Государственный пожарный надзор это


Государственный Пожарный Надзор - это... Что такое Государственный Пожарный Надзор?

  • Государственный пожарный надзор — (ГПН) специальный вид государственной надзорной деятельности, осуществляемый должностными лицами органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы (ГПС) в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и… …   Российская энциклопедия по охране труда

  • Государственный пожарный надзор — специальный вид государственной надзорной деятельности, осуществляемый должностными лицами органов управления и подразделений Государственной противопожарной безопасности Г.п.н. призван поддерживать высокий уровень пожарной безопасности в стране… …   Словарь черезвычайных ситуаций

  • Государственный пожарный надзор —    специальный вид государственной надзорной деятельности, осуществляемый должностными лицами органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения… …   Административное право. Словарь-справочник

  • Государственный пожарный надзор России: история, задачи и структура — Положение 1927 года первый документ, давший начало развитию принципиально новой в мировой практике структуры противопожарной службы, направленной на предупреждение пожаров, защиту жизни и здоровья граждан, сохранение материальных ценностей.… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Государственный пожарный надзор (ГПН) — федеральный государственный пожарный надзор деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, а также подведомственных им… …   Официальная терминология

  • Государственный пожарный надзор в лесах — надзор, осуществляемый уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, предусмотренном Федеральным законом О пожарной безопасности и названным Кодексом …   Экологическое право России: словарь юридических терминов

  • надзор государственный пожарный — Надзор, осуществляемый органами пожарной охраны по проверке выполнения правил, инструкций и технических норм по пожарной безопасности при проектировании и эксплуатации сооружений [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС… …   Справочник технического переводчика

  • НАДЗОР ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЖАРНЫЙ — надзор, осуществляемый органами пожарной охраны по проверке выполнения правил, инструкций и технических норм по пожарной безопасности при проектировании и эксплуатации сооружений (Болгарский язык; Български) държавен пожарен контрол (Чешский… …   Строительный словарь

  • Госпожнадзор — Государственный пожарный надзор …   Словарь сокращений русского языка

  • ГПН — Государственный пожарный надзор …   Словарь сокращений русского языка

dic.academic.ru

Государственный пожарный надзор :

В наше время ни единое государство не может существовать без разработанных и четко сформулированных правил безопасности при пожаре. Именно они могут обеспечить защиту жизни человека. В этом контексте пожарный надзор определяется как особый подвид надзорной деятельности того или иного государства.

Определение

Как было сказано выше, государственный пожарный надзор (ГПН) — это особый подвид надзорной деятельности любого государства. В свою очередь, надзор выполняется должностными лицами управленческих органов. Также весомый вклад вносят неисчислимые количества подразделений, которые занимаются организацией мероприятий по пожарной безопасности. Главной обязанностью пожарного надзора является обеспечение пожаробезопасности в том или ином населенном пункте, организации, на предприятии. Происходит это за счет систематических проверок и различных обследований на выявление пожароопасных факторов. Основная деятельность заключается в составлении сводок правил по увеличению показателей пожаробезопасности в государстве.

Необходимость пожарного надзора

Статистика по количеству случаев возгорания в бытовых условиях и по причине стихийных воздействий в настоящее время чрезвычайно велика. Только в месяц на территории Российской Федерации происходят около 30 000 пожаров. А за год эта цифра превышает отметку в 400 000 случаев возгорания. По сравнению с другими развитыми странами ситуация выглядит плачевно. Если сопоставить затраты на компенсацию урона от пожара и всех стихийных бедствий, то в денежном эквиваленте стихийные бедствия обходятся намного дешевле.

Подытожив все вышесказанное, вопрос о том, нужен ли пожарный надзор, отпадает сам по себе. Эта надзорная деятельность крайне необходима для увеличения уровня пожаробезопасности в стране.

Причины возникновения пожароопасных факторов

Огромное количество пожаров на территории страны вызвано множеством факторов, среди которых большую нишу занимает несоблюдение элементарных основ пожаробезопасности. Многие люди попросту не знают простых правил, что и приводит к печальному исходу. Также немаловажным фактором выступает отсутствие дисциплины на множествах предприятий, такая халатность и становится причиной возгораний. Вкупе с этими факторами выступает также несоблюдение норм эксплуатации технологического, механического и энергетического оборудования. Вследствие этого физический износ настигает намного раньше, что и приводит к несчастным случаям. Пожары в бытовых условиях чаще всего происходят по вине курящих людей, а так как число таковых огромное, то и показатели высокие. Подводя к логическому завершению, можно сделать вывод, что государственный пожарный надзор необходим для нейтрализации всех этих факторов.

Функции и задачи пожарного надзора

Пожарный надзор, помимо ряда прав и обязанностей, имеет основные функции и задачи, которые обязан выполнять в любых случаях. Именно инспектор пожарного надзора должен обеспечивать защиту жизнедеятельности каждого гражданина страны, равно как и его имущества. Также он обязан защищать имущество муниципалитета и организаций. В обязанности инспектора также входит подведение статистики и составления отчета по пожарам и их последствиям. Помимо этого, в обязательном порядке должны быть рассмотрены жалобы граждан и различных организаций.

Ряд вышеперечисленных задач должен исполняться беспрекословно каждым работником органов пожарного надзора.

Права органов пожарного надзора

Органы пожарного надзора, в частности должностные лица, имеют ряд прав, ввиду которых осуществляется их противопожарная деятельность.

Первое и основное правило заключается в том, что должностные лица обязаны выполнять надзор и проверять соблюдение требований пожаробезопасности различными внутренними органами и фактической исполнительной властью. Также надзор осуществляется над отдельными органами исполнительной власти государства, местного управления, различных предприятий и гражданами.

При обнаружении несоответствия требованиям пожарной безопасности органы государственного пожарного надзора в обязательном порядке должны внести предложения по выполнению оных.

Проверка сооружений, территории предприятий, зданий, помещений и других структур проводится 24 часа в сутки, даже в нерабочее время. Необходимо это для обеспечения круглосуточного контроля. При выявлении несоответствия требований пожарной безопасности следует пресекать на месте все нарушения.

Если существует достоверная информация о нарушении пожаробезопасности, должностное лицо имеет беспрекословное право пройти на частную территорию предприятия, жилого помещения и на земельные участки для проведения проверки и выявления несоответствий.

Должностные лица вправе вносить решающее слово в процессе работы комиссий по выбору места для строительства, а также имеют право вносить поправки в работу комиссий по приему объектов, прошедших реконструкцию или же завершенных объектов.

Если в проектно-сметной или же градостроительной документации будут обнаружены обоснованные отступления от существующих требований пожаробезопасности или их отсутствие, то работник органов пожарного надзора имеет полное право вносить коррективы в документы. Тем самым обеспечивать выполнение требований пожаробезопасности при строительстве, реконструкции, переоснащении предприятий, сооружений, зданий и при капитальных ремонтах.

При выполнении проектно-изыскательной работы предприятия должна быть выполнена проверка пожарного надзора, во время которой выявляются и пресекаются все нарушения требований пожарной безопасности.

При выявлении нарушений работник государственного пожарного надзора обязан предоставлять выписки с нарушениями, которые в обязательном порядке должны быть устранены руководителями организаций, гражданами и иными должностными лицами. При выявлении нарушений пожаробезопасности в выпускаемой продукции — имеет право снять с производства, прекратить выпуск и остановить реализацию работ, услуг, товаров.

Сферы влияния пожарного надзора

Пожарный надзор при выяснении обстоятельств, которые нарушают пожарную безопасность, с иностранными лицами имеет те же полномочия, что были перечислены выше.

Вопросом о выяснении обстоятельств нарушения пожаробезопасности в лесистой местности занимается федеральный пожарный надзор, руководствующийся большим объемом прав, чем районный.

В случае выявления нарушения пожаробезопасности при проведении взрывных работ на открытых разработках или же в шахтах в полномочия вступает федеральный государственный пожарный надзор промышленных комплексов.

Цели пожарно-технического обследования

Пожарно-техническое обследование — это одна из основных форм контроля за работой пожарного надзора. Именно качество проведения этого обследования и оказывает большее влияние на степень борьбы с огнеопасными факторами.

Основными целями этого обследования являются:

  • Абсолютный контроль факторов, которые могут стать причиной пожара, а также своевременное их устранение.
  • Составление плана специальных мероприятий для обеспечения безопасности жизни людей при пожаре, также целью является устранение дальнейшего продвижения огня во время ликвидации возгорания.
  • Распространение информации по пожарной безопасности среди граждан. А также предоставление инструкций правил поведения при пожаре.

Системные образования структурных аппаратов

Подразделения государственной противопожарной службы МЧС, а также различные структурные аппараты в областях и городах разделяются на два системных образования, которые выполняют различные функции:

  • Система аппаратов ГПН - выполняет задачи, связанные с предотвращением возгораний. Сюда входят различные отделения МЧС, а также инспектора пожарного надзора.
  • Система мероприятий по тушению возгораний - в неё входят различные отделения УГПС и ОГПС, местные штабы, отвечающие за предотвращение возгораний, дежурные службы оперативного реагирования, а также службы, которые несут специальную функцию при пожаротушении.

Государственный пожарный надзор: полномочия представителей органа

Все права и обязанности, которые возложены на ГПН, заверены и приняты правительством государства. Исходя из этого, должностные лица пожарного надзора имеют ряд полномочий, которые ни в коем случае не могут быть оспорены предпринимателем или же юридическим лицом.

Все совершенные действия инспектором надзора пожаробезопасности должны быть официально заверены и не противоправны. По окончании проверки требований пожаробезопасности инспектор обязан составить отчет, в котором все его действия резюмированы.

Нормы пожаробезопасности на предприятии

Юридическое лицо или предприниматель беспрекословно обязан пройти ряд экспертиз. Для этого необходимо подать заявление в МЧС. Пожарный надзор должен проверить помещение на эксплуатационные показатели. Есть три вида помещений, проверка для которых отличается в наличии различных документов.

При аренде помещения арендодатель должен представить соответствующий документ. В том случае, если помещение является собственностью юридического лица или предпринимателя, он сам должен представить соответствующий документ, а при его отсутствии оформление такового должно быть выполнено в обязательном порядке. Если помещение для предприятия новое, то также необходимо подтвердить этот факт соответствующими документами. Все эти манипуляции проводятся для того, чтобы государственный пожарный надзор МЧС дал свое разрешение по вводу в эксплуатацию помещения предприятия.

Разрешение от МЧС — это специальный документ, подтверждающий соответствие помещения нормам пожаробезопасности. В случае если такого документа нет или же требования по пожаробезопасности нарушены, предприниматель или юридическое лицо понесет наказание в виде штрафа или же приостановки эксплуатации.

Правила ведения документации пожарного надзора

Во всех службах МЧС и их частях, на городском, районом, областном либо же федеральном уровне предусмотрено ведение учета проведенных ими мероприятий. Необходимо это для составления статистики и общей картины пожаробезопасности на государственном уровне. На основании всех полученных отчетов и проводится статистический анализ, а также осуществляется контроль уровня пожарной безопасности в тех или иных населенных пунктах, областях, районах, на предприятиях.

Все что было сказано выше в полной мере дает понять необходимость данной надзорной деятельности. Она способствует снижению уровня пожароопасных факторов на территории государства, что обеспечивает дополнительную защиту жизни и здоровья граждан.

businessman.ru

НАДЗОР ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЖАРНЫЙ - это... Что такое НАДЗОР ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЖАРНЫЙ?

  • надзор государственный пожарный — Надзор, осуществляемый органами пожарной охраны по проверке выполнения правил, инструкций и технических норм по пожарной безопасности при проектировании и эксплуатации сооружений [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС… …   Справочник технического переводчика

  • Государственный пожарный надзор России: история, задачи и структура — Положение 1927 года первый документ, давший начало развитию принципиально новой в мировой практике структуры противопожарной службы, направленной на предупреждение пожаров, защиту жизни и здоровья граждан, сохранение материальных ценностей.… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Государственный пожарный надзор — (ГПН) специальный вид государственной надзорной деятельности, осуществляемый должностными лицами органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы (ГПС) в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и… …   Российская энциклопедия по охране труда

  • Государственный Пожарный Надзор — См. Государственная пожарная служба Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

  • Государственный пожарный надзор — специальный вид государственной надзорной деятельности, осуществляемый должностными лицами органов управления и подразделений Государственной противопожарной безопасности Г.п.н. призван поддерживать высокий уровень пожарной безопасности в стране… …   Словарь черезвычайных ситуаций

  • Государственный пожарный надзор —    специальный вид государственной надзорной деятельности, осуществляемый должностными лицами органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения… …   Административное право. Словарь-справочник

  • Государственный пожарный надзор (ГПН) — федеральный государственный пожарный надзор деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, а также подведомственных им… …   Официальная терминология

  • Государственный пожарный надзор в лесах — надзор, осуществляемый уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, предусмотренном Федеральным законом О пожарной безопасности и названным Кодексом …   Экологическое право России: словарь юридических терминов

  • Государственная противопожарная служба — Эмблема Государственной противопожарной службы …   Википедия

  • Госпожнадзор — России Государственный пожарный надзор Государственный пожарный надзор Российской Федерации организация, РФ …   Словарь сокращений и аббревиатур

dic.academic.ru

Государственный пожарный надзор

Государственный пожарный надзор* – это специальный вид государственной надзорной деятельности, осуществляемый должностными лицами органов управления и подразделений государственной противопожарной службы* в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.

Известно, что ежегодно в РФ регистрируется около 400 тысяч пожаров, последствия которых приносят убытки, составляющие колоссальные суммы. Число погибших при пожаре в РФ в три раза превышает аналогичные показатели других развитых стран.

Их количество обусловливается комплексом таких факторов, как снижение уровня производственной дисциплины; несоблюдение правил пожарной безопасности; физический износ механического, технологического и энергетического оборудования и др. В этой связи велика роль государственного пожарного надзора.

Должностные лица органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы при осуществлении государственного пожарного надзора имеют право:

1) осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ. Органами местного самоуправления, предприятиями, а также должностными лицами и гражданами;

2) вносить в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления предложения о выполнении мер пожарной безопасности;

3) проводить обследования и проверки территорий. Зданий, сооружений, помещений предприятий и других объектов, в том числе в нерабочее время, в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений;

4) входить беспрепятственно в порядке, установленном законодательством РФ, в жилые и иные помещения, на земельные участки граждан при наличии достоверных данных о нарушении требований пожарной безопасности, создающем угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей;

5) участвовать с правом решающего голоса в работе комиссий по выбору площадок и трасс строительства, а также комиссий по приёмке завершённых строительством или реконструкцией объектов;

6) рассматривать и согласовывать в части соблюдения требований пожарной безопасности градостроительную и проектно-сметную документацию на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию, расширение и техническое переоснащение предприятий, зданий, сооружений и других объектов при обоснованных отступлениях от действующих требований пожарной безопасности или при отсутствии указанных требований;______________

* См. ФЗ «О пожарной безопасности».

* В соответствии с Указом Президента РФ от 9 ноября 2001 года Государственная противопожарная служба передана из МВД России в ведение МЧС России.

7) проводить на предприятиях, выполняющих проектные и проектно-изыскательские работы, выборочные проверки в части соответствия разрабатываемой ими проектной и проектно-сметной документации требованиям пожарной безопасности;

8) давать руководителям предприятий, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, обеспечению пожарной безопасности товаров, работ и услуг, снятию с производства, прекращению выпуска и приостановке реализации товаров, работ и услуг, не соответствующих требованиям пожарной безопасности;

9) приостанавливать полностью или частично работу предприятий, производственных участков, агрегатов, эксплуатацию зданий, сооружений, помещений, проведение отдельных видов работ при выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и безопасности людей, а также в случае невыполнения этих требований при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, расширении, техническом переоснащении предприятий. Зданий, сооружений и других объектов;

10) производить в соответствии с действующим законодательством дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности;

11) назначать в соответствии с действующим законодательством административные наказания гражданам и юридическим лицам за нарушение требований пожарной безопасности и др.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 2

Согласно ст. 1 ФЗ «О Прокуратуре РФ», прокуратура РФ – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за исполнением действующих на её территории законов.Прокуратура выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.

Надзор– это функция специальных государственных органов по систематическому наблюдению за точным и неуклонным соблюдением законов и иных нормативных актов, осуществляемая в отношении неподчинённых им граждан и юридических лиц с целью обеспечения законности, безопасности общества, государства и граждан.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет:

- надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

- надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

- надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключённых под стражу;

- уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;

- координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством РФ участвуют в рассмотрении дел судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов. (Всё это является предметом прокурорского надзора за исполнением закона).

Сущность прокурорского надзора состоит в выявлении, предупреждении, пресечении и устранении нарушений законов всеми субъектами права.

Цели прокурорского надзора:

- своевременное реагирование на нарушение законности в управлении;

- принятие мер по устранению причин и условий её нарушения;

- восстановление нарушенных прав, привлечение к ответственности виновных лиц.

Методы работы органов прокуратуры по обеспечению законности в сфере управления следующие:

1) проверка исполнения законов поднадзорными объектами. По итогам проверки составляются справки, которые направляются в соответствующие органы, организации для принятия мер по устранению выявленных нарушений законности;

2) проверка правовых актов, издаваемых поднадзорными объектами, с целью установления соответствия актов закону и иным нормативным актам;

3) участие прокурора в заседаниях органов представительной и исполнительной власти;

4) изучение, обобщение сведений о нарушениях законности и принятие соответствующих мер.

При осуществлении возложенных на него функций прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок их защиты; принимает меры по предупреждению и пресечению таких нарушений, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причинённого ущерба.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 3

Реализуя свои полномочия, органы прокуратуры не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных объектов.

Законом предусмотрены формы реагирования прокурора на нарушения законности. Ими являются следующие: протест, представление, постановление и предостережение.

Протест прокурора – одна из форм реагирования на противоречащий закону правовой акт поднадзорного органа или должностного лица. Протест приносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, издавшим этот акт, либо в суд. В протесте прокурор вправе требовать отмены акта либо приведения его в соответствие с законом. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее десятидневного срока с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного органа субъекта РФ или органа ме6стного самоуправления – на ближайшем заседании. В исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращённый срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения прокурору сообщается в письменной форме незамедлительно. В случае рассмотрения протеста коллегиальным органом, о дне его заседания сообщается прокурору, принесшему протест, чтобы он мог лично поддержать протест.

Представление прокурораготовится на основе материалов прокурорских проверок и преследует цель устранения нарушений законов, причин и условий, способствующих их нарушению. Каждое преставление индивидуально по своему содержанию. Оно вносится в орган или должностному лицу, правомочным устранять нарушение закона, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца должны быть приняты конкретные меры и о результатах сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне его заседания.

Постановление прокурорао возбуждении дела об административном правонарушении подлежит рассмотрению и исполнению уполномоченным на то органом или должностным лицом в установленный законом срок. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

Принятие данного решения зависит от характера нарушения закона должностным лицом или гражданином.

Предостережениео недопустимости нарушения закона объявляется прокурором должностным лицам в целях предупреждения правонарушений при наличии данных о готовящихся противоправных деяниях.

В случае неисполнения требований, изложенных в предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

Заявление о признании правового акта противоречащим закону (недействительным). Это письменное обращение прокурора в суд, содержащее ходатайство признать незаконный правовой акт недействительным. Заявление направляется в суд в порядке. Предусмотренном процессуальным законодательством РФ.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 4

Тема № 14. Административно-правовые режимы.

Вопросы по теме:

1. Основные начала теории правовых режимов.

2. Понятие и признаки специальных административно-правовых режимов.

3. Виды специальных административно-правовых режимов.

4. Режим чрезвычайного положения.

5. Режим особого положения.

6. Режим военного положения.

7. Режим закрытого административно территориального образования.

8. Режим охраны Государственной границы Российской Федерации.

Правовой режим – это официально установленный особый порядок правового регулирования, отражающий совокупность юридических и организационных средств, используемых для закрепления социально-правового состояния объектов воздействия и направленный на обеспечение их устойчивого функционирования.

Правовому режиму присущи следующие признаки:

1) правовое регулирование целенаправленно осуществляется в интересах определённого объекта, предмета или процесса – носителя правового режима;

2) совокупность используемых правовых средств образует специальные правила поведения, деятельности, жизнедеятельности, официально установленные и обеспеченные системой организационно-правовых мер;

3) в правовых актах закрепляется определённое правовое состояние объекта или процесса, отличное от иных участков правовой действительности;

4) специально установленные правила направлены на создание условий, препятствующих нарушению статуса (состояния) носителя режима, поддержание заданных параметров его функционирования;

5) деятельность субъектов, реализующих режимные правила, основана на единых правовых принципах, единых правовых формах и осуществляется в точном соответствии с заранее установленным механизмом реализации прав и обязанностей.

Нормативно-правовая основарежимного регулирования зависит от характера и вида правового режима. Режимы, предусматривающие ограничения правосубъектности граждан и организаций, могут устанавливаться только ФЗ. Указы Президента РФ, правительственные акты, акты иных органов исполнительной власти применительно к таким режимам реализуют правоприменительную функцию, вводя предусмотренный законом режим на определённой территории, закрепляя конкретные режимные правила. Для региональных режимов нормативно-правовой основой выступают законы и иные акты субъектов РФ. Местные режимы, действующие на территории муниципальных образований, могут вводиться актами органов местного самоуправления.

Структураправового режима включает такие элементы, как носитель режима, режимные правовые средства, режимные правила, правовые статусы субъектов режимного регулирования, система организационно-юридических гарантий.

Носителем режима является определённая территория (режим закрытого административно-территориального образования, режим исключительной экономической зоны), правовые образования и институты (режим законодательства. Режим отрасли), организации (режим атомной электростанции, военного объекта, исправительно-трудового учреждения), социальные и природно-техногенные процессы (режим труда и отдыха, чрезвычайной ситуации), предметы материального мира (режимы имущества, природных ресурсов, документов), административная деятельность (режим секретности, таможенные режимы).

Режимными правовыми средствами являются нормативные предписания, акты реализации прав и обязанностей субъектов, правоприменительные акты, меры поощрения и принуждения, юридические санкции, методы и приёмы административной деятельности. Каждый правовой режим в зависимости от целей и задач регулирования обладает адекватным набором правовых средств.

Режимные правила– это сочетание правовых средств, создающих нормативную модель поведения и регламентирующих порядок пользования субъективными правами, полномочиями, обязанностями, ограничениями. Правила являются ядром режима. С их помощью обеспечивается сам режим.

Субъектами правовых режимовявляются физические и юридические лица, связанные с носителем режима (работа, проживание, обязанности). В качестве специального субъекта выступают государственные и муниципальные органы и их должностные лица, обеспечивающие соблюдение установленных правил. Объём, степень самостоятельности, характер дополнительных прав и обязанностей указывают на особенность режима в целом, а также на его отраслевую принадлежность.

Система организационно-юридических гарантий – составная часть правового режима. Она отвечает за устойчивость режимных правил, их фактическую выполняемость, устранение возможных нарушений.

Именно режим с его запретами, ограничениями, мерами принудительного воздействия, юридическими санкциями, особым порядком управления позволяет показать те правовые последствия, которые порождает подобное регулирование на территории определённых зон.

К наиболее общим, универсальным, правовым режимам относятся режимы отраслей права и законодательства.

Под юридическим режимом отрасли следует понимать особую, целостную систему регулятивного воздействия, которая характеризуется специфическими приёмами регулирования – особым порядком возникновения и формирования содержания прав и обязанностей, их осуществления, спецификой санкций, способов их реализации, а также действием единых принципов, общих положений, распространяющихся на данную совокупность норм.

Административному праву присущ свой отраслевой режим, в основе которого лежат принципы административно-правового регулирования, методы и способы административно-правового воздействия, правовое положение участников административно-правовых отношений. Это режим, который может быть обозначен как общий режим деятельности государственной администрации, рассчитанный на повседневную административную деятельность и социально-управленческие решения.

Однако, когда требуются особые меры исполнительной деятельности, применяемые на строго определённой территории, в отношении определённого объекта или предмета, устанавливаются специальные административно-правовые режимы (САПР).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 5

Специальные административно-правовые режимы представляют собой одну из разновидностей особых правовых режимов.

Их основное назначение состоит в:

- обеспеченности конституционной безопасности при возникновении внешних и внутренних угроз территориальной целостности и независимости государства – агрессии против РФ, вооружённых конфликтов, массовых беспорядков;

- обеспечении функционирования объектов, представляющих повышенную общественную опасность или имеющих важное государственное значение;

- определении порядка реализации прав и обязанностей, условий жизнедеятельности на территориях, где проводятся специальные природоохранные, санитарные, противопожарные и иные мероприятия, а также на территориях, являющихся специальными зонами государственно-правовой охраны;

- установлении порядка пользования предметами, представляющими повышенную общественную опасность или содержащими сведения, составляющие государственную тайну;

- обеспечении прав граждан и организаций в условиях чрезвычайных ситуаций;

- нормализации обстановки, восстановлении правопорядка;

- создании условий для эффективной деятельности органов исполнительной власти, результативного осуществления ими контрольных, надзорных, регламентационных полномочий.

Основаниями для установления САПР выступают экстраординарные ситуации социального и природно-техногенного характера, создание объекта – носителя САПР (образование заповедника, создание пункта пропуска через государственную границу), возникновение иных факторов, требующих режимного регулирования.

Правовой основой САПР выступают Конституция РФ, ФЗЮ указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти, а также законы и иные правовые акты субъектов РФ. Среди них выделяются акты, специально посвященные одному виду САПР – о ветеринарии, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, чрезвычайном положении, исключительной экономической зоне, закрытом административно-территориальном образовании, государственной границе, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.

Конституция РФ осуществляет первичную легализацию таких САПР, как чрезвычайное и военное положение, режимов государственной границы, пограничных зон, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа, особо охраняемых природных территорий (ст. 71-72, 87-88). Конституция РФ закрепляет основополагающие положения и принципы функционирования САПР – принцип неприкосновенности основных прав и свобод (ч. 3 ст. 56), основания ограничения прав и свобод (ч. 3 ст. 55), принцип официального установления (ч. 3 ст. 15, п. «б», «в» ст. 102), отнесение САПР к совместному ведению РФ и субъектов РФ (п. «б», «з», «к» ст. 72).

Законы определяют вид правового режима и его носитель, основания введения, субъект, осуществляющий режимное управление, режимные меры, правила режимной деятельности.

Детализацию законов, применительно к САПР осуществляют Президент РФ в отношении важнейших государственно-правовых режимов. Правительство РФ в отношении режимов, имеющих общефедеральное значение, федеральные органы исполнительной власти в отношении режимов, действующих на подведомственных им территориях или объектах.

САПР устанавливается в том случае, когда иные меры административно-правового регулирования не могут обеспечить должный правовой порядок (обеспечить безопасность, охрану, нормализовать обстановку), добиться необходимого правового состояния социального объекта.

Это достигается с помощью таких средств, как:

- дополнительные запреты и обязанности с последующим осуществлением контроля за исполнением этого требования;

- специальные административные меры, направленные на установление и поддержание режимных правил – государственная экспертиза, государственный мониторинг, государственная регистрация, лицензирование;

- разрешительный способ и тип реализации прав и свобод, выполнения хозяйственной деятельности, предполагающий предварительное обращение с просьбой предоставить возможность осуществить те или иные права.

- система контроля и надзора за выполнением режимных требований физическими, юридическими лицами, а также должностными лицами. К ним относятся сплошная и выборочная проверка соблюдения правил, оперативно-розыскные мероприятия, пресекательные меры и меры ответственности;

- организационно-техническое обеспечение установленных режимных правил, позволяющее эффективно предупреждать, выявлять и пресекать их нарушения (средства связи, транспортные средства, специальное оборудование для осмотра и т. д.).

Некоторые правовые режимы определяются как комплексные, т. к. в конструировании этих режимов принимают участие нескольких отраслей права – конституционного, административного, международного, муниципального, финансового – это во-первых, и во-вторых, эти режимы затрагивают различные по характеру права и обязанности субъектов режимного регулирования. Это касается режима исключительной экономической зоны, закрытого административно-территориального образования, режима в зоне проведения контртеррористической операции.

Итак, к признакам САПР относятся:

1) сфера их применения – они устанавливаются в сфере деятельности публичной администрации, в связи с выполнением органами государственной власти и местного самоуправления своих обязанностей обеспечить безопасность, охрану, защиту;

2) предписания, образующие режимные правила, состоят из запрещающих и обязывающих административно-правовых норм, ограничивающих общую правосубъектность физических и юридических лиц;

3) обязательными субъектами особых правовых режимов являются исполнительные органы государственной или муниципальной власти;

4) при регулировании правоотношений, возникающих между населением и публичной администрацией по поводу соблюдения режимных правил, применяется административно-правовой метод воздействия;

5) нарушение правил режима влечёт за собой меры дисциплинарного и административного принуждения.

Режимные приёмы регулирования – это регулятивные свойства САПР, проявляющиеся в использовании специального административного инструментария.

Они проявляются в следующем:

- зонирование территории (разграничение её на сектора, где в каждом действуют особые правила;

- создание специальных постоянных или временных органов, наделённых компетенцией по поддержанию режима (для обеспечения соблюдения режимных правил, контроль за реализацией прав и обязанностей);

- особые режимные правила, состоящие из правил и условий жизнедеятельности населения, включающих порядок пребывания и передвижения по режимной территории, порядок пользования имуществом, земельными участками, пропускной режим; правил ведения хозяйственной деятельности, правил обращения с имуществом, запрещение отдельных видов предпринимательской деятельности, обязанности проведения охранных, защитных и спасательных мероприятий;

- закрепление правового положения объекта (носителя режима) – особого статуса заповедника, военно-промышленного объекта, документа, содержащего сведения, составляющие государственную тайну.

С помощью САПР органы исполнительной власти эффективно действуют в различных социальных ситуациях, реально выполняя свои функции по охране и защите установленных правил и являются важнейшим правовым средством обеспечения правосубъектности граждан и организаций.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 6

Классификация САПР призвана помочь законодателю систематизировать имеющийся в распоряжении органов власти административно-правовой инструментарий, с тем чтобы своевременно реагировать на возникновение различных нетипичных ситуаций, осуществлять адекватное и комплексное регулирование территории и объектов с особым социальном статусом.

В зависимости от подведомственности САПР могут быть разделены на три группы:

1)федеральные режимы, устанавливаемые и регулируемые федеральными органами исполнительной власти;

2) региональные режимы, устанавливаемые органами исполнительной власти субъектов РФ;

3) местные режимы,устанавливаемые органами местного самоуправления на территории муниципальных образований.

Некоторые виды могут находиться во всех трёх группах (режим чрезвычайной ситуации природно-техногенного характера, режимы особо охраняемых природных территорий).

Если за основу разграничения взять объект – носитель режима, то выделяются:

а) территориальные режимы – режим закрытого административно-территориального образования, военное положение, карантин, режимы исключительной экономической зоны, континентального шельфа, лечебно-оздоровительных местностей;

б) объектовые режимы – режим объекта атомной энергетики, режим водохранилища, режим придорожных полос федеральных автомобильных дорог и др.;

в) режимы обращения с предметами, представляющими повышенную общественную опасность или имеющие важное государственное значение, - режимы оружия, наркотических веществ, ядов, документов, содержащих государственную тайну, паспортный режим;

г) функционально-деятельностные режимы – режимы деятельности органов МЧС России, противопожарный режим, эвакуационный режим. Режимы контртеррористической операции, таможенные режимы.

САПР можно различать по предмету регулирования – природоохранные режимы (заповедников, национальных и природных парков, лечебно-оздоровительных местностей и курортов), режимы обеспечения государственной безопасности (государственной границы, защиты государственной тайны, военных объектов, порядка выезда из России и въезда в Россию), режимы охраны общественного порядка (чрезвычайное положение).

С точки зрения юридических свойств режимы можно подразделить на ординарные и экстраординарные. Последние вводятся только в случае возникновения чрезвычайных ситуаций социального или природно-техногенного характера, вызванных агрессией против РФ, массовыми беспорядками, стихийными бедствиями и т. п.

Экстраординарные режимы – это особые правовые режимы жизнедеятельности населения, осуществления хозяйственной и иной деятельности организациями, а также функционирования органов государственной власти и органов местного самоуправления на территории, где возникла угроза безопасности и которая признана зоной чрезвычайной ситуации, зоной вооружённого конфликта. Зоной военных действий.

Отличительными особенностями экстраординарных режимов являются:

- использование мер, ограничивающих конституционные права и свободы граждан и организаций;

- введение дополнительных административно-правовых обязанностей и запретов;

- предоставление чрезвычайных полномочий органам власти для поддержания режима;

- введение форм особого управления территорий, на которой установлен экстраординарный режим, включая создание временных специальных органов, перераспределение компетенции, приостановление деятельности отдельных органов государственной власти и местного самоуправления.

Экстраординарные режимы –это временные САПР, которые действуют только в период существования чрезвычайной ситуации. С одной стороны, в законодательстве установлены конкретные сроки, на которые могут вводиться эти режимы, а с другой – уполномоченные органы обязаны отменить действие режимов, если отпали обстоятельства, послужившие основанием для их установления.

Законодательство РФ предусматривает три типа экстраординарных режимов – чрезвычайное, военное и особое положение.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 7

Тема № 13. Административный надзор.

Приостановление, отзыв и аннулирование лицензии.

В случае нарушения правил и условий лицензионной деятельности к лицензиатам могут применяться разнообразные меры административного принуждения. Это меры пресечения, которые заключаются в следующем:

1) предостережение;

2) изъятие документов;

3) изъятие имущества;

4) запрещение эксплуатации;

5) отстранение от работы;

6) приостановление действия лицензии и др.

Граждане и организации, виновные в нарушении прав и условий, могут быть подвергнуты штрафу, лишению прав, у них может быть отозвана, аннулирована лицензия.

Компетентный орган вправе приостановить действие лицензии, если лицензиат:

- неоднократно нарушает лицензионные требования и условия;

- совершает грубые нарушения.

Лицензирующий орган, приостанавливая действие лицензии, устанавливает срок устранения нарушений. Этот срок не может превышать шести месяцев. Если лицензиат вовремя устранит недостатки и в письменной форме сообщит об этом, лицензирующий орган обязан принять решение о возобновлении действия лицензии. При этом субъект власти вправе проверить обоснованность ходатайства.

Аннулирование лицензии производится по решению суда на основании заявления лицензирующего или иного компетентного государственного органа. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии до вступления в силу решения суда.

Решение о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием не позднее чем через три дня со дня его принятия.

Отзыв лицензии означает аннулирование данного разрешения навсегда. Заинтересованное лицо вправе в установленном порядке получить новую лицензию.

Вопросы по теме:

1. Понятие и субъекты административного надзора.

2. Содержание административного надзора.

3. Правовые основы административного производства.

4. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

5. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения.

6. Государственный пожарный надзор.

Административный надзор –наблюдение полномочными государственными органами и должностными лицами за исполнением действующих в сфере управления специальных правовых норм, общеобязательных правил, закреплённых в законах и подзаконных актах.

Основная цель административного надзора –обеспечение законности и правопорядка в государственном управлении.

В условиях сокращения государственного вмешательства в деятельность организаций, в жизнь граждан, перехода к правовому государству объём надзора будет увеличиваться за счёт сужения объёма контроля. Кроме того, объём надзорной деятельности расширяется потому, что в жизни общества увеличивается роль технических средств, разнообразных технических правил, контроль за соблюдением которых – важное условие обеспечение безопасности.

Надзор – это ограниченный, суженный контроль. В РФ в настоящее время существуют три типа надзора:

1) судебный;

2) прокурорский;

3) административный.

Административный надзор является самым большим по объёму и разнообразию. Его осуществляют сотни тысяч государственных служащих, он значительно отличается от судебного, и от прокурорского надзора тем, что:

1) властными субъектами надзорной деятельности являются структурные подразделения органов исполнительной власти;

2) главная цель судебного и прокурорского надзора – обеспечение законности в стране, а административного надзора – обеспечение безопасности граждан, общества, государства (для предупреждения вредных для общества действий, событий, стихийных бедствий, эпидемий, пожаров, взрывов и т. д., уменьшения тяжести их последствий);

3) административный надзор всегда специализирован, направлен на соблюдение специальных правил (санитарных, ветеринарных, таможенных, рыбной ловли, торговли и др.), а не на соблюдение законности в целом;

4) административный надзор за конкретными объектами производится систематически, по инициативе самих субъектов, а не только по сигналам и жалобам;

5) административный надзор осуществляется в отношении организационно неподчинённых объектов;

6) административный надзор связан с широким применением мер административного принуждения.

Таким образом,административный надзор –надведомственный, специализированный, систематический контроль государственной администрации за соблюдением гражданами и организациями правовых и технико-правовых норм.

Субъекты надзорной деятельности обязаны заботиться о том, чтобы не допустить, предотвратить наступление вредных последствий (пожаров, эпизоотий, эпидемий, дорожно-транспортных происшествий и т. д.), выявить обстоятельства, которые могут быть их причиной. И принять меры для устранения обнаруженных отклонений.

В системе регулятивного административного надзора можно выделить две разновидности:

- за неопределённым числом субъектов, кто обязан соблюдать противопожарные, санитарные, таможенные и иные правила;

- за лицами, получившими лицензии и иные разрешения.

Существует ещё одна разновидность рассматриваемого способа административного воздействия – надзор за лицами, имеющими судимость, не вставшими на путь исправления. Такой надзор осуществляется ОВД и носит принудительный характер.

Многочисленные надзорные службы можно разделить на три группы:

1) специализированные надзорные ведомства, главной задачей которых является систематический надведомственный контроль за соблюдением специальных правил, например Федеральный надзор по ядерной и радиационной безопасности;

2) государственные инспекции и иные структурные подразделения, входящие в состав федеральных органов исполнительной власти, например Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД РФ, Российская транспортная инспекция Минтранса России, органы государственного пожарного надзора МЧС России и др.;

3) разнообразные организационные структуры (ведомства, органы, структурные подразделения органов), которые осуществляют надзор наряду с другими видами деятельности, например, государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии.

В настоящее время единого правового акта, регулирующего основы административного надзора в РФ нет.

Основными направлениями надзорной деятельности выступают:

- предупреждение (профилактика) правонарушений;

- пресечение правонарушений;

- привлечение к ответственности виновных лиц.

Органы административного надзора осуществляют и нормотворческую деятельность – разрабатывают и утверждают правовые и технико-юридические нормы, правила, издают нормативно-техническую документацию, готовят проекты законодательных актов и т. п.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 8

Содержание административного надзора.

Содержание административного надзора раскрывается через основные направления этой деятельности.

1) Правотворчество, участие в определении правового режима поднадзорных объектов.

2) Организационно-массовая и материально-техническая предупредительная деятельность (пропаганда специальных знаний, координацию и методическое руководство деятельностью поднадзорных объектов, учётно-аналитическую работу).

3) Предварительный контроль (проведение экспертиз, выдача заключений на проекты строительства сооружений, производства продукции, допуск к работе (с секретными материалами, наркотическими средствами, к управлению транспортными средствами), выдача разрешений и т. д.). В этом ряду государственные аттестации, аккредитации, сертификации, клеймление метрологических средств, ювелирных изделий.

4) Текущий контроль. Представляет собой наблюдение за соответствующими отношениями, действиями, состоянием окружающей среды и материальных ценностей. Основной формой надзорной деятельности является непосредственное осуществление контроля, сбор и анализ информации о поднадзорных объектах (представление справок, отчётов, документов, объяснений, проведение обследований, досмотров, экспертиз и т. п.).

Систематически проводятся проверки соблюдения организациями и гражданами санитарных, противопожарных, таможенных, автодорожных правил, технические осмотры транспортных средств, государственные испытания средств измерений.

5) Применение мер пресечения неправомерных действий в целях уменьшения тяжести последствий таких действий, а также предупреждения эпидемий, пожаров, неблагоприятного воздействия окружающей среды.

В целях пресечения неправомерных действий субъекты административного надзора используют такие принудительные средства, как предписания, запрещение отдельных видов работ и т. д.

Надзорные службы вправе приостанавливать действие лицензий, отстранять от работы, изымать вещи и документы.

6) Привлечение виновных к ответственности (в ст. 28.3 КоАП РФ дан перечень органов и должностных лиц, которым предоставлено право составлять протоколы об административных правонарушениях).

В главе 23 КоАП РФ перечислены субъекты административного надзора, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.

Отдельные субъекты административного надзора при обнаружении в неправомерных действиях признаков преступлений вправе возбуждать уголовные дела (ГИБДД, таможенные, пограничные органы).

Административный надзор – необходимое средство обеспечения безопасности граждан, общества, государства. Однако большое число надзорных органов, непродуманность осуществления контрольных мероприятий имеют и обратный, негативный эффект:

- масса времени, сил и средств затрачивается в связи с проверками, что затрудняет созидательную деятельность, отвлекает от работы многих работников предприятий и учреждений;

- создаются условия для излишнего государственного вмешательства в деятельность поднадзорных и для коррупции;

- в одних организациях проводятся часто, иногда их проверяют сразу несколько надзорных органов, а другие организации длительное время никто не проверяет.

ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» принят в целях защиты прав поднадзорных и упорядочения надзорной деятельности. Все мероприятия по контролю Закон делит на плановые и неплановые. В отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля плановоемероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года.

Внеплановые проверки могут проводиться при наличии определённых поводов:

а) выявление в ходе плановой проверки нарушений обязательных правил и необходимости контроля за устранением таких нарушений;

б) получения информации о возникших угрозах жизни и здоровью граждан, имуществу, окружающей среде;

в) обращения граждан, организаций с жалобами на нарушения их прав и законных интересов.

Внеплановые мероприятия по контролю могут проводиться по мотивированному решению органа государственного контроля (надзора).

Процессуальным основанием для проверки конкретного объекта является акт (распоряжение, приказ) компетентного государственного органа. В акте должно быть указано, когда, где и кем она проводится. Продолжительность мероприятий по контролю не должен превышать один месяц. В исключительных случаях руководителем органа контроля (надзора) или его заместителем срок может быть продлён, но не более чем на один месяц.

Должностное лицо, осуществляющее контрольные мероприятия, обязано:

1) посещать объекты надзора только во время исполнения служебных обязанностей;

2) предъявлять служебное удостоверение и распоряжение, на основании которого проводится проверка;

3) предоставлять должностным лицам при проведении мероприятий по контролю, относящуюся к предмету проверки необходимую информацию;

4) знакомить с результатами мероприятий по контролю;

5) по итогам проверки составить акт в двух экземплярах, один из которых вручить под расписку проверяемому лицу;

6) не распространять охраняемую законом тайну;

7) принять меры по фактам выявленных им нарушений;

8) доказывать законность своих сведений, если они будут обжалованы.

Проверяющий не вправе требовать выполнение действий, не относящихся к его компетенции.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны вести журнал учёта мероприятий по контролю, куда вносятся основные сведения о проведённой проверке и её результатах, также представлять документы, информацию, образцы, являющиеся объектами контроля, присутствовать при проведении контрольных мероприятий.

Должностные лица юридического лица, индивидуальные предприниматели и их представители вправе:

1) присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

2) получать информацию, относящуюся к предмету проверки;

3) знакомиться с результатами мероприятий по контролю и указывать в актах о своём ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями проверяющих их лиц.

4) обжаловать деяния должностных лиц органов контроля (надзора) в административном и (или) судебном порядке.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 9

Санитарно-эпидемиологический надзор является разновидностью административного надзора и представляет собой деятельность органов и санитарно-профилактических учреждений, направленную на профилактику заболевания людей, состояния окружающей среды, обеспечению благоприятных условий жизнедеятельности путём предупреждения распространения и ликвидацию инфекционных, иных заболеваний и отравлений, обнаружения и пресечения нарушений санитарного законодательства РФ.

Санитарные правила являются общеобязательными, их обязаны соблюдать все граждане и организации. Специализированный надзор за соблюдением санитарно-эпидемиологических правил осуществляется органами государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ. Основной документ, регламентирующий её деятельность – это ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 19 апреля 1991 года. Однако норы, регулирующие санитарно-эпидемиологический надзор, содержатся и во многих других нормативных актах.

Государственная санитарно-эпидемиологическая служба входит в систему Министерства здравоохранения и социального развития РФ, которому подведомственна Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. В субъектах РФ, городах и районах действуют центры госсаннадзора. Их руководители по должности являются главными государственными врачами. Эти центры отнесены к федеральным органам, они подчиняются по вертикали вышестоящим звеньям этой службы. В систему органов государственной санитарно-эпидемиологической службы, кроме того, входят разнообразные санитарно-профилактические учреждения (лаборатории, дезинфекционные станции, дома санитарного просвещения и др.), научно-исследовательские и иные организации.

Различается государственный и ведомственный специализированный санитарно-эпидемиологический надзор.

В содержание государственного надзора входит наблюдение, оценка и прогнозирование здоровья населения в связи с состоянием среды его обитания; выявление причин и условий инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний; разработка обязательных для исполнения предложений по проведению мероприятий, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения; контроль за проведением гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий, соблюдение санитарного законодательства организациями и гражданами; применение мер пресечения санитарного правонарушения и привлечения к ответственности лиц, их совершивших.

Ведомственный санитарно-эпидемиологический надзор, есть, по существу, разновидность государственного, ибо он осуществляется государственными органами, хотя и в отношении объектов, подведомственных отдельным министерствам и ведомствам. Он обеспечивает санитарно-эпидемиологическое благополучие в войсках и на специальных объектах Министерства обороны РФ, Министерства путей сообщения РФ, Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности и др.

1) он осуществляет нормативное регулирование, обеспечивает создание системы санитарно-эпидемиологического нормирования, организует разработку федеральных санитарных правил и гигиенических нормативов, утверждает и издаёт их, разрабатывает формы отчётности, выполнение противоэпидемических мероприятий и др.;

2) осуществление предупредительной деятельности органов госсаннадзора (санитарная пропаганда, санитарное воспитание, обучение, учёт и анализ санитарных нарушений. Они выявляют причины возникновения и распространения инфекционных, профессиональных, иных массовых заболеваний и отравлений, разрабатывают и осуществляют необходимые мероприятия.

Они могут принимать решения:

  • - о временном отстранении от работы граждан, являющихся носителями возбудителей инфекционных болезней и являющихся источниками их распространения;
  • - о проведении лабораторного обследования и медицинского наблюдения за гражданами, имевшими контакт с инфекционными больными;
  • - об обязательной госпитализации инфекционных больных и граждан с подозрением на инфекционное заболевание, представляющих опасность для окружающих;
  • - о проведении дезинфекции (комплекса мер по уничтожению возбудителей инфекционных болезней человека и животных), дезинсекции (комплекса мер по уничтожению насекомых – клещей, мух, вшей) и дератизации (комплекса мер по борьбе с грызунами) в очагах инфекционных заболеваний, а также в помещениях и на территории, где сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний;
  • - о проведении профилактических прививок населению или отдельным группам граждан по эпидемиологическим показателям.

3) в работе госсаннадзора большое место занимает предварительный контроль (это санитарные анализы, экспертизы проектов строительства сооружений, выпуска пищевой и иной продукции, пригодности помещений и др. Без заключения о соответствии санитарным правилам нельзя осуществлять указанную деятельность и др.);

4) в целях охраны здоровья, предупреждения возникновения и распространения заболеваний проводятся регулярные санитарные обследования работников торговли и пищевых предприятий (при обследовании должностные лица госсанэпидемнадзора вправе беспрепятственно посещать и проводить обследования организаций, предприятий, жилищных условий граждан; запрашивать у организаций и граждан сведения и документы, изымать образцы материалов, веществ, изделий, пищевых продуктов, воды и почвы для лабораторных исследований и проведения гигиенической экспертизы;

5) органы госсаннадзора пресекают нарушения санитарных правил (предписания о проведении противоэпидемиологических мероприятий и устранении санитарных нарушений, а в случае невозможности их соблюдения – прекращать);

6) органы государственной санитарно-эпидемиологической службы вправе привлекать виновных в нарушении санитарных правил к ответственности.

Главные санитарные врачи вправе также направлять в компетентные органы материалы о санитарных нарушениях и ставить вопросы о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 10

Проблема обеспечения безопасности дорожного движения имеет огромное социальное и экономическое значение. Ежегодно в России совершается большое количество дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в которых погибают более 30 тысяч человек. При этом подавляющую часть погибших и пострадавших в ДТП составляют люди активного трудоспособного возраста, дети, подростки. Экономические потери от ДТП ежегодно составляют в стране более 200 млрд. рублей.

Основными причинами ДТП являются нарушение Правил дорожного движения водителями и пешеходами, неудовлетворительное техническое состояние транспортных средств, несоблюдение норм и правил содержания и эксплуатации дорог. Ежегодно в России за нарушение Правил дорожного движения (ПДД) к административной ответственности привлекаются около 50 млн. человек в год. По оценкам специалистов реальная цифра выше в десятки раз.

В этой связи велика роль надзора за безопасностью дорожного движения, который осуществляет Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ (ГИБДД, Госавтоинспекция МВД РФ)*.

Органы управления и подразделения ГИБДД образуют систему Государственной инспекции безопасности дорожного движения, в которую входят: Главное управление ГИБДД МВД РФ, территориальные органы управления ГИБДД субъектов РФ, подразделения ГИБДД в районах, городах, округах и районах в городах, а также в закрытых административно-территориальных образованиях и на особо важных и режимных объектах, иные подразделения.

На ГИБДД возлагаются следующие обязанности:

1) контроль за соблюдением ПДД, а также других нормативных правовых актов (НПА) в области обеспечения безопасности дорожного движения (БДД);

2) принятие квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами и выдача водительских удостоверений;

___________________

* Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России утверждено Указом Президента РФ «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения».

3) регистрация и учёт автомототранспортных средств, выдача регистрационных документов и государственных регистрационных знаков;

4) организация государственного технического осмотра автомототранспортных средств;

5) регулирование дорожного движения, обеспечение организации движения транспортных средств и пешеходов в местах проведения аварийно-спасательных работ и массовых мероприятий;

6) организация и проведение работы по розыску угнанных и похищенных автомототранспортных средств, скрывшихся с мест ДТП;

7) Осуществление производства по делам об административных правонарушениях;

8) осуществление неотложных действий на месте ДТП, в том числе принятие мер по эвакуации людей и оказанию им доврачебной медицинской помощи;

9) проведение дознания по делам о преступлениях против безопасности дорожного движения и преступлениях, связанных с эксплуатацией транспортных средств;

10) осуществление государственного учёта показателей состояния безопасности дорожного движения;

11) осуществление сопровождения транспортных средств;

12) выдача разрешений на оборудование автотранспортных средств специальными световыми и звуковыми сигналами, а также на участие в дорожном движении транспортных средств, перевозящих крупногабаритные, тяжеловесные, опасные грузы, и др.

Для выполнения возложенных на неё обязанностей ГИБДД имеет право:

1) запрашивать и получать от организаций независимо от формы собственности и должностных лиц сведения о соблюдении ими НПА в области обеспечения БДД, а также объяснения по фактам их нарушения;

2) давать должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений НПА в области обеспечения БДД, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности;

3) предписывать или разрешать установку и снятие технических средств организации дорожного движения;

4) временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять его организацию на отдельных участках дорог при проведении массовых мероприятий и в иных случаях;

5) запрещать или приостанавливать проведение на дорогах ремонтно-строительных работ, осуществляемых с нарушением требований НПА в области обеспечения БДД;

6) запрещать при несоблюдении требований НПА в области обеспечения БДД перевозку крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов;

7) запрещать эксплуатацию автомототранспортных средств при наличии определённых неисправностей, а также не прошедших государственный технический осмотр;

8) останавливать транспортны е средства и проверять документы на право пользования и управления ими, а также документы на транспортное средство и перевозимый груз;

9) отстранять от управления транспортными средствами лиц, находящихся в состоянии опьянения, а также не имеющих документов на право управления или пользования транспортными средствами;

10) составлять протоколы, рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания;

11) осуществлять административное задержание и личный досмотр граждан, совершивших административное правонарушение, осмотр транспортных средств и осмотр грузов, производить досмотр транспортных средств при подозрении, что они используются в противоправных целях;

12) осуществлять в предусмотренных КоАП РФ случаях задержание транспортных средств с последующим помещением их в специально отведённые места и др.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

studopedia.ru

надзор государственный пожарный - это... Что такое надзор государственный пожарный?

  • НАДЗОР ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЖАРНЫЙ — надзор, осуществляемый органами пожарной охраны по проверке выполнения правил, инструкций и технических норм по пожарной безопасности при проектировании и эксплуатации сооружений (Болгарский язык; Български) държавен пожарен контрол (Чешский… …   Строительный словарь

  • Государственный пожарный надзор России: история, задачи и структура — Положение 1927 года первый документ, давший начало развитию принципиально новой в мировой практике структуры противопожарной службы, направленной на предупреждение пожаров, защиту жизни и здоровья граждан, сохранение материальных ценностей.… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Государственный пожарный надзор — (ГПН) специальный вид государственной надзорной деятельности, осуществляемый должностными лицами органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы (ГПС) в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и… …   Российская энциклопедия по охране труда

  • Государственный Пожарный Надзор — См. Государственная пожарная служба Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

  • Государственный пожарный надзор — специальный вид государственной надзорной деятельности, осуществляемый должностными лицами органов управления и подразделений Государственной противопожарной безопасности Г.п.н. призван поддерживать высокий уровень пожарной безопасности в стране… …   Словарь черезвычайных ситуаций

  • Государственный пожарный надзор —    специальный вид государственной надзорной деятельности, осуществляемый должностными лицами органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения… …   Административное право. Словарь-справочник

  • Государственный пожарный надзор (ГПН) — федеральный государственный пожарный надзор деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, а также подведомственных им… …   Официальная терминология

  • Государственный пожарный надзор в лесах — надзор, осуществляемый уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, предусмотренном Федеральным законом О пожарной безопасности и названным Кодексом …   Экологическое право России: словарь юридических терминов

  • Государственная противопожарная служба — Эмблема Государственной противопожарной службы …   Википедия

  • Госпожнадзор — России Государственный пожарный надзор Государственный пожарный надзор Российской Федерации организация, РФ …   Словарь сокращений и аббревиатур

technical_translator_dictionary.academic.ru

Российское административное право

Не меньшую проблему, чем обеспечение безопасности дорожного движения, представляет обеспечение пожарной безопасности. Ежегодно в Российской Федерации регистрируется до 400 тысяч пожаров. При этом число пожаров с тяжкими последствиями в расчете на 10 млн. населения у нас в три с половиной раза превышает аналогичные данные других развитых стран, а удельный показатель погибших в результате пожаров в России превосходит соответствующую цифру в этих странах в четыре-девять раз. Последствия пожаров в стоимостном выражении превышают ущерб от всех природных и техногенных катастроф, а также иных чрезвычайных ситуаций, вместе взятых.

Большое число пожаров обусловливается комплексом таких факторов, как снижение уровня производственной дисциплины; несоблюдение правил пожарной безопасности; физический износ механического, технологического и энергетического оборудования и др. В этой связи велика роль государственного пожарного надзора.

Государственный пожарный надзор — это специальный вид государственной надзорной деятельности, осуществляемый должностными лицами органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений. Руководитель федерального органа управления Государственной противопожарной службы является главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору.

Должностные лица органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы при осуществлении государственного пожарного надзора имеют право:

осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, предприятиями, а также должностными лицами и гражданами;

вносить в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления предложения о выполнении мер пожарной безопасности;

проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений предприятий и других объектов, в том числе в нерабочее время, в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений;

входить беспрепятственно в порядке, установленном законодательством РФ, в жилые и иные помещения, на земельные участки граждан при наличии достоверных данных о нарушении требований пожарной безопасности, создающем угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей;

участвовать с правом решающего голоса в работе комиссий по выбору площадок и трасс строительства, а также комиссий по приемке завершенных строительством или реконструкцией объектов;

рассматривать и согласовывать в части соблюдения требований пожарной безопасности градостроительную и проектно- сметную документацию на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию, расширение и техническое переоснащение предприятий, зданий, сооружений и других объектов при обоснованных отступлениях от действующих требований пожарной безопасности или при отсутствии указанных требований;

проводить на предприятиях, выполняющих проектные и проектно-изыскательские работы, выборочные проверки в части соответствия разрабатываемой ими проектной и проектно- сметной документации требованиям пожарной безопасности;

давать руководителям предприятий, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, обеспечению пожарной безопасности товаров, работ и услуг, снятию с производства, прекращению выпуска и приостановке реализации товаров, работ и услуг, не соответствующих требованиям пожарной безопасности;

приостанавливать полностью или частично работу предприятий, производственных участков, агрегатов, эксплуатацию зданий, сооружений, помещений, проведение отдельных видов работ при выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и безопасности людей, а также в случае невыполнения этих требований при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, расширении, техническом переоснащении предприятий, зданий, сооружений и других объектов;

производить в соответствии с действующим законодательством дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности;

назначать в соответствии с действующим законодательством административные наказания гражданам и юридическим лицам за нарушение требований пожарной безопасности и др.

Территориальные органы управления и подразделения Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий принимают и регистрируют заявления, сообщения и иную поступающую информацию о преступлениях и административных правонарушениях, связанных с пожарами, и обязаны своевременно принимать соответствующие меры.

isfic.info


Смотрите также

Содержание, карта сайта.