www.ipl-spb.ru

ГОСТ Р (проект, первая редакция). Производственные услуги. Проверка работоспособности автоматической пожарной сигнализации с использованием методов инструментального контроля и систем мониторинга

Все проекты

26 апреля 2018 — заканчивается 25 июня 2018
  • Проект_ГОСТ_Р_АПС.doc
  • ПЗ_к_проекту_ГОСТ_Р_АПС.pdf
  • Форма замечаний к проекту
Приглашаем обсудить проект ГОСТ Р по проверке атоматической пожарной сигнализации

Публичное обсуждение проекта продлится до 25 июня 2018 г.

Целью разработки стандарта является:

  • реализация положений частей 3 и 4 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и п. 61 Постановления Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390 «О противопожарном режиме» об использовании услуг экспертных организаций при проверке качества результатов работ по содержанию систем, элементов и установок противопожарной защиты;
  • формирование единых требований к организации проверки работоспособности авто­матической пожарной сигнализации с использованием методов инструментального контро­ля и систем мониторинга.

Основная задача стандарта - защита жизни и здоровья граждан, повышении безопасности.

Актуальность данного ГОСТ Р обусловлена тем, что на данный момент существую ав­томатические пожарные сигнализации, которые необходимо проверять с помощью инстру­ментального контроля и в связи с развитием современных технологий, есть автоматические пожарные сигнализации, подключённые к системе мониторинга с возможностью дистанци­онного контроля работоспособности в круглосуточном режиме.

Проверка работоспособности на объектах, подключенных к системе мониторинга про­водится мониторинговой организацией (далее - экспертной организацией), обладающей не­обходимой компетенцией, подтвержденной в системе добровольной сертификации или с привлечением некой экспертной организацией.

В соответствии с положениями Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» на руководителей организаций и должностных лиц возлагают­ся обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности и ответственность за их нарушение (ст. 37).

Таким образом, для содержания и в целях контроля за качеством систем и элементов противопожарной защиты, должны предъявляться единые требования к проверке работо­способности систем автоматических пожарных сигнализаций.

Настоящий стандарт разрабатывается в помощь руководителям и специалистам орга­низаций, осуществляющим проверку работоспособности систем и элементов противопо­жарной защиты.

NormaCS

Администратор, 26 апреля 2018

www.normacs.info

Проверка работоспособности систем и установок противопожарной защиты

По данным ФГБУ СЭУ ФПС «Испытательная пожарная лаборатория» по Московской области», в 60% случаев испытания систем противопожарной защиты на предприятиях показывают несоответствие фактических показателей требованиям по их работоспособности. Выявления таких фактов в ходе проверок надзорных органов влечет привлечение к ответственности руководителя. Предупредить такие нарушения и соответственно возникающие риски руководитель организации может путем правильной организации проверки работоспособности.

Проверка работоспособности систем и установок противопожарной защиты: разберемся с понятиями

Проверка работоспособности систем обеспечения пожарной безопасности представляет собой комплекс действий:

  • по определению фактических значений параметров работоспособности систем,

  • по их сопоставлению с требованиями соответствующих нормативов.

Основа этого определения — понятие работоспособности, которое используется во многих действующих нормативно-правовых актах и трактуется ГОСТ 27.002-2015 «Надежность в технике. Термины и определения» как способность объекта выполнять требуемые функции.

В отличие от рабочего состояния, работоспособное не обязательно подразумевает использование объекта в данный момент времени по назначению, а лишь констатирует такую потенциальную возможность. Термин «работоспособность» по своему объему значительно шире, чем, например, исправное состояние, ведь исправность обуславливается лишь соответствием всех требований производственной документации.

В случае неработоспособности система неспособна выполнять одну или более установленных назначением функций. Это может быть обусловлено как внутренними особенностями системы, так и некачественностью ее профилактического технического обслуживания. Отсюда, техническое обслуживание — это комплекс работ для поддержания объекта обслуживания в работоспособном и исправном состояниях.

Несмотря на то, что термины «техническое обслуживание» и «проверка работоспособности» никогда официально тождественными не считались, долгое время эти работы в силу требований постановления Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме» (далее — Правила противопожарного режима) проводились единой компанией, имеющей лицензию МЧС России. Такая организация привела к тому, что руководитель предприятия для обеспечения требований ПБ заключал один договор на оказание услуг по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию с поставщиком услуг, т.е. поручал и проверку работоспособности, и техническое обслуживание фактически одному и тому же исполнителю.

Сложившаяся судебная практика, подтвердила, что именно исполнитель при оказании таких услуг обязан выявлять неисправности и несоответствия требованиям нормативных актов в области пожарной безопасности и предпринимать меры для устранения выявленных нарушений. Невыполнение таких действий трактовалось судьями как грубое нарушение лицензионных требований исполнителем и служило основанием для привлечения его к ответственности за административное правонарушение по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

В сентябре же 2016 года в Правила противопожарного режима были внесены изменения, правительство РФ сделало в пункте 61 отсылку к национальному стандарту по вопросу проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты. Стандарт появился спустя год (речь идет о ГОСТ Р 57974-2017 «Производственные услуги. Организация проведения проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений. Общие требования», далее — ГОСТ Р 57974-2017) и установил дополнительное требование к стороннему исполнителю проверки работоспособности — подтверждение компетенции в системе добровольной сертификации. Именно с этого момента вопрос о разделении понятий технического обслуживания и проверки работоспособности стал остро: специалисты пришли к выводу, что для технического обслуживания достаточно лицензии МЧС России, а для проверки работоспособности — «обязательно» наличие сертификата соответствия.

Чем регламентирована проверка работоспособности АУПС, АУПТ и СОУЭ: обзор последних изменений

Проверка работоспособности систем и установок противопожарной защиты направлена на соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее — Технический регламент о требованиях пожарной безопасности) в части недопущения превышения значений допустимого пожарного риска на предприятиях и в организациях. Такая проверка регламентирована пунктом 61 Правил противопожарного режима. Документ обязывает руководителя организовать проверку и оформить акт. При этом необходимо руководствоваться инструкцией на технические средства изготовителя систем и установок и национальными стандартами в этой области.

Говоря о стандартах как о регламентирующих документах, не следует упускать из вида их исключительно рекомендательный характер. Статья 26 Федерального закона от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» утверждает, что применение национального стандарта обязательно для лица только в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, по общему же правилу, документы национальной системы стандартизации применяются в добровольном порядке.

В упомянутом выше ГОСТ Р 57974-2017 к системам противопожарной защиты, которые подлежат проверке, относятся:

  • АУПТ — автоматические и автономные установки пожаротушения;

  • автономные устройства пожаротушения;

  • АУПС — автоматические пожарные сигнализации;

  • СОУЭ — системы оповещения и управления эвакуацией;

  • системы противодымной защиты;

  • внутренние противопожарные водопроводы.

В документе также отражены общие требования и периодичность проведения проверок работоспособности, порядок их организации и требования к технической документации. В числе прочих документов ГОСТ Р 57974-2017 отсылает к следующим стандартам:

  • «ГОСТ 12.2.047-86. ССБТ. Пожарная техника. Термины и определения»;

  • «ГОСТ 12.4.009-83. Пожарная техника для защиты объектов. Основные виды. Размещение и обслуживание»;

  • «ГОСТ 27.002-2015. Межгосударственный стандарт. Надежность в технике. Термины и определения».

Кто проводит проверку работоспособности АУПС, АУПТ и СОУЭ. Обязательна ли «добровольная» сертификация?

Национальный стандарт ГОСТ Р 57974-2017 выдвигает четкие требования к лицам (организациям и индивидуальным предпринимателям), уполномоченным участвовать в проверке работоспособности систем противопожарной защиты (далее — ППЗ) в качестве специалистов. Напомним, что организацией этого мероприятия занимается руководитель проверяемого предприятия, и именно на его плечи ложится ответственность за подбор квалифицированных участников. Согласно ГОСТ Р 57974-2017, в качестве специалиста альтернативно привлекается:

  • штатный эксперт-аудитор;

  • на договорной основе лицо, компетентность которого подтверждена системой добровольной сертификации.

    Понятие эксперта-аудитора, а именно эксперта в области оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) определено в статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Таковым является должностное лицо, аттестованное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, обладающее специальными знаниями. При этом, как сообщает МЧС России, до настоящего момента порядок аккредитации таких экспертов не установлен, а в действующих документах разъяснений по этому поводу нет. Вместе с тем, в августе 2017 года МЧС России подготовлен Проект постановления Правительства РФ «Об аттестации экспертов в области оценки пожарного риска», который до сегодняшнего дня активно обговаривается учеными и практиками. Документ устанавливает, что аттестацию будет проводить территориальный орган МЧС России. Проект предусматривает:

  • критерии аттестации;

  • перечень документов, необходимых предоставить заявителю;

  • сроки рассмотрения заявления;

  • порядок проведения квалификационного экзамена;

  • правила формирования реестра экспертов;

  • порядок прекращения его полномочий.

    Таким образом, пока вопрос с подтверждением компетентности эксперта-аудитора остается открытым, руководителю организации ничего не остается, как обращаться к «лицу, компетенция, которого подтверждена системой добровольной сертификации». В этой связи стоит обратиться к Федеральному закону № 184-ФЗ «О техническом регулировании», который предусматривает обязательное подтверждение соответствия только для продукции, в то время как работы и услуги являются объектами добровольного подтверждения, т.е. обязательному подтверждению не подлежат.

    Несмотря на это, определение, использованное в ГОСТ Р 57974-2017, не дает никакого другого варианта подтверждения компетентности, кроме как с помощью системы добровольной сертификации. Таким образом, термин «добровольность», в отсутствие альтернативы, по факту несет скорее «обязательный» характер.

    Исходя из Перечня национальных стандартов, необходимых для применения и исполнения Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 10 марта 2009 года № 304-з, ГОСТ Р 57974-2017 в перечень «обязательных» стандартов до настоящего момента не внесен, однако это не означает, что изменения не могут произойти в ближайшее время. В связи со спецификой регулирования, в частности, в связи с ужесточением требований к привлекаемой экспертной организации, а также периодичности мероприятий, процедура проведения проверки работоспособности существенно усложнится. В этом случае под удар попадут, в первую очередь, представители малого и среднего бизнеса: теперь они обязаны будут организовывать не только техническое обслуживание, но и проверку работоспособности, при чем, силами различных организаций (имеющих лицензию МЧС РФ и подтвердивших компетенцию в системе добровольной сертификации соответственно).

    Как подтвердить компетентность в системе добровольной сертификации по новому ГОСТу

    Система добровольной сертификации — это система, созданная юридическими лицами и/или индивидуальными предпринимателями для подтверждения соответствия товаров и услуг требованиям действующих нормативов.

    Реестр зарегистрированных систем добровольной сертификации ведется на сайте Росстандарта. Сегодня в Реестре содержатся более 40 систем сертификации, в названиях которых прямо закреплено словосочетание «пожарная безопасность».

    Несмотря на это сегодня на сайте Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности (далее — НСОПБ) содержится утверждение о том, что «для проведения проверки работоспособности систем и элементов противопожарной защиты собственник может просто выбрать организацию, чья компетентность подтверждена в рамках НСОПБ».

    Таким образом, НСОПБ сегодня позиционируется как фактически единственная организация, которая может подтвердить компетентность лиц (как экспертной организации, так и экспертов-аудиторов) в системе добровольной сертификации на монопольной основе.

    Для этого экспертная организация должна содержать в штате как минимум:

  • двух экспертов;

  • двух испытателей;

  • испытательную лабораторию.

Специалист же должен обладать высшим или средним профессиональным профильным образованием, иметь соответствующий стаж практической деятельности и пройти необходимую подготовку.

По результатам проверки документов и в случае принятия решения об аккредитации (аттестации) экспертная организация получает Свидетельство об аккредитации (подтверждении компетентности) и утвержденные области оценки соответствия органа по сертификации и испытательной лаборатории, а эксперт — аттестат компетентности.

На официальном сайте НСОПБ размещены письма МЧС России, Научного исследовательского Московского государственного строительного университета, ФАУ «Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве», из которых делается вывод о необходимости и достаточности сертификата системы НСОПБ для оценки и подтверждения соответствия монтажа, ремонта, технического обслуживания и работоспособности систем и элементов противопожарной защиты.

В этой связи хотелось бы, в первую очередь, обратить внимание на существование предусмотренного Федеральным законом от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрета на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг. Нашумевшим примером применения этой статьи в практике Федеральной антимонопольной службы является Предупреждение, вынесенное в отношении Минобнауки России по поводу письма, в котором были указаны хозяйствующие субъекты, действующие на рынке услуг по добровольной сертификации спортивного оборудования и инвентаря. Федеральная антимонопольная служба посчитала такие действия ограничением выбора хозяйствующих субъектов и созданием дискриминационных условий на рынке услуг по проведению добровольной сертификации.

Кроме этого, законодательством о защите конкуренции предусмотрены запреты на:

  • недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение;

  • недобросовестную конкуренцию путем некорректного сравнения;

  • злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением.

Учитывая изложенное, действия и документы НСОПБ, определенно, подлежат правовой оценке Федеральной антимонопольной службой и другими уполномоченными организациями.

Порядок осуществления и документальное оформление проверки работоспособности ППЗ: акт или сертификат

Национальный стандарт ГОСТ Р 57974-2017 определяет такую периодичность проверки работоспособности систем противопожарной защиты:

  • один раз в квартал — для АУПС и СОУЭ;

  • один раз в полгода — для систем противодымной защиты, АУПТ, а также внутреннего противопожарного водопровода.

Проверки работоспособности делятся на плановые — в соответствии с графиком и внеплановые — проводимые по необходимости. В ходе этого мероприятия изучению и оценке подлежат как непосредственно системы и установки, так и документы на них. Перечень необходимой для проведения проверки документации содержится в пункте 7.2 ГОСТ Р 57974-2017.

Существенно, что для проверки используется только аттестованное испытательное оборудование и поверенные средства измерений. Методика проверки базируется на межгосударственных и национальных стандартах, а также технической документации завода-изготовителя.

Долгое время для целей технического обслуживания и проверки работоспособности систем ППЗ использовались Временные методические рекомендации по проверке систем и элементов противопожарной защиты зданий и сооружений при проведении мероприятий по контролю (надзору), утвержденные Главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору 3 июля 2014 года. Этот документ содержит краткое описание методов проверки отдельно для каждого вида систем и установок ППЗ.

В результате проверки комиссия составляет:

  • акт проверки — если в состав комиссии входит эксперт-аудитор;

  • сертификат соответствия или акт о наличии неисправностей — если проверка проводится экспертной организацией.

Форма акта проверки работоспособности содержится в Приложении № 19 к приказу МЧС России от 28 мая 2012 года № 292 «Об утверждении форм документов, используемых Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в процессе лицензирования в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности». В акте указываются:

  • данные проверяемого предприятия и эксперта;

  • период проведения проверки;

  • вид проверяемых систем ППЗ;

  • перечень проведенных работ;

  • результаты проверки, вывод о работоспособности или неработоспособности системы.

В случае же привлечения экспертной организации, по результатам проверки работоспособности предприятие получает сертификат соответствия, который регистрируется в Федеральном реестре государственного технического комитета по стандартизации и учитывается при формировании индикатора пожарного риска на объекте защиты. Последнее, безусловно, дает предприятию, привлекающему экспертную организацию, существенные преимущества и делает этот вариант организации более привлекательным.

Таким образом, проверка работоспособности систем и установок ППЗ — это самостоятельная процедура, организовываемая руководителем предприятия с обязательным привлечением экспертов в области пожарной безопасности. Национальный стандарт в этой области настоятельно рекомендует пользоваться услугами специалистов, компетентность которых подтверждена в системе добровольной сертификации. Такое регулирование существенно усложняет организацию проверки и возлагает на представителей бизнеса дополнительные затраты, что выглядит крайне непоследовательно с учетом оглашения Президентом России в очередном послании Федеральному Собранию новых экономических и социальных перспектив для малого и среднего бизнеса.

www.complex-safety.com

Экспертиза сигнализации

Содержание

  1. Применение систем сигнализации
  2. Пожарная сигнализация и её значение
  3. Разновидности пожарных сигнализаций
  4. Периодичность выполнения экспертизы
  5. Заказать проведение экспертизы систем сигнализации

Экспертиза пожарной сигнализации является востребованной услугой. Данная процедура часто проводится для выявления причин возгорания и определения состояния оборудования. Она включает в себя множество различных процедур. Исследование позволяет определить следующие особенности возгорания:

  • Точное место.
  • Вещества, подвергшиеся воздействию огня.
  • Причины возникновения пожара.

Нередко экспертиза сигнализации проводится в связи с судебными разбирательствами. Например, если при монтаже оборудования были допущены ошибки, то это может являться доказательством вины определенных людей.

Применение систем сигнализации

В настоящее время различные охранные системы применяются на объектах разного назначения. Без них предприятия не способны нормально функционировать, поскольку требуется обеспечить безопасность эксплуатации построек. Поэтому правильная работа систем сигнализации очень важна.

Пожарная сигнализация и её значение

Безопасная эксплуатация различных построек невозможна без использования в них систем пожарной безопасности. Причем их установка должны быть осуществлена в соответствии с существующими нормами. Экспертиза проекта пожарной безопасности дает возможность выявить различные нарушения. Поэтому после составления экспертного заключения к ответственности можно привлечь лиц, которые виновны в обнаруженных нарушениях.

Разновидности пожарных сигнализаций

Существующие пожарные сигнализации можно разделить на три главных вида:

  • Адресные.
  • Пороговые.
  • Адресно-аналоговые.

Кто должен заниматься монтажом пожарной сигнализации?

Для установки такого оборудования требуется обращаться за помощью к профессионалам. Ведь от качества монтажа техники зависит очень многое. Если же произошел сбой в работе сигнализации, то по результатам экспертизы можно привлечь людей, занимавшихся её установкой, к ответственности. Впрочем, далеко не всегда вина лежит на организации, занимавшейся монтажом приборов. Довольно часто поломка сигнализации происходит из-за низкого качества продукции. В такой ситуации ответственность должны нести производители.

Периодичность выполнения экспертизы

Хотя наличие пожарной сигнализации повышает уровень безопасности объектов, она не является абсолютной гарантией того, что в здании не возникнет возгорание. Поэтому экспертизу не обязательно осуществлять только после пожара. Рекомендуется проводить её регулярно, чтобы оценить, насколько хорошо сигнализация выполняет свою функцию. Поскольку стоимость услуги не очень высока, то за доступную цену владелец недвижимости получит гарантию того, что пожарная безопасность его собственности находится на достаточно высоком уровне. Регулярное выполнение экспертизы снизит вероятность пожара, и позволит сэкономить большое количество денег, которые пришлось бы потратить на устранение последствий возгорания.

Заказать проведение экспертизы систем сигнализации

Обращайтесь в нашу компанию, если требуется осуществить проверку различных систем сигнализации. Наши специалисты отлично разбираются в устройстве разных моделей подобных приборов. Поэтому им не составит труда определить, в каком состоянии находится оборудование. После завершения экспертизы клиентам выдается экспертное заключение, где подробно описываются важные особенности сигнализации. Так что они легко смогут понять, нужно ли менять оборудование или же устройство еще способно выполнять свою функцию на высоком уровне.

Цена и сроки на Экспертиза сигнализации

Наш специалист связывается с Вами и уточняет детали

Мы расчитываем стоимость и сроки работ

Составляем и подписываем договор

Наши эксперты выезжает к Вам и приступает к работе

Выдаем экспертное заключение и все необходимые документы

Мы работаем с 2010 года. За это время мы накопили солидны опыт. Как известно, в ходе судебных разбирательств часто возникает потребность в проведении экспертизы. Срок оказания подобной помощи будет кратчайшим.

Решение трудных задач

Мы выполним любые задачи, которые Вы поставите

Доступные цены

Для каждого заказчика найдется приемлемая цена

Качественное выполнение

Работы соответствуют требованиям законодательства РФ

Сжатые сроки

Подстраиваемся под требования заказчика

Персональный подход

С каждым заказчиком работает отдельная группа

Работают профессионалы

Стаж работы каждого не менее 5 лет

Проведение проверки пожарной безопасности

Независимая оценка рисков

Разработка документации по пожарной безопасности

Разработка плана эвакуации при пожаре

Лицензии

CNSE GROUP является организацией, проводящей значительное количество как экспертиз, испытаний, обследований, расчетов так и проектирование, строительный контроль, аудит.

  • Проектная документация

  • Инженерных изысканий

  • Испытательная лаборатория

  • СРО Проектировщиков

  • СРО Строителей

  • СРО Изыскателей

  • Оценка пожарного риска

  • Пожарная лицензия

  • Электротехническая лаборатория

  • ISO

  • Сметные лицензии

»

Приборная база применяемая при проведении экспертиз

В своем рабочем процессе эксперты АНО «Центр независимых строительных экспертиз» используют широкий спектр инструментальных методов исследования с применением высокотехнологичных приборов и программного обеспечения

Установка алмазного бурения Husqvarna DMS 240

Профессиональная алмазная установка с двухскоростным двигателем для выбора оптимального режима работы, максимальный диаметр алмазных коронок 250 мм. Оснащена электронной защитой от перегрузки и светодиодным индикатором нагрузки, предохраняющими электромотор от перегрева.

Детектор Bosch GMS 120

Предназначен для обнаружения в стенах, потолках и полах металлов (черных и цветных металлов, например, арматурной стали),деревянных балок, а также электрокабелей под напряжением. Самый надежный мультидетектор в своем классе.

Измеритель адгезии ПСО-5мг4с

Предназначены для контроля прочности сцепления керамической плитки, фактурных покрытий, штукатурки, защитных, лакокрасочных покрытий с основанием, методом нормального отрыва стальных дисков (пластин) по ГОСТ 28089, 28574, 31356, 31376 и др., а также для контроля прочности сцепления кирпича (камней) в кладке по ГОСТ 24992.

Измеритель влажности Влагомер-МГ4У

Прибор обеспечивает возможность измерения влажности сыпучих материалов (песок, засыпки), твердых материалов (бетон, растворная стяжка, штукатурка, кирпич) и древесины в лабораторных, производственных и натурных условиях.

Измеритель прочности бетона ADA Schmidt Hammer

Склерометр Schmidt Hammer 225 предназначен для определения прочности бетона в бетонных и железобетонных конструкциях и изделиях методом упругого отскока.

Комплект ВИК эксперт

Комплект для проведения визуального и измерительного контроля, используется для проведения неразрушающего контроля сварочных швов, основных материалов, таких как: детали, полуфабрикаты, сборочные единицы, а также наплавленных поверхностей трубопроводов и оборудования, на которые действуют правила безопасной эксплуатации и устройства оборудования, а также трубопроводов атомных энергетических установок.

Лазерный дальномер Leica Disto D2

Компактная и удобная модель была специально разработана для использования в помещении и на улице на небольшие расстояния. Специальные кнопки для сложения, вычитания, расчета площади и объема делают измерения с лазерной рулеткой Leica DISTO D2 быстрыми и надежными.

Измеритель прочности бетона ПОС-50МГ4 Скол

Предназначен для неразрушающего контроля прочности бетона методом отрыва со скалыванием и скалывания ребра по ГОСТ 22690. Отличительной особенностью приборов является устройство для измерения величины проскальзывания анкера и электронный силоизмеритель, обеспечивающий индикацию текущей нагрузки и скорости нагружения с фиксацией усилия вырыва.

Лазерный построитель плоскостей

Компактный инструмент профессионального класса с одной горизонтальной и двумя вертикальными линиями. Имеет диапазон работы до 40 метров, с отражающей пластиной 20 метров, с приемником 80 метров. Нивелир просто и быстро справляется с построением вертикальных и горизонтальных линий с точностью ±0.2 мм/м и диапазоном самонивелирования ± 4°.

Нивелир GOL 26 D Bosch

Визир для грубого выравнивания. Пентапризма для удобного контроля за сферическим уровнем. Большая кнопка фокусировки для простого выравнивания. Светосильный объектив для четкого прицеливания измерительной рейки.

Пирометр Testo

Универсальный ИК-термометр идеально подходит для быстрого и точного измерения поверхностной температуры в секторе ОВК и промышленности.

Уровень электронный BOSCH Professional GIM 60 L

С помощью точечного лазера Bosch GIM 60L проецирует требуемый угол на дистанцию до 30 метров. Это пригодится, например, при прокладке инфраструктурных коммуникаций.

Эколайт-01

Профессиональный многофункциональный измеритель искусственной и естественной освещенности, яркости самосветящихся объектов, коэффициента пульсации газоразрядных, светодиодных ламп, экранов мониторов в видимом световом диапазоне длин волн.

KIMO AMI 300

Многофункциональный измеритель параметров окружающей среды AMI 300 предназначен для измерения дифференциального давления, скорости потока воздуха и его объемного расхода, измерения относительной влажности и температуры воздуха, концентрации СО и СО2 в окружающем воздухе, измерения скорости вращения.

Мегаомметр е6-31

Предназначен для измерения сопротивления изоляции электрических цепей, не находящихся под напряжением и измерения переменного напряжения

»

tula.cnse24.ru

Проверка работоспособности пожарной сигнализации

Для обеспечения безопасности людей и сохранности имущества при возникновении пожара, все большее количество коммерческих, бытовых и промышленных объектов оборудуются системой пожарной сигнализации. В большинстве случаев такая тенденция наблюдается вследствие строгого контроля представителями пожарной инспекции за состоянием пожарной безопасности в местах крупного скопления людей.

Давайте более детально разберем основное назначение, функции сигнализации, периодичность и методы выполнения проверки, а также узнаем какие документы должны быть оформлены для предоставления в пожарную службу.

Назначение пожарной сигнализации

На сегодняшний день существует огромное количества сигнализаций, которые обеспечивают противопожарную безопасность на промышленных, коммерческих и гражданских объектах и способны не только оповещать находящихся на объекте людей, но также сообщать о возникновении пожара и управлять автоматическими системами пожаротушения.

Схема подключения пожарной сигнализации на производстве

Рассмотрим более детально функции пожарной сигнализации.

Функции пожарной сигнализации, обязательные к проверке

Вне зависимости от производителя, пожарная сигнализация обязана выполнять следующие функции:

  1. Звуковое или светозвуковое оповещение персонала о возникновении пожара на ранней стадии (благодаря датчикам задымленности);
  2. Передача сигнала тревоги на централизованный пульт противопожарной организации для мгновенного выезда бригады на место аварии;
  3. Включение системы автоматического тушения пожара;
  4. Включение систем, ответственных за удаление дыма из помещения;
  5. Прекращение работы приточной вентиляции;
  6. Спуск всех типов лифтов на первый этаж здания;
  7. Автоматическое отключение источников электроснабжения.

Однако, как и для каждого автоматизированного комплекса, для ее надежной работы необходимо время от времени проводить испытания и проверки. Естественно возникает вопрос, как часто должна осуществляться проверка работоспособности пожарной сигнализации?

После окончания монтажных и выполнения пуско-наладочных работ пожарная сигнализация передается на баланс эксплуатирующей организации.

Разновидности датчиков и пультов системы пожарной сигнализации

После сдачи объекта в эксплуатацию, вся ответственность за функционирование всех узлов ложится на руководителя предприятия или на лицо ответственное за противопожарную безопасность.

Именно по этой причине на каждом объекте где установлена пожарная сигнализация ведется журнал, в который лицо ответственное за систему АПС вносит записи о возникших неисправностях, ложных срабатываниях и их причинах, а также результатах проверки.

Помимо записей ответственного лица, в этом журнале должны быть и отметки специализированной организации, которая выполняет техническое обслуживание и испытание на работоспособность подобных систем. Обязательное требование к специализированной организации – наличие лицензии и разрешений на подобный вид деятельности.

Периодичность проверки пожарной сигнализации

Подобные проверки подрядной организацией с соответствующими разрешениями должна выполнятся не реже 1 раз в 6 месяцев и содержать следующие записи в журнале и в акте:

  • Дату испытания;
  • Место и адрес установки системы пожаротушения;
  • Тип оборудования;
  • Как производилась проверка системы;
  • Заключение организации о состоянии противопожарной защиты объекта.
Проверка системы пожарной сигнализации и возможности ложного срабатывания

Акт проверки пожарной сигнализации подписывается уполномоченными представителями подрядной организации с лицензией и представителями эксплуатирующей организации.

Правила выполнения проверок АПС

Во время выполнения полноценной проверки работоспособности системы пожарной защиты, подрядная организация также должна проверить следующее:

  • Правильность функционирования контрольных устройств и приемников;
  • Работоспособность систем оповещения;
  • Корректность исполнительных схем;
  • Наличие и целостность светильников «Аварийный выход» и «Пожар».

После выполнения вышеуказанных проверок, подрядная организация выдаст акт о том, что проверка систем пожарной сигнализации выполнена в полном объеме, однако помимо этого, при визите государственного инспектора из пожарной части Вы будете обязаны предоставить следующие документы:

  1. Инструкции по противопожарной безопасности;
  2. Сертификаты на оборудование и АПС устройства;
  3. Акт о вводе пожарной сигнализации в эксплуатацию;
  4. Корректно заполненный журнал ТО;
  5. Приказ о назначении лиц ответственных за безопасную эксплуатацию и функционирование АПС.
Плановая техническая проверка системы пожарной сигнализации специалистом

После полного изучения документации в большинстве случаев инспектор переходит к визуальному осмотру систем, во время которого он определяет:

  • Соответствие проектной документации фактически установленному оборудованию;
  • Место расположения извещателей тревоги;
  • Соответствие марки и заводского номера устройства АПС;
  • Соответствие сертификатов установленному оборудованию;
  • Наличие и целостность пломб на контрольной панели;
  • Отсутствие дефектов и различных повреждений на датчиках, шлейфах и блоках управления;
  • Наличие заземления и протокола на него.

Проводимые испытания АПС

На сегодняшний день существует всего 2-е основные методики, согласно которым выполняется проведение испытаний.

Первый метод испытания АПС

С пульта управления, с помощью специальной кнопки подается искусственный сигнал о имитации возникновении пожара в помещении. После чего должны сработать все оповещатели и в случае их корректной работы система проходит проверку. В случае если какие-то устройства не сработали, обслуживающий персонал должен обнаружить место повреждения и устранить причину, после чего испытания проводятся вновь.

Второй метод испытания АПС

Для второго метода пожарная сигнализация проверяется выборочно. Для этого применяются специальные приборы, которые подают искусственный сигнал о:

  • возникновении пожара;
  • повышенной задымленности;
  • увеличении температуры в помещении;
  • наличии открытых очагов пламени и т.д.

Приборы подключаются к соответствующим датчикам системы АПС и в случае их срабатывания система проходит проверку.

Данный метод наиболее эффективен, несмотря на большое количество затраченного времени на испытания. После того, как пожарная сигнализация проходит все необходимые проверки составляется соответствующий акт проверки АПС.

Форма и образец акта проверки АПС

После выполнения всех необходимых замеров и испытаний, согласно приложению №19, которое является дополнением к приказу МЧС РФ №292 от 28 мая 2012-го года специалисты подрядной организации оформляют акт проверки систем пожарной сигнализации:

Акт проверки исправности автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре Акт проверки работы автоматической пожарной сигнализации

Периодичность оформления акта и ответственные лица

В случае, если пожарная сигнализация прошла необходимые испытания, представители заказчика и специализированной организации должны поставить свои подписи и печати (при наличии) на акте, после чего он вступает в силу.

Со стороны заказчика данный документ имеет право подписывать только человек, который:

  • прошел соответствующие курс по пожарной безопасности;
  • имеет соответствующие удостоверения по проведению инструктажа;
  • на которого есть соответствующий приказ «О назначении ответственного лица за противопожарную безопасность».

stopogon.ru

Инструментальный контроль пожарной сигнализации


Инструментальный контроль

Инструментальный контроль

Для сдачи объекта в эксплуатацию либо для поддержания систем противопожарной защиты в работоспособном состоянии наша организация оказывает услуги по инструментальному контролю по следующим позициям:

- проверка работоспособности системы автоматической пожарной сигнализации с выдачей заключения;- проверка работоспособности системы автоматического пожаротушения с выдачей заключения;- проверка работоспособности системы внутреннего противопожарного водопровода (ПК) и наружнего водопровода (ПГ) с замером фактического расхода воды с выдачей заключения;- проверка работоспособности системы оповещения людей при пожаре с выдачей заключения; - проверка параметров систем противодымной защиты  с выдачей заключения;- проверка толщины защитного слоя при огнезащите с выдачей заключения;- проверка соответствия наружних пожарных лестниц и ограждений требованиям нормативных документов с выдачей заключения;- проверка фактического предела огнестойоксти строительных конструкций и противопожарных преград с выдачей заключения;

- очистка воздуховодов от отложений пылей и грязи.

www.xn--01-6kcaaf2aen0dfdhcdjk0acu4s2b.xn--p1ai

Проведение исследований систем автоматической противопожарной защиты (систем пожарной автоматики) методом натурных испытаний и путем инструментального контроля.

На сегодняшний день основная масса объектов защиты оборудована технически сложными системами противопожарной защиты. В этой связи, пожарная безопасность объектов защиты и находящихся внутри посетителей и персонала напрямую зависит от фактического состояния данных систем. Поэтому, при проверках соблюдения требований пожарной безопасности на объектах защиты особое место занимает проведение оценки соответствия требованиям нормативных документов по пожарной безопасности функциональных характеристик систем и средств противопожарной защиты, образующих на объекте систему пожарной автоматики, а именно: установок автоматического пожаротушения (АУП), установок и систем автоматической пожарной сигнализации (АПС и АУПС), систем противодымной защиты (ПДЗ), систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ), систем противопожарного водоснабжения, устройств автоматизации инженерных систем, противопожарных дверей и ворот, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах и прочих средств, задействованных с целью обеспечения противопожарной защиты объекта). Для этого система пожарной автоматики, в том числе и автоматические установки пожаротушения водо- и воздухо- заполненные, пожарной сигнализации (АПС), оповещения (СОУЭ), приточной и вытяжной противодымной защиты (дымоудаления и проточной вентиляции), внутреннего противопожарного водопровода (ВПВ) и устройства автоматизации инженерных систем, подвергается испытаниям, при которых контролируются алгоритмы совместной работы установок и систем, составляющих систему пожарной автоматики, и фактические количественные параметры, нормируемые для каждой из этих установок или систем. Эти параметры фиксируются в рамках осуществления инструментального контроля всех систем с целью установления их соответствия, требованиям, изложенным в нормативных документах по пожарной безопасности. Таким образом, на объекте защиты проводятся испытания системы пожарной автоматики, состоящей из автоматических установок АУТ, АПС, СОУЭ, ПДЗ (ДУ, ПД), ВПВ и устройств автоматизации инженерных систем, с производством инструментального контроля показателей данных систем, с целью последующего анализа полученных результатов и сопоставления их с нормативными показателями, указанными в нормативных документах по пожарной безопасности.

Испытание автоматических установок пожаротушения (АПС) путем проведения инструментального контроля Исследование системы автоматической пожарной сигнализации проводится в следующем порядке:

  • Ознакомление и анализ технической документации (исполнительная и проектная документация) по системе автоматической пожарной сигнализации (АПС)
  • Осмотр технических средств смонтированной системы автоматической пожарной сигнализации (АПС) с производством замеров нормативных показателей монтажа оборудования системы автоматической пожарной сигнализации (АПС) с целью проверки выполнения технических решений, предусмотренных в проектной документации по системе автоматической пожарной сигнализации и соблюдения нормативных требований в области пожарной безопасности
  • Проведение выборочных испытаний системы автоматической пожарной сигнализации (АПС) с целью проверки правильности регистрации сигналов, формирующихся приёмно-контрольным оборудованием системы автоматической пожарной сигнализации (АПС) и реализации, предусмотренных в проектной документации по системе автоматической пожарной сигнализации (АПС), алгоритмов совместной работы системы автоматической пожарной сигнализации и сопряженных с ней установок и систем противопожарной защиты.

Испытания систем оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) людей при пожаре путем проведения инструментального контроля Исследование системы оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) людей при пожаре проводится в следующем порядке:

  • Ознакомление и анализ представленной технической документации (исполнительная и проектная документация).
  • Анализ предоставленных на исследование в распоряжение специалистов акустических расчетов на предмет соответствия предусмотренного алгоритма работы системы оповещения и управления эвакуацией и содержания необходимого объема вычислений, предусмотренного методическими рекомендациями по расчету уровня звука (параметров звукового давления).
  • Визуальный осмотр смонтированной системы оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) людей при пожаре, с производством  замеров геометрических параметров расположения смонтированного оборудования, технических средств СОУЭ и оценки их соответствия требованиям нормативных документов в области пожарной безопасности.
  • Проведение испытаний работоспособности системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в соответствии предусмотренных согласно п. 61 ППР в РФ посредством запуска систем в автоматическом (от дымовых пожарных извещателей системы АПС и/или от спринклерной установки пожаротушения) и дистанционном (от кнопок, установленных на путях эвакуации) режимах с целью определения параметров уровня звука при сработавшей системе оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, путем проведения замеров акустических показателей звука, развиваемого системами звукового и речевого оповещения людей при пожаре в помещениях здания защищаемого СОУЭ.
  • Проверка количественных показателей системы. Производится путём сравнения полученных в ходе измерений значений уровня звука, развиваемого системами звукового и речевого оповещения людей при пожаре в помещениях здания защищаемого СОУЭ со значениями допустимого уровня звука определяемого в зависимости от функционального назначения защищаемого помещения. 

Испытание систем противодымной вентиляции (ПДВ) путем проведения инструментального контроля Исследование системы вытяжной противодымной вентиляции (дымоудаления) проводится в следующем порядке:

  • Ознакомление и анализ представленной технической документации (исполнительная и проектная документация).
  • Анализ предоставленных на исследование в распоряжение специалистов аэродинамических расчетов на предмет соответствия предусмотренного алгоритма работы системы и содержания необходимого объема вычислений, предусмотренного методическими рекомендациями к СП 7.13130.2013 «Расчетное определение основных параметров противодымной вентиляции зданий», предназначенными для использования в практической деятельности сотрудников УГПН главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и проектных организаций. Согласно данных рекомендаций, методология расчетов ориентирована на вновь введенные нормативные документы, предусмотренные федеральными законами от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и от 10 июля 2012 г. № 117-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Анализ определяемых расчетным методом основных параметров, подлежащих учету (величины давления и подачи вентиляторов) систем вытяжной и приточной противодымной вентиляции на предмет соответствия физическим закономерностям процессов тепломассообмена помещений при пожаре и установленным нормативным требованиям СП 7.13130.2013, СП 60.13330.2012;

  • Визуальный осмотр смонтированных систем вытяжной  и приточной противодымной вентиляции, с производством  замеров геометрических параметров расположения смонтированного оборудования, технических средств систем вытяжной и приточной противодымной вентиляции и оценки их соответствия требованиям нормативных документов в области пожарной безопасности.
  • Проведение испытаний работоспособности систем вытяжной и приточной противодымной вентиляции в соответствии с ГОСТ Р 53300-2009  посредством запуска систем в автоматическом (от дымовых пожарных извещателей системы АПС и/или от спринклерной установки пожаротушения) и дистанционном (от кнопок, установленных на путях эвакуации) режимах с целью определения аэродинамических параметров систем, путем проведения замеров показателей фактического объемного расхода воздуха, удаляемого системой через дымоприемное устройство непосредственно из защищаемого помещения и замеров показателей избыточного давления создаваемого в защищаемом помещении.
  • Проверка количественных показателей системы. Производится путём сравнения полученных в ходе измерений значений объемного расхода воздуха, удаляемого системой и показателей избыточного давления создаваемого в защищаемом помещении со значениями, указанными в вентиляционных паспортах на системы ПДВ. 

Для оценки функциональных характеристик системы противодымной вентиляции проводятся испытания методом инструментального контроля по определению:

  • Фактического расхода воздуха, удаляемого системами вытяжной противодымной вентиляции через дымоприемные устройства непосредственно из помещений;
  • Фактического расхода воздуха, удаляемого системами вытяжной противодымной вентиляции через дымоприемные устройства из коридоров (холлов), расположенных на путях эвакуации;
  • Фактического значения избыточного давления в незадымляемых лестничных клетках типа Н2 (секциях лестничных клеток);
  • Фактического значения избыточного давления в шахтах лифтов;
  • Фактического значения избыточного давления в тамбур-шлюзах.
  • В ходе проведения измерений используются:
  • Testo 425 для измерения объемного расхода воздуха;
  • Лазерный дальномер для измерения площади сечения дымоприемного устройства;
  • ДМЦ-01 с подключенной к нему трубкой «Пито» для измерения параметров избыточного давления.

Все измерения при аэродинамических испытаниях систем противодымной защиты выполняются через 2 мин после включения вентиляторов противодымной защиты. Все двери открыты по ходу с нижнего типового этажа до выхода наружу и дымовой клапан в коридоре, кабины лифтов находятся на первом этаже, двери кабин и шахт лифтов открыты. Количественные значения нормируемых параметров системы противодымной защиты (избыточного давления в шахтах лифтов; расхода и скорости движения воздуха через дымоприемное устройство) определяют с учетом требований ГОСТ Р 53300-2009, схемного решения системы противодымной защиты и архитектурно-планировочных решений здания. Измерение избыточного давления в лифтовых шахтах производится на двери смежного вышележащего этажа по отношению к основному посадочному этажу. Измерение скорости движения перемещаемого воздуха в отверстиях клапанов производится в наиболее удаленных от вентиляторов противодымной защиты. Количество точек измерения нормируемых параметров системы противодымной защиты согласно ГОСТ Р 53300-2009. Контроль фактических параметров систем вытяжной противодымной вентиляции должен производиться на дымоприемных устройствах наиболее удаленных от вентиляторов участках сетей. В надземных незадымляемых лестничных клетках типа Н2 измерения избыточного давления должны выполняться в 2 этапа: - все двери лестничной клетки закрыты, измерения производятся на закрытых дверях нижнего и верхнего этажей; - все двери лестничной клетки закрыты, за исключением двери на этаже, ведущем из здания наружу, измерения производятся на закрытой двери смежного этажа, расположенного выше от этажа, оборудованного выходом из здания наружу. В подземных незадымляемых лестничных клетках типа Н2 измерения избыточного давления должны выполняться в 2 этапа: - все двери лестничной клетки закрыты, измерения производятся на закрытых дверях нижнего и верхнего этажей; - все двери лестничной клетки закрыты, за исключением двери на этаже, ведущем из здания наружу, измерения производятся на закрытой двери смежного этажа, расположенного ниже от этажа, оборудованного выходом из здания наружу. При контроле фактических параметров систем приточной противодымной вентиляции, все двери помещений (тамбуров, холлов, вестибюлей, коридоров), расположенных по ходу эвакуации от лестничной клетки до наружного выхода, должны быть открыты. Определение избыточного давления в лифтовых шахтах, связывающих надземные этажи, должно производиться на двери смежного вышележащего этажа по отношению к основному посадочному этажу, в лифтовых шахтах, связывающих подземные этажи, на двери смежного нижележащего этажа по отношению к основному посадочному этажу. В лифтовых шахтах, обеспечивающих связь надземных и подземных (в т.ч. цокольных) этажей, подлежат измерению значения избыточного давления на ниже- и вышележащих смежных этажах по отношению к основному посадочному этажу. При контроле фактических параметров систем приточной противодымной вентиляции, лифт должен находиться на «основном посадочном этаже», двери кабины и шахты лифта должны быть открыты. Измерение избыточного давления в шахтах лифтов на подземных (в т.ч. цокольных) этажах должно производиться при открытых дверях лифтовых холлов. Измерение избыточного давления в тамбур-шлюзах должно производиться на закрытых дверях по отношению к имитируемому задымленному помещению. Для определения скорости истечения воздуха через открытый дверной проем тамбур-шлюза измерения должны производиться на воздухоприточном устройстве системы приточной противодымной вентиляции. Все измерения должны производиться при закрытых оконных проемах. Декоративные и защитные решетки дымоприемных устройств, изменяющие направление движения потока воздуха, перед началом испытаний подлежат демонтажу. Все измерения производятся не менее чем через 2 мин после запуска систем и выхода их на стационарный режим. Количество измерений скорости воздуха должно быть не менее: - 6 для крыльчатых анемометров; - 10 для термоанемометров. Точки измерения анемометрами в мерном сечении должны быть равноудалены друг от друга. Расход воздуха, удаляемого системами вытяжной противодымной вентиляции, скорость истечения воздуха через открытый дверной проем тамбур-шлюзов измеряется анемометрами класса точности не ниже 1,0. Перепад давления в лестничных клетках, лифтовых шахтах, тамбур-шлюзах, лифтовых холлах измеряется дифференциальным манометром класса точности не ниже 1,0. Анемометры, дифференциальные манометры и толщиномеры, применяемые при испытаниях, должны быть зарегистрированы в Государственном реестре средств измерений, иметь свидетельства о поверке. Диапазоны измерений приборов должны соответствовать требованиям таблице 1.

Тип прибора

Диапазон измерений

Единицы измерения

min

max

Анемометр

Не более 0,5

Не менее 20

м/с

Дифференциальный манометр

Не более 5

Не менее 400

Па

Дифференциальные манометры должны быть укомплектованы двумя шлангами длиной не менее 3 м каждый. Внутреннее сечение шланга подбирается по внешнему диаметру приемника давления.

Испытание автоматических установок пожаротушения (АУП) путем проведения инструментального контроля

При тушении пожара, не маловажную функцию выполняет автоматическая установка пожаротушения (АУП). Основными задачами которой являются: тушение пожара на начальной стадии обнаружения, создание препятствия для распространения пожара, охлаждение поверхностей строительных конструкций, материалов, создающих пожарную нагрузку, обеспечение защиты путей эвакуации, препятствие распространению опасных факторов пожара. При изучении  исполнительной и проектной документации технической документации, определяют:

  • правильность выбора способа тушения (объемный, поверхностный, локальный), типа АУП;
  • правильность выбора огнетушащего вещества и принятой для него в расчетах нормативной концентрации (или других нормативных параметров);
  • правильность выбора параметров подачи огнетушащего вещества (ОТВ) в соответствии с требованиями норм ПБ для данных типов АУП;
  • продолжительность подачи (времени выпуска) ОТВ;
  • интенсивность подачи (секундного расхода) ОТВ;
  • суммарное количество ОТВ;
  • инерционность АУП;
  • алгоритм подачи ОТВ (последовательность включения направлений, батарей, модулей, баллонов, генератора огнетушащего аэрозоля – далее ГОА и т. п.);
  • соответствие размеров объекта (защищаемого помещения) и видов технологических процессов производств требованиям норм на применимость соответствующих огнетушащих веществ, типов АУП;
  • соответствие требований по окраске элементов АУП, предусмотренной ГОСТ 12.4.026-76 и нормами ПБ для данного типа АУП;
  • категорию электропитания АУП и ее соответствие требованиям норм;
  • инерционность АУП;
  • алгоритм подачи ОТВ (последовательность включения направлений, батарей, модулей, баллонов, ГОА и т. п.);
  • соответствие размеров объекта (защищаемого помещения) и видов технологических процессов производств требованиям норм на применимость соответствующих огнетушащих веществ, типов АУП;
  • соответствие принятых в проекте расчетных геометрических характеристик объекта фактическим;
  • соответствие допустимого для применения ОТВ напряжения электрооборудования
  • имеющемуся на объекте;
  • правильность выбора и расстановки насадков, оросителей и пожарных извещателей;
  • обеспечение равномерности распределения ОТВ в соответствии с картой орошения (по объему, площади, высоте защищаемого объекта);
  • принятые в проекте значения времени эвакуации обслуживающего персонала из защищаемого помещения и задержки пуска ОТВ, запаса и резерва ОТВ (модулей, ГОА) и их соответствие нормам ПБ для данного типа АУП;
  • наличие проектных решений по обеспечению взаимодействия пожарной автоматики с инженерным оборудованием объекта (отключение электропитания, обеспечение необходимого времени эвакуации, отключение вентиляции, закрытие заслонок и т. д.);
  • наличие устройств (или применение других проектных решений) для удаления ОТВ и продуктов горения после окончания тушения пожара;
  • наличие проектных решений по обеспечению заправки, дозаправки ОТВ, подкачки газа-пропеллента, наличие необходимого запаса, резерва ОТВ или средств пожаротушения, обеспечение, при необходимости, соответствующих услуг, предоставляемых сервисной организацией;
  • соблюдение требований норм СП, СНиП, ПУЭ по размещению и компоновке на объекте узлов и элементов, входящих в состав АУП (СПС);
  • соответствие принятых в проекте расчетных геометрических характеристик объекта фактическим;
  • соответствие допустимого для применения ОТВ напряжения электрооборудования правильность выбора способа тушения (объемный, поверхностный, локальный), типа АУП;
  • правильность выбора огнетушащего вещества и принятой для него в расчетах нормативной концентрации (или других нормативных параметров);
  • правильность выбора параметров подачи ОТВ в соответствии с требованиями норм ПБ для данных типов АУП ;
  • продолжительность подачи (времени выпуска) ОТВ;
  • интенсивность подачи (секундного расхода) ОТВ;
  • суммарное количество ОТВ;
  • в схеме электроуправления насосной должна быть предусмотрена автоматизация таких операций, как пуск рабочего насоса, пуск резервного насоса в случае отказа или невыхода на режим рабочего насоса, открытие запорной арматуры с электроприводом, переключение цепей управления с рабочего на резервный ввод (фидер), формирование командного импульса на отключение технологического оборудования (в случае необходимости).

Внешний (визуальный осмотр):

    • правильность размещения извещателей (соблюдение принятых в проекте расстояний между ними и мест их расположения);
    • правильность выполнения линий связи от извещателей до шкафов управления (в установках с электропуском) или от универсальных сигнализаторов давления (СДУ) и элетроконтактных манометров (ЭКМ) к шкафам управления, а от них - к пусковым устройствам установки;
    • соответствие проектному решению монтажа источников питания системы подачи огнетушащего средства;
    • правильность расположения оросителей (расстояния между ними, от оросителей до стен и пола; их ориентировка на возможные очаги пожара);
    •  правильность прокладки трубопроводов (прямолинейность труб, вертикальность стояков, прочность крепления к строительным конструкциям и т.п.);
    • наличие блокировочного устройства, предупреждающего преждевременное включение установки объемного тушения, и устройства для отключения вентиляции;
    • наличие световой и звуковой предупредительной сигнализации о необходимости покинуть помещение до пуска системы подачи огнетушащего средства (газ, порошок);
    • правильность монтажа узлов управления и устройств ручного пуска;
    • соответствие количества средств тушения количеству, предусмотренному проектом;
    • окраску в красный цвет насосов, узлов управления и ручного пуска, баллонов и емкостей для огнетушащих средств; соответствие окраски трубопроводов цветам в соответствии с требуемыми нормативными документами;
    • правильность устройства помещения станции пожаротушения;
    • наличие требуемого количества запасных частей (спринклеров, тросовых замков, пиропатронов, сигнальных ламп и др.) и мест для их хранения.

Проверка работоспособности АУП и определение функциональных характеристик системы:

    • приводят в исходное, а затем в рабочее состояние и испытывают работоспособность автоматических средств обнаружения пожара, замеряют секундомером время задержки до срабатывания системы оповещения; · приводят в исходное, а затем в рабочее состояние средства автоматизации управления;

      · проверяют работу блокировочного устройства для отключения вентиляции при пуске установок объемного тушения;

    • проверяют работу предупредительной сигнализации в установках объемного тушения;
    • проверяют работу устройств ручного (или дистанционного по месту расположения станционного оборудования) пуска;
    • испытывают системы пуска установки и подачи средств тушения без имитации признаков пожара, для чего:

В водяных и пенных спринклерных установках:

    • открывают сливной вентиль, при этом включается сигнал тревоги (водяной колокол в установках старого типа и электрический звонок от включения универсального регулятора давления (далее РДУ) или СДУ в установках нового типа), давление в пневмобаке понижается и установленный на нем электроконтактный манометр включает насос-повыситель (в установках с автоматическим пуском);
    • сливной вентиль закрывается - сигнал тревоги отключается;
    • установку приводят в рабочее состояние.

В водяных и пенных дренчерных установках:

    • закрывают вентиль трубопровода;
    • открывают кран ручного пуска на побудительном трубопроводе (в установках с пневматическим и тросовым пуском) или включают электрозадвижку (в системах с электропуском), при этом срабатывает сигнал тревоги и включается насос-повыситель;
    • установку приводят в рабочее состояние.

В установках газового и аэрозольного пожаротушения: К устройству пуска, вместо баллона с ОТВ подключается электротехническое устройство (со световым индикатором), которое замыкает контрольно-пусковую цепь. Имитируется срабатывание пожарного извещателя, после чего имитация пуска ОТВ наблюдается в виде свечения светового индикатора. Засекается время задержки выпуска ОТВ, после чего засекается время подачи ОТВ без учета времени задержки выпуска.

Исследование системы автоматического пожаротушения после тушения пожара способно оказать помощь при исследовании пожара по определению очага пожара. Для этого необходимо визуальным осмотром оценить показания приёмно-контрольного оборудования, состояние термоплавких замков в сплинклерных оросителях и пусковых устройств, целостность трубопроводов и других соединений.

Испытания систем внутреннего противопожарного водопровода (ВПВ) на водоотдачу путем проведения инструментального контроля Исследование системы противопожарного водоснабжения  проводится в следующем порядке:

  • Ознакомление и анализ технической документации (исполнительная и проектная документация) по системе внутреннего противопожарного водопровода;
  • Осмотр системы ВПВ представляющей собой совокупность трубопроводов и технических средств, обеспечивающих подачу воды к пожарным кранам, с производством замеров нормативных показателей монтажа оборудования системы противопожарного водопровода с целью проверки выполнения технических решений, предусмотренных в проектной документации по системе ВПВ и соблюдения нормативных требований в области пожарной безопасности;
  • Проведение испытаний на диктующем пожарном кране системы ВПВ с целью проверки соответствия функциональных характеристик системы (полученных измерений гидравлических параметров) на предмет соответствия нормативным документам по пожарной безопасности.

Методика рассмотрения проектов системы внутреннего противопожарного водопровода Одними из важнейших параметров (функциональных характеристик) системы ВПВ является давление, расход, и высота компактной части струи. Однако, для определения вышеуказанных характеристик путем проведения гидравлического расчета, необходимо учитывать законы течения жидкости и определить требуемой расстояние между пожарными кранами.

При экспертизе проектов внутреннго противопожарного водоснабжения определяется следующий основной алгоритм, по которому проводится исследование объекта и сбор сведений, необходимых для проектирования:

  • необходимость устройства внутреннего противопожарного водопровода по условиям пожарной безопасности технологического процесса;
  • соответствие выбранной схемы внутреннего водоснабжения требованиям пожарной безопасности;
  • правильность определения расходов воды на внутреннее пожаротушение и расчетного количества струй, а также напоров у внутренних пожарных кранов;
  • наличие не менее чем двух удаленных друг от друга вводов от наружного водопровода и кольцевание внутренней сети, если это требуется нормами;
  • соответствие места расположения водомерного узла и его устройства требованиям норм, наличие задвижек на обводных линиях, включаемых от пусковых кнопок, расположенных около внутренних пожарных кранов или сблокированных с устройствами для автоматического включения насоса;
  • правильность размещения внутренних пожарных кранов с точки зрения орошения помещения расчетным количеством струй (оценивается построением карты орошения);
  • правильность выбора длины рукавов и диаметров насадков у стволов;
  • правильность разделения внутренней сети на ремонтные участки задвижками;
  • соответствие насосной установки требованиям норм;
  • правильность определения количества резервных насосных агрегатов для целей пожаротушения;
  • наличие двух независимых источников энергопитания каждого пожарного насосного агрегата;
  • наличие автоматических устройств  для переключения насосных агрегатов при выходе из строя одного из них;
  • изолированность помещения насосной установки от помещений иного назначения;
  • огнестойкость основных конструкций помещения насосной установки;
  • соответствие водонапорных баков и пневматических установок нормативным требованиям;
  • правильность определения объема пожарного запаса воды в водонапорных и водяных баках пневматических установок, исходя из расчетного времени тушения при ручном и автоматическом включении насосов;
  • наличие автоматического отключения водонапорного бака в схеме водопровода с насосом-повысителем при пожаре;
  • обеспечение принятой высотой установки водонапорного бака в схеме водопровода без насоса-повысителя или давлением воздуха в пневматической установке необходимых напоров у внутренних пожарных кранов.

Помещения для размещения пневматических установок должны соответствовать требованиям, предъявляемым к помещениям насосных установок. Кроме выяснения степени выполнения общих требований, предъявляемых к противопожарным водопроводам внутри зданий, при экспертизе проектов внутренних противопожарных водопроводов, например, для зданий театров, следует установить следующее:

  • устройство запасных резервуаров при недостаточной водоотдаче в городском водопроводе или в случае присоединения внутренней сети к тупиковому водопроводу; автоматическое включение пожарных насосов; наличие отключающих задвижек (вентилей) на стояках, обслуживающих три пожарных крана и более;
  • устройство на линии между насосами и распределительным коллектором (для присоединения секций спринклерного и дренчерного оборудования) патрубков с обратными клапанами и стандартными соединительными головками для присоединения передвижных пожарных насосов;
  • устройство не менее трех пожарных кранов на планшете сцены при площади его до 500 м2 и не менее четырех – при большей площади, а также установка их в закрытых лестничных клетках рабочих галерей и вблизи входов в партер, амфитеатр, на ярусы зрительного зала (для орошения потолка зрительного зала по всей площади);
  • устройство на планшете колосниковой сцены кранов диаметром 65 мм с насадками 19 мм и пожарными рукавами длиной 10 м.

При экспертизе проектов внутренних противопожарных водопроводов жилых и общественных зданий повышенной этажности должны быть выяснены следующие основные вопросы (дополнительно к вопросам общего характера):

  • предусмотрены ли решения, обеспечивающие подачу воды к каждому из насосов-повысителей данной зоны в случае отключения одного из вводов (например, устройство задвижек на вводе и коллекторе);
  • предусмотрено ли устройство двух вводов, кольцевание сети по горизонтали, а также наличие задвижек у основания и на верхних концах стояков;
  • обеспечивается ли доступ к трубам внутренней сети в случае скрытой их прокладки;
  • соответствуют ли принятые расстояния между кранами условиям орошения каждой точки помещения не менее чем двумя струями;
  • предусмотрен ли выпуск двух выведенных наружу патрубков диаметром 77 мм для присоединения рукавов пожарных автомашин;
  • предусмотрена ли установка в пожарных кранах, расположенных у основания стояка, диафрагм для снижения давления и уменьшения расхода воды;
  • предусмотрено ли в насосной станции устройство телефонной или сигнализационной связи с ближайшей пожарной частью, а также световой и звуковой сигнализации об уровне воды в запасных резервуарах, водонапорных баках и пневматических установках каждой зоны.

При расчёте на одновременное действие четырех и более пожарных струй каждая точка помещения должна орошаться струями, подаваемыми от двух стояков.

ФГБУ «СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ «ИСПЫТАТЕЛЬНАЯ ПОЖАРНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ» ПО ГОРОДУ САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ» 197046, Санкт-Петербург, ул. Пеньковая, д. 6

т/ф: (812) 230-56-17

, 230-52-80


Смотрите также

Основные разделы
Задачи огнезащиты
Огнезащитные покрытия
Огнезащитные материалы
Огнезащитные предосторожности
Содержание, карта сайта.