infopedia.su

Статья 4. Виды и основные задачи пожарной охраны / КонсультантПлюс

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Пожарная охрана подразделяется на следующие виды:

государственная противопожарная служба;

муниципальная пожарная охрана;

ведомственная пожарная охрана;

частная пожарная охрана;

добровольная пожарная охрана.

Основными задачами пожарной охраны являются:

организация и осуществление профилактики пожаров;

спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи;

(в ред. Федерального закона от 25.11.2009 N 267-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

К действиям по предупреждению, ликвидации социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков пожарная охрана не привлекается.

Организация управления в области пожарной безопасности и координация деятельности пожарной охраны осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

(часть четвертая введена Федеральным законом от 30.12.2015 N 448-ФЗ)

Открыть полный текст документа

www.consultant.ru

Координация деятельности других видов пожарной охраны

Page 2
Page 3
Page 4

studbooks.net

ЗАКОН О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ - Статья 22. Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ

Тушение пожаров представляет собой действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.Проведение аварийно-спасательных работ, осуществляемых пожарной охраной, представляет собой действия по спасению людей, имущества и (или) доведению до минимально возможного уровня воздействия опасных факторов, характерных для аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций.При тушении особо сложных пожаров при чрезвычайных ситуациях с участием других видов пожарной охраны функции по координации деятельности других видов пожарной охраны возлагаются на федеральную противопожарную службу.Порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.(часть четвертая в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ) Выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ в населенных пунктах и организациях осуществляется в безусловном порядке.Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ осуществляются на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.Для приема сообщений о пожарах и чрезвычайных ситуациях в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер - 01.При тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ проводятся необходимые действия по обеспечению безопасности людей, спасению имущества, в том числе:проникновение в места распространения (возможного распространения) опасных факторов пожаров, а также опасных проявлений аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций;создание условий, препятствующих развитию пожаров, а также аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций и обеспечивающих их ликвидацию;использование при необходимости дополнительно имеющихся в наличии у собственника средств связи, транспорта, оборудования, средств пожаротушения и огнетушащих веществ с последующим урегулированием вопросов, связанных с их использованием, в установленном порядке;ограничение или запрещение доступа к местам пожаров, а также зонам аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций, ограничение или запрещение движения транспорта и пешеходов на прилегающих к ним территориях;охрана мест тушения пожаров, а также зон аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций (в том числе на время расследования обстоятельств и причин их возникновения);эвакуация с мест пожаров, аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций людей и имущества.Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется руководителем тушения пожара - прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны (если не установлено иное), которое управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в тушении пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами.Руководитель тушения пожара отвечает за выполнение задачи, за безопасность личного состава пожарной охраны, участвующего в тушении пожара, и привлеченных к тушению пожара сил.Руководитель тушения пожара устанавливает границы территории, на которой осуществляются действия по тушению пожара, порядок и особенности указанных действий, а также принимает решения о спасении людей, имущества при пожаре. При необходимости руководитель тушения пожара принимает иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на указанной территории.Указания руководителя тушения пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на территории, на которой осуществляются действия по тушению пожара.Никто не вправе вмешиваться в действия руководителя тушения пожара или отменять его распоряжения при тушении пожара.Личный состав пожарной охраны, иные участники тушения пожара, ликвидации аварии, катастрофы, иной чрезвычайной ситуации, действовавшие в условиях крайней необходимости и (или) обоснованного риска, от возмещения причиненного ущерба освобождаются.При тушении пожара личный состав пожарной охраны должен принимать меры по сохранению вещественных доказательств и имущества.

Комментарии посетителей

Комментариев нет.

Добавить комментарий

Отправляя форму, Вы даете согласие на обработку своих персональных данных

www.topzakon.ru

Билет №4

Ф.И.О.___________________________________________________________

Должность:_______________________________________________________

Подразделение____________________________________________________

Внимание: букву правильного ответа в вопросе обвести ручкой.

I. Организация тушения пожара

  1. Здания повышенной этажности это:

    1. здания высотой 9 этажей и выше

    2. здания высотой 10 этажей и выше

    3. здания высотой от 10 до 25 этажей

    4. здания высотой от 9 до 20 этажей.

  1. Выбрать наиболее точное определение пожара.

  1. Процесс горения, приводящие к гибели людей, животных и материальному ущербу.

  2. Неконтролируемый процесс горения вне специального очага, сопровождающийся выделение тепла и дыма, а так же приводящий к гибели людей и материальному ущербу.

  3. Неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся выделением огня и дыма и приводящий к гибели людей

  4. Ни один из вариантов.

  1. Окраска газового баллона с хлором?

  1. Черная.

  2. Белая.

  3. Желтая.

  4. Защитная.

  5. Красная.

  1. На кого возлагается координация деятельности видов пожарной охраны при тушении особо сложных пожаров?

  1. Начальника управления ГО и ЧС.

  2. РТП.

  3. Главу местной администрации.

  4. Начальник гарнизона.

  5. Федеральную противопожарную службу.

  1. Какое максимальное количество стволов РС-70 можно подать от АЦ при заборе воды с водоема Г-600

  1. 1

  2. 2

  3. 3

  4. Не возможно подать ствол РС-70

Билет №4 лист 2

II. Охрана труда и медицинская подготовка

  1. К работе с механизированным инструментом допускаются лица:

  1. состоящие в боевом расчёте дежурного караула;

  2. прошедшие обучение в системе боевой подготовки в карауле;

  3. прошедшие специальную подготовку;

  4. прошедшие специальную подготовку, сдавшие экзамены и получившие удостоверение специального образца;

  5. окончившие среднее специальное учебное заведение.

  1. При ликвидации горения на складе ядохимикатов подача огнетушащих веществ осуществляется:

  1. согласно схемы в оперативном плане;

  2. в места наиболее интенсивного горения, с наиболее удобной стороны;

  3. с наветренной стороны;

  4. с подветренной стороны;

  5. согласно указаний РТП.

  1. Работоспособность ловителей кабины лифтов, на авто лестницах с лифтами, проверяется:

  1. ежедневно;

  2. еженедельно;

  3. не реже 1 раза в месяц;

  4. не реже 1 раза в квартал;

  5. 1 раз в год.

  1. Механическая

  2. Электрическая

  3. Химическая

  4. Ответы перечисленные в пунктах a-c.

  5. Ответы перечисленные в пунктах a-b.

  1. При попадании воздуха в желудок при ИВЛ необходимо:

  1. Повернуть голову на бок и надавить на живот.

  2. Перепернуть на живот и ударить по спине.

  3. Перевернуть на бок и надовить на живот.

  4. Ничего не делать.

Билет №4 лист 3

III. Пожарная техника

  1. Объем одного рукава диаметром 51 мм.(длина 20 м.):

  1. 20 л.

  2. 40 л.

  3. 50 л.

  4. 70 л.

  5. 90 л.

  1. Средний расход пенообразователя при работе ствола ГПС-600:

  1. 0,12 л/сек.

  2. 0,24 л/сек.

  3. 0,36 л/сек.

  4. 0,48 л/сек.

  5. 1,2 л/сек.

  1. Периодичность испытания диэлектрических перчаток:

  1. на каждом дежурстве.

  2. раз в 10 дней.

  3. раз в месяц.

  4. раз в 6 месяцев.

  5. раз в год.

  1. Периодичность информирования постовым поста безопасности командира звена ГДЗС о времени:

  1. 5 мин.

  2. 10 мин.

  3. 15 мин.

  4. 30 мин.

  5. По требованию командира звена.

  1. В течении какого времени проводится боевая проверка:

  1. 1 мин.

  2. 2 мин.

  3. 3 мин.

  4. 5 мин.

  5. 10 мин.

Билет №4 лист 4

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

studfiles.net

7.3. Организация тушения пожаров и проведения аварийно- спасательных работ

Тушение пожаров - действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.

Проведение аварийно-спасательных работ, осуществляемых пожарной охраной, - действия по спасению людей, имущества и доведению до минимально возможного уровня воздействия опасных факторов, характерных для аварий, катастроф и иных ЧС (обрушения, взрывы, отравление химическими веществами и т п).

При тушении особо сложных пожаров функции по координации деятельности всех видов пожарной охраны (государственной, ведомственной, муниципальной и др.) возлагаются на федеральную противопожарную службу. Тушение пожаров и проведение аварийно - спасательных работ (АСР) осуществляются на безвозмездной основе.

При тушении пожаров и проведении АСР проводятся следующие действия:

1) проникновение в места распространения опасных факторов пожаров;

2) создание условий, препятствующих развитию пожаров, аварий и катастроф и обеспечивающих их ликвидацию (применение ОТВ, уменьшение концентрации горючих веществ, содержания кислорода и т.п.);

3) использование при необходимости имеющихся у собственника средств связи, транспорта, оборудования, средств пожаротушения и ОТВ;

4) ограничение или запрещение доступа к местам пожара, зонам аварий, катастроф и иных ЧС;

5) охрана мест тушения пожаров, зон аварий и катастроф;

6) эвакуация с мест пожаров и иных ЧС людей и имущества.

Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны и привлеченными к тушению пожара силами.

Руководитель тушения пожара:

- устанавливает границы территории, где осуществляется тушение пожара, принимает решения о спасении людей, имущества при пожаре, его указания обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами.

Никто не вправе вмешиваться в его действия или отменять его решения при тушении пожара.

Личный состав пожарной охраны, иные участники тушения пожара, ликвидации ЧС, действовавшие в условиях крайней необходимости, от возмещения причиненного ущерба освобождаются (порча водой материальных ценностей при тушении пожара).

7.4. Организация пожарной охраны на предприятии. Обязанности и задачи пожарно-технической комиссии

На предприятии работу по профилактике пожаров от администрации ведут пожарно-технические комиссии (ПТК) и, кроме того, организуются добровольные пожарные дружины (ДПД). Рассмотрим их функции.

ПТК назначаются приказом руководителя предприятия. Состав комиссии для среднего предприятия 6-8 человек. В неё входят: главный инженер предприятия или заместитель директора (председатель комиссии), главный энергетик, механик, технолог, инженер по охране труда (начальник отдела ОТ), инженер-строитель, начальник цеха тепловодоснабжения, начальник пожарной охраны, представитель профсоюзной организации.

Обязанности всей комиссии:

- обследование объектов и обнаружение нарушений правил пожарной безопасности;

- разработка противопожарных мероприятий;

- участие в организации и проведении пожарно-профилактических работ;

- установление противопожарного режима в цехах и на территории предприятия.

Обязанности каждого из членов ПТК следующие.

- общее руководство работой комиссии;

- контроль за выполнением планов профилактической работы;

- руководство внедрением на объектах автоматических средств сигнализации, извещения и тушения пожаров;

- организация смотров противопожарного состояния цехов, разработки инструкций, памяток.

  1. Главный технолог: обеспечивает пожарную безопасность в технологических процессах; организует изучение пожаро - взрывоопасных свойств новых веществ и материалов, обращающихся в производстве; руководит разработкой технологических регламентов.

  2. Главный энергетик: разрабатывает и проводит противопожарные мероприятия в электрохозяйстве; контролирует техническое состояние средств пожарной сигнализации, связи, систем автоматического включения пожаротушения; организует профилактические осмотры и планово-предупредительные ремонты электрооборудования.

  3. Главный механик: организует правильную эксплуатацию автоматических средств и систем тушения пожаров и оборудования предприятия; проводит мероприятия по снижению пожарной опасности при ремонтах оборудования.

  4. Начальник отдела ОТ (бюро): организует и контролирует проведение инструктажа по вопросам пожарной безопасности, разработку мер по обеспечению безопасности при выполнении огнеопасных работ; руководит разработкой норм загрузки цехов, рабочих мест, складов, площадок ГЖ, ЛВЖ, ГМ.

  5. Начальник цеха тепловодоснабжения: контролирует исправность систем противопожарного водоснабжения, водоемов, кранов, гидрантов; отвечает за выполнение мероприятий по надежному противопожарному водоснабжению.

  6. Начальник пожарной части: организует постоянный контроль за противопожарным состоянием объекта, цехов и других подразделений; участвует в составлении планов работы ПТК, инструкций, памяток, регламентов; рассматривает проекты на строящиеся и реконструируемые объекты.

Руководством в работе ПТК служит положение о ПТК, в котором,

четко определены задачи комиссии.

Задачи ПТК:

- обеспечение противопожарного режима на территории, в помещениях, на рабочих местах и оборудовании;

- на основе стандартов, норм и правил разработка инструкций, памяток, регламентов, вывешенных на видных местах в помещениях и на установках;

- не реже 2-4 раз в год детальные проверки помещений (цехов, лабораторий, складов), технологических процессов, оборудования, противопожарной автоматики, систем отопления, вентиляции, водоснабжения;

- на основе осмотров разработка противопожарных мероприятий, утверждаемых руководителем предприятия.

Акт проверки - документ, обязательный для исполнения всеми должностными лицами предприятия. ПТК не имеет права привлекать кого-либо к административной ответственности. Она может ходатайствовать перед директором о наложении на виновных дисциплинарных взысканий.

Цеховые добровольные пожарные дружины (ДПД) организуют независимо от наличия ведомственной или вневедомственной пожарной охраны. Членами ДПД могут быть работники не моложе 18 лет. Начальника ДПД назначают приказом из лиц цеховой администрации.

Задачи ДПД:

- контроль за соблюдением противопожарного режима;

- проведение разъяснительной работы среди рабочих и служащих;

- надзор за исправностью и годностью первичных средств пожаротушения;

- вызов пожарных команд.

Распределение обязанностей между членами ДПД оформляют в виде табеля, который вывешивают на видном месте. По прибытии подразделений пожарной охраны начальник и члены ДПД переходят в подчинение начальника пожарной части. Члены ДПД изучают устройство и порядок применения первичных средств пожаротушения, проводят практические учения и соревнования, в ходе которых отрабатывают (на время) навыки действий при ликвидации возгораний и по оказанию первой помощи пострадавшим на пожаре.

studfiles.net

На кого возлагается координация деятельности видов пожарной охраны при тушении особо сложных пожаров


На кого возлагается координация деятельности видов пожарной охраны при тушении особо сложных пожаров?

a. Начальника управления ГО и ЧС.

b. РТП.

c. Главу местной администрации.

d. Начальник гарнизона.

e. Федеральную противопожарную службу.

Какое максимальное количество стволов РС-70 можно подать от АЦ при заборе воды с водоема Г-600

a. 1

b. 2

c. 3

d. Не возможно подать ствол РС-70

Билет №4 лист 2

II. Охрана труда и медицинская подготовка

1. К работе с механизированным инструментом допускаются лица:

  1. состоящие в боевом расчёте дежурного караула;
  2. прошедшие обучение в системе боевой подготовки в карауле;
  3. прошедшие специальную подготовку;
  4. прошедшие специальную подготовку, сдавшие экзамены и получившие удостоверение специального образца;
  5. окончившие среднее специальное учебное заведение.

2. При ликвидации горения на складе ядохимикатов подача огнетушащих веществ осуществляется:

  1. согласно схемы в оперативном плане;
  2. в места наиболее интенсивного горения, с наиболее удобной стороны;
  3. с наветренной стороны;
  4. с подветренной стороны;
  5. согласно указаний РТП.

3. Работоспособность ловителей кабины лифтов, на авто лестницах с лифтами, проверяется:

  1. ежедневно;
  2. еженедельно;
  3. не реже 1 раза в месяц;
  4. не реже 1 раза в квартал;
  5. 1 раз в год.

4. Виды дефибриляции:

  1. Механическая
  2. Электрическая
  3. Химическая
  4. Ответы перечисленные в пунктах a-c.
  5. Ответы перечисленные в пунктах a-b.

5. При попадании воздуха в желудок при ИВЛ необходимо:

  1. Повернуть голову на бок и надавить на живот.
  2. Перепернуть на живот и ударить по спине.
  3. Перевернуть на бок и надовить на живот.
  4. Ничего не делать.

Билет №4 лист 3

III. Пожарная техника

  1. Объем одного рукава диаметром 51 мм.(длина 20 м.):

a. 20 л.

b. 40 л.

c. 50 л.

d. 70 л.

e. 90 л.

  1. Средний расход пенообразователя при работе ствола ГПС-600:

a. 0,12 л/сек.

b. 0,24 л/сек.

c. 0,36 л/сек.

d. 0,48 л/сек.

e. 1,2 л/сек.

  1. Периодичность испытания диэлектрических перчаток:

a. на каждом дежурстве.

b. раз в 10 дней.

c. раз в месяц.

d. раз в 6 месяцев.

e. раз в год.

  1. Периодичность информирования постовым поста безопасности командира звена ГДЗС о времени:

a. 5 мин.

b. 10 мин.

c. 15 мин.

d. 30 мин.

e. По требованию командира звена.

  1. В течении какого времени проводится боевая проверка:

a. 1 мин.

b. 2 мин.

c. 3 мин.

d. 5 мин.

e. 10 мин.

Билет №4 лист 4

IV. Задача

Площадь пожара составляет 90 м2, а защищаемая – 130 м2. Интенсивность подачи воды на тушение равна 0,1 л ×м-2×с-1. Принято решение на тушение пожара подавать стволы РС-70, а на защиту объекта стволы РСК-50.

Определить фактический расход на тушение и защиту.

a. 11,1 л/с

b. 18,5 л/с

c. 17,5 л/с

d. 14,8 л/с

Оценки за ответы по билету №4:

  1. Организация тушения пожара –
  2. Охрана труда и медицинская подготовка –
  3. Пожарная техника –
  4. Задача –

Итоговая оценка за проверку теоретических знаний -

Подписи экзаменаторов: ………………………………………………………………….

……………………………………………………………………

дата: …………………………………………………………………..

………………………………………………………………….

Билет №5

Ф.И.О.___________________________________________________________

Должность:_______________________________________________________

Подразделение____________________________________________________

Внимание: букву правильного ответа в вопросе обвести ручкой.

I. Организация тушения пожара

1. Высотные здания это:

a. здания высотой 20 этажей и более

b. здания высотой 25 этажей и более

c. здания высотой 30 этажей и более

d. таких зданий не существует

2. Выбрать наиболее полное и правильное определение локализации пожара

a. Стадия (этап) тушения пожара, на которой прекращено горение и устранены условия для его самопроизвольного возникновения.

b. Стадия (этап) тушения пожара, на которой отсутствует или ликвидирована угроза людям и (или) животным, прекращено распространение пожара и созданы условия для его ликвидации имеющимися силами и средствами.

c. Стадия (этап) тушения пожара, на которой отсутствует угроза людям и прекращено распространение горения.

Какая окраска газового баллона с ацетиленом?

a. Черная.

b. Белая.

c. Желтая.

d. Защитная.

e. Красная.

На каком минимальном расстоянии от горящего объекта с наличием АХОВ должен располагаться пожарный автомобиль?

a. 20 м.

b. 30 м.

c. 50 м.

d. 70 м.

e. 100 м.



Пожарная охрана подразделяется на следующие виды:

государственная противопожарная служба;

муниципальная пожарная охрана;

ведомственная пожарная охрана;

частная пожарная охрана;

добровольная пожарная охрана.

Основными задачами пожарной охраны являются: организация и осуществление профилактики пожаров; спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи; организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

К действиям по предупреждению, ликвидации социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков пожарная охрана не привлекается.

Муниципальная пожарная охрана.

Муниципальная пожарная охрана создается органами местного самоуправления на территории муниципальных образований.

Она организует деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления.

Ведомственная пожарная охрана

Федеральные органы исполнительной власти, организации в целях обеспечения пожарной безопасности могут создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны

Порядок организации, реорганизации, ликвидации органов управления и подразделений ведомственной пожарной охраны, условия осуществления их деятельности, несения службы личным составом определяются соответствующими положениями, согласованными с Государственной противопожарной службой.

При выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и безопасности людей в подведомственных организациях, ведомственная пожарная охрана имеет право приостановить полностью или частично работу организации (отдельного производства), производственного участка, агрегата, эксплуатацию здания, сооружения, помещения, проведение отдельных видов работ.

Контроль за обеспечением пожарной безопасности при эксплуатации воздушных, морских, речных и железнодорожных транспортных средств, а также плавающих морских и речных средств и сооружений осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Контроль за обеспечением пожарной безопасности дипломатических и консульских учреждений Российской Федерации, а также представительств Российской Федерации за рубежом осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Частная пожарная охрана

Частная пожарная охрана создается в населенных пунктах и организациях.

Создание, реорганизация и ликвидация подразделений частной пожарной охраны осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Нормативы численности и технической оснащенности частной пожарной охраны устанавливаются ее собственником самостоятельно.

Подразделения частной пожарной охраны оказывают услуги в области пожарной безопасности на основе заключенных договоров.

Добровольная пожарная охрана.

Добровольная пожарная охрана - форма участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности.

Добровольный пожарный - гражданин, непосредственно участвующий на добровольной основе в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров. Участие в добровольной пожарной охране является формой социально значимых работ, устанавливаемых органами местного самоуправления поселений и городских округов, в том числе вне границ населенных пунктов

Противопожарная пропаганда - целенаправленное информирование общества о проблемах и путях обеспечения пожарной безопасности, осуществляемое через средства массовой информации, посредством издания и распространения специальной литературы и рекламной продукции, устройства тематических выставок, смотров, конференций и использования других, не запрещенных законодательством Российской Федерации, форм информирования населения. Противопожарную пропаганду проводят органы государственной власти, органы местного самоуправления, пожарная охрана и организации.

Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций проводится администрацией (собственниками) этих организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности по специальным программам, утвержденными соответствующими руководителями федеральных органов исполнительной власти и согласованными в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности

Обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности осуществляется соответствующими учреждениями по специальным программам, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. Органами управления образованием и пожарной охраной могут создаваться добровольные дружины юных пожарных. Требования к содержанию программ и порядок организации обучения указанных лиц мерам пожарной безопасности определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Информационное обеспечение в области пожарной безопасности осуществляется посредством создания и использования в системе обеспечения пожарной безопасности специальных информационных систем и банков данных (далее - информационных систем), необходимых для выполнения поставленных задач.

Основания и порядок внесения в информационные системы сведений о пожарной безопасности, а также условия и порядок ознакомления с ними должностных лиц и граждан устанавливаются законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности

Метеорологические службы и другие уполномоченные государственные органы обязаны незамедлительно и на безвозмездной основе информировать Государственную противопожарную службу о неблагоприятных для пожарной безопасности событиях и прогнозах

Средства массовой информации обязаны незамедлительно и на безвозмездной основе публиковать по требованию Государственной противопожарной службы экстренную информацию, направленную на обеспечение безопасности населения по вопросам пожарной безопасности

Органы государственной власти и органы местного самоуправления должны информировать население о принятых ими решениях по обеспечению пожарной безопасности и содействовать распространению пожарно-технических знаний.

Учет пожаров и их последствий

В Российской Федерации действует единая государственная система статистического учета пожаров и их последствий.

Официальный статистический учет и государственную статистическую отчетность по пожарам и их последствиям ведет Государственная противопожарная служба.

Порядок учета пожаров и их последствий определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сфере государственной статистики, и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Установленный порядок учета пожаров и их последствий обязателен для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица

Меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений.

Изготовители (поставщики) веществ, материалов, изделий и оборудования в обязательном порядке указывают в соответствующей технической документации показатели пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования, а также меры пожарной безопасности при обращении с ними.

Разработка и реализация мер пожарной безопасности для организаций, зданий, сооружений и других объектов, в том числе при их проектировании, должны в обязательном порядке предусматривать решения, обеспечивающие эвакуацию людей при пожарах.

Для производств в обязательном порядке разрабатываются планы тушения пожаров, предусматривающие решения по обеспечению безопасности людей.

Меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.

Тушение пожаров представляет собой действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.

Проведение аварийно-спасательных работ, осуществляемых пожарной охраной, представляет собой действия по спасению людей, имущества и (или) доведению до минимально возможного уровня воздействия опасных факторов, характерных для аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций.

При тушении особо сложных пожаров при чрезвычайных ситуациях с участием других видов пожарной охраны функции по координации деятельности других видов пожарной охраны возлагаются на федеральную противопожарную службу.

Порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ в населенных пунктах и организациях осуществляется в безусловном порядке.

Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ осуществляются на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Для приема сообщений о пожарах и чрезвычайных ситуациях в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер - 01.

При тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ проводятся необходимые действия по обеспечению безопасности людей, спасению имущества, в том числе:

-проникновение в места распространения (возможного распространения) опасных факторов пожаров, а также опасных проявлений аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций;

-создание условий, препятствующих развитию пожаров, а также аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций и обеспечивающих их ликвидацию;

-использование при необходимости дополнительно имеющихся в наличии у собственника средств связи, транспорта, оборудования, средств пожаротушения и огнетушащих веществ с последующим урегулированием вопросов, связанных с их использованием, в установленном порядке;

-ограничение или запрещение доступа к местам пожаров, а также зонам аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций, ограничение или запрещение движения транспорта и пешеходов на прилегающих к ним территориях;

-охрана мест тушения пожаров, а также зон аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций (в том числе на время расследования обстоятельств и причин их возникновения);

-эвакуация с мест пожаров, аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций людей и имущества, оказание первой помощи.

Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется руководителем тушения пожара - прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны (если не установлено иное), которое управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в тушении пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами.

Руководитель тушения пожара отвечает за выполнение задачи, за безопасность личного состава пожарной охраны, участвующего в тушении пожара, и привлеченных к тушению пожара сил.

Руководитель тушения пожара устанавливает границы территории, на которой осуществляются действия по тушению пожара, порядок и особенности указанных действий, а также принимает решения о спасении людей, имущества при пожаре. При необходимости руководитель тушения пожара принимает иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на указанной территории.

Указания руководителя тушения пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на территории, на которой осуществляются действия по тушению пожара.

Никто не вправе вмешиваться в действия руководителя тушения пожара или отменять его распоряжения при тушении пожара.

Личный состав пожарной охраны, иные участники тушения пожара, ликвидации аварии, катастрофы, иной чрезвычайной ситуации, действовавшие в условиях крайней необходимости и (или) обоснованного риска, от возмещения причиненного ущерба освобождаются.

При тушении пожара личный состав пожарной охраны должен принимать меры по сохранению вещественных доказательств и имущества.

Как считает ряд специалистов, изучающих особенности поведения людей при пожарах, принятые представления о реагировании на сигналы опасности являются далеко не согласующимися с реальностью. Например, время реагирования на сигнал тревоги по психофизиологическим возможностям составляет всего 0,1-0,2с. Однако, результаты проведенных наблюдений в реальных ситуациях показывают, что реакция на сигнал крайней (смертельной) опасности бывает значительно более замедленной и может достигать 10 мин и более.

Информация о пожаре воспринимается скептически, в результате только 20% людей будут эвакуироваться немедленно. Такое поведение проявляется особенно ярко, если люди не видят непосредственных признаков развивающегося пожара. Первые действия людей при пожаре, как правило, связаны с желанием проверить информацию о пожаре, подготовиться к эвакуации (собрать вещи, выключить электрооборудование), обсудить информацию с коллегами и т.п. При пожаре, у людей также отмечается тенденция к потере чувства времени, которая часто приводит к трагическим последствиям.

Что касается конкретных результатов исследований, то было установлено, что женщины более склонны к оповещению о пожаре, мужчины к тушению пожара; пожилые люди в целом менее склонны к активным действиям. Более высокая вероятность пострадать при пожаре при отсутствии противопожарной подготовки. Видимость пламенного горения, мощность теплового потока, распространение и плотность дыма будут влиять на намерение немедленно покинуть здание, тушить пожар, на выбор направление движения и др. Поведение людей в значительной мере зависит от типа здания, как комплексного показателя отношения человека к окружающей среде. В жилых зданиях люди ведут себя иначе, чем во всех других типах здания. Это связано, как правило, с нежеланием покидать здание, склонностью к защите своего жилища, продолжительностью сбора вещей и др.

Осознав опасность пожара, поведение человека меняется. Как показывают психологические исследования эмоциональных процессов и стрессовых состояний, введение фактора угрозы физическому состоянию человека, угрозы смерти, коренным образом меняет природу психических процессов у человека. Поэтому, обсуждая вопросы поведения людей при пожарах, нельзя обойти вниманием термин «паника».

Согласно Большой советской энциклопедии, паника (от греческого panikon -- безотчетный ужас), психологическое состояние, вызванное угрожающим воздействием внешних условий и выраженное в чувстве острого страха, охватывающего человека или многих людей, неудержимого неконтролируемого стремления избежать опасной ситуации.

Практически все исследователи отмечают, что паника является «очень нетипичной реакцией» и что это «статистически нечастый вид поведения». Шокирующие воображения случаи выпрыгивания людей из окон здания при пожаре вызваны призрачной надеждой спастись и/или избежать мучительной смерти от огня. Возвращение людей в горящее здание, вполне может иметь под собой логическую основу, если в здании остались члены семьи. Выбор более удаленного выхода для эвакуации, вполне может быть связан с незнанием планировки здания, а не проявлением панической реакции.

пожар эвакуация орган учет


Смотрите также

Основные разделы
Задачи огнезащиты
Огнезащитные покрытия
Огнезащитные материалы
Огнезащитные предосторожности
Содержание, карта сайта.