Меры пожарной безопасности в школе


Пожарная безопасность в школе

Пожарная безопасность в школе – это комплекс мероприятий, разработанный государственными органами, в которые добавляются правила, разрабатываемые администрацией каждого учебного заведения. Цель составленных документов – защита учеников, учителей, технического персонала, имущества и других материальных ценностей от пагубного воздействия пожаров.

Противопожарные мероприятия в школе

Противопожарная безопасность в школе включает в себя следующие мероприятия:

  1. Приобретение и поддержание в исправном техническом состоянии средств тушения очагов возгорания. Сюда входят огнетушители, ящики с песком, пожарные щиты и прочее.
  2. Проведение установки системы сигнализации, которая отслеживает противопожарное состояние здания школы в автоматическом режиме.
  3. Монтаж системы тревоги, которая должна оповещать людей о случившемся пожаре.
  4. Разработанный план и схема эвакуации из здания.
  5. Наличие эвакуационных маршрутов и выходов. Последние всегда должны находиться в работоспособном состоянии.
  6. Эвакуационные таблички, размещенные на всех этажах и выходах.
  7. Стенды, на которых располагается информация о правилах и мероприятиях по пожарной безопасности объекта.
  8. Систематическое проведение занятий на темы правил пожарной безопасности в школе. Занятия проводятся и с учащимися, и с учителями по отдельности. Для этого разрабатываются специальные учебные инструкции, в основу которых ложатся стандартные правила.
  9. Проводятся учения, в которых в основном применяются правила эвакуации людей из здания школы.

Ответственность за проводимые мероприятия ложится на директора и его заместителей. Это ответ на вопрос, кто в школе должен отвечать за пожарную безопасность. При этом ответственность также ложиться на учителей, в ведомстве которых есть кабинеты и учебные мастерские.

Учения по пожарной безопасности проводятся совместно с представителями пожарных частей, которые предварительно объясняют, как должна проводиться эвакуация, на какие тонкие моменты должно быть обращено внимание, в какой очередности эвакуируются ученики и сотрудники школы.

Противопожарные средства в школе

Как обеспечивается противопожарная безопасность в школе

Администрация учебного заведения должна не только организовывать противопожарные мероприятия, но и полностью контролировать выполнение правил и требований ПБ. То есть, чтобы и учащиеся, и сотрудники соблюдали не только учебный режим, но и режим пожарной безопасности. Вот те мероприятия, которые должны соблюдаться внутри здания и на пришкольной территории:

  • устранение любых факторов, которые могут стать причиной возникновения пожара;
  • строго соблюдать график проведения инструктажей и занятий, которые нацелены на повышение знаний по ПБ;
  • разрабатывается план эвакуации, он утверждается директором школы;
  • разрабатываются меры по оповещению людей на случай возникновения пожара;
  • директором, его приказом, распределяются обязанности учителей и технического персонала на случай пожара;
  • распределяются обязанности за учителями, которые придется использовать в процессе проведения массовых мероприятий: линейки, праздники, концерты, школьные вечера и прочее;
  • содержание здания школы и территории в чистоте, использование при оформлении негорючих материалов.
Инструктаж для учителей

Как проводят обучение учеников

Технике пожарной безопасности в школе начинают учить еще в младших классах. Здесь детям дают простые понятия о том, что собой представляет огонь, а соответственно и пожар. Почему он является опасным, но для каких целей его применяют. То есть рассказывают о всех плюсах и минусах. Но при этом закладывают знания о том, как надо правильно обращаться с огнем, и что нужно делать, если в здании вдруг начался пожар.

Ученики младших классов не могут усвоить большой объем информации, особенно технической. Поэтому знания даются в виде игры, где используются наглядные пособия в виде игрушек или картинок. Сегодня большой популярностью пользуются мультфильмы. Нередко для малышей организуют экскурсии в пожарные части, где наглядно показывают пожарные машины, самих сотрудников в полном обмундировании. Это самая действенная мера.

На этом этапе обучения малышей учат, как правильно тушить костры, как можно спастись от огня и дыма, как правильно пользоваться бытовыми электрическими приборами. Обязательно заучивают номера телефонов МЧС.

По сути, ученикам младших классов прививают небольшое количество простейших правил. Вот они:

  • баловаться со спичками нельзя;
  • нельзя играть возле костров или предметов, нагретых докрасна;
  • нельзя сушить вещи над бытовыми электрическими приборами и кострами;
  • нельзя оставлять электроприборы без присмотра;
  • нельзя разводить костры без участия взрослых;
  • если был обнаружен пожар, то надо приложить все усилия, чтобы привлечь внимание взрослых: кричать, шуметь, звонить и прочее.
Правила пожарной безопасности для учеников младших классов

Техника безопасности при пожаре в школе для учеников средних классов – это более серьезный подход. Вот элементы получения знаний:

  • прививаются знания, как надо правильно пользоваться электрической техникой;
  • дается информация о легковоспламеняющихся материалах: почему они так называются, как контактируют с огнем, и каковы последствия этого контакта;
  • правила использования огнетушителей и других приспособлений и инструментов;
  • правила спасения себя и других детей.

Последний пункт особенно важен. Поэтому проводятся учения, в которых отрабатываются правила эвакуации из школы. Работа над всеми пунктами проводится в виде викторин, конкурсов. Особое внимание уделяется практическим занятиям.

Ученики средних классов изучают, что собой представляет огнетушитель

Правила противопожарной безопасности в школе у учеников старших классов – это в основном практические занятия. На них старшеклассников обучают, как и какими средствами можно бороться с очагом возгорания, как грамотно провести спасение людей. То есть, оканчивая школу, учащийся старших классов должен уметь следующее:

  • быстро отыскать выход из горящего здания, используя знаки и таблички;
  • быстро найти огнетушитель и при необходимости использовать его для тушения огня;
  • опознать причину, по которой может произойти возгорание;
  • уметь предотвратить эту причину;
  • оказать первую медицинскую помощь пострадавшим;
  • останавливать игры малышей с огнем, предотвращая тем самым возникающую опасность;
  • распознавать материалы, которые при нагреве могут воспламеняться, особе внимание незнакомым предметам и изделиям;
  • обесточивать бытовые электроприборы, когда дома или квартира остаются пустыми;
  • не использовать легковоспламеняющиеся жидкости для разведения костра, розжига печей и каминов;
  • нельзя тушить водой бытовые приборы, подключенные к сети переменного тока;
  • костры заливаются водой до полного тушения, то есть пока дым не перестанет идти;
  • нельзя бросать зажженные спички в урны, в сухую траву или в кучу тополиного пуха;
  • сразу оповестить пожарную охрану о случившемся пожаре.

По сути, старшеклассник должен обладать всеми первоначальными навыками пожарного.

Старшеклассников обучают более серьезным навыкам

Как должны себя вести ученики при пожаре в школе

Основной набор правил пожарной безопасности для школ заключается несколькими пунктами:

  1. Если внутри помещений здания появился дым и резкий запах горящих предметов, то основная задача учеников – строго слушать учителя, потому что именно он сможет точно оценить обстановку. В его обязанности входит обеспечение безопасности вверенных ему детей, поэтому его указания должны выполняться учащимися беспрекословно.
  2. Нельзя поддаваться панике.
  3. Покидать здание школы надо быстро, но бежать нельзя. Потому что это может спровоцировать падение, а соответственно и давку. В результате последнего могут пострадать дети.
  4. Как только школьники вышли из школы, необходимо следовать за учителем. Он далее проведет перекличку и определит, все ли ученики из его класса покинули школу.
  5. Никакой самодеятельности. Пожар – дело серьезное, это не игра, это опасная для жизни ситуация.
Эвакуация учащихся в школе

Учения в школе

Проводимые учения по пожарной безопасности в школе – это практические занятия. Проводятся они на высоком уровне, предшествует им серьезная подготовка. В первую очередь готовится план проводимых мероприятий. Обязательно директором создается приказ о проведении учений, в котором обозначаются сроки, время, ответственные. В основу документации закладывается план эвакуации: его графическая и тестовая часть.

Предварительно с учениками проводятся занятия, в которые повторяются правила эвакуации. На них же еще раз обозначаются эвакуационные пути, маршруты и выходы. Такие же занятия проводятся с учителями и техническими работниками школы. Проводит их директор или один из его заместителей.

Утверждается список наблюдателей, которые будут оценивать проводимые мероприятия. Обычно в этот список входят учителя из других школ, а также представители отдела образования администрации города или района. Нередко в состав комиссии входят фотографы или видеооператоры, которые полностью зафиксируют проводимые мероприятия.

Эвакуацию проводят парами, учитель впереди

Тренировка по эвакуации начинается с пожарной тревоги. Действия учителя таковы:

  1. Обеспечить слаженность эвакуации учеников из своего класса. Главная задача преподавателя – исключить панику среди детей.
  2. Он должен оценить ситуацию и понять, по какому маршруту выводить детей будет более безопасно.
  3. Производит раздачу индивидуальных средств защиты: смоченные платки и тряпки.
  4. Не допустить, чтобы дети бросились тушить очаг возгорания. Необходимо объяснить, что этим будут заниматься подготовленные профессионалы.
  5. Объясняется и ситуация, связанная с личными вещами учеников. Брать их с собой нельзя, потому что портфели и рюкзаки только будут мешать при эвакуации.
  6. С собой учитель должен взять только журнал.
  7. Эвакуация производится слажено по намеченному маршруту.
  8. После того как класс покинул здание школы, учитель должен отвести группу на безопасное расстояние от горящего здания и провести перекличку на предмет наличия всех учащихся.
  9. После чего он должен доложить результат переклички директору школы.

Существуют определенные правила эвакуации детей и сотрудников из школы. Первыми выводят учеников, которые оказались ближе всего к очагу возгорания. В приоритете школьники, которые учатся в классах, расположенных на верхних этажах. Идеально – если школу первыми покидают малыши. Но тут по ситуации.

Каждый класс покидает здание парами. Первым идет учитель, показывая направление движения. Последними идут крепкие мальчики. Они обеспечивают порядок и создают условия оказания помощи более слабым своим товарищам. На них возлагается обязанность закрыть за собой двери. Таким образом предотвращается распространение огня. Директор, его заместители и ответственные за ПБ покидают школу последними.

Практические эвакуационные мероприятия в школе должны проводиться не реже 2-х раз в год. В конце составляется акт, в котором указываются результаты и недостатки.

К мерам пожарной безопасности в школе необходимо относится ответственно. Это серьезные мероприятия, которые гарантируют высокую степень противопожарной безопасности объекта.

ЭКСТРЕННЫЕ ТЕЛЕФОНЫ

С городского/сотового телефона
Единый телефон пожарных и спасателей 01/101
Полиция 02/102
Скорая помощь 03/103
Аварийная газовая служба 04/104

pozharanet.com

Инструкция о мерах пожарной безопасности в школе

Главная / Литература / Инструкции

ВНИМАНИЕ: Если текст документа не отобразился, файл доступен по кнопке скачать внизу страницы! ВНИМАНИЕ: Если текст документа не отобразился, файл доступен по кнопке скачать внизу страницы! Внимание ! К сожалению не удалось загрузить документ для просмотра Попробуйте обновить страницу или (нажмите F5) Возможно формат файла не поддерживается.

Материал доступен по кнопке скачать!

УТВЕРЖДАЮ _________________________ (наименование должности руководителя) «________________________» __________________________ «____» ___________ ____ г. М.П. ИНСТРУКЦИЯо мерах пожарной безопасности на территории, здании и в помещениях «___________________________________» (наименование школы) Общие положения Настоящая Инструкция разработана на основе Правил противопожарного режима в Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390) и устанавливает общие требования пожарной безопасности на территории, в здании и помещениях образовательного учреждения и является обязательной для исполнения всеми сотрудниками и гражданами. Лица, виновные в нарушении Инструкции о мерах пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством. При обеспечении пожарной безопасности наряду с настоящей Инструкцией следует также руководствоваться стандартами, строительными нормами и правилами, нормами технологического проектирования, отраслевыми и региональными правилами пожарной безопасности, регламентирующими требования пожарной безопасности. Все работники школы должны допускаться к работе только после обучения мерам пожарной безопасности: проведения противопожарного инструктажа (не реже 1 раза в год) и прохождения пожарно-технического минимума, а при изменении специфики работы проходить дополнительное обучение по предупреждению и тушению возможных пожаров в порядке, установленном руководителем. Ответственных за пожарную безопасность помещений и территории школы, технологического оборудования и электросетей приказом назначает директор школы. Руководитель и лица, назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, обязаны: а) обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов отдела надзорной деятельности и иных уполномоченных лиц; б) оказывать необходимую помощь пожарной охране при выполнении возложенных на неё задач. Организационные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности Во всех помещениях школы, на видных местах, должны быть вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны. Курение в пределах территории школы запрещается. В здании, на каждом этаже должны быть вывешены на видных местах планы эвакуации людей в случае пожара. Работники школы обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также соблюдать и поддерживать противопожарный режим. Руководство школы обязано предоставлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, возможность государственным инспекторам отдела надзорной деятельности проводить обследования и проверки помещений и территории школы в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности. Противопожарный режим Хранение легковоспламеняющихся и горючих жидкостей (красок, лаков, растворителей и др.) в помещениях учреждения запрещается, за исключением лаборантской кабинета химии, где разрешается хранение в небольших количествах легковоспламеняющихся и горючих жидкостей в переносном металлическом ящике. Курение и разведение открытого огня во всех помещениях учреждения и на прилегающей территории запрещается. Ежедневно после окончания занятий производить влажную уборку древесной пыли в столярной мастерской и выносить горючие отходы на контейнерную площадку в ящик для мусора. В случае возникновения пожара немедленно обесточить электросеть здания учреждения рубильником, расположенным в электрощитовой 1 этажа возле спортивного зала. На время проведения временных огневых (электросварка, газосварка) и других пожароопасных работ оформить наряд-допуск. Удалить из помещения людей, обеспечить место проведения огневых работ огнетушителем, ведром с водой, ящиком с песком и лопатой. После окончания работ тщательно осмотреть место их проведения на отсутствие очагов возгорания. Ответственный – начальник хозяйственного отдела. После окончания рабочего дня перед закрытием помещений отключить все электроприборы, за исключением тех, у которых включенное состояние предусмотрено инструкцией по эксплуатации, выключить свет. При возникновении пожара немедленно сообщить в пожарную охрану, оповестить людей и эвакуировать их из здания, используя все аварийные выходы, приступить к тушению пожара с помощью первичных средств пожаротушения. Допустимым количеством людей, которые могут одновременно находиться в здании образовательного учреждения считать ________ человек. Пожароопасными кабинетами считать: кабинет физики (18), кабинет информатики (22), кабинет химии (15), кабинет домоводства (21), библиотеку (17), пищеблок. Противопожарный инструктаж проводить: вводный и первичный – со всеми категориями работников по Программам вводного и первичного инструктажа, повторный – не реже одного раза в год со всеми работниками учреждения по Программе первичного инструктажа (основание – приказ МЧС России № 645 от 12.12.2007). Ответственные за проведение и учет: вводного и повторного, первичного инструктажей – директор, заместитель директора по безопасности, начальник хозяйственного отдела.Обучение пожарно-техническому минимуму руководителей, работников, ответственных за пожарную безопасность и всего персонала, проводить не реже одного раза в три года. Лица, не прошедшие противопожарный инструктаж, а также показавшие неудовлетворительные знания на зачете, к работе не допускаются. Ответственным за соблюдение противопожарного режима в образовательном учреждении с 19.00 до 07.00 назначить сторожа учреждения в соответствии с графиком работы.Ответственность за выполнение настоящего противопожарного режима возложить на заместителя директора. Содержание территории, здания и помещений,эвакуационных путей и выходов Территория образовательного учреждения должна своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п. Запрещается сжигание мусора, сухой травы и опавших листьев деревьев на территории учреждения. Дороги, проезды и подъезды к зданию и сооружениям, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, а зимой быть очищенными от снега и льда. Противопожарные разрывы между зданиями и сооружениями не разрешается использовать под складирование материалов, оборудования и тары, для стоянки транспорта. Территория вокруг здания образовательного учреждения должна иметь наружное освещение в темное время суток. Противопожарные системы (средства пожарной автоматики, системы оповещения людей о пожаре) здания школы должны постоянно содержаться в исправном рабочем состоянии. Устройства для самозакрывания дверей должны находиться в исправном состоянии. Не допускается устанавливать какие-либо приспособления, препятствующие нормальному закрыванию противопожарных или противодымных дверей (устройств). При перепланировке помещений здания, изменении их функционального назначения, должны соблюдаться противопожарные требования действующих норм строительного и технологического проектирования. В здании школы ЗАПРЕЩАЕТСЯ: а) хранить и применять в подвалах легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, порох, взрывчатые вещества, пиротехнические изделия, баллоны с горючими газами, товары в аэрозольной упаковке, целлулоид и другие пожаровзрывоопасные вещества и материалы, кроме случаев, предусмотренных иными нормативными документами по пожарной безопасности; б) устраивать в подвалах мастерские, а также размещать иные хозяйственные помещения, если нет самостоятельного выхода или выход из них не изолирован противопожарными преградами от общих лестничных клеток; в) снимать предусмотренные проектной документацией двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, тамбуров и лестничных клеток, другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации; г) производить изменение объемно-планировочных решений и размещение инженерных коммуникаций и оборудования, в результате которых ограничивается доступ к огнетушителям и другим системам обеспечения пожарной безопасности или уменьшается зона действия автоматических систем противопожарной защиты; д) загромождать мебелью, оборудованием и другими предметами двери и выходы на наружные эвакуационные лестницы; е) проводить уборку помещений с применением бензина, керосина и других легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также производить отогревание замерзших труб паяльными лампами и другими способами с применением открытого огня; ж) устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые и другие подсобные помещения, а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы; з) устанавливать в лестничных клетках внешние блоки кондиционеров. При эксплуатации эвакуационных путей и выходов должно быть обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности). Двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания. ЗАПРЕЩАЕТСЯ: а) загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, лестничные площадки, марши лестниц, двери) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также забивать двери эвакуационных выходов;б) устраивать в тамбурах выходов сушилки и вешалки для одежды, гардеробы, а также хранить (в том числе временно) инвентарь и материалы; в) применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации. При расстановке технологического, выставочного и другого оборудования в помещениях должны быть обеспечены эвакуационные проходы к лестничным клеткам и другим путям эвакуации в соответствии с нормами проектирования. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха Перед началом отопительного сезона приборы отопления, а перед началом учебного года системы вентиляции и кондиционирования воздуха и кухонные очаги должны быть тщательно проверены и отремонтированы, а обслуживающий их персонал должен пройти противопожарный инструктаж. Неисправные устройства систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, а также кухонные очаги эксплуатировать не допускается. Требования пожарной безопасности к электроустановкам Монтаж и эксплуатацию электроустановок и электротехнических изделий необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности, в том числе Правил устройства электроустановок (ПУЭ), Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПЭЭП), Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей (ПТБ). Электроустановки и бытовые электроприборы в помещениях, в которых по окончании рабочего времени отсутствует дежурный персонал, должны быть обесточены. Под напряжением должны оставаться дежурное освещение, пожарная и охранно-пожарная сигнализация. Другие электроустановки и электротехнические изделия могут оставаться под напряжением, если это обусловлено их функциональным назначением и предусмотрено требованиями инструкции по эксплуатации. При эксплуатации действующих электроустановок ЗАПРЕЩАЕТСЯ: а) использовать потребители электрической энергии в условиях, не соответствующих требованиям инструкций предприятий-изготовителей или имеющие неисправности, которые в соответствии с инструкцией по эксплуатации могут привести к пожару, а также эксплуатировать электропровода и кабели с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией;б) пользоваться поврежденными розетками, рубильниками, другими электрическими приборами имеющими неисправности; в) обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника; г) применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы, использовать плавкие некалиброванные вставки или другие самодельные аппараты защиты от перегрузки и короткого замыкания; д) размещать (складировать) у электрощитов горючие (в том числе легковоспламеняющиеся) вещества и материалы. При эксплуатации электрических сетей с периодичностью не реже одного раза в три года должен проводиться замер сопротивления изоляции токоведущих частей силового и осветительного оборудования, результаты замера оформляются соответствующим актом (протоколом). Содержание установок пожарной сигнализации и систем оповещения людей о пожаре Регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту (ТО и ППР) автоматических установок пожарной сигнализации и систем оповещения людей о пожаре должны выполняться специально обученным обслуживающим персоналом или специализированной организацией, имеющей лицензию, по договору. Установки пожарной автоматики должны находиться в исправном состоянии и постоянной готовности, соответствовать проектной документации. Системы оповещения людей о пожаре должны обеспечивать передачу сигналов оповещения одновременно по всем помещениям школы. Содержание первичных средств пожаротушения Здания школы должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения в соответствии с приложением № 1 ППР в РФ. Первичные средства пожаротушения должны содержаться в соответствии с паспортными данными на них. Не допускается использование средств пожаротушения, не имеющих соответствующих сертификатов. Работники школы обязаны знать правила пользования первичными средствами пожаротушения (огнетушителями). Тушение находящихся под напряжением электроустановок должно производиться только углекислотными огнетушителями. Огнетушители следует размещать таким образом, чтобы они были защищены от воздействия прямых солнечных лучей, тепловых потоков, механических воздействий и других неблагоприятных факторов (вибрация, агрессивная среда, повышенная влажность и т.п.). Они должны быть хорошо видны и легкодоступны в случае пожара. Каждый огнетушитель, установленный на объекте, должен иметь паспорт и порядковый номер, нанесенный на корпус белой краской. Запускающее или запорно-пусковое устройство огнетушителя должно быть опломбировано. Огнетушители, размещенные в коридорах, проходах, не должны препятствовать безопасной эвакуации людей. Огнетушители следует располагать на видных местах вблизи от выходов из помещений на высоте не более 1,5 метра. ЗАПРЕЩАЕТСЯ: а) эксплуатировать огнетушитель при появлении вмятин, вздутий или трещин на корпусе; б) наносить удары по огнетушителю; в) использовать открытый огонь или другие источники зажигания вблизи мест размещения огнетушителей. Порядок действий при пожаре При обнаружении пожара или признаков горения в здании, помещении (задымление, запах гари, повышение температуры воздуха и др.) необходимо: а) немедленно сообщить об этом по телефону в пожарную охрану (при этом необходимо назвать адрес объекта, место возникновения пожара, а также сообщить свою фамилию); б) принять посильные меры по эвакуации людей и тушению пожара. Каждый сотрудник учреждения обязан знать и уметь выполнять мероприятия по спасанию людей при возникновении пожара в любых сложившихся ситуациях. Ответственность должностных лиц За обеспечение пожарной безопасности учреждения: а) заместитель директора по безопасности (преподаватель-организатор ОБЖ) общее руководство обеспечением пожарной безопасности в учреждении, проведение вводного (повторного, внепланового) противопожарного инструктажа и их учет, организация обучения пожарному техническому минимуму; б) начальник хозяйственного отдела - обслуживание, хранение и учет первичных средств пожаротушения, исправность работы автоматических установок пожарной сигнализации и систем оповещения людей о пожаре, проведение первичного противопожарного инструктажа вспомогательного персонала, использование при ремонтных работах не горючих (трудногорючих) материалов; в) работники – обеспечение пожарной безопасности на своих участках (помещения, территория). За сообщение о возникновении пожара в пожарную охрану и оповещение (информирование) руководства и дежурных служб объекта: а) дежурный вахтер (в ночное время – сторож); б) дежурный администратор; в) другие должностные лица, первыми обнаружившими возникновение пожара. За организацию спасания людей с использованием для этого имеющихся сил и средств, в т.ч. за оказание первой помощи пострадавшим: а) дежурный сторож – в ночное время; б) дежурный администратор За отключение при необходимости электроэнергии (за исключением систем противопожарной защиты), выполнение других мероприятий, способствующих предотвращению развития пожара и задымления помещений здания; за сообщение подразделениям пожарной охраны, привлекаемым для тушения пожаров и проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ, сведений, необходимых для обеспечения безопасности личного состава; за информирование руководителя тушения пожара о конструктивных и технологических особенностях объекта, прилегающих строений и сооружений: а) дежурный сторож – в ночное время; б) дежурный администратор; в) руководители и должностные лица учреждения, ответственные за обеспечение пожарной безопасности. За проверку включения автоматических систем противопожарной защиты (систем оповещения людей о пожаре, пожаротушения, противодымной защиты): а) дежурный вахтер (в ночное время – сторож); б) дежурный администратор; в) руководители и должностные лица учреждения, ответственные за обеспечение пожарной безопасности. За прекращение всех работ в здании, кроме работ, связанных с мероприятиями по ликвидации пожара; за удаление за пределы опасной зоны всех работников, не участвующих в тушении пожара; за осуществление общего руководства по тушению пожара до прибытия подразделения пожарной охраны: а) дежурный администратор; б) руководители и должностные лица учреждения, ответственные за обеспечение пожарной безопасности. За обеспечение соблюдения требований безопасности работниками, принимающими участие в тушении пожара; за организацию одновременно с тушением пожара эвакуации и защиты материальных ценностей; за организацию привлечения сил и средств объекта к осуществлению мероприятий, связанных с ликвидацией пожара и предупреждением его развития: а) руководитель учреждения (лицо, его замещающее); б) должностные лица учреждения, ответственные за обеспечение пожарной безопасности. За встречу подразделений пожарной охраны и оказание помощи в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу пожара: а) дежурный вахтер (в ночное время – сторож); б) дежурный администратор.

fireman.club

Инструкция о мерах пожарной безопасности в школе

Инструкция о мерах пожарной безопасности в школе

Инструкция о мерах пожарной безопасности в школе разрабатывается на основе Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390), иных нормативных документов по пожарной безопасности, исходя из специфики пожарной опасности зданий, сооружений, помещений, технологических процессов, технологического и производственного оборудования.

В инструкции о мерах пожарной безопасности в школе необходимо отражать следующие вопросы:

  • порядок содержания территории, зданий, сооружений и помещений, в том числе эвакуационных путей;
  • мероприятия по обеспечению пожарной безопасности технологических процессов при эксплуатации оборудования и производстве пожароопасных работ;
  • порядок и нормы хранения и транспортировки пожаровзрывоопасных веществ и пожароопасных веществ и материалов;
  • порядок осмотра и закрытия помещений по окончании работы;
  • расположение мест для курения, применения открытого огня, проезда транспорта и проведения огневых или иных пожароопасных работ, в том числе временных;
  • порядок сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов, содержания и хранения спецодежды;
  • допустимое количество единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;
  • порядок и периодичность уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды;
  • предельные показания контрольно-измерительных приборов (манометры, термометры и др.), отклонения от которых могут вызвать пожар или взрыв;
  • обязанности и действия работников при пожаре, в том числе при вызове пожарной охраны, аварийной остановке технологического оборудования, отключении вентиляции и электрооборудования (в том числе в случае пожара и по окончании рабочего дня), пользовании средствами пожаротушения и пожарной автоматики, эвакуации горючих веществ и материальных ценностей, осмотре и приведении в пожаровзрывобезопасное состояние всех помещений предприятия (подразделения).

В инструкции о мерах пожарной безопасности в школе указываются лица, ответственные за обеспечение пожарной безопасности, в том числе за:

  • сообщение о возникновении пожара в пожарную охрану и оповещение (информирование) руководства и дежурных служб объекта;
  • организацию спасания людей с использованием для этого имеющихся сил и средств;
  • проверку включения автоматических систем противопожарной защиты (систем оповещения людей о пожаре, пожаротушения, противодымной защиты);
  • отключение при необходимости электроэнергии (за исключением систем противопожарной защиты), остановку работы транспортирующих устройств, агрегатов, аппаратов, перекрывание сырьевых, газовых, паровых и водных коммуникаций, остановку работы систем вентиляции в аварийном и смежных с ним помещениях, выполнение других мероприятий, способствующих предотвращению развития пожара и задымления помещений здания;
  • прекращение всех работ в здании (если это допустимо по технологическому процессу производства), кроме работ, связанных с мероприятиями по ликвидации пожара;
  • удаление за пределы опасной зоны всех работников, не участвующих в тушении пожара;
  • осуществление общего руководства по тушению пожара (с учетом специфических особенностей объекта) до прибытия подразделения пожарной охраны;
  • обеспечение соблюдения требований безопасности работниками, принимающими участие в тушении пожара;
  • организацию одновременно с тушением пожара эвакуации и защиты материальных ценностей;
  • встречу подразделений пожарной охраны и оказание помощи в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу пожара;
  • сообщение подразделениям пожарной охраны, привлекаемым для тушения пожаров и проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ, сведений, необходимых для обеспечения безопасности личного состава, о перерабатываемых или хранящихся на объекте опасных (взрывоопасных), взрывчатых, сильнодействующих ядовитых веществах;
  • по прибытии пожарного подразделения информирование руководителя тушения пожара о конструктивных и технологических особенностях объекта, прилегающих строений и сооружений, о количестве и пожароопасных свойствах хранимых и применяемых на объекте веществ, материалов, изделий и сообщение других сведений, необходимых для успешной ликвидации пожара;
  • организацию привлечения сил и средств объекта к осуществлению мероприятий, связанных с ликвидацией пожара и предупреждением его развития.

Образец инструкции

о мерах пожарной безопасности

ИНСТРУКЦИЯ О МЕРАХ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ШКОЛЕ

Настоящая Инструкция о мерах пожарной безопасности (далее – Инструкция) устанавливает требования пожарной безопасности в зданиях, помещениях и на территории, занимаемых школой, и является обязательной для исполнения всеми его работниками.

1. Общие требования

1.1. Все работники школы, независимо от занимаемой должности, обязаны знать и строго соблюдать требования правил противопожарного режима в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390), иных нормативных документов по пожарной безопасности, исходя из специфики пожарной опасности зданий, сооружений, помещений, технологических процессов, технологического и производственного оборудования.

1.2. Ответственность за соблюдение в структурных подразделениях противопожарного режима, своевременное выполнение противопожарных мероприятий несут руководители данных подразделений.

1.3. Все работники должны допускаться к работе только после прохождения противопожарного инструктажа.

1.4. Работники, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных требований инспекторов по пожарному надзору.

1.5. Все двери эвакуационных выходов должны свободно открываться в сторону выхода из помещений.

1.6. На видных местах располагаются планы эвакуации людей в случае пожара, а на путях эвакуации вывешиваются указатели и табло.

1.7. В служебных помещениях следует размещать только необходимые для рабочего процесса принадлежности, офисную мебель и оборудование.

1.8. Состояние наиболее пожароопасных помещений, перечень которых определен руководителем структурного подразделения, должно проверяться ежедневно перед закрытием лицами, ответственными за пожарную безопасность этих помещений.

1.9. Каждый работник несет персональную ответственность за пожарную безопасность своего рабочего места и обязан:

  • содержать в чистоте рабочее место, своевременно убирать бумаги и другие сгораемые материалы;
  • уходя из помещения, каждый раз выключать свет и электроприборы;
  • запрещается курить в помещениях школы.

1.10. Работникам запрещается:

  • загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе подступы к первичным средствам пожаротушения, проходы, коридоры, тамбуры, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, оборудованием, мусором и другими предметами, а также забивать двери эвакуационных выходов;
  • оставлять без присмотра включенные в электросеть нагревательные приборы, компьютеры, средства оргтехники, аудио-, видеотехнику и т.п.;
  • приносить и использовать электронагревательные приборы, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости без разрешения ответственного за противопожарное состояние;
  • пользоваться самодельными электроприборами, неисправными электропроводкой, выключателями, розетками и вилками;
  • самовольно устанавливать предохранители, выключатели, штепсельные розетки, прокладывать электропроводку;
  • обертывать плафоны светильников и другие электроприборы бумагой или материей;
  • развешивать на стенах, шкафах, сейфах, дверях плакаты, рисунки, вырезки из газет и журналов;
  • сушить и хранить сгораемые предметы на приборах отопления;
  • использовать пожарный инвентарь и оборудование не по назначению.

1.11. Распоряжением руководителя каждого структурного подразделения должны быть назначены по каждому помещению лица, ответственные за пожарную безопасность.

1.12. В помещениях, предназначенных для хранения материальных ценностей:

  • освобождающаяся тара и прочий упаковочный материал должны быть немедленно удалены в специально отведенные для этой цели места;
  • не допускается перегружать данные помещения товарно-материальными ценностями, а также загромождать проходы и подступы к противопожарному инвентарю и оборудованию;
  • материальные ценности, хранимые на стеллажах, необходимо укладывать в штабеля (ширина прохода между стеллажами и стенами должна быть не менее 0,8 м; ширина прохода против дверных проемов должна быть равна ширине дверей, но не менее 1 м);
  • расстояние от светильников до хранящихся материальных ценностей должно быть не менее 0,5 м;
  • при хранении горючих материальных ценностей, а также материалов в сгораемой упаковке электросветильники должны быть оборудованы защитными плафонами;
  • дежурное освещение в помещениях, предназначенных для хранения материальных ценностей, и установка штепсельных розеток не допускаются;
  • электрооборудование помещений, предназначенных для хранения материальных ценностей, по окончании рабочего дня должно обесточиваться;
  • категорически запрещается курить, пользоваться открытым огнем;
  • по окончании рабочего дня материально ответственные лица обязаны обойти помещения, предназначенные для хранения материальных ценностей, и, лишь убедившись в их противопожароопасном состоянии, опечатать их.

2. Требования пожарной безопасности при эксплуатации электроустановок

2.1. Электроустановки и бытовые электроприборы в помещениях, в которых по окончании рабочего времени отсутствует дежурный персонал, должны быть обесточены, за исключением дежурного освещения, установок пожаротушения и противопожарного водоснабжения, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Другие электроустановки и электротехнические изделия могут оставаться под напряжением, если это обусловлено их функциональным назначением и (или) предусмотрено требованиями инструкции по эксплуатации.

2.2. При эксплуатации электроустановок запрещается использовать электроустановки, имеющие неисправности, которые могут привести к пожару, а также использовать провода и кабели с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией.

2.3. Для предупреждения возгораний не следует пользоваться электронагревательными приборами без подставок из негорючих материалов.

2.4. Во избежание возможности возникновения пожара нельзя пользоваться неисправными электроприборами и поврежденными розетками.

2.5. Нельзя применять самодельные электронагревательные приборы, использовать нестандартные предохранители и другие самодельные устройства защиты от перегрузки и короткого замыкания.

2.6. Подключение электроинструментов к электрическим сетям производится только работником соответствующего эксплуатационного персонала.

3. Требования пожарной безопасности при проведении электросварочных, газосварочных и других огневых работ

3.1. На выполнение всех видов огневых работ руководитель подрядной организации должен в установленном порядке оформить наряд-допуск, согласовать место и время проведения работ с должностными лицами школы.

4. Первичные средства пожаротушения

4.1. Места расположения первичных средств пожаротушения (огнетушители, пожарные рукава с прикрепленными брандспойтами, пожарные краны) должны быть обозначены соответствующими указательными знаками.

4.2. Учет проверки наличия и состояния первичных средств пожаротушения следует вести в специальном журнале.

4.3. Каждый огнетушитель, установленный на объекте, должен иметь порядковый номер, нанесенный на корпус белой краской. На него заводят паспорт по установленной форме.

4.4. Огнетушители должны иметь маркировочные надписи и быть окрашены в красный сигнальный цвет.

4.5. Огнетушители должны всегда содержаться в исправном состоянии, периодически осматриваться, проверяться и своевременно перезаряжаться. Перезарядка огнетушителей всех типов должна выполняться в соответствии с инструкциями по их эксплуатации.

4.6. Участники тушения пожара должны знать, что помещения учреждения образования оборудованы: огнетушителями углекислотными ОУ-2, ОУ-3, ОУ-5, ОУ-6, которые следует применять при возгорании электроприборов, компьютеров, множительной техники; огнетушителями порошковыми ОПУ-2, ОПУ-5, ОПУ-10, которые следует применять для тушения твердых, жидких, газообразных веществ, электроустановок.

5. Обязанности работников при возникновении пожара

5.1. Во всех служебных помещениях, в том числе предназначенных для хранения материальных ценностей, и вспомогательных помещениях на видных местах должны быть вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны.

5.2. Каждый работник при обнаружении пожара или признаков горения обязан немедленно уведомить об этом пожарную охрану по телефону 01 (при этом назвать адрес объекта, место возникновения пожара и сообщить свою фамилию), а также сообщить своему руководителю.

5.3. До прибытия пожарной охраны работник обязан принять меры по эвакуации людей и приступить к тушению пожара.

5.4. Работнику следует организовать встречу подразделений пожарной охраны и оказать помощь в выборе кратчайшего пути к очагу пожара.

5.5. Работник должен оказывать содействие пожарной охране при тушении пожара.

5.6. Руководитель структурного подразделения школы в случае пожара обязан:

  • продублировать сообщение о возникновении пожара в пожарную охрану и поставить в известность руководство школы;
  • организовать эвакуацию людей, а в случае угрозы жизни людей немедленно организовать их спасение;
  • прекратить все работы в здании и помещениях и удалить за пределы опасной зоны всех людей, не участвующих в тушении пожара;
  • одновременно с тушением пожара организовать эвакуацию и защиту документов и материальных ценностей;
  • организовать встречу подразделений пожарной охраны.
Другие статьи по теме
Категория: 01_Общие вопросы пожарной безопасности | Добавил: zdrav1 (07.05.2018)
Просмотров: 4877 | Теги: пожарная безопасность в школе, общие вопросы пожарной безопасности, образцы документов

xn------5cdabpnn3clplkte7at4a7e.xn--p1ai

Правила пожарной безопасности в школе

Отправляя своего ребенка в школу, родители обычно спокойны и уверены в его безопасности. Они даже не подозревают, какая большая работа для этого проводится. Одно из основных направлений деятельности по охране здоровья учащихся — пожарная безопасность в школе.

Профилактическая работа

Профилактические мероприятия по предупреждению пожаров на территории учебного заведения проводятся еще до начала учебного года. В летний период классы, в которых будут обучаться дети, обследуются специальными комиссиями. Работниками пожарного надзора выносится решение о признании школы безопасным местом.

Для того чтобы учебные помещения оставались безопасными, не стоит загромождать их лишними предметами: мебелью, приборами, пособиями и другими принадлежностями. Число парт также должно соответствовать нормам проектирования. Если в кабинете, мастерской или лаборатории проходили занятия с использованием пожароопасных или взрывоопасных веществ и материалов, их необходимо убрать в предназначенные для их хранения помещения.

Кроме того, в беседах с учениками нужно разъяснять, что пожарная безопасность в школе зависит в первую очередь от них самих. В настоящее время разработаны познавательные инструктажи для учащихся разных классов. Изучение основ пожарной безопасности для младших классов проводится занимательно, в игровой форме.

Со старшими классами организуются беседы о важности ответственного отношения к школьному имуществу, подчеркивается опасность огнеопасных и взрывоопасных материалов для здоровья и жизни детей.

Инструкция

Директор школы утверждает и следит за выполнением инструкции о мерах пожарной безопасности. В ней освещаются нормы содержания школы и ее территории, а также коридоров, по которым будет проходить эвакуация.

Подвал и все выходы из школы необходимо поддерживать свободными от посторонних предметов. Ключи от них обычно хранятся в канцелярии, а также у персонала, работающего на первом этаже.

Предусматриваются места курения, а также меры безопасности при проведении технологических и огневых работ. Подробно рассматриваются действия и обязанности работников школы при пожаре.

К данной инструкции будет уместно приложить памятку «Порядок действий при пожаре». Кроме того, данная памятка должна быть в каждом помещении школы. Также в приложении размещается план эвакуации учащихся, педагогов и другого персонала из здания школы в случае пожара.

Порядок действий при пожаре в школе

Эвакуация

Организация порядка эвакуации учеников и персонала предусматривает назначение педагогов, несущих ответственность за порядок выхода из здания в случае пожара. Обычно они отвечают за регуляцию потоков людей на каждом этаже школы. Если пожар возникает в учебном кабинете, спортивном зале или мастерской, эвакуацию проводит педагог, ведущий в данный момент занятие.

Во время массовых спортивных и культурно-развлекательных мероприятий в школе ответственность за пожарную безопасность возлагается на организатора. Ответственный сотрудник также должен до начала мероприятия проверить состояние путей возможной эвакуации учащихся.

В течение года с теми людьми, которые были назначены ответственными за эвакуацию при пожаре, проводятся специальные занятия и инструктажи. Классные руководители вносят в план воспитательной работы беседу с учениками о важности соблюдения норм пожарной безопасности. Кроме того, учитель курса «Основы безопасной жизнедеятельности» во время учебных занятий изучает и отрабатывает с детьми правила поведения в случае возникновения пожара.

План эвакуации вывешивается на заметном месте в виде таблички на всех этажах школы. Он содержит словесное описание и графическую схему этажа с путями эвакуации, местами хранения средств связи и пожаротушения. Обязательно наличие подписи ответственного за пожарную безопасность и директора.

Общие правила безопасности

Трагедии можно избежать, если правила пожарной безопасности будут известны и неуклонно соблюдаться всеми — от самого младшего школьника до управленческого звена. Если каждый во время пожара будет придерживаться правильных действий, позаботится не только о сохранении своей жизни, но и о безопасности других, гибели людей можно избежать.

Все средства, необходимые для тушения пожара, должны быть в наличии и прямой доступности. К обязанностям каждого относится вызов пожарных, эвакуация людей из помещения и по возможности предотвращение распространения огня. Не стоит стремиться спасать материальные ценности, если жизнь людей под угрозой.

Внешкольные мероприятия

Чрезвычайную ситуацию в школе будет легче предупредить, если противопожарная профилактика будет прослеживаться в различных учебных занятиях и внешкольных мероприятиях. Уроки ОБЖ привлекут учащихся, если в роли учителей выступят, например, начальник пожарной части или непосредственно бойцы-пожарные.

Мощный профилактический заряд принесет урок-экскурсия в пожарной части. Конкурсы, праздники, эстафеты, сценки на тему пожарной безопасности можно включать в любой этап спортивного соревнования. Приведем некоторые примеры организации подобных мероприятий:

  • в начальной школе пожарную тематику можно использовать в качестве дидактического материала на уроке русского языка или математики. Детям будет интересна инсценировка стихотворений детских поэтов (С.Я. Маршака, К.И. Чуковского) с костюмами и музыкальным сопровождением. Эстафета и массовые игры могут содержать элементы правил эвакуации на пожаре, которые изучаются на уроках ОБЖ;
  • в средней школе учащиеся отличаются особой активностью, с удовольствием участвуя в мероприятиях пожарно-профилактической работы. Детей можно привлекать к оформлению плакатов по пожарной безопасности, макетов, демонстрирующих эвакуацию в здании при пожаре. Ребята могут примерить комплект боевой одежды, развернуть пожарный рукав, использовать пожарный кран;
  • в старшей школе профилактика пожарной безопасности проводится в русле профориентационной работы и подготовки учеников к действиям в чрезвычайных ситуациях. Мальчики-старшеклассники показывают себя как надежные помощники педагогов во время тренировочной эвакуации, а девочки выступают в роли сандружинниц.

Таким образом, усвоение детьми правил безопасного поведения, заботливого отношения к окружающему миру происходит во время игры, творческой и общественно-полезной деятельности.

оценок: 1, среднее: 5,00 Загрузка...

protivpozhara.com

Пожарная безопасность в школе

Школа в жизни каждого человека в определенное время играет очень важную роль. Для учеников она является не только местом, где они получают знания, но и источником общения. Для учителей это работа, а значит здесь должно быть комфортно и безопасно.

Также детские учреждения часто становятся местом проведения различных событий – это могут быть ярмарки, концерты или даже выборы. Поэтому пожарная безопасность в школе – это чрезвычайно важное дело, которое требует к себе большого внимания.

Кроме того, в 1994 году был принят закон, в котором указано, что все работники учреждения, а так же все учащиеся должны быть обучены правилам безопасного поведения.

В чем особенность школьных учреждений?

Каковы же особенности школы? Во-первых, это наличие помещений различного назначения (классные комнаты, кабинеты для таких предметов, как химия и физика, классы технологии с плитами и швейными машинами, спортивный зал, столовая, кухня).

Во-вторых, в среднеобразовательных учреждениях обучаются дети различных возрастов. Школы периодически проходят проверки на пожарную безопасность, в ходе которых учитывается состояние школы, огнетушителей и противопожарных уголков, наличие необходимой документации.

Инструкция

Пожарная безопасность в школе регламентируется правилами. Основным документом является «Инструкция по пожарной безопасности», которая включает в себя: общие положения, требования пожарной безопасности, действия при пожаре. В общих положениях указано, что весь персонал, а также все учащиеся, гости и посетители школы должны ознакомиться с данной инструкцией и следовать ей.

Что же говорят правила? Пожарная безопасность в школе всегда контролируется, поэтому указано, что все территории должны быть доступны для подъезда, на них не должно быть мусора, а так же ничто не должно мешать доступу к пожарному инвентарю.

К помещению самой школы предъявляются требования: вся территория должна быть поделена по классам опасности. Например, кабинет химии более опасен, чем кабинет пения. Также не должно быть горючего мусора. Мебель должна располагаться так, чтобы не перекрывались выходы и окна, а если на окнах есть решетки, то они должны открываться.

Указываются меры, необходимые для того, чтобы пожарная безопасность в школе была на высшем уровне, если планируется проведение мероприятий с большим скоплением людей. Также прописано, что в школе должно быть необходимое количество огнетушителей в исправном состоянии, а также следует провести инструктаж о том, как ими пользоваться.

Действия при пожаре

Что же делать, если возникла опасная ситуация из-за того, что в ненадлежащем виде была пожарная безопасность в школе? Инструкции должны быть вывешены на видное место. Первое и самое главное при пожаре или при его признаках, например задымлении или запахе гари или дыма, – нужно немедленно позвонить в службу спасения или набрать номер пожарной части, сообщить адрес школы, свою фамилию и рассказать о наличии в учреждении людей, назвать их количество.

Далее следует организовать эвакуацию и сообщить о происходящем директору. Он же, в свою очередь, должен убедиться, что вызваны пожарные, далее при необходимости обязан отключить электроэнергию. Директор участвует в организации эвакуации, обеспечивает встречу подъезжающих пожарных машин. Если его нет, все эти функции перекладываются на лицо, которое его заменяет.

Очень важно соблюдать все правила, которые включает в себя пожарная безопасность в школе. Инструкции являются обязательными для всех, ответственность за невыполнение пунктов может быть вплоть до уголовной.

Мероприятия

Раз в полугодие в каждом учреждении необходимо осуществлять учения. Чтобы проконтролировать, в каком состоянии находится пожарная безопасность в школе, проводятся проверки. Это нужно для того, чтобы подготовить всех к возможным чрезвычайным ситуациям. Но это далеко не все меры.

Ответственный за пожарную безопасность в начале учебного года или до его начала готовит план, в котором указывает, какие должны быть мероприятия в школе. Пожарная безопасность также контролируется и администрацией учреждения. В этот план обычно вписывают все, что связано с ней. Это и общие правила, которые предусматривает пожарная безопасность в школе, инструктаж и другие мероприятия.

Также необходимо провести обучение для учащихся. Они должны четко уяснить, какие существуют правила. Пожарная безопасность в школе включает: общие требования, указания того, что категорически запрещено. А также алгоритм действий на случай пожара.

Итак, к общим действиям относится: все учащиеся должны знать и соблюдать правила пожарной безопасности, ученики старших классов обязаны знать, где находятся средства пожаротушения и уметь ими пользоваться. Все дети должны помнить, где расположен план эвакуации, и понимать, как им пользоваться.

При возгорании или подозрении на него необходимо немедленно сообщить об этом учителю или работнику школы. Категорически запрещено: приносить в школу легко воспламеняющиеся, горючие вещества или материалы, разводить костры или курить на территории школы, оставлять приборы, включенные в сеть без присмотра, использовать пиротехнику.

Что нужно знать

При пожаре:

  • Сообщить работнику школы или учителю о возгорании.
  • Не паниковать, четко выполнять все указания взрослых.
  • Не мешать, не создавать давку, не бежать, помогать младшим ученикам и одноклассникам.
  • Ни в коем случае не пытаться самостоятельно устранить пожар.
  • При выходе из школы оставаться в указанном месте до дальнейших указаний.

Кроме того, в план мероприятий по пожарной безопасности могут быть внесены внеклассные занятия, на которых ребята смогут подробнее узнать о причинах пожара и действиях при возгорании. Также в школе может быть оборудован стенд с плакатами на тему безопасности.

Начальная школа

В начальной школе, в отличие от среднеобразовательной, дети младше, а значит в помощи нуждаются больше. Пожарная безопасность в начальной школе, так же как и в средней, регламентируется документально. Она, в принципе, не очень отличается от предыдущей касательно тех вопросов, которые относятся к действиям учителей и работников школы.

Для ребят существуют определенные правила. Пожарная безопасность в школе сводится к списку запрещенных действий и описанию того, что делать нужно. Имея в виду младших школьников, нужно помнить, что в силу возраста дети более эмоциональны, а значит в непривычной и опасной ситуации могут начать паниковать, несмотря на предупреждения. Вместо того чтобы покинуть помещение, ребенок может попытаться спрятаться в труднодоступном месте.

Чтобы избежать подобного или свести такие ситуации к минимуму, для малышей проводят уроки пожарной безопасности, на которых рассказывают, чего нельзя делать, какие существуют правила. Пожарная безопасность в школе включает в себя такие знания: как вести себя, если пожар все-таки случился, кто такие пожарные, и в чем заключается их работа, как они тушат огонь.

Необходимо, чтобы ребята поняли, как важно слушать старших, если произошла беда. Конечно, и от учителей в младшей школе требуется еще большая ответственность и внимательность.

Документы

Естественно, и в документальном виде регламентируется пожарная безопасность в школе. Документы должны быть всегда доступны для сотрудников учреждения. Один из них – это «Приказ об установлении противопожарного режима». Также важен «Приказ о назначении ответственных лиц». Кроме них, есть еще «Инструкция», о которой говорилось ранее, план эвакуации с приложением, в котором указаны все запасные выходы.

Также должен быть журнал учета средств пожаротушения. Туда вносится информация об их проверке. Журнал о проведении инструктажа по пожарной безопасности. Перечисленные документы являются строго необходимыми, но этот список также можно дополнить.

Итог

Пожарная безопасность – очень важный вопрос, если он касается общественных учреждений, а тем более детских. Подходить к нему нужно со всей ответственностью и не упускать даже самые незначительные вещи, ведь от этого в итоге может зависеть жизнь.

www.syl.ru

Пожарная безопасность в школе. Приказ, инструкция, журналы по пожарной безопасности в учебных учреждениях :

Школа объединяет учителей и учащихся, оказывает глубочайшее влияние на детей. Для того чтобы родители спокойно и уверенно отправляли детей в школу, проводится колоссальный объем работ по обеспечению безопасности, особое внимание уделяется вопросам пожарной безопасности.

Работа, включающая профилактические меры

Все профилактические меры по предупреждению пожаров должны проводиться на территории школы до начала учебного года. Классы должны быть обследованы специальными комиссиями, а работники пожарного надзора должны вынести решение о признании учебного заведения безопасным.

С целью защиты жизни и здоровья учащихся и персонала, родителей и материально-технической базы проводятся следующие профилактические меры:

  • обустраиваются места хранения инвентаря специального назначения;
  • устанавливаются автоматические системы извещений;
  • обеспечивается наличие запасных выходов;
  • разрабатывается и утверждается план эвакуации, в удобных местах на каждом этаже размещаются наглядные схемы для изучения детьми;
  • создается наглядная агитация (стенды, схемы, плакаты) по теме;
  • проводятся учения с учащимися и персоналом для отработки навыков эвакуации;
  • обеспечиваются условия для правильного хранения инвентаря и продуктов, не допускается захламление помещений.

Что входит в обязанности руководителя учебного учреждения

Пожарная безопасность в школе и все вопросы, связанные с ней, должны постоянно находиться под контролем руководителя, который должен:

  • приказом по школе назначить ответственного;
  • оказывать ему всяческую помощь и поддержку и контролировать его работу;
  • регулярно осуществлять инструктажи;
  • расписать обязанности и действия персонала на случай чрезвычайной ситуации.

Тщательным подбором квалифицированного персонала, которому будет доверен процесс монтажа, ремонта и обслуживания электропроводки и оборудования в здании, будет обеспечена пожарная безопасность в школе.

Документы администрации учебного учреждения должны включать все вопросы ПБ, освещенные в приказах, инструкциях, правилах и планах эвакуации.

Директор школы в своей работе опирается на нормативные и законодательные документы. Местные органы управления должны оказывать поддержку и содействие в приобретении качественного и современного оборудования и осуществлении контроля.

Инструкция: пожарная безопасность в школе

Инструкция о мерах пожарной безопасности обязательно должна быть утверждена директором школы. В ней изложены меры по содержанию в надлежащем порядке территории школы, коридоров и других помещений школы. Здесь же должно быть определено место для курения, порядок обесточивания электрооборудования в случае возникновения пожара, устанавливаются сроки проведения инструктажа и временных огневых работ, расписываются действия персонала при возникновении пожара.

К инструкции прилагается памятка, а в приложении должен быть план эвакуации учащихся и всего персонала из здания школы. В памятке расписаны первые шаги, необходимые для соблюдения при обнаружении пожара.

Действия сотрудников при обнаружении пожара

Пожарная безопасность в школе обеспечивается соблюдением правил и сотрудниками, и учащими. Но если все же возгорание произошло, как должен действовать персонал учебного заведения?

  1. Учитель при первых признаках пожара должен на собственном примере показать, как спокойно и взвешенно должны приниматься решения.
  2. Не должен позволять ученикам паниковать и хаотично покидать помещение.
  3. При выходе школьный кабинет обесточивается, закрываются окна и двери.
  4. Учитель должен провести эвакуацию класса в соответствии с планом. Первыми проходят дети. Когда дети оказываются на безопасном расстоянии, проводится перекличка, оказывается необходимая медицинская помощь.
  5. При обнаружении возгорания вахтер должен дать оповещающий звонок или голосовой сигнал, передать информацию о возгорании службе спасения, оповестить руководство или администрацию.
  6. Все сотрудники школы, включая библиотекарей, работников кухни и вахты должны содействовать эвакуации учащихся.
  7. Медицинский персонал ответственен за оказание первой помощи, для которой заранее подготавливаются необходимые медикаменты.

Что собой представляет план эвакуации

План эвакуации при пожаре позволяет упорядочить процесс эвакуации людей в чрезвычайных случаях. Он должен состоять из двух частей: текстовой и графической. В графической части, где изображена планировка самого объекта, должны быть указаны:

  • все возможные эвакуационные пути;
  • эвакуационные выходы и точное их расположение;
  • место расположения средств для спасения людей и противопожарной защиты;
  • лестницы, лестничные клетки и аварийные выходы;
  • отметки «Вы находитесь здесь» (место расположения плана).

В текстовой части плана указывается расшифровка всех условных обозначений плана. Также указываются способы оповещения о возникновении пожара, аварии или другой ЧС, указывается порядок вызова пожарных подразделений, экстренных служб, обязанности и действия людей.

План эвакуации при пожаре используется для облегчения ориентации находящимся в зоне ЧС людей, для проведения аварийно-спасательных и других мероприятий на месте происшествия.

Как составить план эвакуации

Начинать составлять план эвакуации надо с вычерчивания поэтажного плана здания. При этом изображается лишь минимум самых существенных деталей. Сплошными зелеными стрелками должны быть обозначены основные пути эвакуации людей. Прерывающимися стрелками такого же цвета надо обозначить запасные пути эвакуации. При помощи условных знаков изображаются места нахождения огнетушителей, пожарных кранов, телефонов, систем включения/отключения пожарной автоматики, электрощитов.

В виде таблице можно изобразить текстовую часть плана, где будут отражены способы оповещения о пожаре, организация эвакуации, способы проверки срабатывания пожарной автоматики. Дополнить эту часть можно памятками и инструкциями для работников, где будут описаны основные действия во время пожара.

В качестве приложения к таблице следует составить список ответственных лиц с графой для росписи об ознакомлении с планом эвакуации. В конце ставится дата составления плана, который скрепляется печатью организации и подписью должностного лица.

План эвакуации в школе вывешивается на заметных местах на каждом этаже.

Процесс эвакуации учащихся

Для того чтобы организовать эвакуацию учеников и учителей из школы, назначаются педагоги, несущие ответственность за порядок выхода из здания. Эти педагоги регулируют поток людей на каждом этаже. Эвакуацию класса должен проводить учитель, у которого на момент возгорания шел урок.

Ответственным за пожарную безопасность в школе на период проведения спортивных или культурно-развлекательных мероприятий становится организатор, который предварительно должен пройти и убедиться в том, что возможные пути эвакуации открыты, не заблокированы.

В течение года с ответственными за эвакуацию людьми должны проводиться специальные занятия и инструктаж. В план воспитательной работы классный руководитель обязан включить беседу с учащимися о том, как важно соблюдать правила пожарной безопасности не только в школе, но и во всех сферах жизни.

Мероприятия по пожарной безопасности в школе

В вопросе безопасности детей нет второстепенных тем. И в школе и дома детям постоянно надо напоминать о том, как опасен огонь. Правила пожарной безопасности в школе должны быть тщательно разработаны и неукоснительно исполняться всеми. К основным правилам следует отнести запрет на курение и преподавателям школы, и, конечно же, ученикам на территории школы; запрет на внос петард или других взрывчатых предметов в школу; не должны приносится в здание школы и на ее территорию легковоспламеняющиеся вещества, спички и зажигалки.

Пожарная безопасность в школе как правила поведения в подобных ситуациях учениками будут лучше и легче усваиваться, если информация будет включена в разные учебные занятия и внешкольные мероприятия. Формы и методы подачи информации должны быть разноплановыми, с творческим подходом и с задействованием самих детей, их инициативы и творчества. Конкурсы, эстафеты, сценки могут быть посвящены теме «Пожарная безопасность». Мероприятие в школе можно провести с привлечением работников МЧС или с экскурсией в пожарную часть.

Могут быть организованы выставки плакатов и рисунков на данную тематику. В начальной школе пожарная тема может быть использована как дидактический материал на уроке русского языка. Кроме того, можно создать соответствующую теме презентацию с любимыми мультяшными героями. Сами маленькие ученики могут инсценировать детские стихотворения Маршака и Чуковского. Еще больше будет энтузиазма, если будет возможность переодеться в костюмы.

Учеников средней и старшей школы можно смело привлекать к созданию плакатов, макетов, демонстрирующих меры пожарной безопасности в школе или процесс эвакуации из здания людей. Ребята с удовольствием примерят на себя комплект одежды, развернут пожарный рукав, используют огнетушитель.

Пожарная безопасность в школе будет обеспечена, если меры по проведению будут планомерными и регулярными. Если подход будет выбран не традиционный, а игровой - с вовлечением учеников в общественно-полезную деятельность.

businessman.ru


Смотрите также

Содержание, карта сайта.