Основные проблемы пожарной безопасности


Проблемы обеспечения пожарной безопасности в России, возникающие из-за недостаточного оснащения жилых домов средствами предотвращения и тушения пожаров



Роль огня в истории развития человечества переоценить невозможно. Овладение огнем, процессами горения создало человеческую цивилизацию. Однако диалектика развития человечества такова, что во многих случаях и по различным причинам огонь выходил и выходит из-под контроля человека, становится неуправляемым и превращается в грозного врага — пожар, который приносит людям огромные потери и несчастья. [1]

Общее количество пожаров на нашей планете достигло 6,5 миллионов в год — каждые 5 секунд где-то вспыхивает пожар. Сегодня годовой ущерб от пожаров исчисляется миллиардами, его жертвы десятками тысяч.

В России пожары стали национальным бедствием. Несмотря на принимаемые пожарной охраной меры, в 2015 году на объектах и жилом секторе нашей страны произошло 246 000 пожаров, с прямым материальным ущербом почти в 2 миллиарда рублей.

Кроме этого, ущерб, причиненный 22 421 пожаром российским лесам, оценивается в 3,5 миллиарда рублей, нанесен невосполнимый ущерб флоре и фауне, экологии окружающей среды. На пожарах погибли 16298 человек и получили травмы и увечья 14034 человека. [1]

С точки зрения экспертов в области пожарной безопасности в России отмечается недостаточное оснащение жилых домов средствами предотвращения и тушения пожаров.

Что касается пожарной безопасности домов повышенной этажности, а это в основном современные здания, то серьезных проблем нет. Тут все более или менее благополучно, что подтверждает имеющаяся статистика.

Статистика пожаров в России (данные ВНИИПО): [2] [3]

– Здания 6–9 этажей — до 8 тыс. пожаров;

– Здания до 5 этажей — 113 тыс. пожаров;

– Здания одноэтажные — 90 тыс. пожаров.

С малоэтажными зданиями высотой до 28 метров, в том числе старой постройки, проблемы куда более серьезные. К сожалению, вся система нормирования и производства средств защиты рассчитана на другие здания.

А там, где происходит наибольшее количество пожаров и больше всего гибнет людей, мы до сих пор никак не можем решиться затронуть и решить эту проблему, хотя бы с точки зрения обнаружения пожара, своевременного оповещения людей и их эвакуации. Почему-то именно к этой части безопасности у нас относятся достаточно специфически.

Считается, что решение этой проблемы приведет к дополнительному обременению и удорожанию, и это основная причина того, что жилые дома не оборудованы такими системами. Да, конечно, обременение будет, но зато безопасность людей будет учтена.

Получается, что во многих жилых зданиях, особенно несовременной постройки, не предусмотрено никаких систем пожаротушения, оповещения, эвакуации.

По нормам, которые сегодня действуют, в жилых зданиях системы пожаротушения фактически не требуются. И это соответствует общемировой практике, так как подобное оборудование существенно удорожает стоимость жилья.

И еще, как правило, применение систем автоматики ориентировано на то, что возгорание возникает в отсутствие в помещениях людей. Это касается в первую очередь офисных зданий, складских помещений и т. п. Система должна обнаружить и желательно потушить пожар.

Однако пожары, вопреки правилам, происходят именно тогда, когда там находятся люди, которые, правда, в 80 % и являются виновниками возгораний.

По статистике, 2/3 гибнут в состоянии сна и в нетрезвом виде. Но это проблема социальная и не надо ее превращать в техническую. [3]

Зачастую несоблюдение правил техники безопасности при строительстве (низкая квалификация рабочих, использовании открытого огня) приводит к возгораниям как в процессе строительства, так и ремонта зданий. Это прямое нарушение технологической дисциплины, а контроль за их соблюдением у нас в строительстве действительно ослаблен, что приводит к частым возгораниям на строящихся и ремонтируемых объектах. Возмущает другое: правила элементарные, вроде бы всем все понятно, однако нарушения пожарной безопасности у нас происходят сплошь и рядом.

Конечно, горит не только у нас, пожары происходят во всем мире. Даже самое высокое здание в мире (828 метров) в г. Дубай (ОАЭ) не миновал пожар. Небоскреб «Башня Халифа» горел на высоте 300 метров, и кроме систем пожаротушения в самом здании ничего другого не применялось. То есть сработали те системы, которые для этого и были предназначены.

В современном строительстве применение отдельных теплоизоляционных материалов в случае пожара может привести к трагическим последствиям.

Многие современные материалы по своим теплотехническим характеристикам существенно лучше, чем та же минеральная или базальтовая вата. Тем более отдельные новые полимерные материалы — они дешевле и технологичнее по сравнению с традиционными видами теплоизоляций. Но использовать такие полимерные материалы необходимо только в защищенном виде: они должны быть либо оштукатурены, либо закрыты другими пожаробезопасными облицовочными материалами. Например, облицовка теплоизоляции керамической плиткой.

В данном случае главное — грамотно изолировать места примыкания к оконным и дверным проемам, чтобы теплоизоляционный материал был защищен. Когда это сделано, то и проблемы как таковой нет.

По темпам потребления полимерной теплоизоляции в строительстве мы отстаем от Европы в 6 раз, а от Америки в 15 раз. У нас по-прежнему многие с осторожностью относятся к полимерной теплоизоляции. Хотя масштабы ее применения можно существенно расширить, но только с соблюдением всех необходимых требований и технологий. [4]

Сегодня у нас в эксплуатации находится много импортной специализированной техники. Подобной техники у нас не производится. Особенно это касается специальных подъемных механизмов для высотных зданий. Существуют ли проблемы с ее техническим обслуживанием?

Неслучайно специалисты считают, что в высотном здании должно быть оборудование, обеспечивающее пожарную безопасность. Ведь обслуживание, текущий и профилактический ремонт подъемной техники для многоэтажных конструкций достаточно затратен и порой не оправдан. А случаев, когда такие механизмы применяются, единичны. Поэтому, наверное, сопоставление затрат и эффективности не в пользу таких устройств.

Что касается присутствия импортного оборудования для систем противопожарной защиты, то могу сказать, что в России много чего производится, но, к сожалению, не вся продукции отвечает заявленным параметрам. Достаточно серьезно стоит проблема контрафакта и фальсификата. Когда отдельные производители пытаются на чем-то сэкономить, упростить, чтобы быть прибыльным и конкурентным, вот тут-то проблема и возникает.

Однако выпускается достаточно много сертифицированной продукции надлежащего качества, которая разрабатывается и изготавливается на российских и совместных предприятиях.

Что касается использования импортной техники, то она в большинстве случаев закупается для объектов «повышенного престижа». В основном это объекты, страхуемые зарубежными компаниями. У иностранных страховщиков свои требования к пожарному оборудованию. [5]

И если поставить даже аналогичное средство пожаротушения или дымоудаления, но не того производителя, то могут просто не застраховать.

Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что многоэтажные здания придают большим городам исключительную выразительность и современный индивидуальный облик.

Архитектурные сооружения относятся к объектам с массовым пребыванием людей и представляют огромную материальную ценность. В связи с этим, разного рода чрезвычайные ситуации, связанные с пожарами и авариями в многоквартирных домах, могут приводить к большим жертвам, сильной общественной реакции. [5]

Все это определяет особое внимание к проблеме обеспечения безопасности людей и самих многоэтажных зданий, а именно многоквартирных домов в случае возникновения пожара.

Литература:

  1. Пожарная опасность — проблема человечества, http://ohrana-bgd.ru/pogbez/pogbez1_01.html
  2. Проверка работоспособности системы противопожарной защиты в многоэтажных жилых домах, http://ogneborec.su/protivodimnaia/obsluzivanie/
  3. Пожарная безопасность жилых домов, http://housing.totalarch.com/node/22
  4. Пожарная безопасность — ПБ зданий и сооружений, http://proffidom.ru/110-trebovaniya-pozharnoy-bezopasnosti-k-zhilym-zdaniyam.html
  5. Огнеопасные многоэтажки, http://www.domostroymedia.ru/articles/publication/3794

Основные термины (генерируются автоматически): пожар, Россия, пожарная безопасность, здание, проблема, полимерная теплоизоляция, материал.

moluch.ru

Проблема пожарной безопасности актуальна всегда.

Проблема пожарной безопасности актуальна всегда. К сожалению, пожары не являются редкостью и, несмотря на постоянно совершенствующуюся пожарно-спасательную технику и оперативность пожарно-спасательных подразделений, человеческий фактор по-прежнему играет большую роль. При возникновении возгорания человек не всегда способен вызвать пожарную охрану – может помешать приступ паники или отсутствие под рукой средств связи. В отдельной группе риска находятся люди, не способные осуществлять самостоятельные действия без помощи посторонних – если никого не окажется рядом в случае пожара, они будут обречены.

Учитывая статистику пожаров за последнее время и анализируя их развитие, крупнейший в мире центр разработок в области пожарной безопасности ФГБУ ВНИИПО МЧС России создал систему пожарного мониторинга, абсолютно исключающую влияние человеческого фактора – программно-аппаратный комплекс.

Комплекс передает извещения о пожаре по радиоканалу на выделенных Министерством обороны для МЧС России частотах. Этот канал связи наиболее надежен, в том числе в условиях чрезвычайных ситуаций, а также для сохранения конфиденциальности информации о характеристиках объектов защиты, подключаемых к комплексу.

С 14 июля 2014 года вступают в силу изменения в статью 83 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в части необходимости дублирования сигналов системы пожарной сигнализации о возникновении пожара на объектах с массовым пребыванием людей (детские дошкольные образовательные учреждения, школы, больницы, дома ветеранов и инвалидов, и т.д.) на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.

В настоящее время на территории ВАО ведется активная работа по оборудованию объектов, требующих повышенного внимания в части пожарной безопасности, выводом сигнала о срабатывании комплекса пожарной сигнализации на программно – аппаратный комплекс, установленного в Центре управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по г. Москве.

Будучи двухсторонней радиоканальной системой, указанный комплекс позволяет отследить, доставлен ли сигнал о пожаре с объекта защиты на пульт МЧС. Опыт внедрения комплекса показал надежность выбранной системы оповещения и, как следствие, снижение количества ложных выездов.

Это доступная для любого гражданина система обеспечения безопасности, не требующая никаких специальных знаний и навыков в обращении. Установив данный пожарно - аппаратный комплекс, можно значительно сократить время прибытия пожарно-спасательных подразделений, ведь сигнал о возгорании передается непосредственно на

пульт дежурного, и тем самым уменьшить вероятность трагических последствий.

С информацией о порядке подключения комплекса можно ознакомиться на официальном сайте МЧС России (http://www.mchs.gov.ru/).

Установка данной системы, в соответствии с требованием закона, крайне необходима на объектах с массовым пребыванием людей, ее цель - сохранение жизней людей в случае пожара или чрезвычайной ситуации.

Версия для печати

perovo.mos.ru

Проблемы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации

Гуманитарные аспекты проблем пожарной безопасности и чрезвычайных ______________________________ситуаций___________________________

УДК 620.9 ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О.Е. Работкина, С.Н. Хаустов

В статье рассматриваются проблемы обеспечения пожарной безопасности в экономической, социальной, техногенной и экологической областях

Ключевые слова: пожарная безопасность, дестабилизирующий фактор, система охраны лесов.

Проблемы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации приобретают все большее значение. Эти проблемы тесно связаны с проблемами экономической, социальной, техногенной и экологической безопасностей, являются взаимосвязанными и взаимозависимыми. Сложная пожароопасная обстановка в России заставляет постоянно работать на предупреждение, профилактику.

Пожары являются мощным дестабилизирующим фактором. За период с 2000 года отмечается устойчивая тенденция роста их числа. Урон от пожаров не только не восполним, но и требует еще больших затрат для восстановления уничтоженных материальных ценностей. В течение последних 5-ти лет в среднем в России за год, согласно принятой единой системе Государственного статистического учета, произошло около 300 тысяч пожаров. За год пожарами уничтожается или значительно повреждается жилая площадь, эквивалентная городу с численностью населения около 300 тысяч человек.

Величина потерь от пожаров заметно превышает общий ущерб государства от чрезвычайных ситуаций техногенного характера и является, по существу, безвозвратной.

Из общего числа пожаров около 70 % происходит в городах, а 30 % - в сельской местности. Пожары в жилье остаются доминирующими в структуре пожаров по объектам их возникновения и составляют более 70 % от общего числа зарегистрированных пожаров.

Не менее опасными являются природные пожары. Они также приносят большие материальные убытки, нарушают экологию, несут ущерб здоровью человека.

Лесные пожары, бушевавшие летом 2010 года в России, не только уничтожили целые деревни, причиняя вред населению страны, но повредили или

Работкина Ольга Евгеньевна - ФГБОУ ВПО «Воронежский институт ГПС МЧС России», доктор технических наук, профессор, тел. (473) 242-12-61; Хаустов Сергей Николаевич - ФГБОУ ВПО

«Воронежский институт ГПС МЧС России», кандидат технических наук, тел. (473) 242-12-61.

уничтожили ценные деревья в лесах, пагубно влияя на возобновление экоресурсов.

По данным МЧС, с начала пожароопасного периода и до 7 сентября 2010 г. на территории Российской Федерации возникло 30 376 очагов природных пожаров на общей площади 1,25 млн га (в т. ч. 1 162 очагов торфяных пожаров на общей площади 2 092 га). По данным Рослехоза площадь лесных пожаров составила около 1,5 млн га. В период с конца июля до середины августа за сутки в стране (в основном в ее Европейской части) возникало до 400 пожаров. Пожары затронули не менее 60 федеральных заповедников и национальных парков, в которых погибли реликтовые леса, другие эталонные экосистемы, нанесен урон популяциям редких видов растений и животных.

Основная причина пожаров 2010 г. — нарушение правил пожарной безопасности в лесах и на прилежащих территориях. Причиной возникновения многих крупных лесных пожаров стали палы сухой травы на прилегающих землях сельскохозяйственного назначения (обеспечением пожарной безопасности на этих землях в настоящее время практически никто не занимается) и нарушение гражданами простейших правил пожарной безопасности в лесах и на торфяниках (неза-тушенные костры, окурки и т.п.).

Основными компонентами существующей системы охраны лесов России, обеспечивающими реализацию мероприятий по профилактике, обнаружению и тушению лесных пожаров, являются: специализированная служба авиационной охраны лесов (авиалесоохрана), лесопожарные подразделения, персонал и технические средства лесхозов (наземная лесная охрана); персонал и технические средства других предприятий и организаций, привлекаемые для борьбы с огнем в условиях высокой и чрезвычайной горимости лесов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наземная охрана лесов наибольшее развитие получила в регионах страны с развитой инфраструктурой.

Доминирующую роль в обнаружении и тушении лесных пожаров в течение нескольких десятилетий играла авиационная охрана лесов. Авиацией обнаруживалось до 70% всех пожаров, возникающих на всей обслуживаемой ею территории лесного

фонда, и до 95% пожаров в районах преимущественного применения авиационных сил и средств пожаротушения. С применением авиации ликвидировалось до 45% пожаров, возникающих на всей обслуживаемой авиацией территории, и до 95% пожаров в районах преимущественного применения авиационных сил и средств пожаротушения.

Доминирующая роль авиалесоохраны, численность которой на порядок ниже численности персонала государственной лесной охраны в составе лесхозов, обеспечивалась ее более высокой организованностью и мобильностью, лучшей оснащенностью современными средствами пожаротушения, связи и транспорта, а также высокой профессиональной подготовкой летчиков-наблюдателей, парашютистов и десантников-пожарных. Структура и механизм функционирования авиалесоохраны в наибольшей степени отвечают условиям и специфике работ по обнаружению и тушению пожаров в многолесных регионах страны, резкому варьированию горимости лесов по территории страны и периодам пожароопасных сезонов.

Службы авиационной и наземной охраны лесов успешно справлялись с огнем в условиях низкой и средней горимости лесов, но периодически терпели провалы в условиях высокой и чрезвычайной горимости. Резкое снижение ассигнований, выделяемых на охрану лесов в последние годы, привело к существенному ослаблению лесопожарных служб. В наибольшей степени это отразилось на авиационной охране лесов, финансируемой из средств федерального бюджета.

Следствием ослабления авиалесоохраны явилось заметное ухудшение результатов ее работы и снижение общего уровня противопожарной защиты лесов. Служба наземной лесной охраны в силу крайне слабой оснащенности средствами пожаротушения, связи и транспорта оказалась недостаточно подготовленной к возросшим объемам работ по борьбе с огнем в многолесных районах страны. Следствием этого явилось существенно возросшее число выходящих из-под контроля лесных пожаров, принимающих характер стихийного бедствия.

Экологический аспект: лесные пожары приводят к разрушению сложившихся экосистем, уничтожению фитомассы лесных биогеоценозов и животных ресурсов. Происходит загрязнение окружающей среды токсичными продуктами горения (выбросы вредных химических веществ в приземной слой ат-

мосферы, задымленность). Эрозия почв, уменьшение речного стока, опустынивание земель - все это является последствиями лесного пожара. Наблюдается нарушение природного углеродного цикла, повышение концентрации диоксида углерода и, как следствие, - вклад в глобальное потепление климата.

Социально-политический аспект: существует угроза непосредственного воздействия на здоровье людей, проживающих вблизи лесных массивов, в связи с задымлением территории, действием инфра-звуковых волн. В случае пребывания людей в зоне лесного пожара возникает угроза их жизни. Лесные пожары уничтожают имущество людей, дома, хозяйственные постройки и т.д.

Эстетический аспект: лесные пожары приводят к сокращению рекреационных территорий, после лесного пожара место становится непригодным для отдыха и необходимо время, чтобы лес восстановился.

Концепция устойчивого развития: принимаются обновления законов, касающихся леса в целом и лесных пожаров в частности, разрабатываются и используются федеральные целевые программы, проводится информирование населения путем агитационных материалов и образовательных программ.

В целях снижения тяжести последствий от природных пожаров необходимо активизировать совместные усилия органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также предприятий и, главное, граждан по совершенствованию мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, что позволит обеспечить более активное их участие в деятельности по обеспечению пожарной безопасности.

Природные опасности должны обязательно учитываться при экономическом планировании. Мировой опыт показывает, что затраты на прогнозирование и обеспечение готовности к природным событиям чрезвычайного характера в 15 раз меньше, по сравнению с предотвращенным ущербом.

Литература

1. Опасные природные процессы и их последствия: учеб. пособие / С.Н. Хаустов, В.Е. Валуйский, Н.И. Попов, А.Н. Зайцев. Воронеж: ВИ ГПС МЧС России, 2010. 114 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Коровин Г.Н., Исаев А.С. Охрана лесов от пожаров как важнейший элемент национальной безопасности России // Лесной бюллетень. 1998. № 8-9.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Воронежский институт Государственной противопожарной службы МЧС России»

ANTIFIRE SECURITY PROBLEMS IN RUSSIAN FEDERATION O.E. Rabotkina, C.N. Khaustov

The problems of fire security in economic, social, ecological and technical spheres are under consideration.

Key words: fire security, anti- stability factor, forest security systems.

cyberleninka.ru

Пора развеять дым. Проблемы пожарной безопасности торговых комплексов имеют эффективные решения

Трагедия в ТЦ «Зимняя вишня» в Кемерово всколыхнула общество и снова поставила вопрос об обеспечении пожарной безопасности торговых центров и других объектов гражданского и промышленного строительства. В чем причина чрезвычайных происшествий - в несовершенстве нормативной базы или в нарушении действующих правил строителями и эксплуатантами зданий? Как сочетать интересы бизнеса и интересы общества, когда речь идет о строительстве многофункциональных объектов? Какие решения необходимо принять в целях повышения пожарной безопасности? Об этом в интервью «СГ» рассказал начальник Управления промышленной, ядерной, радиационной, пожарной безопасности и ГОЧС Главгосэкспертизы России Александр КРАСАВИН.

Конфликт интересов

«СГ»: В связи с повлекшим большое число жертв пожаром в торговом центре «Зимняя вишня» широко обсуждаются стандарты проектирования торговых комплексов в части пожарной безопасности. Как вы оцениваете систему таких стандартов в целом?

Александр Красавин: Современные торговые комплексы, по сути, являются многофункциональными зданиями, включающими множество помещений различного функционального назначения, в том числе торговых, для общественного питания, досугово-развлекательных, спортивно-оздоровительных, офисных, складских и производственных.

Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности при проектировании таких комплексов разрабатываются в соответствии с требованиями Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, Технического регламента о требованиях пожарной безопасности и перечнями национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной и добровольной основе обеспечивается соблюдение требований указанных технических регламентов.

Выбор используемых при проектировании национальных стандартов и сводов правил основывается на классе функциональной пожарной опасности помещений, размещение которых планируется в торговом комплексе. Наиболее востребованными при проектировании многофункциональных торговых комплексов являются своды правил СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения», СП 160.1325800.2014 «Здания и комплексы многофункциональные.

Правила проектирования», а также своды правил, утвержденные МЧС России, которые устанавливают требования пожарной безопасности к объемно-планировочным, конструктивным и инженерно-техническим решениям объектов капитального строительства. Таким образом, система стандартизации в области проектирования торговых комплексов является достаточно развитой.

«СГ»: Почему же проектировщикам многофункциональных торговых комплексов, как показывает практика, зачастую не удается запроектировать такие комплексы в рамках существующей нормативной базы в области пожарной безопасности?

А.К.: Дело в том, что проектирование торговых комплексов по действующим требованиям пожарной безопасности накладывает большое количество ограничений на предусматриваемые решения, с которыми собственники, как правило, не соглашаются. Недавно, выступая на конференции, я обращал внимание коллег на то, что количество нестандартных, технически сложных и уникальных проектов с каждым годом увеличивается.

Подобное положение вещей связано, в первую очередь, с возрастающими потребностями и желаниями инвесторов повысить технико-экономические показатели многофункциональных торговых комплексов и расширить их функциональное наполнение. Специалисты, участвующие в реализации таких проектов и работающие над воплощением задуманного, решают крайне сложную задачу. С одной стороны, коллектив инженеров и архитекторов должен работать над гармоничностью, внутренним комфортом, оригинальностью, экономической эффективностью проектируемого объекта, а с другой - обеспечить его безопасность, в том числе пожарную.

Заказчики справедливо хотят, чтобы при проектировании и строительстве были заложены такие решения, которые исключали бы возможность возникновения пожара. И в то же время, если требования пожарной безопасности не вписываются в их пожелания или архитектурную концепцию, что случается достаточно часто, приоритет отдается последним.

Именно этим чаще всего объясняется то, что не выполняются требования пожарной безопасности, установленные в национальных стандартах и сводах правил, принимаются объемно-планировочные, конструктивные и инженерно-технические решения, которые по ряду вопросов зачастую идут в разрез с действующими требованиями законодательства. Как следствие, в зданиях предусматриваются многоуровневые атриумы, стеклянные фасады, протяженные пути эвакуации и другие нежелательные с точки зрения пожарной безопасности решения, приемлемость которых обосновывается различными видами расчетов и согласований.

В связи с этим представляемая в органы государственной или негосударственной экспертизы проектная документация на подавляющее большинство многофункциональных торговых комплексов разрабатывается на основании требований специальных технических условий (СТУ), которые содержат дополнительные мероприятия, компенсирующие допущенные в проекте отступления от требований пожарной безопасности. Таким образом, СТУ являются своеобразным механизмом, позволяющим узаконить нестандартные проектные решения, которые не соответствуют требованиям, установленным в нормативных документах. Обоснованность содержащихся в них требований должна обеспечивать процедура двойного согласования СТУ - в МЧС России и Минстрое России, - которая подвергается критике профессионального сообщества в связи с ее сложностью.

«СГ»: Какие вопросы чаще всего возникают у специалистов при экспертизе проектов торговых комплексов в части пожарной безопасности?

А.К.: Пожалуй, наиболее часто эксперты сталкиваются с несоответствием или недостаточной обоснованностью вопросов, связанных с ограничением распроЭКСПЕРТИЗА странения опасных факторов пожара в здании, эвакуацией людей, сохранением огнестойкости строительных конструкций в течение необходимого времени. Много замечаний традиционно возникает в отношении правильности принятых параметров автоматической пожарной сигнализации, противодымной защиты, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, эффективностью работы автоматических установок пожаротушения и возможностью проведения мероприятий по спасению людей.

Кроме того, большое количество вопросов при проведении экспертизы возникает из-за несоответствия проектных решений, представленных в разделе «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности», решениям, предусмотренным в других разделах проектной документации. Появлению подобных недостатков, как правило, способствует несколько причин, основными из которых являются участие в проектировании большого количества субподрядных организаций, недостаточная согласованность их действий, отсутствие надлежащего контроля со стороны главного инженера проекта генеральной проектной организации и т.п.

«СГ»: Как же распутать этот клубок противоречий, связанных с различными интересами участников проектирования, и усовершенствовать нормативные документы, устанавливающие требования пожарной безопасности к торговым комплексам?

А.К.: Существующая нормативная база по вопросам пожарной безопасности, конечно, нуждается в совершенствовании, актуализации и единоначалии. Целесообразно рассмотреть возможность коллегиальной переработки действующих нормативных документов на межведомственном уровне. В ходе такой работы в нормативные документы, возможно, будут включены требования, согласованные в СТУ с вариантами дополнительных компенсирующих мероприятий.

Это позволит, не ухудшая параметры безопасности проектируемых объектов, сократить административные барьеры, отказавшись от необходимости разработки и согласования на каждый вновь проектируемый многофункциональный торговый комплекс специальных технических условий.

«СГ»: Есть ли проблемы с использованием современных облицовочных материалов, соответствующих требованиям пожарной безопасности в торговых комплексах?

А.К.: На стадии проектирования и экспертизы проектной документации многофункциональных торговых комплексов каких-то особых проблем с отделочными материалами обычно не возникает. Все предусматриваемые в проектной документации материалы, как правило, имеют необходимые сертификаты пожарной безопасности, подтверждающие их соответствие установленным требованиям.

При этом следует отметить, что показатели пожарной опасности декоративно-отделочных и облицовочных материалов, а также покрытий полов на путях эвакуации и в зальных помещениях определены не на уровне нормативно-технического документа, от которого при желании можно отступить, а на уровне закона, в статье 134 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности. Кроме этого, установленные в законе требования к материалам нередко дополнительно ужесточаются специальными техническими условиями и, таким образом, компенсируются имеющиеся отступления от требований нормативных документов для определенных функциональных зон (атриум, пассажи) торговых комплексов.

Проблемы с использованием современных облицовочных материалов могут возникать позднее, на стадии строительства, когда из желания сэкономить приобретаются более дешевые материалы с несоответствующими характеристиками пожарной опасности, появляются «подложные» сертификаты, не соблюдается технология производства работ и т.д.

Надо обратить внимание и на то, что для многофункциональных торговых комплексов еще большую опасность представляют размещаемые в общем объеме и ничем не выгораживаемые торговые и развлекательные объекты. Среди них детские развлекательные площадки, где установлены аттракционы с облицовочным декоративным покрытием из пластика, городки и горки с использованием деревянных и пластиковых конструкций, сухие бассейны, наполненные пластиковыми шариками. Нередко устраиваются батутные центры, в которых присутствует значительная пожарная нагрузка в виде поролонового или иного синтетического наполнения матов, трюковых ям, обивки стен, оборудования и покрытия пола. Опасны и объекты так называемой «островковой» торговли, которые в целях увеличения прибыли размещают в атриумах и пассажах - то есть непосредственно на горизонтальных участках эвакуации. Каждый такой «островок» имеет площадь не более 10 кв. метров и не подлежит выделению ограждающими конструкциями. Но в торговых центрах эти «островки» зачастую размещены сплошной линией по центру эвакуационного прохода, между основными магазинами, и в итоге площадь торговли может достигать нескольких сотен квадратных метров. Пожарная нагрузка на этих объектах, размещенных на путях эвакуации и в местах массового скопления людей, зачастую представлена сильно горючими, легко воспламеняемыми материалами, имеющими высокую дымообразующую способность и чрезвычайную опасность по токсичности продуктов горения.

«СГ»: Какие решения, на ваш взгляд, необходимо внедрить в практику строительства торговых комплексов в целях повышения их пожарной безопасности?

А.К.: Из перспективных решений, имеющихся сегодня в нашем распоряжении, следует выделить инновационные разработки в части предупреждения, а не обнаружения возгораний. В качестве примера можно привести термоактивируемые газовыделяющие наклейки, устанавливаемые на элементы электрооборудования и электропроводку в местах контакта. Такие наклейки реагируют на повышение температуры нагрева электрических кабелей и приборов, выделяя сигнальный газ, концентрацию которого контролируют специализированные газовые датчики. Также возможно внедрение персональных устройств оповещения людей о пожаре, в том числе позволяющих отследить их местонахождение на объекте при помощи беспроводного радиосигнала. Для традиционных систем противопожарной защиты - автоматических установок пожарной сигнализации и пожаротушения, систем оповещения и управления эвакуацией, систем противодымной защиты - актуальным является повышение надежности и безотказности работы, а также обеспечение малой инерционности при срабатывании. Для исключения преднамеренного отключения данных систем при эксплуатации они должны иметь высокий уровень защиты от ложных срабатываний.

Сегодня все шире внедряются технологии информационного моделирования, происходит активный переход на цифровое проектирование объектов. В этой связи, наверное, было бы правильным внедрить для объектов капитального строительства что-то вроде «идентификационного электронного паспорта » и обеспечить контролирующим органам доступ к нему в режиме реального времени. Основные архитектурные и конструктивные параметры объекта, исправность инженерно-технических систем противопожарной защиты и других систем безопасности, состояние эвакуационных путей и выходов, изменение объемно-планировочных решений - все это могло бы быть отражено в таком документе. Еще одним большим плюсом в случае реализации данного подхода стало бы наличие у подразделений пожарной охраны реальной информации об объекте защиты для составления, корректировки и отработки оперативного плана пожаротушения.

Сегодня службы пожаротушения зачастую не имеют необходимых актуальных сведений о зданиях и сооружениях. А то, что подобное положение вещей недопустимо и чревато серьезными последствиями, объяснять, наверное, никому не нужно.

Знать и выполнять закон

«СГ»: А что делать с практикой неконтролируемых перепланировок торговых комплексов в процессе их эксплуатации?

А.К.: На самом деле, законодательством в области пожарной безопасности при эксплуатации торговых комплексов все уже предусмотрено, и нужно лишь выполнять соответствующие требования.

Так, утвержденный Минстроем России в 2017 году свод правил СП 306.1325800.2017 «Многофункциональные торговые комплексы. Правила эксплуатации » достаточно полно устанавливает требования пожарной безопасности, которые необходимо выполнять, чтобы предотвратить пожар в торговом комплексе, а также защитить людей и имущество в случае его возникновения. В состав технической эксплуатационной документации согласно данному своду правил входит целый комплекс документов, необходимых для поддержания требуемого уровня пожарной безопасности объекта. Если данную документацию вести должным образом, выполнять установленные в ней требования, то и недопустимые в «пожарном» отношении неконтролируемые перепланировки прекратятся, и системы противопожарной защиты будут находиться в работоспособном состоянии, и уровень пожарной безопасности многофункциональных торговых комплексов в целом существенно повысится.

Кроме того, свод правил СП 306.1325800.2017 «Многофункциональные торговые комплексы. Правила эксплуатации » в части пожарной безопасности дополнительно устанавливает необходимость ежегодного прохождения внутреннего и внешнего аудита и инспектирования торгового комплекса на соответствие требованиям законодательства в области пожарной безопасности. Также установлена обязательность проведения мониторинга состояния пожарной безопасности в помещениях арендаторов.

Цитата в тему

Сегодня все шире внедряются технологии информационного моделирования . В этой связи, наверное, было бы правильно внедрить для объектов капстроительства что-то вроде «идентификационного электронного паспорта» и обеспечить контролирующим органам доступ к нему в режиме реального времени

Справочно

Среди конкретных решений, недостаточно обоснованных в проектной документации торговых комплексов, чаще всего встречаются такие:

  • превышение установленной площади пожарного отсека в пределах этажа здания;
  • встраивание помещений различных классов функциональной пожарной опасности без нормативного отделения их друг от друга противопожарными преградами с нормируемым пределом огнестойкости;
  • превышение установленной высоты здания;
  • защита стальных конструкций с приведенной толщиной металла менее 5,8 мм тонкослойными огнезащитными покрытиями в торговых комплексах I-II степени огнестойкости;
  • размещение пожарных извещателей автоматической пожарной сигнализации в помещениях с высотой более 20 метров;
  • нарушение требований к проектированию системы противодымной защиты в части разделения площадей торгового комплекса на зоны дымоудаления, превышающие 3000 кв. метров;
  • размещение оросителей системы автоматического пожаротушения на высоте, превышающей 20 метров;
  • устройство системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре без разделения здания торгового комплекса на зоны пожарного оповещения;
  • размещение лифтов для пожарных без обеспечения доступа на каждый этаж, в каждый пожарный отсек здания в нарушение требований ГОСТ Р 53296-2009 «Установка лифтов для пожарных в зданиях и сооружениях. Требования пожарной безопасности»;
  • устройство эвакуационных путей по «условно» защищенным путям (атриумное пространство, коридоры безопасности и пр.);
  • встраивание взрывопожароопасных помещений в здание торгового комплекса, среди которых может быть хлебопекарное производство с полным циклом обработки, зарядные аккумуляторы, дизельные электростанции с запасом дизельного топлива, котельные.

Оригинал

gge.ru

Актуальные проблемы обеспечения пожарной безопасности общественных зданий

4. Хинт Й.А. УДА-технология: проблемы и перспективы. - Таллин: Валгус, 1981. - 36 с., ил.

5. Болдырев В.В. Экспериментальные методы в механохимии твердых неорганических веществ. - Новосибирск: Наука, 1983. - 65 с.

6. Яшков В.В., Федосов С.В. Опыт промышленного использования мельниц-сушилок для переработки полимерных материалов. В сб. «Технология сыпучих материалов - Химтехника 86». Белгород, 1986.

7. Ванаселья Л.С., Кипнис Б.М., Пурга А.П. Возможности и особенности применения дезинтеграторов в различных технологических процессах. В сб. «Технология сыпучих материалов - Химтехника 86». Белгород, 1986.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ

Г.И. Сметанкина, профессор, д.т.н., доцент,

С.А. Романченко, студент, Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Материальный урон, наносимый пожарами, в масштабах экономики стран составляет от сотен миллионов до десятков миллиардов долларов.

Анализ статических данных ряда стран позволяет выявить примерное распределение числа пожаров и потерь от них по зданиям трех основных назначений:

1) число пожаров в жилых зданиях составляет 55 %, в общественных - 10 %, в производственных и складских - 30 %;

2) материальный ущерб в жилых зданиях составляет 35 %, в общественных -20 %, в производственных и складских - 45 %;

3) гибель людей на пожарах в жилых зданиях составляет 80 %, в общественных - 10 %, в производственных и складских - 10 %.

Статистика пожаров по России показывает, что 80 % пожаров происходит в жилых помещениях. Здесь же гибель и травматизм людей от дыма и огня составляет 9 случаев из 10. По данным Центра пожарной статистики КТИФ на 1 миллион человек в России при пожарах погибает более 100 человек, что в 6 раз больше, чем в США. При этом количество пожаров в год на 1 миллион человек по России составляет около 2000 [4].

Развитие мегаполисов, расширение высотного и подземного строительства, обусловленное все более увеличивающейся стоимостью земли, используемой под строительство, применение искусственных полимерных строительных материалов сопровождаются появлением новых видов опасностей, в частности, пожарной опасности, вызванной недостаточным знанием возникновения и развития процесса пожара в зданиях.

Общественные здания по функциональному назначению занимают промежуточное место между жилыми и промышленными зданиями. Одни

общественные здания (гостиницы, административные учреждения) близки к жилым зданиям, другие (вычислительные центры, лаборатории) - к производственным, поэтому характеристика пожарной опасности общественных зданий колеблется в широком диапазоне [2].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В общественных зданиях при пожарах возможна гибель людей, что объясняется массовым пребыванием их в таких зданиях, сложностью и незнанием планировки помещений, недостаточной организованностью эвакуации людей.

Здания с массовым пребыванием людей становятся в последнее время объектами террористических атак - атака на здания-близнецы в США, взрывы в кафе, клубах и т.д. Взрывы часто сопровождаются пожарами.

Пожарная опасность общественных зданий обусловливается наличием большого количества горючих материалов, разнообразных источников зажигания и путей распространения пожара [2].

Формирование и развитие противопожарных требований происходит на основе анализа реальных и потенциальных пожаров, масштабов материального ущерба, возможной гибели людей, а также учета основных факторов, влияющих на эти показатели.

В России в 2008 году был принят Федеральный закон РФ № 12Э-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в котором появилось требование по снижению пожарного риска. Согласно регламенту, риск воздействия опасных факторов пожара на людей, определен одной миллионной в год в расчете на одного человека, однако не всегда очевидно, какими средствами можно обеспечить снижение пожарного риска.

Пожары являются наиболее распространенной причиной чрезвычайных ситуаций в зданиях с массовым пребыванием людей. Поэтому снижение пожарного риска до законодательно утвержденного уровня должно рассматриваться как важнейший индикатор и характеристика эффективности принимаемых решений по обеспечению пожарной безопасности.

Основным показателем уровня пожарной опасности в соответствии с требованиями закона [1], является показатель пожарного риска - количество погибших в результате пожаров в год на 1 млн. жителей. За последние годы по данным пожарной статистики этот показатель не претерпел существенного снижения.

В соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности к объектам с массовым пребыванием людей относятся общественные здания и сооружения, в которых одновременно может находиться 50 и более человек, а к

л

помещениям с массовым пребыванием людей - помещения площадью 50 м и более с плотностью постоянно или временно находящихся в них людей более 1

л

чел. на 1 м . К ним относятся театры, кинотеатры, клубы, концертные залы, учебные заведения, дворцы культуры, общежития, торговые учреждения, административные здания, больницы, выставки, музеи [1].

Высота помещений в зданиях с массовым пребыванием людей варьируется от 3 до 30 м и более. Коридоры в зданиях с массовым пребыванием людей являются основными горизонтальными коммуникациями, обеспечивающими

связь между помещениями в пределах этажа, а также путями движения из помещений к лестницам.

Каждый объект с массовым пребыванием людей должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, основными целями которой являются предотвращение пожара, безопасность людей и защита имущества при пожаре [1].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вместе с тем пожары на объектах с массовым пребыванием людей имеют широкий общественный резонанс, к ним привлечено внимание высшего руководства страны.

Несмотря на принимаемые меры защиты таких объектов, в декабре 2015 г. произошел пожар в Воронежском психоневрологическом диспансере в селе Алфёровка Новохоперского района. Погибли 23 человека, пострадали 24. Возбуждено уголовное дело.

На рисунке 1 показано, что число пожаров на объектах с массовым пребыванием людей неуклонно снижается, начиная с 2007 года.

Более вариабельная картина наблюдается по показателю «число погибших людей на объектах с массовым пребыванием людей». На рисунке 2 приведена динамика относительного числа погибших людей в среднем на один пожар [3]. На нем видно, что за исключением достаточно благополучного 2008 г. наблюдается негативная картина повышения доли погибших людей в среднем на один пожар (на объектах с массовым пребыванием людей) с 0,025 в 2007 г. до 0,032 в 2014 г.

12000 10000 300D 6000 '1000 2000 О

20G7 гоое 2005 2010 гон 2012 2013 20 li ПК*>лличв£Г90 гтожарса

Рис. 1. Динамика количества пожаров на объектах с массовым пребыванием людей

за 2007-2014 гг.

Рис. 2. Динамика относительного числа погибших людей в среднем на один пожар за 2007-2014 гг.

На рисунке 3 представлена структура групп причин, способствовавших развитию пожара и гибели людей на пожарах.

■ Не своевременное сообщение о пожаре

■ Удаленность пожара

■ Неудовлетворительное пожаротушение до прибытия пожарнойчасти

■ Замедленность движения пожарных автомобилей

Рис. 3. Структура причин, способствовавших развитию пожара и гибели людей на пожарах

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как видно из рисунка 3, наибольшее внимание для обеспечения защиты объектов с массовым пребыванием людей следует уделять развитию систем раннего сообщения о пожаре и автоматического пожаротушения, оптимизации размещения пожарных частей или их отдельных постов и оптимизации движения пожарных автомобилей к месту пожара [4].

Снижение количества пожаров, числа погибших и экономических потерь от пожаров в зданиях, сооружениях с массовым пребыванием людей в большой степени зависит от организации наблюдения и контроля за наличием и работоспособностью системы обеспечения пожарной безопасности рассматриваемых объектов [2].

Мониторинг обеспечения пожарной безопасности объектов с массовым пребыванием людей как сложная многофункциональная система представляет собой совокупность двух подсистем:

- технического мониторинга, осуществляемого с помощью автоматических средств и систем предотвращения и обнаружения пожара;

- социального мониторинга, осуществляемого органами государственного пожарного надзора, а также экспертными организациями по независимой оценке пожарного риска (аудит пожарной безопасности).

Эффективное функционирование любой социальной системы, в том числе мониторинга, невозможно без четкой правовой регламентации ее деятельности.

Основу законодательного регулирования осуществления технического мониторинга составляет Федеральный закон РФ от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в котором систематизированы, выверены и законодательно закреплены конкретные технические требования (вплоть до числовых значений) как к объектам защиты, так и к техническим средствам наблюдения и контроля, а также ГОСТ Р 22.1.122005 «Безопасность в ЧС. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования».

При этом основной причиной гибели людей при пожарах на объектах с массовым пребыванием людей зафиксировано отравление токсичными газами и

ядовитыми веществами.

Проблема предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций и пожаров, смягчения их последствий и ликвидации весьма актуальна сегодня не только для России, но и для всего человечества. Это обусловлено ежегодным увеличением количества, масштабов таких происшествий, ростом людских и материальных потерь, которое несет человечество, что сдерживает развитие цивилизации, а в некоторых случаях ставит под угрозу существование человечества.

Поэтому современное понимание безопасности граждан значительно расширилось и включает надежное представление необходимых им условий для жизни, развития и самовыражения, гарантий гражданских прав и социальной защищенности.

Мы должны быть уверены в том, что дальнейший научный поиск поможет человечеству найти способ решить проблемы, несущие угрозу его существованию.

Список использованной литературы

1. Федеральный закон РФ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

2. Сметанкина Г.И. Исполнение государственной функции по надзору за соблюдением требований пожарной безопасности. Учебное пособие - Воронеж: ВИ ГПС МЧС России, 2011.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Сметанкина Г.И., Буданов С.А. и др. Учёт и анализ пожаров и их последствий в системе МЧС России. Учеб. пособие - Воронеж: ВИ ГПС МЧС России, 2012. Гриф МЧС России.

4. http://www.mchs.gov.ru.

ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ

Г.И. Сметанкина, профессор, к.т.н., доцент,

Т.Н. Рушанов, курсант, Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Вследствие особенностей географического положения нашей страны, её огромной территории, низкой плотности населения, значительное количество малых населенных пунктов не имеют профессиональной противопожарной защиты. Необходимость возрождения добровольной пожарной охраны (далее ДПО) наглядно показали пожары 2010 года, когда стало ясно, что без поддержки добровольцев из числа населения ликвидировать лесные пожары не удастся [2]. Деятельность ДПО основывается на общности интересов различных слоев

cyberleninka.ru

1. Экономические проблемы в области обеспечения пожарной безопасности и основные пути их решения.

Экономическая эффективность ресурсного обеспечения в области пожарной безопасности.

1. Экономические проблемы в области обеспечения пожарной безопасности и основные пути их решения.

2. Понятие и виды эффективности.

3. Общая (абсолютная) и сравнительная экономическая эффективность капитальных вложений.

4. Экономическая эффективность новой пожарной техники.

Нет ничего дороже жизни и здоровья человека. В настоящее время население земли составляет примерно 7 млрд человек, тогда как число пожаров составляет 7-8 млн, на них ежегодно погибает 70−80 тыс. человек и 500−800 тыс. человек получают травмы. В России при населении примерно 142 млн человек ежегодно погибает 17-18 тыс. человек. Это примерно 25 % погибших от общего числа погибших в мире, то есть каждый четвертый человек от общего числа погибших на пожаре гибнет в России.

Ускорение научно-технического прогресса в последнее десятилетие привело к тому, что людей все больше окружают различные технические объекты, машины, механизмы, приборы и устройства, в которых аккумулируются искусственно созданные энергетические запасы, представляющие потенциальную опасность для них и их имущества.

Анализируя причинно-следственные связи чрезвычайных ситуаций, связанных с производственной и хозяйственной деятельностью человека, условно можно выделить три группы причин как самих аварий, так и их роста и масштабов.

Объективные причины:

- повышение технологических нагрузок и пара­метров (давление, температура, мощность, напряжение, скорость, концентра­ция и т. п.);

- усиление производственно-хозяйственной деятельности человека;

- повышение концентрации производства;

- стихийные природные явления.

Субъективные причины:

- пренебрежительное или некомпетентное отношение к вопросам обеспечения пожарной, промышленной, экологиче­ской и других видов безопасности;

- допущенные ошибки или дефекты при проектировании, монтаже и на стадии эксплуатации объекта.

Специфические причины:

- изношенность основных производственных фондов;

-отсталость ряда технологий;

-недостаточный уровень качества эксплуатации и технического обслуживания оборудования, систем защиты, не всегда отвечающих нормативным требованиям и стандартам.

Важнейшая задача, стоящая перед правительством России, заключается в обеспечении защиты населения, территории, народно-хозяйственных объектов от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Центральным звеном во всей этой работе является формирование правового поля, которое обеспечило бы защиту каждого человека и его материальных ценностей от чрезвычайных ситуаций.

Эффективное функционирование системы обеспечения пожарной безопасности зависит от ее качественного нормативного обеспечения, что особенно важно в условиях негативного влияния пожаров на жизнедеятельность человека и экономику страны. Это характеризуется постоянным увеличением числа людских жертв и размеров ущерба от огня, что, в свою очередь, требует постоянного совершенствования государственной системы противопожарного нормирования и стандартизации − фактора, влияющего на стабильное функционирование народнохозяйственного комплекса страны и позволяющего обеспечить оптимизацию затрат на противопожарную защиту.

При решении задач по обеспечению пожарной безопасности объектов и территорий в нашей стране существует ряд субъективных и объективных проблем экономического характера.

К основным таким проблемам можно отнести следующие:

1) отсутствие широкомасштабного и детального анализа экономической эффективности систем (элементов) обеспечения пожарной безопасности;

2) внедрение экономически не обоснованных организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (эта причина может являться следствием первой причины);

3) отсутствие основных экономических показателей, например, таких как капитальные затраты на отдельные виды технических средств по отраслям народного хозяйства; затраты на их эксплуатацию; потери от пожаров (ущерб) при функционировании систем обеспечения пожарной безопасности и при их отказах;

4) отсутствие обобщенных и объективных данных по частоте возникновения пожаров по отдельным объектам и установкам;

5) пока малоактивное внедрение и использование экономических методов управления пожарным риском.

Эти проблемы должны решаться как экономическими, так и административными методами.

К экономическим методам можно отнести следующие:

а) механизмы экономической ответственности, которые предполагают систему норм или нормативов, отклонение от которых ведет к определенным экономическим санкциям. Например, штрафам за превышение нормативной величины уровня пожарной опасности (недопустимого риска);

б) механизмы экономического стимулирования, например, такие как

- льготное налогообложение;

-механизм ускоренной амортизации;

-механизм определения риска при противопожарном страховании.

Механизм льготного налогообложения построен на принципе соответствия фактического и предельно допустимого уровня пожарного риска. Размер налоговой ставки на прибыль увеличивается в случае превышения значения фактического уровня пожарного риска по отношению к предельно допустимому и, наоборот, уменьшается, если имеется обратное соотношение. Данный механизм стимулирует предприятия в повышении уровня пожарной безопасности, так как оставляет в их распоряжении дополнительные финансовые ресурсы, которые могут пойти как на расширенное производство, так и финансирование дополнительных пожарно-технических мероприятий, связанных с дальнейшим снижением пожарного риска.

Стимулирующую роль могут сыграть механизмы ускоренной амортизации. Вполне понятно, что действие данного механизма распространяется на ту часть основных фондов, которая непосредственно используется для обеспечения требуемого уровня пожарной безопасности.

Целесообразным является также освобождение от уплаты налога на имущество основных фондов пожарно-технического назначения.

Особое значение в условиях трансформации экономической системы принадлежит собственно рыночным механизмам в сфере управления фак­тором пожарного риска:

1) один из рыночных механизмов регулирования пожарным риском связан с реализацией квот на уровень пожарного риска по рыночным ценам, формирующимся под воздействием механизма спроса и предложения. Действие данного механизма аналогично концепции экологической лицензии, разработанной в конце 70-х г. в США, которая впоследствии стала реаль­ным рыночным рычагом регулирования в сфере природоохранительной деятельности;

2) в основе другого рыночного механизма лежит принцип совместного противопожарного страхования предприятий, имеющих фактически раз­ные уровни пожарного риска. Механизм его функционирования прост. По всем предприятиям определяется средний уровень пожарного риска. Предприятия, уровень пожарного риска которых выше среднего, платят разность тем предприятиям, у которых уровень пожарного риска ниже среднего. В случае пожара на одном из предприятий, каждое предприятие участвует в компенсации экономических потерь в равной доле. Механизм совместного противопожарного страхования ориентирует предприятия с более высоким уровнем пожарного риска на достижение среднего уровня пожарного риска, а предприятия со средним и ниже уровнем пожарного риска к его снижению, тем самым стимулируя через систему платежей предприятия к дальнейшему уменьшению уровня пожарного риска.

Мощными экономическими и административными рычагами в повышении пожарной безопасности и решении экономических проблем в этой области должно стать выполнение следующих мероприятий:

  1. реализация принятой в конце 2007 г. федеральной целевой программы «Пожарная безопасность на период до 2012 г.»;

  2. реализация Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Технический регламент − документ, который оптимизирует существующую нормативно-техническую базу, приближает ее к мировым стандартам, исключает дублирование требований пожарной безопасности, устраняет имеющиеся противоречия. В нем заложен принцип гибкого нормирования, ориентированный на конкретный объект защиты с учетом его функционального назначения, численности находящихся людей, вида и количества горючей нагрузки. Он предоставляет собственнику право самостоятельного выбора способов противопожарной защиты с учетом проведенной оценки рисков;

  3. реализация положений приказа МЧС России № 517 от 1 октября 2007 г., в котором утвержден административный регламент по исполнению государственного надзора в области пожарной безопасности, посредством которого формы и методы осуществления надзора приводятся в соответствие со сложившимися социально-экономическими условиями. Такой документ в системе пожарного надзора принят впервые. Он упорядочивает процедуры осуществления надзорной деятельности, строго регламентирует сроки проведения мероприятий по контролю, представляет значительные права территориальным органам надзора по планированию своей деятельности, а также определяет порядок их взаимодействия с организациями, осуществляющими независимую оценку рисков;

  4. проведение работы по созданию и внедрению современных требований в области пожарной безопасности, которая осуществляется при проведении постоянного анализа практики применения требований норм пожарной безопасности, которых в настоящее время насчитывается более полутора ты­сяч. При этом особое внимание уделяется влиянию конкретных норм непо­средственно на достижение приемлемого уровня пожарной безопасности (пожарного риска). Результатом этой работы явилось качественное измене­ние подходов к обеспечению пожарной безопасности на территории Россий­ской Федерации, модернизация органов государственного пожарного надзо­ра, построение его вертикально-интегрированной структуры в системе МЧС;

5) внедрение и развитие аудита безопасности (независимой оценки рисков). В основе организации работы по созданию добровольной системы независимой оценки рисков положены следующие ключевые принципы:

- добровольности и открытости ее для участия различных организаций, заинтересованных в результатах проведения оценки рисков, признающих и выполняющих установленные в системе правила;

- независимости экспертных организаций и экспертов от объектов, на которых проводится оценка рисков, что позволит обеспечить объективность этой работы;

- признания органами надзора МЧС России результатов работ по оценке рисков, выполненных аккредитованными нашим министерством организациями. В частности, Административным регламентом, определяющим порядок осуществления пожарного надзора, предусмотрено, что объекты, прошедшие в установленном порядке независимую оценку рисков, не включаются в соответствующие планы мероприятий по надзору.

Это крайне важное положение позволяет собственникам объектов самостоятельно выбрать форму организации контроля за соблюдением требований пожарной безопасности.

Что касается обязательной системы, то по этому направлению продолжается работа по внедрению законопроектов Технического регламента «Об общих требованиях пожарной безопасности» и «Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинения вреда при эксплуатации опасного объекта».

Цель аудита безопасности − повышение уровня защищенности населения, имущества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Задачи:

1) снижение административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности в результате ввода их в сферы обслуживания государственных надзорных органов;

  1. освобождение органов пожарного надзора от проведения контроля на малозначимых объектах;

  2. учет результатов оценки рисков при назначении сумм страховых сборов и их дифференциации в зависимости от уровня защищенности объекта;

  3. обеспечение прозрачности процедур осуществления государственного надзора, предупреждения коррупции в этой сфере деятельности.

studfiles.net


Смотрите также

Содержание, карта сайта.