых игр (например, «Семейный отдых на природе»).

Полезно давать трудовые задания для выполнения дома: это привлечёт родителей к самой проблеме пожарной безопасности, а также будет способствовать сближению членов семьи.

Занятие-экскурсия

Дошкольники всегда с восторгом воспринимают посещения каких-либо интересных мест, находящихся за пределами детского сада. Особенно, если это увлекательная экскурсия в пожарную часть.

Очень интересно проверить своими руками действие огнетушителя

Именно здесь можно своими глазами увидеть, как работает огнетушитель, побывать в гараже, где стоят пожарные машины, посмотреть их устройство (откуда берётся вода для тушения огня, как работает сирена и «мигалка» и пр.). Если повезёт, то сотрудники пожарной службы дадут ребятам примерить свою форму, и тогда они смогут ощутить себя настоящими борцами с огнём.

Очень интересно своими глазами увидеть устройство пожарного транспорта

На память о таких интересных мероприятиях обычно остаются яркие фотографии, из которых воспитатель потом может составить фотоколлаж и повесить в группе.

Опытно-экспериментальная деятельность

Юные исследователи очень любят проводить разнообразные опыты, а также наблюдать их. Некоторые из них связаны с исследованием огня и приводят дошкольников к важным выводам, которые наверняка пригодятся им в жизни.

  1. Воспитатель демонстрирует ребятам, как загораются от горелки те или иные материалы. Быстро вспыхивают бумага, вата, материал. А вот дерево горит не так быстро, но, тем не менее также сгорает полностью. А вот если поднести к огню монетку (металл), она не будет гореть, а только сильно нагреется. При погружении монеты в стаканчик с водой можно услышать шипение. Из всего этого дошкольники делают вывод, что никакие вещи нельзя подносить близко к огню. И если металлический предмет не загорится, то об него можно довольно сильно обжечься.
  2. Педагог поджигает бензин в четырёх фарфоровых ёмкостях. Одну он заливает подкрашенной водичкой, вторую — подслащённой, третью чашку — засыпает песком, а четвёртую полностью накрывает плотным материалом. При этом во всех чашках огонь гаснет. Таким образом, ребята делают вывод, что огонь можно погасить водой (в любом виде), песком или тканью (перекрыв доступ кислорода). Причём, воспитатель обращает внимание, что вместе песка вполне можно брать землю из цветочных горшочков, которые стоят в комнате.

Ребята с большим интересом наблюдают, как загораются различные материалы

Реализация индивидуального подхода на занятии по пожарной безопасности

Педагогический процесс в ДОУ всегда проходит эффективнее при умелом использовании индивидуального подхода. Так, педагог всегда знает особенности характера своих воспитанников, их склонность к тем или иным видам деятельности. Это учитывается, например, при участии в конкурсах: более активные ребята, которые любят быть в центре внимания, будут читать стихи, участвовать в сценках. Застенчивые и спокойные детей, наоборот, будут чувствовать себя комфортно при выполнении продуктивной работе (рисование, создание поделок и пр.).

Эти же моменты стоит учитывать и при визите в группу гостей (сотрудника пожарной службы). Если он просит подойти к нему кого-то из детей, то не стоит привлекать для этой цели скромного ребёнка.

Мотивирующие моменты в процессе занятия

Чтобы тема пожарной безопасности заинтересовала дошкольников, педагог создаёт у них соответствующую мотивацию. Прежде всего, нужно продумать необычное интригующее начало занятия. Например, в группу «влетает» с известием игрушечная птичка: у неё в лесу случился пожар. Горит всё: и деревья, и травы, и домики лесных обитателей. При этом воспитатель демонстрирует ребятам подходящую фотографию или картинку.

Яркая картина лесного пожара обязательно привлечёт внимание дошкольников

При изучении пожарной безопасности на природе можно рассказать ребятам грустную историю. Люди отдыхали на природе. Они уехали, потушив за собой костёр, но не заметили, что маленький уголёк откатился и постепенно превратился в большой огонь. Все лесные жители были в ужасе: деревья молча плакали, животные убегали от жара и дыма. И вот зайчик прибежал к ребятам в группу, чтобы обо всём этом рассказать.

Рассматривая тему возгорания в квартире, занятие можно начать с появления испуганного котёнка с перебинтованной лапкой: он обжёг её потому, что люди оставили включённым утюг.

Воспитатель может пригласить ребят в путешествие по городу Опасности. Там есть улица под названием «Будь осторожен», потому что там живут маленькие жители, которые иногда могут привести к большой беде. Далее следует загадка.

  • В маленьком домишке живут шалунишки
  • И они весь денёк добывают огонёк. (Спички.)

Занятие можно начать с чтения отрывка из стихотворной сказки С.Я. Маршака «Кошкин дом», в котором ярко описывается разрушающее действие огня.

Словечко за словечком — И снова разговор, А дома перед печкой

Огонь прожёг ковёр.

Ещё одно мгновенье — И лёгкий огонёк Сосновые поленья

Окутал, обволок.

Взобрался по обоям, Вскарабкался на стол И разлетелся роем

Золотокрылых пчёл.

С.Я. Маршак

Дошкольникам нравится чувствовать себя самостоятельными и исправлять чужие ошибки. Можно использовать мотив письма (для выразительности используется обгоревший конверт), в котором находится стихотворение про спички Г. Остера из цикла «Вредные советы».

Спички — лучшая игрушка

Для скучающих детей.

Папин галстук, машин паспорт —

Вот и маленький костёр.

Если тапочки подкинуть

Или веник подложить

Можно целый стул зажарить,

В тумбочке сварить уху.

Если взрослые куда-то

Спички спрятали от вас,

Объясните им, что спички

Для пожара вам нужны.

Г. Остер

После знакомства с этим произведением ребята с удовольствием расскажут, чего не нужно делать во избежание беды, закрепляя тем самым правила пожарной безопасности.

Чтобы мотивировать детей к познавательной деятельности в структуру занятия обязательно нужно включать физкультминутки и пальчиковую гимнастику на тему огня, пожарных и пр.

Пальчиковая гимнастика «Спички и огонь»

Физкультминутка «Пожарный»

Физкультминутка «Кошкин дом»

Картотека популярных тем по пожарной безопасности, используемых при работе с дошкольниками

Конкретные темы для занятий по пожарной безопасности в детском саду определяются исходя из основных целей обучения. Можно выделить следующие блоки.

  1. «Осторожно, огонь!», «Огонь — это друг или враг?», «Злой и добрый огонь», «Спички не тронь — там спрятался огонь».
  2. «Пожароопасные предметы», «Отчего загорелся Кошкин дом», «Опасные электроприборы», «Откуда может прийти беда».
  3. «О правилах важных — пожаробезопасных», «Как вести себя при пожаре».
  4. «Профессия — пожарный», «Героизм пожарных», «Укротители огня», «Пожарные на учении».

Фрагменты конспектов занятий по пожарной безопасности в ДОУ — таблица

Картотека игр по теме пожарной безопасности

Незаменимым помощником воспитателя при работе с детьми по теме пожарной безопасности являются различные игры.

Дидактические печатные игры

Их можно приобрести в магазинах или же изготовить своими руками, проявив фантазию и творчество. Можно взять за основу следующие варианты.

  1. Лото «Пожароопасные ситуации». Представляет собой игровые поля (с пустыми квадратами) и набор сюжетных картинок на тему поведения при возгорании (например, оставленный включённым утюг, малыш, играющий со спичками и. т. д.). Ребёнок, который правильно охарактеризует ситуацию, забирает себе карточку.
  2. «Карточная викторина». У воспитателя в красивой коробке находятся карточки с вопросами по теме правил поведения при возгорании. Она вытягивает их одну за другой (это может делать и игрушечный персонаж). Ребёнок, ответивший верно, получает жетон или фишку. В конце игры по ним определяется победитель. Примеры вопросов: нужно назвать причину пожара, по какому телефону нужно вызывать пожарную службу, можно ли прятаться в шкафу при пожаре, можно ли при пожаре устраивать сквозняк и т. д.
  3. «Сложи картинку» — пазлы на тему пожара. Две команды дошкольников на скорость складывают изображение, разрезанное на несколько частей (6–14 элементов в зависимости от возраста воспитанников).
  4. «Хорошо — плохо». На плакате изображены различные виды использования огня (в хороших и плохих целях). Дети получают карточки, которые должны поместить на картину в необходимое место.

Речевые игры

Речевые игры не только закрепляют знания по пожарной безопасности, но и развивают речь ребёнка, пополняют словарный запас. Подходящий вариант «Доскажи словечко»: дошкольники должны закончить стихотворение, подобрав слово, подходящее по смыслу и рифме. Можно сделать игру более увлекательной: ребята сидят в кругу и передают мяч друг другу после каждого правильного ответа.

Упал на пол уголёк-

Деревянный пол зажёг

Не смотри, не жди, не стой

А залей его (водой)

Победит огонь коварный Тот, кого зовут… (пожарный)

Что за тесный, тесный дом? Сто сестричек жмутся в нём. И любая из сестричек Может вспыхнуть, как костёр. Не шути с сестричками,

Тоненькими … (спичками)

Раскалился если вдруг

Электрический утюг

Что должны вы сделать детки?

Вынуть вилку из… (розетки)

Если младшие сестрёнки

Зажигают дома спички

Что должны вы предпринять

Сразу спички (отобрать.).

Если вдруг пожар возник

Ты обязан в тот же миг

В часть пожарным позвонить

О пожаре им…. (сообщить).

Если хочешь ты гулять

Вскачь не надо убегать

Закрывая в доме дверь

Все ли выключил?..(проверь.)

Где с огнём беспечны люди,

Там взовьётся в небе шар,

Там всегда грозить нам будет

Злой… .(пожар)

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/01/14/pozharnaya-bezopasnost

Можно также поиграть с дошкольниками в речевую игру «Четвёртый лишний». Воспитатель называет четыре предмета, а дошкольники должны выбрать тот, что не связан с опасностью пожара (например, компьютер, расчёска, кипятильник, газовая плита).

Сюжетно-ролевые игры

  1. «Мы — смелые пожарные». Атрибуты и оборудование: игрушечные пожарные машины, шлемы, лопаты, вёдра, канат, аудиозапись звуков «мигалки», шведская стенка.
  2. Пожар в городе». Атрибуты: напольный конструктор, игрушечные пожарные машинки, мелкие фигурки (люди, деревья и пр.), карты-схемы, аудиозапись «мигалки».
  3. «Ребёнок один дома». Атрибуты: игрушечная бытовая техника (утюг, электрический чайник, газовая плита, фен), телефон плюс атрибуты к игре «Мы –смелые пожарные».

Поделки по пожарной безопасности своими руками

Закрепить знания дошкольников по теме пожарной безопасности можно созданием поделок. Чаще всего такая работа выполняется дома вместе с родителями, а затем проводится выставка в рамках группы либо же всего детского сада. Такие мероприятия очень важны, поскольку экспонаты демонстрируют видение пожарной безопасности именно глазами детей. Задача же взрослых — направлять ребёнка, помогать по мере необходимости. Кроме того, совместное творчество всегда сближает членов семьи, заставляет малыша поверить в свои силы.

Поделки по пожарной безопасности могут быть самыми разными. Прежде всего, различаются плоскостные и объёмные варианты. В первом случае это будут выразительные аппликации из салфеток (в технике торцевания, пластилинографии, квиллинга, аппликации из салфеток, пуговиц, пайеток, насыпным и отрывным способом и пр.).

Фотогалерея: плоскостные поделки на тему пожарной безопасности

Кошкин дом: пластилинография Не шути с огнём! Пластилинография Огонь в лесу: квиллинг и мозаичная аппликация из салфеток Пожарная машина: коллективная работа в технике торцевания Пожарный на службе: пластилинография

Более замысловаты объёмные варианты. Для этой цели используют самые разные материалы: пластилин, цветной картон, бросовый материал (пустые бутылки, спичечные коробки, пульверизаторы в качестве огнетушителя и пр.). Очень эффектно смотрятся работы из ткани и вязанные крючком.

Фотогалерея: объёмные поделки на тему пожарной безопасности

Атрибуты пожарного: поделка из пряжи (вязание крючком) Не играй дома с огнём! Поделка из ткани, пряжи и бросового материала Огнетушитель и спички: объёмная поделка из бумаги Отважный пожарный: поделка из ткани Пожар дома: объёмная поделка с элементами аппликации Пожарная машина спешит на помощь: поделка из спичек и спичечных коробков Пожарные за работой: поделка из пряжи, бумаги и бросового материала Пожарный транспорт: поделка из игрушечного строительного материала Пожарный тушит дом: объёмная поделка с использованием коробок Пожарный щит: поделка из бумаги и бросового материала

Видеоматериалы по теме

Всегда интересно увидеть открытые занятия по одной тематике в разных возрастных группах.

«Огонёк всегда такой — и хороший, и плохой»: открытое занятие в подготовительной группе (с использованием ИКТ)

«Путешествие по стране пожарной безопасности»: занятие в старшей группе

«Одни дома»: драматизация сказки о пожарной безопасности воспитанниками средней группы

Задача родителей и дошкольного учреждения — не только всячески оберегать ребёнка от возможных опасностей, но и создавать у него представление об экстремальных ситуациях, навыки правильного поведения в них, учить самостоятельно соблюдать меры предосторожности. Вот почему занятия по пожарной безопасности являются актуальной и необходимой частью педагогического процесса. Задача воспитателя — подобрать доступный материал для каждой возрастной группы, облечь образовательную деятельность в увлекательную форму, учитывая при этом важность игрового компонента и активной позиции дошкольника.

melkie.net


Смотрите также

Содержание, карта сайта.