Какой вид пожарной охраны не предусмотрен законодательством рф


На какие виды подразделяется пожарная охрана

Одна из главных функций госорганов — ответственность за противопожарную безопасность имущества, природных ресурсов, людей и самих территорий, поэтому регулирование в этой области есть его прямая обязанность. В 1994 году издан закон на основе Конституции РФ. Сегодня все нормативы, виды пожарной охраны, круг проблем, организация и прочие профильные вопросы регулируются 69-ФЗ. Противопожарная безопасность – это комплекс мероприятий, которые обеспечивают общую защищенность от пожаров: от конкретного объекта до страны в целом. Один из них – это пожарная охрана, которая состоит их многочисленных частей, управляющих органов, конструкторских и других функциональных подразделений.

Виды подразделений пожарной охраны

Ведомственные части пожарных

ФЗ №69 предусматривает несколько видов подразделений пожарной охраны. Их классификация отработана с учетом всех аспектов безопасности: от предупреждения до устранения последствий возгораний. Пожарная охрана подразделяется на следующие виды:

  • государственная;
  • добровольная;
  • муниципальная;
  • частная;
  • ведомственная.

Основные задачи пожарной охраны, как целостной системы — это профилактические мероприятия, ликвидация возгораний, спасение населения, минимизация имущественного ущерба, спасательные действия. Ни одно из подразделений не может быть использовано в иных целях, включая нейтрализацию конфликтов любого уровня. Все задачи пожарных охран взаимосвязаны.

Из истории. Еще при Иване IV Грозном был издан приказ об обязательном наличии в каждом доме средства пожаротушения. А при Алексее Романове уже была создана специальная служба по борьбе с пожарами. Для нее был сформирован регламент: каков план караулов и порядок объезда, как оповещать население и бороться с огнем. В том же «Наказе о городском благочинье» устанавливалось наказание для тех, кто виноват в возгорании.

Государственные части

Этот вид имеет внутреннюю классификацию. Пожарные силы подразделяются на федеративные службы и силы субъектов. Одним из важных направлений ГПС является контроль над противопожарной безопасностью, этим обуславливается большая численность сотрудников, которая превышает 16 тысяч. Основными задачами пожарной охраны государственного статуса преимущественно являются:

  • выработка программ по предотвращению ЧС и их реализация, повышение уровня защищенности территорий, предприятий, городов и прочих объектов;
  • формирование надзора на госуровне, его координация и реализация;
  • непосредственная работа во время чрезвычайных ситуаций и выполнение спасательных действий;
  • подготовка специалистов.

На заметку! В структуру ГПС входят несколько НИИ и бюро, где производятся исследования и изыскания по противопожарной безопасности, головное учреждение – ВНИИПО. Та же в Госслужбу входят средние и высшие учебные заведения, которые находятся в Москве, Урале, Санкт-Петербурге, Воронеже, Иваново. Так же в систему ГПС входят более 9 десятков испытательных лабораторий.

ГПС – это головная структура всей противопожарной системы. Она в свою очередь входит в состав МЧС. Сама система самодостаточна, поскольку имеет все необходимые части: от оперативных до научных.

Добровольные отряды

Самая большая структура в составе ГПС – это федеральные силы, они состоят:

  • центральный аппарат, решающий стратегические и оперативные задачи, он управляет подразделениями и координирует действия отдельных структур между собой;
  • структурные подотделы, который из которых отвечает за свой круг задач: гражданская оборона, ликвидация последствий, профилактические мероприятия, проводимые в регионах России;
  • Госпожарнадзор;
  • научные, технические учреждения и образовательные;
  • объектовые части, отвечающие за проведение профилактические мероприятия и непосредственные действия при возгораниях на предприятиях, в учреждениях и организациях;
  • части, обслуживающие по противопожарной безопасности закрытые, режимные, специальные организации и предприятия, включая армейские и военизированные структуры;
  •  территориальные части, контролирующие пожарную безопасность в населенных пунктах;
  • организационное подразделение, занимающееся организационными вопросами, согласно нормативным документам.

Добровольные подразделения

Муниципальные части пожарных

К этому виду относятся все средства профилактики и пожаротушения, которые созданы по частной инициативе обычных людей и предприятиями. Такие объединения формируются преимущественно в тех местах, где нет иных видов охраны. Часто частные силы организуются в зонах высокой пожароопасности, например, в лесной зоне в жаркое лето. Добровольные отряды включены в раздел законодательства, в котором рассматривается вопрос, на какие виды подразделяется пожарная охрана. Финансирование таких подразделений может быть частным или смешанным. По сути, эта служба является формой заботы населения о безопасности, которая определяется, как социально-значимые работы. Их устанавливает руководство городов, поселков, сельских поселений. Действия добровольных отрядов базируются на положениях «Гражданской обороны». Они могут создаваться на определенный срок.

Службы муниципального статуса

Частные отряды пожарных

Эти охранные отделения создаются руководством муниципальных образований. Есть два подвида этой службы:

  • части, которые формируются непосредственно для тушения возгораний в районах, городах, поселках и сельской местности, они же занимаются профилактикой предупреждения пожаров;
  • отделы, которые контролируют конкретные объекты, в их обязанности так же входят те же обязанности.

Для организаций в муниципалитетах предусмотрены следующие цели:

  • реализация профилактических мероприятий на конкретном муниципалитете;
  • ликвидация возгораний;
  • спасательные действия в отношении людей и их имущества.

Частные пожарные отряды

Это коммерческие организации. Их открытие, переформирование и закрытие которых регулируется ГК РФ. Сколько человек должно быть в боевом расчете, какую технику использовать и прочие вопросы определяет владелец. Преимущественно, их работа выполняется на основе контрактов с организациями. Деятельность  этих предприятий может выполняться только при получении в МЧС официального разрешения. Частные команды пожарников плотно сотрудничают с добровольными отрядами. На 2018 год в России активно действуют более 650 таких предприятий.

Ведомственные силы пожарных

Некоторые ведомственные и государственные структуры имеют право создавать собственные подразделения пожарных. Все аспекты деятельности таких частей, включая:

  • регламенты службы;
  • караульные графики;
  • инструктажи;
  • техсредства пожаротушения;
  • спецтехника;

регулируются ГПС, который создает специальные документы и реализует их на практике. Режимы и порядок работы низших частей корректируется, согласно последним нормативам и приказам. Так же структура выполняет проверки ведомственных подразделений на соблюдение норм, порядков, требований и отсутствие нарушений.

На заметку! Как правило, на взрывоопасных предприятиях создаются собственные гарнизоны. Нужны они и на объектах, удаленных от цивилизационной инфраструктуры и дислокации частей пожарных. При обнаружении нарушений эта служба вправе остановить работу предприятия, отдельного цеха, конкретного оборудования или запретить выполнение некоторых работ.

Резюмируем

Итак, закон предусматривает работу пяти видов структур, призванных обеспечивать противопожарную безопасность. Раньше их перечень был шире. Но и сегодня в экзаменационных билетах предусмотрен вопрос, какого вида пожарной охраны не предусмотрено законодательством. Сегодня упразднены межведомственные подразделения. Действующие сегодня структуры показывают целесообразность нормативов, поскольку снизились показатели смертности на пожарах, а имущественный ущерб – на 20%. Руководство структурой закреплено за несколькими инстанциями:

  • Правительство РФ;
  • МЧС;
  • прочими ведомствами.

Например, действия по ликвидации пожаров в лесных массивах выполняются силами Рослесхоза, но они согласовываются с МЧС. Комплекс мероприятий защиты государства, населения, природы, промышленности постоянно расширяется: создаются новые технологии, расширяется число подразделений, увеличивается количество техсредств, становятся результативней средства и методы. Выработан четкий алгоритм взаимодействий власти, администраций, министерств, охраны и граждан.

Видео:

ЭКСТРЕННЫЕ ТЕЛЕФОНЫ

С городского/сотового телефона
Единый телефон пожарных и спасателей 01/101
Полиция 02/102
Скорая помощь 03/103
Аварийная газовая служба 04/104

pozharanet.com

Виды пожарной охраны

Государственная противопожарная служб (ГПС). В Государственную противопожарную службу входят федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов Российской Федерации. Основными задачами Государственной противопожарной службы являются:

· организация разработки и реализация государственных мер, направленных на предотвращение пожаров, повышение эффективности противопожарной защиты населенных пунктов и предприятий, организаций, учреждений;

· организация и осуществление государственного пожарного надзора;

· тушение пожаров и проведение связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ в населенных пунктах и на объектах;

· профессиональная подготовка кадров для противопожарных аварийно-спасательных работ.

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области пожарной безопасности проводятся: во Всероссийском научно-исследовательском институте противопожарной обороны (ВНИИПО), пяти ведомственных учебных заведениях (Академии ГПС МЧС России, Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС России, Уральском, Ивановском и Воронежском институтах ГПС МЧС России) и испытательных пожарных лабораториях.

Одно из важнейших направлений деятельности ГПС – осуществление пожарного надзора. Государственный пожарный надзор проводит мероприятия по контролю за пожарной безопасностью и выполнению противопожарных мероприятий.

Муниципальная пожарная охрана. В систему муниципальной пожарной охраны входят:

· подразделения муниципальной пожарной охраны, созданные для тушения пожаров в городских и сельских поселениях муниципального образования;

· объектовые подразделения муниципальной пожарной охраны, организованные в целях осуществления профилактики пожаров и (или) их тушения.

Среди основных целей и задач муниципальной пожарной охраны:

· организация и осуществление в поселениях муниципального образования профилактики пожаров, тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;

· спасение людей и имущества;

· участие в тушении пожаров на объектах, в городских и сельских поселениях других муниципальных образований.

Ведомственная пожарная охрана. Федеральные органы исполнительной власти, организации в целях обеспечения пожарной безопасности могут создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны. Порядок организации, реорганизации, ликвидации органов управления и подразделений ведомственной пожарной охраны, условия осуществления их деятельности, несения службы личным составом определяются соответствующими положениями, согласованными с Государственной противопожарной службой.

Частная пожарная охрана. Частная пожарная охрана создается в населенных пунктах и организациях. Подразделения частной пожарной охраны оказывают услуги в области пожарной безопасности на основе заключенных договоров. Деятельность подразделений частной пожарной охраны осуществляется на основании разрешения (лицензии), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Добровольная пожарная охрана

Добровольная пожарная охрана – совокупность сил и средств общественных объединений пожарной охраны, созданных по инициативе граждан и (или) юридических лиц для участия на добровольной основе в деятельности по предупреждению и (или) тушению пожаров. Подразделения добровольной пожарной охраны создаются в первую очередь в населенных пунктах, в которых отсутствуют другие виды пожарной охраны.

3.2. Пожарная профилактика и пожарная защита на объектах: основные положения

Приступая к изучению, оценке и прогнозированию пожарной обстановки, необходимо, прежде всего, уяснить, что пожарная безопасность на любом объекте обеспечивается в соответствии с требованиями действующего законодательства, Правилами по­жарной безопасности в Российской Федерации ППБ-01-03, стандар­тами, нормами, правилами и инструкциями, введенными в дейст­вие в установленном порядке.

Основным условием пожарной безопасности является исклю­чение контакта источника зажигания с горючей средой, т.е. вы­полнение системы предотвращения пожара (рис. 1). Отсюда вытекает важнейшая задача пожарной профилактики – тщательный анализ имеющихся на производстве источников зажигания и горючей среды, разработка комплекса организационно-технических меро­приятий по исключению взаимодействия этих составляющих пожара.

Второе условие обеспечения пожарной безопасности направ­лено на обеспечение предприятия или объекта надежной системой противопожарной защиты, в особенности, если источники зажига­ния и горючая среда постоянно присутствуют по условиям техно­логического процесса.

Система противопожарной защиты включает конструктивные, технические и собственно пожарно-технические защитные меро­приятия (первичные средства пожаротушения, пожарную сигнали­зацию и пожаротушение). На реализацию этих систем направлены требования всех нормативных документов, регламентирующих пожарную безопасность.

Пожарно-техническое обследование (ПТО) проводится в рамках аудита (оценки и прогнозирования) пожарной безопасности объекта и заключается в определении источников зажигания и горючих веществ (материа­лов) на рабочих местах и разработке соответствующих противо­пожарных мероприятий, направленных на исключение (устране­ние) опасных проявлений источников зажигания и исключение горючих веществ и материалов из системы «источник зажигания – горючее вещество». При проведении ПТО необходимо определять возможные пути распространения огня при пожаре, моделировать последствия возникновения пожара в помещениях с целью уточ­нения действий работающих при пожаре и разработки первооче­редных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности персонала (в том числе устройство противопожарных преград, систем автоматической пожарной сигнализации и пожаротушения, систем раннего обнаружения и оповещения и т.д.).

Состояние и содержание зданий, сооружений и помещений должно соответствовать требованиям норм строительного проек­тирования СНиП 21-01. В зданиях должны быть предусмотрены конструктивные, объемно-планировочные и инженерно-технические решения, обеспечивающие в случае пожара: возможность эвакуа­ции и спасения людей, возможность доступа личного состава по­жарных подразделений и подачи средств пожаротушения к очагу пожара, нераспространение пожара на рядом расположенные зда­ния, в том числе при обрушении горящего здания или сооружения.

Предотвращение распространения пожара достигается меро­приятиями, ограничивающими площадь, интенсивность и продол­жительность горения: конструктивными и объемно-планировоч­ными решениями, ограничением пожарной опасности строитель­ных материалов, снижением технологической взрывопожарной и пожарной опасности помещений и сооружений, наличием первич­ных средств пожаротушения, систем сигнализации и оповещения.

Особое внимание при оценке и прогнозировании пожарной обстановки должно быть уделено зданиям, помещениям и соору­жениям, отнесенным к категориям взрывопожароопасным (кате­гории А и Б) и пожароопасным (категории В1-В4) в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.004-91, ГОСТ 12.1.044-89, НПБ 110-03.

При анализе и прогнозировании пожарной опасности зданий и сооружений могут быть использованы расчетные сценарии, осно­ванные на соответствии временных параметров развития и распро­странения опасных факторов пожара, процесса эвакуации персо­нала и боевых действий пожарных подразделений и расчетов по борьбе с пожаром.

       
   
Общие задачи: · предотвращение пожаров и загораний; · локализация возникших пожаров; · защита людей и материальных ценностей; · тушение пожаров.

Предотвращение пожаров (пожарная профилактика) Пожарная профилактика – комплекс мероприятий, направленных на предупреждение пожаров и создание условий для предотвращения ущерба от них. Достигается исключением образования горючей среды и источников зажигания, а также поддержанием параметров среды в пределах, исключающих горение.
  1. Разработка и внедрение пожарных норм и правил, контроль за их соблюдением.
  2. Ведение конструирования и проектирования с учётом пожарной безопасности создаваемых объектов.
· соответствующее исполнение, применение и режим эксплуатации машин и механизмов; · молниезащита зданий и сооружений; · ликвидация условий для самовозгорания.
  1. Содержание в готовности противопожарных и других средств, их совершенствование.
  2. Регулярное проведение пожарно-технических обследований объектов.
  3. Пропаганда пожарно-технических знаний среди населения.
Пожарная защита Пожарная защита – совокупность организационных мероприятий и технических средств, направленных на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара и ограничение материального ущерба от него.
  1. Применение негорючих и трудно горючих веществ и материалов.
  2. Ограничение количества горючих веществ.
  3. Ограничение распространения (локализация пожара).
  4. Применение средств пожаротушения.
  5. Регламентация пределов огнестойкости.
  6. Создание условий для эвакуации людей.
  7. Применение пожарной сигнализации, систем.

Рис.1.Обеспечение пожарной безопасности

Важное значение в выявлении, прогнозировании и оценке пожарной обстановки имеют мероприятия, проводимые по пре­дотвращению лесных и торфяных пожаров. Для организации за­щиты лесов и торфяных массивов разрабатываются прогнозы по­жарной обстановки на весенне-летний и осенний периоды. Данные прогноза систематически уточняются и дополняются и служат основой для проведения комплекса защитных мероприятий. Ис­ходными данными для прогноза служат: сведения о наличии го­рючих материалов и их свойствах, сведения о метеоусловиях, о характере местности, наличии источников воды и т.д. Основными факторами, влияющими на интенсивность распространения пожа­ров, является влажность воздуха и скорость ветра. Данные оценки пожарной обстановки служат основанием для проведения профилактических противопожарных мероприятий, основными из которых являются: строительство водоемов, создание противопожарных барьеров в наиболее опасных участках, поддержание в установленном порядке защитных полос и противопожарных разрезов, устройство дорог противопожарного значения, подготовка средств связи и технических средств тушения пожаров.

Меры по соблюдению требований противопожарной безопас­ности и противопожарного режима на объекте должны осуществ­ляться постоянно.

В гражданских заданиях предусматриваются противопожарные меры, связанные с системами отопления, электроснабжением, газовыми и керосиновыми приборами.

На складах, базах и магазинах включает соблюдение противопожарных разрывов между зданиями при их строительстве, создание внутреннего противопожарного водопровода, оборудование пожарной сигнализацией, разделение больших складских помещений противопожарными стенами, раздельное хранение легковоспламеняющихся и горючих веществ, запрет на печное и газовое отопление и др.

На промышленных объектах организуется в соответствии с категорией пожарной опасности технологических процессов, а также на основе общих требований ко всем объектам:

· исполнение объекта в степени огнестойкости соответствующей категории пожарной опасности объекта;

· устройство противопожарных разрывов между зданиями;

· отделение складов с легковоспламеняющимися материалами и горючими материалами от основной территории.

На пожароопасных производствах должны быть предусмотрены:

· внутренний противопожарный водопровод;

· спринклерные и дренчерные установки;

· пожарная сигнализация;

· самозапирающиеся клапанные краны, противоразрывные мембраны, замена сгораемых перекрытий на несгораемые;

· электрооборудование устанавливается в пылевлагонепроницаемом исполнении;

· систематизация хранения горючих материалов;

· бумерные склады для исключения накопления горючих материалов и отходов на рабочих местах;

· отделение особо опасных технологических участков противопожарными стенами;

· содержание в чистоте и исправности путей эвакуации;

· строгий противопожарный режим.

На сельскохозяйственных предприятиях пожарная профилактика осуществляется в процессе планировки и застройки населенных мест и в процессе производства. Проводятся следующие меры профилактики:

· обработка сгораемых конструкций огнезащитными составами;

· создание запасов огнетушителей, воды в бочках, песка и др., первичных средств пожаротушения:

· разделение зерновых складов противопожарными стенами на отсеки;

· молниезащита;

· электрические сети прокладываются в стальных трубах или на изоляторах в разбежку;

· на фермах запрещается перегрузка помещений кормами, кормокухни отделяются от помещений, в которых содержится скот;

· противопожарная подготовка уборочной техники.

Меры по предотвращению взрывов направлены на исключение их инициирования за счет огня, искры, нагрева, удара, превышение нормального давления в емкости и т.д.

Во всех взрывоопасных производствах промышленные объекты оборудуются в противопожарном отношении. Обеспечивается исключение искрообразования, запрещается проводить огнеопасные работы, пользоваться электронагревательными приборами, работникам иметь спички и зажигалки. Все технологическое оборудование заземляется.

В помещениях, особенно с разного рода заглублениями, с помощью газоанализаторов осуществляется контроль воздушной среды с целью своевременного выявления взрывоопасных концентраций газовоздушных смесей. Работы поводятся при действующей приточной и вытяжной вентиляции.

На технологическом оборудовании устанавливаются различные предохранительные устройства – предохранительные клапаны, запорные приспособления, прерыватель потока, отсекатели, гидравлические затворы.

3.3. Организационно–технические мероприятия по обеспечению пожарной безопасности на объектах

ГОСТ 12.1.004-91. «Пожарная безопасность. Общие требования» регламентирует организационно-технические мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, которые включают:

организацию пожарной охраны, организацию ведомственных служб пожарной безопасности в соответствии с законодательством и решением местных органов самоуправления;

паспортизацию веществ, материалов, изделий, технологиче­ских процессов, зданий и сооружений объектов в части обеспечения пожарной безопасности;

привлечение общественности к вопросам обеспечения пожарной безопасности;

организацию обучения работающих правилам пожарной безопасности на производстве, а населения – в порядке, установленном правилами пожарной безопасности для соответствующих объектов и пребывания людей;

разработку и реализацию норм и правил пожарной безопасности, инструкций о порядке обращения с пожароопасными веществами и материалами, о соблюдении противопожарного режима и действиях людей при возникновении пожара;

изготовление и применение средств наглядной агитации по обеспечению пожарной безопасности;

порядок хранения веществ и материалов, тушение которых недопустимо одними и теми же средствами, в зависимости от их физико-химических и пожароопасных свойств;

нормирование численности людей на объекте по условиям безопасности при пожаре;

разработку мероприятий по действиям администрации, рабо­чих, служащих и населения на случай возникновения пожара и организацию эвакуации людей.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Дата добавления: 2016-02-24; просмотров: 9046; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

helpiks.org

Пожарная охрана ее виды и задачи

Наказ о градском благочинии

Первым документом, устанавливающим и регулирующим порядок деятельности по  борьбе с постоянными пожарами, был «Наказ о Градском благочинии» от апреля 1649. Именно эта дата считается годом «рождения» Пожарной охраны.

Царь Алексей Михайлович заложил в наказ основные принципы деятельности пожарной охраны, которые остаются актуальными до сих пор.

  1. Наличие штатного состава, который получал вознаграждение
  2. Осуществляются постоянные профилактические объезды по городу. Позже такие поездки получили название дежурство.
  3. Созданы водоливные трубы, которые с успехом начинают использовать при тушении возгораний
  4. Объезжие получают право определять наказание для горожан, нарушивших установленные правила противопожарной безопасности.

Данная служба оправдала свое появление. Штатные составы огнеборцев начинают появляться почти во всех городах российского государства.

Совершенствование пожарно – сторожевой охраны продолжил Петр I. Он создает первую противопожарную охрану, состоящую из профессионалов. Для нее начинает возводиться при Адмиралтействе первое депо. Осуществляется закупка специальных пожарных насосов из кожи, имевших медные брандспойты.

Расширение строительства пожарных депо и их планомерное размещение по территории России начинается при царствовании Николая I. В этом период возводится русская достопримечательность того времени – пожарная башня для наблюдения, получившая тюркское название каланча. Она имела сигнальный флагшток. Она стала наиболее высоким местом, с которого открывался вид не только на окраины города, но и на ближайшие поселения.

Приход XIX в. ознаменовался строительством завода по изготовлению противопожарного оборудования, в главных городах – Москве и Санкт-Петербурге. В 1904 г. сходит с завода первый автомобиль, предназначений для тушения огня.

 Определение «Пожарная охрана» и больше информации в отдельном материале: 

Пожарная охрана

Основные виды

Учения ведомственной пожарной охраны

На сегодняшний день на территории России официально существуют и действуют следующие виды пожарной охраны:

  1. Государственная;
  2. Муниципальная;
  3. Ведомственная;
  4. Частная;
  5. Добровольная.
Специальная пожарная охраны России

В Государственную противопожарную службу входят федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов Российской Федерации.

Основными задачами Государственной противопожарной службы являются:

  • организация разработки и реализация государственных мер, направленных на предотвращение пожаров, повышение эффективности противопожарной защиты населенных пунктов и предприятий, организаций, учреждений;
  • организация и осуществление государственного пожарного надзора;
  • тушение пожаров и проведение связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ в населенных пунктах и на объектах;
  • профессиональная подготовка кадров для противопожарных аварийно-спасательных работ.

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области пожарной безопасности проводятся: во Всероссийском научно-исследовательском институте противопожарной обороны (ВНИИПО), ведомственных учебных заведениях МЧС.

Муниципальной пожарной охраны, как самостоятельного вида не существовало до 2005 г. Она является дополнительным звеном ГПС и право на ее создание имеют органы местного самоуправления на территории муниципальных образований.

В систему муниципальной пожарной охраны входят:

  • подразделения муниципальной пожарной охраны, созданные для тушения пожаров в городских и сельских поселениях муниципального образования;
  • объектовые подразделения муниципальной пожарной охраны, организованные в целях осуществления профилактики пожаров и (или) их тушения.

Среди основных целей и задач муниципальной пожарной охраны:

  • организация и осуществление в поселениях муниципального образования профилактики пожаров, тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;
  • спасение людей и имущества;
  • участие в тушении пожаров на объектах, в городских и сельских поселениях других муниципальных образований.

В 1999 г. вступает в силу закон «О ведомственной охране», который регулирует создание и деятельность этого вида противопожарной службы. Существует четкий список федеральных органов, которые наделаны правом по созданию ведомственной пожарной охраны. В 2000 г. этот перечень включал 15 ведомств.

Федеральные органы исполнительной власти, организации в целях обеспечения пожарной безопасности могут создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны. Порядок организации, реорганизации, ликвидации органов управления и подразделений ведомственной пожарной охраны, условия осуществления их деятельности, несения службы личным составом определяются соответствующими положениями, согласованными с Государственной противопожарной службой.

Государственная и муниципальная являются основой противопожарной системы, но на какие виды подразделяется пожарная охрана еще? Это частная и добровольная службы, направленные на профилактику и борьбу с пожарами.

Частная пожарная охрана создается в населенных пунктах и организациях. Подразделения частной пожарной охраны оказывают услуги в области пожарной безопасности на основе заключенных договоров. Деятельность подразделений частной пожарной охраны осуществляется на основании разрешения (лицензии), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации. Частная ПС создается физическим лицом на его финансы. Как правило, цели и задачи формируются заказчиком. Однако осуществлять свою деятельность она может только при наличии лицензии, выдаваемой МЧС. Самой главной задачей, которая ставится перед частным видом противопожарной службы, является профилактика огнеопасных ситуаций. Она состоит в тесном контакте с добровольными пожарными дружинами. По состоянию на 2016 г. существует чуть более 600 таких противопожарных подразделений, действующих на частной основе.

Добровольные пожарные дружины

Добровольная пожарная охрана – совокупность сил и средств общественных объединений пожарной охраны, созданных по инициативе граждан и (или) юридических лиц для участия на добровольной основе в деятельности по предупреждению и (или) тушению пожаров. Подразделения добровольной пожарной охраны создаются в первую очередь в населенных пунктах, в которых отсутствуют другие виды пожарной охраны. Добровольная пожарная охрана организовывается на общественных началах обычными небезразличными гражданами. Занимается профилактическими мерами по предупреждению возгораний.

Вся пожарная охрана подразделяется на виды, которые созданы для обеспечения всестороннего и полного противопожарного контроля.

Основные задачи

Пожарная профилактика и ее задачи

Деятельность каждого вида пожарной охраны подчиняется 3 основным задачам (ст. 4 Федерального закона РФ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»):

  1. Организация и осуществление профилактики пожаров.
  2. Спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи.
  3. Организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

Все виды и задачи пожарной охраны взаимосвязаны. Развитие пожарной охраны не стоит на месте. С каждым годом оборудование и техника становится все современней, создаются новые штатные составы, а задачи выполняются более эффективно.

Огнеборцы России (фильм)

fireman.club

Виды пожарной охраны

Пожарная охрана — совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ.

Основными задачами пожарной охраны являются:

  • организация и осуществление профилактики пожаров;
  • cпасение людей и имущества при пожарах;
  • организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

Система пожарной охраны состоит из следующих видов:

  • Государственная противопожарная служба;
  • Муниципальная пожарная охрана;
  • Ведомственная пожарная охрана;
  • Частная пожарная охрана;
  • Добровольная пожарная охрана.

Муниципальные, ведомственные, частные и добровольные пожарные охраны создаются в целях содействия деятельности Государственной противопожарной службы по обеспечению пожарной безопасности, организации и проведения обучения населения мерам пожарной безопасности, пропаганды пожарно-технических знаний, конкурсов на противопожарную тематику (художественные, литературные и иные), в целях осуществления материально-технического обеспечения пожарной охраны.

На подразделения муниципальной, ведомственной и добровольной пожарной охраны возлагаются следующие основные задачи:

  • участие в предупреждении пожаров;
  • участие в тушении пожаров.

В соответствии с возложенными задачами подразделения муниципальной, ведомственной и добровольной пожарной охраны осуществляют следующие основные функции:

  • контроль за соблюдением требований пожарной безопасности в населенных пунктах (организациях);
  • участие в обучении детей дошкольного и школьного возраста, учащихся образовательных учреждений, работоспособного населения и пенсионеров мерам пожарной безопасности, а также в осуществлении их подготовки к действиям при возникновении пожара;
  • проведение противопожарной пропаганды;
  • профилактика пожаров;
  • участие в службе пожарной охраны;
  • спасение людей и имущества при пожарах, проведении аварийно-спасательных работ и оказание первой помощи пострадавшим при пожаре;
  • участие в тушении пожаров.

Муниципальная пожарная охрана — это система органов, сил и средств, создаваемых муниципальными образованиями во взаимодействии или в дополнение к государственной пожарной охране. Отметим, что до 2005 года такого вида пожарной охраны не существовало. Указанная охрана создается органами местного самоуправления как на уровне муниципальных районов, так и на уровне более мелких муниципальных образований — сельских округов, поселений, городов и т.д.

Федеральные органы исполнительной власти, организации в целях обеспечения пожарной безопасности могут создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны. При выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и безопасности людей на подведомственных организациях, ведомственная пожарная охрана имеет право приостановить полностью или частично работу организации (отдельного производства), производственного участка, агрегата, эксплуатацию здания, сооружения, помещения, проведение отдельных видов работ.

Добровольная пожарная охрана — форма участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности. Подразделения добровольной пожарной охраны комплектуются добровольными пожарными, а именно гражданами, непосредственно участвующими на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров. Частная пожарная охрана создается в населенных пунктах и организациях. Создание, реорганизация и ликвидация подразделений частной пожарной охраны осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Нормативы численности и технической оснащенности частной пожарной охраны устанавливаются ее собственником самостоятельно. Подразделения частной пожарной охраны оказывают услуги в области пожарной безопасности на основе заключенных договоров.

primtrud.ru

Статья 12. Ведомственная пожарная охрана / КонсультантПлюс

Федеральные органы исполнительной власти, организации в целях обеспечения пожарной безопасности могут создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Порядок организации, реорганизации, ликвидации органов управления и подразделений ведомственной пожарной охраны, условия осуществления их деятельности, несения службы личным составом определяются соответствующими положениями, согласованными с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 234-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

При выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и безопасности людей на подведомственных организациях, ведомственная пожарная охрана имеет право приостановить полностью или частично работу организации (отдельного производства), производственного участка, агрегата, эксплуатацию здания, сооружения, помещения, проведение отдельных видов работ.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Контроль за обеспечением пожарной безопасности при эксплуатации воздушных, морских, речных и железнодорожных транспортных средств, а также плавающих морских и речных средств и сооружений осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Контроль за обеспечением пожарной безопасности дипломатических и консульских учреждений Российской Федерации, а также представительств Российской Федерации за рубежом осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Открыть полный текст документа

www.consultant.ru

Организация пожарной охраны в Российской Федерации

Учебные вопросы:

  1. Пожарная охрана Российской Федерации. Структура Федеральной противопожарной службы. Другие виды пожарной охраны в РФ.
  2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
  3. Нормативно-правовое регулирование и управление в области пожарной безопасности.

Пожарная охрана Российской Федерации. Структура Федеральной противопожарной службы. Другие виды пожарной охраны в РФ.

Основные термины и определения

Пожар – неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Пожарная безопасность – состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Пожарная опасность объекта защиты – состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара;

Пожарная безопасность объекта защиты – состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара;

Пожарное депо – объект пожарной охраны, в котором расположены помещения для хранения пожарной техники и ее технического обслуживания, служебные помещения для размещения личного состава, помещение для приема извещений о пожаре, технические и вспомогательные помещения, необходимые для выполнения задач, возложенных на пожарную охрану;

Эвакуация – процесс организованного самостоятельного движения людей непосредственно наружу или в безопасную зону из помещений, в которых имеется возможность воздействия на людей опасных факторов пожара.

Эвакуационный выход – выход, ведущий на путь эвакуации, непосредственно наружу или в безопасную зону;

Эвакуационный путь (путь эвакуации) – путь движения и (или) перемещения людей, ведущий непосредственно наружу или в безопасную зону, удовлетворяющий требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре;

Техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой:

–  установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации;

– правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности;

– правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Система обеспечения пожарной безопасности – совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются:

  • органы государственной власти,
  • органы местного самоуправления,
  • организации,
  • граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации

Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности:

  • нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;
  • создание пожарной охраны и организация ее деятельности;
  • разработка и осуществление мер пожарной безопасности;
  • реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;
  • проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;
  • содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;
  • научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;
  • информационное обеспечение в области пожарной безопасности;
  • осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;
  • производство пожарно-технической продукции;
  • выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;
  • лицензирование деятельности в области пожарной безопасности (далее – лицензирование) и подтверждение соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности (далее – подтверждение соответствия);
  • тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;
  • учет пожаров и их последствий;
  • установление особого противопожарного режима.

Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя:

– систему предотвращения пожара,

– систему противопожарной защиты,

– комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.

Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.

Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.

Организационная структура ФПС

В соответствии со ст. 4 Федерального закона №69 “О пожарной безопасности” пожарная охрана подразделяется на следующие виды:

– государственная противопожарная служба;

– муниципальная пожарная охрана;

– ведомственная пожарная охрана;

– частная пожарная охрана;

– добровольная пожарная охрана.

Основными задачами пожарной охраны являются:

– организация и осуществление профилактики пожаров;

– спасение людей и имущества при пожарах;

– организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

К действиям по предупреждению, ликвидации социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков пожарная охрана не привлекается.

Государственная противопожарная служба

Государственная противопожарная служба является основным видом пожарной охраны и с 1 января 2002 года входит в состав Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) в качестве единой самостоятельной оперативной службы. На этот государственный орган возложены основные функции предупреждения и тушения пожаров в стране. Комплектуется противопожарная служба специалистами, имеющими соответствующую квалификацию и подготовку, из расчета 1 единица личного состава на 650 человек населения.

В Государственную противопожарную службу входят:

– федеральная противопожарная служба;

– противопожарная служба субъектов Российской Федерации.

Федеральная противопожарная служба включает в себя:

– структурные подразделения центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, осуществляющие управление и координацию деятельности федеральной противопожарной службы;

–  структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, – региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации;

–  органы государственного пожарного надзора;

–  пожарно-технические, научно-исследовательские и образовательные учреждения;

–  подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях обеспечения профилактики пожаров и (или) их тушения в организациях (объектовые подразделения);

–  подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения)

–  подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в населенных пунктах (территориальные подразделения).

На Государственную противопожарную службу, помимо предупреждения и тушения пожаров возложены задачи:

– организации разработки и осуществления государственных мер в области пожарной безопасности;

– нормативное регулирование в области пожарной безопасности;

– разработка и осуществление единой научно-технический политики в области пожарной безопасности;

– подготовка кадров для пожарной охраны; лицензирование различных видов деятельности в области пожарной безопасности, а также согласование других видов деятельности организаций и отдельных граждан на предмет получения лицензий;

– производит работы по сертификации продукции в области пожарной безопасности.

Муниципальная пожарная охрана

Муниципальная пожарная охрана создается органами местного самоуправления на территории муниципальных образований.

Цель, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления.

Ведомственная пожарная охрана

Федеральные органы исполнительной власти, организации в целях обеспечения пожарной безопасности могут создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны.

Порядок организации, реорганизации, ликвидации органов управления и подразделений ведомственной пожарной охраны, условия осуществления их деятельности, несения службы личным составом определяются соответствующими положениями, согласованными с Государственной противопожарной службой.

Частная пожарная охрана

Частная пожарная охрана создается в населенных пунктах и организациях.

Создание, реорганизация и ликвидация подразделений частной пожарной охраны осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Нормативы численности и технической оснащенности частной пожарной охраны устанавливаются ее собственником самостоятельно.

Подразделения частной пожарной охраны оказывают услуги в области пожарной безопасности на основе заключенных договоров.

Добровольная пожарная охрана

Добровольная пожарная охрана – форма участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности.

Добровольный пожарный – гражданин, непосредственно участвующий на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров.

Участие в добровольной пожарной охране является формой социально значимых работ, устанавливаемых органами местного самоуправления поселений и городских округов.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. История создания

27 декабря 1990 г. Правительство Российской Федерации образовало Российский корпус спасателей на правах Государственного комитета РСФСР. Позже этот день было решено считать днем создания Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Кроме того, в 1995 г. Указом Президента Российской Федерации 27 декабря был объявлен Днем спасателя Российской Федерации.

МЧС России с 1994 года претерпело ряд реорганизаций. Последнее Положение о МЧС России утверждено указом Президента РФ от 11 июля 2004 года №868 и 21.10.2005г. в Положение были внесены изменения в соответствии с указом Президента РФ №1228.

Основными задачами МЧС России являются:

1) выработка и реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах в пределах компетенции МЧС России;

2) организация подготовки и утверждения в установленном порядке проектов нормативных правовых актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

3) осуществление управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также управление деятельностью федеральных органов исполнительной власти в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

4) осуществление нормативного регулирования в целях предупреждения, прогнозирования и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также осуществление специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России;

5) осуществление деятельности по организации и ведению гражданской обороны, экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах, а также осуществление мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за пределами Российской Федерации.

В регионах МЧС России представляют региональные центры (РЦ) по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (8 Центров): Центральный, Северо-Западный, Южный, Северо-Кавказский, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный, (ГУ МЧС России по г.Москве). РЦ имеют достаточные полномочия и самостоятельность в работе. Их основное предназначение – координация деятельности территориальных органов исполнительной власти, и организация их взаимодействия при работах по предупреждению и ликвидации ЧС. РЦ осуществляют свои полномочия через федеральные территориальные органы, специально уполномоченные на решение задач в области ГО и ЧС – главные управления МЧС России по субъекту РФ. Перечень территориальных органов, типовое положение и их наименования установлены Приказом МЧС России №372 от 6.08.2004 г. «Об утверждении положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – органе, специально уполномоченном решать задачи по предупреждению и ликвидации ЧС по субъекту Российской Федерации».

Постановление Правительства РФ от 30.12.2003г. №794 «О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”.

Единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

Функциональные подсистемы единой системы создаются федеральными органами исполнительной власти согласно приложению для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов.

Организация, состав сил и средств функциональных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями федеральных органов исполнительной власти по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Территориальные подсистемы единой системы создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.

Организация, состав сил и средств территориальных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

На каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Органами повседневного управления единой системы являются;

  • центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;
  • центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;
  • центры управления в кризисных ситуациях главных управлений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
  • единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;
  • дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).

Размещение органов управления единой системы в зависимости от обстановки осуществляется на стационарных или подвижных пунктах управления, оснащаемых техническими средствами управления, средствами связи, оповещения и жизнеобеспечения, поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.

Нормативно-правовое регулирование и управление в области пожарной безопасности

Нормативное регулирование в области пожарной безопасности – установление уполномоченными государственными органами в нормативных документах обязательных для исполнения требований пожарной безопасности.

К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Субъекты Российской Федерации вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции нормативные документы по пожарной безопасности, не снижающие требований пожарной безопасности, установленных федеральными нормативными документами.

Порядок согласования отступлений от требований пожарной безопасности, а также не установленные нормативными документами дополнительные требования пожарной безопасности устанавливает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности.

Нормативные документы по пожарной безопасности подлежат регистрации и официальному опубликованию в установленном порядке.

Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, путем принятия соответствующего технического регламента.

Документальный фильм о работе пожарных и спасателей

fireman.club


Смотрите также

Содержание, карта сайта.