Письмо пучкова о ликвидации частной пожарной охраны


Глава МЧС Владимир Пучков отменил решение о ликвидации пожарной части в Алейске, узнав о голодовке персонала

18.06.2014 16:21

Восемь работников пожарной части № 50 Алейска прекратили продолжавшуюся с 16 июня голодовку после того, как в конфликт лично вмешался министр Владимир Пучков. Он отменил решение о ликвидации пожарной части и сокращении работников, а также пообещал отремонтировать здание и предоставить новую технику. Соответствующий документ пожарные ждут в ближайшие дни, рассказал ИА «Банкфакс» работник части Василий Волков.

По его словам, голодовку прекратили потому, что все требования, выдвигаемые попавшими под сокращение работниками, выполнены. «Мы сохранили пожарную часть - это главное. Я не исключаю, что к некоторым из нас руководство городской пожарной охраны применит какие-то санкции, но мы отстояли пожарную безопасность города, так что последствий я не боюсь», - рассказал собеседник.

С его слов, 17 июня руководство городской пожарной охраны в спешном порядке принялось вывозить из здания части мебель, технику, снимать таблички и вывески. Однако уже через пару часов после отъезда грузовиков начальство вернулось и извинилось перед работниками, а чуть позже начали возвращать и имущество. Оказалось, что в городскую пожарную охрану поступило письмо из федерального МЧС с требованием отменить решение о ликвидации части, так как оно проходило с нарушением норм трудового законодательства и создавало угрозу для безопасности Алейска. Сейчас работники не исключают наказания для самих руководителей, принявших решение о ликвидации, так как расследованием обстоятельств массового сокращения займется специально созданная федеральным МЧС комиссия.

Как рассказал Василий Волков, ранее к голодающим даже присоединился один из погорельцев, который лишился дома, как говорят участники акции, именно из-за решения об оптимизации части. Однако 16 июня по требованию руководства городской пожарной охраны он покинул помещение.

До вмешательства министра пожарные испробовали все законные методы остановить оптимизацию: писали петиции и подавали судебный иск на краевое ГУ МЧС. 10 июня состоялось первое судебное заседание, на котором представители ведомства так и не смогли обосновать необходимость закрытия части. «Мы, в свою очередь, сами провели эксперименты, результаты которых предоставили в суд. Получилось, что за полагающиеся по закону 10 минут сотрудники другого поста пожарной охраны никак не успевают добраться до тех районов города, за которые ранее отвечали мы. Подписи под нашими петициями ставили и многие работники действующей пожарной части — всего более 50 человек», - заверил Василий Волков.

www.bankfax.ru

Григорий ЛУКОНЕНКО: "Нам не выгодно, чтобы у заказчика случился пожар. Поэтому мы работаем на предупреждение» — KVnews.ru

НА ПРАВАХ РЕКЛАМЫ

18 июля 2017 года исполнилось 90 лет со дня создания государственного противопожарного надзора.

О том, как развивается сфера пожарной охраны в стране в целом и в Омске в частности, корреспондент «КВ» Егор КАЗАНЦЕВ побеседовал с генеральным директором ООО «Пожарное дело» Григорием ЛУКОНЕНКО.

— Григорий Филимонович, более 50 лет вы являетесь сотрудником пожарной охраны, сначала государственной, потом частной. А еще вы, насколько я знаю, один из авторов Закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Как с точки зрения профессионала, руководителя, вы можете оценить тенденции развития пожарной охраны в России?

— Прежде всего хочу поздравить с юбилеем всех работников Государственного пожарного надзора России и Главного Управления МЧС России по Омской области. Имея возможность оценить труд пожарной охраны, исходя из личного опыта, желаю всем причастным успехов в начинаниях, стойкости в достижении намеченных целей, искренней заинтересованности в своей работе и, конечно, чтобы семьи обеспечивали надежный тыл и поддержку.

История развития пожарной охраны в стране хронологически достаточно изучена. Безусловно, поворотным моментом для пожарной охраны стал 1994 год, когда на имя Президента РФ Б.Н. Ельцина был представлен доклад «Горящая Россия». Этот доклад и подготовил почву для принятия в конце 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Проект закона предусматривал создание частной пожарной охраны как отдельного ее вида. Но этот пункт из первоначальной редакции закона был вычеркнут.

Отмечу, что в ходе подготовки закона разработчиками изучен международный опыт развития и использования частной пожарной охраны. Так, в 1984 году в США действовало 17 частных пожарных компаний в 14 штатах и эта отрасль имела тенденцию к росту. Частная пожарная охрана существует в США, Германии, Дании, Финляндии, Словакии и других странах. В Венгрии частная пожарная охрана защищает атомную электростанцию. Группа компаний Falck со штаб-квартирой в Дании работает в 11 европейских странах, а также в Бразилии, Тринидаде и Тобаго и Малайзии. Falck владеет крупнейшей в мире частной службой пожаротушения, которая тушит в Дании около 12 000 пожаров в год. В большинстве случаев в перечисленных странах потребителями услуг по оказанию помощи в чрезвычайных ситуациях являются местные власти, поэтому люди, которые пользуются услугами компании, не платят за скорую помощь, тушение пожаров или транспортировку в больницу, все это оплачивают местные органы власти.

Опыт отчасти был позаимствован, и 22 августа 2004 года воплощен в жизнь замысел разработчиков закона и Федеральным законом № 122-ФЗ в Закон «О пожарной безопасности» включена статья 12.1 «Частная пожарная охрана», дающая возможность для возникновения и развития этого вида пожарной охраны наравне с другими.

В настоящее время ст.4 Закона «О пожарной безопасности» закреплено 5 видов пожарной охраны, составляющих на обслуживаемой территории субъекта РФ единый гарнизон: государственная противопожарная служба; муниципальная пожарная охрана; ведомственная пожарная охрана; частная пожарная охрана и добровольная пожарная охрана.

Для меня, как руководителя частной пожарной охраны, очень лестно, что в своем интервью «Коммерческим вестям» в номере от 5 мая нынешнего года начальник ГУ МЧС России по Омской области Владимир КОРБУТ дал положительную оценку нашему взаимодействию с Управлением.

ООО «Пожарное дело» действительно выполняет совместные проекты и программы с ГУ МЧС России по Омской области в сфере противопожарной защиты, а также в сфере общественно-массовых мероприятий и социальной защиты личного состава подразделений и ветеранов. По мере возможности мы нередко спонсируем различные мероприятия, проводимые Управлением.

Но вернемся к теме. Убежден, что, начиная с 2004 года, закрепив законодательно перечисленные виды пожарной охраны, Россия пошла по прогрессивному пути развитых стран.

Частная пожарная охрана создается в населенных пунктах и организациях в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и осуществляет свою деятельность как коммерческая организация на договорной основе.

Естественно, такая деятельность осуществляется исключительно на основании соответствующей лицензии. Лицензии на право осуществления деятельности по тушению пожаров, выдаются уполномоченными подразделениями МЧС России и только после тщательной проверки на соответствие соискателя лицензии обязательным требованиям (наличие специально подготовленного штата сотрудников, пригодного по медицинским показаниями к работе во вредных и опасных условиях; обеспеченность средствами индивидуальной защиты, достаточная материально-техническая оснащенность и другие). Таков закон.

Начиная с 2004 года (всего за 12 лет!), в России было создано более 500 подразделений частной пожарной охраны, специально подготовленных для профессиональной борьбы с огнем. В 2016 году этих подразделений насчитывалось 616.

— Как вы можете прокомментировать предложение министра МЧС России Владимира Андреевича Пучкова об упразднении частной пожарной охраны как малоэффективной и дорогой службы?

— К сожалению, это дилетантский подход и не продуманное предложение. Так рассуждают преимущественно те, кому режет слух слово «частная», якобы созданная только для извлечения прибыли.

— Но ведь цель деятельности любой коммерческой организации именно в этом?

— Основная цель – да, в этом. Но почему-то всегда упускаются из внимания цели не основные, хотя от этого не менее важные. Например, такие, как обеспечение безопасности населения, сокращение ущерба от пожаров. Никто не желает обращать внимание и на способы достижения целей. Обратимся вновь к мировой практике. Например, издержки частной пожарной охраны (общественно финансируемой) в Спотсдейле (Аризона) были приблизительно на 47% меньше, чем государственной, обслуживающей сравнимое число потребителей. При этом качество услуг было выше.

Одной из предпосылок к этому является то, что частная пожарная охрана зарабатывает на профилактике пожаров, а не на тушении. Только в том случае, если нет пожаров, частная компания экономит эксплуатационные расходы и увеличивает прибыль. Пожары невыгодны нам, возможно, даже больше, чем заказчику. Так как его имущество обычно застраховано.

Безусловно, частная пожарная охрана имеет ряд неоспоримых преимуществ перед другими видами пожарных формирований. Прежде всего это более гибкая ценовая политика частников. Услуги такой охраны обходятся намного дешевле, чем федеральной. Нужно сказать, что платная пожарная охрана, работающая по договору, исходит из тех условий, которые может предложить заказчик. Для организации работы частников на объекте не требуется вводить в штат дополнительных сотрудников в лице финансиста, экономиста или бухгалтера. Все необходимые должностные лица работают в офисе исполнителя. Платная служба свободно обходится без раздутого штата сотрудников, так как может использовать совмещение должностей. То же самое можно сказать относительно преимуществ частников перед ведомственными пожарными формированиями.

Оценивая затраты на содержание частной пожарной охраны и склоняясь к выбору именно данного вида пожарной охраны для защиты своих объектов от пожаров, собственники оценивают прежде всего эффективность и экономическую выгоду по сравнению в другими видами пожарной охраны. И выбор собственников в пользу частной пожарной охраны, очевидно, противоречит утверждению о ее дороговизне и неэффективности.

— А по уровню профессиональной подготовки частники не уступают работникам государственной противопожарной службы? Существует ли принципиальная разница в зависимости от вида пожарной охраны?

— Нет, никакой разницы не существует. Специалистов всех видов пожарной охраны от пожарных до руководителей подразделений обучают одни и те же учебные заведения по одним и тем же учебным программам. Тут все зависит от самого человека и от руководителей того подразделения, в которое он придет работать. Найдут человеку правильное применение в структуре – будет толк, нет – потеряют специалиста.

— Вам удается правильно использовать человеческий ресурс?

— Преимущественно да. Профессионализм нашего подразделения неоднократно подтвержден в боевых условиях. Так, в 2014 году, прибыв одними из первых на пожар в цехе № 101 ОАО «Омский каучук», работники ООО «Пожарное дело» не допустили распространения огня, предотвратив угрозу повторного взрыва оборудования и обрушение конструкций. За участие в тушении пожара на ОАО «Омский каучук» работники 1 отряда ООО «Пожарное дело» награждены грамотами ГУ МЧС России по Омской области.

За участие в боевых действиях по тушению пожара, произошедшего 15 сентября 2016 года на технологической установке замедленного коксования 21-10/3М АО «Газпромнефть-ОНПЗ», недопущение распространения огня на технологические установки, взрывов и масштабной техногенной катастрофы работники 1-го отряда ООО «Пожарное дело», проявившие мужество, отвагу и самоотверженность награждены правительственными наградами — медалями «За отвагу на пожаре».

При этом личный состав пожарной охраны не получил от воздействия опасных факторов каких-либо повреждений здоровья и травм, что является одним из основных подтверждений высокой профессиональной подготовленности.

Одно из подразделений нашей организации аттестовано в качестве аварийно-спасательного формирования с правом проведения поисково-спасательных, аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров. Свидетельство выдано по решению отраслевой комиссии Минэнерго России по аттестации аварийно-спасательных служб (формирований) и спасателей нефтяной и газовой промышленности, а также иных отраслей топливно-энергетического комплекса.

На базе АО «Газпромнефть-ОНПЗ», которое ООО «Пожарное дело» охраняет от пожаров уже пятый год, неоднократно проводились совместные учения подразделений завода, частной пожарной охраны и Главного Управления МЧС России по Омской области. Демонстрировались навыки частной пожарной охраны и представителям Управлений МЧС России по Сибирскому региону и руководству ПАО «Газпром нефть». По результатам нашей работы и совместных учений меня ежегодно приглашают на совещания, проводимые руководством Газпрома для обмена опытом, заслушивают доклады, засыпают вопросами.

— Но на тушение пожаров подразделения частной пожарной охраны выезжают не так часто, как государственная противопожарная служба, и не на любые вызовы, верно?

— Верно. Тут надо понимать существенную разницу между государственной противопожарной службой и частной пожарной охраной. Первая полностью содержится за счет бюджета. Обращаю ваше внимание, что не бесплатно. Выезд на пожар государственной противопожарной службы оплачиваете вы, я, каждый налогоплательщик. В том числе и крупные предприятия, уже содержащие пожарную охрану другого вида. Поэтому и приедет государственная пожарная служба к любому, кто ее вызывает. Имущество, ГСМ, средства тушения пожаров для государственной противопожарной службы, опять же, будут восстановлены за наш с вами счет. За счет налогоплательщиков выплатят компенсации пострадавшим. Поэтому чем больше пожаров, тем хуже мы живем, тем меньше денег может расходовать государство на другие цели, такие, как развитие социальной сферы, строительство детских садов, школ и т. п.

Частную пожарную охрану содержит только она сама и только за счет тех средств, которые получает от заказчиков по договорам. При этом никаких особых налоговых льгот для нас законодательство не предусматривает. Теперь судите сами. Мы приобретаем технику, оборудование и т.п. или собственник (завод) приобретает подобное имущество, строит пожарное депо. Захочет ли собственник созданного (приобретенного) имущества использовать его не для обеспечения собственной безопасности, зная, что восстанавливать и восполнять его он будет за собственный счет? Конечно, нет.

Но и тут не все просто. Не можем мы отказаться от выездов на пожары. Что же это за пожарная охрана тогда такая? Не стоит частник особняком от других видов пожарной охраны в Омской области и в России.

Как прямо указано в Федеральном законе № 69-ФЗ, все виды пожарной охраны в субъекте РФ составляют его единый гарнизон, который при тушении пожаров и осуществлении аварийно-спасательных работ действует как единый отлаженный механизм. На регулирование этого механизма направлены многочисленные приказы МЧС РФ, такие, как «Об организации караульной и гарнизонной службы», «О порядке привлечения сил и средств частной пожарной охраны к тушению пожаров» и многие другие.

Подразделения частной пожарной охраны наравне с другими являются составной частью гарнизона пожарной охраны в субъекте и привлекаются к тушению пожаров на основании согласованного с ГУ МЧС России расписания выездов. Обмен информацией о боевой оснащенности всех подразделений гарнизона осуществляется круглосуточно. Такой порядок предписан Приказом МЧС России за № 240 от 05.05.2008 г. и соблюдается всеми подразделениями.

Тут услышал абсурдное предложение, что имущество частной пожарной охраны надо забрать и передать в государственную противопожарную службу. Скажу честно, возмущен! Ведь если бы такие рассуждения велись на уровне обывателя, я смог бы понять. Но рассуждения на тему «забрать и передать» в самой системе МЧС, на мой взгляд, недопустимы. Это дискредитирует прежде всего государственную структуру, так как такие рассуждения сходны с лозунгами 1917-1918 годов. Неужели кому-то действительно хочется шагнуть на 100 лет назад? Хочется пожелать сотрудникам, выдвигающим подобные идеи, быть осмотрительнее в выборе фраз, так как они могут трактоваться как произнесенные от лица государства, и всегда помнить, какие должности они занимают.

— А ООО «Пожарное дело» имеет право диктовать заказчику ваших услуг по договору какие машины, оборудование, средства, предназначенные для тушения пожаров должны им приобретаться?

— Мы не диктуем, но советуем. Вообще изначально заключению договора предшествует этап изучения специфики работы объекта и его противопожарной защищенности. Второй этап — этап переговоров, на котором выясняются цели сторон предполагаемого договора, и задачи, которые будут поставлены перед каждой из них в связи с этим.

Необходимо помнить, что обеспечение надежной противопожарной защиты с минимальными затратами для балансодержателя любого вида собственности сегодня является наиболее актуальным.

Поэтому еще на стадии заключения договора необходимо разработать концепцию развертывания деятельности частной пожарной охраны, сразу определившись с руководством охраняемого объекта о взаимодействии во всех областях противопожарной защиты.

Конечно, существуют определенные сложности при организации столь масштабной деятельности пожарной охраны на отдельно взятом объекте защиты, но в конечном итоге такой подход себя оправдывает.

Приведу пример. Начиная с 2013 года, ООО «Пожарное дело» охраняет от пожаров такие крупные предприятия нефтепереработки, как АО «Газпромнефть-ОНПЗ», ООО «Газпромнефть-СМ» «ОЗСМ», ООО «ГПН-Логистика».

Прошедшие годы показали, насколько плодотворным и взаимовыгодным может быть такое сотрудничество. Так, за этот период переоснащены пожарные части № 11 и 12, построена и введена в эксплуатацию пожарная часть № 20. Во всех пожарных частях обновлено имущество, предназначенное для круглосуточного несения службы боевыми расчетами пожарной охраны.

В соответствии с рекомендациями ООО «Пожарное дело» заводом частично обновлен парк противопожарной техники, и процесс приобретения современной техники в настоящее время не прекращается.

Все перечисленное стало возможным благодаря тесному сотрудничеству руководства АО «Газпромнефть-ОНПЗ» и ООО «Пожарное дело». Постоянная личная заинтересованность в возможных совершенствованиях в области обеспечения пожарной безопасности предприятия и непосредственное участие генерального директора АО «Газпромнефть-ОНПЗ» Олега Германовича БЕЛЯВСКОГО в обсуждении и решении этих вопросов определяют ключевые направления развития пожарной охраны на заводе.

Таков наш подход при организации работы на любом обслуживаемом предприятии начиная от нефтезавода и заканчивая индивидуальным предпринимателем, которому необходимо обеспечить пожарную безопасность всего одной торговой точки.

Например, если бы меня спросили, что в Сибирском регионе должно быть поставлено в качестве одной из основных целей для обеспечения пожарной безопасности территориально удаленных сельских поселений, я бы ответил, что не нужно приобретать дорогостоящий вертолет один на регион, который все равно своевременно не долетит до пожарища. Нужно эти деревни опахивать. Такой простейший способ предотвратит распространение огня и уничтожение имущества, гибель людей. Вот вам простой вариант комплексного подхода к обеспечению пожарной безопасности целого муниципального образования с учетом необходимой экономии денежных средств.

Сегодня, обладая обеими лицензиями из двух лицензий, возможных в области противопожарной защиты, ООО «Пожарное дело» способно взять под охрану все объекты Омской области, включая областной центр и отдаленные районы (здания, сооружения, территории и т. д.). С уверенностью могу сказать, что после полной оценки всех проблем и насущных потребностей контрагента наши услуги будут в разы дешевле аналогичных услуг государственной противопожарной службы.

— Есть ли на сегодняшний день в активе ООО «Пожарное дело» какие-то весомые достижения, награды? Ведь можно счесть большинство из рассказанного вами выше саморекламой.

— Конечно, есть элемент саморекламы. Но кто не хочет продвинуть свою услугу, тем более перспективную, на рынок?! При этом мы можем без стеснения похвастаться определенными достижениями.

Так, на тематических выставках в 2014-2017 годах ООО «Пожарное дело» награждено дипломами МЧС России и Международного салона «Комплексная безопасность» (г. Москва) в номинации «Лучшие комплексные решения в области пожарной безопасности» (2015 г.), золотой медалью в номинации «Гарантия качества и безопасности» и дипломом «За внедрение инновационных технологий обеспечения пожарной безопасности на особо опасных предприятиях и успешное развитие системы мониторинга «Иртыш-3Р» (2016), золотой медалью выставки технологий, товаров и услуг для пожарной безопасности «STOPFIRE 2015» (г. Екатеринбург) «За внедрение инновационных технологий в противопожарную защиту особо опасных предприятий и объектов социальной сферы, имеющих государственное значение», золотой медалью и дипломом выставки «Сиббезопасность-2014» «За высокий профессионализм при оказании услуг в области противопожарной защиты и тушения пожаров на пожаро-взрывоопасных и имеющих государственное значение объектах» (г. Новосибирск). И уже в июне 2017 года ООО «Пожарное дело» Министерством ГО и ЧС РФ признано победителем Х международного салона средств обеспечения безопасности «Комплексная безопасность-2017» в номинации «За разработку современных систем тушения пожаров». Диплом победителя подписан и вручен министром В.А. Пучковым.

И это только часть наград. С полным перечнем медалей и дипломов может ознакомиться каждый желающий на нашем сайте www.pogardelo.ru или в офисе компании по адресу: г. Омск, ул. Масленникова, д. 72, офис «Центр пожарной безопасности».

— Спасибо, Григорий Филимонович, за содержательную беседу о том, что представляет собой сегодня частная пожарная охрана.

— Спасибо аудитории «КВ» за интерес к теме. Уважаемым читателям искренне желаю, чтобы мы все, являясь жителями единого пространства Российской Федерации, относились к нелегкому труду друг друга с большим уважением и меньшей подозрительностью.

kvnews.ru

Частная пожарная охрана

?

Previous Entry | Next Entry

uborshizzzaВ верхнее тематическое оглавлениеТематическое оглавление (Новости) Состоял ли кто-нибудь из вас в добровольной пожарной дружине? У нас на работе регулярно кого-то в нее записывают и даже заставляют ходить на лекции. Кстати, в 90-х и нулевых годах этого, вроде бы, не было. А в советское время они существовали. Помню, как у нас осуждали одну женщину, которая в рабочее время занималась в этой дружине и даже разжигала под окном костер из каких-то тряпок, чтобы его успешно погасить. Наши кумушки расценивали это как придурь и отлынивание от работы. Я уж думала, что пожарные дружины умерли вместе с советской властью, но нет. О них вспомнили, когда жарким летом 2010 полыхнуло в подмосковных и других местах. И, наверное, не прекращалось действие пожарных дружин в дачных поселках.Но все эти дружины не отменяют настоящую пожарную службу, которая когда-то состояла при МВД, потом была самостоятельной, а теперь входит в МЧС.А слышали ли вы о частной пожарной охране? Она связана с частной охранной службой. Те самые охранники, что стоят у вас на входе в учреждение, должны заодно наблюдать за соблюдением пожарной безопасности и уметь тушить пожар. В 2004 году, то есть через 12 лет после появления закона о негосударственных структурах безопасности, Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ в существовавший с 1994 года Федеральный закон «О пожарной безопасности» была введена статья 12.1 «Частная пожарная охрана». Она предусмотрела, что:«Частная пожарная охрана создается в населенных пунктах и организациях.Создание, реорганизация и ликвидация подразделений частной пожарной охраны осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.Нормативы численности и технической оснащенности частной пожарной охраны устанавливаются ее собственником самостоятельно.Подразделения частной пожарной охраны оказывают услуги в области пожарной безопасности на основе заключенных договоров».Правда, пока такая практика не слишком распространена. Обычно при заключении договора с частной охраной вопрос о пожарной охране опускается.Нынешний министр МЧС Владимир Пучков считает, что это неправильно. Частная охрана должна тесно взаимодействовать не только с МВД, но и с МЧС по вопросам пожарной безопасности.Пучков занял пост главы МЧС после назначения Шойгу губернатором Московской области. До этого Пучков был директором департамента гражданской защиты министерства, руководителем Северо-Западного регионального центра МЧС, статс-секретарем - заместителем министра МЧС России. В МЧС – 2 больших подразделения – гражданская оборона и пожарный надзор. По существу пожарная служба не слишком вписывается в МЧС – это довольно самостоятельная структура. И очень затратная.

А не может ли так случиться, что ее опять сделают самостоятельной? Более того, пожарную охрану могут сделать частной и платной. По крайне мере, для предприятий. Не для этого ли и вводили понятия о частной пожарной охране?

Метки:

uborshizzza.livejournal.com

Открытое письмо Пучкову — министру РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям

Открытое письмо свердловского спасателя Путину, в котором он обращает внимание на проблемы в структуре МЧС не оставило в стороне и Брянскую область. «Журнал брянского стрингера» в своих публикациях неоднократно обращал внимание на существующие проблемы по линии МЧС, причем основная цель данных статей не была дать оценку руководству МЧС, а преследовала цель исправить положение дел с безопасностью населения области, в статьях было указано что в результате, если сказать честно, бездеятельности руководства МЧС страдали люди.

Не однократно были опубликованы статьи, которые так и назывались «О принуждении МЧС к прекращению вранья». Не единожды обращалось внимание руководства МЧС на прекращение показухи в своей деятельности, сокрытии фактов аварий, происшествий, освещение работниками СМИ ГУ МЧС откровенно глупой информации о деятельности пожарных, которые не заслуживают такой оценки их деятельности. Приводились конкретные факты не компетенции органов ГУ и ЦУКС МЧС, с просьбой исправить положение в данной сфере. Ответа нет.

Предлагалось обратить внимание на то что, ликвидация аварий, ЧС — это в первую очередь обязанность органов МЧС. Предлагались конкретные действия по предупреждению и недопущению подобных аварий. Ответ не последовал.

Указывалось не некомпетентность руководства ГУ и ЦУКС МЧС в организации оповещения жителей области при авариях, ЧС, угрозе паводка и т.д. Ответа нет.

Просили разрешить представителям СМИ присутствовать на заседаниях КЧС области, с возможностью участия в обсуждении предстоящих и возникающих проблем, с целью улучшения работы по защите населения области. Ответа нет.

Не говоря уже о том, что по именно причине бездеятельности руководства МЧС бывший Губернатор Брянской области осужден на 4 года колонии общего режима. В данном деле виновен не Губернатор, а руководство ГУ МЧС, но в колонии находится Н.В.Денин.

Ваша практика рассмотрения обращения с жалобой на действия руководства Главного управления МЧС России по Брянской области направленного министру МЧС, которое затем направляется руководству Центрального Регионального Центра МЧС России, которое в свою очередь направляет его в ГУ МЧС России по Брянской области, вызывает недоумение. Причем и полученный ответ оставляет сожаление и разочарование. В качестве примера могу привести обращение по поводу подготовки оперативного ежедневного прогноза, где ГУ МЧС прогнозирует отсутствие угрозы землетрясения, отсутствия прогноза трансграничной ЧС, погоды на сутки с детализацией по районам (которой гидрометцентр не производит), оценку экзогенных процессов и т.д. А в ответе из ЦРЦ совместно с ГУ получаем, что, что данный оперативный ежедневный прогноз составлен на основании руководящих документов, и что оправдываемость прогноза составляет более 80%. Кому этот нужно?

«Журнал брянского стрингера» приглашает Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Пучкова Владимира Андреевича посетить город Брянск с целью выслушать проблемы, на наш взгляд, существующие в МЧС, и выслушать пути их решения. Наш представитель Лебедев Александр Владимирович, знающий организацию работы ГУ МЧС не понаслышке, готов выступить на данную тему. Основная цель — это анализ деятельности ГУ МЧС за 10 лет и предложить пути решения повышения авторитета работников звена ГУ МЧС и повысить безопасность жителей области от различных аварий, происшествий, чрезвычайных ситуаций.

А. В.Лебедев

blog.vitkevich.ru

Зиничев Пучкова не слаще? Новые скандалы старого МЧС

Зиничев Пучкова не слаще? Новые скандалы старого МЧС

Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС), несмотря на смену руководителя, продолжает оставаться в центре скандалов на тему коррупции.

Эксперты с осторожным оптимизмом восприняли реализованное сотрудниками ФСБ изобличение в мошенничестве бывшего первого замглавы МЧС Сергея Шлякова (ИНН 772493539644). Постановлением Тверского суда Москвы Шляков отправлен в СИЗО до 25 сентября.

С 4 июня 2018 года позиция первого зама министра в МЧС указом Владимира Путина вместо Шлякова передана 60-летнему выходцу из Санкт-Петербурга Александру Чуприяну (ИНН 781009154737). Господин Чуприян более 15 лет занимает руководящие должности в центральном аппарате МЧС, в том числе с 2006 года он был замом министра (простым, теперь – первым). Насколько такой «засиженный» расклад в окружении нового главы МЧС Евгения Зиничева будет способствовать преодолению тяжёлого коррупционного наследия, покажет время.

А время поджимает. Как отмечают источники, принципиальные сотрудники в системе ГО и ЧС ожидают от нового министра политической воли по выявлению и должной правовой оценке нарушений в деятельности одного из наиболее коррупциогенных звеньев в министерстве. Речь идёт о ФКУ «Управление капитального строительства МЧС России» (УКС МЧС, ИНН 7707671197), где на протяжении нескольких лет руководители менялись как перчатки: Александр Жданов,Павел Бурсиков, Раис Ахмадеев, Евгений Леонов, Константин Владимиров, Дмитрий Абакумов… По имеющимся признакам, в настоящее время «УКС МЧС» пребывает в «спящем» или, как полагают специалисты, в предликвидационном состоянии. Общедоступные базы не выдают сведения об актуальных госзакупках от имени УКСа. Между тем, в предыдущий период предприятие выступало щедрым заказчиком по госконтрактам на две трети миллиарда долларов США (42,7 млрд. рублей), подавляющее большинство из которых – в сфере «строительство и ремонт», где редкий транш из бюджета обходится без откатов и распила. А в условиях постоянной чехарды в топ-менеджменте госзаказчика совершать махинации особенно удобно. Так что команде Зиничева есть что проверять…

Ещё в период зиничевского предшественника, экс-министра Владимира Пучкова (ИНН 773273218037), УКС МЧС оказывалось в центре громких антикоррупционных разоблачений в федеральных СМИ. Кроме того, редакция «Компромат-Урал» продолжает выяснять информацию об уголовном деле, о возбуждении которого мы впервые сообщали в прошлом году со ссылкой на управление Генпрокуратуры РФ в УрФО, которое курирует заместитель Юрия Чайки – Юрий Пономарёв. Дело заведено следственным управлением по Центральному административному округу (ЦАО) Главного следственного управления СКР по Москве по признакам преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество) и ч. 3 ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями). Управление СКР по ЦАО Москвы в начале прошлого года возглавил Андрей Добродомов, в минувшем декабре СМИ сообщили о задержании Добродомова по делу криминального авторитета Шакро Молодого, однако затем эта информация была опровергнута.

В уголовном деле, инициированном Юрием Пономарёвым, расследуются хищения средств федерального бюджета, выделенных УКСом МЧС на строительство в Екатеринбурге спортивного комплекса для нужд Уральского института Государственной противопожарной службы МЧС. Госконтракт, несмотря на неоднократные обжалования в ФАС, получила группа компаний «БЗСК», которую контролирует Александр Фрибус (ИНН 660401856467, бывшая фамилия - Пацер) и его сын Александр (ИНН 660405156152), фигурирующие в нескольких скандалах об обмане дольщиков. Одним из основных госзаказчиков для подконтрольного Фрибусам ООО «Березовскстройинвест» (ИНН 6604014039), которое сейчас банкротится, являлось именно УКС МЧС (указанное фирме Фрибусов досталось от ФКУ более 251 млн. рублей!).

Между тем, в минувшую пятницу стало известно, что другое уголовное дело, в отношении Фрибуса-младшего как гендиректора ООО «БЗСКСТРОЙИНВЕСТ» (ИНН 6678041083), уже доведено до суда. Зампрокурора Свердловской области Вадим Чукреев утвердил обвинительное заключение по п. «б» ч. 2 ст. 165 УК РФ по факту причинения Александром Фрибусом имущественного ущерба дольщикам ЖК «Оптимист» в городе Первоуральск на сумму свыше 200 млн. рублей. Резонансный процесс пройдёт в Первоуральском горсуде, в котором председательствует Наталия Шаламова.

Между тем, федеральные медиа-ресурсы обращаются с критикой в адрес уже нового министра Евгения Зиничева. Так, «Общая газета» на днях выпустила материал под заголовком «Гори, страна огромная…». В тексте сообщается, что «с начала года в стране сгорело порядка миллиона гектаров леса. Это в три раза больше, чем в прошлом году, который называли в этом смысле аномальным… Смешно и грустно одновременно. По телевизору видим все эти «Сарматы», «Кинжалы» и прочие «страшные сны» для Запада, а на земле лесные пожары чуть ли не водой из ведер тушим». Воспроизводим текст злободневной публикации:

«Пока простые пожарные Генин и Бурсин сидят в камерах, а новый министр МЧС Зиничев проводит совещания и смотрит на выставках новую технику, региональные власти одна за другой расписываются в своем бессилии перед огненной стихией из-за нехватки, средств, людей и оборудования

Пришел на убогое хозяйство МЧС новый человек. Всем казалось, что уж теперь новая «метла» заметет не только по-новому, но и в нужную сторону. Однако старые «язвы» ведомства, похоже, лечить никто не собирается.

Простые кемеровские пожарные по-прежнему сидят в СИЗО, как одни из главных подозреваемых в гибели людей в ТЦ «Зимняя вишня», прежний министр Пучков, которого с приходом Зиничева «сватали» чуть ли не в арестанты за прежние грехи, по сообщениям СМИ, готовится стать сенатором от Приморья, чтобы в верхней палате парламента работать в комитете по обороне и безопасности. А масштабные, размером с пол-Европы пожары, так никуда и не делись.

Оренбургская и Мурманская область, Чувашия, Марий Эл, Дагестан, Чеченская Республика, Кабардино-Балкария, Север и, конечно, Дальний Восток традиционно. Это районы бедствий… Сегодня, вчера, завтра…

Не так давно новый глава МЧС Евгений Зиничев председательствовал на совещании, посвященном взаимодействию его ведомства и регионов. Там собрались главы субъектов страны, руководители территориальных управлений и полномочные представители Президента в федеральных округах. Общались в режиме видеоконференц-связи.

Зиничев задал тон совещанию, выдав то, что все знали и без него - чрезвычайные ситуации становятся более масштабными и угрожают стабильности социально-экономического развития страны. Только в прошлом году от подтоплений и природных пожаров в девяти субъектах России пострадали более 42 тысяч человек, а на ликвидацию последствий из федерального бюджета было выделено более 2 млрд рублей.

Но рассказав о том, как все вокруг катастрофично, министр объявил, что пришло время жить иначе – и от реагирования на ЧП перейти к их предупреждению. Правда, как жить в случае, когда ЧП или ЧС предупредить не сумели и они уже настали, министр не пояснил. Может, забыл – а, может, просто не знал.

Видимо, поэтому не так давно в Забайкальском крае местные власти пустили масштабные пожары на самотек, решив, что тушить их слишком дорого для бюджета. Кто-то где-то в финансовых недрах края успел подсчитать, что затраты на борьбу с огнем окажутся намного выше, чем размер предполагаемого ущерба. Поэтому решили так – загорелось, пусть себе горит. А речь идет о тысячах гектаров леса…

Вслед за Забайкальем и власти Красноярского края забросили такое гиблое дело, как тушение лесных пожаров. И все ради экономии бюджетных средств. Тем более, теми ресурсами, что уже имеются (люди, техника, оборудование), в любом случае с огнем не справиться. Так что, почти 5 тысяч пылающих гектаров пусть себе горят – Красноярский край большой, на всех хватит.

Однако, даже в такой грустной теме, которую обсуждали на совещании, министр Зиничев нашел светлые моменты. Он напомнил, что, например, завершается работа по созданию системы «112», которая в конце прошлого года успешно прошла этап опытной эксплуатации. Правда, генерал забыл упомянуть о том, что в России немало таких мест, где мобильная связь пробивается с трудом или вообще отсутствует – и очаги больших пожаров, в том числе, на Дальнем Востоке, одни из таких мест.

В общем, вглядываясь в спокойные лица участников совещания, никак не подумаешь, что где-то горит огромная часть страны. Убаюкивающий тон участников говорил о том, что если даже где-то и горит – то решать эту проблему особенно не… «горит».

С начала года в стране сгорело порядка миллиона гектаров леса. Это в три раза больше, чем в прошлом году, который называли в этом смысле аномальным.

Леса горят по всей стране – Хабаровский край, Приморье, Сибирь, Урал. Причем далекие, казалось бы, огненные стихии, порой затрагивают и цивилизацию. Из-за пожаров, например, однажды отстал от графика даже вечерний поезд «Аллегро», следовавший в Санкт‐Петербург из Хельсинки.

Больше всего от огня, конечно, страдает Дальний Восток. 70% пожаров по стране происходят на территории Дальневосточного федерального округа. Почти половина дальневосточных лесов горят в Амурской области. Там действует режим ЧС.

Еще более чем в трех десятках регионов действует особый противопожарный режим, а кое-где далекие таежные пожары угрожают не только отдаленным поселкам, но и большим городам. Например, одно время Комсомольск-на-Амуре находился в плотном кольце пожаров, а над городом витал плотный дым.

Среди причин, усугубивших ситуацию, спасатели называют погоду. Засушливая весна, почти везде жаркое лето и пересыхание водоемов привели к значительному увеличению площадей, покрытых сухой растительностью. «Трава высохла, опала – накопилась большая травяная подушка», – отмечает начальник отдела охраны и защиты лесного фонда управления лесами правительства Хабаровского края Сергей Бутин. А вот «подушки безопасности» – людей, техники и оборудования противопоставить стихии не нашлось.

Случались и трагедии. В Амурской области пропал без вести пожарник-десантник. Говорят, от него нашли в сгоревшем лесу лишь кусок материала – предположительно от штанов.

Другой причиной лесных пожаров называют человеческую безответственность. Бесконтрольный пал травы, костры на пикниках и поджоги приводят к масштабным возгораниям. Но эту причину озвучивают из года в год – только вот с ее решением не торопятся. Или как решать – не знают.

Не знают и как тушить. Людей очень мало, техники тоже – и большая часть старая. Кое-где еще работает даже советская. Не потому, что тогда делали здорово – а от безысходности.

Но это не мешает чиновникам хвастаться наличием модной техники. Так, в Бурятии, которая тоже полыхает каждый сезон, следить за сгорающими лесами в этом году собрались с помощью двух беспилотников. А в Якутии, Иркутской, Томской, Ульяновской и некоторых других областях постепенно монтируют систему мониторинга «Лесной дозор».

Чиновники радостно рапортуют – теперь обо всех пожарах будем знать сразу после их возникновения. Только что толку от такой информированности – дать защиту от огня она все равно не сможет. Это все равно, что врач проведет пациенту современную диагностику, выявит у него тяжелую болезнь – и радостно ему об этом заявит, одновременно добавив, что лекарств у него от этой болезни нет.

Тушить рекордные пожары зачастую действительно нечем. Износ пожарной техники во многих регионах превышает 80% – и это при том, что ее и так вдвое меньше необходимого.

Такие цифры озвучил председатель комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Михаил Щетинин.

И это еще хорошо, что большая часть объемных пожаров случается все-таки в малозаселенных районах. А так жертв было бы как в войну. Гибнут и сейчас – но все-таки единицы. Половина из погибших – сами пожарные. Или местные, которые игнорируют предупреждения. Например, не так давно в одном из районов Курганской области рыбак погиб в месте, где МЧС предполагало наибольший уровень пожароопасности. Но человек не послушал – и погиб.

Всего от всех видов пожаров в прошлом году в России погибло около 8 тысяч человек. Это немало. А если переводить пожары (только лесные) на деньги – суммы материального ущерба бюджетам всех уровней просто зашкаливают.

По словам экспертов, только в 2017 году суммарный ущерб от лесных пожаров в России составил 25,2 миллиарда рублей. Тысячи человек остались без жилья – и государству приходится в таких случаях что-то для погорельцев срочно строить или возмещать. А это безумно большие расходы.

Кстати, избежать больших жертв помогает и то, что жители населенных пунктов, попадающих в пожарную зону риска, давно привыкли жить на «военном положении». Во многих таежных селах в сезон пожаров спят одетыми, под подушкой держат водонепроницаемый пакет с деньгами и документами, а на пороге стоит сумка или рюкзак с вещами первой необходимости.

Так что, когда приходит сигнал о срочной эвакуации и в селе, по земле или с воздуха появляются спасатели, люди уже готовы. Тем более, порой эвакуации были такие, что огонь шел буквально по пятам. Одна женщина вспоминала, что вертолет, на котором летела она и другие селяне, едва поднялся в воздух, а пламя внизу уже пожирало их дома.

Впечатляет и рассказ машиниста поезда, который провел состав через пылающий лес в Хабаровском крае. Железнодорожник снял ролик и на кадрах видно, как поезд движется по проложенной среди деревьев железной дороге, которую застилает густой дым.

Через несколько секунд поезд оказывается в непосредственной близости от открытого пламени, которое подходит вплотную к рельсам. Машинисту удалось благополучно преодолеть опасный участок и вздохнуть с облегчением. Повезет ли так в следующий раз? А если не повезет, ждать ли кого-то на помощь?

Вот, к примеру, в Якутии местные власти не могут потушить своими силами природные пожары на площади 1,3 млн га. В регионе не хватает необходимых технических средств и людей

Гендиректор государственного автономного учреждения «Якутлесресурс» Вадим Новиков заявил, что при почти полной изношенности новую технику предприятие не получало с 2014 года.

Новиков пояснил, что в ликвидации природных пожаров должны принимать участие около 500 человек, однако в прошлом году многие не получили деньги за тушение пожара, поэтому сейчас помощь пожарным решили оказать немногие.

Кроме того, российское законодательство разрешает не тушить 86% лесов, поскольку эти участки входят в категорию труднодоступных и отдаленных от населенных пунктов.

А глава МЧС Зиничев тем временем осматривает достижения «науки и техники». 27 июля он посетил Всероссийский научно-исследовательский институт противопожарной обороны МЧС России (ВНИИПО). Это единственное в стране учреждение, сотрудники которого уже более 80 лет занимаются разработкой и исследованиями пожарной техники, средств противопожарной защиты и огнетушащих веществ.

В день посещения предприятия министром на специальном испытательном полигоне ему показали инновационную технику для ликвидации техногенных аварий и пожаров. Евгений Зиничев осмотрел пожарные автоцистерны, автолестницы, автоколенчатые подъемники и другую современную пожарно-спасательную технику.

В общем, всё новое и современное – а на местах износ техники по-прежнему 80%, да и той не хватает. И опять вспоминаем Великую Отечественную, когда на заводах массово выпускали, пусть где-то сырые, «тридцатьчетверки» и сразу в бой. До ума доводили по ходу дела – не до выставок было. Не до них и теперь. А чтоб всю эту выставочную новизну – да госзаказами на заводы?

Знаете, это похоже на то, если бы в военное время какой-нибудь чин приехал на передовую и прямо во время боевых действий устроил бы частям «смотр песни и пляски» с парадом военной техники.

Кто покачает головой – мол, разве можно наше мирное время сравнивать с войной? Отвечу так – во-первых, время не такое уж и мирное. Во-вторых, никем неконтролируемые пожары на территории в пол-Европы, которые несутся к нашим городам со скоростью немецких танковых дивизий лета 41-го, это ли не своего рода война?

Да, по закону Государственная противопожарная служба не имеет права тушить, далее, чем в 200 метрах от дороги. Да их вооружение не рассчитано на удаленные пожары. Этим должна авиалесоохрана заниматься. Но с ней администрации районов и городов должны заключать договоры. А по договорам надо платить. А платить нечем. Значит, и тушить некому.

А ведь на самом деле, чтобы подготовить по минимуму пожарное снаряжение на случай ЧС, не так много нужно средств. Рукава и мотопомпы копейки стоят. Помпа – 15 тысяч, рукав – полторы, ранцы – по три. Полтинник потратили всего – и пусть бы лежало на складе на такой вот «всякий пожарный» случай.

А когда «петух жаренный» вдруг клюет, начинают на местах хвататься за голову, не зная, что делать. В соцсетях даже можно встретить объявление о временной работе для добровольцев-пожарных с гонораром 5 тысяч рублей за смену. Выходит, и деньги есть, когда припечет?

Смешно и грустно одновременно. По телевизору видим все эти «Сарматы», «Кинжалы» и прочие «страшные сны» для Запада, а на земле лесные пожары чуть ли не водой из ведер тушим.

При этом сколько ненужных трат в стране, которые стоило бы оптимизировать, вместо того, чтобы сокращать численность пожарных расчетов, к примеру. А кто считал, во сколько налогоплательщику обходятся сидящие под арестом пожарные Генин и Бурсин? Их ведь вина еще не доказана – до суда далеко. Сколько бы еще нужного и полезного они сделали, останься на свободе. Людей-то не хватает однозначно.

Конечно, можно в случае чего привлечь на платной основе добровольцев – ибо, для чиновников так даже удобней. В случае какой-либо трагедии вся ответственность ляжет как раз на добровольных пожарных. Только ведь те же Генин и Бурсин – пожарные профессиональные. Однако и они тоже в ответе за тех кого не cпасли. Не спасли по очень многим причинам, буквально развалившим спасательное ведомство, к которым они, рядовые сотрудники МЧС, никакого отношения не имеют.

Страна вокруг в огне, много и других ЧС – а новый министр по-прежнему утверждает – чтобы проблему победить, чрезвычайные ситуации надо предупреждать, а не ликвидировать. Об этом легко говорить, когда ЧС нет. А когда они есть и их много – их что, ликвидировать уже не стоит?

Или сменив в обратном порядке оранжевые береты пожарных на когда-то привычные фуражки, новый министр решил, что порядок на «вверенной территории» наведен?..

Чтобы МЧС действительно вернуло себе гордое значение спасательной службы, нужно много работать и работать самому – на своем примере показывая, как это делается, если при Пучкове люди забыли…

А не так, как сейчас это делается в той же Мурманской области, где масштабные пожары тушат полтора десятка добровольцев – и делают это … самодельными устройствами в виде бутылки и шланга. Неприятно удивившиеся такой бездеятельности российских властей, финские пограничники, понаблюдав с той стороны, сами заделались пожарными и даже предоставили свой вертолет.

Хотя с вертолетом пожар и финн потушить может – а ты попробуй с «самоделкой» походить да еще умудряться кое-где очаги пожаров гасить. Хоть прямо патентуй этот «народный противопожарный прибор (НПП)» и зарабатывай на нем денежку… Да – к патенту еще приписку сделать в виде… молитвы с просьбой о дожде. Будете смеяться, но «НПП» и молитва – едва ли не основные инструменты при тушении пожаров. Но это у нас. У них – вертолеты и оснащенность по последнему слову техники.

И если уж господин Зиничев говорит, что наше спасение в том, что надо предупреждать, а не ликвидировать – давайте попробуем перефразировать и сказать иначе: хватит ходить по выставкам и выглядеть свадебным генералом – не можешь пока по-другому, бери «шашку» и с криком «ура» в бой. Прежде, чем начать заниматься предупреждением, надо ликвидировать все, что горит, затопляется, рушится и т.д.

А пойдешь вперед ты - и все из окопов пойдут за тобой. А те, кто не пойдет – ну что ж… У нас в стране есть и другие профессии. Можно стоянку охранять, к примеру… Людей спасать не всем дано – особенно если желания нет…», - грустно подытоживает автор Юрий Дмитриев.

mchsnik.ru

Блоги / Олег Лурье: При пожаре спаси себя сам. Грустная история про МЧС, ФАС и большой бизнес

Курс валют предоставлен сайтом old.kurs.com.ru Представьте себе картинку – страшный пожар на каком-либо социальном объекте, скажем, в детском саду, больнице  или доме престарелых. Сигнал о пожаре, вместо того, чтобы сразу же поступать в ближайшую пожарную часть, идет к некоему коммерческому посреднику, который после неторопливых размышлений и подсчета прибылей, направляет информацию по назначению – в структуру МЧС. А может и не сделать этого, если посчитает, например, что сигнал был ложным. То есть, в этом случае, происходит два события. Во-первых, пожарные прибывают на объект значительно позже необходимого времени, что влечет за собой трагические последствия в виде погибших и обгоревших людей, уничтоженных объектов. Во-вторых, структуры-посредники получают серьезные деньги, поступающие к ним из российского бюджета, и, соответственно, изъятые из реального сектора помощи при чрезвычайных ситуациях. Только до сих пор непонятно, за что посредникам  ежемесячно  платятся деньги?  За какие такие услуги, если тревожный сигнал идет от объекта в пожарную часть в автоматическом режиме? Кроме того, прием сигнала о пожаре и его отработка – прямая и безусловная обязанность подразделений МЧС, которая  на всей территории России является бесплатной. То есть деньги есть, а вот стульев нет и не будет.  Думаете, сказки и такого в стране быть не может по определению? Так вот, с 29 января 2016 года (всего-то чуть больше недели назад) вышеприведенное развитие событий из фантазии превратилось в суровую реальность. Теперь, благодаря стараниям руководства МЧС и Федеральной антимонопольный службы (ФАС), возможно напрямую заинтересованных в мнимой коммерциализации нашего с вами спасения, сигнал о пожаре будет значительно больше времени, чем раньше, путешествовать через некие системы оповещения, установленные коммерсантами (чья деятельность, кстати, запрещена в системе МЧС федеральным законом).   Помните, спасение утопающих – дело рук самих утопающих? Также и с погорельцами. Пока в передаче сигнала отметятся системы, поставляемые дружественными коммерческими структурами, пока он, этот сигнал, дойдет (если дойдет) до пожарных, да пока они приедут и вступят в борьбу с огнем… Тут или спасать, по возможности, самих себя, или сгореть, дожидаясь спасателей.     

Но расскажу подробно. 31 января 2009 года в результате пожара в доме престарелых в Республике Коми погибли 23 человека. Ранее подобные трагедии произошли в домах престарелых станицы Камышеватская Краснодарского края и Чернском районе Тульской области. А всего за за период с февраля 1998 г. по январь 2009 г. в домах интернатах субъектов Российской Федерации во время пожаров погибло 154 человека.

5 февраля 2009 года и 3 ноября 2009 года Президент Российской Федерации провел специальные совещания по вопросам обеспечения безопасности социально-значимых учреждений. Президентом Российской Федерации были подписаны поручения от 12.03.2009г. № Пр-567 и от 13.11.2009г. № Пр-3021. В соответствии с данными поручениями на МЧС России возлагалось, в частности, создание системы, позволяющей обеспечить вызов с социально-значимых объектов подразделений пожарной охраны в автоматическом режиме без присутствия человеческого фактора.  Тогдашний министр  МЧС России Сергей Шойгу, выступая на специальном селекторном совещании, проведенном по поручению Президента РФ, еще тогдазаявил: «Предлагаю оборудовать учреждения здравоохранения и социальной защиты современными системами противопожарной защиты, обеспечивающими обнаружение признаков пожара на ранней стадии… В 2009-2010 годах все объекты социальной защиты должны быть переведены на новый вид сигнализации, которая должна указывать этаж и место, где произошел пожар, а также выводить сигнал на пульт пожарной части, а не на пульт дежурного самого объекта социальной защиты. Это позволит сократить время реагирования в 4 раза…».

Данное поручение МЧС России было исполнено. В рамках государственного оборонного заказа за счет средств федерального бюджета МЧС России был разработан уникальный программно-аппаратный комплекс «Стрелец-Мониторинг», который позволил минимизировать на территории Российской Федерации потери от пожаров за счет автоматической передачи сигналов о возгорании непосредственно в подразделения Федеральной противопожарной службы. Сигнал передается по специально выделенному МЧС России Министерством обороны РФ радиоканалу в течение одной минуты (!!!)  после обнаружения системой пожарной сигнализации первых признаков возгорания.

Приказом МЧС России от 29.12.2009г. № 743 программно-аппаратный комплекс мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров в зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей под условным наименованием ПАК «Стрелец-Мониторинг» был принят на снабжение. И в итоге, «Стрелец-Мониторинг», разработанный структурами МЧС  (а именно ФГУ ВНИИПО МЧС России), позволил сократить более чем в 14 раз гибель людей на пожарах в учреждениях здравоохранения, социальной защиты и образования.

А теперь внимание!   «О признании утратившими силу некоторых приказов МЧС России и организации работы по совершенствованию систем передачи информации о возникновении пожара и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» признан утратившим силу Приказ МЧС России №743 от 28.12.2009г. Тот самый приказ, которым ПАК «Стрелец-Мониторинг» принят на снабжение. И теперь указанное решениеМинистра МЧС России Пучкова В.А.  юридически означает   запрет на применение ПАК «Стрелец-Мониторинг» в системе МЧС России. А значит ситуация «спасайся, кто может, а кто не может – не спасайся» вступила в действие.

Но для начала выясним насколько законодательно возможно таким образом изменять правила, когда речь идет о жизнях тысяч и тысяч людей. И как оказалось, из российского законодательства  следует, что  Министр МЧС России не вправе издавать приказ о принятии на снабжение  в системе МЧС России специализированной противопожарной техники, равно как и о снятии ее со снабжения, в отсутствии решения Правительства Российской Федерации по исполнению государственного оборонного заказа. Необходимо понимать, что приказ о принятии на снабжение это – не право Министра МЧС России, а его обязанность совершить указанное действие, после того как состоится решение государственной комиссии об утверждении технических условий и конструкторской документации на специализированную технику, иными словами приказ о принятии на снабжение является результатом реализации порядка исполнения государственного оборонного заказа, а не собственной инициативы главы МЧС.

Таким образом, отмена Приказа № 743 не может состояться по единоличному решению Министра МЧС России Пучкова В.А. и, как следствие повлечь за собой запрет на использование ПАК «Стрелец-Мониторинг», данное решение по изданию Приказа № 35 является нелегитимным, принятым с превышением полномочий.  Аналогичным образом Министр МЧС не вправе давать какие-либо указания ФГУ ВНИИПО МЧС России по изменению технических условий и конструкторской документации на ПАК «Стрелец-Мониторинг» или – разрешить использование каких-либо иных систем передачи извещений о пожаре.  При этом, никакие иные системы по личному решению Министра МЧС России Пучкова  не могут быть приняты на снабжение в отсутствии государственного оборонного заказа, даже если указанные системы ему покажутся лучше.

При этом, давать оценку целесообразности уже принятых Президентом и Правительством Российской Федерации решений, в частности, об изменении способов передачи сигнала о пожаре,  Министр МЧС России Пучков В.А. также не уполномочен.  И, соответственно, любые действия по неисполнению Министром МЧС России Пучковым В.А. решений высших органов власти необходимо расценивать исключительно как самоуправство и превышение полномочий. 

Именно ввиду того, что ПАК «Стрелец-Мониторинг» разработан в рамках государственного оборонного заказа, радиочастоты  для его использования  выделены Министерством обороны и, соответственно, сеть связи для системы автоматизированного вызова сил подразделений федеральной противопожарной службы, в состав которой входит ПАК «Стрелец-Мониторинг», является сетью связи специального назначения.

То есть, в данном случае вполне вероятно имеет место быть состав преступления, предусмотренный частью 2 статьи 286 УК РФ «Совершение должностным лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации, действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства» … До семи лет лишения свободы. А вот 3-я часть той же статьи «повлекшие тяжкие последствия» наступит сразу же после первого крупного пожара, когда сигнал о возгорании заблудится в системах, установленных дружескими коммерческими структурами. 

Не так давно мы обсуждали трагедию, произошедшую 12.12.2015г. в Новохоперском психоневрологическом интернате Воронежской области, в которой погибло 23 человека. Комментируя пожар, Министр МЧС Пучков В.А., «высоко оценил действия медперсонала и реагирующих подразделений, оперативно прибывших на место пожара, а также работу комиссии по чрезвычайным ситуациям Воронежской области. Одновременно В.А. Пучков, высказал мнение, что причиной трагедии стал формализм чиновников и плохое состояние здания и пожарных средств, а сама трагедия стала следствием «системной проблемы»»

Однако осталось за кадром то, что гибель 23 человек не произошла бы, если бы сигнал поступил напрямую в подразделение пожарной охраны.  Пожарная часть находилась всего в 700 метрах от диспансера!  Причина задержки выезда пожарных более, чем на 30 минут,  состояла в том, что  сигнал о пожаре не был выведен в подразделение пожарной охраны, а – только на пульт коммерческой  организации.  Работник  этой  коммерческой организации, трижды получил извещение о пожаре, но  начал созваниваться с персоналом диспансера, чтобы выяснить горит или нет. Персонал диспансера, в свою очередь,  не проверив информацию, заявил, что все в порядке, в то время как здание уже было охвачено огнем. На фоне этих событий высокая оценка Пучковым В.А. действий медперсонала и реагирующих подразделений, оперативно прибывших на место пожара, просто цинизм.  Виновные в данной трагедии Министром Пучковым В.А. уже назначены, а руководитель МЧС в Воронежской области, с прямого указания которого приемный пульт не был установлен в подразделении пожарной охраны, что является прямым нарушением закона, пошел на повышение «за заслуги». И теперь непосредственно для Следственного Комитета поведаю некоторые подробности о возможных причинах таких «решительных» действиях Министра МЧС и некоторых руководителей ФАС, грудью выступивших за тотальное уничтожение запущенной Шойгу и блестяще показавшей себя системы «Стрелец-Мониторинг». По моему мнению, уничтожение «Стрелец-Мониторинг» происходит в обмен на привлечение «хороших» коммерсантов, готовых поставить оборудование бесплатно. Но при этом… взимать с бюджета немалую плату за обслуживание этих самых бесплатных систем.

И кстати, свои «инициативы» по привлечению бизнеса в дело спасения людей в пожарах, Министр МЧС России Пучков мотивировал следующим удивительным умозаключением: «В Российской Федерации в настоящее время существует значительное количество мониторинговых центров, частных охранных предприятий и иных организаций, предоставляющих подобные услуги, которые способствуют занятости населения, создавая дополнительные рабочие места…». Мол, занятость населения у нас, оказывается, важнее спасения жизней того же населения. И это заявляет главный спасатель страны! Получается, что глава МЧС не просто продвигает вполне частные, коммерческие интересы, законность которых стоит под вопросом, но и обеспечивает этим возврат тех самых условий, при которых ранее (до введения системы «Стрелец») происходила массовая гибель людей на пожарах.

А началось все с подачи ФАС. А именно бывшего оппозиционера-яблочника и бизнесмена, а ныне заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы, государственного советника РФ 1 класса Александра Кинева, пережившего два уголовных дела и даже один арест по обвинению в финансовых преступлениях. Так чиновник ФАС Кинев  «вдруг» обнаружил, что «организациями и подразделениями МЧС России осуществляются совместные действия, носящие систематический характер, которые могут содержать признаки ограничения и устранения конкуренции на рынках технического обслуживания противопожарного оборудования». О чем он написал недавнее поручение от 29.12.2015 №КА/76086-ДСП/15 и сообщил, что к данному выводу пришел, «проанализировав рынок специализированного противопожарного оборудования». То есть, получается, что этот товарищ совершенно откровенно потребовал от МЧС отдать управление оповещениями ряду коммерческих структур, чтобы «не было монополии».  

По некоторым данным, удалось даже выяснить наименования этих самых коммерческих контор, которые так активно продвигаются для получения бюджетных денег от МЧС. Существует большая вероятность того, что внеплановая проверка ФАС России в отношении структур МЧС проводилась«по просьбе» ООО «Волна» (эксплуатирует систему мониторинга производства иностранной компании «СиНорд») и ЗАО «Центр безопасности «Охрана помещений» (эксплуатирует систему мониторинга ЦАСПИ производства подконтрольной фирмы «Sefent Sait»).   

Данный вывод подтверждается наличие большого количества заявлений, поступивших от указанных организаций. Одновременно, некоторые эксперты отметили, что активные действия ФАС России против «Стрельца» начались тогда, когда   российская система стала активно выходить на внешние рынки. «Стрелец» установлен в одном из замков королевы Великобритании, в Кембриджском и Итонском университетах, в настоящее время устанавливается в парламенте Великобритании  и других значимых объектах, что не понравилось иностранным конкурентам. Следует заметить, что ни одна из иностранных систем не имеет необходимого сертификата соответствия, их нельзя использовать в качестве систем передачи извещений о пожаре на социально-значимых объектах. 

Между тем, 21.09.2009г. между ЗАО «Центр безопасности «Охрана помещений» и ГУ «Центр управления силами Федеральной противопожарной службы МЧС России по городу Санкт-Петербургу» был заключен Государственный контракт № 4, в соответствии с пунктом 1.3 которого ЗАО «Центр безопасности «Охрана помещений» приняло на себя обязанности выполнить работы по построению и обслуживанию ЦАСПИ в ГУ «ЦУС ФПС по городу Санкт-Петербургу» и пожарных частях ФПС по г. Санкт-Петербургу. Возглавлял в то время ГУ МЧС России по городу Санкт-Петербургу некто Л. Беляев, который в июне 2015 года неожиданно получил должность заместителя министра МЧС России. Странно, не правда ли? 

На сегодня 5 000 социальных объектов городу Санкт-Петербурга подключены на систему ЦАСПИ, принадлежащую ЗАО «Центр безопасности «Охрана помещений». При этом они исправно каждый месяц платят 8 000 рублей за прием сигналов о пожаре. Путем несложной арифметики нетрудно подсчитать, что бюджет Санкт-Петербурга ежемесячно теряет 40 миллионов в месяц. Получается, что 5 000 социальных объектов оказались фактически заложниками ЗАО «Центр безопасности «Охрана помещений». И если сравнивать город Санкт-Петербург с его 4 миллионами населения, то страшно даже представить масштабы возможной трагедии. Не эта ли странная схемка работы с бюджетными средствами оказалась достойной должности заместителя министра МЧС России для гражданина Беляева?

В настоящее время Л. Беляев совместно с ЗАО «Центр безопасности «Охрана помещений», будучи в должности заместителя Министра МЧС, активно взялся за разработку данных схем в Крыму и особенно в Севастополе.Другие регионы им пока не под силу. Например, в Москве эти  инициативы не нашли поддержки. Там социально-значимым объектам беспокоиться в этом направлении не о чем.   Наверно, это обстоятельство и беспокоит больше всего тех, кто желает организовать бизнес на пожарах. И вот 29 января наступил момент, радостный для «товарища из ФАС» Кинева и некоторых коммерческих структур, и печальный для остальных россиян. Теперь по самовольному, если не сказать преступному, решению главы МЧС Пучкова на смену отлично зарекомендовавшему себя «Стрелец-Мониторинг», запущенному еще по инициативе Шойгу и охватывающему более 90 процентов социальных объектов России, придут никому не ведомые (за исключением руководства ФАС и МЧС) бизнес-конторы.  Похоже, что отныне нам впору будет забыть о пожарном сигнале, идущем от места бедствия до ближайшей пожарной части за одну минуту. Теперь надо ждать пока информация пройдет через системы-прокладки, насильственно установленные по команде сверху. А это лишние минуты и, возможно, даже часы, и еще нет никакой гарантии того, что сигнал дойдет именно туда, куда ему надо дойти.  Зато, складывается впечатление, что кое-кто оперативно и в большом объеме решает своим коммерческие вопросы и в этой нехорошей истории деньги дойдут куда нужно и вовремя. А вы, ребята, учитесь спасать себя сами – вода, багор, огнетушитель и далее по списку. 

 Оригинал

echo.msk.ru


Смотрите также

Содержание, карта сайта.