Органы управления контрольно измерительные приборы пожарных автомобилей


Органы управления и контрольно-измерительные приборы ЗИЛ

Органы управления в кабине автомобиля расположены таким образом, чтобы обеспечить максимально возможный комфорт водителю, создать условия для работы без значительного утомления. Рабочее место водителя оборудуется с учетом его антропометрических данных (роста, размеров рук и ног, полноты тела и др.). В частности, сиденье водителя перемещается по высоте и по горизонтали, изменяя тем самым расстояние между водителем и рулевым колесом, меняется наклон спинки.

Опорные площадки педалей по размерам, конфигурации расположены так, что пользование ими не вызывает болезненных ощущений в суставах ног. Рычаги, кнопки, клавиши ручного управления размещены в доступном месте, для пользования ими не требуются существенные напряжения, чрезмерные перемещения тела водителя, изгибы позвоночника.

Расположение приборов, цвет и яркость освещения их шкал обеспечивают водителю визуальный контроль за показаниями приборов при любой освещенности в кабине и без изменения положения тела водителя.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Информация о состоянии систем и агрегатов автомобиля сконцентрирована на щитке приборов в виде указателей и световых сигнализаторов с определенной символикой.

Расположение органов управления и сигнализаторов в кабине автомобилей ЗИЛ показано на рис. 1—3.

Некоторые различия в органах управления обусловлены отличиями в конструкции автомобилей. Например, на автомобилях ЗИЛ-431410 с МТП или одноконтурным тормозным приводом применяется различное управление стояночной тормозной системой.

Различие в конструкции панелей приборов и щитков связано с применением в системе электрооборудования новых светотехнических приборов, коммутационной аппаратуры. Это требует размещения на панели приборов в доступном для водителя месте блока предохранителей. На автомобилях, в которых обогревается кожух аккумуляторной батареи, между сиденьями водителя и пассажира установлена ручка управления заслонкой обогрева, а на панели приборов размещен указатель температуры воздуха в кожухе. При вытянутой вверх ручке обогрев включен, при опущенной — выключен. Промежуточное положение ручки фиксирует шарик по зубцам тяги.

Рис. 1. Органы управления и сигнализаторы в кабине автомобиля семейства ЗИЛ-431410 с МТП: 1 — указатель температуры воздуха в кожухе аккумуляторной батареи; 2 — рулевое колесо; 3 — спидометр; 4 — сигнализатор аварийного состояния двигателя; 5 — комбинированный переключатель света; 6 — комбинация приборов (манометр; указатели температуры охлаждающей жидкости, уровня топлива, давления масла, тока аккумуляторной батареи, сигнализаторы резервного уровня топлива); 7 — реостат освещения приборов; 8 — ручка пневмокрана управления стеклоочистителем; 9 — ручка управления заслонкой в канале отопителя кабины; 10 — выключатель аварийной, сигнализации; 11 — блок предохранителей; 12 — ручка замка двери; 13 — ручка стеклоподъемника; 14 — ручка управления заслонкой отопителя; 15 — рычаг переключения передач; 16 — ручка управления дроссельными заслонками карбюратора; 17 — ручка управления воздушной заслонкой карбюратора; 18 — ручка управления заслонкой обогрева аккумуляторной батареи; 19 — рукоятка крана стояночной тормозной системы; 20 — педаль управления дроссельными заслонками; 21 — педаль рабочей тормозной системы; 22 — педаль сцепления; 23 — выключатель зажигания и стартера; 24 -— педаль стеклоомывателя; 25 — ручка управления жалюзи радиатора; 26 — выключатель аккумуляторной батареи; 27 — кнопка крана системы аварийного растормаживания; 28 — переключатель датчиков указателя уровня топлива; 29 — выключатель управляемой фары; 30 — выключатель фонарей автопоезда; 31 — выключатель вентилятора; 32 — выключатель противотуманных фар; 33 — переключатель режимов работы электродвигателя отопителя кабины; 34 — выключатель плафона освещения кабины; 35 — выключатель проверки лампы сигнализаторов; 36 — сигнализатор падения давления в переднем контуре рабочей тормозной системы; 37 — сигнализатор включения указателей поворота тягача; 38 — сигнализатор падения давления в заднем контуре рабочей тормозной системы; 39 — сигнализатор включения указателей поворота; 40 — сигнализатор падения давления в стояночной и запасной тормозных системах и управления тормозными механизмами прицепа; 41 — сигнализатор включения огней автопоезда; 42 – сигнализаторы включения стояночной тормозной системы

Для очистки ветрового стекла от загрязнения на панели приборов установлен кран управления стеклоочистителем, а на полу кабины слева от рулевой колонки — педаль стеклоомывателя.

При вращении ручки пневмокрана управления стеклоочистителем влево (против часовой стрелки) интенсивность работы стеклоочистителя увеличивается, а при вращении вправо уменьшается. Выключается стеклоочиститель вращением ручки пневмо-крана вправо до прекращения подачи воздуха.

На левой стенке кабины под панелью приборов прикреплен привод управления положением жалюзи радиатора охлаждения двигателя. Закрываются жалюзи вытягиванием ручки управления жалюзи радиатора до отказа. В механизме привода имеются фиксированные положения, в которые можно установить ручку, если требуется частично открыть жалюзи.

Дорожную обстановку по сторонам за кабиной автомобиля водитель со своего рабочего места оценивает через зеркала заднего бокового обзора. Правильная регулировка положения зеркал состоит в том, что водитель со своего места в рабочем положении должен видеть в оба зеркала пространство на дороге по обе стороны вдоль бортов, включая прицеп (полуприцеп).

К органам управления относятся также звуковой сигнал, установленный в кабине. Звуковой сигнал включается автоматически от датчиков многоконтурной тормозной системы при неполном заполнении ресиверов и работает со световой сигнализацией. На автомобилях ЗИЛ-131Н звуковой сигнал, в случае перевозки людей, включается кнопкой, находящейся на платформе.

Рис. 2. Органы управления в кабине автомобиля ЗИЛ-131Н: 1 — педаль рабочей тормозной системы; 2 — ножной переключатель света; 3 — педаль стеклоомывателя; 4 — педаль сцепления; 5 — ручка управления жалюзи радиатора; 6 — форсунка стеклоомывателя; 7 – переключатель указателей поворота; 8 — рычаг переключения передач; 9 — рукоятка заслонки отопителя; 10 — рычаг раздаточной коробки; 11 — люк рычага включения лебедки; 12 — рычаг стояночной тормозном системы; 13 — рукоятка управления заслонкой обогрева аккумуляторной батареи; 14 — выключатель аккумуляторной батареи; 15 — рычаг стопора продольного перемещения сиденья; 16 — педаль управления дроссельными заслонками; 17 — кнопка пнеэматиче-ского сигнала

Рис. 3. Органы управления и сигнализаторы в кабине автомобилей ЗИЛ моделей 131Н и 431410 без МТП: 1 — манометр давления воздуха в шинах; 2 — спидометр; 3 — сигналиэатор дальнего света фар; 4 — комбинация приборов (указатели силы тока аккумуляторной батареи, температуры охлаждающей жидкости, количества топлива, давления масла в двигателе); 5 — сигнализатор включения привода переднего ведущего моста; 6 — двухстрелочный манометр пневмосистемы; 7 — указатель температуры воздуха в кожухе аккумуляторной батареи; 8 — форсунка стеклоомывателя; 9 — фонарь кабины; 10 — выключатель фонаря кабины; 11 — переключатель принудительного включения привода переднего моста; 12 — переключатель электродвигателя отопителя кабины; 13 — выключатель противотуманных фар; 14, 15 — кнопочный выключатель и переключатель управляемой фары; 16 — ручка управления заслонкой капота отопителя; 17 — выключатель опознавательных фонарей автопоезда; 13 — ручка крана управления стеклоочистителем; 19 — переключатель указателя уровня топлива; 20 — выключатель вентилятора кабины; 21 — ручка управления дроссельными заслонками карбюратора; 22 — выключатель плафона; 23 — ручка управления воздушной заслонкой карбюратора; 24 — центральный переключатель света; 25 — сигнализатор включения коробки отбора мощности; 26 — сигнализатор аварийного давления масла в двигателе; 27 — переключатель коробки отбора мощности; 28 — сигнализатор указателей поворота; 29 — сигнализатор перегрева охлаждающей жидкости; 30 — выключатель зажигания н стартера; 31 — рычаг крана управления давлением воздуха в шинах

На рулевой колонке под рулевым колесом на доступном для пальцев рук водителя расстоянии расположен комбинированный переключатель 5 света. В нем объединены органы управления приборами, наиболее необходимыми при движении автомобиля: переключатель света фар и габаритных фонарей, переключатели электрического и пневматического звуковых сигналов и переключатель указателей поворота.

В кабине автомобилей, работающих на газовом топливе, установлены манометр для контроля давления газа, а также рычаги и кнопки для управления работой приборов газовой аппаратуры и переключения подачи бензина или газового топлива.

На специализированных автомобилях в кабине смонтированы приборы контроля работы специальных органов и органы управления установками.

Для облегчения пользования всеми приборами и органами управления автомобилей в кабине в доступных для обзора местах установлены инструкционные таблички.

Рис. 4. Органы управления и сигнализаторы в кабине автомобиля ЗИЛ-133ГЯ: 1 — рулевое колесо; 2 — тахометр; 3 — комбинированный переключатель; 4 — указатель уровня топлива; 5 — указатель температуры охлаждающей жидкости; 6 — спидометр; 7 — указатель силы тока аккумуляторной батареи; 8 — указатель давления масла; 9, 10 — манометры; 11 — сигнализаторы электрофакельного подогревателя, указателей поворота, опознавательных фонарей автопоезда, механизма блокировки межосевого дифференциала, стояночной и запасной тормозные систем, падения давления в контурах привода тормозных механизмов колес задней тележки и колес переднего моста); 12 — блок переключателей и выключателей (противотуманных фар и ближнего света фар, фонарей автопоезда и плафона кабины, режимов работы электродвигателя); 13 выключатель системы аварийной сигнализации; 14 — рукоятка ручного управления подачей топлива; 15 — рукоятка тяги останова двигателя; 16 — ручка заслонки канала отопителя; 17 — рукоятка крана управления стеклоочистителем; 18 — реостат освещения приборов; 19 — выключатель электрофакельного подогревателя; 20 — выключатель приборов электрооборудования и стартера; 21 — крышка блока предохранителей и вещевого ящика; 22 — рычаг заслонки отопителя; 23 — ограничитель хода педали подачи топлива; 24 — педаль подачи топлива; 25 — педаль рабочей тормозной системы; 26 педаль сцепления; 27 рукоятка крана стояночной тормозной системы; 28 рычаг переключения передач; 29 — переключатель передач в делителе; 30 — кнопка включения вспомогательной тормозной системы; 31 — кнопка включения аварийного растормажи-вания; 32 — рукоятка включения механизма блокировки межосевого дифференциала; 33 — педаль стеклоомывателя; 34 —рукоятка жалюзи радиатора

Рекламные предложения:
Читать далее: Особенности конструкции бензиновых двигателей автомобилей ЗИЛ

Категория: - Автомобили ЗИЛ

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru

Механизмы управления и контрольно-измерительные приборы З�Л-131

Расположение органов управления и контрольно-измерительных приборов показано на рис. 4 и 5. В левой части переднего щита расположен щиток приборов с шестью приборами и пятью контрольными лампами указателей поворота, аварийного снижения давления масла, аварийного перегрева охлаждающей жидкости, включения дальнего света фар и привода переднего моста.

Спидометр 2 (рис. 4) показывает скорость автомобиля (км/ч), а установленный в нем счетчик — общий пробег автомобиля (км). Привод спидометра осуществляется от ведомого вала раздаточной коробки.

Контрольная лампа 3 со светофильтром синего цвета загорается при включении дальнего света фар.

Указатель 4 со шкалой 50 ... 0 ... 50 А предназначен для определения силы зарядного (стрелка отклоняется вправо, к знаку +) или разрядного (стрелка отклоняется влево, к знаку —) тока аккумуляторной батареи.

Указатель 5 температуры охлаждающей жидкости показывает при включенном зажигании температуру жидкости в головке блока цилиндров. Шкала указателя температуры градуирована до 120°С.

Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости находится в канале впускного трубопровода двигателя.

Контрольная лампа 6 со светофильтром красного цвета загорается при включении привода переднего моста.

Манометр 7 (двухстрелочный) для контроля давления воздуха в системе пневмопривода тормозов имеет две шкалы: верхняя шкала показывает давление в воздушных баллонах, нижняя — в тормозных камерах.

Выключатель 11 фонаря кабины включает и выключает фонарь 10 независимо от положения ручки центрального переключателя света.

Переключатель 13 принудительного включения привода переднего моста имеет два положения. Левое положение ручки переключателя соответствует включенному положению переднего моста, правое положение — выключенному.

Переключатель 14 электродвигателя отопителя кабины может быть установлен в три положения. При перемещении ручки переключателя влево частота вращения вала электродвигателя повышается, а при перемещении ручки вправо — понижается. При среднем положении ручки электродвигатель выключен.

Рис. 4. Механизмы управления и контрольно-измерительные приборы:

1 — манометр давления воздуха в шинах; 2 — спидометр; 3 — контрольная лампа дальнего света фар; 4 — указатель тока; 5 — указатель температуры охлаждающей жидкости; 6 — контрольная лампа включения привода переднего моста; 7 — манометр (двухстрелочный) для контроля давления воздуха в системе пневмопривода тормозов; 8 — указатель температуры воздуха в кожухе аккумуляторной батареи (для автомобиля Э�Л-131НС); 9 — контрольная лампа аварийного падения давления воздуха в тормозной системе; 10 — фонарь кабины; 11 — выключатель фонаря кабины; 12 — пепельница; 13 — переключатель принудительного включения привода переднего моста; 14 — переключатель электродвигателя отопителя кабины; 15 — выключатель противотуманных фар (для автомобиля З�Л-131НС); 16 — кнопочный выключатель управляемой фары; 17 — переключатель управляемой фары; 18 — ручка управления заслонкой канала отопителя кабины и устройством для обогрева ветрового стекла; 19 — выключатель опознавательных фонарей автопоезда; 20 — ручка крана управления стеклоочистителем; 21 — переключатель указателя уровня топлива; 22 — выключатель вентилятора кабины; 23 — ручка управления дроссельными заслонками карбюратора; 24 — выключатель лампы плафона кабины; 25 — ручка управления воздушной заслонкой карбюратора; 26 — центральный переключатель света; 27 — контрольная лампа включения коробки отбора мощности; 28 — контрольная лампа аварийного давления масла; 29 — переключатель коробки отбора мощности; 30 — указатель давления масла в смазочной системе двигателя; 31 — указатель уровня топлива; 32 — контрольная лампа указателей поворота; 33 — контрольная лампа аварийного перегрева охлаждающей жидкости; 34 — комбинированный выключатель зажигания и стартера; 35 — рычаг крана управления давлением воздуха в шинах

Рис. 5. Схема расположения основных рычагов управления:

I — нейтральное положение рычага раздаточной коробки; II — включение переднего моста; III — выключение переднего моста; IV — наматывание троса лебедки; V — нейтральное положение рычага лебедки; VI — разматывание троса лебедки; VII — нейтральное положение рычага коробки передач; IХ — задний ход

Кнопочный выключатель 16 и переключатель 17 предназначены для включения управляемой фары. Правое положение переключателя 17 соответствует включенному положению управляемой фары (постоянный свет). При левом положении ручки переключателя и нажатии на кнопку выключателя 16 происходит подача световых сигналов, и фара светит, пока нажата кнопка.

Ручка 18 служит для управления заслонкой канала отопителя кабины и устройством для обогрева ветрового стекла. При ее перемещении вперед (от себя) до упора увеличивается интенсивность обдува ветрового стекла и прекращается подача теплого воздуха к ногам водителя. При вытягивании ручки (на себя) уменьшается количество теплого воздуха для обдува ветрового стекла и начинается подача теплого воздуха к ногам водителя.

Количество теплого воздуха, подаваемого для обдува ветрового стекла и к ногам водителя, можно регулировать, устанавливая ручку в промежуточные положения.

Выключатель 19 опознавательных фонарей автопоезда включает фонари автопоезда, расположенные на крыше кабины.

Ручка 20 крана управления стеклоочистителем расположена на переднем щите кабины. Стеклоочиститель ветрового стекла кабины с двумя щетками включен в пневматическую систему привода тормозов. Стеклоочиститель включается поворотом головки крана против часовой стрелки. Вращая головку, можно регулировать скорость стеклоочистителя. При вращении головки против часовой стрелки интенсивность работы стеклоочистителя увеличивается; при вращении в обратном направлении — уменьшается.

Ручка 23 управления дроссельными заслонками карбюратора (при вытягивании) открывает заслонки. Чтобы закрыть заслонки, следует нажать на ручку. Во время движения автомобиля ручка должна быть задвинута.

Выключатель 24 включает и выключает лампу плафона кабины независимо от положения ручки центрального переключателя света.

Ручка 25 управления воздушной заслонкой карбюратора (при вытягивании) может частично или полностью прикрыть воздушную заслонку (рабочая смесь обогащается). После прогрева двигателя ручка должна быть перемещена вперед (от себя) до упора.

Центральный переключатель 26 света служит для включения передних и задних фонарей, ламп освещения приборов и фар головного света.

Ручка переключателя имеет три фиксированных положения:

  • 0 — ручка полностью нажата РґРѕ отказа, освещение выключено;
  • 1 — ручка вытянута РЅР° половину С…РѕРґР°, включены задние Рё передние фонари;
  • II — ручка вытянута полностью, включены передние Рё задние фонари Рё фары.

При включении задних и передних фонарей включаются лампы освещения приборов; вращением этой ручки регулируется яркость освещения приборов.

Контрольная лампа 27 загорается красным светом при включении коробки отбора мощности (КОМ-1).

Контрольная лампа 28 со светофильтром красного цвета загорается при снижении давления в смазочной системе до 60 ... 30 кПа (0,6 ... 0,3 кгс/см3). Коитрольная лампа загорается при включении зажигания и гаснет после того, как двигатель начнет работать. Кратковременное вспыхивание лампы при уменьшении частоты вращения коленчатого вала двигателя не указывает на неисправность смазочной системы, если при увеличении частоты вращения коленчатого вала двигателя лампа сразу гаснет.

Переключатель 29 — двухпозиционный; при правом положении переключателя коробка отбора мощности (КОМ-1) включена, при левом положении — отключена.

Указатель 31 уровня топлива имеет шкалу с делениями 0; 1/4; 1/2; 3/4; П, соответствующими соответственно пустому баку, четверти, половине, трем четвертям и полной вместимости бака. Указатель уровня топлива снабжен двумя датчиками по числу баков и показывает количество топлива в каждом баке отдельно. Для включения датчика правого или левого бака на щитке приборов имеется переключатель 20. При перемещении ручки переключателя вправо включается датчик правого бака, а при передвижении влево — датчик левого бака. Указатель действует только при включенном зажигании.

Контрольная лампа 32 со светофильтром зеленого цвета загорается при включении указателей левого или правого поворота.

Контрольная лампа 33 со светофильтром красного цвета загорается при температуре жидкости выше 115°С. Датчик находится в корпусе термостата.

Выключатель 34 зажигания и стартера включают поворотом ключа по часовой стрелке. При нервом фиксированном положении включается зажигание; при дальнейшем повороте ключа до упора включается стартер. Выключается-автоматически, под действием возвратной пружины выключателя.

Рычаг 35 крана управления давлением воздуха в шинах имеет три положения. При переводе рычага крана вправо воздух поступает в шины, а при переводе влево — выходит из них. При среднем положении рычага крана поступление воздуха в шины исключается. На рис. 5 показана схема положения основных рычагов управления.

Ножной переключатель 2 света фар (рис. 8) — двухпозиционный, герметизированный; установлен на иолу кабины около педали сцепления; служит для переключения фар с дальнего света на ближний и наоборот (при полностью вытянутой ручке центрального переключателя).

Рис. 6. Органы управления в кабине:

1 — педаль тормоза; 2 — ножной переключатель света фар; 3 — педаль омывателя ветрового стекла; 4 — педаль сцепления; 5 — ручка управления жалюзи радиатора; 6 — форсунка ветрового стекла; 7 — переключатель указателей поворота; 8 — рычаг коробки передач; 9 — отопитель; 10 — рукоятка заслонки отопителя; 11 — люк рычага включения лебедки; 12 — рычаг раздаточной коробки; 13 — рычаг стояночного тормоза; 14 — рукоятка управления заслонкой для нагревания аккумуляторной батареи; 15 — выключатель аккумуляторной батареи; 16 — рычаг стопора продольного перемещения сиденья; 17 — педаль управления дроссельными заслонками карбюратора; 18 — кнопка пневматического сигнала

При включении дальнего света фар загорается контрольная лампа на щитке приборов.

Педаль 3 омывателя ветрового стекла расположена на полу с левой стороны кабины. При каждом нажатии на педаль струн воды омывают ветровое стекло. При этом необходимо включать стеклоочиститель.

Ручка 5 служит для управления жалюзи радиатора. Чтобы закрыть жалюзи, надо вытянуть ручку на себя, а чтобы открыть — переместить вперед до упора. Для частичного закрытия жалюзи ручку ставят в одно из промежуточных положений.

Переключатель 7 указателей поворота — трехпозиционный; при перемещении ручки переключателя вверх включаются указатели правого поворота, вниз — левого поворота. При возвращении рулевого колеса в положение, соответствующее прямолинейному движению, ручка автоматически устанавливается в среднее положение.

Рис. 7. Выключатель аккумуляторной батареи:

1 — защелка; 2 — рукоятка

Рычаг 13 стояночного тормоза действует на тормозной механизм, установленный на ведомом валу раздаточной коробки.

Выключатель 15 предназначен для соединения и отключения отрицательного вывода аккумуляторной батареи от корпуса (массы). Для включения аккумуляторной батареи необходимо нажать на рукоятку 2 выключателя до щелчка; выключают аккумуляторную батарею нажатием на защелку 1 (рис. 7). При отключении аккумуляторной батареи остаются под напряжением плафон и розетка переносной лампы.

everest-autokam.ru

Тема: №9 Кузов и его специальное оборудование. Емкости для огнетушащих средств. Системы дополнительного охлаждения двигателя. Органы управления и контрольно-измерительные приборы

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН

проведения занятия с группой: водителей 72 ПЧ ФГКУ «4 ОФПС по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре» проходящих индивидуальное первоначальное обучение.

Тема: №9 Кузов и его специальное оборудование. Емкости для огнетушащих средств. Системы дополнительного охлаждения двигателя. Органы управления и контрольно-измерительные приборы.

Вид занятия: лекция. Отводимое время: 1 час.

Цель занятия: Изучить кузов и его специальное оборудование. Емкости для огнетушащих средств. Системы дополнительного охлаждения двигателя. Органы управления и контрольно-измерительные приборы.

1.Литература используемая при проведении занятия: Учебник «Пожарная техника», 2004 год.

2. Развёрнутый план занятия

№ п/п Учебные вопросы (включая контроль занятий) Время (мин) Содержание учебного вопроса, метод отработки и материальное обеспечение (в т.ч. технические средства обучения) учебного вопроса
1.     2.     3.   4.     5.   Система дополнительного охлаждения двигателя   Емкости для огнетушащих средств.     КИП и органы управления.     Кузов и его специальное оборудование     Доп. Электрооборудование                   Система дополнительного охлаждения служит для поддержания нормального температурного режима двигателя при длительной работе насоса. В систему охлаждения двигателя для повышения ее эффективности включен водяной теплообменник. Корпус теплообменника смонтирован на двигателе. Змеевик теплообменника соединен трубопроводами с всасывающей и напорной полостями насоса. Вода из двигателя через корпус теплообменника поступает в радиатор, омывает змеевик и охлаждается за счет передачи тепла воде, циркулирующей по трубопроводу от насоса. Чтобы удалить воду из системы при работающем насосе следует открыть краник и вентиль, вентиль при этом должен быть закрыт. Такая комбинированная система охлаждения обеспечивает непрерывную шестичасовую работу двигателя на привод насоса на номинальном режиме при температуре окружающего воздуха плюс 35 С. температура жидкости в системе охлаждения регулируется дросселированием подачи воды из насоса вентилями.   Цистерна - емкость для огнетушащих средств. Цистерна емкостью 2100 л служит для заполнения водой или пенообразователем или состоит из обечайки, горловины, крышки горловины, отстойника и контрольной трубы. Горловина с крышкой и резиновым уплотнителем расположена в верхней части цистерны и служит лазом при осмотре и ремонте внутренней полости цистерны. Под колпаком установлена контрольная труба с выходом через днище цистерны. В днище цистерны имеется отстойник со сливной пробкой. К задней торцевой стенке приварены фланцы и патрубки для подсоединения трубопроводов водопенных коммуникаций. Цистерна установлена на опорах между кузовами и закреплена к раме шасси.   Бак для пенообразователя. Установленный в насосном отделении бак емкостью 150 л служит для заполнения пенообразователем и состоит из обечайки, горловины и отстойника. Для заполнения бака пенообразователем необходимо отвернуть крышку горловины и заполнить бак, а для промывки бака – дополнительно отвернуть заглушку отстойника.   Контрольно-измерительные приборы, инструмент и принадлежности. Для контроля за работой двигателя и других агрегатов автомобиля на щитке в кабине водителя размещены контрольно-измерительные приборы. Кроме этих приборов этих приборов в кабине водителя установлены: выключатель задней фары, плафонов, светопроблесковых маяков и фары поворотного прожектора, а также переключатель, лампа и контрольная спираль отопительной установки О-15. На щитке приборов в насосном отделении имеются контрольные лампы для указания уровня воды в цистерне. Для включения контрольных ламп необходимо рычажок переключателя повернуть вверх: после заполнения цистерны водой на ½ загорится левая лампа, а при полной цистерне будут гореть обе лампочки. Поворот рычажка вниз включается подсвет в вакуум-клапане. Среднее положение -нейтральное. Выключатель щитка приборов служит для включения плафонов насосного отделения. Для наблюдения за аварийным перегревом двигателя имеется контрольная лампа. На крышке насоса установлен мановакуумметр для контроля вакуума или величины подпора при работе от пожарной колонки. Тахометр предназначен для фиксирования числа оборотов вала насоса. На корпусе насоса имеется мановакуумметр для измерения давления в насосе. Мановакууметры периодически проверяются. В комплекте поставки имеются ключи, предназначенные для подсоединения всасывающих рукавов к автомобилю, а также для смазывания и размыкания этих рукавов.   На автоцистерне пожарное оборудование размещено в кабине водителя, в кабине боевого расчета, в отсеках кузовов, в насосном отделении и на крыше автоцистерны. Крепление оборудования осуществлено ремнями, специальными зажимами с замками в пружинных зажимах, а также рядом других вспомогательных механизмов. Поверхности зажимов снабжены амортизирующими прокладками, предотвращающими порчу имущества. Для установки трехколенной лестницы, а также снятия ее имеются специальные ролики и механизмы. При снятии следует повернуть вверх рукоятку фиксатора и выдвинуть ручку механизма крепления лестницы на себя. При этом лестница освобождается и в наклоном положении скатывается по обрезиненным роликам. При установке лестницы на крышку необходимо следить за тем, чтобы упоры, закрепленные на верхнем колене лестницы, входили в упоры декоративной решетки. В закрепленной лестнице не должно быть заметного продольного люфта, она не должна перемещаться в вертикальной плоскости. Снятие всасывающих рукавов, уложенных в пеналы, производится при помощи рукояток и лент съёма.   Дополнительно к электрооборудованию базового шасси автомобиля, которое полностью сохранено, на автоцистерне установлены: светопроблесковые маяки, поворотный прожектор, фара задняя, плафоны, датчики и сигнальные лампы разного назначения. Светопроблесковые маяки установлены на крыше кабины автомобиля и предназначены для подачи прерывистых световых сигналов, указывающих на принадлежность автомобиля к пожарной охране. Фара –прожектор установлена кронштейне кабины автомобиля с правой стороны и предназначена для освещения места работы на пожаре. Фара задняя установлена на кронштейне пенала и предназначена для освещения водоема –места работы при заборе воды. Плафон кабины расчета установлен на потолке кабины и предназначен для освещения помещения кабины. Плафоны установлены над дверным проемом отсеков кузовов и предназначены для освещения отсеков. Плафоны установлены над дверным проемом насосного отделения и предназначены для его освещения. На щите приборов в кабине водителя установлены включатели: плафонов кузовов, плафонов кабины расчета, сигнальной лампы аварийной температуры воды, фары –прожектора, фары задней, светопроблесковых маяков. На щите приборов в насосном отделении имеются контрольные лампы: для указания уровня воды в цистерне, для контроля температуры воды в системе охлаждения двигателя, переключатель для включения контрольных ламп уровня воды в цистерне и подсвета вакуум –клапана, включатель плафонов насосного отделения. Автомобиль оборудован сигнализацией открывания дверей кузова. При открывании дверей срабатывает включатель и загорается контрольная лампа на щите приборов в кабине водителя. Фонари задние сигнализируют шоферу сзади идущей машины о торможении или повороте, а также освещают номерной знак. О-15 в кабине установлены приборы управления отопителем.

3. Пособия и оборудование, используемые на занятии: Учебник «Пожарная техника», 2004 год.

4. Задание для самостоятельной работы слушателей и подготовка к следующему занятию: Повторение пройденной темы

« 24 » октября 2013 г.

Руководитель занятия: Баренков А.В. _________________

подпись

megaobuchalka.ru

Механизмы управления пожарных автомобилей

К механизмам управления пожарного автомобиля относятся рулевое управление и тормозная система. При этом каких-либо существенных изменений в механизмах управления пожарного автомобиля по сравнению с базовым шасси тех же марок не имеется за исключением перемещения некоторых механизмов и введения дополнительных устройств. Так, например, на автоцистернах на шасси ГАЗ-53 ручной тормоз переносят с коробки передач на коробку отбора мощности, на автоцистернах на шасси ГАЗ-66 в картере гидроусилителя руля установлен теплообменник, а на автоцистернах на шасси ЗИЛ к ресиверу пневматической тормозной системы подключают дистанционную систему управления задвижками водопенных коммуникаций.

Основные неисправности механизмов управления. К основным неисправностям рулевого управления относятся: повышенный свободный ход (люфт) рулевого колеса или слишком затрудненный поворот управляемых колес, что усложняет управление, создавая угрозу безопасности движения пожарного автомобиля при повышенных скоростях его движения.

Люфт рулевого, колеса увеличивается в результате износа рулевого механизма и шарниров поворотных тяг, а также при ослабленном креплении картера рулевого механизма, рычагов и пальцев привода. Затрудненный поворот управляемых колес может быть вызван чрезмерной затяжкой рулевого механизма, отсутствием смазки в шарнирах. Усилие, необходимое для поворота рулевого колеса, значительно увеличивается при неисправностях гидравлической системы усилителя.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Основные неисправности тормозной системы — слабое торможение, проявляющееся в увеличении тормозного пути, неравномерность торможения правых и левых колес, приводящее автомобиль к заносу, самопроизвольное заклинивание и притормаживание или неполное растормаживание колес при отпускании педали.

Причинами снижения тормозного усилия может быть износ и замасливание накладок тормозных колодок и барабанов, износ поршней и манжет тормозных цилиндров, попадание воздуха или подтекание жидкости в гидравлическом приводе, негерметичность трубопроводов и неисправность компрессора пневматического привода. Неравномерность торможения колес может быть вызвана нарушением регулировки зазоров между накладками тормозных колодок и барабаном.

Техническое обслуживание механизмов управления. Движение пожарного автомобиля по тревоге характеризуется интенсивным разгоном, торможением и энергичным маневрированием в потоке транспорта. В этих условиях на безопасность движения пожарного автомобиля существенное влияние оказывает техническое состояние механизмов управления, что вызывает необходимость повышенных к ним требований.

Так, например, допускаемая величина люфта рулевого колеса пожарного автомобиля должна быть меньше на 2—3°, чем у базового шасси грузового автомобиля.

Ежедневное техническое обслуживание. При смене караулов внешним осмотром убедиться, что отсутствует подтекание тормозной жидкости из гидросистемы руля в местах соединения трубопроводов, шлангов, через прокладки, сальники; проверить состояние крепления и шплинтовки тяг рулевого механизма, поворотных цапф.

Проверить натяжение ремня привода компрессора тормозной пиевмосистемы и гидроусилителя руля. Прогибы ремней привода должны быть в пределах 10—15 мм под действием усилия 40 Н.

Значение свободного хода рулевого колеса проверяется динамометром — люфтометром. Он должен быть в пределах нормы при усилии на рулевое колесо 10 Н. При наличии гидроусилителя руля проверка люфта осуществляется при работе двигателя на холостом ходу покачиванием рулевого колеса в обе стороны до момента поворота управляемых колес.

Герметичность пневматической тормозной системы проверяют на слух. Падение давления в системе не должно превышать более 100 кПа в час. Показание манометра пневмосистемы должно соответствовать560—740 кПа, а гидросистемы—400 кПа при работе двигателя на средних оборотах.

Свободный ход педали ножного тормоза должен быть на шасси ГАЗ в пределах 8—14 мм, ЗИЛ — 10—25 мм и «Урал» — 14— 25 мм.

Ручной тормоз должен обеспечивать надежное торможение на уклоне не менее 16 % при ходе рычага по сектору на 4—6 зубьев.

При следовании в пожарную часть с пожара или занятий обратить внимание на интенсивность торможения, усилие, прилагаемое на рулевое колесо, отсутствие утечки воздуха из пневмосистемы и т. п. Полное торможение должно осуществляться одноразовым нажатием на педаль тормоза.

После возвращения в пожарную часть проверить на ощупь нагрев тормозных барабанов (они не должны греться), отсутствие подтекания жидкости и шипения сжатого воздуха из пневматической системы. Открыванием краников в нижней части ресивера удалить из пневматической системы конденсат. В случае необходимости вымыть, вычистить и протереть части механизма управления. Устранить все дефекты, выявленные в пути при возвращении в пожарную часть.

Техническое обслуживание № 1 (ТО-1). Выполняются все виды работ, предусмотренные при проведении ЕТО. Кроме того, необходимо проверить надежность крепления и шплинтовку всех разъемных соединений механизма управления. При этом в сочленении тяг не должно быть люфта. Под всеми гайками должны быть пружинные шайбы.

Осуществить проверку и при необходимости регулировку люфта рулевого колеса, свободного хода педали сцепления, натяжение ремня привода компрессора и гидроусилителя руля.

Смазать шарниры рулевых тяг, проверить уровень масла в бачке гидроусилителя руля и тормозной жидкости в резервуаре главного тормозного цилиндра согласно карте смазки. При этом особое внимание необходимо обратить при осмотре бачка на АЦ-30(66)-146 на отсутствие подтекания воды из змеевика дополнительной системы охлаждения.

Проверить работу компрессора и слить конденсат из ресивера. Техническое обслуживание № 2 (ТО-2). Выполнить все виды работ, предусмотренные ТО-1, и дополнительно провестй следующие мероприятия:

проверить состояние тормозных камер и при необходимости заменить диафрагмы;

снять ступицы колес и проверить состояние тормозных накладок, крепление опорных тормозных дисков и т. п.; при этом тормозные накладки должны быть сухими, чистыми, без глубоких задиров, а глубина головок заклепок от поверхности накладки не должна быть менее 0,5—1 мм.

Сезонное техническое обслуживание (СО). Оно выполняется при переходе к зимнему или летнему сезону эксплуатации пожарного автомобиля. При этом выполняются все виды работ по ТО-1 и ТО-2 и дополнительно промыть фильтры гидроусилителя руля, осуществить замену масел и тормозной жидкости на соответствующие марки зимней или летней эксплуатации.

Рекламные предложения:
Читать далее: Пожарные насосные установки

Категория: - Пожарные автомобили

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru

Органы управления и контрольно-измерительные приборы

Органы управления в кабине автомобиля расположены таким образом, чтобы обеспечить максимально возможный комфорт водителю, создать условия для работы без значительного утомления. Рабочее место водителя оборудуется с учетом его антропометрических данных (роста, размеров рук и ног, полноты тела и др.). В частности, сиденье водителя перемещается по высоте и по горизонтали, изменяя тем самым расстояние между водителем и рулевым колесом,  меняется  наклон  спинки.

Опорные площадки педалей по размерам, конфигурации расположены так, что пользование ими не вызывает болезненных ощущений в суставах ног. Рычаги, кнопки, клавиши ручного управления размещены в доступном месте, для пользования ими не требуются существенные напряжения, чрезмерные перемещения тела водителя,   изгибы   позвоночника.

Расположение приборов, цвет и яркость освещения их шкал обеспечивают водителю визуальный контроль за показаниями приборов при любой освещенности в кабине и без изменения положения тела водителя.

Информация о состоянии систем и агрегатов, автомобиля сконцентрирована на щитке приборов в виде указателей и световых сигнализаторов с определенной символикой..

Расположение органов управления и сигнализаторов в кабине автомобилей  ЗИЛ  показано  на     1.8—1.11.

Некоторые различия в органах управления обусловлены отличиями в конструкции автомобилей. Например, на автомобилях ЗИЛ-431410 с МТП или одноконтурным тормозным приводом применяется различное  управление  стояночной тормозной системой.

Различие в конструкции панелей приборов и щитков связано с применением в системе электрооборудования новых светотехнических приборов, коммутационной аппаратуры. Это требует размещения на панели приборов в доступном для водителя месте блока предохранителей 11 (см.  1.8). На автомобилях, в которых обогревается кожух аккумуляторной батареи, между сиденьями водителя и пассажира установлена ручка 18 управления заслонкой обогрева, а на панели приборов размещен указатель 1 температуры воздуха в кожухе. При вытянутой вверх ручке обогрев включен, при опущенной — выключен. Промежуточное положение ручки фиксирует шарик по зубцам тяги.

Для очистки ветрового стекла от загрязнения на панели приборов установлен кран управления стеклоочистителем, а на полу кабины слева от рулевой колонки — педаль 24 стеклоомывателя.

При вращении ручки 8 пневмокрана управления стеклоочи

стителем влево (против часовой стрелки) интенсивность работы

стеклоочистителя увеличивается, а при вращении вправо умень-

шается. Выключается стеклоочиститель вращением ручки пневмокрана  вправо  до   прекращения   подачи   воздуха.

На левой стенке кабины под панелью приборов прикреплен привод управления положением жалюзи радиатора охлаждения двигателя. Закрываются жалюзи вытягиванием ручки 25 управления жалюзи радиатора до отказа. В механизме привода имеются фиксированные положения, в которые можно установить ручку, если  требуется  частично  открыть  жалюзи.

Дорожную обстановку по сторонам за кабиной автомобиля водитель со своего рабочего места оценивает через зеркала заднего бокового обзора. Правильная регулировка положения зеркал состоит в том, что водитель со своего места в рабочем положении должен видеть в оба зеркала пространство на дороге по обе стороны вдоль бортов, включая прицеп (полуприцеп).

К органам управления относятся также звуковой сигнал, установленный в кабине. Звуковой, сигнал включается автоматически от датчиков многоконтурной тормозной системы при неполном заполнении ресиверов и работает со световой сигнализацией. На автомобилях ЗИЛ-131Н звуковой сигнал, в случае перевозки людей, включается кнопкой, находящейся на платформе.

На рулевой колонке под рулевым колесом на доступном для

пальцев рук водителя расстоянии расположен комбинированный

переключатель 5 света. В нем объединены органы управления при

борами, наиболее необходимыми при движении автомобиля: пере

ключатель света фар и габаритных фонарей, переключатели элект

рического и пневматического звуковых сигналов и переключатель

указателей поворота.

В кабине автомобилей, работающих на газовом топливе, установлены манометр для контроля давления газа, а также рычаги и кнопки для управления работой приборов газовой аппаратуры и переключения подачи бензина или газового топлива.

На специализированных автомобилях в кабине смонтированы

приборы контроля работы специальных органов и органы управления установками.

Для ! облегчения пользования всеми, приборами и органами управления автомобилей в кабине в доступных для обзора местах установлены  инструкционные таблички.

 «Грузовые автомобили ЗИЛ»        Следующая страница >>>

Смотрите также:

Строительные машины  Строительные машины и их эксплуатация  Советы, ремонт автомобиля  Ремонт автомобиля  Ремонт автомобиля ГАЗ-24 «ВОЛГА»  Диагностирование электрооборудования автомобилей  Автомобиль за 100 лет  История автомобиля  Легковые автомобили История техники  Ремонт легковых автомобилей 

Автомобиль МАЗ 5335 и его модификации

Глава 2. Двигатель

Рабочий процесс двигателя

Подвеска силового агрегата

Блок цилиндров

Кривошипно-шатунный механизм

Головка цилиндров

Механизм газораспределения

Система смазки

Система охлаждения

Система питания

Система питания двигателя воздухом

Пусковой подогреватель

 Глава 3. Силовая передача. Сцепление

Коробка передач и её привод

Карданная передача

Задний мост

 Глава 4. Ходовая часть. Рама и буксирное устройство

Рессорная подвеска

Амортизаторы

Передняя ось и рулевые тяги

Колеса и шины

Глава 5. Рулевое управление. Рулевой механизм

Гидроусилитель

Насос гидроусилителя

Глава 6. Тормозные системы

Рабочий тормоз

Стояночный тормоз

Тормоз-замедлитель

Пневматический привод тормозов

Глава 7. Электрооборудование

Аккумуляторные батареи

Стартер

Система освещения и световой сигнализации

Контрольно-измерительные приборы

Глава 8. Кабина

Глава 9. Механизм подъема платформы автомобиля-самосвала

Коробка отбора мощности

Масляный насос

Гидроцилиндр

Клапан управления

Пневмораспределительный кран

Пневмоцилиндр управления запорами заднего борта

Масляный бак

Работа механизма подъема платформы

Глава 10. Дополнительные устройства автомобиля. Дополнительная ось

Механизм вывешивания дополнительной оси

Седельно-сцепное устройство

Глава 11. Эксплуатационные материалы. Топливо

Масла и смазки

Рабочие жидкости

www.bibliotekar.ru

Электрооборудование пожарных автомобилей

Пожарные автомобили эксплуатируются в разное время суток, часто при недостаточном освещении объектов. Следование на пожар должно производиться с большими скоростями. Все это требует высокой информативности пожарного автомобиля, приспособленности его к использованию в различное время суток. Этим обусловлена необходимость специального, дополнительного электрооборудования.

Дополнительное электрооборудование включает: – приборы сигнализаций, обеспечивающие информацию о движении пожарного автомобиля; – внешнее освещение, освещение рабочих мест и отсеков пожарного автомобиля, обеспечивающих работу боевых расчетов на пожарах в темное время суток; – дублирующие контрольно-измерительные приборы и систему пуска стартера из насосного отделения; – отопление кабины боевого расчета.

Размещение дополнительного оборудования.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Размещение дополнительного оборудования показано на рис. 2.17. Выключатели освещения и сигнальные лампы размещены в кабине водителя на ее передней стенке на щитке. Фара-прожектор обеспечивает освещение объекта. Она установлена на специальном кронштейне, позволяющем изменять ее положение в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Освещение места работы у насосного отделения и водоема производится задней фарой. Она укрепляется на кронштейне пенала, позволяющем изменять ее положение в горизонтальной плоскости. На пожарных автомобилях применяют фары типа ФТ1Б с электролампами А12-50-21 мощностью 41 Вт или ФТ304 с электролампами А12-32 мощностью 27 Вт. Сигнальные фары 3 подают прерывистые световые сигналы синего цвета. Они установлены на крыше пожарного автомобиля. Освещение кабины водителя и салона боевого расчета, отсеков кузова и насосного отделения осуществляется плафонами. Для этой цели используются плафоны ПК-201 с лампами А12-3 мощностью 5,9 Вт.

Выключатели и контрольные лампы приборов насосного отделения размещены на щитке насосного отделения. Задние фонари включаются включателями автомобиля.

Подсвет вакуумного клапана производится лампой 10 (А 12-1 или А12-1,5), помещенной в патрон ПП1-200. Ее включение облегчает определение поступления воды в насосе при постановке пожарного автомобиля на водоисточник или заполнении его из цистерны.

В цистерне установлены три датчика, а на щитке имеются три контрольные лампочки, показывающие полную, половину и четверть заправки цистерны водой.

Выключатели освещения (тип ВК2-А2) отсеков кузовов включают свет при открывании дверцы отсека. Параллельно им включены диоды (тип Д202).

Биметаллический прерыватель (тип РС57-Б) обеспечивает работу сигнальных фар. Он установлен на блоке предохранителей 15 (Пр-ЮА), прикрепленном к передней стенке кабины со стороны двигателя.

Рис. 2.17. Дополнительное электрооборудование пожарной автоцистерны АЦ-40 (131)-137: 1 — щиток приборов у водителя; 2 — фара-прожектор; 3 — сигнальные фары; 4, 5 и 8 — плафоны освещения; 6 — щиток приборов насосного отделения; 7 — задние фонари; 5 — задняя фара; 10 — лампа подсвета вакуумного клапана; 11 — датчик для определения количества воды в цистерне; 12 — выключатели отсеков кузова; 13 — диоды; 14 — биметаллический прерыватель; 15 — блок предохранителей; 16 — противотуманные фары

Освещение дороги во время тумана производится противоту-манными фарами 16 типа ФТ119. В них устанавливаются лампы А12-50-40 (40,5 Вт) или А12-21-2 (19 Вт).

Щиток приборов насосного отделения (рис. 2.18). Щиток закреплен на стенке с правой стороны насосного отделения. На нем имеются: контрольные лампы 1—3, указывающие полную заправку емкости, половину и одну четверть емкости; контрольная лампа 4, включающаяся при нагреве воды в системе охлаждения выше 115 °С; контрольная лампа, включающаяся при уменьшении давления масла в системе смазки двигателя; включатель для включения контрольных ламп 1—3 уровня воды в цистерне; включатель для включения плафонов и подсвета в вакуумном клапане; кнопка дистанционного запуска стартера.

Рис. 2.18. Щиток приборов насосного отделения: 1—3 — лампы — указатели количества воды в цистерне; 4 — лампа, сигнализирующая о перегреве воды в системе охлаждения; 5 — лампа, сигнализирующая о снижении давления в системе смазки; 6 — включатель лампы подсвета вакуумного клапана; 7 — включатель плафона насосного отсека; 8 — кнопка стартера

Рис. 2.19. Щиток приборов у водителя: 1—3 — сигнальные лампы включателей; 4 — включатель сигнальных фар проблесковых маяков; 5 — включатель задней фары; 6 — включатель фары прожектора; 7 — переключатель «кабина—насосный отсек» сигнальных ламп систем охлаждения и смазки; 8 — включатель освещения кузова

Контрольные лампы могут сигнализировать и состояние систем охлаждения двигателя и смазки только при условии, если у водителя переключатель будет поставлен в положение «насосным отсек».

Приборы в кабине водителя. Выключатели и сигнальные лампы в кабине водителя размещены, как показано на рис. 2.19. На щитке в насосном отделении и в кабине водителя установлены выключатели ВК57. При их включении включаются потребители и загораются контрольные лампочки. Они указывают на то, что приборы освещения включены.

Принципиальная схема электрооборудования. Принципиальная схема дополнительного электрооборудования представлена на рис. 2.20. В этой схеме различают три электрические цепи. Провод от аккумуляторной батареи (+) подводит электрический ток к блоку предохранителей (БП). В этом блоке все плавкие предохранители рассчитаны на прохождение электрического тока до 10 А. Рассмотрим все цепи от блока предохранителей до соединения провода на массу (аккумуляторной батареи).

Электрическая цепь № 1. В эту цепь параллельно включены ряд потребителей. Включателем В1 (см. 6 на рис. 2.19) включается фара прожектора Ф1. Включателем В4 (см. 6 и 7 на рис. 2.18) включаются плафоны Л5 и Л6 насосного отделения и лампа Л7 подсвета вакуумного клапана. Включателем В5 включаются лампы Л8—Л10, указывающие уровень воды в цистерне.

Рис. 2.20. Принципиальная схема дополнительного электрооборудования

Электрическая цепь № 2. Эта цепь образована включением проблесковых маяков Ф2 и ФЗ с прерывателем ПР1. Включается цепь включателем В2 (см. 4 на рис. 2.19) и контролируется включением лампы Л1 (см. 3 на рис. 2.19).

Электрическая цепь № 3. В эту цепь включены задняя фара Ф4 (см. 4 на рис. 2.17) с контрольной лампой Л18. Включается фара включателем ВЗ.

На панели водителя находится включатель В6. Он предназначен для обеспечения питания плафонов освещения отсеков кузовов ЛИ и Л11—Л13. Включаются эти плафоны выключателями ВК1—ВК4. При открывании отсека срабатывают включатели и загорается соответствующая лампа плафона. Одновременно через диод Д будет подведен электрический ток к лампочке Л14. Диоды Л1—Л4 исключают прохождение электрического тока через лампы плафонов закрытых отсеков кузова, когда другие отсеки открыты.

Цепь кнопки пуска стартера в насосном отсеке, а также задние фонари ФП и ФЛ включены в систему электрооборудования базового автомобиля.

Соединительные провода дополнительного электрооборудования марки ПГВА-1,5 мм2 и ПГВА-4 мм2 заключены в пластикато-вые трубки. Трубки с проводами крепятся к элементам конструкции пожарного автомобиля металлическими скобами.

Отдельные участки электроцепей соединяются штепсельными разъемами III типа ШР32П12ЭШ1.

Описанная выше принципиальная схема дополнительного электрооборудования применяется практически на всех автоцистернах на базе автомобилей ЗИЛ-131. Однако на отдельных типах пожарных автоцистерн имеются изменения.

На автоцистернах АЦ-40 (133Г)-181 в схеме дополнительного электрооборудования изменено включение контрольных ламп гидродатчиков (рис. 2.21). Как видно на схеме, контрольная лампа Л включена в цепь с помощью двух резисторов, транзистора и диода. Такая схема обеспечивает наиболее благоприятный режим работы всей системы. При полностью заправленной цистерне будут гореть три лампочки, при 1/2 заправки—две и при 1/3—одна лампочка. Контрольные лампочки установлены в кабине.

Аналогичная схема дополнительного электрооборудования применяется на АЦ-40 (130) модель 63Б.

Неисправности электрооборудования. Наиболее часто могут обнаруживаться следующие неисправности.

1. При включении приборов освещения и сигнализации нет света, а стрелка амперметра остается в нулевом положении.

Неисправности следует обнаруживать, пользуясь принципиальной схемой. Поиск целесообразно производить в такой последовательности: проверить исправность плавких вставок блока предохранителей, лампочек. Если они исправны, то причиной отсутствия света могут быть обрывы проводов или плохой контакт соединений проводов между собою или с потребителем.

2. Слабый накал нитей электрических ламп, мигание их при включении любого потребителя. Причиной этих неисправностей может быть сильный разряд аккумуляторных батарей, повреждение изоляции проводов, замыкание их на массу. Для устранения неисправности необходимо обнаружить ее причины. Оголение провода следует тщательно изолировать, подтянуть все гайки и винты, крепящие электроприборы и провода. При необходимости все соединения следует разобрать, зачистить наконечники проводов, гайки, шайбы, затем собрать, плотно присоединив друг к другу.

Техническое обслуживание электрооборудования. Техническое обслуживание включает комплекс работ, направленных на обеспечение надежной работы электрооборудования.

Ежедневное техническое обслуживание (ЕТО). При смене караула проверяют состояние аккумуляторных батарей; исправность потребителей и контрольно-измерительных приборов; зарядку аккумуляторных батарей. Состояние аккумуляторных батарей проверяют наружным осмотром. Аккумуляторные батареи должны быть плотно установлены в гнездах, провода к клеммам Должны плотно присоединяться.

Рис. 2.21. Электрическая схема измерения количества воды в цистерне

Уровень электролита проверяют один раз в десять дней. Он должен быть на 10—15 мм выше поверхности пластин. При уменьшении уровня электролита в аккумуляторы заливают дистиллированную воду.

Исправность потребителей, контрольно-измерительных приборов проверяют включением их в работу. При обнаружении неисправностей устанавливают их причины и устраняют.

Зарядку аккумуляторных батарей проверяют при работе двигателя на средних частотах вращения коленчатого вала. Стрелка амперметра должна показывать величину зарядного тока, а контрольная лампа генератора (при отсутствии амперметра) — полностью погаснуть.

Техническое обслуживание после возвращения с пожара или учения включает мойку и последующую протирку фар, подфарников и задних фонарей. Кроме того, необходимо устранить все неисправности, обнаруженные при работе на пожаре или учении, при следовании в пути и техническом обслуживании.

Техническое обслуживание № 1 (ТО-1). Объем работ ТО-1 включает объем работ, выполняемых при ЕТО, и специальные работы по обслуживанию приборов, аккумуляторных батарей, прерывателя-распределителя.

1. Проверяют крепление, установку и действие всех приборов систем освещения и сигнализации, электроприборов, крепление проводов и наконечников, присоединяемых к электроприборам. Все потребители должны быть прочно закреплены, исправно работать. Провода и наконечники должны плотно присоединяться к клеммам. Ослабление крепления необходимо устранить.

2. Аккумуляторные батареи протирают сухой ветошью, очищают вентиляционные отверстия в пробках. Выходные зажимы аккумуляторных батарей зачищают и смазывают техническим вазелином. Крепление батарей в гнездах должно быть прочным.

Плотность электролита в каждом полностью заряженном аккумуляторе в батарее для различных климатических условий должна соответствовать данным табл. 2.4.

Степень заряженности проверяют нагрузочной вилкой. Напряжение под нагрузкой каждого аккумулятора должно быть не ниже 1,7 В.

3. Проверить и при необходимости отрегулировать натяжение ремня генератора.

4. Проверить исправность прерывателя-распределителя и измерить максимальный зазор между контактами. Если он более 0,3—0,4 мм, то необходимо отрегулировать зазор.

Техническое обслуживание № 2 (ТО-2). Объем работ ТО-2 включает работы, выполняемые при ТО-1; проверку аккумуляторных батарей и зажигания; регулировку установки фар; смазочные работы.

1. Аккумуляторные батареи снимают и выполняют все работы ТО-1. При необходимости аккумуляторные батареи подзаряжают или проводят контрольно-тренировочный цикл.

2. Снимают свечи зажигания и проверяют их состояние и герметичность. При обслуживании свечей удаляют нагар с корпуса свечи, изолятора, электродов. Свечи с трещинами изоляторов заменяют новыми. Зазор между электродами должен быть в пределах 0,8—0,9 мм (на автомобилях «Урал-325» •—0,6—0,7 мм). Снять прерыватель-распределитель и проверить его, как при ТО-1. Тщательно проверить состояние катушки зажигания и проводов высокого напряжения.

3. Проверить крепление стартера, затяжку шпилек и болтов крепления генератора. Снять защитную ленту генератора и стартера, проверить состояние щеток и коллектора. Продуть полости генератора и стартера сжатым воздухом для удаления пыли.

4. Проверить работу реле-регулятора. При необходимости отрегулировать натяжение пружин его приборов.

5. Проверить установку и крепление фар. При необходимости отрегулировать установку фар и направление их светового потока.

6. При наличии экранированного электрооборудования проверить крепление экранировки к потребителям.

7. Смазочные работы. Смазать двумя-тремя каплями масла М-8Б (АС-8) втулку кулачка прерывателя, одной-двумя каплями — ось рычажка и фильц кулачка. Валик прерывателя-распределителя смазывают смазкой 1-13с или ЯНЗ-2, поворачивая крышку колпачковой масленки на 1/2—1 оборот. Подшипники генератора со стороны привода смазывают 3—5 каплями масла М-8Б из масленки. В подшипниках со стороны коллектора смазка заменяется через 35—40 тыс. км полного пробега пожарного автомобиля. Для этого необходимо снять крышку и, удалив старую смазку, заполнить полость подшипника свежей смазкой.

Смазать смазкой 158 или ЦИАТИМ-201 резиновый ролик и фиксационную скобу рычага указателя поворота, сняв предварительно крышку указателя поворота.

Сезонное техническое обслуживание. Вы полня ют работы ТО-1 пли ТО-2 и дополнительные работы по доводке плотности электролита и на некоторых машинах регулируют систему обдува стартера.

На пожарных автоцистернах АЦ-30 (53А)-106А и 106Б для охлаждения в зоне стартера или работы на месте введен обдув стартера вентилятором кабины водителя (рис. 2.22). С этой целью в корпусе вентилятора установлена специальная перегородка, направляющая воздух через воздухозаборник в сопло. В зимнее время необходимо обдув стартера не производить и перестроить работу вентилятора на отопление кабины. Для этого снимают перегородку, а между фланцем воздухозаборника и кожухом вентилятора ставят прокладку. Прокладку изготовляют по прилагаемому эскизу. Весной включают систему обдува стартера.

Рис. 2.22. Система обдува стартера пожарных автоцистерн АЦ-30 (53А)-106А и АЦ-30 (53А)-106Б: 1 — шланг дюритовый; 2 — воздухозаборник; 3 — прокладка; 4 — перегородка; 5 — кожух вентилятора; 6 — сопло; 7 — прокладка

Рекламные предложения:
Читать далее: Трансмиссии пожарных автомобилей

Категория: - Пожарные автомобили

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru


Смотрите также

Содержание, карта сайта.