Что не относится к затратам на обеспечение пожарной безопасности


Расходы на обеспечение пожарной безопасности

Сайт журнала «РНК» Электронный журнал «РНК»

Расходы на обеспечение пожарной безопасности. Вопросы пожарной безопасности регулируются федеральными законами от 21.12.94 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее — Закон № 123-ФЗ), а также иными нормативно-правовыми актами, в числе которых:

  • Правила пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденные приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313 (далее — Правила пожарной безопасности);
  • Положение о государственном пожарном надзоре, утвержденное постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 № 820;
  • Нормы пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденные приказом МЧС России от 12.12.2007 № 645 (далее — Нормы пожарной безопасности) и др.

На основании названных документов каждая организация должна иметь систему обеспечения пожарной безопасности, то есть комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на защиту людей и имущества от пожара. К ней предъявляются определенные требования. В рамках выполнения этих требований организация производит различные расходы.

К расходам на пожарную безопасность, в частности, можно отнести следующие затраты:

  • составление декларации пожарной безопасности и оценка пожарного риска;
  • приобретение минимального набора средств пожаротушения;
  • приобретение, установка, а также обслуживание пожарной сигнализации и системы оповещения;
  • оборудование офиса курительными комнатами;
  • противопожарное обучение;
  • услуги профессиональных пожарных;
  • страхование риска потерь от пожара и пр.

Рассмотрим порядок налогового и бухгалтерского учета каждого из указанных выше видов затрат.

Декларация пожарной безопасности и оценка пожарного риска

Декларация пожарной безопасности — это форма оценки соответствия, содержащая информацию о мерах пожарной безопасности, направленных на обеспечение на объекте защиты нормативного значения пожарного риска. Обязанность ее представления в органы государственного пожарного надзора МЧС России введена Законом № 123-ФЗ.

Порядок составления декларации

Расходы на обеспечение пожарной безопасности. Декларация составляется на все объекты защиты, включая находящиеся в стадии строительства, соответствующие критериям объектов капитального строительства, а также на такие здания, как детские сады, школы и т. д. Данный документ может оформляться как на объект защиты в целом, так и на отдельные, входящие в его состав здания, сооружения, строения и помещения, к которым установлены требования пожарной безопасности. Декларация составляется один раз за все время существования объекта защиты. Исключение — случаи, когда вносятся изменения в содержащиеся в ней сведения или требования пожарной безопасности, в том числе в функциональное назначение объекта защиты. При внесении соответствующих изменений подается уточненная декларация.

Разработка декларации, а также проведение расчетов по оценке пожарного риска производятся:

  • на строящиеся и проектируемые здания — застройщиком либо лицом, осуществляющим подготовку проектной документации;
  • на существующие здания — собственником или лицом, владеющим объектом защиты на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному федеральным законом или договором.

По общему правилу декларацию должны подавать собственники зданий площадью от 1500 кв. м и высотой три этажа и более. Если по договору аренды ответственность за противопожарное состояние возложена на арендатора, декларацию должен подавать арендатор. Допустим, зданием владеют несколько собственников или здание арендуют несколько арендаторов и занимаемая каждым из них площадь составляет менее 1500 кв. м, тогда декларация составляется на здание в целом. Заполнять декларацию пожарной безопасности организации могут как собственными силами, так и силами сторонних организаций.

Отражение расходов на составление декларации

Порядок налогового и бухгалтерского учета затрат на составление декларации пожарной безопасности и оценку пожарного риска зависит от нескольких факторов: состояния здания — строящееся или готовое, способа осуществления затрат — собственными силами или с привлечением специализированной организации.

Расходы на декларацию по строящемуся объекту.

Затраты, связанные с оформлением декларации пожарной безопасности по строящемуся объекту, в целях налогообложения прибыли учитываются в составе первоначальной стоимости амортизируемого имущества. Основание — пункт 1 статьи 257 НК РФ, согласно которому первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования.

В бухгалтерском учете расходы на составление декларации и оценку пожарного риска строящегося здания также включаются в его первоначальную стоимость. До завершения строительства такие расходы учитываются в составе вложений во внеоборотные активы на счете 08 субсчете 08-3 «Строительство объектов основных средств» (п. 3 ПБУ 10/99, п. 8 ПБУ 6/01 и п. 3.1. Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций). После ввода объекта в эксплуатацию и его государственной регистрации сформированная на указанном субсчете первоначальная стоимость здания списывается в дебет счета 01 «Основные средства».

Указанные расходы в налоговом и бухгалтерском учете отражаются в следующих суммах. Если застройщик составляет декларацию собственными силами, то расходы признаются в сумме фактически произведенных затрат. При привлечении к составлению декларации специализированной организации выполненные и оформленные в установленном порядке работы отражаются у застройщика-заказчика по договорной стоимости согласно оплаченным или принятым к оплате счетам специализированной организации и актам сдачи-приемки работ.

После ввода объекта в эксплуатацию расходы на составление декларации пожарной безопасности, учтенные в первоначальной стоимости основного средства, списываются собственником в налоговом и бухгалтерском учете в расходы через амортизационные отчисления (п. 4 ст. 259 НК РФ и п. 17 и 21 ПБУ 6/01).

Расходы на декларацию по готовому зданию.

Расходы на составление декларации пожарной безопасности (как первичной, так и уточненной) и оценку пожарного риска по зданию, находящемуся в эксплуатации, отражаются таким образом.

Составление декларации пожарной безопасности и оценка пожарного риска в случаях, указанных в Законе № 123-ФЗ, являются для организации обязательной процедурой. Поэтому в налоговом учете указанные затраты признаются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Согласно этому подпункту в целях налогообложения прибыли учитываются расходы на обеспечение пожарной безопасности, осуществленные налогоплательщиком в соответствии с законодательством РФ.

Порядок отражения указанных расходов в бухгалтерском учете не так однозначен, как в налоговом учете, по следующим причинам. Декларация пожарной безопасности, как правило, составляется один раз на все время эксплуатации объекта. Поэтому в соответствии с пунктом 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н, затраты на ее составление должны учитываться как расходы будущих периодов в течение срока действия этого документа. Вместе с тем на практике точно определить этот срок сложно. Следовательно, целесообразно в учетной политике для целей бухучета предусмотреть единовременное признание расходов на составление декларации пожарной безопасности и оценку пожарного риска. Тогда подобные затраты включаются в состав прочих расходов в соответствии с пунктом 11 ПБУ 10/99.

Первичные средства пожаротушения

Согласно пункту 19 статьи 2 Закона № 123-ФЗ каждая организация должна иметь минимальный набор переносных или передвижных средств пожаротушения (огнетушителей, пожарных кранов, пожарных шкафов с набором необходимого оборудования и инструментов), используемых для борьбы с пожаром в начальной стадии его развития. Требования, предъявляемые к этим средствам, а также их необходимый перечень и количество установлены главой 24 Закона № 123-ФЗ, а также Правилами пожарной безопасности (п. 108 и приложение № 3). Расходы на указанные средства учитываются в целях налогообложения прибыли и бухгалтерском учете в таком порядке.

Расходы на приобретение средств пожаротушения

Средства пожаротушения стоимостью более 20 000 руб. за единицу признаются в налоговом учете в составе амортизируемого имущества (п. 1 ст. 256 и п. 1 ст. 257 НК РФ). После ввода этих средств в эксплуатацию их стоимость списывается на затраты через амортизационные отчисления (п. 4 ст. 259 НК РФ).

Огнетушители, пожарные краны, пожарные шкафы и другие средства пожаротушения, первоначальная стоимость которых не превышает 20 000 руб., не являются амортизируемым имуществом. В целях налогообложения прибыли затраты на их приобретение включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, как расходы на обеспечение пожарной безопасности (подп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Кроме того, указанные затраты могут быть учтены организацией в составе материальных расходов при вводе средств пожаротушения в эксплуатацию на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 254 НК РФ. Поскольку затраты на приобретение средств пожаротушения с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, организация вправе самостоятельно определить, к какой именно группе она будет относить такие затраты (п. 4 ст. 252 НК РФ).

В бухгалтерском учете расходы на приобретение средств пожаротушения признаются с учетом положений пункта 5 ПБУ 6/01. Напомним, что в соответствии с данным пунктом основные средства стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике, но не более 20 000 руб. за единицу организация может учитывать как материально-производственные запасы. Если организация применяет указанный порядок, то расходы на приобретение средств пожаротушения признаются следующим образом. Средства пожаротушения стоимостью выше установленного лимита отражаются в составе основных средств. По мере ввода в эксплуатацию их стоимость списывается на затраты через начисление амортизации. Стоимость средств пожаротушения, учтенных как МПЗ, в полной сумме единовременно включается в состав расходов по обычным видам деятельности после приобретения и установки их в предназначенном для этого месте, то есть в момент ввода в эксплуатацию.

ООО «Байкал» приобрело 5 огнетушителей по цене 18 700 руб. (без учета НДС). Огнетушители были установлены в производственных помещениях. Согласно учетной политике для целей бухучета основные средства стоимостью не более 20 000 руб. за единицу учитываются как МПЗ.

В целях налогообложения ООО «Байкал» учло затраты на приобретение огнетушителей в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

В бухгалтерском учете ООО «Байкал» были сделаны следующие проводки:

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60 — 93 500 руб. (18 700 руб. х 5 шт.) — приобретены огнетушители;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51 — 93 500 руб. — оплачены огнетушители;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10 — 93 500 руб. — установлены огнетушители.

Расходы на перезарядку огнетушителей

Чтобы поддерживать огнетушители в исправном состоянии, организации должны их периодически перезаряжать. Перезарядка может быть плановой и внеплановой. Плановая перезарядка огнетушителей проводится по результатам проверки параметров огнетушащих веществ или в срок, указанный изготовителем на огнетушителе. Необходимость внеплановой перезарядки возникает в результате их использования при тушении пожара. От причины перезарядки огнетушителей зависит порядок признания расходов.

В целях налогообложения прибыли расходы на плановую перезарядку огнетушителей учитываются в составе прочих расходов в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 264 НК РФ, а на внеплановую — в качестве внереализационных расходов на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 265 НК РФ. Напомним, что согласно этому подпункту к внереализационным расходам относятся потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций.

Датой признания расходов на перезарядку огнетушителей является дата подписания акта сдачи-приемки выполненных работ (подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

В бухгалтерском учете затраты на плановую перезарядку огнетушителей признаются как расходы по обычным видам деятельности (п. 5 и 7 ПБУ 10/99). Расходы на внеплановую перезарядку признаются как прочие расходы (п. 13 ПБУ 10/99). Указанные затраты принимаются к учету в сумме, равной договорной стоимости работ, выполненных специализированной организацией (п. 6 ПБУ 10/99).

Пожарная сигнализация

Согласно нормативным документам по обеспечению пожарной безопасности в некоторых зданиях в обязательном порядке должна быть установлена пожарная сигнализация.

Расходы на пожарную сигнализацию в собственном здании

Затраты на приобретение и установку пожарной сигнализации (в зависимости от ее стоимости) в собственном здании учитываются в таком же порядке, как и первичные средства пожаротушения. Сложности обычно вызывает учет затрат, связанных с модернизацией имеющейся пожарной сигнализации с первоначальной стоимостью менее 20 000 руб., которая была единовременно списана на расходы в налоговом и бухгалтерском учете.

Расходы на модернизацию такой малоценной пожарной сигнализации независимо от суммы произведенных затрат отражаются в целях налогообложения прибыли так же, как затраты на приобретение и установку сигнализации. То есть они единовременно в полном объеме включаются в состав текущих расходов налогового (отчетного) периода в качестве прочих расходов на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Соответствующие разъяснения даны в письмах Минфина России от 25.03.2010 № 03-03-06/1/173, от 02.04.2009 № 03-03-06/2/74, от 15.01.2009 № 03-03-06/1/16 и др. При этом датой признания указанных расходов является дата подписания акта о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

В аналогичном порядке затраты на модернизацию малоценной пожарной сигнализации признаются и в бухгалтерском учете. Они учитываются в составе текущих расходов по обычным видам деятельности.

Расходы на пожарную сигнализацию в арендованном здании

Как правило, договор аренды нежилых помещений включает обязанность арендатора поддерживать здание (помещение) в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и осуществлять расходы на содержание здания (помещения). Указанный договор обычно не содержит обязанности арендодателя возмещать арендатору расходы, связанные с приобретением и установкой последним пожарной сигнализации. В связи с этим у арендатора возможны следующие варианты налогового учета затрат на пожарную сигнализацию, признаваемую амортизируемым имуществом.

Во-первых, пожарная сигнализация может быть признана неотделимым улучшением, но только при условии, что ее нельзя демонтировать без повреждения арендованного помещения. В этом случае по окончании договора аренды это неотделимое улучшение будет принадлежать арендодателю в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 623 Гражданского кодекса.

На основании пункта 1 статьи 256 НК РФ капитальные вложения в арендованное основное средство в форме неотделимых улучшений, произведенные арендатором с согласия арендодателя, признаются амортизируемым имуществом. Указанные капитальные вложения арендатор имеет право включать в расходы посредством начисления амортизации в течение срока действия договора аренды исходя из сумм амортизации, рассчитанных с учетом срока полезного использования, определяемого для арендованных объектов основных средств или для капитальных вложений в указанные объекты в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы (п. 1 ст. 258 НК РФ). Согласно данному документу пожарная сигнализация относится к четвертой амортизационной группе (подкласс 14 331 9000 ОКОФ) со сроком полезного использования свыше пяти лет и до семи лет включительно. Исходя из этого организация-арендатор может установить свой срок полезного использования такого объекта. Чтобы признать в целях налогообложения прибыли названные затраты арендатор должен получить от арендодателя письменное согласие на установку пожарной сигнализации с обязательным указанием на то, что данные расходы ему не будут возмещены.

Во-вторых, пожарная сигнализация является отделимым улучшением, если ее демонтаж может быть осуществлен без нанесения вреда арендованному помещению. По окончании договора аренды данное отделимое улучшение будет принадлежать арендатору при условии, что в договоре аренды не указано, что отделимые улучшения принадлежат арендодателю (п. 1 ст. 623 ГК РФ). Письменное согласие арендодателя на установку пожарной сигнализации в рассматриваемой ситуации не требуется.

При указанном варианте налогового учета, как и в первом случае, организация-арендатор включает пожарную сигнализацию в состав основных средств (п. 1 ст. 257 НК РФ). Амортизацию по такому объекту она вправе учитывать для целей налогообложения прибыли в течение установленного срока полезного использования (свыше пяти лет и до семи лет включительно).

Расходы на обслуживание пожарной сигнализации в форме неотделимых и отделимых улучшений арендатор может учесть при исчислении налога на прибыль в составе прочих расходов в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

В бухгалтерском учете пожарную сигнализацию арендатор также должен учитывать в составе основных средств. Это следует из пункта 5 ПБУ 6/01, в котором сказано, что капитальные вложения в арендованные объекты основных средств учитываются в составе основных средств. Этот порядок касается пожарной сигнализации как в форме неотделимых, так и отделимых улучшений. Первоначальная стоимость основного средства в виде пожарной сигнализации определятся как сумма, уплаченная специализированной организации, поставившей и смонтировавшей данное оборудование. Указанную стоимость данного основного средства арендатор имеет право включать в расходы путем начисления амортизации. При этом срок полезного использования объекта определяется исходя из срока аренды здания. По окончании срока аренды пожарная сигнализация в форме неотделимых улучшений, установленная с согласия арендодателя, передается ему на безвозмездной основе (если договором не предусмотрено иное).

ЗАО «Березка» осуществляет деятельность в арендованном здании. Организация установила в здании пожарную сигнализацию, которая признана неотделимым улучшением, поскольку не может быть демонтирована без нанесения вреда зданию. Согласно договору неотделимые улучшения, осуществленные арендатором, передаются арендодателю безвозмездно после окончания срока аренды. Затраты ЗАО «Березка» на приобретение и установку пожарной сигнализации составили 82 800 руб. (без учета НДС). Срок договора аренды, который учитывается при начислении амортизации по пожарной сигнализации в бухучете, составляет 5 лет (60 месяцев). Срок использования пожарной сигнализации для целей налогообложения прибыли — 6 лет (72 месяца).

В налоговом учете ЗАО «Березка» пожарную сигнализацию стоимостью 82 800 руб. отражает в составе амортизируемого имущества. При этом до окончания срока аренды здания стоимость сигнализации будет списываться в расходы посредством начисления амортизации ежемесячно в сумме 1150 руб. (82 800 руб. : 72 мес.). Всего за период аренды амортизация будет начислена в размере 69 000 руб. (1150 руб. х 60 мес.). Оставшаяся часть стоимости пожарной сигнализации в сумме 13 800 руб. (82 800 руб. — 69 000 руб.) в целях налогообложения прибыли не учитывается.

В бухгалтерском учете ЗАО «Березка» были сделаны следующие проводки:

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60 — 82 800 руб. — отражены затраты на приобретение и установку пожарной сигнализации;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51 — 82 800 руб. — оплачены приобретение и установка пожарной сигнализации;

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08 — 82 800 руб. — введена в эксплуатацию пожарная сигнализация.

С месяца, следующего за месяцем ввода пожарной сигнализации в эксплуатацию, в бухучете ежемесячно будет отражаться начисление амортизации в сумме 1380 руб. (82 800 руб. : 60 мес.);

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 02 — 1380 руб. — начислена амортизация по пожарной сигнализации.

По окончании срока аренды здания сумма амортизации, начисленная по пожарной сигнализации, переданной арендодателю в виде неотделимых улучшений, списывается у арендатора записью:

ДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 01 — 82 800 руб. (1380 руб. х 60 мес.) — списана амортизация, начисленная по пожарной сигнализации.

Обучение пожарно-техническому минимуму

Руководители, специалисты и работники организации, не связанные с взрыво- и пожароопасным производством, должны обучаться пожарно-техническому минимуму (ПТМ) в течение месяца после приема на работу и в последующем с периодичностью не реже одного раза в три года после последнего обучения (в организациях, связанных с взрыво- и пожароопасным производством — один раз в год). Такой порядок установлен статьей 32 Норм пожарной безопасности.

Обязанность организовать обучение ПТМ возлагается на руководителя предприятия (ст. 34 Норм пожарной безопасности). Обучение может проходить как с отрывом, так и без отрыва от производства.

Расходы на обучение ПТМ организация вправе учесть в целях налогообложения прибыли в составе прочих расходов (подп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ). Для документального подтверждения таких затрат необходимо иметь следующие документы:

  • договор на обучение с образовательным учреждением;
  • копию лицензии образовательного учреждения на образовательную деятельность;
  • свидетельство о прохождении обучения по программе пожарно-технического минимума, выданное образовательным учреждением;
  • квалификационное удостоверение, в котором указывается срок действия обучения;
  • платежное поручение, подтверждающее оплату обучения.

В бухгалтерском учете расходы на обучение пожарно-техническому минимуму учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности.

Оборудование комнат для курения

В каждой организации должны быть определены и оборудованы специальные места для курения, обозначенные знаком «Место для курения». Таково требование пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 10.07.2001 № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака» и пунктов 15 и 27 Правил пожарной безопасности. При этом места для курения должны быть указаны в отдельном приказе (распоряжении) руководителя организации.

Поскольку требование о наличии специальных мест для курения вытекает из законодательства, все затраты, связанные с оснащением и эксплуатацией мест для курения и курительной комнаты (стоимость металлических урн, пепельниц, антитабачных воздухоочистителей и пр.), в налоговом учете можно включить в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль (подп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ).

В бухгалтерском учете расходы на оборудование мест и комнат для курения относятся к расходам по обычным видам деятельности (п. 7 ПБУ 10/99).

Услуги профессиональных пожарных

В состав Федеральной противопожарной службы (ФПС России) входят договорные подразделения, созданные в целях охраны имущества организаций от пожаров на договорной основе. Выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности договорные подразделения ФПС России осуществляют на основании договоров, заключаемых организациями и территориальными органами МЧС России (п. 1 Правил выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности договорными подразделениями ФПС России, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 № 989).

Расходы на приобретение услуг договорных подразделений ФПС России в области пожарной охраны на основании заключенных договоров организация может признать для целей налогообложения прибыли в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 264 НК РФ в размере, установленном договором (письмо Минфина России от 27.01.2010 № 03-03-06/1/26).

В бухгалтерском учете указанные затраты отражаются в составе расходов по обычным видам деятельности.

Страхование имущества от пожара

Риск потери имущества в результате пожара можно застраховать, заключив соответствующий договор со страховой компанией. Расходы на добровольное страхование имущества в целях налогообложения прибыли включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат при условии, что они осуществлены в отношении видов страхования, перечисленных в пункте 1 статьи 263 НК РФ. В частности, если такими видами страхования являются:

  • страхование средств транспорта (водного, воздушного, наземного, трубопроводного), в том числе арендованного, расходы на содержание которого включаются в расходы, связанные с производством и реализацией;
  • страхование основных средств производственного назначения (в том числе арендованных), нематериальных активов, объектов незавершенного капитального строительства (в том числе арендованных);
  • страхование товарно-материальных запасов;
  • страхование иного имущества, используемого налогоплательщиком при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы по добровольному страхованию признаются в качестве расхода в том отчетном (налоговом) периоде, в котором в соответствии с условиями договора налогоплательщиком были перечислены (выданы из кассы) денежные средства на оплату страховых взносов (п. 6 ст. 272 НК РФ). Если по условиям договора страхования предусмотрена уплата страхового взноса разовым платежом, то по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, расходы признаются равномерно в течение срока действия договора пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде.

В бухгалтерском учете расходы на добровольное страхование имущества от пожара отражаются в составе расходов по обычным видам деятельности

www.glavbukh.ru

Учет расходов на пожарную безопасность | Журнал «Главная книга» | № 11 за 2018 г.

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 25 мая 2018 г.

Содержание журнала № 11 за 2018 г.

Л.А. Елина,ведущий эксперт

Все организации и ИП должны соблюдать противопожарную безопасность в занимаемых ими помещениях. О том, какие грозят штрафы за нарушение требований пожарной безопасности и как назначить ответственного за их соблюдение, мы рассказали в , 2018, № 10, с. 82. Теперь пришло время поговорить о том, как учесть расходы на пожарную безопасность.

Расходы на обеспечение пожарной безопасности могут быть нескольких видовПравила противопожарного режима, утв. Постановлением Правительства от 25.04.2012 № 390; ПБУ 10/99; подп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ:

•расходы на приобретение материально-производственных запасов, работ и услуг;

•расходы на приобретение и обслуживание основных средств;

•расходы на обучение работников.

Все они могут быть учтены как для целей бухучета, так и для налогообложения прибылиПравила противопожарного режима, утв. Постановлением Правительства от 25.04.2012 № 390; ПБУ 10/99; подп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ. Ведь они экономически обоснованны.

Для целей расчета налога при «доходно-расходной» упрощенке затраты на пожарную безопасность также можно учесть, но только если они оплаченыподп. 10 п. 1 ст. 346.16, ст. 346.17 НК РФ.

В таблице мы представили перечень основных затрат.

Бухучет Учет для целей налогообложения прибыли Учет для целей «доходно-расходной» упрощенки
•Установка пожарных щитов и комплектация их необходимым инвентарем •Изготовление и установка планов эвакуации •Приобретение и установка знаков пожарной безопасности, эвакуационных и запрещающих знаков (к примеру, «Не курить» и т. д.)ГОСТ 12.4.026-2015 •Приобретение огнетушителей
Учитываются единовременно на дату ввода в эксплуатациюПБУ 10/99 Учитываются единовременно на дату ввода в эксплуатацию: •или как материальные затраты; •или как затраты на обеспечение пожарной безопасностиподп. 3 п. 1 ст. 254, подп. 6 п. 1 ст. 264, п. 1 ст. 257 НК РФ Учитываются единовременно (но в любом случае — только после их оплаты и полученияподп. 5, 10 п. 1 ст. 346.16, ст. 346.17 НК РФ): •или как расходы на работы и услуги производственного характера в составе материальных расходов; •или как расходы на пожарную безопасность
Приобретение и монтаж систем противопожарной защиты, в том числе: •пожарной сигнализации; •автоматической установки пожаротушения; •системы противодымной защиты
Различные части системы нельзя учитывать по отдельностиПостановления АС СЗО от 24.10.2017 № Ф07-10704/2017; АС МО от 02.08.2016 № Ф05-10590/2016. Все они учитываются в качестве единого объекта со сроком полезного использования, превышающим 12 месяцев
•если общая стоимость всех элементов системы превышает 40 000 руб., она учитывается как основное средство. На расходы списывается через амортизациюПБУ 6/01; ПБУ 10/99; •в противном случае стоимость системы учитывается как МПЗПБУ 5/01; ПБУ 6/01. На текущие расходы списывается единовременноп. 5 ПБУ 6/01; ПБУ 10/99 •если общая стоимость всех элементов системы превышает 100 000 руб., она учитывается как основное средство со СПИ свыше 10 лет и до 15 лет включительно (6-я амортизационная группа)п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 257 НК РФ; Постановление Правительства от 01.01.2002 № 1; Письмо Минфина от 16.12.2008 № 03-03-06/4/96. На расходы списывается через амортизацию, также может быть применена амортизационная премия; •в противном случае стоимость системы учитывается единовременно как материальные затраты либо затраты на обеспечение пожарной безопасностиподп. 3 п. 1 ст. 254, подп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ Критерии отнесения к ОС такие же, как и в «прибыльном» налоговом учетепп. 3, 4 ст. 346.16 НК РФ: •если система отнесена к ОС, то ее стоимость учитывается в расходах: — только после оплаты поставщику и ввода в эксплуатацию;

— равномерно в течение отчетных периодов текущего годаподп. 1 п. 3 ст. 346.16 НК РФ;

•если принятая к учету система отнесена к материальным затратам, в расходы ее стоимость списывается единовременно на дату оплаты поставщику (но не ранее дня оприходования)подп. 10 п. 1 ст. 346.16, подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ
•Перезарядка огнетушителей и поддержание их в исправном состоянии •Ремонт и обслуживание систем противопожарной защиты •Обучение руководителя организации и работников, ответственных за пожарную безопасность, пожарно-техническому минимуму в специализированных учреждениях и учебных центрахп. 31 Норм, утв. Приказом МЧС от 12.12.2007 № 645
Учитываются единовременно в текущих расходах на дату подписания акта или иного первичного документа, подтверждающего выполнение работ/оказание услугПБУ 10/99; подп. 6 п. 1 ст. 264; подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ Учитываются или как расходы на приобретение работ и услуг производственного характера в составе материальных расходов, или как расходы на пожарную безопасность. Но в любом случае — только после их оплаты и полученияподп. 5, 10 п. 1 ст. 346.16, ст. 346.17 НК РФ
Входной НДС по товарам, работам, услугам и основным средствам, приобретенным для обеспечения пожарной безопасности
•если организация или ИП являются плательщиками НДС и используют помещение в облагаемой НДС деятельности, то после получения счетов-фактур от поставщиков входной НДС можно принять к вычетуп. 1 ст. 172 НК РФ; •если помещение, в котором обеспечивается пожарная безопасность, используется в не облагаемой НДС деятельности, то входной НДС учитывается в первоначальной стоимости приобретенных ОС, МПЗ, работ или услуг Учитывается в качестве самостоятельного расхода одновременно с затратами на приобретение ОС, МПЗ, работ или услугподп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ

В зависимости от того, для чего используется помещение, в котором обеспечивается пожарная безопасность, затраты на нее могут учитываться в бухучете как расходы на продажу либо общепроизводственные, либо общехозяйственные, либо как иные расходы. А для целей налогообложения прибыли такие расходы обычно учитываются как косвенные.

* * *

Обучение пожарно-техническому минимуму проводится в интересах работодателя. Следовательно, его стоимость не облагается ни страховыми взносами, ни НДФЛПисьмо Минфина от 30.01.2018 № 03-04-06/5184.

Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «Расходы»:

2019 г.
2018 г.
2017 г.

glavkniga.ru

Что не относится к затратам на обеспечение пожарной безопасности?

Главная » Прочее »

Загрузка...

Вопрос знатокам: Действия по обеспечению пожарной безопасности и выполнению называются_____________________________В Российской Федерации пожарной охраной занимается_____________________________________(ГПС) которая входит в состав _________

С уважением, Яша Пятахин

Лучшие ответы

Меры пожарной безопасности — действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.

Согласно Указу Президента России от 9 ноября 2001 года Государственная противопожарная служба была передана из МВД России в состав МЧС России.В результате административной реформы 2005 года противопожарную службу разделили на федеральную и региональную. В составе федеральной осталось более 80 тысяч человек, в ведение региональных властей перешли 137 тысяч, и около 70 тысяч пожарных содержались за счёт охраняемых ими объектов на договорной основе. [12]

Видео-ответ

Это видео поможет разобраться

Ответы знатоков

Список вопросов / ОБЖ — 9 класс Обеспечение пожарной безопасности в местах проживания. Обязанности граждан в области пожарной безопасности.

Причинами возникновения пожаров в жилых, производственных и служебных помещениях являются неисправности электросети и электроприборов, утечка газа, возгорание бытовых приборов, оставленных под напряжением, использование самодельных и неисправных отопительных приборов, применение бензина для разжигания печей и каминов, оставление открытыми топок, шалости детей с огнем, неосторожность и беспечность при курении и множество других причин.

Меры пожарной безопасности в быту заключаются в выполнении следующих основных правил, которые запрещают:

— хранение в доме (квартире) большого количества легковоспламеняющихся и горючих веществ;

— загромождение лестничных площадок, проходов, чердаков, подвалов, балконов различными вещами и предметами;

— пользование неисправными и самодельными электрическими и газовыми приборами;

— оставление без присмотра включенных электроприборов, особенно плиток, утюгов, телевизоров;

— сушку белья вблизи электронагревательных приборов, газовых плит, топящихся печей;

— отогревание замерзших труб отопления открытым огнем;

— зажигание свечей, бенгальских огней, фейерверков вблизи новогодних елок, занавесок и других быстровосп л вменяющихся предметов;

— применение для разжигания печей бензина, керосина и других горючих веществ;

— поручение надзора за топящимися печами малолетним детям;

•— включение в одну розетку такого количества электроприборов, которые перегружают сеть (как правило, более трех) .

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О пожарной безопасности» граждане нашей страны обязаны:

— соблюдать требования пожарной безопасности;

— иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности, первичные средства пожаротушения и противопожарный инвентарь;

— при обнаружении пожаров немедленно сообщить о них в пожарную охрану;

— до прибытия пожарной охраны принять посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров;

— при тушении пожаров оказывать содействие пожарной охране;

— выполнять законные требования должностных лиц пожарной охраны;

— предоставлять в установленном законом порядке возможность должностным лицам пожарной охраны проводить проверки принадлежащих им помещений и строений в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности.

В основном, сочиняют и проводят законы, возлагающие ответственность на руководителей предприятий и муниципальных образований.

какие-мне пофиг. Главное, что бы пожаров не было.

на сегодняшний момент главными вопросами, связанными с обеспечением пожарной безопасности являются наличие пожарной сигнализации, систем оповещения и состояние путей эвакуации и запасных выходов. Мы постоянно ужесточаем в этом направлении наши требования, поскольку от этих факторов напрямую зависят жизнь и здоровье людей. Но к сожалению в один год и даже в два года все эти проблемы нельзя устранить. Для решения этих важных проблем пожарной безопасности требуются большие финансовые затраты. И не всегда эти средства можно привлечь, с учетом того, что есть разная ответственность субъектов. Есть федеральные объекты, есть объекты, которые содержатся за счет субъектов РФ, за счет местных органов власти. И к сожалению, не все субъекты и местные органы власти могут в один год выделить необходимые средства для решения этих проблем.

dom-voprosov.ru

Расходы на пожарную безопасность

Проконсультируйте пож-та по учету затрат.по решению рук-ва проведен аудит пожарного риска нашего предприятия, специализированной компанией-представлен отчет, составлен список пожарных рисков и декларация о пожарной безопасности.

Одним из условий признания расходов при расчете налога на прибыль является их экономическая обоснованность (п. 1 ст. 252 НК РФ). Расходы, которые не соответствуют этому критерию, при расчете налога на прибыль учесть нельзя.

При расчете налога на прибыль можно признать любые обоснованные расходы. А не только те, которые прямо названы в главе 25 Налогового кодекса РФ. Связано это с тем, что перечень расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль, является открытым (подп. 49 п. 1 ст. 264, подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Расходы признаются обоснованными, если они связаны с деятельностью, направленной на получение дохода (письма Минфина России от 5 сентября 2012 г. № 03-03-06/4/96, от 21 апреля 2010 г. № 03-03-06/1/279).

В Вашем случае расходы связаны с обеспечением пожарной безопасности и предотвращением рисков возникновения пожарной опасности на предприятии. То есть, данные расходы можно признать экономически обоснованными и документально подтвержденными (особенно, учитывая, что результатом такого аудита стал подробный отчет, рекомендации, декларация о пожарной безопасности).

Основанием для признания таких затрат служат положения подпункта 6 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. Нормы этого подпункта позволяют включать в состав прочих расходов затраты на обеспечение пожарной безопасности организаций в соответствии с действующим законодательством.

Обоснование

Из рекомендации Какие расходы при расчете налога на прибыль признаются экономически обоснованными

Олег Хороший, начальник отдела налога на прибыль организаций департамента налоговой и таможенной политики Минфина России

Одним из условий признания расходов при расчете налога на прибыль является их экономическая обоснованность (п. 1 ст. 252 НК РФ). Расходы, которые не соответствуют этому критерию, при расчете налога на прибыль учесть нельзя.

Ситуация: как при расчете налога на прибыль применить термин «экономически оправданные расходы»

Степень экономической оправданности расходов организация оценивает самостоятельно. Ни одна из отраслей права не содержит определения этого термина.

Раньше расшифровку данного понятия давал пункт 5 Методических рекомендаций по применению главы 25 Налогового кодекса РФ, утвержденных приказом МНС России от 20 декабря 2002 г. № БГ-3-02/729. В нем было указано, что под «экономически оправданными расходами следует понимать затраты, обусловленные целями получения доходов, удовлетворяющие принципу рациональности и обусловленные обычаями делового оборота». Однако приказом ФНС России от 21 апреля 2005 г. № САЭ-3-02/173 данные рекомендации были отменены.

Таким образом, на сегодняшний момент понятие «экономическая оправданность» является оценочным. Анализ судебной практики позволяет выделить следующие критерии экономической обоснованности расходов: – наличие прямой взаимосвязи расходов с предпринимательской деятельностью (см., например, постановления ФАС Московского округа от 30 мая 2013 г. № А40-79395/12-90-422 и от 4 сентября 2012 г. № А40-9474/12-140-44); – направленность понесенных затрат на получение дохода, которая определяется результатом всей хозяйственной деятельности организации, а не получением дохода в конкретном налоговом периоде (определения ВАС РФ от 19 января 2009 г. № 17071/08, Конституционного суда РФ от 4 июня 2007 г. № 320-О-П, постановления ФАС Московского округа от 11 сентября 2013 г. № А40-115264/12-90-585, Восточно-Сибирского округа от 25 февраля 2013 г. № А78-5170/201, Центрального округа от 24 сентября 2012 г. № А14-10351/2011); – связь расходов с обязанностями организации, условиями договора или положениями закона (см., например, постановления ФАС Центрального округа от 9 апреля 2013 г. № А35-7128/2012, Северо-Кавказского округа от 25 июля 2012 г. № А53-11418/2011); – соответствие цен рыночному уровню (см., например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 19 ноября 2013 г. № А33-16624/2012, Волго-Вятского округа от 18 марта 2011 г. № А82-8294/2008).

ФНС России предложила свои критерии оценки экономической обоснованности расходов при расчете налога на прибыль. Они изложены в письме ФНС России от 27 апреля 2007 г. № ММ-6-02/356 для внутреннего пользования, положения которого налоговые инспекции будут использовать в работе.

Во-первых, при расчете налога на прибыль можно признать любые обоснованные расходы. А не только те, которые прямо названы в главе 25 Налогового кодекса РФ. Связано это с тем, что перечень расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль, является открытым (подп. 49 п. 1 ст. 264, подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Во-вторых, расходы признаются обоснованными, если они связаны с деятельностью, направленной на получение дохода (письма Минфина России от 5 сентября 2012 г. № 03-03-06/4/96, от 21 апреля 2010 г. № 03-03-06/1/279). Такая направленность не означает, что от осуществления расходов организация должна обязательно получить прибыль. Может быть получен и убыток. При этом убыточность должна оцениваться не по отдельной операции, а в целом по конкретному виду деятельности организации. Например, разовые продажи товаров по ценам ниже закупочных не свидетельствуют об отсутствии экономической обоснованности затрат. Если же организация ведет торговлю в убыток на систематической основе, в связи с чем этот вид деятельности нерентабелен, то расходы на приобретение товаров могут быть признаны экономически необоснованными.

Обоснованность расходов, которые не связаны с конкретным видом деятельности, должна оцениваться исходя из экономического эффекта от их совершения. Например, при определении обоснованности расходов по управлению организацией налоговая инспекция проанализирует, изменились ли экономические показатели организации. Если после заключения введения внешнего управления эти показатели ухудшились, то это будет основанием проверки цели осуществления данных расходов.

В-третьих, расходы являются необоснованными, если они были совершены с единственной целью – сэкономить на налоге на прибыль. То есть не должны учитываться при расчете налога на прибыль расходы, которые были направлены не на получение дохода, а на получение необоснованной налоговой выгоды в виде экономии на налоге на прибыль. Критерии признания налоговой выгоды необоснованной определены в постановлении Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53.

Ситуация: можно ли учесть при расчете налога на прибыль затраты на приобретение газонокосилки. В основной деятельности организации газонокосилка не используется

На практике налоговые инспекции возражают против включения в расчет налогооблагаемой прибыли расходов на приобретение имущества, которое не используется в качестве средств труда. Они считают такие затраты экономически необоснованными и не соответствующими критериям статьи 252 Налогового кодекса РФ.

Однако в арбитражной практике есть примеры решений, которыми судьи признавали правомерность уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль за счет расходов на приобретение газонокосилок. Основанием для признания таких затрат служат положения подпункта 6 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ.

Нормы этого подпункта позволяют включать в состав прочих расходов затраты на обеспечение пожарной безопасности организаций в соответствии с действующим законодательством.

Отвечает Александр Сорокин,

заместитель начальника Управления оперативного контроля ФНС России

«ККТ нужно применять только в случаях, если продавец предоставляет покупателю, в том числе своим сотрудникам, отсрочку или рассрочку по оплате своих товаров, работ, услуг. Именно эти случаи, по мнению ФНС, относятся к предоставлению и погашению займа для оплаты товаров, работ, услуг. Если организация выдает денежный заем, получает возврат такого займа или сама получает и возвращает заем, кассу не применяйте. Когда именно нужно пробивать чек, смотрите в рекомендации».

Из рекомендации Нужно ли применять ККТ при выдаче, получении и возврате займа

www.glavbukh.ru

Расходы на обеспечение пожарной безопасности

Сайт журнала «Упрощенка» Электронный журнал «Упрощенка»

Собственники имущества для обеспечения безопасности обращаются за помощью к специализированным организациям или обходятся собственными силами, например закупают и устанавливают нужное оборудование. Как именно поступить, решает каждый самостоятельно. Однако есть требования законодательства, которые руководители и индивидуальные предприниматели обязаны соблюдать. О них, а также о возникающих при этом расходах мы и поговорим.

Расходы на обеспечение пожарной безопасности

В настоящее время действует множество нормативных актов, содержащих требования и правила пожарной безопасности, которые должны соблюдать индивидуальные предприниматели, юридические лица, их руководители и работники. Основными из них являются: – Федеральный закон от 21.12.94 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон № 69-ФЗ); – Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Закон № 123-ФЗ); – Правила пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), введенные приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313 (далее – Правила пожарной безопасности); – Нормы пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденные приказом МЧС России от 12.12.2007 № 645 (далее – Нормы пожарной безопасности).

О чем должен знать собственник имущества

В статье 37 Закона № 69-ФЗ установлены права и обязанности организаций в области пожарной безопасности. Так, руководители фирм вправе: – создавать, реорганизовывать и ликвидировать подразделения пожарной охраны; – представлять на рассмотрение органам государственной власти и местного самоуправления предложения по обеспечению пожарной безопасности; – проводить работы по выявлению причин и обстоятельств пожаров, прошедших на предприятиях; – предпринимать меры социального и экономического стимулирования по обеспечению пожарной безопасности;

– получать разъяснения по вопросам пожарной безопасности, в том числе от органов управления и подразделений пожарной охраны.

В то же время руководители организаций обязаны: – соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и другие законные требования должностных лиц пожарной охраны; – разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; – проводить противопожарную пропаганду, а также обучать работников мерам пожарной безопасности; – включать в коллективный договор вопросы пожарной безопасности; – содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты и не допускать их использования не по назначению; – содействовать пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности; – предоставлять при тушении пожаров необходимые силы и средства; – обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны на территории, в здания, сооружения и на другие объекты предприятий; – предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших пожарах и их последствиях; – незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;

– содействовать деятельности добровольных пожарных.

Руководители организаций управляют системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

В главе 12 Закона № 123-ФЗ дается классификация пожарной техники. В зависимости от назначения и области применения пожарная техника подразделяется на следующие типы: – первичные средства пожаротушения; – мобильные средства пожаротушения; – установки пожаротушения; – средства пожарной автоматики; – пожарное оборудование; – средства индивидуальной защиты и спасения людей при пожаре; – пожарный инструмент;

– пожарные сигнализация, связь и оповещение.

Остановимся подробнее на видах пожарной техники, о которых должны знать руководители организации и иные лица, ответственные за пожарную безопасность на предприятиях.

Первичные средства пожаротушения используются работниками организаций, личным составом подразделений пожарной охраны и иными лицами для борьбы с пожарами (ст. 43 Закона № 123-ФЗ). К ним относятся переносные и передвижные огнетушители, пожарные краны и средства обеспечения их использования, пожарный инвентарь и покрывала для изоляции очага возгорания.

Установки пожаротушения – это совокупность стационарных технических средств тушения пожара путем выпуска огнетушащего вещества (ст. 45 Закона № 123-ФЗ). Они должны обеспечивать локализацию и ликвидацию пожара. Установки пожаротушения делятся: – по конструктивному устройству на агрегатные и модульные; – степени автоматизации – автоматические, автоматизированные и ручные; – виду огнетушащего вещества – водяные, пенные, газовые, порошковые, аэрозольные и комбинированные;

– способу тушения – объемные, поверхностные, локально-объемные и локально-поверхностные.

Средства пожарной автоматики предназначены (ст. 46 Закона № 123-ФЗ): – для автоматического обнаружения пожара, оповещения о нем людей и управления их эвакуацией; – автоматического пожаротушения и включения исполнительных устройств систем противодымной защиты;

– управления инженерным и технологическим оборудованием зданий и объектов.

Средствами пожарной автоматики являются пожарные извещатели, приемно-контрольные приборы и приборы управления, технические устройства оповещения и управления эвакуацией, системы передачи извещений о пожаре и т. д.

Пожарная сигнализация – совокупность технических средств, предназначенных для обнаружения пожара, обработки, передачи в заданном виде извещения о пожаре, специальной информации и выдачи команд на включение автоматических установок пожаротушения, исполнительных установок систем противодымной защиты, технологического и инженерного оборудования, а также других устройств противопожарной защиты.

Пожарный извещатель предназначен для формирования сигнала о пожаре, а пожарный оповещатель – для оповещения людей о пожаре.

Пожарный приемно-контрольный прибор принимает сигналы от пожарных извещателей, контролирует целостность шлейфа пожарной сигнализации, световой индикации и звуковой сигнализации событий, а также формирует стартовый импульс запуска пожарного прибора управления.

Пожарный прибор управления передает сигналы управления автоматическим установкам пожаротушения и включает исполнительные установки систем противодымной защиты, оповещения людей о пожаре, а также передает сигналы управления другим устройствам пожарной защиты.

Технические средства оповещения и управления эвакуацией – совокупность технических устройств, предназначенных для оповещения людей о пожаре.

В Правилах пожарной безопасности приводятся конкретные требования, которые должны соблюдаться индивидуальными предпринимателями и в организациях. Так, лица допускаются к работе только после прохождения противопожарного инструктажа. Во всех производственных, административных, складских и вспомогательных помещениях на видных местах должны быть вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны. На каждом предприятии распорядительным документом устанавливаются правила: – применения ни территории организаций открытого огня; – проезда транспорта; – уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды; – обесточивания электрооборудования по окончании рабочего дня и в случае пожара; – проведения временных огневых и других пожароопасных работ;

– осмотра и закрытия помещений после окончания работы.

Данный документ также должен содержать порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму. Кроме того, в нем определяется последовательность действий работников при обнаружении пожара, устанавливаются места для курения, а также максимальное количество сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, которое можно хранить на складе.

Если в здании на этаже находится более 10 человек, следует разработать и повесить на видном месте планы (схемы) эвакуации в случае пожара, а также установить систему оповещения людей о пожаре.

Руководителям организации и индивидуальным предпринимателям необходимо приобрести и установить систему пожарной безопасности. Она всегда должна находиться в исправном рабочем состоянии.

Противопожарный инструктаж проводится администрацией (собственником) предприятия по специальным программам обучения в соответствии с Нормами пожарной безопасности. В процессе инструктажа сотрудников следует ознакомить: – с правилами содержания территории, зданий и помещений, в том числе эвакуационных путей, наружного и внутреннего водопровода, систем оповещения о пожаре и управления процессом эвакуации людей; – требованиями пожарной безопасности; – мероприятиями по обеспечению пожарной безопасности при эксплуатации зданий, оборудования, производстве пожароопасных работ; – правилами применения открытого огня и проведения огневых работ;

– обязанностями и действиями работников при пожаре, правилами вызова пожарной охраны, а также применения средств пожаротушения и установок пожарной автоматики.

Налоговый учет

Итак, мы выяснили, что каждый офис, склад и иное производственное помещение должно быть оснащено системами пожарной безопасности, передачи извещений о пожаре и пожарной сигнализации, различными первичными средствами пожаротушения, пожарными приемно-контрольными приборами и другим необходимым оборудованием. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН с объектом налогообложения доходы минус расходы, учитывают расходы из перечня пункта 1 статьи 346.16 НК РФ. В подпункте 10, в частности, указаны затраты на обеспечение пожарной безопасности в соответствии с законодательством. Значит, если приобретаемые средства стоят 20 000 руб. и меньше, на их стоимость можно уменьшить налоговую базу.

Если же устройство обошлось дороже 20 000 руб., то его включают в состав основных средств, а затраты на его покупку списывают согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ. Первоначальную стоимость объекта равномерно относят на расходы в течение налогового периода в последние дни кварталов после того, как он будет оплачен, введен в эксплуатацию и, если необходимо, будут поданы документы на его регистрацию (подп. 1 п. 3 ст. 346.16 и подп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Заметим, при упрощенной системе первоначальная стоимость основных средств определяется в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете. На основании пункта 8 ПБУ 6/01 в нее входят суммы, затраченные на доставку и приведение объекта в рабочее состояние. Поэтому первоначальную стоимость составляют не только суммы, непосредственно уплаченные продавцу, но и расходы на транспортировку и установку оборудования.

Обратите внимание: просто приобрести и установить охранно-пожарную сигнализацию недостаточно. Необходимо заключить договор на техническое обслуживание. Суммы, уплаченные специализированной организации, учитываются в расходах согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ.

ООО «Вальтер», применяющее УСН с объектом налогообложения доходы минус расходы, 18 января 2010 года приобрело и оплатило пожарную сигнализацию стоимостью 27 600 руб. (в том числе НДС 4210 руб.). 21 января ее смонтировали и установили. В этот же день за услуги перечислили 13 900 руб. (в том числе НДС 2120 руб.). Объект начали эксплуатировать 25 января, а 26 января организация заключила договор на обслуживание сигнализации. Аванс за следующий месяц в размере 25 000 руб. (без НДС) перечислили 27 января, а 26 февраля подписали акт приемки-передачи оказанных услуг.

Кроме того, 19 января ООО «Вальтер» купило и оплатило огнетушитель стоимостью 1650 руб. (без НДС) и шкаф для его хранения – 1200 руб. (в том числе НДС 183 руб.). В тот же день оборудование ввели в эксплуатацию. Отразим указанные операции в налоговом учете.

Пожарная сигнализация стоит дороже 20 000 руб., а срок ее эксплуатации больше 12 месяцев. Значит, объект будет учитываться в составе основных средств. Первоначальная стоимость складывается из стоимости сигнализации (27 600 руб.), услуг по монтажу и установке (13 900 руб.). Она составит 41 500 руб. (27 600 руб. + 13 900 руб.). Расходы на приобретение списываются после оплаты и ввода в эксплуатацию равными долями по кварталам в течение налогового периода, то есть 31 марта, 30 июня, 30 сентября и 31 декабря 2010 года по 10 375 руб. (41 500 руб. : 4 квартала).

Плата за обслуживание признается в расходах согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ. Поскольку выданные авансы до осуществления расходов не учитываются, 25 000 руб. нужно отразить в Книге учета доходов и расходов только после подписания акта приемки-передачи услуг, то есть 26 февраля.

Также на основании подпункта 10 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ организация 19 января вправе отнести на расходы на обеспечение пожарной безопасности (покупку огнетушителя) в сумме 1650 руб. и шкафа для его хранения без НДС в сумме 1017 руб. (1200 руб. – 183 руб.). НДС, включенный в стоимость шкафа для хранения, в сумме 183 руб. будет учитываться как отдельный расход согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ.

Книга учета доходов и расходов за I квартал 2010 года представлена в таблице. Записи по списанию соответствующей части стоимости пожарной сигнализации в расходы в II, III и IV кварталах будут аналогичными.

Расходы на охранные услуги

Желая предотвратить несанкционированное проникновение в служебные помещения, а также защитить свое имущество от кражи и порчи, организации и индивидуальные предприниматели пользуются услугами частных охранных предприятий (ЧОП) или подразделений вневедомственной охраны МВД России. Эти варианты на страницах журнала уже подробно рассматривались, поэтому сейчас обратим внимание лишь на основные моменты.

Подразделения вневедомственной охраны действуют в соответствии с Законом РФ от 18.04.91 № 1026-1 «О милиции» и Положением о вневедомственной охране при органах внутренних дел РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14.08.92 № 589 (далее – Положение). Охранные предприятия осуществляют свою деятельность на основании Закона от 11.03.92 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в РФ». Отделы вневедомственной охраны и ЧОП обеспечивают охрану имущества клиентов и оказывают другие услуги согласно заключенному договору.

Издержки на охрану имущества также указаны в подпункте 10 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ. Значит, расходы по договору с охранной фирмой, зарегистрированной в соответствии с законодательством и , или с подразделением вневедомственной охраны уменьшают налоговую базу. Они отражаются в день оплаты оказанных услуг (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Естественно, расходы должны быть осуществлены.

Как известно, при упрощенной системе расходы, перечисленные в пункте 1 статьи 346.16 НК РФ, учитываются, если они соответствуют критериям пункта 1 статьи 252 НК РФ, то есть являются экономически обоснованными и документально подтвержденными (п. 2 ст. 346.16 НК РФ). Подразделения вневедомственной охраны могут оказывать только те услуги, которые указаны в пункте 3 Положения. Кроме того, цена за услуги должна быть сформирована в соответствии с порядком, изложенным в пункте 10 Положения. Если нормы законодательства при составлении договора не будут соблюдены, налоговые инспекции могут расценить суммы, уплаченные по нему, как не соответствующие пункту 1 статьи 252 НК РФ.

Несмотря на то что предприниматели и руководители стараются как можно лучше организовать охрану имущества, кражи все же случаются. Стоимость пропавших ценностей в расходы списать не получится, так как этого не предусматривает закрытый перечень пункта 1 статьи 346.16 НК РФ. Если ущерб возмещает охранное предприятие или отделение вневедомственной охраны, то полученную сумму необходимо включить во внереализационные доходы в день поступления в кассу или на расчетный счет (п. 1 ст. 346.15, п. 3 ст. 250 и п. 1 ст. 346.17 НК РФ).

ООО «Восход», применяющее УСН с объектом налогообложения доходы минус расходы, заключило договор с ЧОП на охрану офиса, предусмотрев возмещение ущерба за кражу имущества. Цена договора, рассчитанная в соответствии с Положением, составляет 13 000 руб. в месяц (без НДС). Расчеты производятся ежеквартально авансом в размере 39 000 руб. Эта сумма была перечислена 11 января 2010 года. Акт приемки-передачи работ за месяц подписан 31 января.

2 февраля была обнаружена кража компьютера, приобретенного в 2009 году, когда организация также применяла УСН. Сумма ущерба (в размере остаточной стоимости объекта) равна 23 890 руб. ЧОП на основании соглашения полностью возместило ущерб 9 февраля. Отразим указанные операции в налоговом учете.

11 января 2010 года ООО «Восход» перечислило охранному предприятию 39 000 руб. Однако деньги выплачены авансом, поэтому учесть стоимость услуг можно только после того, как они будут оказаны. Акт приемки-передачи за январь подписан 31 января. В этот день в расходы можно включить стоимость услуг за этот месяц, составляющую 13 000 руб. (39 000 руб. : 3 мес.).

Согласно пункту 3 статьи 250 НК РФ возмещенные суммы являются облагаемыми доходами и признаются в день поступления на расчетный счет. Значит, в день, когда ООО «Восход» получило компенсацию от охранного предприятия, то есть 9 февраля, организация должна отразить 23 890 руб. во внереализационных доходах.

Учесть остаточную стоимость украденного компьютера нельзя, так как данного расхода нет в перечне статьи 346.16 НК РФ. Тем более что затраты на его приобретение в налоговом учете были полностью списаны еще в 2009 году, до хищения.

У индивидуальных предпринимателей и организаций часто возникает следующий вопрос. Можно ли на основании подпункта 10 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ учесть расходы на охрану сотрудников? При упрощенной системе затраты на охрану отражаются в порядке, предусмотренном подпунктом 6 пункта 1 статьи 264 НК РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ), то есть так же, как и при общем режиме. Разъяснений контролирующих органов для «упрощенцев» нет, поэтому обратимся к письмам, адресованным плательщикам налога на прибыль. В одном из них Минфин сделал вывод, что подобные траты включаются в расходы, если они являются обоснованными (письмо от 08.05.2007 № 03-03-06/1/269). Признает ли их таковыми налоговая инспекция? Вряд ли. Ведь напрямую они не связаны с производством или реализацией продукции. Кстати, ранее Минфин подтверждал невозможность налогового учета расходов на охрану сотрудников (письмо от 17.11.2005 № 03-03-04/1/376).

В любой области используются специальные термины. Есть они и в сфере пожарной безопасности. Поясним некоторые из них. Полный перечень приведен в статье 2 Закона № 123-ФЗ.

Система передачи извещений о пожаре – совокупность совместно действующих технических средств, предназначенных для передачи по каналам связи и приема в пункте централизованного наблюдения извещений о пожаре на охраняемом объекте, служебных и контрольно-диагностических извещений, а также (при наличии обратного канала) для передачи и приема команд телеуправления.

Система противодымной защиты – комплекс организационных мероприятий, инженерных систем и технических средств, направленных на предотвращение или ограничение опасности задымления зданий, сооружений и строений при пожаре, а также воздействия опасных факторов пожара на людей и материальные ценности.

Система пожарной сигнализации – совокупность установок пожарной сигнализации, смонтированных на одном объекте и контролируемых с общего пожарного поста.

За нарушение правил пожарной безопасности предусмотрена ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере 500–1000 руб. для граждан, 1000–2000 руб. для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей и 10 000–20 000 руб. для юридических лиц (п. 1 ст. 20.4 КоАП РФ). Вместо штрафа деятельность предпринимателей и организаций могут приостановить на срок до 90 дней. За те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, гражданам придется уплатить штраф от 1000 до 1500 руб., должностным лицам и индивидуальным предпринимателям – от 2000 до 3000 руб., юридическим лицам – от 20 000 до 30 000 руб. (п. 2 ст. 20.4 КоАП РФ).

Если нарушение требований повлекло возникновение пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, то с граждан могут взыскать от 1500 до 2000 руб., с должностных лиц и индивидуальных предпринимателей – от 3000 до 4000 руб., с юридических лиц – от 30 000 до 40 000 руб. (п. 3 ст. 20.4 КоАП РФ). При несанкционированном перекрытии проездов к зданиям и сооружениям, установленных для пожарных машин и техники, с граждан взимается штраф от 300 до 500 руб., с должностных лиц и индивидуальных предпринимателей – от 500 до 1000 руб., с юридических лиц – от 5000 до 10 000 руб. (п. 6 ст. 20.4 КоАП РФ).

Согласно статье 173 ГК РФ договор с ЧОП, у которого нет лицензии, может быть признан недействительным.

www.glavbukh.ru

Расходы на обеспечение пожарной безопасности

пожарная сигнализация может быть признана как отделимым, так и неотделимым улучшением, в зависимости от того, может ее демонтаж быть осуществлен без нанесения вреда арендованному помещению, или нет.

В обязательном порядке смета составляется для объектов капитального строительства, финансируемых за счет бюджетных средств (подп. 11 п. 12 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ). Если объект строят за счет частных инвестиций и в договоре установлена твердая цена, для определения цены договора составлять смету необязательно.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1.Статья: Расходы на обеспечение пожарной безопасности

Лагунова М. Н., эксперт журнала «Российский налоговый курьер»

Расходы на пожарную сигнализацию в арендованном здании

Как правило, договор аренды нежилых помещений включает обязанность арендатора поддерживать здание (помещение) в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и осуществлять расходы на содержание здания (помещения). Указанный договор обычно не содержит обязанности арендодателя возмещать арендатору расходы, связанные с приобретением и установкой последним пожарнойсигнализации. В связи с этим у арендатора возможны следующие вариантыналогового учета затрат на пожарную сигнализацию, признаваемую амортизируемым имуществом.

Во-первых, пожарная сигнализация может быть признана неотделимым улучшением, но только при условии, что ее нельзя демонтировать без повреждения арендованного помещения. В этом случае по окончании договора аренды это неотделимое улучшение будет принадлежать арендодателю в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 623 Гражданского кодекса.

На основании пункта 1 статьи 256 НК РФ капитальные вложения в арендованное основное средство в форме неотделимых улучшений, произведенные арендатором с согласия арендодателя, признаются амортизируемым имуществом. Указанные капитальные вложения арендатор имеет право включать в расходы посредством начисления амортизации в течение срока действия договора аренды исходя из сумм амортизации, рассчитанных с учетом срока полезного использования, определяемого для арендованных объектов основных средств или для капитальных вложений в указанные объекты в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы2 (п. 1 ст. 258 НК РФ). Согласно данному документу пожарнаясигнализация относится к четвертой амортизационной группе (подкласс 14 331 9000 ОКОФ) со сроком полезного использования свыше пяти лет и до семи лет включительно. Исходя из этого организация-арендатор может установить свой срок полезного использования такого объекта. Чтобы признать в целях налогообложения прибыли названные затраты арендатор должен получить от арендодателя письменное согласие на установку пожарной сигнализации с обязательным указанием на то, что данные расходы ему не будут возмещены.

Во-вторых, пожарная сигнализация является отделимым улучшением, если ее демонтаж может быть осуществлен без нанесения вреда арендованному помещению.* По окончании договора аренды данное отделимое улучшение будет принадлежать арендатору при условии, что в договоре аренды не указано, что отделимые улучшения принадлежат арендодателю (п. 1 ст. 623 ГК РФ). Письменное согласие арендодателя на установку пожарной сигнализации в рассматриваемой ситуации не требуется.

При указанном варианте налогового учета, как и в первом случае, организация-арендатор включает пожарную сигнализацию в состав основных средств (п. 1 ст. 257 НК РФ). Амортизацию по такому объекту она вправе учитывать для целей налогообложения прибыли в течение установленного срока полезного использования (свыше пяти лет и до семи лет включительно).

Расходы на обслуживание пожарной сигнализации в форме неотделимых и отделимых улучшений арендатор может учесть при исчислении налога на прибыль в составе прочих расходов в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

ЖУРНАЛ «РОССИЙСКИЙ НАЛОГОВЫЙ КУРЬЕР», № 23, ДЕКАБРЬ 2010

2.Ситуация: Можно ли при заключении договора строительного подряда не составлять смету

Ответ на этот вопрос зависит от того, за счет каких средств подрядчику оплачиваются строительно-монтажные работы.

В обязательном порядке смета составляется для объектов капитального строительства, финансируемых за счет бюджетных средств (подп. 11 п. 12 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ).

Если объект строят за счет частных инвестиций и в договоре установлена твердая цена, то для определения цены договора составлять смету необязательно.*

Олег Хороший, государственный советник налоговой службы РФ III ранга

30.09.2014г.

С уважением, Чекалова Наталья, эксперт БСС «Системы Главбух».

Ответ утвержден Сергеем Гранаткиным, ведущим экспертом БСС «Система Главбух»

www.glavbukh.ru


Смотрите также

Содержание, карта сайта.