Изменения в пожарных нормах с сентября 2017


Изменения в ППР, вступающие в силу 26 сентября 2017 года

Рекомендуем внимательно изучить данные изменения в ППР. Некоторые из них весьма существенные.

С 26 сентября 2017 года в силу вступают изменение в ППР 390, утвержденные Постановлением Правительства 974 от 20.09.2016.

1. Уточнены критерии объектов с ночным пребыванием людей (в части необходимости организации круглосуточного дежурства персонала) — п.8;

2. Уточнено необходимое количество средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения для объектов с ночным пребыванием людей — п.9;

3. Переработаны (и конкретизированы) требования к зданиям для летнего отдыха детей (в т.ч. удалено требование о необходимости выполнения двух эвакуационных выходов в помещениях) — п.10;

4. Переработаны требования по проверке качества огнезащитной обработки. Конкретизированы действия, выполняемые после окончания гарантированного срока огнезащитной эффективности — п.21;

5. Удалён запрет на выполнение встроенных помещений из листового металла в складах и производственных помещениях — п.23 (л);

6. Внесён запрет на изменение класса функциональной пожарной опасности зданий и помещений (без экспертизы проекта) — п.23 (о);

7. Переработан п.35 по устройству запоров на дверях эвакуационных выходов, в который добавлена оговорка «за исключением случаев, устанавливаемых законодательством РФ»;

8. Требованияпо безопасному устройству транспарантов и баннеров, размещаемых на фасадах зданий, перенесены в общий раздел Правил, а также несколько расширены в части обеспечения класса конструктивной пожарной опасности зданий, на которых они размещаются — п.40 (1);

9. Возвращён и актуализирован запрет на «жучки» — запрещены «несертифицированные аппараты защиты электрических цепей» — п.42 (д);

10. Переработаны требования пожарной безопасности при эксплуатации газовых приборов — п.46;

11. В пункт по пожарным гидрантам добавлено требование по содержанию пожарных резервуаров в зимнее время (утепление, очистка и т.п.) — п.55;

12. Удалено требование о необходимости устройства пожарных шкафов «из негорючих материалов» — п.57;

13. Добавлены требования к содержанию водонапорных башен, приспособленных для забора воды пожарной техникой в любое время года — п.60 (1);

14. Из Правил удалено требование об обязательной проверке систем и установок пожарной безопасности не реже 1 раза в квартал — отныне периодичность проверки устанавливается техдокументацией заводов-изготовителей и (или) нацстандартов — п.61;

15. Из Правил удалён допуск на возможность использования внутренних радиотрансляционных сетей для передачи текстов оповещения и управления эвакуацией людей — п.66;

16. Возвращён запрет на устройство временных строений на расстоянии менее 15 метров от других зданий — п.74;

17. Места и порядок разведения костров, сжигания травы и т.п. на землях общего пользования должны быть установлены органами местного самоуправления. Вернулось ограничение на разведение костров не ближе 50 м от объектов защиты — п.74, п.77; 18. Увеличено х10 раз (до 1 км) расстояние до объектов, необходимое для запуска «небесных фонариков» и т.п. устройств — п.77;

19. Возвращено требование о необходимости устройства площадок (пирсов) с твердым покрытием (12 x 12 м) для установки пожарных автомобилей, при наличии на территории объекта или вблизи (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников — п.80;

20. В Правила возвращено требование о необходимости размещения планов эвакуации при пожаре в номерах гостиниц, общежитий и т.п. — п.89;

21. Переработано нормативно-потребное количество и комплектация первичных средств пожаротушения для объектов культурно-просветительных и зрелищных учреждений — п.114 (1);

22. Переработаны требования по реализации и хранению патронов, а также пиротехнических изделий на объектах торговли — п.132;

23. Удалён запрет на установку штепсельных розеток в помещениях складов — п.348;

24. Переработано нормативно-потребное количество и комплектация первичных средств пожаротушения для АЗС — п.457;

25. Добавлено требование о необходимости устройства у въездов на территорию гаражных кооперативов, садоводческих и дачных некоммерческих объединений граждан схемы с нанесенными на них въездами, подъездами, пожарными проездами и местонахождением источников противопожарного водоснабжения — п.492;

26. В целом переработан принцип обеспечения объектов защиты нормативно-потребным количеством огнетушителей (изменены приложения 1, 2 Правил).

На правовом сайте КонсультантПлюс размещены новый редакции с изменениями 2017 года.

Скачать документ с изменениями в ППР 2017 года

Источник: Форум 0-1.ru  www.0-1.ru/Discuss/?id=33276

takir.ru

100 изменений в правилах противопожарного режима

Мало кому из нас хотелось бы оказаться на месте героя романа «12 стульев» завхоза-заведующего Альхена, к которому так неожиданно пожаловал пожарный инспектор Остап Бендер. Если верить Ильфу и Петрову, то уже в 20 веке такой гость был одним из самых «дорогих» в любой организации. Однако, если в те времена Альхен смог «отделаться» червонцем, то в 2016 году приход пожарного инспектора грозил бы ему штрафом в размере от 150 000 до 400 000 рублей, а то и административным приостановлением деятельности на срок до 90 суток (статья 20.4 КоАП РФ).

Впрочем, Альхену явно повезло, что события романа развивались задолго до утверждения всевозможных норм пожарной безопасности, которые утверждены в России на сегодняшний день. Стоит только упомянуть о 100 новых изменениях, которые вносятся в и без того не маленькие Правила противопожарного режима, как цифра в 400 «сравнительно честных способов заработка денег», которую гордо называл «великий комбинатор» Остап Бендер, покажется не такой уж и впечатляющей.

Правила противопожарного режима: что нового?

Итак, 26 сентября 2017 года, Постановлением Правительства РФ от 20.09.2016 № 947 в Правила противопожарного режима (далее – ППР), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, вносится ровно 100 изменений.

К сожалению, сказать обо всех из них не позволяет ограниченный размер заметки, однако об основных изменениях, которые стоит иметь ввиду руководителям медицинских организаций, мы расскажем далее.

Все новое – это хорошо забытое старое

Прежде всего, хотелось бы напомнить, что согласно пункту 7 ППР в медицинских организациях руководителю следует побеспокоиться о наличии планов эвакуации людей при пожаре.

Данная норма не нова - эти требования и ранее вытекали из взаимосвязи пунктов 5 и 7, однако в новой редакции пункт 5 будет упразднен, а пункт 7 в наследство от него получит новую формулировку. Так, планы эвакуации будут обязательны «в здании или сооружении, кроме жилых домов, в котором может одновременно находиться 50 и более человек, то есть на объекте с массовым пребыванием людей».

Помимо этого, как и ранее, согласно пункту 9 ППР руководителю медицинской организации с ночным пребыванием людей следует вооружать дежурных средствами индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения. Новое в этом пункте лишь то, что теперь законодательно утверждено количество средств защиты, которое не должно быть менее 1 средства на 1 дежурного, что в действующей редакции ППР не конкретизировано.

Изменения в части осуществления проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки)

Серьезные изменения коснулись пункта 21 ППР, в котором среди прочих требований ранее руководителю организации предписывалось обеспечивать устранение повреждений толстослойных напыляемых составов, огнезащитных обмазок, штукатурки, облицовки плитными, листовыми и другими огнезащитными материалами, в том числе на каркасе и так далее…

В новой редакции эта норма будет звучать значительно понятнее, проще и лаконичнее, ведь от руководителя будет требоваться «устранение повреждений средств огнезащиты для строительных конструкций, инженерного оборудования зданий и сооружений».

Остальные требования пункта 21 ППР об обязанности руководителя осуществлять проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией изготовителя и составлять акт (протокол) проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки) остались без изменений, за исключением формальной правки о том, что с сентября следующего года можно будет составлять или протокол, или акт.

Остались прежними и сроки проведения проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки) при отсутствии в инструкции таких сроков – как и ранее, проверка должна проводиться не реже 1 раза в год. Однако в новой редакции будет уточнено, что в случае окончания гарантированного срока огнезащитной эффективности руководитель организации обеспечивает проведение повторной обработки конструкций и инженерного оборудования.

Новые запреты

Конечно, Остап Бендер вряд ли придет под видом пожарного инспектора в медицинскую организацию, но побеспокоиться о размещении стульев, а также иной мебели, оборудования и других предметов руководителям все же следует, поскольку их будет запрещено размещать на подходах к пожарным кранам внутреннего противопожарного водопровода и первичным средствам пожаротушения, а также у дверей эвакуационных выходов. Это требование будет добавлено в подпункт «ж» пункта 23 ППР, которым на данный момент пока запрещено лишь загромождать люки на балконах и лоджиях, переходы в смежные секции и выходы на наружные эвакуационные лестницы, демонтировать межбалконные лестницы, заваривать и загромождать люки на балконах и лоджиях квартир.

Если же среди руководителей организаций были те, кто хранил пожаровзрывоопасные вещества и материалы под свайным пространством зданий, то им придется искать для таких предметов другое место, поскольку в новой редакции ППР это запрещено подпунктом «а» пункта 23 ППР. Стоит только добавить, что этим местом точно не может быть чердак, подвал и цокольный этаж (кроме случаев, предусмотренных нормативными документами по пожарной безопасности в сфере технического регулирования). Что касается горючих материалов, то их будет нельзя размещать или эксплуатировать в лифтовых холлах (подпункт «в» пункта 23 ППР).

Помимо внесения точечных корректировок в уже существующие подпункты пункта 23 ППР, законодатель также:

  1. Упразднил подпункты:
    • «г», согласно которому запрещалось устраивать в подвалах и цокольных этажах мастерские, а также размещать иные хозяйственные помещения, размещение которых не допускается нормативными документами по пожарной безопасности, если нет самостоятельного выхода или выход из них не изолирован противопожарными преградами от общих лестничных клеток
    • «е», согласно которому запрещалось производить изменение объемно-планировочных решений и размещение инженерных коммуникаций и оборудования, в результате которых ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим системам обеспечения пожарной безопасности или уменьшается зона действия автоматических систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, стационарной автоматической установки пожаротушения, системы дымоудаления, системы оповещения и управления эвакуацией)
  2. Добавил подпункт «о», который не разрешает изменять (без проведения в установленном законодательством РФ градостроительной деятельности и законодательством РФ о пожарной безопасности порядке экспертизы проектной документации) предусмотренный документацией класс функциональной пожарной опасности зданий(сооружения, пожарные отсеки и части зданий, сооружений - помещения или группы помещений, функционально связанные между собой).

Эвакуационное освещение

В новой редакции ППР будут внесены изменения и в абзац 2 пункта 43 ППР. Так, с 26 сентября следующего года эвакуационное освещение должно будет находиться или в круглосуточном режиме работы, или включаться автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения. На данный момент такой альтернативы не предусмотрено и руководителям предписывается лишь обеспечить автоматическое включение эвакуационного освещения при выключении рабочего освещения.

Установки противопожарной защиты

Напомним, что на данный момент от руководителей медицинских организаций абзацем 1 пункта 61 ППР требуется обеспечивать исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта. В новой формулировке данной нормы средства противопожарной защиты заменяются на установки противопожарной защиты.

При этом, если ранее для обеспечения исправности систем и средств противопожарной защиты было необходимо организовывать проведение их проверки не реже 1 раза в квартал, то теперь при установлении периодичности проверки систем и установок противопожарной защиты необходимо ориентироваться на инструкции технических средств завода-изготовителя, а также национальные и (или) международные стандарты.

Дополнительные заботы

Хотелось бы отметить и то, что ППР были дополнены положением, согласно которому руководитель организации должен будет обеспечивать исправное состояние механизмов для самозакрывания противопожарных дверей (п. 37(1) ППР).

Помимо противопожарных дверей, пожарный надзор также добрался и до транспарантов и баннеров, размещаемых на фасадах зданий и сооружений. Однако, если Роскомнадзор интересуют то, что на них написано, то пожарный инспектор будет следить, чтобы материал транспарантов и баннеров был выполнен из негорючих или трудногорючих материалов. При этом, их размещение не должно ограничивать проветривание лестничных клеток, а также других специально предусмотренных проемов в фасадах зданий и сооружений от дыма и продуктов горения при пожаре. Также отмечается, что транспаранты и баннеры должны соответствовать требованиям пожарной безопасности, предъявляемым к облицовке внешних поверхностей наружных стен (пункт 40(1) ППР).

Кроме всего прочего, в новой редакции ППР также не допускается и прокладка в пространстве воздушного зазора навесных фасадных систем открытым способом электрических кабелей и проводов (пункт 40(1) ППР).

Некоторые изменения были внесены и в нормы обеспечения огнетушителями и объектов защиты в зависимости от их категорий по пожарной и взрывопожарной опасности и класса пожара (за исключением автозаправочных станций) (Приложение № 1 к ППР), а также нормы оснащения помещений передвижными огнетушителями (за исключением автозаправочных станций) (Приложение № 2 к ППР).

Немного о системе обеспечения пожарной безопасности и пожарном надзоре

В заключение отметим, что для того, чтобы обезопасить свою организацию от санкций пожарного инспектора или, что еще хуже, риска возникновения пожара, соблюдения одних лишь ППР недостаточно.

Обеспечение пожарной безопасности можно условно поделить на два базовых уровня:

  • I. Выполнение требований пожарной безопасности, установленных техническим регламентом (утверждены Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ (далее - ФЗ № 123));
  • II. Соблюдение ППР.

Кроме того, первый уровень включает в себя два дополнительных подуровня. Так, согласно ФЗ № 123 пожарная безопасность организации считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий (статья 6):

  1. В полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – ФЗ № 184), и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных ФЗ № 123;
  2. В полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с ФЗ № 184, и нормативными документами по пожарной безопасности.

Как мы видим, каждое из этих условий предусматривает выполнение в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с ФЗ № 184, которым как раз и является ФЗ № 123. Различаются эти условия лишь по второй составляющей:

  • либо пожарный риск не превышает допустимых значений (статьи 79 и 93 ФЗ № 123), установленных техническим регламентом;
  • либо в полном объеме выполнены требования нормативных документов по пожарной безопасности.

Для проведения расчетов по оценке пожарного риска используются специальные правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 № 272.

В случае, если организация решит пойти по второму пути, ей необходимо выполнить все требования нормативных документов по пожарной безопасности (часть 3 статьи 6 ФЗ № 123). Расчет пожарного риска в этом случае не требуется. Перечень таких нормативных документов по пожарной безопасности установлен Приказом Росстандарта от 16.04.2014 № 474.

Напоследок хотелось бы обратить внимание наших читателей, что с 3 сентября 2016 года федеральный государственный пожарный надзор отнесен к виду государственного контроля (надзора), применяющего риск - ориентированный подход (метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности) на основании Постановления Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 «О применении риск – ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ»). Подробнее Вы можете прочесть в нашей статье «Федеральный государственный пожарный надзор с применением риск-ориентированного подхода».

www.kormed.ru

С 26 сентября 2017 года вступают изменения в Постановлении «О противопожарном режиме»

Теперь работодатель должен утверждать инструкции о мерах пожарной безопасности в отношении каждого объекта защиты, в том числе и в отношении помещений категории А и Б.

По новым правилам можно не создавать пожарно-техническую комиссию по предупреждению пожаров на производственных и складских объектах, на которых может одновременно находиться 50 и более человек, но при этом планы эвакуации должны быть вывешены в обязательном порядке.

Еще одно упрощение коснулось организации круглосуточного дежурства обслуживающего персонала на производственных и складских объектах и объектах с персоналом, который занимается круглосуточной охраной. Отныне такое дежурство не является обязательным.

Также в изменениях прописано количество СИЗОД: не менее одной штуки на каждого дежурного, остающегося в ночное время на производстве. 

Работодатель обязан сам проводить проверку состояния огнезащитной обработки для строительных конструкций, инженерного оборудования зданий и сооружений в соответствии с инструкцией изготовителя. При этом составляется акт(протокол) проверки ее состояния. Если по инструкции завода-изготовителя прохоеш гарантийный огнезащитной эффективности, нужно провести повторную обработку конструкций и инженерного оборудования зданий и сооружений.

Очистка от снега и наледи (в зимнее время) наружных пожарных лестниц и ограждений на крышах зданий теперь является обязанностью работодателя, а не только служб ЖКХ. 

Размещаемые транспаранты и баннеры на зданиях должны быть изготовлены из негорючих и трудногорючих материалов (пункт 40).

Эвакуационное освещение должно иметь автономное питание.

Особые нововведения касаются автозаправочных станций.  

www.snta.ru

Вступают в силу изменения в Постановление Правительства №390 «О противопожарном режиме»

Основной документ для работы специалистов по пожарной безопасности вновь пересмотрели – с 26-го сентября вступают в силу очередные изменения. Расскажем о самых значимых из них. Внесено изменение в пункт 2 Постановления. Работодатель должен утверждать инструкции о мерах пожарной безопасности в отношении каждого объекта защиты, и если раньше это проводилось исключительно для пожаровзрывоопасных и пожароопасных помещений категории В1 производственного и складского назначения, то теперь тоже самое необходимо делать и в отношении помещений категории А и Б. Пункт 5 обновился в сторону упрощения – работодатель не обязан создавать пожарно-техническую комиссию по предупреждению пожаров на производственных и складских объектах, на которых может одновременно находиться 50 и более человек. Несколько повысились требования для планов эвакуации – соответствующие изменения коснулись 7 пункта Постановления – теперь необходимо вывешивать планы эвакуации в здании или сооружении, в котором может одновременно находиться 50 и более человек. Пункт 8 также изменился в сторону упрощения – работодатель не обязан организовывать круглосуточное дежурство обслуживающего персонала на производственных и складских объектах и объектах с персоналом, который занимается круглосуточной охраной. Пункт 9 – работодатель должен обеспечить наличие СИЗОД, в размере не менее одной штуки, для каждого дежурного, остающегося в ночное время на производстве. Достаточно интересен для осмысления пункт 21. «Руководитель организации должен провести проверку состояния огнезащитной обработки для строительных конструкций, инженерного оборудования зданий и сооружений в соответствии с инструкцией изготовителя, составить акт (протокол) проверки ее состояния». Когда гарантированный срок огнезащитной эффективности завода-изготовителя заканчивается, руководитель организации обязан провести повторную обработку конструкций и инженерного оборудования зданий и сооружений. В пункте 24 добавили обязанность работодателя обеспечивать очистку от снега и наледи (в зимнее время) наружных пожарных лестниц и ограждений на крышах зданий. Следующее изменение касается не только владельца здания – запрещено использовать транспаранты и баннеры, сделанные не из негорючих или трудногорючих материалов (пункт 40). Пункт 43 - Эвакуационное освещение должно находиться в круглосуточном режиме работы или включаться автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения. Согласно изменениям 348 пункта, на складах теперь можно устанавливать штепсельные розетки. Вместо этого на складах запрещено применять дежурное освещение, использовать газовые плиты и электронагревательные приборы. Для работающих на автозаправочных станциях есть целый ряд существенных изменений, изложенных в пункте 457. Огнетушители в заправочных островках теперь будут рассчитываться исходя из климатических условий эксплуатации. Островок для заправки только легковых автомобилей с четырьмя топливораздаточными колонками нужно оснастить не менее чем двумя огнетушителями либо одним покрывалом и одним огнетушителем. А заправочный островок, который имеет от пяти до восьми топливораздаточных колонок, оснастить не менее чем четырьмя огнетушителями либо двумя покрывалами и двумя огнетушителями. Заправочный островок для грузовых автомобилей, автобусов, крупногабаритной строительной и сельскохозяйственной техники нужно оснастить не менее чем двумя передвижными огнетушителями либо четырьмя покрывалами и одним огнетушителем. Площадку для автоцистерн нужно оснастить не менее чем двумя передвижными огнетушителями либо одним покрывалом и одним огнетушителем. Серьёзные изменения коснулись и Приложения к Постановлению. Приложение №1 теперь будет называться «Нормы обеспечения огнетушителями объектов защиты в зависимости от их категорий по пожарной и взрывопожарной опасности и класса пожара». В них, кстати, разрешили использовать любые средства пожаротушения, если они соответствуют классу пожара. Также обязали использовать универсальные по области применения огнетушители в помещениях, в которых находятся разные виды горючего материала и возможно возникновение различных классов пожара. Также следует обратить внимание на приложения №2, 4 и 6, в которые внесли некоторые поправки.

ohranatruda.ru

Значительные изменения в Правила противопожарного режима в РФ. | Балтийский институт охраны труда

Главная » Новости » Значительные изменения в Правила противопожарного режима в РФ.

Что необходимо сделать на объекте С 26 сентября 2017 года вступают в силу значительные изменения в Правила противопожарного режима в РФ. Рассказываем, что непосредственно необходимо сделать на объекте с учётом вступающих в силу изменений (для всех / для отдельных видов объектов).

Для любых объектов (зданий, помещений, территорий) необходимо:

  • Пересмотреть количество первичных средств пожаротушения с учётом новых требований Правил — принципиально нового подхода к оснащению объектов ручными и передвижными огнетушителями, а также пожарными щитами. Основание: пункты 70, 465, 468, 470, 474, 481, Приложения №1, №2, №5, №6 Правил.
  • При наличии на объекте помещений производственного и складского назначения категорий по взрывопожарной и пожарной опасности А, Б и В1 — разработать и утвердить отдельные инструкции о мерах пожарной безопасности (для каждого такого помещения). Основание: пункт 2, раздел XVIII Правил.
  • Учесть, что с 26.09.2017 г. самостоятельное изменение класса функциональной пожарной опасности зданий и помещений (без проведения в установленном законодательством порядке экспертизы проектной документации) считается прямым нарушением Правил противопожарного режима (пункт 23 (о). Например, был – производственный цех, стал – магазин; было — общежитие, стало — офисное здание; было – жилое помещение, стал – спортивный зал и т.д., и т.п.
  • Учесть, что с 26.09.2017 г. при проведении мероприятий с массовым пребыванием людей В ПОМЕЩЕНИЯХ запрещается применять пиротехнические изделия (за исключением хлопушек и бенгальских свечей, соответствующих I классу опасности).
  • Пересмотреть сроки проведения проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты объекта (пожарная сигнализация, система оповещения, пожаротушение, система дымоудаления и т.д.) в соответствии с инструкциями завода-изготовителя на данные технические средства, национальными и (или) международными стандартами (ранее – не реже 1 раза в квартал).Основание: пункты 61, 63 Правил.
  • Учесть, что с 26.09.2017 г. запрещено разводить костры в местах, находящихся на расстоянии менее 50 метров от любых объектов защиты (зданий, сооружений и т.п.). Основание: пункт 77 Правил.
  • Оформлять наряд-допуск на выполнение огневых работ на временных местах по новой форме, установленной Приложением №4 Правил.

Для гостиниц, кемпингов, мотелей и общежитий: В номерах вывесить планы эвакуации на случай пожара, т.к. данное требование возвращено в Правила (ранее из Правил удалялось).

Основание: пункт 89 Правил.

Для объектов с ночным пребыванием людей: Обеспечить дежурный персонал средствами индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека (из расчёта не менее 1 средства на каждого дежурного).

Основание: пункты 9 Правил.

 Для культурно-просветительных и зрелищных учреждений:  Пересмотреть количество первичных средств пожаротушения с учётом полностью переработанных требований Правил к их нормативно-потребному количеству (для данного вида объектов). Основание: пункт 114(1) Правил.  Запретить применять дуговые прожекторы со степенью защиты менее IP54.

Основание: пункт 111 Правил.

Для автозаправочных станций: Пересмотреть количество первичных средств пожаротушения с учётом полностью переработанных требований Правил к их нормативно-потребному количеству (для данного вида объектов).

Основание: пункт 457 Правил.

Следует учесть, что представленный перечень мероприятий не является полным (учитывает только некоторые изменения).

--------------

Дата публикации 25.09.2017

biot.su

Правила противопожарного режима: изменения ППР 2019 по обеспечению первичными средствами пожаротушения

Для прочтения нужно: 3 мин.

Правила противопожарного режима (ППР) — это свод обязательных требований, которые устанавливают порядок организации производства и содержания объектов защиты (сооружений, зданий, помещений, территорий), а также нормы поведения людей для обеспечения пожарной безопасности. ППР в Российской Федерации жестко регламентированы на законодательном уровне.

Соблюдать ППР, утвержденные постановлением Правительства РФ № 390 от 25 апреля 2012 года, обязаны все без исключения государственные организации и частные компании. И ответственность за это несут в первую очередь руководители и собственники объектов защиты. Нарушение Правил противопожарного режима чревато серьезными последствиями. Согласно части первой статьи 20.4 Кодекса об административных правонарушениях, штраф составит:

  • 2–5 тысяч рублей — для граждан;
  • 6–15 тысяч рублей — для должностных лиц;
  • 20–30 тысяч рублей — для ИП;
  • 150–200 тысяч рублей — для юридических лиц.

Если ППР были нарушены уже в условиях особого противопожарного режима, то штраф по этой же статье КоАП увеличивается практически вдвое. Например, юридическим лицам придется заплатить от 200 000 до 400 000 рублей[1].

Изменения в ППР в 2019 году

30 декабря 2017 года Правительством РФ было утверждено постановление о внесении очередных изменений в Правила противопожарного режима, вступившее в силу с 17 января 2019 года. До этого изменения в ППР вносились неоднократно. Например, датируемые 26 сентября 2017 года и касающиеся в основном ответственности и обязанностей руководителей и работодателей.

Нынешние изменения ППР обусловлены участившимися случаями возгорания сухой растительности в сельскохозяйственных и лесных зонах, а также на земельных участках в сельской местности. Ежегодно исполнительными органами большинства регионов на соответствующих территориях вводятся режимы чрезвычайных ситуаций, устанавливающие усиленные меры контроля над соблюдением противопожарного режима со стороны всех государственных структур. Изменения в ППР в 2019 году играют роль профилактической меры, направленной на снижение угрозы возгораний подобного плана. Поэтому органами государственного надзора при проведении проверочных и профилактических мероприятий уделяется пристальное внимание обеспечению владельцами любой недвижимости защиты объектов первичными средствами пожаротушения — простыми словами, огнетушителями.

Действующие в России ППР с изменениями 2019 года фактически обязывают руководителей организаций и собственников объектов защиты самостоятельно определять зоны возможного возгорания и обеспечивать достаточное количество огнетушителей соответствующего типа.

В рамках общего анализа объекта на предмет противопожарной безопасности количество огнетушителей и их тип определяется на основе площади помещения, наличия открытых зон, характеристик горючих веществ. При этом учитываются три критерия:

  • огнетушащая способность самого устройства;
  • категория помещения по классу опасности;
  • класс возможного возгорания.

На заметку!

Тип огнетушителя (ручной или передвижной) выбирается на основе анализа размера возможного возгорания. В случае возможности крупных пожаров правила противопожарного режима в России обязывают использовать передвижные средства пожаротушения. В небольших помещениях до 50 м3 дополнительно применяются самосрабатывающие порошковые огнетушители.

При защите технологического оборудования обеспечение огнетушителями проводится на основе технической документации (ТУ или паспортов), где также содержатся положения о том, что запрещается правилами противопожарного режима при их эксплуатации. При этом важно учитывать температуру воздуха на объекте, а в случае угрозы возгораний разного типа предпочтение при выборе отдается универсальным средствам.

Важно!

Количество и тип огнетушителей выбирается на основе Приложений 1 и 2 ППР, где утверждены нормы в зависимости от класса пожара и категории самого объекта по пожарной и взрывопожарной опасности.

Содержание Приложений к правилам противопожарного режима в Российской Федерации сведено в таблицы 1 и 2.

Таблица 1. Нормы обеспечения огнетушителями объектов защиты в зависимости от категории по пожарной и взрывопожарной опасности и класса пожара

Категория помещения по пожарной и взрывопожарной опасности

Класс пожара

Огнетушители с рангом тушения модельного очага

А, Б, В1–В4

A

4A

B

144B

C

4A, 144B, C или 144B, C

D

D

E

4A, 144B, C, E или 144B, C, E

Г, Д

A

2A

B

55B

C

2A, 55B, C или 55B, C

D

D

E

2A, 55B, C, E или 55B, C, E

Общественные здания

A

2A

B

55B

C

2A, 55B, C или 55B, C

E

2A, 55B, C, E или 55B, C, E

Таблица 2. Нормы обеспечения объектов передвижными огнетушителями

Категория помещения по пожарной и взрывопожарной опасности

Предельная защищаемая площадь (кв. м)

Класс пожара

Огнетушители с рангом тушения модельного очага (штук)

А, Б, В1 - В4

500

A

2–6A или 1–10A

B

2–144B или 1–233B

C

2–6A, 144B, C или 1–10A, 233B, C

D

D

E

2–6A, 144B, C, E или 1–10A, 233B, C, E

Г, Д

800

A

2–6A или 1–10A

B

2–144B или 1–233B

C

2–6A, 144B, C или 1–10A, 233B, C или 2–144B, C или 1–233B, C

D

D

E

2–6A, 144B, C, E или 1–10A, 233B, C, E или 2–144B, C, E или 1–233B, C, E

ППР на объекте: что должен знать владелец

Действующие правила противопожарного режима, кроме общих вопросов обеспечения защиты первичными средствами, содержат специальные нормы для отдельных объектов, например:

  • здания общественно-делового назначения должны обеспечиваться двумя огнетушителями на каждом этаже;
  • если несколько помещений одного назначения находятся рядом, определение норматива по количеству огнетушителей проводится путем сложения площадей всех помещений;
  • объекты категории «Д» по классу пожароопасности площадью до 100 кв. м могут не оснащаться огнетушителями, а если в помещении установлена автоматическая система пожаротушения, количество огнетушителей снижается на 50% от нормы.
  • для мест хранения вычислительной техники, музеев, архивов и подобных объектов используются углекислотные или хладоновые огнетушители.

Кроме регламентации видов и количества огнетушителей, действующие в 2019 году ППР устанавливают требования к их размещению. В частности, Правительство РФ определило нормы удаленности огнетушителя от потенциального места возгорания — от 20 до 70 м в зависимости от категории и типа охраняемого объекта, а также высоту расположения — не более 1,5 м.

Обязанности руководителя

Напомним, что именно руководитель отвечает за соблюдение правил противопожарного режима в организации, в том числе ведет постоянный контроль доступности первичных средств пожаротушения.

В его обязанности входит:

  • оснащение помещений огнетушителями;
  • контроль за исправностью;
  • соблюдение правил хранения;
  • проведение проверок и осмотров средств первичной защиты, для чего в организации заводится специальный журнал.

Кроме того, руководитель обеспечивает своевременную перезарядку огнетушителей, при этом на время работ они заменяются заряженными средствами.

Требования к огнетушителям

Изменения в правилах противопожарного режима в 2019 году не затронули общие требования к огнетушителям. Используемые средства все так же допускаются к использованию исключительно с паспортом от изготовителя и порядковым номером. Важно, чтобы все огнетушители на предприятии были опломбированы. Пломба устанавливается на запускающее или запорно-пусковое устройство при производстве или заправке огнетушителя. В обязательном порядке на ней указывается:

  • идентификационный номер;
  • месяц и год зарядки.

При срыве пломбы или ее повреждении огнетушитель следует отправить на перезарядку. В противном случае на руководителя может быть составлен административный протокол за нарушение правил противопожарного режима.

Итак, ужесточение требований законодательства, связанных с обеспечением противопожарной безопасности, направлено на снятие ответственности по многим вопросам с государственных структур. Такой подход призван заставить владельцев недвижимости и арендаторов самостоятельно заботиться о своей собственности, оставив государству только функции контроля. Не стоит расценивать такой шаг как давление на собственников или попытку сбора дополнительных штрафов, ведь несоблюдение первичных мер противопожарной защиты может обернуться многочисленными жертвами.

www.kp.ru


Смотрите также

Содержание, карта сайта.